Праздник урожая у евреев

Обновлено: 07.07.2024

Нам необходимо понять, что только через наполнение нас Духом Святым мы сможем ходить по путям Божьим и исполнять Его заповеди.

Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?

Какая связь между праздниками Песах и Шавуот? Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить, есть ли связь между Песахом и праздником Шавуот?С уважением, Роман, МоскваРамбан (Ваикра 23, 36) пишет, что дни счёта омера считаются одним длинным периодом холь а-моэд («праздничных

Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба?

Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба? Добрий день! Мене цікавить: для чого у храм приносили два квасні хліби на Шавуот і на що вони показують (що символізують). Дякую!С., УжгородПрошу прощения, что не могу ответить по-украински, т. к. не знаю этого языка.Относительно

ШАВУОТ

Пятидесятница: Шавуот

Пятидесятница: Шавуот В древности утром на второй день Пасхи евреи приносили в Храм меру (или омер) ячменя, чтобы совершить церемонию, прославляющую пробуждение земли, ее плодородие. Ячмень — рано произрастающий злак. Практически с этого омера ячменя каждый год

Глава 115 От праздника Песах до праздника Шавуот.

Глава 116 Шавуот

Шавуот 2022: история и традиции иудейского праздника

Праздник Шавуот имеет и другие названия. Его называют также Пятидесятница, Праздник семи седмиц, Праздник жатвы, Праздник Дарования Торы, Праздник первых плодов, ха-Ацерет.

Торжество не только тесно связано с историей еврейского народа и иудаизма, но и имеет аналоги в христианской традиции. Когда наступит Шавуот в 2022 году, какова его история и традиции — рассказываем в материале КП.

Когда отмечается Шавуот в 2022 году

Еврейский весенний праздник не столь продолжителен по времени как другие. На его отмечание отводится всего два дня. Начинается Шавуот на пятидесятый день после окончания Пасхи. Отсюда его и другие названия — Пятидесятница, или Праздник семи седмиц. В христианской традиции есть аналогичное торжество — Троица.

Как и многие праздники в иудаизме, праздник Шавуот не имеет четкой фиксированной даты и разнесен по времени на несколько дней. Он начинается на закате одних суток и завершается также по истечении дня, когда над Землей Обетованной сгущаются темные сумерки. Считается, что все праздничные события вступают в силу именно с заходом солнца, когда на небе зажигаются звезды.

Праздник приходится на третий месяц еврейского года, начинающегося с Нисана и на девятый — года, начинающегося с Тишрея. Иудеи начинают отмечать Шавуот в 2022 году на закате 4 июня и заканчивать вечером 6 июня.


История праздника Шавуот

Изначально праздник Шавуот — Праздник жатвы — имел исключительно аграрное значение. Однако с ускорением процесса урбанизации смыслы были несколько изменены. Древнейшая история, связанная с земледелием, была вытеснена историко-мифологическими значениями. На помощь пришли библейские сюжеты, написавшие для Шавуота новую основу.

Чтобы древний праздник не потерял своего значения, его тесно связали с преданиями по истории еврейского народа. По прошествии семи недель блуждающие по пустыне иудеи приближаются к горе Синай и получают от Господа свою Книгу заповедей — Тору. В библейской истории это событие трактуется как Синайское откровение, почитаемое всеми приверженцами иудейской веры. Именно в конце весны 1312 года до нашей эры, как считают евреи, им была дарована Тора и ее Десять заповедей. Именно они чтятся в качестве морально-этической основы всего иудейского мира. В честь этого события и появилось новое обоснование праздника Шавуот.


Традиции и правила праздника


Для взрослых свои угощения и свои пищевые и вкусовые традиции, связанные с древностью и современностью. Особое значение в день Шавуота придают употреблению молочной продукции — молока, сыров, творожных блинчиков. Эта традиция перекликается с библейской историей: вернувшись с горы Синай, странники также довольствовались подобной пищей. Сегодня в эти дни по всему Израилю проводятся различные фестивали молочных изделий и сыров. Можно есть в Шавуот и мясное, но важно, чтобы эти блюда не употребляли вместе с молочными.

По традиции, записанной в Библии, в эти праздничные дни совершались жертвоприношения в Иерусалимский Храм. Сохранилась она и в наше время. Верующие отправляются в Иерусалим, чтобы преподнести Господу первые урожайные дары года.

Шавуот – праздник дарования Торы, который празднуют шестого числа месяца сиван — в 2020-м праздник выпадает на 29 мая, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

По преданию в этот день на горе Синай Моисей получил скрижали Завета с десятью заповедями, поэтому главным событием праздника является слушание Десяти Заповедей.

В этот день из синагог выносят свиток Торы и читают молитвы. Десятки тысяч верующих приходят к Стене плача в Иерусалиме, чтобы отблагодарить Бога за полученные заповеди.

Шавуот по-еврейски означает "недели", поскольку от Песаха его отделяют семь недель. Другое название праздника — Пятидесятница, также напрямую связано со временем его празднования. Шавуот один из трех главных иудейских храмовых праздников.

Когда иудеям даровали Тору

По библейскому преданию, евреи прожили в Египте 430 лет, а Исход их, по вычислениям египтологов, совершился около 1250 года до Рождества Христова. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV веке до нашей эры.

Иудеи в третий месяц по выходу из Египта подошли к горе Синай, где Бог даровал своему народу десять заповедей, основу Торы, и расположились против горы станом.

По преданию, в этот день Моисей, который провел 40 дней на горе Синай, получил скрижали Завета с десятью заповедями, устанавливающие морально-нравственные правила поведения.

Кроме того, он еще получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия Письменная Тора), а часть — Устная Тора, была записана только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма.

Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.

Получив Тору, народ Израиля дал клятву Богу, что всегда будет выполнять все заповеди и не отступит от них.

День первых плодов

Как и многие другие религиозные праздники Израиля, Шавуот отмечается не только в честь определенного исторического события. Он считается праздником сбора урожая, поскольку в это время начинают созревать самые первые плоды и начинается жатва пшеницы. В Торе Шавуот назван "Праздником жатвы" и "Днем первых плодов".

Раньше в этот день было принято приносить в храм два каравая хлеба, испеченных из первой пшеницы, или другие созревшие в саду и в поле "первинки" нового урожая (бикурим). Было разрешено приносить только пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики.

Все заповеди Шавуот – хлебное приношение, бикурим и так далее были связаны с Храмом. Соответственно, после разрушения Храма выполнение этих заповедей стало невозможно.

Шавуот, в отличие от остальных праздников, мало упоминается в еврейских законах и в еврейском художественном творчестве. В Талмуде нет никакого особого трактата о празднике Шавуот.

Так как праздник попадает на сезон полевых работ, то в Израиле он продолжается всего один день, а за пределами страны, в диаспорах — 2 дня.

Шавуот является одним из трех иудейских праздников, связанных с паломничеством, наряду с Песах (Исход иудеев из Египта) и Суккот, который установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную.

Подготовка к празднику

В канун Шавуота принято совершать очистительное погружение в микву (ритуальный бассейн), поскольку каждый еврей должен очиститься перед паломническим праздником. Существует обычай погружаться в микву еще раз утром в праздник в память об очищении, совершенном Израилем в "дни отделения", предшествовавшие получению Торы в состоянии абсолютной чистоты.

Как и все праздники, Шавуот начинается вечером. В доме зажигают свечи. В синагоге читают праздничную вечернюю молитву Маарив.

После торжественного богослужения в синагоге устраивают дома праздничный стол.

По традиции, всю праздничную ночь человек должен не спать, а провести за изучением Торы. Так как Тора путь к самосовершенствованию. Обычай этот символизирует ту далекую тревожную бессонную ночь около горы Синай, что предшествовала принятию Торы.

Главное событие праздника

В синагоге сразу же после утренней молитвы читают Десять заповедей, которые слушают стоя, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. Это традиция подтверждать Завет еврейского народа с Богом.

В этот момент важен сам факт присутствия и участия в происходящем, а не понимание священного языка и смысла заповедей. Поэтому все евреи — мужчины, женщины и дети (включая младенцев) должны быть в эти минуты в синагоге и, как три тысячи лет тому назад, слышать слова Десяти Заповедей, вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет.

В Шавуот утром в синагогах читают также Книгу Рут (Руфь), знаменитой праведницы, по рождению моавитянки, которая вышла замуж за еврея, а после его смерти осталась со свекровью и приняла иудаизм. Рут является прабабушкой царя Давида.

Книгу Рут читают в праздник потому, что принятие иудаизма Рут (гиюр) было подобно принятию Торы еврейским народом. Кроме того, считается, что ее правнук царь Давид родился и умер в день дарования Торы. Евреи считают, что Рут, самый милосердный человек со времен Авраама, была необходима еврейскому народу для того, чтобы преодолеть духовное заболевание, поразившее целое поколение.

В Шавуот принято начинать обучение Торе маленьких детей. Первый урок посвящается еврейскому алфавиту. Чтобы "подсластить" это нелегкое учение, обычно пекут сладкое печенье в форме еврейских букв, обмакивают его в мед и предлагают юным ученикам съесть ту или иную "букву", предварительно прочитав ее.

Что можно и что нельзя

В Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь — еду разрешено готовить только на сам день праздника, пользуясь при этом огнем, зажженным до начала праздника.

Для этого, обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника, так как от живого огня зажигать дозволяется, который необходим не только на кухне, но и для зажигания праздничных свечей.

Даже курильщики склоняются над горелкой либо прикуривают друг у друга, так как в этот день нельзя брать в руки спички. А электрический свет нужно включить накануне праздника.

В праздник также запрещается брать в руки деньги – монеты и банкноты, а также пользоваться любыми видами транспорта.

Когда и как трапезничают

В Шавуот, как и в другие праздники, есть две праздничные трапезы вечерняя и утренняя, каждая из которых начинается Кидушем (произнесения над бокалом вина слов благодарности Всевышнему).

В праздник принято есть молочную и мучную пищу — сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня Вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи не могли воспользоваться своей кухонной утварью из за данных им законов кошерности.

В посуде приготовляли запрещенную пищу, и, следовательно, готовить в ней было нельзя. В тот день им пришлось довольствоваться молочной пищей, фруктами и овощами.

Многие едят в Шавуот пироги, испеченные на меду. Эта традиция напоминает о том, что Тора как молоко и мед для тех, кто ее учит ("Мед и молоко под языком твоим").

Отдельную мясную трапезу устраивают позже, так как еврейская традиция считает, что в праздники хотя бы две трапезы должны быть мясными, чтобы выполнить заповедь "Радуйся в свои праздники".

Мясо является признаком праздничной трапезы, но законы кошерности строжайше запрещают смешивать мясные блюда с молочными (и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы).

Поэтому эти две трапезы разделены, и между ними должны быть исполнены определенные действия. Сначала необходимо завершить молочную трапезу чтением Биркат амазон (молитва после еды), затем сделать часовой перерыв, и только после этого постелить новую скатерть и поставить на стол мясные блюда.

В диаспорах, где Шавуот длится два дня, во второй день после чтения Торы те, у кого нет кого то из родителей, читают поминальную молитву Изкор за души умерших родственников и принимают обещание сделать пожертвование в их заслугу.

По традиции, в этот день дом и синагоги украшают зеленью и свежими цветами. Эта зелень напоминает о давней практике принесения первых плодов на благословение в Иерусалимский Храм. Она также символизирует надежды на щедрый урожай.

Для евреев этот праздник очень важен, дети приобщаются к традициям своего народа. У многих малышей в руках и на головах венки, если в этот день нужно идти в школу или детский сад. К этому дню могут быть приурочены выставки фруктов и поделок, которые дети сделали на уроках.

Праздник Шавуот - история, традиции и любопытные факты

По еврейской традиции данный событие начинают отмечать с вечера предыдущего дня после захода Солнца, дождавшись появления на небе первых звезд. С этого момента начинают действовать все законы и традиции: в зданиях зажигаются свечи, в синагогах читается вечерняя специальна молитва Маарив. А после того как закончится торжественное богослужение, в еврейских домах накрываются праздничные столы.


На данном факте следует остановиться особо, ведь у ашкеназских и сефардских евреев подходы к торжественному принятию пищи существенно разнятся. Традиционно считается, что в момент дарования Торы евреи не успевали приготовить кошерную еду, поэтому им пришлось отмечать это событие исключительно с применением молока и продуктов из него. И сейчас праздничная трапеза евреев – это всевозможные мучные и молочные изделия.

Но данная традиция обязательна лишь для евреев-ашкеназов. Сефарды имеют несколько отличные взгляды на этот счет, поэтому вполне могут лакомиться мясными блюдами. Причем сефардские общины в разных регионах составляют собственное меню, часто очень отличающееся от соседей, не говоря уж о том, насколько сильно оно отличается разных странах, к примеру, в Марокко, Йемене и Грузии.

В Израиле к этому празднику начинают продавать большие объемы молочных продуктов, сыров, йогуртов, творога и их всевозможные сочетания. Устраивают акции, распродажи и весенние фестивали. Самым популярным из них бывает фестиваль вина и сыра. Неофициальным обязательным блюдом на столе являются белые сыры. Как известно Израиль занимает первое место в мире по разнообразию белых мягких сыров.

Учитывая, что Шавуот у евреев еще ассоциируется и с началом нового цикла жизни природы и стартом уборки урожая, жилища и синагоги украшаются листьями деревьев, травами, цветами, а свитки Торы – лепестками роз. Кроме того, перед важным паломническим праздником евреи должны очиститься, поэтому в преддверии совершаются погружения в ритуальный бассейн микву. Некоторые иудеи совершают еще одно подобное омовение на утро для проведения значимого религиозного праздника в абсолютной чистоте.


Так повелось еще со средних веков, что именно в Шавуот евреи начинают приобщать своих маленьких детей к Торе. Едва встанет Солнце, родители ведут своих чад в синагогу. А чтобы первый урок приобщения к Торе им лучше запомнился, он делается сладким, причем, в буквальном смысле. Евреи приносят дощечку, пирог, сваренное вкрутую яйцо. Все они обмазываются медом. В процессе урока на данные предметы наносятся слова из Торы и отдельные буквы. Учитель называет их, а ученик повторяет, и после того как все написанное будет прочитано, пирог и яйцо и мёд съедаются.

Даже дорога из дома в синагогу и обратно наполняется дополнительным смыслом. Туда ребенка ведут, накрытым особым покрывалом, чтобы он учился покорности и скромности. Обратная дорога, по возможности, проходит вдоль берега реки, так как Тора у евреев обычно сравнивается с водой, а ребенок должен иметь доброе и щедрое сердце.

История возникновения Шавуота для всех евреев является основой их единства.

Читайте также: