Процесс фотосинтеза происходит в зеленых частях растений для этого необходимо выберите верное

Обновлено: 05.07.2024

3. Крахмал, образующийся в листьях, в процессе фотосинтеза является:
а) Запасным питательным веществом, которым снабжаются некоторые органы растения
б) Побочным продуктом обмена, выделяемым во внешнюю среду
в) Запасным питательным веществом, которым снабжаются все органы растения +

4. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для:
а) Снабжения всех частей растения +
б) Снабжения некоторых частей растения
в) Выделения его во внешнюю среду

5. Бактерии способны к фотосинтезу:
а) не все
б) нет
в) да +

6. Основной продукт фотосинтеза:
а) Кислород
б) Сахар +
в) Белки

7. Фотосинтез происходит:
а) Только ночью
б) В темноте
в) Только на свету +

8. Растения синтезируют органические вещества из:
а) Углекислого газа и воды +
б) Кислорода и воды
в) Воды и минеральных солей

9. Органоиды растительной клетки, участвующие в фотосинтезе:
а) Митохондрии
б) Рибосомы
в) Хлоропласты +

10. Растения – автотрофы потому, что:
а) Поглощают углекислый газ из воздуха
б) Синтезируют органические вещества из неорганических +
в) Выделяют углекислый газ при дыхании

11. Откуда растения получают воду и минералы:
а) Из почвы +
б) Из света
в) Из удобрений

12. Из каких веществ зеленые растения способны создавать органику:
а) Из удобрений
б) Из неорганических +
в) Из воды

13. Что используют зеленые растения для создания органических веществ:
а) Световую энергию +
б) Удобрения
в) Водород

15. Что образуется в клетках хлорофилла:
а) Крахмал +
б) Углекислый газ
в) Вода

16. Типы питания растений:
а) Минералы и вода
б) Минеральное и фотосинтез +
в) Фотосинтез и вода

17. В ходе фотосинтеза образуются:
а) Нуклеиновые кислоты
б) Жиры
в) Углеводы +

18. Фотосинтетические пигменты находятся в:
а) Митохондриях
б) Хлоропластах +
в) Цитоплазме

19. Молекулы хлорофилла размещены:
а) Внутри тилакоидов
б) В строме
в) В мембранах тилакоидов +

20. Стопка тилакоидов образует:
а) Ламеллу
б) Грану +
в) Двойную мембрану

21. Доля энергии, получаемой растениями от солнца и запасаемой в их организмах в ходе фотосинтеза, составляет:
а) Менее 2 % +
б) Около 25 %
в) Около 50 %

22. Количество кислорода в воздухе составляет около:
а) 50 %
б) 20 % +
в) 30 %

23. Клеточное дыхание:
а) Поглощение клеткой углекислого газа
б) Поглощение энергии клеткой
в) Обеспечение клетки энергией +

24. Разложение органического вещества и получение клеткой энергии без участия кислорода называется:
а) Фотосинтез
б) Гликолиз +
в) Гидролиз

25. На первой стадии дыхания:
а) Синтезируется 36 молекул АТФ
б) Энергия не выделяется
в) Вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде тепла +

26. На второй стадии дыхания:
а) Синтезируется 36 молекул АТФ
б) Синтезируется 2 молекулы АТФ +
в) Энергия не выделяется

27. На третьей стадии дыхания:
а) Синтезируется 36 молекул АТФ +
б) Синтезируется 2 молекулы АТФ
в) Энергия не выделяется

28. При полном окислении 1 молекулы глюкозы обра­зуется:
а) 2 молекулы АТФ
б) 46 молекул АТФ
в) 38 молекул АТФ +

29. В темновой фазе фотосинтеза:
а) Используются продукты световой фазы +
б) Выделяется кислород
в) Осуществляется синтез АТФ

30. В темновой фазе фотосинтеза:
а) Выделяется кислород
б) Поглощается углекислый газ +
в) Осуществляется синтез АТФ

Оглянитесь вокруг! Пожалуй, в каждом доме есть хотя бы одно зеленое растение, а за окном несколько деревьев или кустарников. Благодаря сложному химическом процессу происходящего в них фотосинтеза стало возможно зарождение жизни на Земле и существование человека. Разберем историю его открытия, суть процесса и реакции, которые протекают в разных фазах.

История открытия фотосинтеза

В настоящее время школьники впервые знакомятся со сложными процессами фотосинтеза уже в 6 классе.

Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой.

Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов.

Ученый сделал вывод. что почва практически не дает строительного материала растениям, а все необходимые вещества растение получает из воды.

Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В. Ломоносов. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог.

И как часто бывает в науке, помог его величество случай.

Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И через некоторое время погибла. К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружил Джозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительству ученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способами очистки испорченного воздуха. И тут церковным мышам не повезло. Они стали участницами различных опытов английского ученого.

Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал.

В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее.

И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, что Пристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям.

Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками. А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка.

Рисунок 1

Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.

Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.

А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке. В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности. Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.

Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.

Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света. И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1.

Значение фотосинтеза для жизни на Земле

И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека.

Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т. е. растений, что обитают на поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80% кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли, которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышать животным в экстремальных, практически лишенных растительности регионах нашей удивительной планеты.

Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировался защитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космической и солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушу из глубин океана.

К сожалению, в настоящее время кислород потребляют не только живые существа, но и промышленность. Уничтожаются тропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообмена и увеличению дефицита кислорода.

Определение и формула фотосинтеза

Определение и формула фотосинтеза

Схема фотосинтеза, на первый взгляд, проста:

Вода + квант света + углекислый газ → кислород + углевод

или (на языке формул):

Если копнуть поглубже и посмотреть на лист в электронный микроскоп, выяснится удивительная вещь: вода и углекислый газ ни в одной из структурных частей листа непосредственно друг с другом не взаимодействуют.

Фазы фотосинтеза

К фотосинтезу способны не только растения, но и многие одноклеточные животные благодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.

Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующих эукариот. В состав хлоропластов входят:

  1. две мембраны;
  2. стопки гранов;
  3. диски тилакоидов;
  4. строма — внутреннее вещество хлоропласта;
  5. люмен — внутреннее вещество тилакоида.

Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фаза происходит с участием квантов света. Название темновая фаза вовсе не означает, что процесс происходит в темноте. Более точное определение — светонезависимая. Т.е. для реакций, происходящих в этой этой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременно со световой, только в других отделах хлоропласта.

Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтеза происходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода. На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы), а кислород — лишь побочный продукт реакции.

Световая фаза фотосинтеза

Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадая на хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронов и скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. После того, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжает воздействовать на воду, вызывая фотолиз Н2О.

Положительно заряженные протоны водорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.

Получается такой бутерброд: с одной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой – положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняя мембрана тилакоида.

Гидроксильные ионы идут на производство кислорода:

Когда количество протонов водорода и электронов достигает максимума, запускается специальный переносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водорода в строму, где их подхватывает специальный переносчик никотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфический переносчик протонов водорода в реакциях углеводов.

Прохождение протонов водорода через АТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата или фотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.

На этом световая фаза фотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновую фазу.

Повторим ключевые процессы световой фазы фотосинтеза:

  1. Фотон попадает на хлорофилл с выделением электронов.
  2. Фотолиз воды.
  3. Выделение кислорода.
  4. Накопление НАДФН+.
  5. Накопление АТФ.

Характерные признаки и описание процессов Фотосинтез Дыхание
Процесс происходит… (только в корнях, только в зелёных частях растения, во всех органах растения)
Для данного процесса у растения есть специальные… (устьица, хлоропласты, ядра, чечевички) органоиды:
органы:

Какой газ поглощается? (кислород, азот, углекислый газ)
Какой газ выделяется? (кислород, азот, углекислый газ)
Минеральные вещества… (образуются, используются, не нужны)
Органические вещества… (образуются, распадаются, не нужны)
Энергия в процессе… (запасается, расходуется, не используется)

Фотосинтез – важнейший биопроцесс, ведь именно благодаря ему все живые организмы получают возможность дышать кислородом, существовать и развиваться. А создают полезные органические вещества растения, у которых фотосинтез осуществляется в зеленых частях.

Эти органы содержат хлоропласты, в которых имеется хлорофилл, благодаря которому растения окрашены в зеленый цвет. Однако активнее всего фотосинтез осуществляется в листьях и стеблях, хотя участвуют в процессе и некоторые части цветка.

Цветки у большинства растений находятся на цветоножках, тонких стебельках. Они в верхней части переходят в довольно широкое цветоложе, где и сидит сам цветок. Есть у цветка и другие части, такие как лепестки, пестик и тычинки, но нас интересуют чашелистики.


По краю цветоложа можно заметить листочки, так называемые чашелистики, которые имеют листовое происхождение. Эти видоизмененные листики защищают бутон, но они, кроме того, участвуют в фотосинтезе, как и листья растения. Способностью к фотосинтезу обладают не только чашелистики, но и все другие зеленые части цветка.

Читайте также: