Правильная посадка при рисовании

Обновлено: 08.07.2024

Первые практические упражнения, направленные на освоение техники рисования, следует начать с проведения прямых линий. Начинающему рисовальщику нелегко провести прямую линию от руки. Сложность выполнения такого упражнения связана с неуверенностью учащегося, а еще больше с убеждением, что он не сможет провести линию без линейки. Неуклюжие следы карандаша на бумаге словно бы подтверждают это. У всех начинающих рисовать возникает желание прибегнуть к помощи линейки и других вспомогательных средств. Этого делать не следует. Учиться рисовать - значит постепенно обретать знания, умения, навыки, уверенность в себе, твердость, ловкость и необходимую гибкость руки, все более умело держащей карандаш. Таким образом, все линии в рисунках проводят от руки.

Первый этап упражнений в проведении линий - работа карандашом в горизонтальном направлении. Прежде чем провести первую прямую, следует освоить движение руки слева направо. Проделав несколько таких движений и почувствовав уверенность, можно легко и свободно провести подряд несколько параллельных прямых, следя все время за горизонтальной кромкой листа как за ориентиром. Успех приходит к тому, кто сумеет избавиться от скованности и напряжения.

Планшет с прикрепленным листом бумаги должен быть неподвижным. Рисующему эта неподвижность бумаги окажет несомненную пользу в дальнейшем, так как многие учащиеся в ходе работы стараются для удобства вращать лист. В этом случае вырабатывается вредная привычка, тормозящая обучение рисованию. Прямо расположенный лист бумаги развивает двигательную координацию руки, глазомер и чувство пропорций. Постоянное видение горизонтальных и вертикальных кромок листа, строго параллельных краям мольберта или планшета, способствует собранности рисующего и "корректирует" его глаз, помогая избегать ошибки при построении горизонтальных и вертикальных направлений формы предмета.

В упражнениях по проведению линий от руки важно руководствоваться определенными правилами. Горизонтальные линии проводят движением карандаша слева направо, вертикальные - сверху вниз. Наклонные линии в любых направлениях также проводят движением руки сверху вниз.

Второй этап упражнений связан с проведением прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями (рис. 3).

Эти упражнения направлены на развитие глазомера и чувства пропорций. Соблюдение пропорций - одна из основных задач изучения основ изобразительной грамоты. Глазомер и чувство пропорций развиваются в начальных упражнениях по проведению прямых линий и делении этих линий на четное и нечетное число равных частей, в дальнейшем - в рисовании с натуры.



Рис. 3


Паиобретения навыка такое состояние исчезает.



Рис. 2

Во время построения формы предмета при правильном положении руки бумаги касаются только инструмент и кончик мизинца либо безымянного пальца, так как рука легко должна на что-то опираться. В этом случае следы карандаша на бумаге не загрязняют ее поверхность от трения ладони.

Освоение техники рисунка начинают с правильной посадки. Знаменитый русский художник-педагог, воспитавший И. Репина и В. Серова, П. П. Чистяков говорил, что рисующий должен сидеть прямо, только глазами перебегать с натуры на рисунок и с рисунка на натуру, потому что предмет станет иным, если переменить место взгляда. Следовательно, правильная посадка дает возможность дисциплинировать уровень зрения.

Рисовать нужно на отдельном листе бумаги, прикрепленном кнопками к деревянному планшету или прямоугольному куску толстой фанеры с ровной и гладкой поверхностью. Твердое основание под бумагу позволяет держать рисунок в наклонном положении, т. е. перпендикулярно направлению взгляда рисующего, что, в свою очередь, способствует прямому положению тела и устраняет лишние движения.

Рисунок следует начинать легко, не нажимая карандашом на бумагу, с проведения едва заметных линий, очерчивающих общее расположение изображаемых объектов, и нахождения их пропорций. Когда правильно решена композиция рисунка, переходят к уточнению линий, усилению их выразительности, уплотнению штрихов, подчеркивающих объемность изображения. С помощью разнообразных штрихов, нанесенных на бумагу по форме изображаемого предмета и передающих материальную поверхность (фактуру), образуется общий тон, в который входят и тщательная проработка формы рисуемого объекта, и выявление светотеневых оттенков, и обобщающий этап работы при ее завершении.

В освоении техники рисунка очень большую роль играют положительное отношение рисующего к работе, его умение организовать себя, должное настроение. Следует отбросить бытующее мнение о невозможности научиться рисовать без врожденных способностей. Каждый учащийся может успешно освоить изобразительную грамоту, приложив, естественно, труд, старание и настойчивость в достижении поставленной цели. Разумеется, на пути к этой цели вначале подстерегают неудачи, но вера в свои силы, необходимое напряжение и согласованная работа ума, глаз и руки приведут рисующего в конце концов к положительным результатам.

Контрольные вопросы

1. От таких факторов зависит освоение техники рисунка?

2. Каковы принципы ведения технически грамотного рисунка?

3. Почему начинающему рисовать необходимы самоорганизация, воля и упорный труд?

Наверняка вы не один раз видели - на картинах мастеров живописи, в фильмах о художниках - что живописец не сидит за мольбертом, а стоит. “Неужели так правильно, ведь это так неудобно: рисовать стоя?”, - спросите вы. И да, и нет.

Всё зависит от удобства и творческого метода самого художника. Нравится вам рисовать сидя, пожалуйста, делайте так, как удобно вам, хоть лёжа рисуйте. Ведь главное не то каким образом создаётся картина, а какой она будет в итоге. Вся “кухня” останется незамеченной, а картина, как результат работы живописца, предстанет перед зрителем. Настолько ли важно, каким образом она создавалась (не считая приёмов, изобразительной грамоты и авторской идеи)?

В большинстве своём, художники, действительно, рисуют стоя. Этому учат во всех профессиональных художественных учебных заведениях. Дело здесь не столько в физическом удобстве: ноги быстро устают, затекают спина и шея, если палитра тяжёлая и неудобная, руки устают не меньше. Для художника важен не физический комфорт, а удобство работы - рисуя стоя, можно чаще отходить и проверять работу на ошибки, наблюдать, как картина выглядит со стороны; стоя легко рассмотреть всю картину целиком, не вдаваясь в подробности и детали, а это помогает создавать цельное, органичное живописное произведение уже с первых мазков; рисуя стоя, художник не тратит лишнее время на поиск нужных материалов и инструментов - они всегда в зоне досягаемости. Ну, и это разминка для мышц, вполне неплохая, учитывая, что картина пишется в несколько сеансов по несколько часов. При рисовании стоя меньше шансов получить заболевания, вызванные сидячим образом жизни. Кроме того, при стоянии за мольбертом, хорошо ощущается течение времени, а это важно при работе с живой натурой (модель нужно вовремя отпускать на перерыв, давать ей передохнуть и размяться в течение сеанса живописи). Рисование сидя комфортнее, но в этом и ловушка - когда художнику максимально удобно, хорошо и уютно, он перестаёт погружаться мыслями и всеми силами в творческий процесс, расслабляется, отвлекается… Появляются посторонние размышления, желание поковыряться в телефоне (вдруг что-то в мире произошло важное?), вспоминаются срочные дела и прочее. Это серьёзно мешает осознанной творческой работе. При рисовании в положение стоя концентрация на живописи выше.

В основном, вертикальное положение художника за мольбертом обусловлено большим форматом картины. Вам наверняка известно, что чем крупнее картина, тем дальше нужно отходить от неё для рассматривания. При увеличении размера картины, покрытие зоны видимости человеческим глазом тоже должно увеличиваться, а это возможно только отдалением от объекта рассматривания на необходимое расстояние (угол зрения человека не меняется, меняется только расстояние от зрителя до картины - это расширяет видимую и воспринимаемую без искажений площадь обзора). Для художника, при создании картины, это тоже важно. Иначе могут появиться случайные деформации и искажения пропорций. Чем больше картина, тем чаще и дальше нужно отходить от неё во время написания, а это удобнее делать, если ты постоянно на ногах.

Условия мастерской также влияют на то, как именно работает художник: сидя или стоя (иногда даже использует подставки, скамеечки или лестницы для пущего удобства, чтобы дотянуться до нужных мест). Если мастерская маленькая, тесная или вы рисуете в специально отведённом углу в собственной комнате, особенно не разбежишься - удобнее работать сидя. Так и “площадь поражения” меньше - меньше шансов забрызгать или испачкать краской полквартиры, и на рабочее место художника никто не посягнёт - не натолкнётесь на мебель или домашних животных в пылу страсти к творчеству, да и для маленьких картинок большого отхода не нужно. Всё удобно и комфортно.

В любом случае, художник сам волен выбирать, как и каким образом создавать свои произведения. А создать себе наилучшие условия для творчества реально, если тщательно продумать всё от и до, довести свою мастерскую до того уровня совершенства и удобства, какое необходимо вам самому. Ведь для кого-то в приоритете мягкий диван в зоне отдыха, а кому-то важно наличие многочисленных стеллажей для хранения, кому-то важно не захламлённое пространство вокруг рабочего места, а кому-то обилие инструментов и материалов в зоне досягаемости, поэтому выбирайте сами, как рисовать: сидя или стоя. И пусть победит творчество.

ОЦ Родное Слово

Italian

English

















Контактные телефоны:

mts

(33) 352-10-22

vel

(29) 352-10-22


ГОТОВА ЛИ РУКА К ПИСЬМУ?

Общее физическое развитие перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. При этом очень важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук. Иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет уставать при письме.
Не менее важна также координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее очень важной составляющей психологической готовности к школе. Известно, что развитость моторики руки с одной стороны, и речи, памяти, внимания с другой – процессы взаимосвязанные. У ребенка с высоким уровнем развития моторики, как правило, наблюдается и высокий уровень развития психологических процессов. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Подчеркнем: готовить руку, но не учить ребенка писать.
Подготовка руки к письму заключается в специальных упражнениях и заданиях. (см Упражнения для развития мелкой моторики кистей рук).

А определить, насколько рука ребенка готова к письму Вам помогут следующие наблюдения:

Большую роль в развитии умелости руки и зрительно-двигательной координации играет рисование. Положение ребенка при рисовании и письме схожи, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Таким образом, для начала нужно научить ребенка правильно держать кисточку и карандаш: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно и без напряжения положив его на карандаш. Не нужно слишком сильно сдавливать кисточку или карандаш, держать ближе 3-4 см от заточенного края или ворса. Сидеть при этом нужно прямо, не слишком наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Нужно помнить также, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) очень важна и для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК

  • - Разминать пальцами пластилин или глину.
  • - Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
  • - Двумя пальцами руки( сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным( «Ходить по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, на коленках и т.п. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  • - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • - Махать в воздухе только пальцами.
  • - Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • - Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнурке.
  • - Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • - Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.
  • - Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
  • - Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.
  • - Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  • - Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
  • - Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • - Вырезать различные фигуры ножницами.
  • - Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК.

Независимо от того, одарен Ваш ребенок во многих областях или только в одной, Ваша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться.

ХОЧЕТ ЛИ РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ?

НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ?

СЛУШАТЬСЯ ИЛИ СЛУШАТЬ: ЧТО ВАЖНЕЕ?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗУЮЩИМ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается – сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов, малого продвижения вперед или , даже, некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить предел выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому выбирайте игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества коллективизма, учите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в школе.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его настойчивость т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости по сравнению с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие о процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Рисовальщик должен сидеть за мольбертом удобно. Никакие предметы (штанги освещения или соседние мольберты) не должны мешать вашим движениям. Позаботьтесь также о том, чтобы во время работы вы всегда могли встать и посмотреть на свой рисунок с большого расстояния, а также подойти к натуре. Не садитесь слишком близко к мольберту: расстояние между глазом рисующего и бумагой во время работы должно примерно равняться длине вытянутой руки. Такое положение позволяет хорошо видеть весь рисунок и проверять его, сравнивая с натурой. Лист на мольберте необходимо располагать перпендикулярно направленному в его середину взгляду рисующего. При таком условии рисунок будет виден без искажений. Позаботьтесь также о равномерном освещении рисунка. Тени от каких-либо предметов или яркие пятна солнечных лучей не должны лежать на его поверхности.


Рис. 9 – Правильная посадка за мольбертом при рисовании


Читайте также: