Правильная посадка за мольбертом

Обновлено: 19.09.2024

Когда вы стоите и сидите, то нагрузка на тело распределяется по-разному, а значит и линии получаются разные.

2. Свобода движения

Во время того, как вы сидите за столом ваши движения ограничены, так как вы чаще всего держите карандаш также как и ручку, то у вас получается эдакая зажатость - кистью не поработаешь, локтевым суставом тоже. А когда художник пишет картины стоя, то у него есть больше маневра для рисунка.

3. Перспектива

Когда вы стоите перед мольбертом, то перспектива не искажается, тогда как сидите за столом, то видится все не так, как в реальности. Сверху все получается небольшим, а снизу же наоборот - увеличенным. Со временем и тренировкой это проходит, но на начальных стадиях такое происходит почти у всех художников. Если вы хотите правильно сформировать свое восприятие окружающего пространства и рисунка на листве, то мы советуем вам писать на мольберте. Кроме того, что это позволит вам двигаться свободнее, это также будет отличным бонусом для вас в становлении художником - восприятие, правильное измерение и так далее.

4. Движения

Сидя за столом вы совершаете очень много лишних движений не только глазами, но и головой, поднимая ее и смотря на натуру. Чем же это чревато? Тем, что вы половину образа просто потеряете из головы, а значит придется снова поднимать голову, отрывать глаза. И так по кругу по мелкой детали. Когда вы рисуете стоя, то вам достаточно бросить мельком взгляд, чтобы понять, что и куда добавить и где у вас перебор. То есть не совершаются лишние движения головой и руками в том числе (не поправляется работа).

А как вы обучались рисованию и рисовали - стоя или сидя? Как вам удобнее рисовать?

2* Иногда стоит задача нарисовать “по впечатлению”. Например, посмотреть один раз на цветы, и потом нарисовать их все по памяти. В таких упражнениях может быть оправданным заслонить натуру мольбертом или сесть к ней спиной, чтобы натренировать свою память и внимательность восприятия. Но это особый род заданий.

Он редко используется в отечественной школе рисунка и живописи. Скорее всего, потому что просто не хватает времени в программе. По слухам, в азиатской системе образования этому виду упражнений наоборот дается приоритет. Тем не менее, если стоит классическая задача передать натуру точно, то если Вам будет как можно легче смотреть на неё, результат будет лучше.

Рисовальщик должен сидеть за мольбертом удобно. Никакие предметы (штанги освещения или соседние мольберты) не должны мешать вашим движениям. Позаботьтесь также о том, чтобы во время работы вы всегда могли встать и посмотреть на свой рисунок с большого расстояния, а также подойти к натуре. Не садитесь слишком близко к мольберту: расстояние между глазом рисующего и бумагой во время работы должно примерно равняться длине вытянутой руки. Такое положение позволяет хорошо видеть весь рисунок и проверять его, сравнивая с натурой. Лист на мольберте необходимо располагать перпендикулярно направленному в его середину взгляду рисующего. При таком условии рисунок будет виден без искажений. Позаботьтесь также о равномерном освещении рисунка. Тени от каких-либо предметов или яркие пятна солнечных лучей не должны лежать на его поверхности.


Рис. 9 – Правильная посадка за мольбертом при рисовании


У начинающих художников часто стоит вопрос: как лучше, правильнее обустроить свое рабочее место?

Сейчас мы сравним варианты рабочих мест для рисования. Как правильнее? Рисовать на столе? Или рисовать на мольберте?

Рисуем за столом.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 1

Когда лист бумаги расположен перед вами горизонтально, то все, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.

Например: вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе).

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 2

То есть, это вы думаете, что нарисовали круг и квадрат. Но когда рисунок поворачивается прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 3

Например, рисуем портрет любимого человека. Вот такой.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 4

Теперь повесим готовый портрет на стену! Видите, на нем изображен совсем другой человек? Да и вся композиция съехала куда-то вниз.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 5

И здесь уже сложнее понять, как же это произошло?

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 6

Естественно, все это не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но, чтобы избежать подобных искажений, можно посоветовать:

  • во-первых, брать бумагу небольшого формата (не больше А4 — альбомного листа);
  • во-вторых, попытаться приподнять дальний край бумаги, чтобы уменьшить перспективные искажения;
  • и в-третьих, когда будете рисовать, время от времени ставить лист вертикально и проверять, не поплыла ли форма. В этом случае перспективных искажений вполне можно избежать.

Рисуем за мольбертом.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 7

Недостатков, о которых написано выше, можно избежать, если расположить рисунок вертикально, а лучше перпендикулярно взгляду. Как это сделать? Правильно, использовать мольберт!

Мольберт же предпочтительнее для более-менее больших рисунков. И, конечно, для живописи. Никому же не приходит в голову натянутый холст положить на стол и писать на нем масляными красками?

Мольберты бывают разные, но самое существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Профессиональным художникам больше нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. Когда стоишь, удобнее периодически отходить от работы и смотреть на нее со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.

Какое это расстояние? А такое, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном 1,5-2 диагоналям рисунка. Почти таком же, как рекомендуемое расстояние для просмотра телевизора. То есть, если вы пишете картину 50х70 см, у вас должна быть возможность отойти назад, хотя бы на 1,5 (а лучше, на 2) метра.

Рисуем на планшете — компромисс.

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования, фото № 8

Есть еще и третий вариант. Если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. Не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист бумаги.

Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. В зависимости от размера планшета, можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать.

Как и при рисовании в других положениях, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии, со стороны.

Читайте также: