Праздник труда и урожая на хлебосольной украине

Обновлено: 05.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Доступ к этой достопримечательности Москвы свободный и бесплатный, однако всегда приятнее оказаться в примечательном месте в сопровождении специалиста. Поэтому я с радостью воспользовалась возможностью посетить гостиницу "Украина" (одну из "сталинских высоток") под руководством замечательного московского краеведа Дениса Ромодина ( romodin ).
Общей информации об этом объекте в сети вполне достаточно, совсем недавно к тому же Москва праздновала 65-летие "сталинских высоток", поэтому не буду повторяться, ограничусь минимальными замечаниями о деталях, которые важны лично для меня. Любители архитектуры, конечно, знают, что гостиница пережила серьезную реставрацию, вновь открывшись для постояльцев в 2010 году в качестве отеля класса "люкс", входящего в состав международного гостиничного комплекса "Radisson Royal". Мне интересно было узнать, что конкретно сохранилось из первоначальной отделки и предметов интерьера.

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM,
Canon EF 15 f/2.8 Fisheye.

Прежде всего взоры привлекает великолепный круглый живописный плафон на потолке в главном холле гостиницы. Его диаметр - 10 метров, называется композиция "Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине".

Как только я начала снимать, ко мне тут же подбежал один из охранников, в лучших совковых традициях. Дескать, профессиональная фотосъемка запрещена и все такое. Обошлось без скандала, по смешной причине: второй охранник стал убеждать первого, что профессиональная съемка - это когда используется штатив. :))) Современные заблуждения обывателей иногда бывают полезны! К сожалению, из-за этих разборок я не заметила, что на зум-объективе выключен автофокус, поэтому кадры с деталями плафона не получились. Ну ладно, как-нибудь в следующий раз.

Вид на центральный холл со второго этажа (справа - доблестный охранник):

Отделка почти вся современная, за исключением светильников.

Большие светильники - из старых интерьеров гостиницы.

Только стеклянные "капельки" сделаны заново в Гусь-Хрустальном.

Удачно вписано кондиционирование:

Маленькие светильники подвешены к вентиляционным люкам:

Эти светильники новые, но довольно хорошо укладываются в рамки общего стиля.

В отеле бережно хранят и с гордостью демонстрируют небольшую коллекцию советской живописи и скульптуры.
С некоторыми картинами можно ознакомиться на сайте отеля
(их рассмотреть там можно даже лучше, в реале полотна частично закрывают ветви пальм).
Глущенко Н.П., Речной простор (1949-50):

Скульптуры - самое интересное, почти все они сделаны из гипса и покрашены под бронзу.
Некоторые из них создавались специально для гостиницы, когда она была только построена,
другие подбирались позднее, в том числе уже в наше время после реставрации.
1) Габе М.Р., Девушка с жеребятами (1960-е)
2) Якимович П.А., Спортсменка (1956)
1) 2)

3) Якимович П.А., Царица полей (1956)
4) Тугаринова С.Г., Материнство (1958)
3) 4)

5) Ленская В.Г., Сидящая девушка (1960)
6) Бажинов В.И., Подружки (1960-е)
5) 6)

7) Венкова И.А., Мать и дитя (1960-е)
8) Ленская В.Г., Пловчиха (1960)
7) 8)

9) Стрельбицкий И.А., Полярник (1950-е)
10) Мотовилов Г.И., Дружба России и Украины (1950)
9) 10)

В частности, эта скульптура была приобретена специально для гостиницы не так давно,
очень выразительное и добротное произведение, больше всех мне понравилось:
Венкова И.А., Разведчик (1960)

Батареи закрыты пластинами из мрамора со стилизованным изображением высотки,
современная работа, но выполнено со вкусом.

За окном - дождь и Белый Дом.

Несмотря на то, что руководство гостиницы приложило массу усилий,
чтобы сделать грамотную реставрацию, меня все же не покидало ощущение
глянцевого московского торгового центра, особенно из-за того, что на первом этаже
гостиницы действительно находятся несколько бутиков.

Жемчужине гостиницы "Украина" - диораме "Москва" - будет посвящена вторая часть отчета,
а пока - приглянувшаяся мне работа талантливой художницы Т.И. Лившиц
"Наташа Краюхина. Этюд" (1962), которая висит в филиале галереи Леонида Шишкина,
расположенном на втором этаже (эта работа продается).

Центральный почтамт в Харькове (1927-1930)

Это одна из первых работ Аркадия Мордвинова. Он разработал проект еще во время обучения в Московском высшем техническом училище (МВТУ) и победил с ним на конкурсе Наркомпочтеля.

Здание построено в стиле конструктивизма, от принципов которого Мордвинов впоследствии отказался. Но в облике почтамта как раз проявились все классические черты авангарда: геометричность, строгие формы, сочетание разных объемов. При строительстве использовался железобетон и плоская кровля. Здание имеет выразительный закругленный угол, эффектную башню с ленточным остеклением, крупные окна.

Изначально на башне были установлены часы, а также динамику сооружения создавал энергичный шрифт на фасаде. К сожалению, при современной реконструкции почтамта эти детали были демонтированы.

Аркадий Мордвинов спроектировал этот дом в рамках реконструкции улицы Горького (Тверской), которую он курировал в 1930-х. Ранее на углу находилась древняя церковь Дмитрия Солунского. Ее предлагали сдвинуть во двор, но Мордвинов выступил против. В 1933 году храм снесли, какое-то время на пустыре работало летнее кафе, а затем началось строительство жилого дома с ротондой, которое завершилось в 1940-м.

Снести старый дом планировалось еще до революции, однако он простоял на своем месте до сталинской реконструкции Москвы. В 1930-х столице решили придать парадно-триумфальный вид, расширив улицы и построив вдоль них многоэтажные дома с репрезентативными фасадами. Одним из кураторов проекта был Аркадий Мордвинов: он проектировал застройку улицы Горького (Тверской), а позднее использовал этот опыт на Ленинском проспекте, Большой Полянке, Фрунзенской набережной, Новинском бульваре и в других районах города.

Дом №8 имеет довольно сдержанный облик. Здесь нет пышного декора, а выразительность фасада достигается за счет четкого ритма лопаток, слегка выдвинутой и удлиненной угловой части, лаконичных фронтонов. Первый этаж, выделенный темным цветом, контрастирует с общей светлой гаммой дома, зрительно скрадывая тяжеловесность постройки.

В 1953 году, когда началось строительство гостиницы, Мордвинов занимал пост президента Академии архитектуры СССР. К этому моменту на его счету было проектирование комплексов жилых домов на Ленинском проспекте, Фрунзенской набережной и в других районах Москвы, где требовалось создавать парадный образ столицы.



Сразу после открытия гостиницу прозвали первым советским небоскребом и какое-то время она была самым высоким сооружением в Европе. В ее проектировании участвовал советский архитектор Вячеслав Олтаржевский, который изучал технику строительства небоскребов в Нью-Йорке.

Первых посетителей поражал центральный корпус со шпилем и смотровая площадка, с которой открывались лучшие виды на Москву, а также советская символика наружного декора – звезды, вазы из снопов пшеницы, серпы и молоты.

Дейнека и Кукрыниксы



На сегодняшний день в коллекции гостиницы более 1200 работ, в том числе классиков соцреализма – Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Дмитрия Налбандяна, Николая Ромадина, Михаила Суздальцева, Кукрыниксов и других мастеров. Особый интерес представляют работы Василия Поленова, датируемые 1910-1912 годами. Ко второму рождению гостиницы, в 2010 году лимитированным тиражом был издан иллюстрированный художественный альбом с коллекцией картин.

В 2010 году в гостинице появилась и своя библиотека с 3000 томами, где можно почитать русских классиков на разных языках.

Гостиница Radisson Royal Hotel - бывшая гостиница "Украина".


Строительство гостиницы началось в 1953 г., ее проект был разработан коллективом советских архитекторов во главе
с академиком архитектуры, президентом Академии архитектуры СССР Аркадием Мордвиновым и доктором архитектуры
Вячеславом Олтаржевским, который изучал технику возведения небоскребов в Нью-Йорке и специализировался на
проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более 2 тысяч человек.
Торжественное открытие гостиницы, состоялось 25 мая 1957 г.


Здание гостиницы расположено в центре Москвы на Дорогомиловской излучине Москвы-реки на открытой площади,
где пересекаются две крупные столичные магистрали – Новый Арбат и Кутузовский проспект.
Главный фасад гостиницы обращен к Москве-реке и центру города.
Живописный зеленый сквер, где в 1974 г. был установлен памятник Тарасу Шевченко, спускается от фасада к гранитной
набережной реки и лестницам, которые ведут к самой воде.


Общая площадь здания "Украины", выполненного в стиле "советского ампира" – более 88 тысяч кв.м, общая высота
монументального строения составляет – 206 м, включая 73-метровый шпиль. В свое время - сразу после завершения
строительства - "Украина" являлась самым высоким гостиничным зданием в Европе.

Высотная часть здания, состоящая из 26 жилых этажей и 3 технических, завершается шпилем с советской символикой –
серпом и молотом.

С двух сторон к высотной части примыкают угловые башни высотой в девять этажей, предназначенные под квартиры.
На первом этаже гостиницы располагаются в основном общественные помещения – вестибюли, ресторан, банкетный зал,
гостиная, библиотека, кафе.


Две открытые парадные лестницы, расположенные по обеим сторонам центрального вестибюля, ведут на второй этаж,
где лестничная площадка переходит в лифтовой холл и далее – в зимний сад с фонтаном.
Фасад здания украшен лепниной и другими элементами декора, в которых также используется советская символика –
обелиски, аттики из пятиконечных звезд, вазы в виде снопов пшеницы.



Габе М.Р., Девушка с жеребятами. 1960-е. Гипс тонированный.

Главный вход гостиницы отделан мрамором, а центральный вестибюль украсили круглым живописным плафоном
"Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине".
Пышностью отличаются и интерьеры гостиницы – наборный паркет, бронзовые люстры, массивная мебель.

Гостиница была знаменита своей коллекцией картин, насчитывающей более 1 тысячи полотен.
Тогда, в 1950-е гг., над созданием неповторимого облика отеля трудились несколько художественных мастерских
по специальному госзаказу. Среди множества произведений, здесь были представлены полотна известных художников:
Михаила Суздальцева, Юлия Клевера, Михаила Куприянова, Александра Дейнеки, Василия Поленова.



Якимович П.А., Спортсменка. 1956. Гипс тонированный.

Гостиница "Украина" приняла первых постояльцев в 1957 г. и сразу же была признана
крупнейшей гостиницей не только в СССР, но и в Европе.
Много лет гостиница "Украина" оставалась образцом сталинского классицизма,
бережно сохраняя все элементы интерьера, связанные с 1950-ми гг.
Со дня открытия она стала популярной у многочисленных гостей столицы.
Гостей "Украины" привлекали не только удобное расположение гостиницы и помпезная
красота интерьеров, но и то, что в обстановке использовались только экологически чистые материалы.


В соответствии с решением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов
от 23 марта 1987 г. "О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени"
и с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации", гостиница "Украина" отнесена к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) регионального значения, включенным в реестр.


С годами гостиничное оборудование устарело и уже не могло обеспечить полноценную работу гостиницы,
а само здание нуждалось в реставрации и ремонте.
В 1997 г. московское правительство заключило с швейцарской фирмой First Hotel Service Management Ltd контракт
на реконструкцию гостиницы "Украина", но дело закончилось только косметическим ремонтом здания и мойкой фасадов.

В августе 2005 г. московское правительство приняло решение выставить гостиницу "Украина" на торги.
Победителем торгов стало ООО "Бисквит", уплатившее за гостиницу "Украина" более 270 млн рублей.
Продажа гостиницы осуществлялась на конкретных условиях – должны быть отреставрированы и сохранены
в прежнем виде фасады здания, первый и второй этажи со всеми вестибюлями, ресторанами, холлами;
в прежнем виде должны были сохраниться все общественные помещения, а также 29‑й, 30‑й и 31‑й этажи.


Несмотря на эти условия, переход гостиницы "Украина" в частные руки породил немало отрицательных откликов.
Неоднократно высказывались опасения, что новый владелец гостиницы может ради повышения доходности пожертвовать
ее архитектурной уникальностью.
В 2005 г. был полностью отреставрирован фасад здания. С 28 февраля 2007 г. гостиница "Украина" была закрыта на реконструкцию.
В марте 2007 г. начались полномасштабные реставрационные работы, в числе которых: ремонт и восстановление ценных деталей исторических интерьеров, модернизация инженерных систем и многое другое, включая работы на прилегающей территории.


В ноябре 2007 г. обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы.
По мнению специалистов, обрушение произошло из-за того, что кирпич и строительная
смесь не соответствовали маркам, заявленным в проектной документации.

В 2009 г. был подписан договор с одной из самых быстро развивающихся и динамичных компаний
в мировой гостиничной индустрии – The Rezidor Hotel Group. Согласно договору в обновленном
здании гостиницы "Украина" в декабре 2009 г. должен был открыться новый современный отель.


Перед строителями и реставраторами была поставлена сложная задача: сберечь атмосферу гостиницы "Украина"
и в то же время усовершенствовать техническое оснащение здания в соответствии с современным уровнем
безопасности и комфорта. В частности, в рамках проекта были сохранены и отреставрированы несколько
произведений монументальной живописи, в том числе панно и фрески в вестибюле отеля.


В июне 2009 г. компания The Rezidor Hotel Group в своем пресс-релизе сообщила,
что обновленная московская гостиница "Украина" откроется 1 декабря 2009 г.
Однако открытие гостиницы откладывалось.
28 апреля 2010 года у в обновленном здании гостиницы "Украина" открылся новый современный отель -
Radisson Royal Hotel, Moscow,

Гостиница унаследовала коллекцию из 1,2 тысячи подлинных полотен русских живописцев первой половины XX века.




Инфраструктура гостиницы включает 10 баров и ресторанов высокой кухни, караоке, кафе; полностью оборудованный,
современный бизнес-центр с банкетным и конференц-залами, библиотекой; фитнес и СПА центр с 50 м закрытым бассейном
и салоном красоты; бутики; коллекция картин и скульптур, диорама Москвы; Свадебный Зал для предложения руки и сердца
и ужина на двоих, расположенный под шпилем и открывающий фантастический вид на Москву.
А так же 5 уникальных, белоснежных панорамных яхт-ресторанов с круглогодичной навигацией по Москве-реке.



Сайт гостиницы с прекрасной виртуальной экскурсией по гостинице. Посмотрите,это стоит того.Вы увидите всё до мелочей.










А.Гавриков, И.Вайнман, Ч.Ахмаров., Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине, 1957.



Скульптурная группа на входе: Тугаринова С.Г., Материнство. 1958, и Якимович П.А., Царица полей. 1956.



В центральном холле первого этажа представлен уникальный экспонат: диорама "Москва – столица СССР",
демонстрирующая уменьшенный в масштабе 1:75 исторический центр Москвы и его окрестности от Лужников
до Земляного вала – так, как они выглядели в 1977 г., когда создавался этот макет.


Макет шириной 16 м, высотой 6 м и 9,5 метров в глубину (общая площадь 304,9 кв2) установлен в специально
сконструированном помещении и оборудован сложными светотехническими устройствами, имитирующими смену
времени суток.





Макет снесённой гостиницы "Россия".



В главном корпусе расположена гостиница, а в боковых, высотой в 8 и 10 этажей расположены 254 квартиры.



Кутузовский проспект (бывш. Можайское шоссе) № дома: 2/1



Все фотографии автора поста. Использовать можно с активной ссылкой на источник.

Читайте также: