Продолжи цепь питания ель мышь

Обновлено: 04.07.2024

Животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания .

Только растения способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды и углекислого газа. Они служат пищей для растительноядных животных, а те — для насекомоядных и хищных. Животным без растений не прожить.

Любая цепь питания начинается с растений. Они составляют первое звено цепи. Следующее звено — это растительно­ядные животные. Последнее звено цепи питания представлено насекомоядными или хищными животными.





В качестве подсказки можно использовать и схемы-таблицы.


Вот примеры схем цепи питания обитателей лесных зон:

Растения, травы - олень - тигр;

Растения, травы - заяц - лиса (сова, тигр);

Листья - гусеница - жук - паук - ёж (землеройка) - лиса (горностай);

Листья - дождевой червь - чёрный дрозд - сокол (сова) и т.п.

Любая схема питания состоит из общих звеньев, это обязательное наличие деструкторов-переработчиков, которые разлагают мертвую органику и вырабатывают питательные вещества, это растения, которые эти вещества получают из почвы, и это потребители-консументы, которые продолжаю цепочку круговорота веществ. Для лесного сообщества можно составить самые разные цепи, в которых началом будет микроорганизм, бактерия, или отличный переработчик гриб, а конечным высшим звеном хищник. Вот пример:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока окружающего мира

Тема: Невидимые нити в зимнем лесу.

Познакомить с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.

Систематизировать знания о природных связях.

Показать отрицательные последствия нарушения человеком цепей питания.

Презентация к уроку, проектор, еловые шишки, увеличительные стекла.

I . Организационный момент

– Ребята, почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

II . Актуализация знаний

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

– Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.

О каких связях говорится в предложениях?

1) Сова охотится на полевых мышей.

2) Насекомые опыляют растения.

3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма.

4) Человек использует древесину для строительства.

а) Живой и неживой природы.

б) Растений и животных.

в) Различных животных.

г) Природы и человека.

Продолжить цепи питания:

III . Изучение нового материала

Рассмотрим рисунки березовой и дубовой рощи, соснового бора и ельника.

– Что общего в этих рисунках? Связаны ли между собой растения и животные? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)

– Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных.

2. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/

– Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)

– Помните слова известной песни:

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зелёная была.

3. Откройте учебник на с.138. / Пока ученики открывают книгу, учитель прикрепляет на доску плакат с елью./

– Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.

/Хорошо читающий ученик читает рассказ./

– С какими же животными дружит ель? С кем её соединяют невидимые нити? ( С белкой)

– А что привлекает белку? ( шишки)

– А что белка делает с шишками? ( ест)

– Нет, белка ест не шишки.

4. Практическая работа

/Раздаётся стук в дверь./

Учитель: Кто там?

Ученики(хором): Здравствуй, белочка!

Учитель: Где ты, белочка гуляла?

Белка: Я по ёлочке скакала!

Набрала еловых шишек

Для сестрёнок и братишек!

Вам я шишек тоже дам,

Вкусных много в них семян.

(Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку)

Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок.

Ученики.(хором): Спасибо, Белка!

Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит)

5. Практическая работа

– Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим.

– Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз.

– Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена.

Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко)

– А зачем оно? ( летать)

– Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко.

Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут.

6. Работа в тетради.

– Откройте свои рабочие тетради на с. 54 и в задании 1 нарисуйте семена ели.

/Ученики выполняют задание/

7. Продолжение работы по учебнику.

– Что же ест белка? ( семена ели)

– Кому еще по вкусу семена ели? ( Птицам ) Каким? ( Клестам, дятлам, королькам)

– А кто на картинке под №5? ( Лесная мышь.)

– А как же она добирается до шишек, они же на вершине? ( Забирается. Подбирает на земле.)

– Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк)

Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок

Надо зайке поскакать.

– Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.)

– Так как ветки ели, особенно под тяжестью снега, опускаются очень низко, заяц может найти там укрытие от хищников и ветра. А клесты строят себе в ветвях ели гнёзда и выводят птенцов.

VII . Повторение темы

1. Найти неверное высказывание:

Ель для дятла является надежным укрытием.

Ель дает белке корм.

Среди еловых ветвей клест строит гнездо.

Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел, находят и доедают мыши.

Какие птицы дружат с елью?

Какие звери дружат с елью?

Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?

У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?

Какая птичка нашего края самая маленькая?

(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел)

3. Что будет если…

Вырубить все ели.

4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)

– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)

VIII . Подведение итогов урока

VIII . Домашнее задание.

– Прочитать ещё раз текст на с . 138­–139.Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель. По рабочей тетради дома вы выполните задание №2 на с. 54.

- придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

- осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

  • Презентация к уроку, проектор, еловые шишки, увеличительные стекла.

I. Организационный момент

– Ребята, почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

II. Актуализация знаний

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

– Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.

1) Сова охотится на полевых мышей.

2) Насекомые опыляют растения.

3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма.

4) Человек использует древесину для строительства.

а) Живой и неживой природы.

б) Растений и животных.

в) Различных животных.

г) Природы и человека.

  1. Продолжить цепи питания:
  • ель – мышь – …

III. Изучение нового материала

  1. Рассмотрим рисунки березовой и дубовой рощи, соснового бора и ельника.

– Что общего в этих рисунках? Связаны ли между собой растения и животные? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)

– Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных.

2. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/

– Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)

– Помните слова известной песни:

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зелёная была.

3. Откройте учебник на с.38. / Слайд

– Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.

/Хорошо читающий ученик читает рассказ./

– С какими же животными дружит ель? С кем её соединяют невидимые нити? ( С белкой)

– А что привлекает белку? ( шишки)

– А что белка делает с шишками? ( ест)

– Нет, белка ест не шишки.

4. Практическая работа

/Раздаётся стук в дверь./

Учитель: Кто там?

Ученики(хором): Здравствуй, белочка!

Учитель: Где ты, белочка гуляла?

Белка: Я по ёлочке скакала!

Набрала еловых шишек

Для сестрёнок и братишек!

Вам я шишек тоже дам,

Вкусных много в них семян.

(Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку)

Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок.

Ученики.(хором): Спасибо, Белка!

Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит)

5. Практическая работа

– Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим.

– Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз.

– Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена.

Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко)

– А зачем оно? ( летать)

– Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко.

Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут.

6. Работа в тетради.

– Откройте свои рабочие тетради на с.21 и в задании 1 нарисуйте семена ели.

/Ученики выполняют задание/

7. Продолжение работы по учебнику. Сл айд

– Что же ест белка? ( семена ели)

– Кому еще по вкусу семена ели? ( Птицам ) Каким? ( Клестам, дятлам, королькам)

– А кто на картинке под №5? ( Лесная мышь.)

– А как же она добирается до шишек, они же на вершине? ( Забирается. Подбирает на земле.)

– Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк)

Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок

Надо зайке поскакать.

– Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.)

– Так как ветки ели, особенно под тяжестью снега, опускаются очень низко, заяц может найти там укрытие от хищников и ветра. А клесты строят себе в ветвях ели гнёзда и выводят птенцов.

VII. Повторение темы

1. Найти неверное высказывание:

  • Ель для дятла является надежным укрытием.
  • Ель дает белке корм.
  • Среди еловых ветвей клест строит гнездо.
  • Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел, находят и доедают мыши.
  1. Какие птицы дружат с елью?
  2. Какие звери дружат с елью?
  3. Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?
  4. У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?
  5. Какая птичка нашего края самая маленькая?

(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел)

3. Что будет если…

  1. Вырубить кустарники.
  2. Вырубить все ели.

4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)

– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)

VIII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание.

– Прочитать ещё раз текст на с . 38–39.Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель.

Семена ели - лисица - ёж лисица - ёж – семена ели семена ели - мышь - лисица мышь — семена ели — ёж.


Семена ели - мышь - лисица.


Семена у сосны и ели располагаются на?

Семена у сосны и ели располагаются на.

Симбиоз гриба и водоросли?


Где расположены семена у ели и сосны?

Где расположены семена у ели и сосны.


Составь две цепи питания, взяв из списка названия соответствующих живых организмов : ель, пшеница, мышь, ястреб, кошка белка?

Составь две цепи питания, взяв из списка названия соответствующих живых организмов : ель, пшеница, мышь, ястреб, кошка белка.


1. Какие цепи питания можно составить из предлагаемых объектов природы?

1. Какие цепи питания можно составить из предлагаемых объектов природы?

: Орёл, жук - короед, курица, зерно, мышь, лисица, ёж, семена растения, кузнечик, ящерица, дерево, дятел.

2. Допиши высказывания : Осенние запахи : Весенние запахи : Летние явления : Зимние явления :


Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка - семена ели?

Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка - семена ели?


1) паразит человека - ?

1) паразит человека - .

2) семена ели и сосны распологаются на ?


Из предложенного списка организмов составьте цепь питания?

Из предложенного списка организмов составьте цепь питания.

Семена ели – клест - желудки - тетерев - сова.


Укажи пример связь неживой и живой природы : 1?

Укажи пример связь неживой и живой природы : 1.

Зайцы питаются растениями, 2.

Для питания растениям нужен свет, 3.

Белка есть семена ели,.


У ели семена расыпаются в -?

У ели семена расыпаются в -.


Установите последовательность звеньев в цепи питания?

Установите последовательность звеньев в цепи питания.

4) тимофеевка луговая


1 1 - Г 2 - д 3 - Б 4 - В 5 - А 2 1 - д 2 - в 3 - б 4 - а 5 - д.


ИРНК транскрипция преносит информацию с гена на рибосому. Ферменты потом разрушают иРНК до отдельных нуклеотидов. ТРНК транскрипция переносит аминокислоты необходимые для биосинтеза рРНК сборка сборка молекул белка.



Данная группа растениймонофилетическогопроисхождения включает в себявысшие растения, имеющие проводящие ткани. В начале XXI века к риниофитам относятродырастенийHuvenia, RhyniaиStockmansellaкоторые возникли вдевоне. Ископаемых представителей риниоф..


Нет так как все клетки одинаковы.


Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость— изменения в организме, связанные с изменениемфенотипавследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивныйхарактер. Генотип при этом не изменяется. В целом современное пон..



Это Должно Быть ТКАНЬ.


1. Животные способны создавать благоприятную среду для растений. Муравьи, дождевые черви и мелкие зверьки регулярно обогащают почву органич. Веществами, разрыхляют ее. Cквозь отверстия, оставленные насекомыми и грызунами в почве, вода беспрепятств..


Азиатская саранча, капустная белянка, гребенчатый тритон.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: