Правильная посадка за роялем

Обновлено: 04.07.2024

Как по мне, очень важная тема, так как она напрямую связана со многими другими вопросами, немаловажными для пианиста. А также с самой главной темой — ЗДОРОВЬЕ ПИАНИСТА.

Идеальной является посадка моего любимого пианиста Артура Рубинштейна, которую Вы можете оценить на видео выше.

Мы рассмотрим данный вопрос с двух ракурсов: правильная посадка за фортепиано во избежание проблем со спиной и посадка за инструментом как путь звукоизвлечения.

Переходим ко второму пункту. Сразу разделим его на А и Б. А: близко — далеко; Б: низко — высоко.

Соберите руки в кулаки и вытяните вперед. Костяшки пальцев должны упираться в крышку рояля. С этого исходного положения начинается игра на рояле. Дальше можете менять дистанцию, это можно и нужно делать, в зависимости от технических задач в определенной части исполняемого произведения.

Теперь рассмотрим посадку за фортепиано Глена Гульда. Он сидел очень низко. По словам Гульда, это давало ему возможность лучше контролировать клавиатуру фортепиано.

Что можно написать после рассмотрения посадки за инструментом таких мастеров? Думаю, здесь все более индивидуально, чем с пунктом А. Сидите, как Вам удобно. Тут, опять же, все может зависеть от исполняемой Вами музыки. Для классики, которую, в основном, играл Гульд, хороша низкая посадка. Там нужен минимальный вес, все держится больше на пальцах. Для романтики, наоборот. Но Вы же не будете начинать играть Баха без подставки, а, дойдя до Рахманинова, доставать ее из под стула?! Хорошо, если есть портьера, там можно незаметно подкрутить. Но решающую роль в исполнении это не сыграет, поверьте. Если Вы произведение доучили, оно у Вас получится, как бы Вы не сидели.

Показательной, на мой взгляд, можно считать посадку за роялем моего любимого пианиста Артура Рубинштейна. Не думаю, что у человека, прожившего 95 лет, записавшего накануне своего 90летия несколько концертов с оркестром, были проблемы со спиной..)

Как правильно играть на пианино

Как известно, хороший фундамент – это основа того, что вся конструкция будет устойчивой. В случае с пианино этим фундаментом станет правильная посадка за фортепиано, ведь даже зная хорошо всю теорию, вы банально из-за физических затруднений не сможете раскрыть весь потенциал.

Изначально вам может показаться, что играть предложенным способом неудобно, но, поверьте, всё это придумали не ради чье-то глупой блажи — со временем вы осознаете, что играть правильно намного проще, чем так, как взбредёт в голову. Всё дело в самоконтроле и не более того.

Перед тем, как приступать к изучению музыкальных терминов и определений при прохождении уроков нашего Самоучителя, запомните эти довольно простые правила, — главное, не смущайтесь, что их довольно много:

  • А) опора на ноги;
  • Б) прямая спина;
  • В) опущенные плечи.

2) Поддерживайте локти: они не должны мешать вашей игре, вся тяжесть руки должна уйти в кончики пальцев. Представьте, что под мышками у вас находится по воздушному шарику.

3) Движения рук должны быть свободными, плавными, не нужно допускать резких рывков. Попробуйте представить, что вы как будто бы плывёте под водой.

Есть ещё один очень эффективный способ для людей с крепкими нервами: положите по монетке любого достоинства на кисти рук: когда вы играете, то они должны лежать на них ровно, если монетка упала – то вы слишком резко дёрнули рукой или положение кисти неверное.

4) Пальцы должны находиться ближе к чёрным клавишам.

5) Нажимайте на клавиши подушечками пальцев.

6) Пальцы не должны прогибаться.

7) Держите пальцы вместе, нужно, чтобы они находились в собранном виде.

8)

После исполнения каждого звука подвешивайте вашу кисть в воздухе, снимая напряжение в руке.

10) Используйте всю руку, от самого плеча. Посмотрите, как играют профессиональные пианисты – они так вальяжно поднимают руки, когда музицируют, не ради эпатажа.

11) Опирайтесь на кончики пальцев — вам нужно прочувствовать на них весь вес собственной руки.

Правильно играя на пианино, вы сами заметите, что рука чувствует меньше усталости, а занятия стали куда более эффективными.

Играя гаммы, иногда отвлеките своё внимание от нот и проследите за собственными движениями: если заметите ошибку в постановке рук, или что вы сидите, согнувшись в три погибели, то немедленно исправьтесь.

В данном случае рекомендую все же просить знающих людей, чтобы они сопровождали вас на первом этапе, а лучше, чтобы и помогли поставить вам руку – если вы сразу начнете играть неправильно и будете продолжать делать это в течение длительного времени, то переучиваться будет куда сложнее, чем если бы все основы были заложены в своё время.

Магазин фортепиано Kawai в России

Магазин фортепиано Kawai в России

Магазин фортепиано Kawai в России запись закреплена

Как правильно сидеть за фортепиано - 5 правил
Продолжая серию постов об обучении пианино, расскажем, что еще, помимо нот, важно для красивой игры.
1. Правильная высота стула
Не зря для пианино продаются специальные стулья - банкетки - для регулировки высоты. Ведь правильная посадка влияет на то, как будут расположены локти и колени, а это напрямую влияет на качество обучения и игры.
а) Локти. Высота стула подбирается таким образом, чтобы локти были на одной высоте с клавишами, или чуть выше их. При этом, локти не должны торчать в стороны, лучше опустить их вниз. Не прижимать к боку, а просто опустить.
б) Бедра. В идеале считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на самом деле не всегда удобно прям так сидеть, можно сделать немного повыше, главное чтобы было удобно и устойчиво.
2. Положение на стуле.
Не нужно слишком глубоко садиться на стул, чтобы занять всю его площадь. Лучше сесть на передний край, чтобы большая часть бедер на весу, а не лежала на стуле. Таким образом, основной вес будет приходиться на переднюю сторону стула.
3. Расстояние от корпуса до клавиш должно быть примерно равно длине предплечья - от локтя до кисти. Для взрослого человека это примерно 30 см. Но не нужно измерять линейкой, лучше наоборот, положиться на ощущения. Как говорилось выше, спокойно опустить локти вниз, и расположить предплечья чуть выше клавиш, тогда как раз получится правильное расстояние.
4. Ноги должны опираться на всю стопу, а колени согнуты примерно под прямым углом. И тогда между коленями и полом также получается прямой угол. Опять-таки, главное чтобы было удобно, поэтому можно немного варьировать положение.
5. Осанка должна быть ровной. Надо выпрямить спину, но не выпячивать грудь, чтобы спина выгнулась, а просто сесть прямо. Плечи опущены, локти смотрят вниз, кисти расслаблены.

Благодаря правильной посадке, руки и пальцы смогут легко и бегло бегать по клавишам, а звучание получается глубоким и выразительным.

Расположите фортепианную банкетку по центру клавиатуры. Она должна стоять перпендикулярно фортепиано. Сядьте на передней половине банкетки. Расслабьте ступни, они должны полностью стоять на полу, от пятки до пальцев. Центр тяжести должен располагаться в ягодицах. Расслабьте плечи и руки, держите спину прямо и сидите так, чтобы вы могли плавно двигаться, вплоть до кончиков пальцев.


Регулировка высоты банкетки

Трудно играть, когда запястья и локти находятся намного ниже, чем клавиатура. Отрегулируйте высоту фортепианной скамейки так, чтобы ваши локти были на уровне клавиатуры.

Подходящая высота банкетки

Читайте также: