Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения

Обновлено: 05.10.2024

Это тесты с официального сайта ФИПИ, только сгруппированные по темам, что облегчает работу при подготовке к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_ege._otdely_rasteniy.docx 56.44 КБ

Предварительный просмотр:

в процессе развития происходит чередование поколений

имеют листья, стебель и ризоиды

образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

  1. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

воздухоносных клеток в листьях и стебле

его органическими веществами и энергией

гриб водой и минеральными веществами

образование в теле лишайника гормонов

его прикрепление к субстрату

  1. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

наличие вегетативных органов

отсутствие цветка и плода

расчленением тела на органы

цветков и плодов

хлоропластов в клетках

эпидермиса с устьицами

наличии клеточного строения папоротников

наличии в клетках папоротников хлоропластов

появлении у папоротников тканей и органов

бактерий и вирусов

вирусов и дрожжей

грибов и водорослей

бактерий и дрожжей

  1. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они

совмещают в себе признаки растений и животных

совмещают в себе признаки бактерий и животных

симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов

  1. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они

совмещают в себе признаки растений и животных

совмещают в себе признаки бактерий и животных

симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов

  1. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них
  1. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

улучшению минерального питания растений

повышению интенсивности фотосинтеза

экономному расходованию воды

улавливанию солнечного света

имеют корень, стебель, листья

имеют цветок и плод

выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

стебель с листьями

  1. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью

гифов гриба и одноклеточных водорослей

гифов гриба, сросшихся с корнями растений

разнообразных тканей многоклеточных водорослей

нитчатых водорослей и бактерий

В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.

Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.

Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.

  1. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

спермиев цветкового растения

зигот бурых водорослей

корня хвойного растения

их слоевище представляет собой симбиоз гриба и водоросли

по способу питания – это автотрофный организм

они размножаются частями таллома

они представляют собой неклеточную форму жизни

  1. Какой признак является главным для растений отдела покрытосеменных?

размножаются вегетативными органами

имеют зелёную окраску

образуют плоды и семена

образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

имеют плоды и семена

семена располагаются на чешуйках шишек

в процессе развития образуют зелёную пластину – заросток

оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды

они обитают в наземно-воздушной среде

их организм состоит из тканей и органов

их организм – скопление клеток – слоевище

в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

  1. У папоротниковидных растений, в отличие от покрытосеменных, отсутствуют

имеют плоды и семена

половые клетки созревают в шишке

цветут весной, до распускания листьев

имеют ксилему и флоэму

развиваются из зиготы

развиваются на побегах

лежат открыто на чешуях шишек

  1. Половое поколение в индивидуальном развитии растений отдела папоротниковидных представлено

спорангием на листьях

гетеротрофном способе питания

относятся к многолетним растениям

имеют придаточные корни

  1. О более высокой организации папоротников по сравнению с водорослями свидетельствует наличие у них

хлоропластов в клетках

тканей и органов

способности к фотосинтезу

  1. У покрытосеменных растений, обитающих в водной среде, по сравнению с наземными,

хорошо развиты ткани

интенсивнее протекает фотосинтез

устьица расположены на нижней стороне листа

слабо развита корневая система

имеют плохо развитые проводящие ткани

хорошо выносят тень

имеют фотосинтезирующие ткани

не образуют половых клеток

имеют небольшие размеры и живут в воде

не имеют тканей и органов

  1. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.

оплодотворение и образование зиготы

развитие взрослого растения (спорофит)

являются комплексными организмами

вступают в симбиоз с корнями высших растений

содержат зародыш с запасом питательных веществ

образуются в плодах

не имеют семенной кожуры

развиваются на чешуйках шишек

растений семейства Капустные

  1. Мхи – более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как

содержат хлорофилл в клетках

размножаются бесполым путём

имеют клеточное строение

состоят из тканей и органов

  1. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с

представляют самостоятельную группу организмов

занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

чувствительны к загрязнению окружающей среды

нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

состоят из сросшихся с корнями растений гифов

состоят из одинаковых клеток

рост в течение всей жизни

автотрофный способ питания

гетеротрофный способ питания

наличие клетчатки в оболочках клеток

наличие хитина в оболочках клеток

в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

их клетки содержат хлоропласты

их клетки содержат цитоплазму

выполняют роль консументов в экосистеме

выполняют роль продуцентов в экосистеме

образуют плод с семенами

в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

цветут хотя бы раз в течение жизни

опыляются с помощью насекомых

имеют двойное оплодотворение

образуют сухие и сочные плоды

имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

имеют вегетативные органы

имеют цветки разных размеров, формы, окраски

не нуждаются в воде при прорастании

имеют двойное оплодотворение

образуют сухие и сочные плоды

имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

имеют вегетативные органы

имеют цветки разных размеров, формы, окраски

не нуждаются в воде при прорастании

  1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

в большинстве – травянистые растения

преобладают деревья и кустарники

оплодотворение не связано с водной средой

  1. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

первые, наиболее древние растения

господствующая группа растений на Земле

не имеют органов и тканей

имеют вегетативные и генеративные органы

имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

тело состоит из одной или множества сходных клеток

  1. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения.

осуществляется видоизменёнными побегами

осуществляется с участием гамет

дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими

используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений

новый организм развивается из зиготы

потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

  1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

наличие генеративных органов – цветков

оплодотворение происходит на заростке

оплодотворение не зависит от наличия воды

  1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

травянистые формы растений практически не встречаются

жизненные формы: деревья, кустарники и травы

плоды с семенами

у большинства листья игловидные (хвоя)

  1. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.

тело представляет собой таллом, или слоевище

имеют вегетативные и генеративные органы

имеют светочувствительный глазок

имеют разнообразные ткани

живут главным образом в водной среде

включают одноклеточные организмы

  1. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

не выносят засушливых условий

в основном деревья и кустарники

для полового размножения необходима вода

  1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится.

половое поколение представлено заростком

процесс оплодотворения зависит от наличия воды

  1. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.

размножение не связано с водой

размножаются с помощью спор

гаметофит доминирует над спорофитом

представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

  1. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.

для оплодотворения необходима вода

половые клетки образуются в семязачатках

для оплодотворения не требуется вода

споры образуются на листьях в спорангиях

  1. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
  1. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
  1. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.
  1. Какие признаки характерны для моховидных растений?
  1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?
  2. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
  1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений.

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс (урок-игра)

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс.Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений разл.


Тестовые задания к уроку обобщения темы в 2- вариантах.


Тест по теме "Отдел Моховидные"

Тест по теме "Отдел Моховидные"7 класс (по Н.И. Сонину).


Контрольное тестирование по теме "Отделы растений"

Контрольная работа проводится после изучения данной темы.

Биологические задачи. Тема: Отделы растений


Биология | ЕГЭ 2022 | Вебиум

Биология | ЕГЭ 2022 | Вебиум

Биология | ЕГЭ 2022 | Вебиум запись закреплена

Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него


ЕГЕ 2005г. ВАРИАНТ № 4
А1. Главным признак живого
1) движение
2) увеличение массы
3) обмен веществ
4) преобразование веществ
А2. Единицей роста и развития организма является
1) ген
2) хромосома
3) орган
4) клетка
А3. Какую функцию не выполняют в клетке углеводы?
1) информационную
2) энергетическую
3) запасающую
4) структурную
А4. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами
1) гликогена и крахмала
2) ДНК и АТФ
3) белков и липидов
4) клетчатки и глюкозы
А5. В процессе хемосинтеза в отличие от фотосинтеза
1) образуются органические вещества из неорганических
2) используется энергия окисления неорганических веществ
3) органические вещества расщепляются до неорганических
4) источником углерода служит углекислый газ
А6. В интерфазе перед митозом в клетке
1) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора
2) хромосомы расходятся к полюсам клетки
3) количество молекул ДНК уменьшается вдвое
4) количество молекул ДНК удваивается
А7. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии
1) тепловой
2) солнечной
3) механической
4) химической
А8. Каково значение вегетативного размножения?
1) способствует быстрому увеличению численности особей
2) ведет к появлению комбинативной изменчивости
3) увеличивает численность особей с мутациями
4) приводит к разнообразию особей в популяции
А9. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья — над цельными.
1) пурпурный стебель с цельными листьями
2) зеленый стебель с рассеченными листьями
3) пурпурный стебель с рассеченными листьями
4) зеленый стебель с цельными листьями
А10. Какой генотип имеет потомство в F1 при скрещивании растений томата AAbb X aaBB?
1) aaBb
2) AaBb
3) AaBB
4) AAbb
А11. Мутационная изменчивость, которая передается по наследству, возникает в многоклеточном организме в
1) соединительной ткани
2) межклеточном веществе
3) плазме крови
4) половые клетках
А12. Искусственным мутагенез наиболее часто применяют в селекции
1) микроорганизмов
2) домашних животные
3) шляпочные грибов
4) нитчатые водорослей
А13. В симбиоз с деревьями вступают
1) трутовики
2) бактерии гниения
3) плесневые грибы
4) шляпочные грибы
А14. Клубень и луковица — это
1) органы почвенного питания
2) видоизмененные побеги
3) генеративные органы
4) зачаточные побеги
А15. Какая особенность органов кровообращения обеспечивает высокий уровень обмена веществ у птиц?
1) наличие двух кругов кровообращения
2) полное разделение артериальной и венозной крови
3) ритмичная работа сердца
4) наличие клапанов между предсердиями и желудочками
А16. Трение при движении костей в суставе снижается за счет
1) суставной сумки
2) отрицательного давления внутри сустава
3) суставной жидкости
4) суставных связок
А17. Избыточное количество углеводов в организме приводит к
1) отравлению организма
2) их превращению в белки
3) их превращению в жиры
4) расщеплению на более простые вещества
А18. В организме человека гормоны
1) ускоряют химические реакции
2) участвуют в образовании ферментов
3) выполняют защитную функцию
4) регулируют процессы жизнедеятельности
А19 Изменения в полукружные каналах приводят к
1) головокружению, нарушению равновесия
2) воспалению среднего уха
3) ослаблению слуха
4) нарушению речи
А20. Рассмотрите рисунок и определите вид травмы
1) перелом
2) вывих
3) ушиб
4) растяжение связок
А21 Генофонд популяции — это совокупность всех составляющих
1) особей
2) модификаций
3) генов
4) фенотипов
А22. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида — это проявление
1) наследственности
2) борьбы за существование
3) индивидуального развития
4) изменчивости
А23. Пример внутривидовой борьбы за существование — это конкурентные отношения между
1) кротом и землеройкой
2) мышами и лисицами
3) лосями и оленями
4) волками одной стаи
А24. Приспособление вида к среде обитания — результат
1) появления мутаций
2) упражнения органов
3) отбора случайных наследственные изменений
4) высокой численности особей популяций
А25. О возникновении папоротников сотни миллионов лет назад свидетельствует
1) существование травянистых и древесные форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их размножение корнями
4) многообразие их видов
А26 Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции
1) социальным
2) биологическим
3) антропогенным
4) биотическим
А27. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции
1) организмы нормально функционируют
2) повышается приспособленность особей
3) возникает экологическая изоляция
4) существование вида становится невозможным
А28. Грибы в экосистеме болота
1) разлагают органические вещества до минеральных
2) осуществляют хемосинтез
3) аккумулируют солнечную энергию
4) создают органические вещества из неорганических
А29 Показателем разнообразия экосистемы служит
1) небольшое число видов, имеющих высокую численность
2) большое разнообразие видов растений и животные
3) небольшое число доминирующих видов
4) большое число популяций доминирующего вида
А30. В агроэкосистеме в отличие от экосистемы цепи питания короткие, так как в ней
1) преобладают редуценты
2) отсутствуют связи между продуцентами и консументами
3) небольшое разнообразие видов
4) замкнутый круговорот веществ
А31 Клубеньковые бактерии используют молекулярным азот для синтеза белков, выполняя в биосфере функцию
1) концентрационную
2) окислительно-восстановительную
3) энергетическую
4) транспортную
А32. Парниковым эффект связан с накоплением в атмосфере Земли
1) углекислого газа
2) кислорода
3) азота
4) инертные газов
А33. Антикодону ААГ на тРНК соответствует триплет на ДНК
1) ААГ
2) ТЦУ
3) ЦЦУ
4) УУЦ
А34. Скрестили два гомозиготные растения тыквы с белыми овальными плодами и желтыми круглыши плодами (А — белым цвет доминирует над желтым, В— круглая форма плода над овальной). Определите генотип F1.
1) AABb
2) AaBb
3) aaBB
4) AAbb
А35 Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве
1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводные и рыб
4) пресмыкающихся и рыб
А36. Какой орган выполняет одновременно функции желез внешней и внутренней секреции?
1) поджелудочная железа
2) гипофиз
3) щитовидная железа
4) печень
А37. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него
1) вегетативных органов
2) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле
3) воздухоносных клеток в листьях и стебле
4) хорошо развитой проводящей системы
В1. Какие функции выполняет в клетке вода?
A) строительную
Б) растворителя
B) каталитическую
Г) запасающую
Д) транспортную
Е) придает клетке упругость
В2. Какие признаки характерны для животных?
A) синтез органических веществ в процессе фотосинтеза
Б) питание готовыми органическими веществами
B) активное передвижение
Г) рост в течение всей жизни
Д) гетеротрофный способ питания
Е) клетки с хлоропластами и оболочкой из клетчатки
В3. Какие из перечисленные примеров относят к идиоадаптациям?
A) наличие костного панциря у черепах
Б) живорождение у млекопитающих
B) большие крылья у стрекозы
Г) длинные ноги у кузнечика
Д) отсутствие нервной системы у рака-паразита — саккулины
Е) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест
В4. Установите соответствие между признаком животные и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
1) оплодотворение внутреннее
2) оплодотворение у большинства видов наружное
3) непрямое развитие
4) размножение и развитие происходит на суше
5) тонкая кожа, покрывая слизью
6) яйца с большим запасом питательные веществ
КЛАСС
А) Земноводные
Б) Пресмыкающиеся
В5. Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у птиц.
ОТДЕЛ СЕРДЦА
1) левый желудочек
2) правый желудочек
3) правое предсердие
4) левое предсердие
ВИД КРОВИ
А) артериальная
Б) венозная
В6. Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) имеет форму клеверного листа
2) состоит из двух спирально закрученных цепей
3) доставляет аминокислоты к рибосоме
4) является хранителем наследственной информации
5) в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров
6) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот
ВИДНУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ
А) ДНК
Б) тРНК
В7. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.
A) Кишечнополостные
Б) Членистоногие
B) Кольчатые черви
Г) Колониальные жгутиковые
Д) Плоские черви
С1. Каково преимущество биологических методов борьбы с вредителями по сравнению с химическими методами?
С2. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
С3. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые (Бобовые) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
С4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
С5. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геномХb, рыжая — геном ХB, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
C6. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.


C1. Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора.
С2. 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходным условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга
С3. 1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки — лодочка; 2) корневая система стержневого типа; 3) плод боб, а не стручок
С4. 1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовые вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2) у некоторые растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3) листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
С5. 1) генотипы родителей: кошка — ХBХB , кот— ХbУ;
2) генотипы котят: черепаховые — ХbХB, черный — ХBУ;
3) пол котят: самка черепаховая, самец черным.
С6. 1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30
аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;
2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;
3)количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, равно 30х3=90

Нажмите, чтобы узнать подробности


Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2. В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3. Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4. Выс­шие рас­те­ния от­ли­ча­ют­ся от низ­ших

1) рас­чле­не­ни­ем тела на ор­га­ны 3) на­ли­чи­ем тал­ло­ма

2) ве­ге­та­тив­ным раз­мно­же­ни­ем 4) раз­мно­же­ни­ем спо­ра­ми

5. Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6. Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют моч­ко­ва­тую кор­не­вую си­сте­му 3) имеют стерж­не­вую кор­не­вую си­сте­му

2) не имеют корня 4) ли­ше­ны кор­не­во­го чех­ли­ка

8. Га­ме­то­фит до­ми­ни­ру­ет в жиз­нен­ном цикле у

1) па­по­рот­ни­ко­об­раз­ных 2) мо­хо­об­раз­ных 3) по­кры­то­се­мен­ных 4) го­ло­се­мен­ных

9. В цикле раз­ви­тия сфаг­ну­ма пре­об­ла­да­ет

1) ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние 2) ко­ро­боч­ка со спо­ра­ми 3) за­ро­сток 4) зелёная нить (про­то­не­ма)

10. У па­по­рот­ни­ков, в от­ли­чие от мхов,

1) из про­рос­шей споры раз­ви­ва­ет­ся за­ро­сток

2) про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний

3) бес­по­лое раз­мно­же­ние про­ис­хо­дит с по­мо­щью спор

4) опло­до­тво­ре­ние не­воз­мож­но без воды

11. Для опло­до­тво­ре­ния па­по­рот­ни­кам, хво­щам и пла­у­нам не­об­хо­ди­мо:

1) уча­стие на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей 3) на­ли­чие ветра

2) при­сут­ствие воды 4) об­ра­зо­ва­ние пыль­це­вой труб­ки

12. К спо­ро­вым рас­те­ни­ям от­но­сит­ся

1) плаун бу­ла­во­вид­ный 2) сосна крым­ская 3) клен ост­ро­лист­ный 4) мак са­мо­сей­ка

13. Об услож­не­нии па­по­рот­ни­ков по срав­не­нию со мхами сви­де­тель­ству­ет раз­ви­тие у па­по­рот­ни­ков

1) га­ме­то­фи­та 2) ли­стьев 3) спор 4) кор­ней

14. Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16. Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17. Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18. О воз­ник­но­ве­нии па­по­рот­ни­ков в ис­то­рии Земли сви­де­тель­ству­ет

1) су­ще­ство­ва­ние тра­вя­ни­стых и дре­вес­ных форм 3) на­ли­чие их от­пе­чат­ков и ока­ме­не­ло­стей

2) их спо­со­бы раз­мно­же­ния 4) их со­вре­мен­ное мно­го­об­ра­зие

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов в цикле раз­ви­тия мхов, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры.

1) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка

2) опло­до­тво­ре­ние при на­ли­чии воды

3) про­рас­та­ние споры

4) раз­ви­тие на пред­рост­ке жен­ских и муж­ских рас­те­ний мха

5) со­зре­ва­ние на муж­ских рас­те­ни­ях спер­ма­то­зо­и­дов, на жен­ских — яй­це­кле­ток

6) раз­ви­тие из зи­го­ты на жен­ском рас­те­нии ко­ро­боч­ки со спо­ра­ми

23. Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми рас­ти­тель­но­го цар­ства и их осо­бен­но­стя­ми.

А) в почве за­креп­ля­ют­ся ри­зо­и­да­ми

Б) в цикле раз­ви­тия пре­об­ла­да­ет спо­ро­фит

В) споры об­ра­зу­ют­ся в ко­ро­боч­ках

Г) споры об­ра­зу­ют­ся в спо­ран­ги­ях, на ниж­ней сто­ро­не ли­стьев

Д) из споры раз­ви­ва­ет­ся за­ро­сток

Е) из споры раз­ви­ва­ет­ся зелёная нить



Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26. Ука­жи­те ос­нов­ные при­зна­ки мо­хо­вид­ных рас­те­ний

27. В чём про­яв­ля­ет­ся услож­не­ние па­по­рот­ни­ков по срав­не­нию с мхами? При­ве­ди­те не менее трёх при­зна­ков.

28. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?


В ыберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2. На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3. Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5. Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6. К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7. Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8. Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9. Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10. Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11. Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12. Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13. Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14. Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15. В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16. Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17. Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:


1 ) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18. Пред­ста­ви­тель ка­ко­го от­де­ла рас­те­ний по­ка­зан на ри­сун­ке?

19. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия па­по­рот­ни­ка, на­чи­ная с опло­до­тво­ре­ния.

1) раз­ви­тие за­рост­ка 4) опло­до­тво­ре­ние

2) раз­ви­тие спо­ро­фи­та 5) об­ра­зо­ва­ние ар­хе­го­ни­ев и ан­те­ри­ди­ев

3) об­ра­зо­ва­ние спо­ран­ги­ев 6) про­рас­та­ние споры

20. Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22. Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23. Выберите три верных ответа. Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ний и от­де­лом, для ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен.

А) от­сут­ствие кор­ней

Б) раз­ви­тая про­во­дя­щая си­сте­ма

В) на­ли­чие во­до­нос­ных кле­ток

Г) не­до­раз­ви­та про­во­дя­щая си­сте­ма, по­это­му раз­ме­ры рас­те­ния огра­ни­че­ны

Д) спо­ро­фит пре­об­ла­да­ет над га­ме­то­фи­том

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27. Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28. Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

Читайте также: