Пригрело солнышко потемнел снег а на пригорках появилась первая робкая зелень

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова)

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья

Стоят чудные деньки. Листья на деревьях жёлтые, оранжевые, красные. В садах созрели плоды. На огородах идёт уборка картофеля, моркови, капусты. Помидоры и огурцы засолили. С полей собрали богатый урожай пшеницы.

Улетают в дальние края наши пернатые друзья. Ласточки уже в пути. Старые утки учат молодых летать. Воробьи, вороны, сороки переселяются ближе к теплому жилью людей. В лесу стало тихо.

Контрольный диктант № 3

Кто как зиму встретил.

Наступила зима. Ранним утром Илья пошёл на охоту. Мороз щипал щёки.

В берёзовой роще тишина. Летучие мыши забрались в дупло. Ёж в норе прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белочка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе из листьев мягкую постель сделала.

Утром ребята отправились в берёзовую рощу. Стояла чудесная тишина. Свежий воздух приятно щипал лицо.

Однажды зимой мы пошли в лес. В зимнем лесу тишина. Всё покрыто блестящим белым покрывалом. В чистом холодном воздухе кружатся лёгкие одинокие снежинки. Мохнатые ветви елей украшает серебристый иней. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. В дремучем лесу ни души, ни следа. Мы долго любовались красотой чудесного зимнего царства.

Контрольный диктант № 5

Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал весёлый говорливый ручеёк. Опустели зимние квартиры в старом пне. Вылез из норки ёж. Он помылся, почистился и побежал по полянке искать еду. Оживает под тёплым солнышком огромный лесной дом – муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетают к старому пню птицы. они устроят у пенька гнездо.

Ты радостно наблюдаешь за всем живым на земле. Береги родную природу!

Контрольный диктант № 6

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце .

Контрольный диктант №7

Колючая красавица

Пожелтела листва на берёзе. Опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Она меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая красавица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт.

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта .

Контрольный диктант №9

Наступила весна. Погода стоит чудесная. Радостно сияет весеннее солнце. Прилетели с далёкого юга певуньи-ласточки. Далеко по тихому лесу разносятся их задорные песни.

Летали они к старому домику. Осыпался домишко и развалился. Каждый день носили щебетуньи в клювах солому, глину, прутики. Долго работали птички. Хорошее получилось гнездо.

Скоро в просторном гнёздышке появились желторотые птенцы. Узнал об этом чёрный кот. Стал он следить за птенчиками, решил полакомиться.

Увидали ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

Контрольный диктант № 10

Май-пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча, и зазвенел дождь. Не успел дождь вылиться, а над берёзами уже зелёная дымка.

Птицы распевают днём, иные даже ночью. Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды. Но и безголосые не унывают, шумят.

Дятел носом барабанит, аист клювом трещит. Лягушки и те хором поют, а на болоте танцуют журавли.

Май – пора светлых ночей. Появляются цветы. Пчёлы гудят, мёд собирают.

И юннатам много работы. Идёт посадка, прополка, подрезка деревьев.

Птицам пора птенцов выводить. Много интересного событий происходит в природе в мае.

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Запиши краткую запись или выполни чертёж.

4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и запиши ответ задачи.


Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:

1. Известно, что … (расскажи условие задачи)

2. Надо узнать… (повтори вопрос)

3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …

4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…

5. Поэтому в первом действии мы узнаем …

6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … (какое действие выполняем)

Часть 1 - русский язык

Текст состоит из ___________________________.

Предложения состоят из _________________________ .

Слова состоят из ________________________________.

Слоги состоят из _________________________________.

Начнём повторять звуки, потом повторим слоги, потом слова, потом предложения и текст.

Звуки и буквы. Русский алфавит.

1. Чем буквы отличаются от звуков?

Буквы мы видим, пишем, ____________________________________________

2. Выпиши слово, в котором звуков больше, чем букв.

Алым пламенем догорала вечерняя заря. ________________________

3. Ответь на вопросы:

а) Сколько букв в русском алфавите? _____________________

б) Сколько гласных букв в русском алфавите? ______________

в) Сколько гласных звуков в русском алфавите? ______________

г) Сколько согласных букв в русском алфавите? ______________

д) Сколько согласных звуков в русском алфавите? ______________

4. Запиши строчные буквы по алфавиту в две группы: в первую - буквы, которые обозначают гласные звуки, во вторую - буквы, которые обозначают согласные звуки.

Какие буквы не попали ни в один столбик? _________

5. Напиши названия городов в алфавитном порядке.


*Данное задание выполни в тетради

Гласные. Ударение.

6. Посчитай и напиши количество гласных букв в следующих словах:

Образец: капуста – 3 гл.

7. Ответь на вопросы:

а) Какие бывают гласные? Ударные и ________________________ .

б) Нужно ли в слове водоём ставить знак ударения и почему?

в) Нужно ли в слове дом ставить знак ударения и почему?

8. Прочитай слова.

Девочка, молоко, белоголовый, дорога, учитель, воробей, газета, яблоко, огурец, комната, корова, урожай, овощи, велосипед, сорока.

Запиши слова в три столбика: в первый – с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором, в третий – с ударением на третьем слоге. Какие слова ты не выпишешь?

*Данное задание выполни в тетради

9. Прочитай предложения. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

1) Это картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.

2) На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.

Выпиши выделенные слова и обозначь в словах ударение.

10. Прочитай. Измени каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

Поля – поле, кольцо – ______________, страна - ___________________, земля

- _____________________, слеза - ___________________.

11. Вставь пропущенные гласные:

Н__род, учебн__к, гор__д, ст__лица, г__рох, д__ревня, ул__ца, т__традь, к__пуста, м__рковь, М__сква, Р__ссия.

12. Дай характеристику гласным звукам в словах воробей, день, ученик, окно:

0 [а] – гл., безуд. ё [о] – гл., уд.

*Данное задание выполни в тетради

Согласные

Вспомни! Согласные звуки встречают препятствия со стороны губ, зубов и языка. Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Согласных звуков – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой. Например:р [р] (руль), р [р’] (река) б [б] (бочка), б [б’] (бинт) 1) Согласные могут быть мягкими и твёрдыми. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] не имеют парного мягкого звука. Их называют твёрдые непарные согласные. Они всегда твёрдые. Согласные звуки [ч’], [щ’], [й’] не имеют парного твёрдого звука. Их называют мягкие непарные согласные. Они всегда мягкие. 2) Согласные могут быть звонкими и глухими: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й’] не имеют парного глухого звука. Их называют звонкие непарные согласные или сонорные. Они всегда звонкие. Глухие согласные звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] не имеют парного звонкого звука. Их называют глухие непарные согласные. Они всегда глухие.

а) Согласные могут быть твёрдыми и _______________________________.

б) Согласные, которые всегда твёрдые:_______________________________ .

в) Согласные, которые всегда мягкие:________________________________ .

г) Согласные могут быть звонкими и _________________________________ .

д) Согласные, которые всегда звонкие л, м, н, р, й называются___________ .

Вспомни! Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь помогают сделать согласный мягким.

14. Подчеркни слоги с мягким согласным.

Да, до, ду, дэ, ди, ра, ре, рё, мё, ми, зи, за, зу, па, ль.

Обведи в овал буквосочетание, которое слогом не является.

15. Выпиши из предложения слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Пригрело солнышко, потемнел снег, а на пригорках появилась первая робкая зелень.

16. Выпиши только те слова в которых звук [ф’] мягкий.

Кафтан, штраф, кофта, флаг, шарфик, фигура.

17. Сравни звуки [м] и [м’]. Отметь правильный ответ.


18. Прочитай словосочетания.

Найди и выпиши слово, в котором все согласные являются непарными мягкими.

19. Напиши слова с парным (по звонкости/глухости) согласным звуком в начале слова.


Вспомни! Порядок характеристики согласных звуков: 1) согласный; 2) твёрдый или мягкий; 3) парный или непарный по твёрдости – мягкости Буквы ж, ш, ц – всегда твёрдые. Они никогда не могут быть мягкими, поэтому они будут твёрдые непарные: жираф, жара, шёпот, шарик. Буквы ч, щ, й – всегда мягкие. Они никогда не могут быть твёрдыми, поэтому они будут мягкие непарные: чаща, йогурт; 4) звонкий или глухой; 5) парный или непарный по звонкости–глухости: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с Если согласный парный, то в квадратных скобках нужно указывать его пару г [к]

20. Дай характеристику согласным звукам в словах воробей, день, ученик, окно:

м [м] – согл., тв., парн., зв., непарн. (сонорн.)

л [л] – согл., тв., парн., зв., непарн. (сонорн.)

к [к] – согл., тв., парн., глух., парн. [г]

м [м’] –согл., мягк., парн., зв., непарн. (сонорн.)

д [т] - согл., тв., парн., глух., парн. [д]

*Данное задание выполни в тетради

21. Задания из ВПР на данную тему:



22. 1) Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Около дома росла м__ленькая яблонька. Была осень. Х__лодный ветер раскачивал тонкие веточки. Р__бята прин__сли колья и воткнули их в землю. К колышкам привязали яблоньку. Ночью шёл сне__. Он прикрыл деревце пушистым одеяльцем.

2) Спиши текст по правилам списывания.

*Часть данного задания нужно выполнить в тетради, а часть задания – на этом листочке.

Пишем карточки с транскрипцией слов. Задача ребёнка: назвать слово и назвать мягкие звуки. (Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать).

Чтобы начать игру выбираются лёгкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук].

А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Обрати внимание! Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Если после выполнения всей работы у тебя останется время, ты сможешь вернуться к пропущенным заданиям. Постарайся выполнить все задания.

Прочитай текст, вставь пропущенные буквы, где необходимо. Выбери слитное или раздельное написание слов, расставь недостающие запятые.

Гре__т весенн__е солнце. На[__]лесной полян_ та_т снег. С горки по дорог_ беж__т звонкий ручей. Он наполни__т до краёв глубоки__ лужи. Опустели зимни__ кв__ртиры у стар__х пней. Пр__снулись и выбрались из[__]норк__ ящерицы. Выл__з ёж. Он подчистился и подбежал по полянк__ в поиске еды. Ож__л под тёплым солнышк__м огромный лесной муравейник. С[__]ранне__о утра хлопоч__т мурав__и. Они несут тр__винки с__сновые и еловые иголки в свой дом. Подл__те ли к стар__му пню птицы. Они стали класть в О яму около пня сухую тр__ву.

Греет весеннее солнце. На лесной поляне тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполняет до краёв глубокие лужи. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулись и выбрались из норки ящерицы. Вылез ёж. Он почистился и побежал по полянке в поиске еды. Ожил под тёплым солнышком огромный лесной муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинки, сосновые и еловые иголки в свой дом. Подлетели к старому пню птицы. Они стали класть в яму около пня сухую траву.

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Вариант 2

Выпиши из текста 3-е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены предложения.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Вариант 2

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Сливовый, (он) включит, добела, торты.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

С небес сорвалась звезда и, прочертив горящую полосу, исчезла.

(1)Удивительным свойством обладает нефрит. (2)Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин. (З)Это уникальное свойство было оценено первобытными людьми. (4)Они изготавливали нефритовые ножи, молотки, наконечники для пик и стрел. (5)Топоры, изготовленные из этого камня, не тупились десятилетиями и переходили по наследству.

(б)Нефрит — камень непрозрачный. (7)Лишь тонкие его пластинки полупрозрачны. (8)Большинство нефритовых глыб имеет желтовато-зеленоватый цвет увядшей травы. (9)Иногда встречаются камни и тёмно-зелёные, и серые, и молочно-белые, и даже чёрно-зелёные.

(10)Лучшими мастерами по обработке и изготовлению статуэток, ваз и других художественных изделий из нефрита были китайские резчики. (11)Их не могли превзойти никакие другие скульпторы и художники. (12)Находки из древних захоронений служат бесспорным доказательством того, что за много веков до нашей эры люди пользовались нефритом в своём хозяйстве.

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Возможный вариант ответа:

Уникальные свойства нефрита люди использовали ещё много веков назад. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Возможный вариант ответа:

1. Прочный камень.

3. Лучшие мастера по обработке нефрита.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Возможные варианты ответа:

Почему считается, что нефрит обладает уникальными свойствами?

Почему изделия из нефрита передавали по наследству? Как выглядит нефрит? Кто мог лучше всех обрабатывать нефрит?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста

Возможный вариант ответа:

Мастер — это человек, достигший большого умения в своём деле, профессионал.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение

Бесспорным — очевидным, явным, прямым , несомненным, неопровержимым. Могут быть подобраны другие синонимы

В предложении 4 найди слово, состав которого соответствует схеме. Выпиши это слово, обозначь его части.

Вариант 2

Вариант 2

Выпиши из предложения 2 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., дат. п.;

молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.;

трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., род. п.

Выпиши из предложения 3 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

уникальное (свойство) — ср. р., ед. ч., им. п.;

первобытными (людьми) — мн. ч., тв. п.

Выпиши из предложения 12 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Ответ. Выражение Лучше друг верный, чем камень драгоценный будет уместно в ситуации, когда.

Возможный вариант ответа:

Выражение Лучше друг верный, чем камень драгоценный будет уместно в ситуации, когда человек лучше откажется от богатства, чем потеряет или предаст друга.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой — и его уж вовсе не осталось.
С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.
Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали всё кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.

Прочитайте. Найдите шесть предложений. Пригрело в..сенн. со..нце на л..сной полянк.. нач..л таять снег с пригорка по ложбинк.. поб..жал в..сёлый руч..ёк из−под куч., хвороста выл..з ёж..к зевнул пот..нулся и нач..л лапкой с к..люч..к сор оч..щ..ть ож..л под тёпл..м в..сенн..м солнышк..м огромный мур..вейник хл..поч..т мур..в..и тащ..т в мур..вейник тр..винки и с..сновые иголки.
Г. Скребицкий
• Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Решение

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк. Из−под кучи хвороста вылез ёжик, зевнул потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Ожил под тёплым весенним солнышком огромный муравейник. Хлопочут муравьи, тащат в муравейник травинки и сосновые иголки.
Пригрело − гл., что сделало?, н. ф. − пригреть, 1 спр., в прош. вр., в 3 −м л., в ед. ч., сказ.
Пригорка

Читайте также: