При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением

Обновлено: 19.09.2024

Линия С6
I. При скрещивании двух сортов томата с красными шар¬видными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Ответ:
1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды -ААВВ (гаметы АВ), желтые грушевидные плоды -aabb (гаметы ab);
2) генотипы F1: красные шаровидные АаВЬ; 3) соотношение фенотипов F2: 9 - красные шаровидные 3 – красные грушевидные 3 - желтые шаровидные 1 - желтые грушевидные
2. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родите¬лей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.
Ответ:
1) генотипы родителей- АА (гаметы - А) и аа (гаметы - а); 2) генотипы потомства - Аа; 3) неполное доминирование.
3. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания (белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки).
Ответ:
1) генотипы родителей: aabb (гаметы - ab) и АаВb (гаметы - AB,Ab,aB,ab); 2)генотипы потомства: 25% черные мохнатые - АаВb 25% черные гладкие - Aabb 25% белые мохнатые - ааВb 25 % белые гладкие - aabb; 3) Дигибридное анализирующее скрещивание.
4. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.
Ответ:
1) генотипы родителей ♀XHXh (гаметы - Хн, Xh) и ♂XHY (гаметы - Хн, Y); 2) генотипы потомства ♀XHXh, ♂Xh Y, ♀ХНХН, ♂XHY; 3) дочери - носительницы сена гемофилии - 25 %, сыновья - гемофилики 25%. здоровые дети - 50%.
5. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Составьте схему решения задачи. Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и светловолосой гетерозиготной кареглазой женщины.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: aabb (гаметы ab); ааВb (гаметы аВ и ab); 2) генотипы детей: aabb; ааВb; 3) фенотипы детей: светловолосый с голубыми глазами; светловолосый с карими глазами.
6. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.



Условные обозначения
■ проявление исследуемого признака
○- женщина
□- мужчина
- дети одного брака


установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).
Элементы ответа: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом; 2) генотипы родителей: ♀ Аа х ♂ Аа; 3) генотипы потомков в F1: 1, 2-Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа. (допускается иная буквенная символика).
12. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: ♀XAY (гаметы ХА, Y), ♂ХАХа (гаметы ХА, Ха); 2) генотипы возможного потомства: ♀XAY, ♂ХАХА, ♂ХАХа; 3) 25% - ♀XaY нежизнеспособные.
13. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Ха), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему скрещивания и опреде¬лите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.
Элементы ответа: 1) генотипы родителей ♂ХАХа, ♀XAY, гаметы; ♂ - ХА, Xa; ♀-XA,Y; 2) генотипы потомства: ХАХА, ХАХа, XAY, XаY (не жизнеспособны); 3) соотношение по полу: 2/3 - самцы, 1/3 - самки.
14. Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, про¬являющееся после 35 - 40 лет и сопровождающееся прогресси-рующим нарушением функций головного мозга, и положитель¬ный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом. Ответ: Элементы ответа: 1) генотипы родителей: отец - АаВb, мать - aabb, гаметы отца: АВ, Ab, aB, ab, матери - ab; 2) генотипы потомства АаВb, aabb, Aabb, aaBb; 3) 25% потомства с генотипом ааВb - резус-положительные и здоровы, (возможна иная буквенная символика)
15. Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, про¬являющееся после 35 - 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, воз¬можного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: отец - АаВb, мать - aabb, гаметы отца: АВ, Ab, aB, ab, матери: ab; 2) генотипы потомства АаВb, aabb, Aabb, aaBb; 3) 25% потомства с генотипом Aabb - резус-отрицательные и могут заболеть хореей Гентингтона. (возможна иная буквенная символика)
16. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды - ААВb (гаметы: АВ и Ab);
зеленый стебель, красные плоды -ааВb (гаметы аВ и ab); 2) генотипы потомства в F,: AaBB, AaBb, Aabb;
3) соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды - 1 АаВВ : 2 АаВb пурпурный стебель, желтые плоды - 1 Aabb.
17. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) - над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фе¬нотипы потомства и их соотношение.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: АаВb (гаметы - АВ, Ab, аВ, ab); AAbb (гаметы - Ab). 2) генотипы потомства: ААВb; АаВb; Aabb; AAbb. 3) фенотипы потомства и их соотношение: ААВb, АаВb- черные, с длинной щетиной (50%) AAbb, Aabb- черные, с короткой щетиной (50%).
18. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите гено¬типы родителей, потомства и возможное соотношение феноти-пов. Установите характер наследования признаков.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: Aabb (гаметы: Ab, ab) x АаВb (гаметы AB, Ab, aB, ab); 2) Генотипы потомков, и соотношение фенотипов: 3/8 пурпурные колючие (ААВb и АаВb): 3/8 пурпурные гладкие (AAbb и Aabb): 1/8 белые колючие (ааВb): 1/8 белые гладкие (aabb) 3) независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.
19. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Схема решения задачи включает: 1) доминантные признаки - плоды круглые зеленые, рецессивные признаки - плоды длинные полосатые; 2) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х АаВВ (круглые зеленые); 3) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х ААbb (круглые полосатые). (Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
20. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без уси ков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговсра не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: гладкие семена и усики -АаВb (гаметы АВ, ab), морщинистые семена и без усиков -aabb (гаметы ab); 2) генотипы и фенотипы потомков: 1 АаВb - растения гладко семенные с усиками : 1 aabb - растения с морщинистыми семенами без усиков; 3) закон сцепленного наследования.
21. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тем¬ная или светлая окраска, грушевид¬ная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родите¬лей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.
Схема решения задачи включает: 1) темные плоды томата и их шаровидная форма -доминантные признаки; генотипы родителей (Р): ААВВ (гаметы АВ) и aabb (гаметы ab); 2) генотип F, - АаВb - темные шаровидные плоды (гаметы АВ, Ab, aB, ab); 3) генотипы F2: 9 А_В_ - тёмные шаровидные; 3 A_bb - тёмные грушевидные; 3 ааВ_ - светлые шаровидные;
1 aabb - светлые грушевидные.
22. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном X , рыжая — геном X , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: кошки ХВХb, (гаметы Хв), кота - XbY (гаметы Хb, Y); 2) генотипы котят: рыжие - XbY или ХbХb; 3) наследование, сцепленное с полом.
23. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Схема решения задачи включает: 1) Генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, аВ, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab); 2) генотип первого ребенка; aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок; 3) генотипы и фенотипы возможных потомков: А_В_ - свободная мочка, треугольная ямка, А_bb - свободная мочка, гладкий подбородок. ааВ_ - сросшаяся мочка, треугольная ямка, aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок, (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
24. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья - над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Схема решения задачи включает: 1) дигибридное скрещивание с независимым наследова¬нием признаков и неполным доминированием; 2) генотипы родителей: АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab) - розовые цветки, промежуточные листья, ааВВ (гаметы аВ) - белые цветки, узкие листья; 3) генотипы потомков в F,; 1 - АаВВ (розовые цветки, узкие листья); 1 - АаВb (розовые цветки, промежуточные листья); 1 - ааВВ (белые цветки, узкие листья); 1 - ааВb (белые цветки, промежуточные листья).
25. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой; а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чаше-ки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
Схема решения задачи включает: 1) дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием;

2) генотипы родителей: розовые ягоды и промежуточ¬ная чашечка - АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab), красные ягоды и листовидная чашечка - AAbb (гаметы Ab); 3) генотипы и фенотипы потомков в F1: 1 ААВb - красные ягоды, промежуточная чашечка, 1 АаВb - розовые ягоды, промежуточная чашечка, 1 AAbb - красные ягоды, листовидная чашечка, 1 Aabb - розовые ягоды, листовидная чашечка.
26. Фенилкетонурия (ФКУ) - заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у че¬ловека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец - альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите геноти¬пы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: мать - АаВb (гаметы АВ, Аb, aB, ab), отец - aabb (гаметы ab); 2) генотипы возможного потомства: АаВb - норма по двум признакам, Aabb - норма, ФКУ, ааВb - альбинизм, норма, aabb - альбинизм, ФКУ; 3) 25% детей (ааВb) - альбиносы, не страдающие ФКУ.
27. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак - h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения зада¬чи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы по-томства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: мать ХHХH (гаметы: XH) и отец XhY (гаметы: Xh и Y); 2) генотипы потомства:
дочери XHXh ,сыновья XHY; 3) дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья- здоровые.
28. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb, гетеро-зиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Coставьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей потомства, возможный пол котят.
1) генотипы родителей: кошка ХВХВ (гаметы: ХВ ), кот -ХbY (гаметы: Хb и Y); 2) генотипы котят: черепаховый - ХВХb,
черный - ХВY; 3) пол котят: самка - черепаховая, самец - черный.
29. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) - над короткой (Ь) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы по¬томства, полученного при скрещивании черного с длинной щети¬ной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи
Элементы ответа 1) генотипы родителей: АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab), AAbb (гаметы Аb); 2) генотипы потомства: ААВb; АаВb; Aabb; AAbb 3) фенотипы потомства: ААВb, АаВb - черные, с длинной щетиной и AAbb, Aabb - черные, с короткой щетиной
30.Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессив¬ные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите ге-нотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы по¬томства F,, если доминантные и рецессивные гены данных при-знаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании поло¬вых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Элементы ответа:
1) генотипы родителей: ♀ aabb (гаметы: ab), ♂АаВb (гаметы: АВ, ab); 2) генотипы потомства: 1 АаВb - серое тело нормальные
крылья и 1 aabb - черное тело укороченные крылья; 3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не происходит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка – один тип гамет аb. У потомства проявятся только два фенотипа в соотношении 1:1.
31. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (Xн - нормальная свертываемость крови, Xh - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обоим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
32. Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: ♀ААХНХH (гаметы АХН); ♂aaXhY (гаметы aXh, aY); 2) генотипы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY; 3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
33.В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын - дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и даль-тонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей -носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: мать - XDXd (гаметы XD, Xd), отец -XDY (гаметы XD, Y); 2) генотип сына: XdY; 3) вероятность рождения детей - носителей гена дальто¬низма - 25 % (XDXd) - все девочки.
34.У человека аутосомный ген карих глаз (A) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Схема решения задачи включает: 1) генотип матери - AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца - aaXDY (гаметы: aXD, aY); 2) генотипы детей: девочки - AaXDXD , aaXDXD, AaXDXd, aaXDXd, мальчики - AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY-мальчики.
35. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: 1(0), II(А), III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i°, причем аллель i° является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Схема решения задачи включает: 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi° (гаметы IА, i°), III группа - IBIB (гаметы IB);
2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IАIВ) и III группа (IBi°); 3) вероятность наследования II группы крови - 0%.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 28
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

1415. При скрещивании растения арбуза с круглыми полосатыми плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. При скрещивании растения арбуза с круглыми зелеными плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза. Как называется такое скрещивание и для чего его проводят?

1) Доминантные признаки - плоды круглые зеленые, рецессивные признаки - плоды длинные полосатые

Первое скрещивание: генотипы родителей: AAbb (круглые полосатые) и aabb (длинные полосатые)

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Это анализирующее скрещивание, которое производится для определения генотипа особи с доминантными признаками


Задание 28 № 18397

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Схема решения задачи включает:

1) 1 скрещивание:

Р плоды: длинные полосатые х круглые зелёные

F1 плоды: длинные зелёные ааBb, круглые зелёные АаВb;

2) 2 скрещивание:

Р длинные полосатые плоды х круглые полосатые плоды

F2 круглые полосатые плоды Ааbb;

3) это анализирующее скрещивание, которое проводится для определения генотипа особи с доминантными признаками

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задачи на дигибридное скрещивание

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.

Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.

А - врожденная близорукость, а - нормальное зрение.

B - веснушки, b - отсутствие веснушек.

Отец A_bb, мать aaB_.

Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.

Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.

Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.

Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.

F1 AaBb Aabb aaBb aabb

Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.

А - свободная мочка уха, а - сросшаяся мочка уха.

B - треугольная ямка на подбородке, b - гладкий подбородок.

Ребенок aabb, родители A_B_.

Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке

3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок

3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки - черное оперение (А), хохлатость (В).

A - черное оперение, а - бурое оперение.

B - хохлатость, b - без хохла.

Петух A_B_, курица A_B_.

Цыплята A_B_ 10 шт ., aaB_ 5 шт ., A_bb 3 шт ., aabb 2 шт .

Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.

Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ черные хохлатые

3 A_bb черные без хохла

3 aaB_ бурые хохлатые

1 aabb бурые без хохла

Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Если в первом поколении все потомство одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивали гомозигот, у потомства проявился доминантный признак.

А - красные плоды, а - желтые плоды.

B - шаровидные плоды, b - грушевидные плоды.

Родители AABB, aabb.

Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

А - пурпурный стебель, а - зеленый стебель.

B - красные плоды, b - желтые плоды.

Родители A_B_, aaB_.

Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.

По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), родители AA и aa.

По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, скрещивали двух гетерозигот (второй закон Менделя), родители Bb и Bb.

F1 AaBB AaBb AaBb Aabb

Соотношение генотипов 1:1:1:1.

Соотношение фенотипов 3:1.

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

А - зеленые плоды, а - полосатые плоды.

B - круглые плоды, b - длинные плоды.

Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях - aabb.

Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.

Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

А - черная шерсть, а - коричневая шерсть.

B - длинная шерсть, b - короткая шерсть.

Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).

Потомство A_B_, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.

По признаку цвета шерсти в потомстве нет расщепления, следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.

Задачи на дигибридное скрещивание

3 задачи про томаты.У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (в).

1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания

А - круглая Р ААВВ х аавв

а - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ ав

в - желтая F 1 АаВв

2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% - красные, грушевидные, 25% - желтые, круглые, 25% - желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?

А - круглая Р АаВв х аавв

а - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; Ав; аВ; ав ав

в - желтая F 1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв

_________ круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.

3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% - красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?

А - круглая Р АаВВ х аавв

а - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; аВ; ав

в - желтая F 1 50 %АаВв; 50 %ааВв;

_________ круг.крас. гр.крас.

4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?

8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?

9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?

Решение задачи по генетике дигибридное скрещивание у растения томата

Задача 1
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
Так как при скрещивании гороха все особи потомства имеют признак одного из родителей, значит, гены красного цвета (А) и гены шаровидной формы плодов (В) являются доминантными по отношению к генам жёлтой окраски (а) и грушевидной формы плодов (b). генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
Для определения генотипов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения неободимо составить схемы скрещивания:

Схема первого скрещивания:

Наблюдается единообразие первого поколения, генотипы особей AaBb (1-й закон Менделя).

Схема второго скрещивания:

Соотношение фенотипов второго поколения: 9 – красные шаровидные; 3 – красные грушевидные; 3 - желтые шаровидные; 1 – желтые грушевидные.
Ответ:
1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb.
3) соотношение фенотипов F2:
9 – красные шаровидные;
3– красные грушевидные;
3 - желтые шаровидные;
1 – желтые грушевидные.

Решение задачи по генетике на моногибридное скрещивание у человека

Задача 2
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Решение:
Анализ условия задачи показывает, что скрещиваемые особи анализируются по одному признаку – коренные зубы, который представлен двумя альтернативными проявлениями: наличие коренных зубов и отсутствие коренных зубов. Причем сказано, что отсутствие коренных зубов является доминантным признаком, а наличие коренных зубов – рецессивным. Эта задача – на , и для обозначения аллелей достаточно будет взять одну букву алфавита. Доминантный аллель обозначим прописной буквой А, рецессивный аллель – строчной буквой а.
А — отсутствие коренных зубов;
а — наличие коренных зубов.
Запишем генотипы родителей. Помним, что генотип организма включает в себя два аллеля изучаемого гена “А”. Отсутствие малых коренных зубов – доминантный признак, поэтому родитель,у которого отсутствуют малые коренные зубы и он гетерозиготен, значит его генотип - Аа. Наличие малых коренных зубов - рецессивный признак, поэтому родитель, у которого отсутствуют малые коренные зубы гомозиготен по рецессивному гену, значит генотип его - аа.
При скрещивании гетерозиготного организма с гомозиготным рецесивным образуется потомство двух типов и по генотипу, и по фенотипу. Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Ответ:
1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов;
2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Решение задачи по медицинской генетике на сцепление генов в Х-хромосоме

Задача 3
У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Решение:

Так как женщина кареглазая, а её отец страдал цветовой слепотой и был голубоглазым, то она получила рецессивный ген голубоглазости и ген дальтонизма от отца. Следовательно, женщина гетерозиготна по гену окраски глаза и является носителем гена дальтонизма, так как получила одну Х-хромосому от отца-дальтоника, её генотип - АаX D X d . Так как мужчина голубоглазый с нормальным зрением, то его генотип будет гомозиготен по рецессивному гену а и Х-хромосома будет содержать доминантный ген нормального зрения, его генотип - ааX D Y.
Определим генотипы возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол, составив схему скрещивания:

Ответ:
Схема решения задачи включает: 1) генотип матери – AaX D X d (гаметы: AX D , aX D , AX d , aX D ), генотип отца – aaX D Y (гаметы: aX D , aY);
2) генотипы детей: девочки – AaX D X D , ааX D X D , AaX D X d , ааX D X d ; мальчики – AaX D Y, aaXDY, AaX d Y, aaX D Y;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaX d Y – мальчики.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у растения гороха

Задача 4
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания.
Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? Какой закон генетики при этом проявляется?
Решение:
Эта задача – на дигибридное скрещивание, так как скрещиваемые организмы анализируют по двум парам альтернативных признаков. Первая пара альтернативных признаков: форма семени – гладкие семена и морщинистые семена; вторая пара альтернативных признаков: наличие усиков – отсутствие усиков. За эти признаки отвечают аллели двух разных генов. Поэтому для обозначения аллелей разных генов будем использовать две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y – хромосом.
Так как при скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики, то можно сделать вывод - признак гладкие семена гороха и признак отсутствия усиков - доминантные признаки.
А ген, определяющий гладкую форму гороха; а - ген, определяющий морщинистую форму гороха; В - ген, определяющий наличие усиков у гороха; b - ген, определяющий отсутствие усиков у гороха. Генотипы родителей: ААВВ, aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема первого скрещивания

Так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1, то можно считать, что гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, растение с гладкими семенами и усиками гетерозиготно, значит генотипы родителей второй пары растений имеют вид: АаВb; aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема второго скрещивания

Ответ:
1. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Генотипы родителей: гладкие семена и усики - AABB (аметы АВ), морщинистые семена и без усиков - aabb (аметы - ab). Генотип потомков - AaBb. Проявляется закон единообразия первого поколения при скрещивании этой пары растений
2. При скрещивании второй пары растений гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1. Проявляется закон сцепленного наследования.

Решение задачи по генетикее на сцепление гена окраски шерсти у кошек

Задача 5
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Х B , рыжая - геном Х b, гетерозиготы Х B Х b имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите ьгенотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают черепаховую окраску. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: Х B – ген отвечающий за черный цвет, Х b – ген отвечающий за рыжий цвет; гены Х В и Х b равнозначны и аллельны (Х В = Х b ).
Так как скрещивались чёрная кошка и рыжий кот, то их гентипы будут иметь вид: кошка - Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b, Y). При данном типе скрещивания возможно рождение чёрных и черепаховых котят в соотношении 1:1. Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Ответ:
1) генотипы родителей: кошка Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b , Y);
2) генотипы котят: черепаховый - Х B Х b , Х B Х b Y;
3) пол котят: самка - черепаховая, самец - чёрный.
При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов - кодоминирование. Вид скрещивания - моногибридное.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у мух дрозофил

Задача 6
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потмства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Решение:
Генотип дигетерозиготного самца: AaBb, генотип самки гомозиготной по рецессивным признакам имеет вид: aabb. Так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Ответ:
1) генотипы родителей: самка aabb (аметы: ab), самец АаBb (гаметы: AB, ab);
2) генотипы потомства: 1АаВb серое тело, нормальные крылья; 1 ааbb чёрное тело, укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1. Проявляется закон сцеплённого наследования.

Решение задачи по генетике на сцеплённый с полом летальный ген у кур

Задача 7
У кур встречается сцеплённый с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому признаку жизнеспособны.. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным петухом (уптиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Решение:
По условию задачи:
Х А - развитие нормального эмбриона;
Х a - гибель эмбриона;
Х А Х a - жизнеспособные особи.
Определим генотипы и фенотипы потомства

Ответ:
1) генотипы родителей: Х А Y (гаметы Х А , Y), Х А Х А (гаметы Х А , Х А );
2) генотипы возможного потомства: Х А Y, Х А Х А , Х А Х a , Х a Y;
3) 25% - Х a Y нежизнеспособные.

Решение задачи по генетике на независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании

Задача 8
При скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Решение:
А - ген, отвечающий за формирование круглого плода
a - ген, отвечающий за формирование длинного плода
В - ген, отвечающий за формирование зелёной окраски плода
b - ген, отвечающий за формирование полосатого плода
Так как при скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве F1 получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами, то можно сделать вывод, что доминантными признаками являются круглые зелёные плоды, а рецессивными - длинные полосатые. Генотип растения с длинными полосатыми плодами - ааbb, а генотип растения с круглыми зхелёными плодами - АаВВ, потому что в потомстве все особи с зелёными плодами, и по 1/2 с круглыми и длинными плодами, значит, данное растение является гетерозиготй по доминантному признаку формы плода и гомозиготой по доминантному признаку окраски плода. Генотип потомства F1: AaBb, aaBb. Учитывая, что при скрещивании родительского арбуза с длинными полосатыми плодами (дигомозигота по рецессивным признакам) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство F2 имело круглые полосатые плоды, генотип родительского растения с зелёными полосатыми плодами, взятого для второго скрещивания, имеет вид: ААbb. Генотип потомства F2 - Ааbb.
Анализы проведённых скрещиваний подтверждают наши предположения.

Схема первого скрещивания

Схема второго скрещивания

Ответ:
1) доминантные признаки - плоды круглые, зелёные, рецессивные признаки - плоды длинные, полосатые;
2) генотипы родителей F1: aabb (длинные полосатые) и АаВВ (круглые зелёные);
3) генотипы родителей F2: ааbb (длинные полосатые) и ААbb (круглые полосатые).

Задача 9
Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
Решение:
А ген пурпурной окраски цветка;
a - ген белой окраски цветка;
В - ген, формирующий колючую коробочку;
b - ген, формирующий гладкую коробочку.
Эта задача на дигибридное скрещивание (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании), так как растения анализируются по двум признакам: окраске цветка (пурпурная и белая) и форме коробочки (гладкая и колючая). Эти признаки обусловлены двумя разными генами. Поэтому для обозначения генов возьмем две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y- хромосом. Гены, отвечающие за анализируемые признаки, не сцеплены друг с другом, поэтому будем использовать генную запись скрещивания.
Пурпурная окраска доминантный признак (А), а появившаяся в потомстве белая окраска - рецессивный признак (а). Каждый из родителей имеет пурпурную окраску цветка, значит, оба они несут доминантный ген А. Поскольку у них есть потомство с генотипом аа, то каждый из них должен нести также рецессивный ген а. Следовательно, генотип обоих родительских растений по гену окраски цветка – Аа. Признак колючая коробочка является доминантным по отношению к признаку гладкая коробочка, а так как при скрещивании растения с колючей коробочкой и растения с гладкой коробочкой появилось потомство и с колючей коробочкой , и с гладкой коробочкой, то генотип родителя с доминантным признаком по форме коробочки будет гетерозиготен (Bb), а по рецессивному - (bb). Тогда генотипы родителей: Aabb, aaBb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родительских растений:

Ответ:
1) генотипы родителей: Aabb (гаметы Ab, ab) * АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab);
2) генотипы и соотношение фенотипов:
3/8 пурпурные колючие (AABb и AaBb);
3/8 пурпурные гладкие (ААbb и Aabb);
1/8 белые колючие (ааВb);
1/8 белые гладкие (ааbb);
3) независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Решение задач по генетике на аутосомно-доминантные признаки

Задача 10
Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцеплённые аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус-фактор и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резус-фактором.
Решение:
А ген болезни Гентингтона;
a - ген нормального развития мозга;
В - ген положительного резус-фактора;
b - ген отрицательного резус-фактораю
Эта задача на дигибридное скрещивание (несцеплённые аутосомно-доминантные наследование признаков при дигидридном скрещивании). По условию задачи отец дигетерозигот, значит его генотип - АаВb. Мать фенотипически рецессивна по обоим признакам, значит её генотип - ааbb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родителей:

Ответ:
1) генотипы родителей: отец - AaВb (гаметы АВ Ab, аВ, ab), мать ааbb (гаметы ab);
2) генотипы потомства: AaBb, Aabb, aaBb, aabb;
3)25% потомства с генотипом aaBb - резус-положительные и здоровы.

Задача11
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, генотипы и фенотипы других возможных потомков. составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Решение:
Дано:
Каждый из родителей имеет свободную мочку уха и треугольную ямку и у них родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком, значит, свободная мочка уха и треугольный подбородок доминантные признаки, а сросшаяся мочка и гладкий подбородок рецессивные признаки. Из этих рассуждений делаем вывод: родители дигетерозиготны, а ребёнок дигомозиготный по рецессивным признакам. составим таблицу признаков:

Следовательно, генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок.
Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Фенотипы и генотипы потомства:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb
сросшаяся мочка, треугольная ямка, ааВ_
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.
Ответ:
1) генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab);
2) генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок;
3) генотипы и фенотипы возможных потомков:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb;
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.

Читайте также: