При почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и минеральные вещества которые

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Поглощение воды и минеральных веществ из почвы.

Задачи урока.

Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.

Развивать понятие о функциях листа.

Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.

Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, микроскопы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый , наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

Организационный момент.

Проверка д/з (мини-тест)

II . Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка).

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? - Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы

2. Особенность питания растений. Работа с учебником

Ученики изучают текст и отвечают на вопросы (работа по программированной карте).

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

- Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений?

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах.

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов.

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света.

Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания).

hello_html_m5fa2afa2.jpg

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами).

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала).

- Какие вещества необходимы растению?

- Где они их берут в процессе питания?

- Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

V. Самостоятельная работа.

1. Выберите правильные утверждения:

Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Клетки корневого чехлика недолговечны.

Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

Почка – это зачаточный побег.

Стержневая корневая система имеет один корень.

Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

Большая часть питательных веществ поступает в наземные растения через корень в форме ионов минеральных солей, в виде их водных растворов. Механизм поступления ионов в корень сложен. Он связан с их адсорбцией и активным поглощением из почвы, при этом затрачивается энергия. Проникнув в корень, питательные вещества далее перемещаются по тканям растения.

На кончиках корней есть маленькие ворсинки. (найди их правильное название) . Вот через них и поступают все питательные вещества.

При почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям подаются в листья.

Большая часть питательных веществ поступает в наземные растения через корень в форме ионов минеральных солей, в виде их водных растворов. Механизм поступления ионов в корень сложен. Он связан с их адсорбцией и активным поглощением из почвы, при этом затрачивается энергия. Проникнув в корень, питательные вещества далее перемещаются по тканям растения.

10. Какой гормон Выделяется при переваривании пищи в желудке:
б.Гастрин
II В каком отделе кишечника обитают симбиотические бактерии:

r. толстая кишка
12. В двенадцатиперстную кишку впадают протоки:

г.печени поджелудочной железы
13.тощая кишка входит в состав:
б. тонкого кишечника
14.В состав слюны

г.все ответы верны
15.Углеводы начинают расщепляться:
а.ротовой полости
16.всасывание аминокислот и глюкозы происходит в:
в.тонком кишечнике
17.Куда впадает желчный проток:
в: тонкий кишечник
18.Какова роль языка в процессе пищеварения
г. все ответы верны
19.В какой среде наиболее активнее фермент липаза:

г.все ответы Верны (?)
20.что продуцирует поджелудочная железа:
в.трипсин

А) стабилизирующая форма отбора

1. Возникает при постоянных условиях среды обитания

3. Давление идёт в центре

4. Сохраняются средние формы

12. Выживают сходные особи

10. Действие отбора направлено на уничтожение крайних форм

15. Пример – гаттерия, латимерия, акулы, тараканы

18. Пример – североамериканский опоссум сохранил признаки сумчатого животного

Б) движущая форма отбора

2. Условия внешней среды меняются

5. Давление отбора идёт с одной стороны

8. Происходит сдвиг признака или свойства от среднего значения в одну сторону

11. Признак может как усиливаться, так и ослабевать

14. Один признак постепенно заменяется другим

16. Пример – утрата глаз у крота, землеройки

19. Пример – в настоящее время существуют подвиды платинной моли, которые размножаются только при наличии нафталина

В) дизруптивная форма отбора

6. Выживают крайние формы

7. Давление отбора идёт с двух сторон

9. Популяция расщепляется на более мелкие, локально приспособленные группы

17. Пример – насекомые на ветреных островах - выживают бескрылые формы или формы с длинными сильными крыльями

20. Пример – редукция хвоста у человекообразных обезьян

Изменение и развитие растительного мира. Ископаемые остатки растений свидетельствуют о том, что в далёкие времена растительный мир нашей планеты был совсем иным, чем сейчас.

В самых древних слоях земной коры не удаётся найти признаки живых организмов. В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.

Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

В процессе длительного развития многие растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.
Начальные этапы развития растительного мира. Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.
)

Цель урока: ознакомиться с особенностями почвенного питания растений.

дать определение новых понятий: почвенное питание, корневое давление.

закрепить понятия автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

2. Два вида питания растений. (схема)

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Особые

способы питания растений.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы – никого не едят, делают органические вещества сами из неорганических. Энергию для этого могут получать из 2 источников

  • автофототрофы – из света. Это растения и фотосинтезирующие бактерии
  • автохемотрофы – за счет окислительно-восстановительных реакций. Например, серобактерии окисляют сероводород до серы, железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного

Гетеротрофы – получают органические вещества в готовом виде, с пищей. Энергию получают, окисляя эти вещества. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами. Миксотрофы – организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).

2. Два вида питания растений.

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1346/0012011d-bd4f27b5/img36.jpg

3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06af/0001a0d6-f49013f8/img17.jpg

Опыт, демонстрирующий корневое давление

4.Зависимость почвенного питания от внешней среды

Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. На почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, калия необходимы растениям в больших количествах. Только 13 (азот, калий, кальций, магний, фосфор, сера, хлор, железо, медь, бор, цинк, марганец, молибден) считаются необходимыми для их жизни. Критерием признания элемента необходимым является возникновение нарушений в процессах жизнедеятельности в ситуации, когда исследуемый элемент удален из среды организма. Помимо 13 необходимых элементов , в организме растения могут присутствовать также и такие, присутствие которых может положительно повлиять на его работу. Они называются полезными для растения микроэлементами. Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.

Например, вещества, содержащие азот , способствуют росту растений.

А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.

Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.

Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.

Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.

Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.

Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.

Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.

Азотные удобрения увеличивают количество зеленой массы растения.
Калийные удобрения увеличивают стойкость растений к инфекциям.
Фосфорные удобрения нужны для цветения и плодоношения.

Есть способ, при котором растения выращивают без почвы, на питательных средах-гидропоника.

Особые способы питания растений

Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.

В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.

Это полезно знать

Почему растения не могут расти на засоленных почвах
Если почва содержит много соли, то растение не сможет (путем осмоса) поглощать из нее воду. Наоборот, засоленная почва будет поглощать воду из растения, и оно засохнет .

Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Корни всасывают воду и минеральные соли только корневыми волосками. Корневые волоски образуются на молодых корнях, которые находятся по краям разрастающейся корневой системы.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

1)Уничтожаются сорняки.
2) Почва рыхлится, в ней увеличивается количество воздуха, необходимого для дыхания корней.
3) Рыхлая почва лучше впитывает воду и хуже её испаряет.

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней – это

2. Корневой волосок представляет собой……..

3. При повышении температуры почвы работа корней …….

4. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением?

5. Клетки зоны всасывания имеют……….

6. Что получают растения из почвы?

7. Что такое корневое давление?

8. Как изменяется корневое давление зимой?

9. От каких фактора внешней среды зависит почвенное питание?

10.Что происходит с растением при нехватке азота?

11.Что происходит с растением при нехватке фосфора?

12.Что происходит с растением при нехватке калия?

13.Как называется способ, при котором растения выращивают без почвы?

14.Почему в естественных природных условиях растения не нуждаются в удобрении?

Читайте также: