Правильная посадка первоклассника при письме

Обновлено: 08.07.2024

К таковым относится правильный захват ручки, для чего требуется развивать крупную моторику и подвижность лучевого сгибателя запястья, соблюдать технику речевого дыхания , при которой требуется делать продолжительный выдох через рот.

Лучшие условия для обучаемости

Моторная дисциплина (способность контролировать своё тело во время выполнения различных упражнений, в том числе при письме) – это залог эффективности ребёнка в процессе обучения. Если она присутствует у ребёнка, то создаются лучшие условия для обучаемости, понимания нового прочитанного текста и, разумеется, красивого и ровного почерка.

При развитой моторной дисциплине ноги ребёнка не будет дёргаться во время письма, он будет более сосредоточен на письме, в результате чего строчки перестанут прыгать, а сам почерк станет беглым.

Почерк – это зеркало души!

От школьника обязательно требуется добиваться аккуратного почерка , так как, работая над качеством письма, ребёнок одновременно работает над улучшением своего психоэмоционального состояния.

Сидим за столом прямо!

И первое, чему должен научиться школьник, – ровно и правильно сидеть во время письма.


Посадка при письме

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Мелкие мышцы спины, обеспечивающие удержание правильной позы при письме и чтении, развиты еще недостаточно. Кроме того, многие дети не умеют правильно сидеть за столом. Вынужденное долгое сидение в классе, неправильная поза приводят к сильному физическому утомлению. способствуют нарушению осанки, развитию сколиоза, деформации грудной клетки, расстройствам сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для успешного школьного обучения необходимо, чтобы ребенок умел правильно сидеть за столом и правильно держать ручку (карандаш).

При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой (рис. а), либо немного направо у детей, пишущих левой рукой (рис. б). Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ученик придерживает тетрадь (рис. а, б, в) и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка. Если ребенок при выполнении письменных упражнений неправильно сидит за столом, это приводит к значительному увеличению статической нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса, что является одной из причин повышенной утомляемости начинающих школьников. Неправильная посадка за столом может также повлечь серьезные нарушения здоровья: искривление позвоночника, снижение зрения, заболевания внутренних органов и др.


Правильная посадка при письме ребенка, пишущего правой (а) и левой (б) рукой.

Правильное положение тетради (а) и рук праворукого (б) или леворукого (в) ребенка при письме.

Как правильно держать ручку (карандаш)

При письме шариковую ручку или карандаш нужно держать под углом 50–60 градусов (противоположный конец ручки направлен к плечу) тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см. Опорой кисти при письме служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Кисть руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь рассказывается о требовании к письму младших школьников. Как правильно должен сидеть ученик за партой, как правильно должен положить тетрадь перед письмом и т.д.

Очень важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.


Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.


держать ручку:

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина "не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

Как надо сидеть при письме?

Самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть.


Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас.

Вот эти правила:

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 смот тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Итак, правильная поза при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;

необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

- попросить ребенка "продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

- выполнить все задания в медленном темпе.

Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Правильно сидеть за партой

Одна из самых распространенных проблем со здоровьем среди школьников — различные нарушения осанки. С началом обучения количество сколиозов у учеников младших классов возрастает в 3,5-4 раза. Численность нарушений осанки начинает увеличиваться с первого и постепенно возрастает до пятого класса. Затем, к подростковому возрасту, начинает снижаться. Придать позвоночнику нужную форму поможет привычка сидеть за столом или партой в правильном положении, а так же ежедневное выполнение комплекса физических упражнений для укрепления спины.

В какой позе правильно сидеть за партой

Актуальность проблемы напрямую связана с организацией письменного стола ребенка во время выполнения заданий у себя дома, а так же с положением за партой во время учебы в школе.

Если в школе, где учится ребенок, парты типовые и нет возможности их отрегулировать под рост и комплекцию ученика, то можно хотя бы дома организовать подходящее рабочее место. Например, это может быть стол и стул трансформеры, которые регулируются по мере активного роста ребенка.

Условия, которые необходимо соблюдать:

  1. Высота рабочей поверхности должна быть выше локтя примерно на 2,5 сантиметра в положении сидя.
  2. Во время занятий ребенок должен иметь несколько точек опоры: для спины, ягодиц, верхних и нижних конечностей.
  3. Спина и бедра образуют угол 90 градусов.
  4. Согнутые колени располагаются под прямым углом, оба локтя находятся на столе.
  5. Промежуток между грудью и партой должен быть не более двух сантиметров.
  6. Голова слегка наклонена, между глазами и тетрадью расстояние около 30 сантиметров.

Сидеть за партой

Внимание! При тусклом освещении ребенок будет вынужден наклоняться к столу, поэтому лампа должна быть достаточно яркой.

Как научиться правильно сидеть за партой

Для правильного расположения ученика за партой или письменным столом необходимо выработать у него привычку автоматически принимать нужное положение.

Несколько правил, которые ребенку необходимо усвоить:

  1. Сидеть при письме нужно так, чтобы тело соприкасалось со спинкой стула.
  2. Плечи должны быть расправлены.
  3. Ноги располагаются на опоре или на полу всей поверхностью подошв.
  4. Обе ноги расположены на полу, параллельно друг другу. Скрещивание ног недопустимо.
  5. Руки располагаются на парте и не подпирают голову.

Если игнорировать эти правила, сутулая спина ребенка во время сидения за столом станет причиной повышенной нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба. Так как ребенок большое количество времени проводит сидя, неправильное положение станет привычным и приведет к нарушению осанки, формированию сколиоза, деформации скелета и другим сопутствующим заболеваниям.

Важно! Так как развитие осанки человека начинается с раннего детства, необходимо с начальной школы следить за тем как школьник сидит, стоит и передвигается. Это поможет вовремя заметить начавшиеся отклонения и предотвратить формирование сколиоза.

Правильное положение при сидении за партой

Каждые 45 минут во время учебы необходимо давать ребенку передохнуть. Полезно в это время выполнять различные физические упражнения, которые дадут ему возможность размяться и расслабить мышцы.

Полезные упражнения

Лучшей профилактикой болезней спины является физическая активность, ежедневные прогулки и подвижные игры. А регулярно выполняемый комплекс упражнений поможет сформировать правильную осанку и избежать деформаций позвоночника:

  1. Встать у стены так, чтобы лопатки, ягодицы, пятки и затылок докасались до нее. Удерживать положение полминуты, после чего отойти и стоять точно так же, но уже без опоры еще полминуты.
  2. Опереться на стену таким образом, чтобы ноги располагались на расстоянии около 40-50 см от стены. Мышцы плеч и спины должны быть напряжены, спина максимально ровная. Лопатки, затылок и поясничная область касаются поверхности стены. В таком положении досчитать до 4. Затем расслабить спину и досчитать до 4 еще раз.
  3. Встать ровно, расположив руки на поясе. Напрячь мышцы спины, свести лопатки. Голова приподнята. Досчитать до 4.
  4. Встать возле стены, руки развести в стороны. Поднимать и опускать руки, делая ими скользящие движения по поверхности стены.
  5. Принять исходное положение на полу, упереться в пол коленями и ладонями. Поднять голову, прогнуть спину. Удерживать положение на 4 счета. Затем опустить голову вниз, округлив спину. Удерживать положение еще на 4 счета.
  6. Лечь на спину, согнутые ноги упираются в пол, руки подняты вверх. Напрячь спину и выпрямить ее. Удерживать положение на 4 счета.
  7. В положении лежа на животе разогнуть корпус, приподняв ноги и голову, руки на поясе. Сделать вдох. На выдохе вернуться в исходное положение.

Все упражнения повторяются ежедневно в три-четыре подхода. Оптимально выполнение во время утренней зарядки.

Девочка за партой

Справка! При правильной осанке плечи ребенка располагаются на одной линии и отведены назад, лопатки симметричны.

Последствия неправильной позы за партой

В случае несоблюдения этих правил и неправильной посадки за партой, возможны различные негативные последствия, например:

За партой

  • повышенная утомляемость;
  • низкая работоспособность;
  • неустойчивость внимания;
  • нарушения кровообращения;
  • проблемы с дыханием;
  • грыжи межпозвоночных дисков;
  • спайки мышечных тканей;
  • головные боли и боли в спине.

Правильность формирования осанки зависит от привычек ребенка, воспитания, правильного обустройства рабочего стола и возможности заниматься спортом.

В процессе активного роста ребенка стоит помнить, что правильная осанка не только выглядит эстетически привлекательно, но и способствует естественному и здоровому формированию внутренних органов.

Читайте также: