Продавая урожай со своего поля крестьянин продает само поле

Обновлено: 04.10.2024

В 1825 г. торговое судно впервые доставило в Гамбург чилийскую селитру. Груза было много — он был насыпан выше бортов, и никто не догадывался, зачем он нужен и какая цепь событий развернется дальше.

Чего только не предлагали в качестве удобрения! Тут были и всевозможные отходы животного и растительного происхождения, и измельченная ветошь, и остатки кожи, и размолотые перья. Поступило даже предложение закапывать на полях покойников.

Авторы всех этих предложений не знали, что нужно растениям для роста. Для того чтобы получить представление об этом, необходимо было систематическое исследование растений вместе с окружающей их средой, почвой, на которой они живут, и воздухом, которым они дышат. Да, именно дышат! Это впервые установили в конце XVIII в. голландский ученый Ингенхауз, а также швейцарские исследователи Сеннебье и Соссюр. Растения поглощают углекислый газ из воздуха.

Из почвы они получают воду, это точно, — а может быть, что-нибудь еще? Вероятно, в почвенной влаге растворены какие-то вещества, которые вместе с ней переходят в растения?

Прошло совсем немного времени, и на эти вопросы был найден ответ. Он содержался в работах немецкого ученого Либиха. Свою первую работу, посвященную связи между неорганической химией и химией растений, Либих опубликовал, будучи 20-летним студентом в Париже.
За эту работу университет в Эрлангене присвоил ему докторскую степень. Именно Либих сделал решающий шаг от старого естествознания (философии природы) к химии в качестве самостоятельной науки, вооруженной собственными методами исследования. В его лаборатории в Гиссене был создан новый метод элементного анализа, позволяющий быстро определять состав органических соединений.

При анализе любого растения в нем удавалось обнаружить углерод, водород, кислород и азот. В золе, которая оставалась после сжигания растений, Либих нашел соединения других элементов, в том числе калия, кальция, магния, фосфора, серы, железа и кремния. Растения могли получить их только из почвы. При анализе почв присутствие этих элементов подтвердилось.

Так шаг за шагом Либих раскрыл существующую в природе закономерную связь явлений: растения постоянно извлекают из почвы минеральные вещества — человек убирает растения с поля — почва обедняется минеральными веществами — урожаи снижаются.

Конечно, Либих не мог еще сказать, сколько минеральных удобрений нужно вносить в почву. Сейчас мы знаем, что это зависит от многих факторов. Однако для регулирования количества минеральных удобрений Либих предложил простой закон — так называемый закон минимума. Он гласит, что любое питательное вещество должно присутствовать в достаточном количестве. Если же какого-нибудь питательного вещества не хватает, то этот недостаток нельзя компенсировать избытком других питательных веществ. Следовательно, величина урожая зависит от того питательного вещества, которого меньше всего, то есть минимум. Отсюда и название закона — закон минимума.

Эта теория выросла из практики, и ее выводы нужно было проверить на практике. Запатентованное Либихом удобрение — смесь фосфатов, полученная из едкого кали и фосфорной кислоты — вначале была изготовлена и испытана в Англии. Однако этот опыт не привел к цели, потому что Либих не включил в состав своего удобрения азот. Он полагал, что этот элемент растения могут извлекать из воздуха. Либиху понадобилось провести целый ряд опытов на приобретенном им участке в Гиссене, чтобы полностью выяснить этот вопрос. В результате он изменил свое прежнее представление о значении азота. После этого уже первые опыты, в которых ошибка была исправлена, увенчались успехом.

Агрохимия добилась первой крупной победы. В наши дни урожайность сельскохозяйственных культур растет быстрее, чем численность населения. Наука обеспечила пищей миллионы людей. Возникла новая отрасль промышленности — производство минеральных удобрений.


Сегодня мы говорим о растворимых комплексных удобрениях.

В естественной природе вынос питательных веществ из почвы растениями сменяется их возвратом из отмирающей биомассы в конце сезоне вегетации, эти вещества связываются почвенной микрофлорой в многомолекулярные комплексы – гуминовые кислоты (или гуматы), которые и обеспечивают процесс роста плодородия почвы.

Поэтому применять минеральные удобрения нужно. Азотные – весной, фосфорно-калийные – под зиму, а вот летом, в сезон активного роста биомассы, лучше применять некорневые подкормки растворимыми комплексными удобрениями с микроэлементами (для простоты их называют микроудобрениями). Торговых марок таких удобрений много.

Ассортимент растворимых микроудобрений очень велик, наиболее прогрессивные содержат аминокислоты, гуминовые кислоты (гуматы), минералы в хелатной форме (быстро усваиваемой). Их можно добавлять в растворы при обработке инсектицидами и фунгицидами для усиления их действия, но не всё и не в любые растворы (это связано с изменением кислотности рабочего раствора и нейтрализацией действующего вещества).

ВАЖНО: дозировку удобрений превышать нельзя! Это тот случай, когда лекарство может стать ядом!


1825 г. торговое судно впервые доставило в Гамбург чилийскую селитру.

Груза было много — он был насыпан выше бортов, и никто не догадывался, зачем он нужен.

Чего только не предлагали в качестве удобрения! Тут были и всевозможные отходы животного и растительного происхождения, и измельченная ветошь, и остатки кожи, и размолотые перья. Поступило даже предложение закапывать на полях покойников.

Авторы всех этих предложений не знали, что нужно растениям для роста . Для того чтобы получить представление об этом, необходимо было систематическое исследование растений вместе с окружающей их средой, почвой, на которой они живут, и воздухом, которым они дышат. Да, именно дышат! Это впервые установили в конце XVIII в. голландский ученый Ингенхауз, а также швейцарские исследователи Сеннебье и Соссюр. Растения поглощают углекислый газ из воздуха. Из почвы они получают воду, это точно, а может быть, что-нибудь еще? Вероятно, в почвенной влаге растворены какие-то вещества, которые вместе с ней переходят в растения?

Прошло совсем немного времени, и на эти вопросы был найден ответ. Он содержался в работах немецкого ученого Либиха.

Свою первую работу, посвящённую связи между неорганической химией и химией растений, Либих опубликовал, будучи 20-летним студентом в Париже. За эту работу университет в Эрлангене присвоил ему докторскую степень. Именно Либих сделал решающий шаг от старого естествознания (философии природы) к химии в качестве самостоятельной науки, вооруженной собственными методами исследования.

В его лаборатории в Гессене был создан новый метод элементного анализа, позволяющий быстро определять состав органических соединений.

При анализе любого растения в нем удавалось обнаружить углерод, водород, кислород и азот. В золе, которая оставалась после сжигания растений, Либих нашел соединения других элементов, в том числе калия, кальция, магния, фосфора, серы, железа и кремния. Растения могли получить их только из почвы. При анализе почв присутствие этих элементов подтвердилось.

Расход питательных веществ нужно восполнить, добавляя их в почву в таком же количестве путем внесения искусственных удобрений.

Конечно, Либих не мог еще сказать, сколько минеральных удобрений нужно вносить в почву. Сейчас мы знаем, что это зависит от многих факторов. Однако для регулирования количества минеральных удобрений Либих предложил простой закон — так называемый закон минимума . Он гласит, что любое питательное вещество должно присутствовать в достаточном количестве. Если же какого-нибудь питательного вещества не хватает, то этот недостаток нельзя компенсировать избытком других питательных веществ. Следовательно, величина урожая зависит от того питательного вещества, которого меньше всего, то есть минимум. Отсюда и название закона — закон минимума.

Агрохимия добилась первой крупной победы. В наши дни урожайность сельскохозяйственных культур растет быстрее, чем численность населения. Наука обеспечила пищей миллионы людей. Возникла новая отрасль промышленности — производство минеральных удобрений.

Д. Н. Прянишников

По мере того, как растёт народонаселение Земли, растут и урожаи, а с ними увеличивается вынос из почвы питательных веществ. Прежде (до работ Ю. Либиха) считалось, что растения питаются перегноем, гумусом почвы. Поэтому восполнить потери пытались, лишь навозом, перегноем, торфом,— одним словом, органическими удобрениями.

Ю. Либих сформулировал в общем виде теорию минерального питания растений , развитую и усовершенствованную позже многими учеными, среди которых в первую очередь следует назвать нашего соотечественника академика Д. Н. Прянишникова.

Как бы правильно ни применялся навоз, он не может вернуть почве того, чего он сам не содержит , т. е. крупной доли фосфора, перешедшего в зерно, кости животных, в молоко и прочие продукты, выращенные на этой земле. Таким образом, почва постепенно, но неуклонно теряет свой фосфор.

Д. Н. Прянишников поставил фосфор в один ряд с азотом и калием — элементами, которые больше всего выносятся растениями из почвы и потерю которых надо компенсировать, внося в землю минеральные удобрения.

Значит, растению прежде всего необходимы фосфорные, азотные и калийные удобрения. Содержание питательных веществ в удобрении выражают в процентах.

Если говорят о внесении в почву калия, то на самом деле имеют в виду К2 О. То же относится и к фосфору.

Главные фосфорные удобрения : суперфосфат (простой и двойной) и фосфоритная мука (ее целесообразно применять лишь на почвах определенного химического состава, поскольку фосфаты, входящие в это удобрение, труднорастворимы, они высвобождаются лишь на почвах с кислой реакцией).

Среди азотных удобрений — селитры (аммиачная, натриевая и калиевая) и карбамид (мочевина).

Главные калийные удобрения — хлорид калия, сульфат калия, калийная селитра, содержащая одновременно калий и азот.

К комплексным удобрениям относятся также фосфаты аммония и калия, содержащие фосфор и, соответственно, азот или калий. Нитрофоска содержит и калий, и фосфор, и азот. Это сложное удобрение, состоящее из преципитата, аммофоса и аммиачной селитры, получаемых в едином технологическом процессе.
В селитре, например, 35-52% N, P2 O5 и K2 O.

Для современной агрохимии характерно широкое использование сложных концентрированных удобрений, производимых и вносимых в почву в оптимальные для растений сроки и обязательно в виде гранул — удобных в работе и транспортировке.

Конечно, для нормального роста и развития растений необходимы в микродозах и многие другие элементы: железо, магний, бор, алюминий, бром, йод, кобальт, медь, цинк. Их называют микроэлементами .

У почвы каждого поля есть свой элементный состав: одних важных для растений элементов не хватает, другие находятся в избытке. Исследованием почв и составлением рекомендаций по оптимальному использованию минеральных удобрений в нашей стране занимается государственная агрохимическая служба.

Органические удобрения — навоз, торф, компосты, зеленая масса — тоже необходимы каждому полю, огороду и саду для образования нужной структуры почвы и нормальной жизнедеятельности почвенных микроорганизмов .

А, в конечном счете, все виды удобрений нужны для того, чтобы люди могли получать полноценные урожаи.

коло 50 % общей прибавки урожая получается за счёт удобрений, как минеральных, так и органических.

В минеральных удобрениях содержание ценных для растений веществ выше, чем в органических. Например, значительно более эффективным, чем навоз, является сернокислый аммоний (NH4 )2 SO4 — 5 кг сернокислого аммония заменяет 200 кг навоза.

Минеральные удобрения разделяют на азотные, фосфорные, калийные, известковые и другие. Они бывают простыми — с содержанием одного из требуемых элементов, и сложными (комплексными) — два и более составляющих элементов.

Азот входит в состав растений. Восполняется внесением природных солей азотной кислоты (селитры), аммиачной воды. Отрасль химической промышленности, выпускающая азотные удобрения, называется производство туков. Используются: натриевая селитра NaNO3 , кальциевая Ca(NO3 )2 , аммиачная NH4 NO3 , сульфат аммония (NH4 )2 SO4 .

Производство азотных удобрений базируется на синтезе аммиака из молекулярного азота и водорода. Азот получают из воздуха, а водород из природного газа, нефтяных и коксовых газов. Азотные удобрения представляют собой белый или желтоватый кристаллический порошок (кроме цианамида калия и жидких удобрений), хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Поэтому азотные удобрения легко вымываются почвенными и дождевыми водами, что ограничивает их применение осенью в качестве основного удобрения. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранение. В таблице №1 приведены данные о составе и свойствах основных азотных удобрений.

По выпуску и использованию в сельском хозяйстве главнейшие из этой группы - аммиачная селитра и мочевина, составляющие около 60% всех азотных удобрений.

Азотные удобрения используют под все сельскохозяйственные культуры.

Удобрение Химическийсостав Содержаниеазота, % Форма
азота
Воздействие
на почву
Гигроскопичность
Натриевая
селитра
NaNO3 Не менее 16 Нитратная Подщелачивает Слабая
Аммиачная
селитра
NH4 NO3 34 Нитратная и аммонийная Подкисляет Очень
сильная
Кальциевая
селитра
Ca(NO3 )2 Не менее 17,5 Нитратная Подщелачивает Очень
сильная
Аммиак
жидкий
NH3 82 Аммонийная Подкисляет Очень
сильная

Фосфор - один из важнейших элементов питания растений, так как входит в состав белков. Если азот в почве может пополняться путем фиксации его из воздуха, то фосфаты - только внесением в почву в виде удобрений. Главные источники фосфора - фосфориты, апатиты, вивианит и отходы металлургической промышленности - томасшлак, фосфатшлак. Все фосфорные удобрения - аморфные вещества, беловато-серого или желтоватого цвета. Основные из них - суперфосфат и фосфоритная мука. Характеристика фосфорных удобрений приведена в таблице №2.

По степени растворимости эти удобрения подразделяют на следующие группы:

1) Растворимые в воде, легкодоступные для растений - суперфосфаты простой и двойной, аммонизированный, обогащенный;

2) Труднорастворяемые (не растворимы в воде и почти не растворимые в слабых кислотах), они не могут непосредственно использоваться растениями - это фосфоритная и костная мука.

Отделив осадок, полученной кислотой затем обрабатывают новую порцию фосфорита:

Удобрение Химический
состав
Форма
фосфорной кислоты
Воздействие
на почву
Суперфосфат простой
гранулированный
Ca(H2 PO4 )2 +
+2CaSO4 +H2 O
Водорастворяемая Подкисляет
Суперфосфат двойной
гранулированный
Ca(H2 PO4 )2 + H2 O Водорастворяемая Подкисляет
Преципитат CaHPO4 +2H2 O Растворяемая
в лимонно-кислом
аммонии
Слабо нейтрализует кислотность

Калий - необходимый элемент для растений. В основном он находится в молодых растущих органах, клеточном соке растений и способствует быстрому накоплению углеводов.

Многие калийные удобрения представляют собой природные калийные соли, используемые в сельском хозяйстве в размолотом виде. Большие разработки их находятся в Соликамске, на Западной Украине, в Туркмении. Открыты залежи калийных руд в Казахстане, Сибири.

Значительное количество хлора во многих калийных удобрениях отрицательно влияет на рост и развитие растений, а содержание натрия (в калийной соли и сильвините) ухудшает физико-химические свойства многих почв.

На бедных калием легких почвах и торфяниках все без исключения сельскохозяйственные культуры нуждаются в калийных удобрениях. Недостаток калия в почве восполняется главным образом внесением навоза. Калий легко растворяется в воде и при внесении поглощается коллоидами почвы, поэтому он малоподвижен, однако на легких почвах легко вымывается.

Калийные удобрения подразделяются на три группы:

1) Концентрированные, являющиеся продуктами заводской переработки калийных руд - хлористый калий, сернокислый калий, калийно-магниевый концентрат, сульфат калия-магния (калимагнезия);

2) Сырые калийные соли, представляющие собой размолотые природные калийные руды - каинит, сильвинит;

3) Калийные соли, получаемые путем смешения сырых калийных солей с концентрированными, обычно с хлористым калием - 30 и 40%-ные калийные соли.

Как калийные удобрения используют также печную золу и цементную пыль.

Наиболее распространенные калийные удобрения и их свойства приведены в таблице №3.

Удобрение Химический
состав
Гигроскопичность Воздействие
на почву
Калий хлористый KCl с NaCl Малогигроскопичность Подкисляет
Калий сернокислый
(сульфат калия)
К2 SO4 Негигроскопичен Подкисляет

Их подразделяют по составу: двойные (азотно-фосфорные, азотно-калийные, фосфорно-калийные) и тройные (азотно-фосфорно-калийные); по способу производства: сложные, сложно-смешанные (комбинированные) и смешанные удобрения.

Амофос – это смесь NH4 H2 PO4 и (NH4 )2 HPO4 Она получается прямым взаимодействием аммиака и фосфорной кислоты. 1 тонна амофоса заменяет 3 тонны простого суперфосфата и 1 тонну сульфата аммония.

Нитрофоска – это смесь амофоса с калийной селитрой, нитратом калия, KNO3 ).Она особенно удобна для пользования, так как одновременно содержит всё наиболее необходимые растениям элементы – азот, фосфор, калий.

К сложным удобрениям промышленного производства относят (калиевая селитра, аммофос, диаммофос). Их получают при химическом взаимодействии исходных компонентов, сложно-смешанные (нитрофос, нитрофоска, нитроаммофос, нитроаммофоска, фосфорно-калийные, жидкие комплексные и др.) - в едином технологическом процессе из простых или сложных удобрений.

Смешанные удобрения получают путем смешивания простых.

Сложные и сложно-смешанные удобрения характеризуются высокой концентрацией питательных веществ, поэтому применение таких удобрений обеспечивает значительное сокращение расходов хозяйства на их транспортировку, смешивание, хранение и внесение.

К числу недостатков комплексных удобрений относится то, что при внесении, например, необходимого количества азота, других питательных элементов вносится меньше или больше, чем требуется.

В небольшом количестве применяют и многофункциональные удобрения , содержащие, кроме основных питательных элементов, микроэлементы и биостимуляторы , оказывающие специфическое влияние на почву и растения.

Элементы: бор, медь, марганец, цинк необходимы растениям в малых дозах, поэтому удобрения, содержащие элементы, называются микроудобрениями. В качестве микроудобрений применяются пиритный огарок, шлак медной плавки, борный концентрат и др.

Либих Юстус (12.05.1803 — 18.04.1873)

Заслуги Либиха получили признание в России—в 1830 г. (в 27 лет) он был избран иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук

Прянишников Дмитрий Николаевич (6.11.1865 — 30.04.1948)

Агрохимик, биохимик и физиолог растений. Академик АН СССР (с 1929), академик ВАСХНИЛ (с 1935). Ученик и преемник К. А. Тимирязева. Р. в Кяхте (ныне Бурятской АССР). Окончил Московский университет (1887) и Петровскую земледельческую и лесную академию (1889). С 1895 работал в Московском сельхозинституте (в 1917 переименован в Петровскую сельхозакадемию в 1923 — в Московскую с/х академию им. К. А. Тимирязева; в 1916—1917 ректор).

Читал лекции в Московском университете (1891—1931), на Голицынских высших женских с/х курсах (в 1900—1917 директор). Работал в ряде институтов, организованных при его участии:

· Научном ин-те по удобрениям (впоследствии Научный ин-т удобрений и инсектофунгицидов, 1919—1948),

· Всесоюзном ин-те по удобрениям, агротехнике и агропочвоведению (впоследствии ВНИИ удобрений и агропочвоведения, 1931—1948) и др.

ВНИИ удобрений и агропочвоведения носит (с 1948) имя Прянишникова.

Загрузить презентацию (697 кБ)

  • познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
  • определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
  • рассмотреть физические и химические свойства удобрений
  • выявить роль удобрений в жизни растений.

Продолжительность урока: 2 часа.

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:

Химический состав растений

? ?
? ? ? ? ? ? ?

Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:

Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.

Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.

(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)

Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?

Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.

Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:

Химические элементы
? ?
C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr

Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и водород?
– Что является источником азота для растений?

Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.

  • Нитрат-ионы
  • Ионы аммония
  • Фосфат-ионы
  • Гидрофосфат-ионы
  • Дигидрофосфат-ионы
  • Сульфид-ионы
  • Катионы калия, кальция, магния…

Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.

Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.

Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.

(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)

– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?

(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)

– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание

3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления

Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)

  • Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
  • Назовите комплексные удобрения
  • Поясните свой выбор

Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:

Для группы № 1:

Для группы № 2:

Для группы № 3:

– Почему данные удобрения относят к комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число питательных элементов

Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:

Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.

Промежуточное закрепление:

Учитель:

Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:

– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные

Задание № 2. Заполните интерактивную схему:

Минеральные удобрения

? ?
. ??

Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?

Промежуточное закрепление:

Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.

Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.

Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.

  • Удобрения селитры – взрывоопасны.
  • Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.

Например:

– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат аммония

Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?

Учащиеся:

  • Меньше поглощают влагу
  • Экономически более выгодны
  • Растениями используются дольше

Условия безопасного хранения селитр:

– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание

4. Закрепление полученных знаний на практике:

Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.

  • Простое или комплексное удобрение
  • Концентрированное или неконцентрированное удобрение
  • Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
  • Растворимое или нерастворимое
  • Гигроскопичное или негигроскопичное
  • Гидролизуется или не гидролизуется
  • Способ получения

Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану

1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода

Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:

  • 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
  • 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
  • 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
  • Что значит распознать удобрение?
  • Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
  • Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
  • Какова качественная реакция на сульфат – ионы?

Запишите соответствующие реакции.

5. Представление учащимися опережающего творческого задания

Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.

Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.

Выполните задания:

Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.

Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.

Представление опережающего задания.

… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)

Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.

Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций.

Представление опережающего задания.

Задание 4. Химический диктант:

1 Вариант: Запишите химический состав удобрений: мочевины, преципитата, простого суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.

6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.

Читайте также: