Праздник урожая у мордвы

Обновлено: 05.10.2024

Масленица - один из веселых и любимых праздников жителей России. У каждого народа свои особенности и традиции встречи этого праздника. Особенно интересны традиции празднования Масленицы у мордвы.

Мордвы празднуют Масленицу всю неделю, "масла панда", что в переводе с мордовского означает "масленичная гора", - место народного гуляния. Это последний зимний праздник у мордвы, символизирующий прощание с зимой и встречу весны.

В домах наводили порядок, готовили праздничные угощения, изготавливали чучело Масленицы и другие атрибуты праздника. В старину возводили карусель в виде солнца, состоящую из кола, на котором было надето колесо с жердями, к ним привязывали салазки. Одни крутили карусель, другие на ней катались.

Праздничный стол отличался обилием разнообразных блюд, пирогов, калачей, пышных блинов из пшеничной и ячневой муки, а из напитков - поза - аналог кваса или браги из сахарной свеклы. Согласно приметам, если плохо встретил Масленицу - жди неудачи в текущем году. Весело проведенная масленичная неделя предвещает благополучие, процветание и достаток во всех начинаниях.

В народе любили Масленицу и ласково называли ее - "касаточка", "веселая", "перепелочка" и так далее.

Масленица - это праздник, проходивший всю неделю на масленичной горе с хороводами, играми, песнями, плясками, обрядами славословия. Чучело Масленицы, как символ уходящей зимы, наряжали в женские одежды и в завершение праздника сжигали, с целью избавления от бед и невзгод.

Во время праздничных народных гуляний люди надевали нарядные одежды, пели частушки, угощали друг друга блинами, парни катали девушек с горки, крестные приглашали крестников в гости, устраивали праздничное застолье, дарили им ложку и чашку с гостинцами.

Праздник был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались святками. Большое участие принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали.

А каляда, каляда,

Тячинь шись каляда!

Вандынь шись роштува!

Лама перякада валяда (м.).

Ламо прякат валядо!

Коля максат пряка,

Чачтат цера тяка (э.) .

Ой, коляда, коляда,

День сегодня коляда!

Дайте нам пирожка.

Если дашь пирожок,

Родится у тебя сынок.

ПРИМЕТЫ:

На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если звезды редки, то и ягод мало будет.

ФЕВРАЛЬ

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Блин – символ возрождённого солнца.

Мастян чи, паро чи!
Саик, саик якшамонть!
Паник, паник якшамонть!
Вай шубинем каладсь,
Вай шапкинем каладсь,
Вай варьгинем каладсь,
Вай кеминем каладсь! (э.)

Масленичный день, хороший день!

Возьми, возьми холод!

Прогони, прогони холод!

Вай шубка износилась,

Вай шапка износилась,

Вай варежки износились,

Вай валенки износились!

Мес аф пицят пачат?

Аяш вайса ваденди.

Вайса пачкалгть вадине,

Пачкалгсь пачать пидезе (м.)

Что блинов не печешь?

Меня маслом не мажут.

Маслом я намазала.

Она меня спасла –

Чине листь, листь, листь,

Пачалкситне пидсть, пидсть!

Ожу вайса вадьсайне.

Солнышко, взойди, взойди,

Блины уж испеклись, испеклись!

Погоди, их маслицем обмажу,

И детишкам отнесу!

ПРИМЕТЫ:

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

МАРТ

В мордовской культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Закличка

Сяда курок няемасть!

Сяда курок лиеда,

Тундань лямбе тиеда.

Тялось мяленьконь ни мольфтьсь,

Сон кшибяленьконь ни порьфтьсь.

Тялонь щамоньке ни каладсть,

Тяза пизот лиеда,

Лама алнят нарвада,

Ламонь лефскат касфтода (м.).

Жаворонки, услышьте нас,

Скорее заметьте нас!

Весеннее тепло делайте.

Нам зима уж надоела,

Все запасы хлеба съела.

Зимняя одежда уже износилась,

Много яиц насидите,

Много птенцов вырастите.

Потешка

Очко пеке онока!

Ленчень локшо кедьсэнзэ,

Кшнань карькске перьканзо,

Сиянь повне песэнзэ (э.).

Гладкие у нее перышки!

Искусно сшита ее шуба,

Хлыст в руках ее из дуба,

Вокруг нее красивая веревка,

На конце золотая пуговка.

ПРИМЕТЫ:

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

АПРЕЛЬ

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения.

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением.

Закличка

Пандо боксо лов солы!

Ловонть олга ведь чуди!

Блидинесэнть мазы ал!

Тюжинесэнть Ине Чи! (э.)

На горе снег тает!

Подо льдом течет ручей!

Блидинесэнть мазы ал!

В нашем доме пасха!

Пестушка

Тинць, тинць карьседа,

Щавань, пяли якада.

Щавась максы коку,

Батькась максы ляли,

Олять пекоц кели (м.).

Тинць, тинць карьседа,

Щавань, пяли якада.

Щавась максы коку,

Батькась максы ляли,

Олять пекоц кели (м.).

ПРИМЕТЫ:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

МАЙ

Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны. До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

Закличка

Лямбе тунда, тук, тук!

Сетьме пизем кантт, кантт!

Сери сёрот макст, макст! (м.).

Лето, приди, приди!

Весна, уйди, уйди!

Принеси нам теплый дождь!

Вырастет густая рожь!

Лето, приди, приди!

Весна, уйди, уйди!

Принеси нам теплый дождь!

Вырастет густая рожь!

Солнышко, выйди, выйди,

Получтшь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!

ПРИМЕТЫ:

Май холодный – не будет год голодный.

Придет май – о долгом сне не вспоминай.

ИЮНЬ

Загадки

Красненькая, сладенькая,
На солнышко поглядывает.

Хоть и ясно, хоть и дождь,
Из-под зонтика не выходит.

Не столяр, не плотник,
А хороший на селе работник.

Борода есть, но не старик,
Рога есть, но не корова.

ПРИМЕТЫ:

Пришел июнь - разноцвет – отбою от работы нет.

В июне день – с год.

ИЮЛЬ

Закличка

Пиземня, тук пяконя!

Модась ули ляпоня,

Модась ули ляпоня!

Ласьконттяма кяпоня! (м.)

Пиземня, тук пяконя!

Модась ули ляпоня,

Модась ули ляпоня!

Ласьконттяма кяпоня! (м.)

Загадки

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

ПРИМЕТЫ:

Июль — месяц прибериха, припасиха.

Утром туман стелется по воде – будет хорошая погода.

АВГУСТ

Загадки

Ты этот месяц знаешь

В нем делают запасы,

И три различных спаса.

На дереве краснеют девичьи щеки.

Не в небесах, не на земле,

А всеми славятся.

Пословица:

Кодамо умаринась, истямо умареськак. (э.)

Какова яблоня, таково и яблоко.

ПРИМЕТЫ:

Месяц август яблоком пахнет.

В августе до обеда – лето, а после обеда – осень.

СЕНТЯБРЬ

Праздник тарваз озкс, посвящен богине поля – Пакся-аве. Пакся-ава, по представлениям мордвы жила во ржи. Поэтому каждый хозяин связывал ржаные колосья на небольшом клочке своего загона, около связки колосьев стелил белое полотенце с хлебом и солью, втыкал в землю серпы, и все присутствующие при этом садились на снопы. Старшая из женщин-жниц благодарила Пакся- аву за хороший урожай:

Дала ты нам много зерна.

Не обижай наши сердца.

Колосья ржи полны

Загадки

Летом в одежде,
Зимой без одежды.

Среди усов золотые зубы.

Дерево, на нем много гнезд,
В каждом гнезде — яйцо.

ПРИМЕТЫ:

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

ОКТЯБРЬ

Покров день – празднуется 14 октября. Значение праздника – окончательное наступление осени. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лесные хозяева.

Прибаутка

А Любава, Любава

Яки пиже лугава:

Сэнь сарафан лангсонзо,

Ушов лиссь – начтынзе,

Кудось совась – костинзе (э.).

Ах, любушка, Любушка,

Ходит Люба по лужку:

На ней новый сарафан,

На ней платье новое.

На улице намочит,

Домой зайдёт – высушит.

ПРИМЕТЫ:

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся.

Каков Покров – такая зима.

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

НОЯБРЬ

Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Вечерами собирались на посиделки – пели песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, здоровье людям, благополучие в хозяйстве. Женщины готовили вкусное угощение и справляли праздник всем селом (общее сельское гуляние).

Потешка

Ушеняса вармась вяшки,

Якшамсь лямботь эса сяськи.

Курок оцюста тон касат,

Молят вире – пенгат ускат,

Минцень печканяньконь уштат,

Сире пакарнянень эждят,

Тядяцти тон ведь лездат (м.) .

Ветер свищет за окном,

Пробирается он в дом.

Скоро будешь ты большим,

В лес поедишь ты один.

Нашу печку ты истопишь,

Матери во всем поможешь.

Прибаутка

Эсь усанзон пстерьфни.

Мес, катоня, мтордат,

Мес шеернят аф кундат?

Пелян, стирня, кельмода,

Палы тяштень сельмода.

Лямбось кельговсь сембонди (м.).

На печке котеночек,

Спит себе, мурлыкает

И усами шевелит.

Что, котик, мурлыкаешь,

Что не ловишь мышей?

Ой, боюсь я холода,

Боюсь ярких звездочек.

А на печке тепло,

И всем нам хорошо.

ПРИМЕТЫ:

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борются.

ДЕКАБРЬ

Празднование Нового года, подготовка к Рождеству

На Новый год комплекс рождественских обрядов повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодежью участвовали старики; гадали не только о женихах, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. Накануне Рождества проводили обряд колядования (Калядань чи) – день колядок. Пекли специальные пирожки с овощной начинкой (калядань прякат). Чем лучше угощали колядовщиков, тем обильнее были их пожелания для хозяев.

Колядка

Ай, каляда, каляда!

Конась максы пяшьтенге

Тонань, сюро шачозо.

Межань троке празо,

Сянго сюро сивеза.

Бабай, давай пяштеньге! (э.)

Ай, коляда, коляда!

Кто (нам) даст орешков,

У того хлеб уродится.

Сено в стог уложится,

Даже вилы от тяжести погнутся.

Бабушка, дай орешков!

ПРИМЕТЫ:

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля —
это к урожаю.

Дорогие друзья!

Мы очень рады приветствовать Вас на нашем сайте и с удовольствием предлагаем Вам принять участие и реализовать свой творческий потенциал в увлекательных конкурсах аппликаций, рисунков, поделок, стихов, фотографий, презентаций и проектов.

Народный календарь

Пояснительная записка

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устно – поэтическому творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно – поэтического творчества, драматического и декоративно – прикладного искусства.

Обряды подразделяются: сезонные, связанные с земледелием, скотоводством, семейные и церковные. Цикл сезонных мордовских обрядов выделяется у мордвы до начала 20 века. Постепенно обряды утратили магическо - ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, сбора урожая и т.д.

Данная методическая разработка опирается на цикличность народного календаря. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками и приуроченных к ним устно – поэтическим творчеством мордовского народа.

Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающей природе, народному фольклору, истории своего народа.

Воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая. Представлен перечень пособий и материалов, используемых в данной методической разработке.

Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае.


«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста.

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Зимой за малиной не ходят.

На чужой печке бок не согреешь.

Гость в дом – Бог в дом.

Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.

Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи.

Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:


«Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Орешки твои где?

- В горшочке на полке.


- Вынеси в чашке с маслом,

Если не орешки, так блины,

Приметы: Февраль теплом

приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль богат снегом, апрель –

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.


Закличка:

Ясно солнце принесайте.

Нам зима то надоела,

Хлеба, соли все поела.

Шапа, жарапа, жаренная лапа.

Дай бог нам хлеба.

Примета:

На Евдокию оттепель – лето будет

с сочною травою.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

Основная тема обряда: начало полевых работ, подготовка к празднику Пасхи.

Пасхе предшествовал православный праздник вербное воскресенье. В храме освещались веточки вербы. Юноши и девушки ходили по домам, ударяя спящих людей. Таким образом, передавали силу растения человеку. Ветками вербы выгоняли домашних животных на первые весенние луга. Верили в силу вербы, которая помогает от болезней.

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.


«Вай, спите! Спите!

Не бойтесь, что проснетесь

Вербой мы вас побьем.

Для хорошего урожая,

Для доброго здоровья.

Мы на Пасху все идем,

Все идем, все идем,

Куличи в руках несем,

Мы несем, мы несем!

Приметы:

В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Чибис прилетел - на хвосте воду принес.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Основная тема обряда: Украшение домов, улиц ветками березы.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.


Кизэ, сак, сак! Лето, приди, приди!

Лембе тундо, тук, тук! Весна, уйди, уйди!

Сетьме пизиме кант, кант! Принеси нам теплый дождь!

Тусто сюро макст, макст! Вырастет густая рожь!

Приметы в мае:

Май холодный – год хлебородный!

Майских жуков много – к засухе.

Месяц май не холоден, так голоден.

Пословицы о Мае:

Придет май — о долгом сне не вспоминай.

Майская травка и голодного кормит.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.



Рекомендуемые мероприятия:

Литература.

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск, 2011.

2. Анувский В.А. Краткий этнографический очерк мещеры. Пензенские губернские ведомости,1962,№№ 24,27,28.

3. Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Т.4. кн.1 Пословицы и поговорки. Предисл., вступит. Статьи, пер., примеч., указ. К.Т. Самородова/ Общ. Ред. Э.В. Померанцовой и Л.С. Кавтаськина. Саранск.1967.

Т.4. кн.2. Мордовские загадки. Предисл., послесл., примеч. И указ. К.Т. Смородова./ Общ. Ред. В.Я. Евсевеева. Л.С. Кавтаськина. Саранск, 1968.

4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. Саранск, 1966.

5. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы./Под редакцией доктора исторических наук профессора В.И. Козлова.

6. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. Саранск,1986.

7. Мордва. /Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск 2004.

8. Седова Л.В. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки. Саранск, 2009.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

Разработала: преподаватель истории, обществознания и истории мордовского края Чернобровкина Елена Владимировна

Цель: формирование представления об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить знания о календарных праздниках.

Образовательные – расширить представления студентов об обрядах и календарных праздниках мордвы;

Развивающие – развивать интерес к изучению истории родного края, обычаям, традициям, фольклору мордовского народа ;

Воспитательные – воспитание патриотизма, любви, уважительного и бережного отношения к обычаям и традициям мордовского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка:

Разделение студентов на группы:

2 группа – инсценирует рассказы первой группы (готовит песни и сценки, необходимый реквизит)

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя: (слайд 1)

Вы готовы слушать, смотреть и принимать участие в нашем празднике? (ответы аудитории)

Преподаватель:

Неотъемлемую часть народной культуры мордовского народа составляют календарные праздники и обряды. С древнейших времен у мордвы сложилась традиция отмечать наиболее видные, значительные события обрядовыми и ритуальными действиями. Так, они стали передаваться из поколения в поколения, многие сохранились до наших дней.

Работа с аудиторией.

1. Ребята, как вы думаете, какие праздники у мордвы были самыми почитаемыми? (ответы зрителей)

2. Какие обряды мордвы вам известны? Что вы можете о них рассказать? (ответы зрителей)

Преподаватель:

Традиции, обряды, ритуальные действия и праздники составляли целую систему и были направлены на духовное сплочение, единение народа, скрашивание и облегчение трудовых будней. Народная самобытность и обрядность способствовали зарождению и развитию праздничного календаря. Первоначальной основой его была трудовая деятельность мордвы.

Издревле земледелие было основным занятием мордвы, поэтому обряды земледельческого культа занимали особое место в ее культуре. В земледельческой обрядности нашли отражение различные формы обожествления плодородия: гадания, почитание стихий, поклонение духам предков, выступавшим как податели плодородия

Студент 1:

Весенне-летний цикл является самым продолжительным. Самые главные работы земледельца совершались в весенне-летний период, который являлся самым продолжительным – вспашка поля, посев, высадка рассады. В этот период люди тщательно наблюдали за явлениями окружающей природы, старались приспособиться к ним, чтобы сделать свой труд более успешным.

Весенние праздничные обряды начинались с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки:

Жаворонки, услышьте нас,

Сяда курок няемасть!

Скорее заметьте нас!

Сяда курок лиеда,

Тундань лямбе тиеда.

Весеннее тепло принесите.

Весенний легкий ветерок,

Лети ты на широкое наше поле,

Принеси хорошую погоду,

Чтобы хлеб наш уродился,

Чтоб хватило зерна для еды.

Чтоб над нашим наделом

Солнце высоко ходило,

Чтоб над нашей землей

Туча низко проходила.

Принеси с собой песни,

Пусть хлеба высокие будут,

Пусть хозяйка поля пожалеет нас,

От засухи сбережет,

Даст влагу земле, накормит нас.

Преподаватель:

Сегодня у нас в гостях бабушка Агафья (входит студент, переодетый в бабушку). Она расскажет нам, как по различным признакам природы, определить дальнейшие погодные условия.

Бабушка Агафья: Здравствуйте ребята! Хочу рассказать вам о приметах каждого месяца. Начнем с марта.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

Студент 2

Пусть здоровье даст

Повторяет несколько раз.

Звучит музыка мордовская

Студент 2: Спасибо всем за игру, прошу занять свои места.

Студент 3:

Большая группа обрядов проводилась на Пасху (Ине чи(э), Оцю ши(м) – великий день). В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и простить обиды.

Студент 3 рассказывает про обряд встречи Пасхи, а группа из 5-ти студентов инсценируют его. Роли: Пасха, 2 девушки, 1 хозяйка и 1 хозяин дома.

Студент 3: Бабушка Агафья, а какие приметы характерны для апреля и мая?

Бабушка Агафья:

В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Чибис прилетел - на хвосте воду принес.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Май холодный – год хлебородный!

Майских жуков много – к засухе.

Месяц май не холоден, так голоден.

Студент 4:

В первое воскресенье после этого праздника провожали весну на традиционном весеннем карнавале Тундонь ильтямо. Среди действующих лиц были:

Весна, весна красна!

Седи вакскань валняса.

Саза цебярь кизонясь,

Улест лямбе пиземнят.

Сетьме ётаст атямнят

Лама туста сёронят

Шачест лама церанят.

Весна, весна красна!

Мы тебя провожаем

С добрым словом.

Пусть придет хорошее лето,

Пусть будут теплые дожди,

Тихие, незлые грозы,

Пусть будет хороший урожай,

В поле росли бы тучные хлеба,

Родилось бы много мальчиков.

До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

Бабушка Агафья, а расскажи нам о приметах июня.

Бабушка Агафья:

Сильные росы – к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.

В июне моросит теплый дождь – к хорошему урожаю.

Июнь знойный – боровиков не ищи.

Первый туман лета – верная грибная примета.

Преподаватель:

Мордва считала, что возделанная земля имеет своих духов-покровителей. Мордовские крестьяне совершали ряд молений, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве. Проводились моления или всей общиной (велень озкс), или отдельными группами мужчин (атянь озкс) и женщин (бабань озкс или бабань каша).

Обрядами были насыщены дни перед началом сева, когда устраивали кереть озкс – моление плуга – первое весеннее моление.

Перед севом в жертву божествам приносили хлеб, пироги, блины, гуся или курицу. Во многих местах перед началом сева зарывали яйцо около межи, чтобы зерна были такой же величины. Перед посадкой огородных культур, чтобы был обильный урожай, яйца закапывали в землю, так как яйцо воплощало собой идею плодородия.

В течение лета также молились перед началом сенокоса – лайме озкс, на котором резали двух овец и просили богов помочь вовремя скосить сено, сметать его в стога, и чтобы оно пошло на пользу скоту.

Но самым важным молением мордвы было моление о дожде – Пиземь озкс. Проводились моления у родников, рек и озер. После моления участники обливались водой.

В осеннем цикле важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов.

Студент 5:

А сейчас отгадайте загадку:

Этот месяц ста забот,

И уборочных работ,

Припасает зиме холст.

Первый осенний праздник – Яблочный Спас (Умарь паза). Отмечается он 19 августа. В этот день хозяин нес яблоки в храм, где они освещались. Дома совершали моленья в честь покровителя яблонь, чтобы тот хранил яблоки от бурь, ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки родились сладкие. По традиции люди угощают яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков. С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что в этот день яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

О чем поет Покров баба?

О чем пляшет Покров баба?

Об овине, о двух,

О двух хвостах белок,

О блохе, прицепившейся к платью,

О клопе, прилипшем к стене.

Бабушка Агафья, а какие приметы связаны с Покровом?

Бабушка Агафья:

Каков Покров – такая и зима.

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

А в ноябре сильные ветры ведут за собой вьюги и метели.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Из зала вызывается 6 человек. Выигрывает тот, кто последним назовет название какой-либо деревни нашей территории.

Студент 7:

Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его точки – 25 декабря, 1 и 6 января – определялись христианскими праздниками и гражданским календарем. Основной темой этих обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая. В этих целях практиковались различные способы колдовства, игры, гадания об урожае, о предстоящей судьбе людей на будущий год. Задолго до крещения мордвы, до появления понятия Рождества Христова появился веселый молодежный праздник – Роштовань кудо (Рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию. Праздник Роштува (Рождество) посвящался духам – покровителям домашних животных, птиц, пчел и почитаемых деревьев. Он приходился на день зимнего солнцестояния – 25 декабря (по новому стилю 7 января). Колядование продолжалось с ночи 25 декабря по 7 января. В это время молодежь веселилась, устраивала игры, бои, рядилась в вывернутые наизнанку шубы, изображая медведей, козлов. В этот праздник пели очень много колядок – зимних величально-поздравительных песен (калядань морот). Своими песнями колядовщики зазывали в дом сытость и богатство

Ранним утром колядки пели пастухи, обходя дворы, при этом начинали шествие с места выгона скота. Поднявшись в сени, они посыпали порог зернами пшеницы и пели колядки. Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста.

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Студент 7:

Бабушка Агафья, а какие приметы сязывались с праздником Рождества?

Бабушка Агафья:

Утро красное – быть декабрю ясным.

Зима без снега, да лето без дождя не бывает.

На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.

Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи.

Студент 8:

Следующим праздником мордвы, впрочем, как и других народов, было Крещение. На этот праздник совершали семейное моление Алашань озкс. Пекли коньки, фигурки животных из теста, по количеству имеющихся в хозяйстве лошадей. Кроме того, на Крещение святили воду, катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. Отличительные черты этого праздника – необузданное веселье, обильная еда и питье. Традиционное масленичное блюдо – блины, которые считаются символом возрожденного солнца. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду.

Бабушка Агафья:

Февраль богат снегом, апрель – водою.

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

Заключительное слово преподавателя:

Народные праздники мордвы тесно связаны с её жизненным укладом. Многие традиционные праздники сейчас преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, праздники урожаев. Праздничная традиция мордвы по-прежнему остается актуальной и востребованной, является могучим средством национального воспитания и сплочения народа, приобщения молодежи к культуре предков.

Ребята, вам понравилось мероприятие? (ответы зрителей)

Если вы заинтересовались обрядной культурой мордовского народа, можете расспросить своих бабушек, дедушек, родителей, возможно, они вам расскажут о других праздниках и обрядах мордвы, которыми вы сможете поделиться друг с другом и обсудить.

Любите свой край, свою природу, традиции и обычаи мордовского народа. Другой Родины не бывает! Спасибо за внимание и до новых встреч!

Список использованных источников

1 Праздники народов Поволжья (весенне-летний период) : методический материал / Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ, Сектор информ. по культуре и искусству; [сост.: Н. В. Статных, Т. И. Прончатова,
Т. П. Ферцева; ред. Л. Г. Меркушкина]. – Саранск, 2013. – 33 с.

2 Праздники народов Поволжья (осенне-зимний период) : методический материал / Министерство культуры и туризма РМ, Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ, Сектор информ. по культуре и искусству; [сост. :
Н. В. Статных, Т. И. Прончатова, Т. П. Ферцева; ред. Т. В. Овсянникова]. – Саранск, 2014. – 37 с.

Читайте также: