При сильнозагущенном посеве семян клевера

Обновлено: 12.09.2024

Предшественники
Основные требования к предшественникам для покровных культур, под которые планируется подсевать клевер, - чистота полей, так как он очень чувствителен к сорнякам. Лучшими покровными культурами для него считаются однолетние травы (вико-овсяная смесь), колосовые, а также просо, суданская трава и кукуруза на зеленый корм. При хорошем увлажнении иногда клевер луговой подсевают и под озимые культуры. Возвращение клевера на то же поле допускается не раньше, чем через 4-5 лет, иначе наступает "клевероутомление" почвы.

Обработка почвы зависит от требований покровной культуры, но учитываются также и особенности клевера лугового. Главные требования к обработке почвы - уничтожение сорняков, накопление и сохранение влаги, выравнивание поверхности. Многолетние бобовые травы, в том числе и клевер луговой, хорошо реагируют на глубокую вспашку (25-27 см).
Удобрение
Кислые почвы известкуют. Это благоприятствует работе клубеньковых бактерий. Клевер отзывчив на фосфорно-калийные удобрения. Под вспашку или предпосевную культивацию вносят Р45-60К45-60, а во время сева в рядки - Р10-15- Такие же дозы целесообразно вносить на второй и третий годы его жизни.
Посев
При однолетнем использований клевера в полевых севооборотах (клеверный пар) и на семенных участках его высевают в чистом виде. При двухлетнем использовании предпочтение отдают смешанным посевам с тимофеевкой луговой или с овсяницей луговой.

На посев используют очищенные и протравленные семена, обработанные ризоторфином (нитрагином) и молибденово-кислым аммонием. При одногодичном использовании клевера проводят также скарификацию семян для повышения их всхожести. Клевер в чистом виде и в смеси со злаками лучше высевать рано весной одновременно с покровной культурой зернотравяными сеялками, высевающими в разные рядки зерновые (крупносеменные) культуры из одного ящика, а мелкие семена трав - из другого. При этом крупные семена можно высевать глубже - 4-5 см, а мелкие - мельче 1-2 см. При отсутствии зернотравяных сеялок следует применять перекрестный посев - вначале высевают ячмень или вико-овес на 4-5 см, а затем, после прикатывания, поперек сеют клевер в чистом виде или в смеси с тимофеевкой на 1-2 см. После посева трав поле прикатывают второй раз.

Важнейшим условием получения хорошего плотного травостоя является своевременная и высококачественная уборка покровной культуры. При этом однолетние травы лучше убирать пораньше, на зеленый корм (а не на сено), сразу же освобождая поле от покровной культуры.

Зерновые покровные культуры убирают комбайном с измельчителем. Солому сразу же увозят с поля. Высота среза - не менее 15-20 см. Высокая стерня покровной культуры улучшает перезимовку клевера.

При хорошем развитии растений клевера в год посева нельзя допускать подкашивание или стравливание его осенью. Это ослабит зимостойкость растений.

Весной на посевах клевера второго года жизни (первого года пользования) удаляют стерню покровной культуры боронами или граблями, проводят подкормки рано весной (до боронования) и после каждого укоса.

Уборку клевера и клеверо-злаковых смесей на сено проводят в фазе бутонизации - начале цветения. При затягивании с уборкой качество кормов ухудшается, так как содержание протеина уменьшается, а доля клетчатки возрастает. Более раннее скашивание также нецелесообразно, ибо урожай будет ниже; к тому же молодую траву очень трудно высушить. При оптимальном сроке скашивания создаются благоприятные условия для формирования второго укоса.
Особенности возделывания клевера на семена

На семенных участках применяют не только обычный рядовой, но и широкорядный способ посева с целью быстрого размножения новых сортов.

В первый год пользования (второй год жизни) у раннеспелого клевера семена можно получать с первого или со второго укоса. При оптимальном влагообеспечении предпочтение следует отдавать второму укосу, так как при этом растения меньше повреждаются вредителями. В этом случае первый укос проводят в фазе начала бутонизации. Если посев осуществляли рано весной без покрова, то уже в первый год жизни у раннеспелого клевера осенью можно получить урожай семян. Одноукосный клевер дает семена только на второй или на третий год жизни. На семена эффективны также летние беспокровные посевы.

Оптимальная густота семенного травостоя клевера лугового - 60-80 растений или 250-450 стеблей в среднем на 1 м посева.

Семенные участки клевера надо обязательно подкармливать осенью фосфорно-калийными удобрениями для повышения зимостойкости. Семенные посевы рекомендуется подкормить молибденом и бором. Для улучшения опыления вывозят пасеку из расчета 10-12 пчелосемей на 50 га семенников. Чтобы пчелы охотнее посещали клевер, их дрессируют с помощью сиропа, приготовленного из его цветков.
Защита посевов

Наиболее опасные вредители клевера лугового - клеверные и клубеньковые долгоносики. Жуки клубенькового долгоносика весной объедают края листьев (иногда уничтожают и точку роста), а личинки поедают клубеньки и повреждают корни. Ранние подкормки, ускоряя отрастание клевера, уменьшают степень повреждения посевов.

Клеверные долгоносики повреждают листья, бутоны и цветы. Одна личинка может уничтожить от 5 до 11 завязей. Они снижают урожай семян более, чем на 30%. Для уменьшения вредносности клеверного долгоносика проводят скашивание травостоя семенников в фазе бутонизации.

Наиболее опасные болезни клевера - антрокноз, аскохитоз и др.

Антракноз поражает листья, стебли, головки и семена. На разных органах появляются вдавленные коричнево-бурые пятна, а затем они усыхают. От этой болезни урожай семян снижается до 60 %. В качестве мер борьбы рекомендуется проводить очистку и протравливание семян перед посевом, раннее скашивание на сено в фазе бутонизации, а также немедленную перевозку сена с полей к месту зимнего хранения.

Аскохитоз поражает листья, стебли и семена. На листьях появляются крупные пятна охряно-серого цвета, что приводит к снижению урожая семян на 20%. В качестве мер борьбы рекомендуется проводить очистку и протравливание семян, раннее скашивание, опыливание молотой серой в фазе бутонизации (30 кг/га).

Рак приводит к полной гибели растений, надземная фитомасса которых легко отделяется от корневой шейки. Для борьбы с раком следует применять фосфорно-калийные туки, правильное чередование культур в севообороте (в том числе клевер должен возвращаться на зараженное поле не раньше, чем через 7 лет).

Ржавчина поражает листья и стебли, при этом урожай надземной сухой фитомассы может снизиться до 80%.

Меры борьбы - внедрение устойчивых сортов, применение фосфорно-калийных туков, опыливание серой, проведение раннего подкашивания.

Раздельную уборку семенников клевера проводят при побурении 60-70% головок, а прямое комбайнирование - при побурении 90-95%.

Если на семена приходится убирать клеверо-злаковые смеси, то применяют двухъярусное скашивание. При этом на высоком срезе вначале убирают тимофеевку луговую или овсяницу луговую, а через 2-3 недели клевер. Такая уборка дает возможность предотвратить потери семян злаковых трав.

Даже при нормальном посеве клевера при хороших условиях он способен заполнить всё свободное пространство, бла годаря своим многочисленным стеблям. Если конечно клевер посеян не в смеси с другими травами. Поэтому зегущение не должно сильно повлеять на урожай. Он просто меньше раскустится.

Да и к тому же в первый год, даже при весеннем посеве его немного получается. и он не всегда все свободное место заполняет, а если почва песчаная, сухая, бедная. то вообще пусто будет. Кстати а какой вообще то клевер . розовый, ползучий или луговой? или еще какой нибудь поэкзотичней ?
И сильно загущенный - это сколько кг на сотку и как заделали? граблями ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное дидактическое пособие входит в комплект прикладного курса "Основы общей экологии". Предназначено для самостоятельной работы обучающихся. Содержит вопросы, требующие дополнительных межпредметных знаний. Имеет тематическую разбивку согласно программе курса. Может быть применено на уроках биологии и при подготовке и проведении мероприятий экологической направленности


Дидактические материалы прикладному курсу по общей экологии

Баталинская средняя школа, 2006г. – 22 с.

Составитель:

Стеценко Н.Н. – учитель первой категории Баталинской средней школы Денисовского района.

Валяева Е. А. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии факультета естественных наук Костанайского государственного педагогического института.

Дидактические материалы прикладному курсу по общей экологии предназначены для чащихся 10 классов, желающих углубленно изучить этот раздел биологической науки. Окружающая нас природа представляет достаточно устойчивую и организованную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Изучением этой системы и занимается экология. Знание экологии важно для таких сфер нашей жизни как охрана природы, сельское хозяйство, создание безотходных технологий. В настоящее время эти сферы жизни приобрели не только узкопрактическую направленность, но и имеют глобальные, напрямую связанные с жизнью человечества, проблемы. Решение этих проблем без знания экологии невозможно.

Рекомендовано для учителей биологии и учащихся школ

Жирным шрифтом – НАБРАНЫ ВОПРОСЫ, ДЛЯ ОТВЕТА НА КОТОРЫЕ ПОТРЕБУЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ИЗ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Курсивом – НАБРАНЫ ТЕМЫ ДЛЯ ДИССКУССИЙ

I. Потенциальные возможности размножения организмов.

1. От растений, возделываемых на полях, человек стремиться получить максимально возможную продукцию. Каждое сортовое растение пшеницы может дать до 300 семян, что означало бы урожай в 600 центнеров на 1 га. Однако на практике высоким считается урожай в 40-50 на 1 га. Каковы возможные причины того, что урожайность пшеницы не достигает максимума?

2. В зрелых буковых лесах взрослые деревья смыкаются кронами. В таких лесах почти нет молодых буков, хотя на старых ежегодно вызревают многие тысячи орешков. Объясните, какие причины могут тормозить появление следующих поколений.

1. Почему у растений число зародышей никогда не бывает таким низким, как у некоторых животных, производящих за один раз всего по одному детенышу или яйцу?

2. Если каждый вид обладает способностью к безграничному размножению, как объяснению наличие в природе большого числа редких видов?

3. Плодовитость сизого голубя и черного грифа одинакова: 2 яйца в кладке. Однако голубей в природе много, а гриф находиться под угрозой исчезновения. Как это объяснить?

4. Сельскохозяйственная наука обладает большой суммой знаний о том, как управлять размножаемостью видов и повышать тем самым урожайность культурных растений и сельскохозяйственных животных. Почему в таком случаем во многих странах мира существует продовольственная проблема?

5. Почему в природе взрывы численности отдельных видов, демонстрирующих их способность к размножению, называют экологическими катастрофами?

6. Многие быстро размножающиеся насекомые: тараканы, комнатные мухи, комары и другие – вредят человеку. Каково ваше мнение, можно ли использовать потенциал их размножения в хозяйственных целях? Если нет, то почему, а если да, то для каких нужд?

7. На полях, занятых сельскохозяйственными культурами, часто происходят взрывы численности тех видов насекомых, которые никогда не размножались в таком количестве в природе. Каково ваше мнение, почему это происходит?

II. Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1. Нагрузка веса тела на опорную поверхность ног свыше 30 г на 1 см 2 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси равна 422, а у лося – около 500 г на 1 см 2 . но для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Как вы думаете, почему?

2. В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь развитие одноклеточных водорослей, от которых, в свою очередь, зависят животные?

3. В теплице, где выращивалась рассада и поддерживалась оптимальная температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт поломки должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?

1. Обсудите, почему чувство меры так цениться у всех народов мира и входит в нормы морали.

2. В каких проявлениях сельскохозяйственной деятельности часто нарушается закон оптимума?

4. Применим ли закон оптимума к сильнодействующим на человека ядам?

5. Благодаря созданию для себя микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях, вплоть до антарктической зимы или космической стужи. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человечества?

III. Основные пути приспособленности организмов к среде.

1. После летней стрижки верблюдов расход воды на испарине увеличился у них на 50%. Почему это произошло? В какое время года вы рекомендуете стричь животных?

2. Почему медицинские стерилизуют не путем промораживания, а кипячением или нагреванием автоклавах при высоком давлений?

3. Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти в жарких пустынях?

4. Колибри, крохотные птицы западного полушария, отыскивают пищу с помощью зрения. Они питаются нектаром цветов и мелкими насекомыми. За день они съедают корма вдвое больше, чем весят сами. Колибри очень активны, частота взмахов крыльев у разных видов от 20 до 100 в секунду, частота сокращения сердца – до 1000 ударов в минуту. С наступлением сумерек садятся на ветки и впадают в оцепенение. Температура их тела падает до +17-18 0 С. Объясните, в чем выгоды такого приспособления.

5.У домового воробья нижняя критическая температура в январе равна – 25 0 С, а в августе – 0 0 С. Чем это можно объяснить?

1. Реален ли, с биологической точки зрения, полный анабиоз у человека?

2. Почему до сих пор, несмотря на отсутствие реальных подтверждений, ученые не отказались от мысли обнаружить жизнь на Марсе?

3. Что, по-вашему, выгоднее – строить больше зернохранилищ с эффективным режимом хранения зерна или стремится получить вдвое больший урожай?

4. Известно, что у многих рыб температура тела постоянна. Значит ли это, что их можно отнести к теплокровным животным?

5. У лошадей, коров, овец, и других домашних животных постоянная температура тела и при хороших, и при плохих кормах. Значит ли это, что регуляция температуры у них не зависит от корма?

IV. Пути воздействия организмов на среду обитания

1. В почву часто вносят ядохимикаты для борьбы с вредителями растений. Как это может отразиться на процессах разложения растительных остатков?

2. Какое влияние оказывают лесополосы вокруг полей на условиях произрастания сельскохозяйственных культур?

3. Возможности самоочищения водоемов сильно снижаются при сборе в них теплых промышленных вод. Почему? Почему это явление называют тепловым загрязнением водоемов?

1. Растения можно выращивать без почвы, на гидропонике, т.е. в растворах питательных веществ, и получать большие урожаи. Значит ли это, что нарушения почвообразующей деятельности живых организмов уже не являются предметом беспокойства для людей?

2. Гнус (комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Обсудите, что произойдет с окружающей средой, если полностью уничтожить этих насекомых, применив ядохимикаты.

3. Если в природе так много фильтрующих организмов и так велики возможности самоочищения водоемов, то почему же возникла проблема загрязнения вод?

4. Правильно ли используют роль зеленых насаждений для улучшения в том районе, где живете?

V. Основные среды жизни.

1. У некоторых водных позвоночных животных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это можно объяснить с экологической точки зрения?

2. Многие паразиты имеют упрощенное строение тела по сравнению со свободноживущими родственными видами. Например, у свиного и бычьего цепней отсутствует кишечник, очень слабо развиты нервная система и органы чувств. Как вы думаете, почему?

3. Одно из экологических бедствий – кислотные дожди. Они образуются, когда в каплях дождя растворяются промышленные газы, в основном сернистый газ, и выпадают практически растворы серной кислоты. Как это может повлиять на жизнь в почве?

4. Что общего в приспособлениях в среде у таких разных животных, как белый медведь и верблюд?

1. Влияет ли погода на обитателей водоемов?

2.Вво многих районах с интенсивным земледелием в почвах исчезли черви из-за постоянного внесения ядохимикатов. Как вы думаете, отразиться ли это на почвенном плодородии, если в землю регулярно вносят высокие дозы минеральных удобрений?

3. В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением, каких основных проблем столкнуться проектировщики таких городов?

4. В воздухе постоянно находятся поднятые ветром мелкие насекомые – пауки, семена, споры. Почему же на суше нет сидячие животных, которые питались бы, фильтруя через себя воздух?

VI. Приспособительные формы организмов.

1. Основоположник современной систематики Карл Линней, живший в XVIII веке, сначала относил китов к рыбам и лишь через несколько лет исправил ошибку. Объясните, на основании чего он мог прийти к ложному заключению и что послужить доказательством истинного систематического положения китообразных.

2. Среди мелких почвенных животных различают жизненные формы поверхностных и глубинных обитателей. Как измениться состав жизненных форм таких животных в местах массового отдыха, где ходит много людей?

3. Какие общие приспособительные черты можно отметить во внешней форме верблюда и страуса?

4. В каких условиях адаптивна форма растения перекати-поле?

5. Во влажном тропическом климате среди растительности преобладают древесные формы, в умеренном и холодном увеличивается доля травянистых многолетников с подземными почками возобновления. Объясните, с чем это связано.

1. Применимо ли правило Алена к человеку?

2. Какие изменения – в составе видов или в составе жизненных форм – отражают более серьезные перестройки в природных сообществах? Как вы предложите в связи с этим организовать службу мониторинга в заповедниках.

3. Предложите конструкцию парящего в воде аппарата на основе анализа жизненных форм у представителей планктона.

4.Экологическая инженерия разрабатывает принципы создания искусственных сообществ и восстановления нарушенных. Вам надо создать парк для отдыха. С чего следует начинать планирование мероприятий –

с подбора жизненных форм или видов растений? Почему?

5. Перед вами задача – восстановить лес на безжизненных глинистых отвалах в местах добычи полезных ископаемых. Какие формы растений и животных вы подберете для этих целей?

VII. Приспособительные ритмы жизни.

1. Многие уверяют, что ночью в тишине более продуктивна подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте ответ.

2. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали: а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой для тех, кто согласен на такой режим,

б) чередование дневной и ночной работы для каждого, с увеличением отдыхом после ночи,

в) только дневную работу для одних и чередования дневных и ночных смен для других работников,

г) какие-либо другие формы организации труда? Обоснуйте ответ.

3. Как, по-вашему, лучше организовать доставку спортивной команды на всемирные соревнования из Москвы в Японию: а) самолетом за два дня до соревнований, б) самолетом за две недели до его начала, в) поездом и затем на корабли за неделю до начала? Обоснуйте ваше мнение.

4. У людей рождение детей не приурочено к какому-либо времени года. Каково ваше мнение, может ли фотопериод иметь влияние на состояние человеческого организма? Почему да или почему нет?

5.Среди растений умеренного или тропического климата встречаются виды наиболее чувствительные к длине дня?

VIII. Типы взаимодействия организмов.

1. Подумайте, какие типы связей возникают в лесных сообществах между такими парами видов, как белка и дятел, синица и дятел, дождевой червь и дуб, заяц-беляк и синица.

2. Каковы последствия для урожая, если усилить или ослабить каждую из трех последовательных связей в пищевой цепи: культурное растение – растительноядное насекомое – их паразиты – сверхпаразиты?

3. Приведите примеры возможного использования взаимовыгодных отношений между видами при разведении лесов в степных районах.

1. Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений?

2. Встреча хищника и жертвы часто оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов-хищников приводит, в конце концов к резкому снижению численности видов-жертв. Как вы думаете, почему?

3. Каковы могут быть биологические последствия широкого применения гербицидов – химических средств борьбы с сорняками? Должны ли мы отказаться от гербицидов или, наоборот, усилить их применение?

4. Стоит ли стремиться полностью, уничтожить всех паразитов человека?

5. В начале нашего века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной фауны и флоры. Было сделано много практических попыток такого переселения. Постепенно это увлечение прошло. Как вы думаете, почему? Должны ли мы отказаться или, наоборот, усилить практику такого переселения видов?

IX. Законы и следствия пищевых отношений.

1. Хотя расчеты и опыты свидетельствуют, что в природе между каждой парой видов хищник – жертва могут возникать колебательные циклы, в природе такие циклы наблюдаются редко. Почему?

2. В дальневосточных лесах ведут интенсивный промысел ценного лекарственного растения – женьшеня. Вид находится на грани исчезновения. Какие меры вы приняли бы для его сохранения? Какое отношение к этим мероприятиям имеет понимание связей хищник – жертва?

4. В природе отношения хищник – жертва между конкретными видами существуют миллионы лет. Современный человек, вступая в такие отношения с видами дикой природы (охота, рыбная ловля, сбор лекарственных и пищевых растений, цветов и т.п.), быстро подрывает их численность. Почему так происходит? Может ли изменить эти результаты знание и применение экологических правил?

5. Предположим, что вы должны установить норму вылова ценного вида рыб. Какими сведениями об этом виде вы должны располагать, чтобы рассчитать эту норму? Что произойдет в случае завышения нормы вылова? Ее занижения?

X. Законы конкурентных отношений в природе.

1. Назовите 5-6 видов растений, первыми появляющихся на вспаханных полях или обнажившихся участках земли. Долго ли они удержатся на месте, если предоставить участки стихийному зарастанию? Что можно сказать о конкурентной способности этих видов?

2. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков, морских желудей и морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищников – крупная морская звезда, которая больше всего поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество всех морских звезд выловили и удалили.

Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти. Какой вывод можно сделать о роли хищников в сообществе на основании этого примера?

3. Как рациональнее провести посадку леса с учетом возрастания конкуренции между деревьями по мере роста: сразу на расстояние, соответствующее площади питания взрослого дерева, или более густо, с последующим прореживанием?

4. Назовите, как можно большее число способов избежать пищевую конкуренцию:

а) у совместно обитающих насекомоядных птиц

б) у муравьев

5. Назовите виды растений и животных, которые выступают конкурентами по отношению к человеку в сельскохозяйственной и промысловой практике?

1. Должен ли человек стремиться уничтожать дикие виды, являющиеся конкурентами домашних животных и культурных растений?

2. Конкурирующие виды часто можно найти в природе в одном местообитании. Значит ли это, что закон Гаузе о конкурентном исключении не верен?

3. Как бы вы спланировали территорию старых отвалов, чтобы создать на этом месте богатое многовидовое сообщество растений и животных?

4. Считают, что одновидовые посевы культурных растений менее эффективны с экологической точки зрения по сравнению с многовидовыми. Согласны ли вы с этим мнением? Почему да или почему нет? Какую связь это имеет с проблемой межвидовой конкуренции растений?

XI Популяции.

1. Сравните формы внутривидовых связей могут возникнуть между растениями клевера на одном лугу?

2. Как проявляются отношения между особями в поведении домашних собак? Какие тины экологических связей выражают различные формы их поведения?

3. Приведите примеры использования животными разных органов чувств в передаче и восприятии информации друг о друге. Как развит обмен этой информацией в популяциях

г) кузнечиков?

1.Существует мнение, что в жизни любого вида преобладает жесткая конкуренция и борьба особей друг с другом. Опровергните или подтвердите это мнение.

2. Могут ли существовать виды, состоящие всего из одной популяции?

3. Применимо ли к человеку представление о том, что вид состоит из популяций?

4. Одни животные при выведении потомства создают семьи, другие – нет. Можно ли сказать, что первые более приспособлены к среде, чем вторые? В чем приспособительное значение семьи у животных?

5. Как бы вы организовали учет численности синиц в лесу?

Рачков- дафний в пруду?

XII. Демографическая структура популяций.

1. Сравните возрастную структуру популяции трески в Баренцевом море по вылову рыб в конце 50-х и конце 80-х годов. Сделайте вывод о состоянии популяции в тот и другой периоды.

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.
  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Темы для дискуссий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Темы для дискуссий." 2015, 2017-2018.

1. Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека? 2. Почему до сих пор, несмотря на отсутствие реальных подтверждений, ученые не отказались от мысли обнаружить жизнь на Марсе? 3. Что, по-вашему, выгоднее — строить вдвое больше зернохранилищ с эффективным. [читать подробнее].

1. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте ответ. 2. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали: а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой. [читать подробнее].

1. Любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами: — через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части учебника непосредственные трофические связи без вложения дополнительной энергии,(например, собирая в лесу ягоды); —. [читать подробнее].

1. Что произойдет в природе, если представить, что все сообщества достигнут стабильного состояния и виды, связанные с неустойчивыми стадиями, исчезнут? 2. Раннее залежнопереложное земледелие целиком было основано на использовании восстановительных сил природы. [читать подробнее].

Читайте также: