Приспособление семян некоторых покрытосеменных

Обновлено: 05.10.2024

Семя представляет собой семязачаток, видоизмененный в результате оплодотворения. У покрытосеменных растений семя находится в плоде, к стенке которого оно прикреплено семяножкой. Семя имеет зародыш, запасающие ткани (эндосперм или перисперм) и кожуру. Иногда запасающая ткань отсутствует и питательные вещества находятся в тканях зародыша.

Зародыш — главная часть семени. Он разный по форме и расположению в семени. Зародыш имеет зародышевый корень и побег (стебель с отходящими от него семядолями либо одной — у однодольных или с двумя — у двудольных). Семядоли (первые зародышевые листья) гомологичны листьям. Они являются боковыми придатками оси зародыша — гипокотиля. У некоторых высокоспециализированных однодольных семядоля трансформирована в щиток, в защитный орган почечки — гипокотилъ. Из меристемы почечки развивается эпикотилъ. На верхушке зародышевого стебля — зародышевая почка. У некоторых растений зародыш слабо дифференцирован (пион). У ландыша и купены зародыш совсем не дифференцирован, а имеется только группа клеток — предзародыш.

Запасные вещества семени разнообразны. Кроме органических (белки, жиры, углеводы) есть и минеральные вещества. В одних семенах преобладает крахмал (пшеница, каштан, дуб), в других — масло (конопля, подсолнечник, лен, миндаль, клещевина). Меньше всего в семенах белков. Но в масличных семенах их больше, чем в других семенах. Наивысшее количество белков в семенах бобовых — до 44 % (люпин, соя).

Кожура семени выполняет защитную функцию и в то же время способствует проникновению воды, необходимой для прорастания зародыша в нужный момент. У многих растений кожура плотная, трудно проницаемая для воды. При прорастании семян некоторых растений кожура разрыхляется постепенно и растение прорастает поэтапно. Такое растянутое во времени прорастание семян биологически выгодно для вида.

На кожуре семени образуются разнообразные выросты, способствующие распространению семян. Наружные клетки кожуры способны ослизняться. Это помогает семени притягивать воду для прорастания (лен, базилик) и удерживаться в земле, сливаясь с частицами почвы. Иногда в клетках кожуры откладываются запасные вещества.

Различают несколько типов семян, которые отличаются друг от друга структурой зародыша, его дифференцировкой, наличием или отсутствием специальных запасающих тканей.


Примерами различных типов семян могут быть следующие:

1. Семена имеют кожуру, эндосперм и односемядольный (рогоз) или двусемядольный зародыш (морковь, клещевина).

2. У семян есть кожура, односемядольный (частуха, рогоз) или двусемядольный (дуб, фасоль) зародыш, нет эндосперма.

3. У семян имеется кожура, сохраняется эндосперм, образуется предзародыш (ландыш майский, хохлатка).

4. Семена имеют кожуру, предзародыш. Семена очень мелкие (любка двулистная, грушанка).

5. Под кожурой семян — перисперм, эндосперм и односемядольный (имбирь) или двусемядольный (перец) зародыш.

6. У семян есть кожура, перисперм, односемядольный (канна) или двусемядольный (раффлезия, гвоздика) зародыш.

5. Распространение плодов и семян. Очень редко семена прорастают на самом растении, как у живородящих растений мангровых лесов. Часто семена и плоды всходят, падая рядом с материнским растением. Но чаще они распространяются животными, ветром, водой и человеком. Распространение семян и плодов имеет большое значение для расселения вида и обогащения флоры местности. В зависимости от агента различают следующие виды распространения семян: зоохория, анемохория, гидрохория, антропохория.

Зоохория — распространение плодов животными, как беспозвоночными, так и позвоночными. Среди беспозвоночных большое место занимают муравьи — мирмекохория. Они растаскивают семена, имеющие паренхимные выросты, богатые маслами (чистотел, звездчатка, первоцвет, фиалка, незабудка, василек и др.). Муравьи разносят семена и плоды на расстояние до 10 м. Грызуны и птицы распространяют семена и плоды преимущественно древесных растений, как твердые, так и сочные. Бурундуки, белки, мыши, из птиц — сойки, ореховки разносят семена с твердыми покровами, что обеспечивает их сохранность в гнездах и кладовках, если они не используются.

Плоды с сочным околоплодником (ягоды, костянки), а также соплодия некоторых растений (инжир, фикус) распространяются птицами, млекопитающими, иногда черепахами. Семена, находящиеся в сочных плодах, пройдя через кишечник животного, приобретают лучшую всхожесть. Птиц привлекают сочные и яркие плоды с твердым эндокарпием, защищающим содержимое семян от переваривания. Млекопитающих, как и птиц, привлекают сочные плоды с защитными приспособлениями, яркой окраской и привлекательным запахом. Так, медведи способствуют распространению плодов рябины, малины. Среди птиц сочные плоды употребляют дрозды, зарянки, славки. В тропических странах в распространении семян пальм, тутовых на большое расстояние значительную роль играют рукокрылые млекопитающие.

Кроме перечисленных приспособлений семена и плоды некоторых растений имеют прицепки или выделяют клейкие вещества, способствующие их расселению. Чаще всего встречаются цепкие плоды, отдельные плодики или целые соплодия, пристающие к телу проходящего животного. Это плоды зонтичных, бурачниковых растений, череды, лопуха. Наибольшую роль в их распространении играют млекопитающие. Многие семена и плоды прибрежных и болотных растений могут расселяться с прилипшим к телу водоплавающих и болотных птиц илом.

Гидрохория — распространение плодов или семян с помощью воды (морские или речные течения, ливневые потоки). Основные гидрохорные приспособления — защита семени от смачивания, способность держаться на поверхности воды (плавучесть). Держаться на поверхности воды плоды могут от 2-10 суток (частуха, рдест) до нескольких недель и месяцев (стрелолист), а у некоторых пальм — годами, сохраняя при этом всхожесть. Семена лютика водного имеют пробковый поясок, который помогает держаться им на воде и с его помощью распространяться по воде.

В процессе эволюции цветковых растений выработались приспособления для распространения плодов и семян без помощи разнообразных агентов — автохория. Это самопроизвольное высыпание семян или плодов под влиянием силы тяжести, характерное для трав (дикорастущая пшеница, многие сорные растения), а также деревьев (каштан, дуб). Среди растений автохоров — разнообразные баллисты, выстреливающие семена, т.е. собственно автохоры. У одних растений семена разбрасываются в результате напряжения в мертвых клетках околоплодника. Это можно наблюдать у зрелых бобов, самшита, у некоторых видов фиалки и герани, а у кислицы и недотроги — в результате возрастающего напряжения в живых тканях плода. Высокое тургорное давление у зрелого плода бешеного огурца приводит к отрыву цветоножки от плода и через образовавшееся отверстие содержимое вместе с семенами с силой выбрасывается наружу. Очень часто в природе наблюдается сочетание различных способов распространения плодов и семян.

Типы семян

Семя представляет собой высокоспециализированную структуру, предназначенную для размножения растений и развивающуюся из семязачатка цветка после оплодотворения. В каждом семени содержится зародыш будущего растения. Также в строении семени выделяют такие структуры, как запасающие ткани (эндосперм) и семенная кожура.


Зрелые семена различых растений отличаются друг от друга по морфологии.

У большинства покрытосеменных растений в строении зародыша различают такие части, как зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевая почечка, семядоли.

У двудольных растений из двух зародышевых листов развиваются две семядоли, у однодольных — одна семядоля развивается быстро, вторая медленно, превращаясь в рудиментарную.

Семена как однодольных, так и двудольных растений делят на четыре типа на основании наличия или отсутствия внезародышевых запасающих тканей. Это семена с эндоспермом, с наличием эндосперма и перисперма, только с периспермом, при отсутствии перисперма и эндосперма.

Существует классификация семян в зависимости от вида содержащегося запасного вещества в эндосперме.

Эндосперм представляет собой запасающую ткань, являющуюся основным источником питательных веществ для развивающегося зародыша. Семена подразделяют на четыре типа: крахмалистые (например, у пшеницы в каждом семени содержится до 66% крахмала), белковые (у гороха до 30% белка в семени), маслянистые (к примеру, у клещевины семя содержит более 60% масла), с запасной клетчаткой (у кофейного дерева, пальмы).

По величине в сельском хозяйстве семена культурных растений подразделяют на крупные, средние и мелкие для удобства расчета расхода семян при посеве, а также определения условий посадки, в частности, глубины заделки семян в почву.

Способы распространения плодов и семян

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена,

1) распространение ветром (анемохория);

2) распространение животными (зоохория);

3) распространение водой (гидрохория).

Распространение животными

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян.

Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут.

Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .


Рис. 1. Плоды, распространяемые животными

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка.

Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони.

Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.

Распространение ветром

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.

К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клѐна, граба.


Рис. 2. Плоды и семена, распространяемые ветром

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лѐгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов.

Вскрытие у них происходит путѐм растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея).

Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причѐм у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Распространение водой

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др.

Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.


Рис. 3. Плоды, распространяемые водой

Кокосовый орех — костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения не является строгим.

Во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трѐх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару.

Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Материал содержит тестовые задания (с одним вариантом ответа, на выбор соответствия) по разделу "Ботаника". Приведены практически все темы данного курса.

ВложениеРазмер
botanika.docx 32.83 КБ

Предварительный просмотр:

(подготовка к ЕГЭ)

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют:

1) стебли; 2) корни; 3) листья; 4) ткани.

А2. Назовите признак, характерный только для представителей царства растений:

1) клеточное строение; 3) образование органических веществ из неорганических на свету;

2) рост в течение всей жизни; 4) дыхание, питание, рост и размножение.

А3. Покрытосеменные растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, относят к классу:

1) хвойных; 2) двудольных; 3) гинкговых; 4) однодольных.

А4. Вид овсяница луговая объединяет:

1) родственные роды растений; 3) разнообразные цветковые растения;

2) множество особей на основе их родства; 4) растения одного природного сообщества.

А5. Появление семени у голосеменных является важным этапом эволюции растений, так как семена:

1) содержат питательные вещества, которыми питаются животные;

2) имеют клеточное строение;

3) используются человеком в пищу;

4) имеют многоклеточный зародыш с запасом питательных веществ.

А6. Соцветие корзинка характерно для растений семейства:

1) злаков; 2) пасленовых; 3) сложноцветных; 4) бобовых.

А7. Усложнение организации растений от водорослей до покрытосеменных свидетельствует о:

1) многообразии растений на Земле; 3) эволюции органического мира на Земле;

2) родстве всех растений; 4) способности растений к жизни в различных средах обитания.

А8. В клетках растений в процессе фотосинтеза:

1) происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;

2) из аминокислот образуются белки;

3) из неорганических веществ образуются органические;

4) из моносахаридов синтезируются полисахариды.

А9. Доказательством исторического развития растений является:

2) клеточное строение растений; 4) искусственный отбор.

А10. Корневые волоски растений:

1) защищают растение от механических повреждений; 3) поглощают из почвы воду и минеральные соли;

2) служат местом запасания питательных веществ; 4) укрепляют растение в почве.

А11. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:

1) внутреннего строения стебля; 3) жилкования листьев;

2) строения корневой системы; 4) строения цветка и плода.

А12. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у:

1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.

А13. Папоротники являются высшими споровыми растениями так как:

1) в их развитии происходит чередование поколений; 3) размножаются спорами;

2) имеют корни и проводящие сосуды в стебле; 4) они имеют клеточное строение даже без учета их родства.

А14. Об усложнении папоротников в процессе эволюции по сравнению с мхами свидетельствует:

1) чередование поколений при размножении; 3) образование корней и проводящих тканей;

2) фотосинтез; 4) размножение спорами.

А15. Какими мерами можно предотвратить массовую гибель хвойных растений в промышленных районах?

1) проведением подкормки органическими удобрениями;

2) проведением подкормки минеральными удобрениями;

3) защитой деревьев от инфекционных лучей;

4) защитой среды обитания от загрязнения.

А16. Ярусное расположение растений в сообществе луга – приспособление к:

1) использованию тепла; 2) сохранению влаги; 3) совместному обитанию; 4) изменениям в среде.

А17. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием листьев;

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев;

3) корень, побег, цветок и плоды;

4) соцветие метелку, сложное строение листьев.

А18. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых:

1) появился корень; 2) сформировался цветок; 3) образовались семена; 4) появились плоды.

А19. Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде обитания – результат:

1) эволюции растительного мира; 3) деятельности человека;

2) изменения погодных условий; 4) жизнедеятельности животных.

А20. Сигналом к наступлению листопада у растений служит:

1) увеличение влажности среды; 3) уменьшение влажности среды;

2) сокращение длины светового дня; 4) повышение температуры среды.

А21. Приспособленность к уменьшению испарения воды хвойными растениями – это:

1) жизнь хвои в течение нескольких лет;

2) сохранение хвоинок зелеными круглый год;

3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок;

4) быстрое повреждение воды по сосудам проводящей ткани.

А22. Затопление ранней весной полей пшеницы талыми водами иногда приводит к гибели всходов, так как при этом нарушается процесс:

1) фотосинтеза из-за недостатка кислорода; 3) поглощения воды из почвы;

2) дыхания из-за недостатка кислорода; 4) испарения воды.

А23. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:

1) розоцветных; 2) бобовых; 3) капустных; 4) лилейных.

А24. Клетки растений в отличие от клеток животных взаимодействуют между собой с помощью:

1) плазматических мостиков; 2) гликокаликса; 3) эндоплазматической сети; 4) комплекса Гольджи.

А25. Приспособлением семян некоторых покрытосеменных растений к распространению животными является:

1) легкость семян, их небольшая масса; 3) наличие в семени питательных веществ;

2) наличие у семян парашютиков, крылышек, летучек; 4) содержание в цветках нектара и пыльцы.

А26. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствуют корневое давление и:

1) отток органических веществ из листьев в другие органы;

2) испарение воды листьями;

3) поглощение корнями минеральных веществ;

4) образование органических веществ в растении.

А27. Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят для:

1) предохранения их от солнечных ожогов; 3) усиления дыхания;

2) усиления фотосинтеза; 4) улучшения минерального питания.

А28. Как защитить злаки от поражения грибами-паразитами (например, головней)?

1) обрабатывать перед посевом стимуляторами роста;

2) не выращивать растения на участках, расположенных рядом с лесом;

3) обрабатывать семена перед посевом ядохимикатами;

4) убирать урожай в короткие сроки.

А29. Чтобы обнаружить крахмал в клубне картофеля, надо нанести на его срез каплю раствора:

1) йода; 2) перекиси водорода; 3) хлористого натрия; 4) хлористого калия.

А30. Морская водоросль ламинария накапливает в клетках йод, выполняя функцию:

1) окислительно-восстановительную; 2) газовую; 3) концентрационную; 4) биогеохимическую.

А31. Белые цветки у травянистых растений елового леса – приспособление к:

1) опылению насекомыми; 2) опылению ветром; 3) самоопылению; 4) опылению птицами.

А32. Прополка сорняков – важный прием ухода за культурами растениями, так как сорняки:

1) конкурируют с культурными растениями за органические вещества;

2) конкурируют с культурными растениями за свет, влагу, минеральные соли;

3) паразитируют на культурных растениях;

4) вызывают у культурных растений различные заболевания.

А33. Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как:

1) он обогащает почву фосфорными и калийными солями;

2) после него почва становится рыхлой;

3) после него поле освобождается от сорняков;

4) он обогащает почву азотными солями.

А34. Мхи представляют собой тупиковую ветвь в эволюции, так как:

1) от них произошли более высокоорганизованные папоротники;

2) они не дали начала более высокоорганизованным растениям;

3) от них произошли более высокоорганизованные хвощи;

4) они произошли от одноклеточных водорослей.

А35. Для получения высокого урожая картофеля его надо несколько раз окучивать, чтобы:

1) увеличить число подземных побегов – столонов – и улучшить дыхание;

2) уничтожить вредителей, обитающих в почве;

3) усилить испарение воды растениями;

4) обеспечить опору стеблям картофеля.

А36. Чтобы прорастить семена огурцов, необходимо поместить их:

1) на свет; 2) в теплое место; 3) в сосуд с водой; 4) в теплое влажное место.

А37. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений:

1) небольшая продолжительность жизни растений; 3) гибель растений от насекомых-вредителей;

2) сезонные изменения в жизни растений; 4) влияние деятельности человека.

А38. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в:

1) медленном росте и развитии;

2) наличии хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле;

3) наличии воздухоносных клеток в листьях и стебле;

4) наличии хорошо развитой проводящей системы.

А39. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) небольшую потребность в воде, питательных веществах, освещенности;

2) большую потребность в воде, питательных веществах, освещенности, умеренной температуре;

3) теплолюбивость, теневыносливость, небольшую потребность в питательных веществах;

4) быстрый рост, короткий вегетационный период.

А40. В клубнях картофеля в теплом помещении уменьшается содержание воды и крахмала, они становятся вялыми, так как:

1) в процессе дыхания они расходуют минеральные вещества;

2) в процессе жизнедеятельности они расходуют много солей;

3) их клетки делятся и на этот процесс расходуется энергия;

4) они испаряют воду и расходуют в процессе дыхания питательные вещества.

А41. Место прикрепления листьев и почек к стеблю называют:

1) междоузлие; 2) пазуха листа; 3) побег; 4) узел.

А42. Главный корень развивается у растений:

1) двулетних; 2) однолетних; 3) двудольных; 4) однодольных.

А43. Центром происхождения картофеля является:

1) Южная Азия; 2) Южная Америка; 3) Центральная Америка; 4) Средиземноморье.

А44. Центром происхождения твердой пшеницы является:

1) Абиссинский; 3) Южно-Азиатский тропический;

2) Средиземноморский; 4) Центрально-Американский.

А45. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется:

1) триплоидный эндосперм; 2) диплоидный эндосперм; 3) зародыш семени; 4) семя.

А46. Минеральное вещества и вода передвигаются в растении по:

1) ксилеме; 2) флоэме; 3) камбию; 4) вторичной коре.

А47. Формула цветка *О 3+3, Т 3+3, П1 – признак семейства:

1) розоцветные; 2) лилейные; 3) злаки; 4) пасленовые.

А48. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появились у:

1) моховидных; 2) хвощевидных; 3) папоротниковидных; 4) голосеменных.

А49. Возникновение опыления насекомыми растений является примером эволюционного изменения:

1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) идиоадаптации; 4) биологического регресса.

А50. Растения, цветок которых имеет четыре лепестка, четыре чашелистика, а плод которых – стручок, относят к семейству:

1) пасленовых; 2) сложноцветных; 3) крестоцветных; 4) лилейных.

А51. Характерным признаком какого семейства покрытосеменных растений является соцветие корзинка:

1) крестоцветные; 2) сложноцветные; 3) бобовые; 4) злаки.

В1. Водоросли относятся к царству растений, так как:

1) в экосистеме они являются продуцентами;

2) они осуществляют фотосинтез;

3) в экосистемах они являются консументами;

4) их клетки содержат пластиды;

5) их тело не дифференцировано на ткани;

6) они для дыхания поглощают кислород.

В2. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют;

2) имеется хорошо развитая корневая система;

3) размножаются семенами и спорами;

4) размножаются спорами;

5) цветки мелкие, невзрачные;

6) для размножения нужна вода.

В3. Выберите правильные утверждения:

1) мхи относятся к споровым растениям;

2) спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения;

3) у мхов впервые появляются проводящие ткани;

4) оплодотворение у мхов не зависит от воды;

5) у кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофит;

6) спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

В4. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся:

1) гаметофит представлен заростком

2) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи

3) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды

4) спорофит – коробочка

5) из спор вырастают зеленые нити (протонемы)

6) органы прикрепления - корневища

В5. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.

А) папоротник орляк; Б) цианеи; В) плаун булавовидный; Г) рожь; Д) кедр; Е) кукушкин лен.

В6. Установите соответствие между признаками и классами растений, для которых они характерны.

1) зародыш семени имеет одну семядолю;

2) корневая система мочковатая;

3) зародыш семени имеет две семядоли;

4) корневая система стержневая;

5) жилкование дуговое или параллельное;

6) жилкование листьев перистое или пальчатое.

В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Картофель чилийский в классификации растений, начиная с наименьшей группы.

А) Отдел Покрытосеменные; Б) Род Паслен; В) Класс Двудольные; Г) Вид Картофель чилийский;

Д) Царство Растения; Е) Семейство Пасленовые.

В8. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий.

А) заселение мхов и кустистых лишайников;

Б) появление травянистых растений, кустарников;

В) появление лесных сообществ;

Г) образование тончайшего слоя почвы;

Д) появлении е бактерий, водорослей и накипных лишайников;

Е) выветривание горных пород.

С1. В закрытых и отапливаемых теплицах часто повышают концентрацию углекислого газа. С какой целью производится этот прием?

С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Выделяют два класса голосеменных растений: двудольные и однодольные. 2. Однодольные произошли от двудольных. 3. Зародыш двудольных состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почки, двух семядолей. 4. Листовые пластинки двудольных имеют перистое и дуговое жилкование. 5. Корневая система однодольных – стержневая.

С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Главная часть дерева – мощный ствол. 2. Ствол – это толстый корень. 3. Ствол несет крону из ветвей. 4. Ветви - это побеги разного возраста. 5. Все деревья – однолетние растения.

С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Травянистые растения, или просто травы, имеют несколько стволиков разной толщины и высоты. 2. Травы, как правило, имеют зеленые стебли. 3. Высота большинства трав больше, чем у деревьев и кустарников. 4. Банан – тропическая трава, достигающая высоты 6-15 метров. 5. У многих трав ежегодно надземные органы отмирают.

Миллионы лет тому назад в конце юрского периода мезозойской эры появились первые цветковые растения. Они произошли от группы вымерших водорослей, которая дала начало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения - параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем развивающегося независимо друг от друга. Уже к середине мелового периода, который характеризовался возрастающим иссушением климата, они завоевали сушу. Расцвет их был определен рядом структурно-физиологических особенностей: способностью переносить яркое освещение и сухость воздуха, высокой приспособленностью и выносливостью к различным климатическим и почвенным условиям, в том числе и к засоленности почв.

Покрытосеменные (цветковые)

в настоящее время являются самыми распространенными и высокоорганизованными растениями в природе. Насчитывается их около 250 тысяч видов, произростающих по всему земному шару. Этим они обязаны совершенствованию внешнего и внутреннего строения их органов. Подробное описание строения и функций вегетативных и генеративных органов покрытосеменных (цветковых) было раньше рассмотрено.

Среди цветковых, в отличии от голосеменных, есть не только деревья и кустарники, но и очень много трав. Травы представляют собой более прогрессивную жизненную форму растений: в онтогенезе у них быстрее образуются семена, площадь питания для каждого растения сравнительно небольшая и др. Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшой сложности и разнообразия. Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. От голосеменных цветковые отличаются тем, что семязачатки у них заключены в замкнутую полость завязи, пыльца попадает не непосредственно на микропиле семязачатка, а на рыльце. Наличие рыльца - характерная особенность цветковых и фактически главной отличие цветка от стробилов голосеменных. (Стробилы - совокупность микро- и мегаспорофилл у хвойных). У цветковых произошла и дальнейшая редукция гаметофита. Он уменьшен в размерах и представлен мужским и женским заростками, которые находятся внутри цветка: мужской заросток - внутри пылинки, женский - в виде зародышевого мешка в семяпочке, состоящей из 8 клеток, в то время как у голосеменных он состоит из многоклеточной ткани - первичного эндосперма. И главное - у покрытосеменных появился новый орган - цветок.

Цветок

- орган семенного размножения растений. В нем происходят процессы опыления и оплодотворения. Опыление осуществляется не только с помошью ветра, как у голосеменных, но и насекомыми. Отличается процесс оплодотворения. У цветковых появилось двойное оплодотворение, в результате которого в семени образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм. Семена, в отличии от голосеменных, расположены не открыто, а внутри завязи. Из завязи развивается плод, и семена оказываются скрытыми внутри плода, т.е. защищенными (покрытыми). Далее из зародыша семени развивается спорофит - взрослое растение. Гаплоидный гаметофит развивается на спорофите.

Все виды цветковых объединены в 2 класса: двудольных и однодольных. Покрытосеменные наиболее приспособлены к жизни в различных условиях нашей планеты. Они различаются по внешнему и внутреннему строению, продолжительности жизни и др. Среди них много культурных растений, необходимых в жизни человека (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.). Многие являются сырьем для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла и многие другие). Широко используются и дикорастущие растения как кормовая база для животноводства и в других отраслях народного хозяйства.

Обилие покрытосеменных характерно для тропиков (около 120 000 видов). Разнообразный видовой состав цветковых характерен для субтропических, умеренных и холодных широт (около 22000 видов). Поэтому покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.

Выводы:

1. Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена, защищая их от неблагоприятных условий. Вот почему эту группу растений называют покрытосеменными.

2. Для покрытосеменных характерно наличие хорошо развитых органов: корня и побега (стебля, листьев); разнообразие этих органов по строению и выполняемым функциям.

3. Для покрытосеменных характерна хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвидение веществ в растении.

4. Для покрытосеменных характерно не только семенное размножение, но и вегетативное, что способствует их широкому распространению по земному шару.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Нередко преподаватели, считая, что с покрытосеменными в достаточной

степени учащиеся ознакомились в V классе и в теме VI класса «Важнейшие

так как покрытосеменные входят в тему «Основные группы

необходимо на следующем уроке сравнить остальные группы и определить

место покрытосеменных ib э в о л ю ц и и растительного мира.

Цель данного урока не только повторить строение цветковых растений,

но показать многообразную приспособленность их к жизни в различных

условиях, что отразилось на совершенствовании их организма по

сравнению с другими группами растительного мира.

К уроку нужно подобрать различные, контрастные по своим формам

и условиям жизни растения. На уроке путем живой беседы необходимо

привлечь знания учащихся по всему пройденному курсу ботаники V и

VI классов. И в то же время урок не должен быть только повторением,

пройденного. Знание изученного ранее материала должно помочь учащимся

разрешить поставленные учителем новые вопросы и сделать выводы,

подводящие к пониманию эволюции растительного мира.

Учитель начинает урок, показывая на цветущие

растения (хризантема, кринум, фуксия или другие),

вопросом: в чем отличие этого растения, а также и

остальных, имеющихся сегодня на нашем уроке, от

изученных нами ранее по этой теме? На учительском

столе и около него, и на окнах сгруппированы,

цветковые растения по месту их обитания. Возможна

примерно такая группировка.

Ра стения пустыни: кактусы, алоэ, агава,

Р а с т е н и я субтропиков: лимон, пеларгония,

олеандр, кливия, аспидистра.

Р а с те ния влажных тр опиче ских лесов:

монс'тера, фикус, бегония, традесканция.

Р а с т е н и я севера:

сухих мест: молодило, очиток, вереск;

лесов: майник, дубок;

болот: росянка, клюква;

в одоемо в (в банках или аквариуме): элодея,

валлиснерия, водяной лютик;

полей: пшеница, клевер, лен.

На переднем плане, в частности на учительском,

столе, для большей четкости, лучше выделить .небольшое

количество растений, имеющих контрастные

отличия: кактус, монстера, элодея.

На заданный учителем вопрос учащиеся отмечают

наличие у данной группы растений: корня,,

стебля, листьев, цветков, плодов и семян.

Учитель, разрезая тыкву, огурец или боб, обращает

внимание учащихся на то, что семена находятся

в плоде, развившемся из завязи цветка.

Растения, имеющие цветки с завязями, в которых

скрыты семяпочки и у которых после оплодотворения

завязи образуются плоды с семенами, называются

Покрытосеменные — наиболее распространенные

и многообразные из всех растений земного шара

Их изучено более 200 ООО видов.

Учитель предлагает назвать покрытосеменные

растения, имеющие: различную форму, разную приспособленность

к условиям жизни, различное распространение.

Привести примеры приспособления

покрытосеменных растений: к засухе, зимнему времени,

избыточной влажности, жизни в воде и противостоянию

ветру. Учащиеся должны иллюстрировать

свой ответ демонстрацией растения, гербария

Пусть учащиеся по внешней форме узнают, из.

каких мест происходит то или иное растение, стоящее

в кабине (аспидистра, плющ, иглица, алоэ и др.)..

Учитель дополняет высказывания учащихся широкой картиной распространенности

покрытосеменных растений и их приспособленности

к различным условиям.

Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям зем-

ной поверхности и расселились по всему земному шару. На Крайнем

Севере, в тундре, растет клюква. На болотах цветет росянка, в реках

живет элодея. На поверхности озер и прудов расстилаются широкие

листья и крупные белоснежные цветы кувшинки, торчат остриями кверху

листья стрелолиста. На сухих почвах чуть видны круглые шарики из сочных

листьев молодила и, как свечи, возвышаются стройные стебли коровяка

с желтыми цветками и пушистыми листьями. В южных сухих степях

весной из луковиц вырастают цветущие тюльпаны. На наших равнинах

красуется белым Стволом и тонкими ветвями издавна любимая русским

народов береза. В советских субтропиках растут пышные пальмы,

бананы, лимоны, высочайшие в мире деревья — эвкалипты.

Характерно, что растения влажных мест имеют громадные листья

(банан, монстера, бегония, виктория, регия, кувшинка); у растений сухих

мест совсем отсутствуют листья (кактусы).

Изумительные по форме, окраске, многообразию строения цветки

покрытосеменных приспособлены к переносу пыльцы различными насекомыми.

Не менее разнообразны по форме, размерам и вкусу плоды, посредством

которых распространяются различными способами семена покрытосеменных.

Кроме размножения сменами, покрытосеменные имеют

способность размножаться вегетативно: почками кусками корней, стеблей

Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией растений, таблиц,

показом распространения растений на земном шаре по карте.

Очень хорошо на этом уроке, продемонстрировать фрагменты из

кинофильмов по географии, показывающих богатство растений.

При изучении ботаники необходимо познакомить учащихся с растительными

богатствами советских субтропиков, на что, к сожалению, до'

сих пор не обращалось должного внимания. Изучая растения своего

края, нельзя только этим ограничиться..

Такая ограниченность не может иметь места при подлинном воспитании

советского патриотизма, когда каждому советскому гражданину

близки и дороги и Волго-Донской канал им. В. И. Ленина, и посевы пшеницы

за полярным кругом, и чайные, и цитрусовые плантации Грузии.

И учащиеся, окончив школу, будут жить, работать или отдыхать летом

в самых различных местах нашей громадной Родины.

Рассказ учителя и демонстрация одной части кинофильма должны-

быть краткими, но яркими.

На основании примеров, приведенных учащимися и учителем, необходимо

сделать выводы о единстве строения покрытосеменных растений

и сложных условий жизни. В процессе беседы путем вопросов учащиеся

делают примерно следующие выводы.

Семе нные р а с т е н и я подвергаются влиянию резких изменений

условий их жизни на суше. Меняются времена года — меняется температура

и влажность воздуха, освещенность солнцем, состав и влажность

почвы, направление ветров. Семенные растения имеют строение

органов, соответствующее условиям жизни. Листья приспособлены не

только к поглощению углекислого газа, но и к испарению воды, а у многих

многолетних растений — к листопаду. Стебли приспособлены к передвижению

воды и органических веществ, к жизни под землей (корневища,

луковицы, клубни). Строение древесины и луба придает прочность

стеблям, выдерживающим напор ветра и тяжесть ветвей и листвы.

Стебли водных растений имеют межлистные ходы, проводящие воз-

Корни приспособлены к росту в земле и поглощению из нее воды и

растворов минеральных солей.

Цветки приспособлены к переносу пыльцы по воздуху ветром или

Плоды приспособлены к рассеиванию семян и переносу их животными,

ветром и водою на дальние расстояния.

Семена имеют запас питательных веществ,, обеспечивающий им переживание

неблагоприятных для прорастания условий и развитие зародыша

Условия жизни изменяют растения.

Человек, вооруженный наукой, упорным трудом увеличил полезность,

красоту и количество покрытосеменных растений путем изменения

условий, скрещивания, отбора и воспитания. Многообразие форм покрытосеменных

и способность изменяться при изменении условий позволили

человеку широко использовать покрытосеменные растения.

Учащимся задают вопросы:

Какое семейство покрытосеменных растений имеет наибольшее значение

для питания человека?

У какого семейства большая часть плодов используется как фрукты?

Учащиеся должны вспомнить следующее: семейство злаков вклю-

чает наиболее питательные хлебные растения, возделываемые с древнейших

времен: пшеницу, рис, кукурузу, рожь, ячмень, овес.

Наиболее распространенные фрукты: яблони, груши, абрикосы, персики,

вишни, черешни, сливы, земляника, малина, относятся к семейству

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 678 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2021 192
  • DOCX 70.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 3 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: