Практические навыки ухода за растениями и животными формируются в процессе какого труда

Обновлено: 04.10.2024

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

- чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

- помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

- уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

- выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

- участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

- посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

- помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установление этих свойств.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания: о растениях – свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания; о животных – внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.

Труд в природе создает благоприятныеусловия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообраз-ного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитаю-щими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д. соотнести изображение цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а за тем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. В младшей группе в пределах 5–7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте 20–25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Работу детей на участке (посадка и поливка цветов и овощей, рыхление земли, прополка грядок, перевозка и переноска земли, сухих листьев, снега и пр.) надо нормировать (ее продолжительность и вес грузов).

Дети 7–8 лет без особого напряжения могут поднимать и переносить на небольшие расстояния груз весом 2 кг, лейку или ведро с водой вместимостью 2,5–3 л. Переносить воду лучше не одним, а двумя ведрами. Объем каждого ведра в 2 раза меньше (1–1,5 л), при этом тяжесть воды будет распределяться равномерно на обе руки и нарушение осанки при работе будет исключено.

Поскольку дети переносят груз на садовых носилках вдвоем, общий его вес должен быть в 2 раза больше того, который может поднять один ребенок (примерно 2,5–3 кг вместе с носилками). Детям 6–7 лет разрешается также вскапывать рыхлую землю в течение 10 мин, разгребать свежевыпавший снег, при этом надо следить за тем, чтобы они работали в определенном темпе, сильно не утомлялись. В целях предупреждения детского травматизма обслуживающий персонал регулярно проверяет исправность всех видов оборудования.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовали росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные порученияприменяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Коллективный трудв природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируется общественные мотивы труда и т.д.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.

Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.

Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.

Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.

Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.

Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
dlya_svety-peredelat.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.

Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.

Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.

Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.

Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.

Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ухода за комнатными растениями. 6.В теоретической части данной работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить формирование трудовых умений и навыков как одну из задач экологического образования дошкольников.

2. Выявить особенности трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. проанализировать методическую литературу по данной теме.

4. проанализировать значение развивающей среды в формировании трудовых навыков по уходу за растениями.

5. Изучить разнообразие методов и форм в процессе формирования

у дошкольников экологических представлений и трудовых умений

Была выдвинута гипотеза - мы предполагаем, что освоение трудовых умений старшими дошкольниками в процессе ухода за растениями уголка природы проходит наиболее успешно, если соблюдать следующие условия:
1. задания должны быть посильны детям, и их сложность будет нарастать постепенно; 2. умения и знания о растениях уголка природы необходимо формировать одновременно; 3. использовать разнообразные и интересные детям методы и приемы работы.

Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее. Воспитать бережное отношение к природе важнейшая задача детского сада. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, Родине. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях . Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания, в дальнейшем, желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

1. Выявление уровня развития трудовых умений у детей

старшей группы. 2. Формирование трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями уголка природы у детей старшей группы. 3. Проанализировать условия проведения опытно-экспериментальной работы.

Практическая работа проводилась в ДОУ №88, Приморского района, в подготовительной группе, количество человек в группе 25: 17 девочек и 8 мальчиков, возраст детей от 6 до 7 лет.

В группе оформлены и подобраны разнообразные игры экологического содержания:("Четвертый лишний"; "Найди по описанию"Как зовут тебя, деревце?"; "Дары природы"; "Найди лишнего"; "Собери картинку".).

Практическая работа включала 3 этапа.

Диагностика проводилась в форме индивидуальной беседы направленной на определение уровня знаний об особенностях растительного мира и задания на выявление уровня трудовых умений по уходу за комнатными растениями.

Познакомьтесь с данными полученными в результате диагностирования. Пр.1). Анализ результатов оформлен в виде диаграммы (д.констатирующего эксп.). В которой видно, что 20% детей имеют низкий уровень -З атрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы, В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям, 20% имеют высокий Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям, 60% средний уровень- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Наше обследование дополнило анкетирование родителей, которое было проведено с целью выявить, понимают ли родители важность совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию детей. Выяснить отношение детей к живому (приложении 3). Исходя из результатов анкетирования, мы сделали следующие выводы: комнатные растения есть дома у всех, но привлекают родители детей к уходу за ними редко, только одна мама привлекает ребенка к уходу за комнатными цветами регулярно. Дети не проявляют негативного отношения к живому в целом. Так же все родители согласны с тем, что работа по экологическому воспитанию детей должна вестись не только в ДОУ, но и в семье. 2 этап. В процессе формирующего педагогического эксперимента мы старались выявить наиболее эффективный способ повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников. 2) внедрить комплекс, спланированных мероприятий в работу ДОУ. Формирующий педагогический эксперимент проводился в феврале 2009 года. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи: 1.В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровне сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников. 2.Более подробно сформировать знания о потребностях растений 3.Уточнить и конкретизировать знания об уходе за растениями 4.Cформировать умения и навыки по уходу за растениями. На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них трудовых умений по уходу за комнатными растениями. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использовался интегрированный подход . Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Была разработана система по формированию трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями (пр.2). Включает в себя серию занятий, опытов, игр, во взаимосвязи с изо-деятельностью. В работу мы включали метод моделирования, использовались модели на освоение трудовых действий, помогающие усвоить строение и функции органов растений, модели доказывающие , что растение живое. Работа проводилась как фронтально так и индивидуально.

Методика экологического образования - Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им

Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

- чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

- помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

- уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

- выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

- участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

- посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

- помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);

Труд в уголке природы

Уголок живой природы в детском саду ―одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, кроликов, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сажают луковицы, сеют крупные семена, поливают растения на грядках, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Работа по формированию у детей элементарных умений организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека

В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д.

Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия. Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

В средней группе труд усложняется. Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. Сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай).

Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

С помощью воспитателя дети готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

В старшей и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2―3 человека). Это наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощью воспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протирают листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.

Время от времени в уголке природы воспитатель проводит совместную работу детей всей группы, например периодически организует мытье комнатных растений; при этом каждое растение поручает двоим детям. Воспитатель напоминает, как нужно это делать. На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы дети бережно относились к животным и растениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца.

Читайте также: