Право собственности на посевы

Обновлено: 07.07.2024

Собственником земельного участка (с/х) являлось ООО “В”, с которым в 2011 г. на 11 месяцев был заключен договор аренды без пролонгации с КФХ “Б”. ООО “В” в процедуре банкротства и КФХ “Б” продолжало пользование без договора. В 2014 земельный участок продан на торгах ООО “Ю” и в октябре заключен договор купли и принят по акту от ООО “В”. При осмотре было выявлено, что на нем посев. Следующим днем КФХ “Б” убрало урожай. Насколько нарушены права ООО “Ю”?

ПРЕДЛАГАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Здравствуйте.
Согласно ст.136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.
Поскольку договор аренды земельного участка, заключенный с коллективным фермерским хозяйством “Б” без права продления, прекратил своё действие в 2012 году, а сам земельный участок в 2014 году был продан на торгах ООО “Ю”, то собственник земельного участка (ООО “Ю”) имеет право взыскать с коллективного фермерского хозяйства “Б” стоимость незаконно собранных на его земельном участке посевов, как сумму причиненных ООО “Ю” убытков.

ПРЕДЛАГАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Здравствуйте.
Согласно ст.606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Однако, поскольку посевы на купленной Вами земле были произведены уже после прекращения действия договора аренды, арендатор не сможет сослаться в суде на вышеуказанную норму права и потребовать возмещения цены выращенного урожая (взыскания неосновательного обогащения по ст.1102 ГК РФ).
Соответствующая арбитражная практика по порядку применения нормы ст.606 ГК РФ уже сложилась.

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Комментарии к ст. 40 ЗК РФ

1. Представленный в комментируемой статье перечень прав собственников земельных участков оставлен российским законодателем открытым. В статье 40 ЗК РФ содержатся лишь основные, самые распространенные права собственников земельных участков на их использование.

Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

Нормы комментируемого Кодекса, закрепляющие названное право, коррелируют с нормами Федерального закона "О недрах", устанавливающими условия реализации права собственника, владельца земельного участка использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона "О недрах" собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Закрепленное на федеральном уровне право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые находит отражение и в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно положениям ст. 16 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 ВХ-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, непосредственно для своих нужд. При этом устанавливается правило, согласно которому в случае реализации полезного ископаемого либо созданной на его базе продукции организация обязана оформить лицензию .

Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 вх-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" // Тувинская правда. 2005. 25 марта.

Более чем в 50 субъектах РФ действуют региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О недрах" формируются совместно федеральными и региональными органами государственной власти. Такие перечни утверждены в Астраханской , Мурманской , Ростовской , Тверской областях и других субъектах РФ. Как правило, указанные перечни включают такие общераспространенные полезные ископаемые, как галька, гравий, валуны, диатомит, трепел, опока, спонголит, доломиты, известняки и др.

Распоряжение МПР России N 35-р, Правительства Астраханской области N 319-ПР от 4 июня 2007 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области" // БНА ФОИВ. 2007. N 28.

Распоряжение МПР России N 66-р, Администрации Мурманской области от 10 декабря 2007 г. N 355-рп "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области" // БНА ФОИВ. 2008. N 3.

Распоряжение МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области" // Российская газета. 2004. N 5.

Распоряжение МПР России N 50-р, Администрации Тверской области N 469-РА от 23 октября 2006 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области" // БНА ФОИВ. 2006. N 49.

Из содержания ст. 19 Федерального закона "О недрах" следует, что порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков определяется региональными государственными органами исполнительной власти самостоятельно.

В качестве иллюстрации представим Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков на территории Ставропольского края, утв. Постановлением правительства Ставропольского края от 29 января 2007 г. N 10-П. Сразу отметим, что названный порядок распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах без применения взрывных работ:

добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (хранилища, гаражи, погреба, выгребные ямы, котлованы, бассейны и т.п.);

устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения .

Постановление Правительства СК от 29 января 2007 г. N 10-п "О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков на территории Ставропольского края" // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2007. N 17. Ст. 6256.

До начала выполнения перечисленных выше работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны получить:

1) в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:

а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:

разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;

б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин - заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения;

2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины, - разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины.

Названные разрешения и заключения выдаются на основании письменных заявлений собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, которые рассматриваются указанными выше органами публичной власти в течение 10 дней после их поступления.

К числу прав собственника земельного участка отнесено такое важное право, как право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Обязательным требованием земельного законодательства, которому должен следовать собственник земельного участка, реализуя названное право, является соблюдение целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. Целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования определяются отнесением его к той или иной категории земли (см. настоящий комментарий к ст. 7).

Реализация права собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений возможна только при условии соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ.

Показательно в этом отношении Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2006 г. N А39-1473/2005-78/16. Суд признал строение самовольно возведенным ввиду отсутствия разрешения на строительство, ссылаясь в том числе и на норму подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, именно градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При установлении градостроительных регламентов всегда учитываются: фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение из этого правила составляют земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. На указанные земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется.

Возведение объектов капитального строительства на земельном участке собственником такого участка возможно только при условии соблюдения природоохранных требований, предусмотренных экологическим законодательством.

Так, согласно положениям ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При этом запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Также при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В числе прав собственника земельного участка в комментируемой статье названо право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ в соответствии с разрешенным использованием и в соответствии экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями законодательства РФ.

Поскольку мелиорация земель осуществляется в целях сохранения и повышения плодородия земель, то собственник земельного участка вправе осуществлять проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Общий порядок проведения мелиоративных мероприятий в РФ регламентируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Указанным Законом определяются типы и виды мелиорации земель, которые вправе проводить собственники земельных участков в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства. Так, в целях улучшения заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды, собственник земельного участка может проводить гидромелиорацию земель. В случае возникновения необходимости улучшения земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений собственником земельного участка может быть проведена агролесомелиорация земель. Кроме того, собственники земельных участков вправе осуществлять культуртехническую и химическую мелиорацию земель. Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, а химическая - в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

2. Комментируемым пунктом закрепляется правило, согласно которому объекты права собственности - посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации - следуют судьбе земельного участка, т.е. являются собственностью собственника земельного участка. Исключение из этого правила составляют случаи, когда собственник земельного участка передает свой участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

Комментарий к Статье 40 Земельного кодекса РФ

Права, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, с одной стороны, связаны с использованием полезных свойств земли как природного ресурса, а также с использованием иных природных ресурсов, расположенных в границах земельного участка (общераспространенных полезных ископаемых, водных объектов).

С другой стороны, земельный участок может использоваться и как пространственно-территориальный базис для размещения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий и сооружений. В комментируемой статье, хотя это прямо и не оговорено, речь идет о правах частных собственников земельных участков, так как публичные собственники практически не осуществляют самостоятельно права по использованию земельных участков, а передают эти участки гражданам или организациям в пользование на ограниченных вещных правах или на праве аренды.

Право собственника земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых конкретизируется в ст. 19 Закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (ред. от 30 декабря 2012 г.), где указывается, что собственники, как и другие правообладатели земельных участков, имеют право по своему усмотрению в границах этих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Совместными распоряжениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ и высших органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ утверждены перечни общераспространенных полезных ископаемых для конкретного региона.

В судебной практике возникал вопрос, нужна ли лицензия на осуществление собственниками земельных участков деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, эксплуатацию скважин и т.п. В ст. 19 об этом прямо не говорится, однако слова "по своему усмотрению" означают, что в указанных случаях лицензии не требуется.

Из этого же исходил и Верховный Суд РФ, указывая в одном из Определений, что собственники, землевладельцы, землепользователи в силу ст. 19 Закона РФ "О недрах" вправе без лицензии осуществлять добычу полезных ископаемых в границах своего земельного участка .
--------------------------------
Определение ВАС РФ от 3 августа 2009 г. N ВАС-9787/09 по делу N А44-3570/2008.

Иногда это однозначно указывается в нормативных правовых актах субъектов РФ. Например, Постановлением правительства Московской области от 2 декабря 2009 г. N 1061/51 утвержден Порядок добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области .
--------------------------------
Информационный вестник правительства Московской области. 2010. N 1.

Согласно п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Они являются федеральной собственностью (п. 1 ст. 8 ВК РФ), в отличие от прудов и обводненных карьеров, которые являются собственностью гражданина или юридического лица, на земельном участке которого они расположены (п. 2 ст. 8 ВК РФ). Использование водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства.

Наибольшее количество судебных споров связано со строительством гражданами и юридическими лицами зданий и сооружений на своем земельном участке. Основанием возникновения конфликтных ситуаций в этих случаях, как правило, является несоблюдение (действительное или мнимое) специальных требований, которые в отсылочной форме указаны в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи (градостроительных, экологических и др.).

Речь идет о требованиях, установленных в ГрК РФ, Федеральных законах "Об архитектурной деятельности", "Об охране окружающей среды", "О пожарной безопасности" и др., а также в подзаконных актах, принятых в их развитие.

Осуществив строительство без соответствующих разрешений, собственники и иные правообладатели земельных участков зачастую пытаются легализовать возведенное здание или сооружение на основе норм ст. 222 Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке. В ряде случаев им это удается.

Обе судебные инстанции исходили из того, что база отдыха является самовольной постройкой, право собственности на которую за истцом признано быть не может, поскольку объект возведен без соответствующего разрешения и предоставления под строительство земельного участка.

Однако в материалах дела имеются акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения, акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, договор аренды земельного участка.

В состав государственной приемочной комиссии вошли представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, различных государственных органов (санитарного надзора, пожарного надзор) и др. Упомянутый акт подписан председателем и всеми членами комиссии и утвержден распоряжением главы администрации г. Кирова.

Именно данный документ подтвердил момент создания объекта недвижимости с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также установил факт возможности эксплуатации (использования) данного объекта в соответствии с целевым назначением.

При решении данного вопроса суды исходят из правовой позиции, сформулированной в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" .
--------------------------------
РГ. 2010. 21 мая. N 109.

В частности, суды устанавливают, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (п. 26 Постановления).

Вместе с тем гражданам и юридическим лицам не стоит возлагать большие надежды на то, что они легко смогут признать право на самовольно возведенное знание или сооружение задним числом, так как подобные требования часто остаются без удовлетворения.

Так, например, ООО "Слит" было отказано в иске о признании права собственности на ряд объектов недвижимого имущества (четыре нежилых здания) на том основании, что строительство спорных объектов осуществлено при отсутствии разрешения на строительство на земельном участке, отведенном под ремонтное производство.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что общество предпринимало меры по выполнению инженерных изысканий, подготовке и согласованию проектной документации со всеми заинтересованными организациями, получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 - 49 ГрК РФ.

Заявления истца о выдаче разрешения на строительство от 2006 г. и ввода объектов в эксплуатацию от 2011 г. не могут рассматриваться в качестве надлежащих мер к легализации спорных объектов, поскольку к заявлению 2006 г. не приложены все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а заявление 2011 г. подано после окончания строительства и начала эксплуатации объектов.

ФАС Поволжского округа отметил, что порядок признания права собственности на самовольную постройку сам по себе не может освобождать от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объектов недвижимости.

В противном случае при удовлетворении требований на основании п. 3 ст. 222 ГК РФ имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.

Таким образом, признание права собственности на самовольную постройку является исключительным способом защиты гражданских прав, который должен рассматриваться лишь при отсутствии возможности получить в установленном законодательством порядке соответствующих разрешений, а также в случае если отказы в выдаче разрешений признаны незаконными .
--------------------------------
Постановление ФАС Поволжского округа от 16 октября 2012 г. по делу N А55-1909/2012.

Незаконное возведение зданий и сооружений с нарушением градостроительных, противопожарных или иных требований нередко влечет за собой вынесение решений о сносе собственниками земельных участков таких зданий и сооружений своими силами или за свой счет . Кроме того, они могут быть привлечены к административной ответственности за соответствующее правонарушение.
--------------------------------
См., напр.: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2012 г. по делу N А12-6211/2011; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 июня 2011 г. по делу N А33-9441/2010.

Напротив, если собственникам земельного участка незаконно отказывают в выдаче соответствующих разрешений на строительство, они могут такой отказ обжаловать .
--------------------------------
Постановление ФАС Уральского округа от 29 мая 2012 г. по делу N Ф09-3062/12; Постановление ФАС Поволжского округа от 1 декабря 2011 г. по делу N А49-914/2011 и др.

В подп. 3 п. 1 комментируемой статьи говорится о праве собственников земельных участков осуществлять различные мелиоративные работы. Основные нормативные правовые акты, которыми они должны при этом руководствоваться, - это Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и др.

Комментируемая статья называет только некоторые права собственников земельных участков по их использованию. И это вполне объяснимо. Перечислить все, что может делать собственник на своем земельном участке, практически невозможно, поэтому, назвав наиболее важные права, законодатель в подп. 4 п. 1 настоящей статьи указал, что собственник может осуществлять и другие права по использованию земельного участка. Правда, речь все равно идет о правах, "предусмотренных законодательством".

Таким образом, незакрытый на первый взгляд перечень практически превращен в закрытый, только полный "список" этих прав содержится не только в данной статье, но и во всем законодательстве в целом. На наш взгляд, данную норму целесообразнее было бы изложить так: "Осуществлять другие права на использование земельного участка, если это не противоречит действующему законодательству".

Пункт 2 комментируемой статьи в настоящее время состоит из одного подпункта, смысл которой в том, что если собственник сам осуществляет хозяйственную деятельность на участке, то именно ему принадлежат и результаты этой хозяйственной деятельности (посевы, посадки, выращенная сельскохозяйственная продукция).

Если же земельный участок передан на ограниченном вещном праве в аренду либо в безвозмездное срочное пользование иному лицу, то именно этот хозяйствующий субъект приобретает право собственности на продукцию.

Это положение соответствует ст. 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Второй комментарий к СТ 40 ЗК РФ

1. Полномочия собственников земельных участков по их использованию и полученных от этого результатов основываются на положениях ст. ст. 8, 9, 35, 36 Конституции и выражаются в том, что граждане и их объединения, юридические лица вправе иметь в частной собственности имущество, в том числе и землю, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Реализация прав собственника по использованию земельных участков регулируется ГК, ЗК, ВК, ГрК, ЛК, ФЗ от 24.07.2002 об обороте сельскохозяйственных земель и ФЗ "Об охране окружающей среды". Так, в ч. 2 ст. 209 ГК РФ указывается, что собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, по своему усмотрению совершать в отношении ее любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

К полномочиям собственника земельного участка относятся:

а) использование земельного участка в порядке разрешенного пользования в пределах, указанных нормативными и подзаконными актами (например, земли сельхозназначения нельзя использовать для индивидуального жилого строительства или садового участка и наоборот). Также он вправе использовать закрытые водоемы на своем земельном участке (пруды) для своих нужд (для полива зеленых насаждений, купания и др.), пользоваться обводненными карьерами, если это не нарушает права и законные интересы других лиц (см. ст. 12 ВК);

б) использование распространенных полезных ископаемых, имеющихся на земельном участке только для своих нужд и с соблюдением требований ст. 19 Закона РФ "О недрах", т.е. без применения взрывных работ; строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров; рытье колодцев, скважин для доступа к пресным подземным водам;

в) возведение на своем земельном участке жилых и хозяйственных строений, иных сооружений, соблюдение норм отступа от межевых границ земельного участка, пожарных расстояний между строениями, норм освещенности и инсоляции в жилых помещениях (своих и соседей), огораживание участка с обеспечением продуваемости соседних земельных участков. При этом собственник должен руководствоваться нормами:

- СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения" (М.: Госстрой России. ЦНИИЭПгражданстрой. ГУП ЦПП, 2001);

- СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан" (М.: Госстрой России. ГУП ЦПП, 1998);

- СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (М.: Госстрой России. ГУП ЦПП, 1994);

- СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (М.: Госстрой России. ГУП ЦПП. 1999); СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (Пожарная безопасность. 2003. N 1);

- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554;

г) проведение строительства прудов и иных водных объектов собственнику возможно в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ и нормами указанных СНиП, а также иными специальными требованиями.

Перечень прав на использование земельного участка не является закрытым, и законодательством могут быть предусмотрены другие случаи их осуществления.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на результаты своего труда, т.е. на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, на полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации (см. ст. 136 ГК РФ), вправе высаживать именно те культуры, которые считает нужным, за исключением запрещенных к культивации законодательством. Если земельный участок передан в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование (ст. 5 ЗК РФ), то перечисленными правами обладает соответственно арендатор или иной владелец земли.

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

Читайте также: