Правильная посадка на фиксе

Обновлено: 05.10.2024

Купил себе фиксед и делюсь впечатлениями, которые, вероятно помогут новичкам в этом виде вело-покатушек.

Все описаное ниже является исключительно личным опытом езды на фиксед гире и автору(то есть мне) немного насрать на троллей и идиотов. Шо понЯл - то написал. Конструктивная критика приветствуется.

Фиксед гир. Основы. (16+ присутствует ненормативная лексика, блять!)

Основано на реальных событиях.

Что такое фиксед гир? Это велик на котором нет тормозов, а заднее колесо крутится вместе с педалями постоянно, не зависимо от твоего желания. Крутится колесо - крутятся педали. Крутятся педали - крутится колесо. И никак иначе.

Эпиграф, мать его в дышло.

"Забудь все чему учили тебя ранее. ща будем учиться заново"©Любой препод/работодатель

Ты посмотрел крутой фильм про велосипедистов, типа "Летучий шотландец" или "Срочная доставка" и загорелся фикседом. Ты уверен, что фикс для города это круто и охрененно. Не буду тебя разочаровывать - это реально круто. По сравнений с классическим МТВ-шником(горником) разница разительная. В ощущениях при езде, в скорости. В проходимости. Дам несколько советов от своей собственной шкуры.

Придется учиться заново.

И так. Ты какими-то правдами или неправдами раздобыл себе фиксер(он же фиксед, он же фикс, он же "смотрищаёпнется!").

Нулевое и вообще то, что стоит сделать в самом начале. Если у тебя втулка флип-флоп - разворачивай колесо на фикс-сторону и снимай нахрен тормоза. Сингл-спид ты можешь и у деда на даче взять покататься.

1. До этого ты катал на МТВ, шоссейнике, циклокроссе - не важно. УЧИСЬ! Это совершенно другой тип велосипеда к которому ты привык. Будь готов к постоянным подпрыгиваниям на седле и педали одновременно. Переучиться с фривила(когда передача не фиксирована и колесо крутится постоянно) ОЧЕНЬ сложно. По началу старайся ездить там, где как можно меньше машин, роллеров, других велосипедистов, зевак. Последнее дабы не уязвить свое эго. Выбирай для начала длинные, прямые, ровные отрезки и учись просто ехать постоянно крутя педали, не зависимо от твоего желания. Запомни - педали крутятся пока ты движешься. Это кстати касается даже пешего перехода.

Позже, когда почувствуешь уверенность, что ты научился ездить прямо - переходи на длинные, прямые отрезки с припаркованными машинами, лежачими полицейскими, горбатыми люками, рельсами и прочей херотой что попадается на дороге. Когда ты ёбнешься с десяток раз - возвращайся на первый участок и снова катай. Можешь попетлять.

2. Ты научился ездить прямо, по выбоинам. ЗАБУДЬ про свободный ход! Его просто нет! Видишь впереди какую угодно выпуклость просто привстань на педалях и крути их дальше, будто ты набираешь разгон. Нет! не надо давить со всей дури, блять! Тебе сейчас надо просто не ёбнуться! Педали и скорость никуда не денутся, просто привстань и крути. Не спеши. Помнишь что я сказал в начале? - "Придется учиться заново".

Всех лежачих полицейских, которых ты привык объезжать по самой кромке, по той узенькой полоске асфальта между поребриком и самим полицаем, придется преодолевать поверх. Да, вилка не амортизирует. Да, трясет, Да, в жопку отдает. Но если ты хочешь распластаться на асфальте в позе буквы "ЗЮ" - вперед. Не! Может тебе и повезет на этот раз, но очень велика вероятность, что ты зацепишь педалью одну из сторон(поребрик, полицай) и ёбнешься. Оно тебе надо? Лучше привстань на педалях и аккуратно крути.

3. Скажу пару слов о тормозах. Начнем с того что их нет. Не совсем нет, а в привычном для тебя смысле. "ИХ, БЛЯТЬ, НЕТУ. " - Это первая мысль которая посетит твой светлый ум при попытке затормозить, легонько нажав на ручку тормоза. Передний, задний - без разницы. ИХ НЕТ. Потом ты вспомнишь как тормозят крутые фиксеры - "ну типа как то они там ноги напрягают и колесо заднее клинится. " и резко(в зависимости от скорости) подпрыгнешь на седле. В лучшем случае. В худшем - асфальтовая болезнь в тяжелой форме(зависит от собственного веса). Такой способ торможения называется "Скид"(от англ. - skid - пойти юзом). Не бойся, мой юный друг, я скажу тебе как можно тормозить на фиксе, без таких, как оказывается сложных, трюков. Вспомни видео про BMXеров. Они там ставят ногу на заднее колесо. На первых порах это тебе поможет, только ногу ставь не носком на колесо, а пяткой, ближе к середине стопы и дави. Примерно тот же финт проходит и с передним колесом - ставишь аккуратно(АККУРАТНО, БЛЯТЬ!) ногу(носком уже) на колесо со своей стороны вилки и придавливаешь. Ты ведь уже ездил на великах с хорошими передними тормозами? Знаешь чем чревато заклинивание переднего колеса на скорости? Ну и помни об этом. Все же не забывай про скид. Штука эффектная и даже эффективная(хотя хз, сам еще не научился. Научусь - напишу чо как). Ах да! Про скид. Скидить у тебя получится либо в контактных педалях, либо с туклипсами, либо у тебя пиздец ниибаца раскачанные ноги. Купи туклипсы. Эти пиздюлины стоят не дорого(в сравнении с контактами или качалкой), а пользы от них реально дохера.

4. Про проходимость можешь забыть! Если на горнике ты смело срезал по газону в любую погоду, плевал на ямы и колдобины(вилка то амортизирует-на!) то на фиксе придется просчитывать маршрут точнее, с учетом более менее ровного асфальта. Так стоит помнить что ПЕДАЛИ КРУТЯТСЯ ПОСТОЯННО! У тебя не получится на педальках замереть, закинуть переднее колесо на бордюр/поребрик, перекинуть вес на передок, дождаться пока заднее колесо упрется в препятствие и крутануть педали дабы вылезти с проезжей части. Нет! тут все надо делать быстро и одновременно.

В грязи завязнешь, в жидкой грязи забуксуешь. Говорят какие то сумасшедшие зимой на фиксах катают. КАК. Я на зубастой резине по гололеду или наледи убирался в дорогу с ходу.

В общем езди по асфальту. По ровному асфальту

Во! Чуть не забыл! Если колеса мокрые - тормозной путь увеличивается в 5, а то и в 7 раз! И это без разницы - ногой по колесу, скидом или "штатными" тормозами, ободными.

По основному пока все. Разве что мелочи остались:

- руками размахивай аккуратнее. тут управление чувствительнее и каждый твой дёрг в сторону отзывается на траектории движения.

- оборачивайся аккуратнее! тут управление. ну ты понял.

- тормозной путь! учитывай что он тут, сука, длиннее!

- если чувствуешь что рукам не удобно на прямом руле - МЕНЯЙ НАХУЙ! булхорн или баран тебе в помощь. Рекомендую булхорн, с ним и хват универсальнее(ну типа и прижаться к рулю удобнее при разгоне, и вкручивать легче) и выглядит круто.

Надеюсь тебе это помогло.

Пост зайдет в массы - напишу еще чего про велики. Нет - ограничусь "техникой скида". А то я чет искал по сетям "как правильно скидить" - нигде нет нормального описания для чайника(ха-ха! я чайник епта!)



Таким он приехал из Питера (где и был сделан). Элегантный, но подуставший, овощной на ходу, и как-то без изюминки. Сперва я хотел взять более злую раму, перевесить туда все, эту раму продать… Но кинул прощальный взгляд… Первая любовь… Передумал и пересобрал.

Что такое фиксед гир (фикс)? Буквально — фиксированная передача. То есть одна задняя звездочка, жестко закрепленная на втулке. И педали крутятся всегда, пока крутятся колеса. Непривычным это может показаться только современникам, первые велосипеды были именно такими. И сейчас таким может быть любой. Хоть горный, хоть прогулочный. Однако по факту — фикс — это не просто абы какой вел без свободного хода, а более-менее близкий к гоночному трековому.


Почему? Отправляться на таком в дальнобой накладно в первую очередь из-за рельефа. Чем больше спусков и подъемов, тем сложнее подобрать оптимальное соотношение звезд, чтоб и в гору въехать, и с горы не притормаживать рискуя переборщить с каденсом (частотой вращения педалей). До сих пор помню, как в детстве с растопыренными ногами (между которых бешено вращались педали) летел с горы и тормозил в забор… То есть шоссейный и туристический вариант отпадают. А наваливать на горном не выйдет еще и потому, что специфика езды по бездорожью заставляет часто ехать стоя на педалях. Что затруднительно, когда они вращаются… Та же история с трюковым байком (BMX). А любителям прогулок на расслабоне вообще непонятно — зачем всю дорогу крутить педали.


В итоге пришлось разобрать буквально все, кроме заднего колеса. Его я только протянул. С остальным пришлось повозиться… Заменил больше половины деталей, вкинул больше 10- ки. Общий прайс перевалил за 30 (и за готового магазинного китайца на заднем плане, очень даже бодрого). И это бюджетно, серьезно. :)

А и в самом деле — зачем? Стандартная отмазка большинства обзоров — простота конструкции, из которой вроде бы логично следуют легкость, доступность и надежность. Но любой продвинутый автолюбитель знает, что зависимость эта весьма и весьма опосредованная. Надежность определяется скорее качеством, а не количеством деталей, да и легкость тоже. Производители для выставок делают шоссеры весом по 2,5 кило, но в велогонках тоже есть регламент, и в том числе по весу — аж 6,8 кг в снаряженном виде. А то ветром сдует, да и дорого. Хотя дешево все равно не выходит, и вовсе не из-за "лишних" деталей вроде передач и тормозов. Хорошая гоночная рама — произведение инженерного искусства, что шоссейная, что горная, что трековая. И ценники соответствующие. Доступность не синоним минимализма. В Ашане полно дешевых байков, обвешанных что твоя новогодняя елка не только тормозами и передачами, но звонками, катафотами, насосами, багажниками, подножками и прочей лабудой.


Да, минимализм это красиво, но мы собрали очень симатичный вел из того самого ашанбайка, просто сняв с него весь этот сказочный обвес, ободрав наклейки (и наклеив свои), и заменив некоторые детали. Та же одна передача, минимум деталей, и тормозов не видно, тормоз-то ножной, в задней втулке, как в старые-добрые времена. Внешний эффект ровно тот же, хотя с фиксом вообще ничего общего. Доступно, красиво, и никакого экстрима. Мне этого байка показалось мало, захотелось больше скорости и драйва, вот и решился на фикс. В деталях еще не зная — что за зверь, в целом сразу понял — оно.


Решение пересобрать переднее колесо с ободом на 36 дыр на 24-дырочной втулке было чистым пижонством. Но таки минус 200 грамм и аэродинамика, пустячок, а приятно. Ну и сама втулка бодрее и веселее.

А хитрость вот в чем. На обычном как? Разогнал и катишься, отдыхаешь… А тут та же инерция работает не только на накат, но и вращение педалей. На обычном усилие ног с каждым кругом начинается по сути с нуля, а на фиксе — нет. Психологически кажется, что всю дорогу крутить — масса лишней работы, а оказывается — наоборот. Сами крутятся, на поддержание движения нужно минимум усилий. А настоящая работа начинается на большой скорости.


Звезда была еще живая, просто не нравилась. Расчет 48х17 хороший, мне объективно по уровню подготовки было как раз, но субъективно… Нравится, когда в спинку вжимает на разгоне. Пусть даже ценой лишних усилий. Плюс явно чувствуешь куда расти. Так что 51х16 самое то. Ну и да, не без внешней крутости. Автор — Вова Гомжин, завод Салют. Сделано в Москве. :)

И вот здесь возникает масса конструктивных особенностей, который отличают фикс буквальный, от фикса реального, как дорожной ипостаси трековой пушки-гонки. Легкость, конечно, важна, как и минимальные потери в трансмиссии, но интереснее, да и актуальнее, наверное, жесткость и аэродинамика. С жесткостью все просто — любая податливость, рамы, вилки, колес, педалей, даже руля… Любой прогиб будет засчитан в потери ватт, накрученных ногами. Если взять горный велосипед, как наиболее наглядный пример, и представить как от нажатия на педаль не только прокручивается заднее колесо, но и прогибается вся хитромудрая амортизация, толстые колеса с низким давлением, даже шашечки протектора. От каждого нажатия! Сколько энергии, добытой в неравной борьбе с педалями, тупо уходит в землю… Повторюсь, это просто пример, отговаривать людей ездить по городу на MTB примерно так же бессмысленно, как на TLC. :)


Седло Сан Марко, выбрано из трех, не считая того китая, что было. Жесткое, но удобное. Выбрано тоже по дизайну, конечно. :)

Рассказ о том, какое непреодолимое аэродинамическое сопротивление создают ручки, тросики, переключатели, натяжители и "лишние" звездочки, мог бы вызвать усмешку, если бы мы не знали как поклонники шоссеров любят тросы, убранные в раму… На самом деле история с аэродинамикой похожа на историю с весом. Сопротивление отдельного взятого компонента вряд ли почувствует даже профи, но все в комплексе дает очень ощутимый эффект. А самый большой вклад в обтекаемость, как и в общую массу, дает сам ездок. Шмотки само-собой, но главное — посадка. Именно поэтому на трековом байке руль стоит значительно ниже, чем на шоссейном. Тем более, что у трекового каретка стоит выше, чтобы не цеплять педалями при наклонах. А значит и педали, и зад, и нагибаться надо еще ниже. А это не только требует отдельных тренировок на растяжку и ухудшает обзор, но еще и затрудняет дыхание, что, в свою очередь, ухудшает снабжение мышц кислородом. И ничего не попишешь, скорость требует жертв.


Руль Истон, вынос Деда, легкие, красивые, удобные. То, что доктор прописал. Обмотку мотал предыдущий хозяин руля, вышло не очень ровно, но я перематывать не стал. Это ж фикс. Руль не трековый, конечно, можно спокойно ездить с верхним хватом. К максимальному экстриму пока не готов. Трековый руль надо еще заслужить годами упорных тренировок. :)

Долго ты так протянешь? Далеко ли уедешь? В спринте вопрос не актуальный, а в городе? А что такое 20 км для участника веломногодневки а-ля Тур де Франс? Чисто перекур. Особенно если город не в горах, как те же Москва и Питер. Так зачем весь этот тюнинг в бетонном зоопарке? Чтоб коленки не болели проще ездить на мопеде. Спорт это боль, иначе… "Была без радости любовь, разлука будет без печали." Да и никто на самом деле не заставляет ехать в город с трека прям как есть. Ставь выше руль, ставь тормоза, меньше звезды, толще шины… Но ездить по городу на гоночной технике… Даже медленно… Никто не хочет Caterham на номерах, да? :)

Fixed gear велосипед — это велосипед у которого, по умолчанию нет свободного хода втулки, то есть педали вращаются постоянно. По сути фикс или же велосипед с глухой передачей, вел для езды по велотреку. Адаптировали его для города наши западные друзья для курьерских нужд.

Как происходит процесс торможения на таких велосипедах? Если ты новичок и только начал катать, то тут в помощь тормоз, как правило передний, им более эффективнее тормозить. А вообще тормозишь скидом, то есть препятствуешь вращению колеса ногами, блокируя ход вращения колеса, как бы тянешь его в обратную сторону.

Это для тех, кто захотел простого и быстрого велосипеда. Шоссейники нужно постоянно обслуживать и мыть их весьма проблематично, маунтин байки по городу — глупо

На базе любого города, где есть фикс движуха, стараются сделать своего рода коммьюнити. У ребят из Москвы это отлично вышло. FGM, да, ребята молодцы, двигают тему, организуя аллейкаты (неофициальные, неформальные велогонки) на открытие и закрытие сезонов, гоночки на парковках и треклокроссовые покатушки.

При достаточной информационной подкованности, опыта работы с велосипедами, инструментом и наличия рук, растущих из нужного места, сложностей при сборке вела из коробки не возникнет.

Однако, если ты решил собрать вел сам и с нуля, тут много подводных камней и сюрпризов. Разные стандарты резьбы, рулевых, диаметров комплектующих. Нужно изучить очень много материала или просто обратиться в хороший велосервис к специалистам.

Где закупают детали — это уже вопрос кошелька. Можно разжиться неплохим пользованым на FGM, Ebay, авито или заказать из США или Европы. Я заказывал из США, Калифорнии, по причине недоверия к Российским, Украинским, Казахстанским дистрибьюторам. Пришло все в целости и сохранности, спустя два месяца.

Есть еще паблики и группы в контактах. Там в альбомах продажа/покупка, можно найти интересующую деталь.

Существенны ли отличия покупного и кастомного фикса? Опять же вопрос бюджета и индивидуального чувства стиля и спортивного азарта. На данный момент онлайн магазины могут собрать вам фикс на любых желаемых компонентах, из различного материала (алюминий, сталюга, карбон) в любой цветовой гамме и на любом обвесе, вплоть до желаемого веса велосипеда.

Визуально, если фикс собран на коленке, в подвале, на базе любого шоссейника, туринга, любителю отличия будут не так заметны, как человеку, имеющему опыт с фиксами

Какие есть преимущества у подобного транспорта по сравнению с другим? Перед авто — экологичность, польза для здоровья, независимость от скоростного потока машин и пробок.

По сравнению с обычным велосипедом — простота обслуживания, большая скорость передвижения по городу, быстрота сборки/разборки при транспортировке

К недостаткам могу отнести большой тормозной путь при торможении скидом в дождь и при движении с большой скоростью. При использовании большого соотношения ведущей звезды и ведомой (55/13, 53/12), быстро изнашиваются колени, появляется дискомфорт, хруст, возникает необходимость в реабилитации коленного сустава.

В большинстве Европейских стран, с развитой велоструктурой, в частности Германии, Франции, использование фиксов, как транспортного средства без фактических тормозов, запрещено на законодательном уровне

До какой скорости может разгоняться такой велосипед? Если хотите узнать скорость до которой разгонял я свой фикс — 67км/ч, с горки. По ровному дорожному полотну, с градиентом -13* — 55км/ч. Средняя скорость по городу 30-40км/ч.

Способности зависят от навыка езды и профессионализма. Есть масса нюансов, к примеру, аэродинамика, правильная посадка и педалирование.

Педалирование — это то, как правильно ты крутишь педали на велосипеде. Мы привыкли, что вот велосипед, сел и едь, просто педали толкай. Существует большое количество педалей (контактные, педали-платформа, шоссейные).

Фиксеры в основном используют педали-топталки со стрепами и шоссейные/трековые с туклипсами. Езду на контактах причисляю больше к продвинуто-профессиональному уровню. Педали с данными девайсами позволяют не только толкать педаль, но и тянуть ее за собой, влияя на распределение сил при педалировании, скорость и усталость мышц ног.

Посадка — это то, какую позицию занимаешь ты и твое тело при посадке на велосипеде. На посадку влияет правильно подобранная высота рамы, правильно выставленное седло, длина выноса, положение руля.

Использую велосипед как постоянный транспорт, в 60% случаев. Не все мои родные и близкие разделяют мое предпочтение велотранспорту. А так да, ночные покатушки также для меня не редкость.

Маневрирование — неотъемлемая часть езды на фиксе. Если ездить обдуманно, анализируя ситуацию наперед и на трезвую голову, имея базовые средства защиты и освещения, то ДТП можно избежать.

Какова средняя стоимость такого велосипеда и отчего она зависит? Зависит от компонентов, обвеса на велосипеде и производителя фикса. Попробую расписать.

Новый фреймсет (комплектность из вилки с рамой) — до 20 тысяч рублей и выше (можно найти как сталь, так и алюминий, либо рама алюминий плюс вилка карбон).

Вилсет (фирменные колеса в паре) — на промах или на насыпи, зависит от предпочтений до 10-15 тысяч и выше.

Система, каретка и педали — до 6-8 тысяч и выше, руль и вынос до 3-4 тысяч, подседел и седло до 5 тысяч и выше. Брал субъективно примерный ценовой диапазон.

Мой велосипед на момент приобретения обошелся мне вместе с доставкой в 50 тысяч рублей. Это Aventon Cordoba 2017 Limit Edition, заказывал, как и говорил до этого, через дистрибьютора в Америке

Дорого ли его обслуживать и чинить? Зависит от характера поломки. Если ты, попав в ДТП, повредил топ тьюб, перья или стакан рулевой, то ремонт рамы обойдется дорого.

Из обслуживания — периодическое ТО смазывание цепи, заплатка камер, устранение небольших восьмерок. Сезонное — смазка узлов, проверка фикса на наличие дефектов и их устранение. Занимаюсь этим самостоятельно, есть все необходимое оборудование, а комплектующие не проблема заказать.

Существуют ли соревнования на fixed gear велосипедах? Да, мировые — это ежегодный чемпионат для велосипедов с фиксированной передачей SSWC, также чемпионат RAD RACE FIXED42. Также проводятся соревнования по байк поло. Это то же поло, но на великах c фиксированной передачей. Неофициальные могут проводиться везде, называются они аллейкат гонки. Приехал первым или прошел все чекпоинты, молодец, держи с полки пирожок — ты победитель. На данных гонках делается акцент больше на массовость, популяризацию мероприятия и фикс движения, нежели на гоночную часть, где как правило, есть регламент, требования и нормы. Постеры и арты к данным ивентам оформляются очень креативно.

Езда на любом велосипеде — это циклические физические нагрузки. Большая физическая подготовка не нужна. Начинать стоит с малых дистанций, постепенно увеличивая протяженность. По началу будут сильно уставать ноги, так как педали крутятся постоянно. Но к этому привыкаешь, главное не забывать, что свободного хода нет. Имея основные навыки езды на велосипеде, можно приспособиться.

С чем бы я сравнил езду на fixed gear велосипеде? Это когда ты и велосипед — одно целое. Ты летишь и чувствуешь себя счастливо и свободно.


Я катаюсь на велосипеде по Москве уже несколько лет, но в последние полгода я крутил педали чаще, чем всю свою жизнь. По чистой случайности я открыл для себя прелести фиксированной передачи — хотя прежде считал ее скорее экстримом, чем эффективным и просто кайфовым средством передвижения. Помимо этого я узнал немало крутых историй о культуре фиксед гира. Немного об этой культуре и моем личном опыте расскажу ниже.

Этот текст — не рекомендация и не гид по выбору велика на лето, и не мнение велоэксперта о фиксе. Если вы впервые задумались о выборе велосипеда, лучше начать с чего-то простого, как обычный односкоростной велосипед — синглспид. Но если вы откатали свою условную тысячу километров по городу и ищете новых ощущений — фикс может стать следующим этапом. И не факт, что за ним будет еще один: хотя я и подумываю купить себе шоссейник, заменить им ощущения от катания на фиксе невозможно.

Что такое фикс?

Так работали и самые первые велосипеды, но эту схему быстро сменили более продвинутые, которые позволяли передвигаться с большим комфортом — как минимум потому, что у велосипеда ничего не крутилось само по себе.

Фиксированная передача на какое-то время осталась достоянием трековых гонок и цирковых арен. Но даже на примере цирковых трюков можно объяснить один из самых кайфовых моментов фикса. В цирке важно, что прямая передача позволяет полностью контролировать ход велосипеда. С ней ты можешь ехать и вперед, и назад, и балансировать в стойках — все это без тормоза. Это другой уровень слияния с велосипедом, который также кардинально меняет ощущения от езды. Но пришли к этому далеко не сразу.

Доставка с ветерком: как фикс стал эффективным средством передвижения по городу

Практически с момента изобретения велосипеда во второй половине XIX века его начали использовать для доставки мелких грузов. Сложно сказать, где и когда велокурьеры начали использовать именно велосипеды с фиксированной передачей — но в 80-е годы XX века в Канаде и США уже работало множество курьеров, предпочитавших фикс любому другому типу велосипеда. На это были веские причины.

Но главное — это движение. Отсутствие обычного тормоза на фиксе предполагает, что ты не должен останавливаться, пока не достигнешь определенной точки. Ты можешь крутить педали быстро и ускоряться — или медленно, тем самым замедляясь. Ты ищешь оптимальный маршрут, вовремя разгоняешься или сбрасываешь скорость в зависимости от происходящего впереди, но останавливаешься только тогда в пункте назначения. Оптимальные маршруты опытных курьеров не ограничиваются обочиной и проложены прямо сквозь трафик.

В следующие годы аллейкэты вышли за пределы Торонто, добравшись до США, Европы и даже стран Азии. Суть всегда оставалась прежней — это были уличные гонки на фиксах. И в силу специфики передвижения опытных велокурьеров, гонки, как правило, незаконные: ведь если для них специально будут перекрывать улицы, это будет уже совсем другая гонка.

Об одном из самых известных аллейкэтов прямо сейчас — нью-йоркском Monstertrack — я не так давно рассказывал. Позже я узнал, что среди участников последней гонки был и русский — и решил задать ему несколько вопросов.


Мы привыкли слушать о ней из каждого чайника, только когда она что-то выпускает — в остальное же время никто из Rockstar не раздает интервью, не ездит по выставкам и вообще нигде не фигурирует. Но на Red Hook Crit логотипом компании завешано просто все, что можно. Почему именно эта гонка? Неужели братья Хаузеры сами катаются на фиксе? Узнать об этом ничего не удалось, но очевидно, что поддержка Rockstar была очень важна: вместе с окончанием пятилетнего договора с компанией у организаторов начались проблемы с деньгами, и в 2019 году они решили взять перерыв.

Опыт велокурьера в Нью-Йорке

Далее в одном из веломагазинов города Алекс увидел флаер Monstertrack и решил принять участие. Так он стал участвовать в гонке раз в год. На тот момент он не знал никого из тусовки курьеров. Несколько лет спустя на очередном MT Krussia финишировал в первой десятке, и его позвали на другую гонку.


На последнем Monstertrack Krussia был близок к победе — но по итогам ему пришлось практически самому себя дисквалифицировать. Подробности этой истории в его изложении можно прочесть здесь.

По словам Алекса, изначально он не горел желанием стать частью тусовки, но со временем это произошло само собой.

Не менее вдохновенно рассказывает он сейчас и о выборе, который сделал в свое время.

Самое крутое в этих словах то, что после полугода на фиксированной передаче я, пожалуй, подпишусь под каждым из них.

Личный опыт


Надин решает вопрос с бесшумными занавесками. В моем случае все было не так просто

Итак, на фиксе нет тормозов. Точнее, так — их нет у тех, кто умеет на нем ездить. Потому что и разгоняешься, и замедляешься ты, крутя педали. Либо крутишь их вперед, либо упираешься — например, на спуске с горки. Последнее упражнение — самый неожиданный сюрприз для новичка на фиксе и его мышц. Но именно эта постоянная связь ног с ходом велосипеда выливается в новые, крутейшие ощущения.

Чтобы затормозить на прямой передаче, нужно остановить педали. По идее, можно попробовать резко переложить весь вес на одну из педалей— но это слишком сложно. А вот если вы пристегнуты к педалям, то на одну вы можете опереться, а другую — потянуть вверх. И если представить переднюю звезду как циферблат, для торможения нужно просто остановить ноги примерно на 9 и 3 часах соответственно, предварительно перенеся вес на руль. В таком случае заднее колесо заблокируется и, проскользив им по асфальту (в чем состоит особенный кайф), вы остановитесь.

Но смысл фикса не только в том, чтобы красиво затормозить — но и ехать так, чтобы тормозить не пришлось.

Грубо говоря, как только ты садишься на фикс, начинается игра — кто затормозил, тот лох. Единственная правильная тактика тут — смотреть куда едешь внимательнее обычного. Рассчитывать заранее, стоит ли разгоняться, или лучше замедлить ход — или не сбавлять скорость, потому что можно куда-то свернуть и продолжить движение.

Ни на одном велосипеде так не обостряется чувство ответственности, как на фиксе. Ты уже не можешь просто катиться вперед и тормозить одним движением руки. Следовательно, ты не можешь допустить ситуацию, где ты на полном ходу оказываешься в сантиметре от машины или человека — значит, ты плохо просчитал свое движение.

Krussia сравнивал катание на фиксе с медитацией, и в этом тоже есть своя истина. Монотонное педалирование вводит тебя в интересное состояние; я бы назвал его не трансом, а скорее, осознанным педалированием. Полностью слившись с движением велосипеда ты начинаешь чувствовать каждый зубец на звездах, и не просто гонишь вперед, а осознанно вращаешь колесо — настолько, что ты всегда готов замедлить вращение или вообще его остановить.

Отчасти именно из-за этого обостренного чувства ответственности на фиксе в его дефолтной комплектации нет тормоза. Это чем-то напоминает мне одну теорию про катание без шлема (и нет, я никому ее не навязываю — шлем нужен). Согласно ей, человек к шлеме чувствует себя безопаснее, чем на самом деле, смелеет и теряет бдительность. И тем не менее, шлем с фиксом можно увидеть намного чаще, тем тормоз. Не мог не спросить об этом у Krussia.

Но так как велосипедист и спортсмен из меня так себе, я все еще езжу с тормозом. И хотя почти им не пользуюсь, несколько раз за полгода он меня выручил. При этом я не особо поменял стиль езды: это все еще обочина, никаких тротуаров, без прыжков в левый ряд и обгонов — хотя на фиксе это намного легче и приятнее, чем на любом другом велосипеде: благодаря прямой передаче разгоняешься гораздо быстрее.

Читая разнообразные комментарии про фиксед гир в интернете, поначалу у меня сложилось впечатление, что использовать его для ежедневной езды — например, на работу — невозможно. Но с августа по ноябрь я не слезал с него вообще, каждый день гоняя по 10-15 км туда-обратно в офис. Когда в конце ноября я собрался на несколько дней в одно лицо сгонять в Германию, то сразу понял, что фикс надо брать с собой. Отмотав и там несколько сотен км, я окончательно убедился в том, что фикс может быть комфортным средством передвижения — как и любой другой велосипед. В том числе и в Москве.

Москва как велогород

Смотря все эти видео с лихими курьерами Нью-Йорка, непременно хочется гонять также. Но без хорошей подготовки не стоит и пытаться перенять манеру их езды. Кроме того, Москва еще только в самом начале пути к тому чтобы стать крутым велогородом.

Технических различий с Нью-Йорком и правда достаточно. Это и расстояния, и рельеф — Москва огромна и полна горок и спусков даже в пределах ТТК.

Важный момент — отношение водителей и пешеходов. На нью-йоркских видео может показаться, что трафик в городе более медленный, водители и пешеходы вроде как более понимающие. Но как и в любом большом городе, случается всякое — и лихачи, и дебилы, и дебилы на велосипедах, одним из которых можешь стать ты, если будешь строить из себя экстремала и гнать на красный при любом удобном и неудобном случае.

В Москве и водители, и пешеходы гораздо менее привычны к велосипедисту. И все же, с машинами за несколько лет катания по московской обочине — и полгода на фиксе — у меня проблем не возникало. Чего не скажешь о пешеходах. По непонятным причинам некоторые из них не всегда рассматривают велосипедиста как угрозу, поэтому считают совершенно нормальным переходить дорогу в любом месте, не видя тебя в упор — а ты едешь, и за неимением впереди светофоров и переходов тормозить не планируешь. В итоге ты сам любой ценой пытаешься уйти от столкновения, но надо сказать, что так делают далеко не все — и упрекнуть их не за что. Пользуйтесь переходами!


История с велодорожками в Москве достойна отдельного текста. Но если коротко, то в таких количества и с таким темпом их строительства они едва ли влияют на общую картину. Не говоря о том, что пока не все водители и пешеходы понимают, для кого выделены эти куски дороги — и это долгий процесс.

Ну и конечно, погода! Во время написания этого текста мне попался замечательный док про московского велокурьера на фиксе. Герой фильма развозит кофе и кексы по Москве, и на его примере можно понять, насколько это непростая работа — не только из-за расстояний, пешеходов или водителей, но и из-за погодных условий.

Еще несколько лет назад я не мог даже близко представить ничего такого. В сезон куча народу разъезжает по городу на велосипеде, велопрокаты востребованы и нередко пустуют. Если велосипед становится таким распространенным средством передвижения по городу — значит, есть место и для более нишевых историй. Не то чтобы я утверждаю, что рано или поздно доставщики еды откроют для себя фиксы — пока это звучит сюрреалистично. Но ведь и Krussia первый год в Нью-Йорке развозил грузы на самых обычных велосипедах, не подозревая о том что рядом с ним есть даже не субкультура, а просто более эффективное средство передвижения на короткие дистанции, хоть и требующее кое-какой подготовки. Вдруг и у нас фиксу найдется более утилитарное применение?

Если вас заинтересовал фиксед гир — вот тут можно найти ликбез комьюнити Fixed Gear Moscow для начинающих. Какой велосипед и снаряжение выбрать, как освоить основные техники торможения, еще кое-какие технические тонкости и главное — как вести себя в городе.

Читайте также: