Причина посадки на мель в суэцком канале

Обновлено: 05.10.2024

Весь мир несколько дней наблюдал за событиями в Суэцком канале. Контейнеровоз Ever Given, который 23 марта сел на мель в Суэцком канале, был снят с мели. Об этом 29 марта информировала транспортная компания Inchcape. Канал, через который проходит до 12% мировой морской торговли, оказался заблокированным в минувший вторник, 23 марта. Длина Ever Given– 400 м, а ширина – почти 60 м. Его грузоподъемность – свыше 220 тыс. тонн. Корабль принадлежит японской компании, но находится под контролем тайваньской фирмы. 23 марта он сел на мель на 151-м км Суэцкого канала по маршруту из КНР в Нидерланды.

Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовый морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал – кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

В начале своей эксплуатации длина водного пути составляла 164 км с глубиной 12 метров. В наши дни, после нескольких расширений, длина увеличилась до 193 км с глубиной 24 метра. Длина северного доступа составляет 22 км, сам канал имеет протяжённость 163 км и длина южного доступа равна 9 км. Ширина водного зеркала варьируется в пределах от 120 до 150 метров. Ко дну ширина сужается и достигает 45-60 метров.
В общей сложности стоимость всех затрат составила почти 580 млн. франков. Лессепс обещал построить водный путь за 6 лет, но работы растянулись почти на 11 лет .

Водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря, не имеет шлюзов. Суда без всяких препятствий могут попадать из одного солёного водоёма в другой. На канале имеются озёра. Это Большое Горькое озеро и Малое Горькое озеро. Большое расположено севернее, а его площадь водного зеркала равна 250 кв. км. Площадь Малого Горького озера составляет 30 кв. км. Что касается течений, то в зимние месяцы вода из горьких озёр течёт на север, а зимой принимает воды из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла уже в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.Предполагается, что ещё в XIX столетии до н. э. такой канал был проложен , и Нил соединился с Красным морем. Этот водный путь поддерживался фараонами в рабочем состоянии. В VII веке до н. э. египтяне опять начали восстанавливать канал, это событие относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII – начало VI в. до н.э.). но не закончили его.

Позднее, в VIII в. н.э. ,по распоряжению халифа аль-Мансура, канал был окончательно засыпан, поскольку власти Халифата опасались возможной перспективы распада единого на тот момент государства. Ведь канал мог стать в этом случае потенциальной водной границей отделяющей мятежный регион от остальной части халифата.

Промелькнули столетия, и во главе Франции встал Наполеон Бонапарт . В 1798 году он дал распоряжение тщательно изучить вопрос строительства Суэцкого канала. Была организована комиссия, но её заключение разочаровало императора. Специалисты пришли к выводу, что уровень вод Красного моря на 9 метров выше аналогичного уровня Средиземного моря. То есть нужно было возводить целый каскад шлюзов. Императору назвали и сумму всех работ – 45 миллионов франков.

Прошло 40 лет и уже другие специалисты доказали, что французская комиссия ошиблась. Никакого перепада воды нет. После этого родилась идея всё же построить канал. Её стал активно продвигать Фердинанд де Лессепс – французский дипломат. Своей идеей он заинтересовал правителя Египта Мухаммеда Саид-пашу. Этот человек в своё время учился в Париже и получил прекрасное образование.

Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно, по 60 тысяч человек в месяц. Строительные работы были чрезвычайно тяжёлыми. Люди работали в пустыне под испепеляющими лучами солнца. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. Главной проблемой стало снабжение рабочих не строительными материалами, а водой. К счастью, было обнаружено русло старого канала, которым пользовались в древности. Именно по нему и пустили пресную воду из Нила.

В 1888 году морские державы подписали Международную конвенцию. Она гарантировала свободный проход через канал судам всех государств. Однако в период Мировых войн контроль над этим стратегически важным участком осуществляла Великобритания и её союзники.

История канала и стран, расположенных рядом с ним, в 20-м веке очень сложная. Поэтому я продолжу рассказывать о ней во II части.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала – около 14 часов. По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Суэцкий канал скоро станет синонимом водных заторов. В конце марта контейнеровоз Ever Given сел на мель и полностью перекрыл путь другим судам. Образовалась пробка более чем из 400 судов. С запуска движения прошло всего несколько дней — и снова застряли два танкера. Причем ответственность за главный форс-мажор возложили на капитана Ever Given. Хотя главная проблема не в нем, а в коррупции и попытке сэкономить.

Коррупция и экономия сажают суда в Суэцком канале на мель. Но крайними сделали капитанов

Контейнеровоз Ever Given, шедший из Китая в Роттердам, сел на мель 23 марта и полностью перегородил Суэцкий канал. Образовалась очередь из 422 судов общей грузоподъемностью 22 миллиона тонн. Пробка рассосалась только к 3 апреля.

Спустя три дня танкер Minerva Nike под греческим флагом сел на мель в южной части канала — недалеко от входа в Большое Горькое озеро. А технические неполадки заставили экипаж нефтеналивного танкера Rumford заглушить двигатели.

Первый при помощи буксиров поставили на фарватер, а второй простоял чуть больше часа. Но задержки в движении морских судов все равно произошли.

Проблема команды Суэцкого канала

Предположительную причину подобных ЧП назвал в интервью радиостанции Sputnik председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей Олег Дунаев.

Капитан без маневра

Глава администрации Суэцкого канала говорит непрофессиональную чушь — в части превышения скорости, например. Судно шло в составе каравана: впереди суда, сзади суда. В караване невозможно резко увеличить или снизить скорость

Ошибка капитана тоже маловероятна: допустить ее просто негде, уверен Войтенко. В канале узкий и прямой проход, а суда в караване постоянно движутся, поэтому пространства для маневра у капитана нет.

Администрации Суэцкого канала давно стоило просчитать риски, добавил эксперт. И принять решение: либо запретить огромным контейнеровозам транзит, либо сопровождать их дополнительными средствами безопасности — буксирами.

Те, кому отказывают во взятках, ведут себя по-хамски, отказываются принимать участие в управлении судном. Оно по завершении транзита ставится на якорь. Находятся какие-то недостатки, судно арестовывается, судовладелец штрафуется, а капитана выпинывают с работы

И другие решения

Управление Суэцкого канала планирует расширить южную часть водного пути. Именно там недавно и сел на мель Ever Given. Усама Раби уточнил, что отрезок могут сделать 400-метровым. В управлении также изучают возможность купить краны, которые потенциально способны разгружать контейнеры на высоте до 52 метров.

Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным. В 2020 году, по данным сайта Acercando Nacione, через него прошли 19 311 судов. Общий вес груза на них составил порядка 1210 миллионов тонн — это 12% от всей мировой торговли. По каналу чаще всего перевозят нефть — порядка двух миллионов баррелей ежедневно — и около 8% сжиженного природного газа.

Кризис с Ever Given указал на проблемы логистики и вывел на повестку дня вопрос об альтернативных маршрутах. Пока обходной путь выйдет только дороже, займет больше времени, а из-за пиратов не будет безопасным.

Помощь пришла от сил мощных и опасных. Луна и приливы сделали свое дело. А до этого, спасательные бригады и спецтехника работали на суше и на воде в течение шести дней и ночей, безуспешно пытаясь сдвинуть с места грузовой корабль с 20 000 контейнеров зажатым в единственной полосе канала.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Всю ночь в воскресенье и в понедельник буксиры работали совместно с земснарядами.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Совокупное гравитационное притяжение Солнце и Луны в очередной раз привело к исключительно высоким весенним приливам. Приливные течения в Суэце достигли своего пика в воскресенье и понедельник. С каждым приливом у 220 000-тонного судна появлялось все больше шансов стать плавучим.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Рассматривался вариант разгрузить судно и слить топливо. Слив топлива из баков корабля мог бы помочь, но вряд ли его хватило бы без других мер по облегчению груза.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Земснаряды - привычное зрелище для Суэцкого канала, и они практически непрерывно углубляют дно канала

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Буксиры всю неделю пытались сдвинуть с места Ever Given, земснаряды выкапывать грязь и песок из-под носа и кормы корабля.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Причин для отказа рулевой машины может быть множество. Но главная - это, так называемый, blackout (полное обесточивание судна), которое, на деле, не влечет за собой отказ данного агрегата, т.к. сразу происходит включение АДГ (аварийного дизель генератора), мощности которого хватит чтобы поддерживать в рабочем состоянии хотя бы одну из рулевок. Но даже при отказе рулевки и АДГ – одновременно, последнее можно запустить вручную. Этого не произошло.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Владелец Ever Given и его страховые компании могут столкнуться с исками на миллионы долларов от других фирм, которые не смогли вовремя доставить или получить свои грузы

Так что исключать человеческий фактор не стоит. Как и в любом деле важны: умение и навык принимать правильные и быстрые решения в критической ситуации – у капитана, действовать слаженно – у команды.

Теперь эскпертам предстоит осмотреть контейнеровоз, чтобы выяснить, нуждается ли он в ремонте и сможет ли своим ходом продолжить движение в пункт назначения. Сухогруз, на борту которого находится более 20 тыс. морских контейнеров, направлялся из Китая в Роттердам.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Носовую часть судна очищают от песка и грязи, чтобы буксирам и судовым лебедкам было легче его переместить

Как заявили в руководстве компании, управляющей каналом, на восстановление нормального судоходства в Суэцком канале потребуется несколько дней. Сейчас у северного и южного входов в канал ожидают прохода свыше 400 судов.

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

Суэцкий канал, контейнеровоз, Ever Given, приливы, сел на мель, гидравлический насос

В обычное время по Суэцкому каналу проходят в среднем более 50 судов в день. За прошлый год этим путем воспользовались почти 19 тыс. кораблей

ever given, суэцкий канал, лоцманы

Лоцманы Суэцкого канала, которые помогают судам проходить из Красного в Средиземное море и наоборот, попали под пристальное внимание СМИ, после того как контейнеровоз Ever Given сел на мель. Об этом пишет Washington Post.

Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.

Пока сильные ветер и песчаная буря рассматриваются как основной фактор, который стал причиной инцидента, однако генерал-лейтенант Усама Раби из Управления Суэцкого канала уже рассказал репортерам, что нельзя также исключать и человеческий фактор.

контейнеровоз, Ever Given

Было открыто расследование и действия двух лоцманов, что направляли Ever Given по каналу будут изучены, также, как и действия капитана.

Оба лоцмана имеют опыт работы более 30 лет. "У них был опыт и квалификация, чтобы управлять этим кораблем", — отмечают в руководстве Суэцкого канала.

Однако старший лоцман отмечает, что сейчас судоходство по каналу стало куда более тяжелой задачей, нежели оно было, например, в 1990-е. Тогда канал также был заблокирован нефтяным танкером, однако с ним справились с помощью одного-единственного буксира.

"Нынешние корабли гораздо больше, нежели раньше. И это задача, это было что-то новенькое", — отметил старший лоцман.

Однако Ever Given уже проходил Суэцким каналом и не один раз. Однако никогда в таких сложных погодных условиях.

Также надо уточнить, что лоцманы не управляют кораблем, когда он проходит по каналу. Они выступают больше в роли консультантов: используя свой опыт и практические знания о канале, они дают советы какой курс лучше выбрать и как управлять судном.

Однако капитан постоянно должен находится на мостике, отдавать команды рулевому, в машинное отделение и информировать лоцманов о любых проблемах с управлением судном, чтобы те могли сориентироваться и дать совет. В конечном итоге "вся ответственность полностью ложится на капитана, ведь он может и отказаться от советов", — отмечает старший лоцман.

Роуз Джордж, автор книги "Deep Sea and Foreign Going", в которой рассказывается о пятинедельном путешествии на контейнеровозе из Великобритании в Сингапур, сказала, что, когда она путешествовала по Суэцкому каналу в 2010 году, то так и не поняла, какова была роль лоцманов.

"У нас на борту был экипаж из Суэца, что обязательно. Вы платите целое состояние, чтобы пройти через Суэцкий канал, примерно от 100 000 до 300 000 долларов США, но вам придется взять на борт лоцмана. Также вы должны нанять специального электрика, которые управляет тем, что они называют "прожектором канала", а по сути является мощным фонарем, которые цепляется в передней части судна. А еще есть несколько других бригад, которые, очевидно, обладают особыми навыками работы с веревкой", — отметила Роуз. Также она рассказала, что капитан контейнеровоза, на котором она прошла по каналу, имел опыт более 42 лет и проходил по каналу много раз, однако он признался, что ни разу не видел, чтобы "эта команда занималась чем-либо, кроме как сидеть в своей специальной каюте".

Грегори Тайлавски, капитан калифорнийской морской экспертной группы, сказал, что еще слишком рано говорить, что послужило причиной посадки Ever Given на мель, но он сказал, что ответственность ложится и на лоцманов Суэцкого канала в том числе.

Но если даже будет доказано, что причиной инцидента послужили действия этих лоцманов, то в египетских законах четко сказано, что они не несут ответственности за любые повреждения, которые может получить судно в этот момент.

Читайте также: