Правильная посадка на шоссейнике

Обновлено: 05.10.2024

Вы купили первый шоссейный велосипед, контактные педали и велообувь.
Для начала тренировок вам нужно настроить посадку. Это можно сделать самостоятельно.

Выставляем шип на велообуви

Для начала ставим шип посередине на 0 градусов (shoe centre line). А вот вверх — вниз по ботинку шип надо поставить так, чтобы ось педали попадала по центру между подушечками большого пальца и мизинца стопы.

Наденьте туфли, нащупайте выступающую косточку у большого пальца стопы, отступите назад 5—7 мм и поставьте риску на туфле. На шипе должна быть риска, отмечающая центр. Сведите их на одну линию. Среднее положение готово.

Через несколько дней, если босиком пройтись по дому и встать в стойку смирно, обратите внимание на развернутость своих стоп. Если в них 5—15 градусов, то ничего менять не надо. Если 15—25, то лучше вывернуть шип на 1—3 градуса так, чтобы при посадке на велосипеде получился аналогичный угол как и при ходьбе.

Положение седла. Когда шатун в положении на 3 часа (параллельно полу и впереди), то виртуальная линия, проводимая от передней части колена, должна попадать в центр педали ±1 см, не более.

Высота руля. Высота руля должна быть для начала на 3—4 см ниже седла. И если будет нормально, то можно опускать до 10 см. Опускайте по 1 см в неделю при трех—четырех тренировках в неделю на улице, что бы успевать привыкнуть и попробовать. В межсезонье это сложно понять, поэтому эту настройку можно оставить до весны.

Длина выноса. При правильной длине выноса, когда вы держитесь за ручки переключения сверху, взгляд должен проходить через центр руля во втулку переднего колеса. То есть втулка должна быть закрыта рулем, и если вы ее видите с какой-то стороны, то нужно будет менять вынос. Видишь втулку спереди — длиннее вынос, сзади — короче.

Мы уже публиковали видео о правильной посадке на шоссейном велосипеде. В нём всё хорошо рассказывается, но на английском и достаточно долго. Зато наглядно. Сейчас попался ещё один хороший материал о классической посадке на шоссейном велосипеде. К сожалению, первоисточник найти не удалось, взято с форума. Разумеется, эта инструкция - не догма которой надо бездумно следовать, а всего лишь полезная информация. Оптимальная посадка индивидуальна для каждого.

Посадка на шоссейнике

Схема посадки на шоссейном велосипеде

A. Руки – торс. Руки лежат на манетках, а пальцы легко могут переключать(натягивать или сбрасывать). Вот именно в таком положении, угол между руками и туловищем должен быть около 90 градусов.

B. Руль. Примите посадку и положите руки на манетки. Если вы посмотрите вниз и увидите переднюю втулку – это будет не очень хорошо. Правильная посадка – это когда вы смотрите вниз и видите переднюю втулку примерно посредине или на 3/4 вышего выноса, как это показано на картинке.

С. Ширина руля. Ширина руля должна быть примерно такой же, как и ширина ваших плеч. Однако тут тоже есть свои плюсы и минусы, чему отдать предпочтение, зависит только от вас. Чем шире руль, тем глубже и стабильнее дыхание(было популярно ранее, сейчас немного старомодно). Чем более узкий руль, тем лучше аэродинамика(сейчас это более популярно и можно увидеть, как мужики с огромными плечами катают на 42 рулях.)

F. Высота сидения. Угол сгибания колена должен быть между 25 и 35 градусами по отношению к педали в самой дальней точке от седла.

H. Положение таза. Избегайте лишних изгибов в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, чтоб избежать лишней загрузки на межпозвоночные диски. Правильная посадка – это посадка, которая позволяет вам свободо дышать.

I. Вынос – высота седла. Разница высот регулируется для каждого гонца индивидуально, однако есть некоторые рекомендации. Для повседневной и комфортной езды – раз ница высот должна составлять от 0 до 4 см. Для более високих скоростных характеристик – от 5 до 9 см.

J. Колени – локти. Зазор между локтями и бедрами должен составлять около одного сантиметра в точке их максимального соприкосновения.

Данная схема посадки на шоссейном велосипеде не является эталоном. Каждый сможет взять для себя что-то новое и важное.


Рекомендации по использованию

Нюансы посадки в зависимости от модели байка

Стоит прежде всего разобраться, как правильно сидеть на велосипеде. От этого зависит, насколько быстро человек будет уставать и сможет ли развить желаемую скорость. Придерживаться нужно следующих рекомендаций:

  1. Руки нужно положить на манетки. Крайне важно, чтобы пальцы легко доставали до переключателей скоростей. Угол наклона между туловищем и руками должен составлять около 90 градусов.
  2. Если выбрано правильное положение, никакого дискомфорта в районе таза не наблюдается. Отмечено, что лучше подстраивается под анатомические особенности велосипедиста кожаное седло.
  3. Недопустимо, чтобы локти и колени соприкасались, иначе на теле неизбежно появятся синяки.

На велосипеде правильная посадка крайне важна, от нее напрямую зависит работа мышц шеи, спины и ног при езде. Нельзя, чтобы они напрягались.

Осанка во время передвижения должна быть правильной. Садиться на велосипед и ездить на нем нужно с учетом следующих рекомендаций:

  1. Спина может быть немного изогнутой. Если изгиб будет чрезмерным, мышцы окажутся перенапряжены.
  2. Локти нужно немного сгибать и зафиксировать в таком положении.
  3. Плечи следует незначительно наклонить вперед. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

Рекомендации считаются обобщенными. На обычном, горном, шоссейном велосипеде правильная посадка будет несколько отличаться.


Дорожный

Байк данной разновидности предназначен для спокойной езды по грунту, асфальту и лесным дорожкам. Транспорт не рекомендован для преодоления крутых подъемов, езды по холмам и ямам. Посадка на велосипеде должна выглядеть следующим образом:

  • прямая спина;
  • высоко расположенные руки;
  • изогнутые до 90 градусов ноги.

Если настройка высоты седла была произведена неправильно, человек будет сидеть с кривой спиной. Такое расположение считается недопустимым. Оно характерно для горного велосипеда, но для обычного не подойдет.



Горный

Комфортная посадка на горном велосипеде напрямую влияет на безопасность передвижения. Седло в данном случае располагается горизонтально. Если оно будет установлено неверно, обязательно начнут болеть руки и мышцы живота, езда станет некомфортной. Вес человека должен распределяться равномерно на двух колесах, только при таком расположении удастся с легкостью преодолеть всевозможные препятствия. Положение тела при этом напрямую зависит от выполняемых маневров. Например, на спусках спина немного отклоняется назад, а на подъемах — вперед.

Наклонив тело под углом около 45 градусов, намного легче ехать против ветра. При преодолении неровных участков трассы с впадинами, буграми, рекомендуется не сидеть на седле, а немного отделиться от него. Таким образом удастся избежать повреждений байка и получения травм. Плечи при езде нужно отводить немного назад, руки согнуть в локтях. Шею необходимо чуть согнуть, спину выгнуть.




Шоссейный

У шоссейного байка особая конструкция. Руль у него по форме напоминает бараньи рога и размещен достаточно низко. На шоссейном велосипеде правильная посадка выглядит следующим образом: ноги остаются прямыми, а тело немного смещается вперед. В таком положении человек может быстро передвигаться по трассе, не перенапрягая во время езды мышцы. Отмечается увеличенное аэродинамическое сопротивление.

На шоссейном велосипеде настройка посадки осуществляется таким образом, чтобы человек принял следующее положение:

  1. Нога немного сгибается.
  2. Корпус также сгибается, но совсем чуть-чуть. Велосипедист с легкостью смотрит вдаль. Если такого результата достичь не удастся, руль немного приподнимается, а постановочные кольца перемещаются под вынос.
  3. Руки сгибаются.
  4. Когда педали прокручиваются назад, колени не касаются локтей.

Шоссейный велосипед во многом схож с разделочным. Правда, у второго вида есть ряд конструктивных особенностей. На разделочном велосипеде посадка отличается меньшим наклоном, человек располагается к вертикальной оси немного ближе.



Регулировка высоты седла

Крайне важно правильно настроить высоту сиденья. Применяться могут следующие способы:

  1. Метод пятки. Пятка устанавливается на шатунах в строго горизонтальном положении. Колено должно быть полностью расправленным, таз ровным, не перекошенным к педали, корпус не тянется за ногой.
  2. Метод Холмса. Подразумевает измерение угла колена в нижнем положении. С этой целью используется специальный прибор — гониометр. Как правило, к данному способу прибегают профессионалы.
  3. Метод 109 %. Научно доказано, что идеальное сидение у человека будет в том случае, если разместить сиденье в 109 % расстояния между ступней и промежностью путем измерения длины от седла к оси педали. Нужно прислониться к спине, разместить между ног толстую книгу, имитируя седло, пятки прижать к полу. Вдоль верхнего краешка книги сделать отметку. Таким образом удается узнать подходящую высоту.
  4. Метод Лемонда. Также во внимание берется длина ноги от пятки до паховой области. Расстояние от каретки до верха сиденья составляет 88,3 % от длины конечности.

Простой универсальный метод — сидя на байке, необходимо опереться о стену. Нога, расположенная в нижнем положении педали, должна оказаться немного согнутой.



Полезные советы

Чтобы подобрать подходящее положение на велосипеде, нужно брать во внимание ряд дополнительных нюансов:

  1. Наклон седла. Точкой отсчета считается горизонтальное положение. Это оптимальный вариант для горных байков, правда, учитывать нужно специфику катания. Например, если преобладают подъемы, нос сиденья немного опускают, в случае с частыми спусками — приподнимают.
  2. Геометрия байка. Главным параметром принято считать расстояние от руля до сиденья. Чтобы подобрать подходящий вариант, нужно учитывать угол рулевой и подседельной трубы, длину верхней рамы. Новичкам лучше отдавать предпочтение велосипедам с универсальной геометрией.
  3. Вынос. Для экстремальной езды этот параметр находится в пределах 30–50 мм, для кросс-кантри оптимальным решением будет 60–120 мм.
  4. Седло. Сиденье может регулироваться на рамках на 1–2 см от центра. Благодаря этому удается сделать посадку короче, снять нагрузку с поясницы.
  5. Руль. На распределение массы особое влияние оказывают высота и геометрия руля. Если он приподнят, руки практически не напрягаются, но стабильность байка снижается.
  6. Хват и запястья. Недопустимо, чтобы запястья на руле были выкрученными, смотрели вниз или назад. Локти немного сгибаются и направляются в сторону. При этом образуется угол, равный 135 градусам. Кости предплечья вместе с пястными костями среднего и указательного пальцев формируют ровную линию. Пальцы располагают в области тормозных рычагов.


Распространенные ошибки

Если положение на байке выбрано неправильно, велосипедист чувствует напряжение, быстро устает, его здоровью причиняется существенный вред. Среди самых частых ошибок выделяют следующие:

  1. Центр тяжести смещен к рулю. При этом быстро немеют руки из-за перенапряжения. Рекомендуется немного сдвинуть назад сиденье или произвести замену руля.
  2. Выбрано неподходящее сиденье. В этом случае у большинства пользователей затекают ноги. Если седло чрезмерно узкое, кровообращение нарушается и появляются неприятные симптомы.
  3. Сиденье располагается слишком высоко. При этом у людей появляется очень неприятная боль в области коленей.
  4. Верхние и нижние конечности при преодолении препятствий держатся прямыми. Это запрещено, иначе есть риск получения травм.

Выбрать правильную посадку должен каждый велосипедист, только в этом случае езда будет приносить исключительно удовольствие. Нагрузка окажется минимальной, а вреда здоровью причинено не будет. При выборе идеальной посадки важно прислушаться к советам, но подобрать оптимальный вариант получится лишь после пробных выездов. Главное — не бояться экспериментов, шаг за шагом менять настройки до получения нужного результата.


Видео

Шоссейный велосипед – это уникальный вид транспорта, предназначенный для скоростных поездок на большие дистанции. Все в его конструкции выполнено для достижения этой цели, посему визуально шоссейники существенно отличаются от большинства распространенных моделей велосипедов. Существует множество эксплуатационных особенностей, позволяющих добиться наиболее эффективного результата. Одной из наиболее существенных смело можно назвать обеспечение правильной посадки на велосипед. Если не выстроить ее грамотно, то о долгих комфортных поездках можно напрочь забыть.

Обеспечение правильной посадки

Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать при организации посадки на шоссейный велосипед. В первую очередь стоит отметить отстройку сидения. Оно должно быть поднято таким образом, чтобы высота рамы была наиболее комфортной для езды. При этом положение самого сидения должно быть строго горизонтальным. Никакие наклоны не допустимы.

посадка на шоссейнике

Отметим несколько важных деталей:

· Шоссейные велосипеды обладают непривычным способом посадки;

· Это уникальный случай, когда руль находится ниже сидения;

· Все направлено на получение максимального разгона на большой дистанции.

Как подобрать оптимальную высоту седла

Существует множество различных параметров настройки и параметров посадки на шоссейнике для того, чтобы добиться оптимального положения спортсмена. Для каждого человека эти параметры являются индивидуальными и подбираются исходя из ростовых особенностей. Первым из элементов, который подлежит обязательной регулировке, является высота сидения.

Необходимо подобрать высоту сидения таким образом, чтобы в момент, когда педаль проходит свое нижнее положение, нога не выпрямлялась полностью, а находилась в слегка согнутом состоянии. Это позволит снизить нагрузку на коленные суставы и минимизировать риски их быстрого износа. Важным вторичным фактором контроля является отслеживание того, чтобы бедра спортсмена двигались строго в одной плоскости. Это хорошо видно, если посмотреть на едущего велосипедиста сзади. Специалисты рекомендуют также периодически изменять высоту посадки на пару миллиметров для профилактики повреждения суставного механизма колена.

Настройка вылета сидения

Еще одним параметром, подлежащим регулировке, является смещение сидение вперед или назад относительно нейтрального положения. Нейтральным считается то положение сидения, при котором в верхней точке положения педали, колено и шатун находятся на одной вертикальной линии. В зависимости от того, в какую сторону от центра сдвинуть сидение, можно добиться различных эффектов. Так, если сместить сидение на пару сантиметров назад, то можно добиться большего усилия на педаль, что позволит проще преодолевать подъемы. Однако, подавляющее большинство трековиков и шоссейных гонщиков предпочитают проделывать прием со смещением вперед, так как это дает возможность развить большую скорость вращения педального узла.

При этом важно понимать, что если после осуществления регулировок хват руля стал неудобным, то не стоит перестраивать сидение. В данной ситуации необходимо отрегулировать рулевое управление таким образом, чтобы обеспечить комфортное положение спортсмена при новых настройках сидения.

Fitness Place предоставляет возможность приобрести шоссейники различного размера и визуального исполнения, благодаря чему каждый спортсмен подберет для себя подходящий вариант.

Читайте также: