Профессия воспитатель детского сада описание для проекта

Обновлено: 05.10.2024

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед младшими детьми пока не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший детский возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Таким образом, формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в этой профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Актуальность нашей темы заключается в том, что воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей. Нам захотелось узнать, чем же интересна эта профессия.

Цель: Выяснить, почему профессия воспитатель так называется, и каким должен быть человек этой профессии.

1. Изучить материал по данной теме

2. Опросить детей подготовительной и старшей группы о том, каким должен быть воспитатель.

3. Развивать воображение и творчество в художественно-эстетической деятельности.

4. Воспитывать уважение к людям профессии воспитатель, понимание сложности работы этой профессии.

Гипотеза исследования:

Воспитатель так называется, потому что воспитывает детей в разных режимных моментах дня и этот человек должен обладать особыми профессиональными качествами, чтобы работать.

Методы работы: изучение литературы и электронных источников информации, опрос детей по теме, проведение опытов, обобщение материалов, выводы.

1. Основная часть

Об этом мы спросили Наталью Михайловну, и она сказала что вместе мы найдем ответ на эти вопросы.

– Воспитатель это тот, кто воспитывает и работает в детском садике.

– Воспитатель должен любить детей, быть добрым, опрятным, красивым, умным и заботливым.

– Воспитатель знает ответы на все наши вопросы.

– Воспитатель это тот, кто с нами играет, занимается, лепит, рисует.

Потом с Натальей Михайловной и дома с мамами из интернета мы узнали об истории возникновения профессии воспитателя.

Оказывается, профессия воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого педагог означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии появилась профессия воспитатель в детских садах.

Из словаря мы узнали, что воспитатель – это специалист, выполняющий воспитательную работу в учебно-воспитательном учреждении. Воспитатель не только воспитывает нас, но и учит нас делать зарядку, лепить, рисовать, конструировать, читать стихи с выражением, считать и решать задачи. Он воспитывает у нас трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к старшим. Воспитатель сам должен многое знать и уметь, чтобы научить нас. И чтобы нам все было понятно, он должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно и просто. Оказывается, работа эта требует внимательности, терпения, настойчивости и воспитатель обязан уметь управлять своим настроением и поведением. Воспитатель несет ответственность за нашу жизнь и здоровье. Наши мамы и папы, приведя нас в детский сад, идут на работу и не беспокоятся, потому что мы целый день будем под надежным присмотром.

А мы с мамой узнали, что воспитатель – это человек, который в душе всегда остается ребенком, иначе мы его не поймем и не впустим в свой детский мир. Самое главное в этой профессии – это любить нас детей, любить не за что-то хорошее, а просто так.

Наши воспитатели имеют разные таланты и способности. С Натальей Михайловной мы выучили песню, слова которой сочинила воспитатель из младшей группы Людмила Владимировна, а музыку написала наша Наталья Михайловна. Отрывок из этой песни мы вам исполним в заключении.

Итак, опросив детей из групп и попробовав себя в роли воспитателя, мы выяснили, что воспитатель это человек, который воспитывает в детском саду нас детей через беседы, занятия, прогулку. Учит нас играть, умываться, правилам поведения за столом и на улице. Учит нас общаться друг с другом и другими людьми. Воспитатель сам в душе ребенок и любит нас такими, какие мы есть. Воспитатель должен быть творческим человеком, должен любит детей, иметь много терпения и много знаний, иначе он не сможет работать воспитателем. В своей работе мы ближе познакомилась с этой профессией, поняли, что это одна из самых важных и интересных профессий. Может быть, когда мы вырастим, тоже станем воспитателями!

Вторая группа раннего возраста

Проблема: Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. И задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

1. Формировать представления о профессиях людей и своих родителей, их значимости в обществе.

2. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

3. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

4. Вызвать интерес к окружающему миру.

5. Развивать коммуникативные навыки и обогащать словарный запас.

Вид проекта : групповой.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

Участники : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители, младший воспитатель.

Актуальность : В младшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщает к его ценностям, направляет на развитие познавательных и гендерных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС, возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими усвоена.

В проекте представлено знакомство с профессиями. Реализация осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности (игры, беседы). Дети подробно знакомятся с профессией воспитателя, рассматривают различные иллюстрации.

Проект разделен на три этапа:

1 Этап: Подготовительный.

  1. Разработка плана реализации проекта: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление стратегического плана работы с детьми.
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
  3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций.
  4. Организация развивающей среды в группе.

2 Этап: Информационно – исследовательский.

Стратегический план проекта.

Знакомство с окружающим миром.

Пальчиковые игры. Цель: развитие мелкой моторики, пополнение словарного запаса.

Отгадывание загадок о профессиях. Цель: закрепление знаний о профессиях. Формирование внимания.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание картин по теме проекта.

Чтение художественной литературы.

Знакомить детей с загадками о профессиях.

Подборка иллюстраций, стихотворений, о профессиях.

Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

3 этап: Заключительный.

На заключительном этапе нашего проекта организована фото проведенных мероприятий. Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления о профессиях.

Предполагаемый результат проекта.

  1. Закрепление у детей представлений о профессиях.
  2. Понимание детьми значимости профессии воспитателя.
  3. Обогащение словарного запаса детей.
  4. Закрепление и обобщение у детей представлений о различных видах деятельности.
  5. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
  6. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

7.Подобраны пособия, методическая и детская литература.

Список использованной литературы и источников:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная.

Цели деятельности педагога: познакомить с профессией воспитатель, его трудовыми процессами. Развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос предложениями. Развивать логическое мышление и внимание. Продолжать учить держать карандаш, различать желтый цвет, проводить прямые линии. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Стук в дверь. В гости приходит кукла Маша.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это? ( кукла )

2. Беседа с детьми.

Кукла: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша, я хочу с вами играть.

- А куда я попала? ( в детский сад )

Воспитатель: А попала ты в нашу группу. Подскажите ребята, как она называется. ( Колобок )

Кукла: А кто вас сюда привел? ( мамы, папы, бабушки )

- А потом куда они ушли? ( на работу )

- А вы здесь одни находитесь? ( нет, называют воспитателя )

- А кто она? ( воспитатель )

- А вы меня познакомите с вашим воспитателем?

Воспитатель: Здравствуй, Машенька, давай знакомиться ( называет имя и отчество )

- Я воспитатель, играю с ребятками, занимаюсь, учу всему.

Кукла: А я знаю загадку, отгадайте, про кого она.

Кто с детьми всегда играет

Книжки умные читает

Водит деток погулять

И укладывает спать

Воспитатель: Кто это? ( воспитатель )

- Воспитатель - очень важная и нужная профессия.

-Оставайся с нами, и мы тебя познакомим с другим нашим воспитателем, которые работают в нашем детском саду.

-Познакомим Машу? ( дети называют воспитателей )

Кукла: А кем они работают? (воспитателями)

- А почему их так много? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно потому что в детском саду много ребяток и много групп. Вот эти воспитатели играют и занимаются с детьми.

Кукла: Интересно чему же вас здесь воспитатели учат?

Воспитатель: Мы тебе сейчас покажем, чем занимаются ребята в детском саду Кукла: Что делают дети? (лепят)

- Кого мы с вами лепим? (птичку)

- А кто их учит лепить? (воспитатель)

- Что здесь делают дети? (играем, строим башню)

- А кто вам помогает? (воспитатель)

- А здесь, чем занимаются дети? ( прыгают, рисуют )

- А с кем вы прыгаете, рисуете? ( с воспитателем )

- А хороводы водить умеете? (Да.)

- Ах, как здорово, с вашими воспитателями, я тоже хочу чему - ни будь научиться.

Воспитатель: Ребята, давайте научим куклу Машу рисовать лучики для солнышка?

Воспитатель: Посмотрите, у меня на листе бумаги уже нарисован круг желтого цвета. Это солнышко, оно еще спит. Видите, нет ни одного лучика. Пора его разбудить? ( рисует на мольберте лучики солнышка ). Вот мое солнышко и проснулось. Нарисуйте и вы лучики у своих солнышек. Но чтобы красиво нарисовать, нужно правильно держать карандаш в руке, чтобы удобно было и вам, и вашему помощнику – карандашу.

Воспитатель демонстрирует детям приемы держания карандаша, рисования им. Затем детям предлагается карандашом нарисовать прямые лучики солнышка. Во время рисования педагог проверяет правильность приемов работы, обращая внимания детей на то, что если сильно нажимать на карандаш, то при рисовании можно порвать бумагу.

Кукла: Сколько солнышек собралось у нас в группе, как красиво! Молодцы!

- Кто вас всему этому учит? (воспитатель)

- Ребятки, а вам нравится ходить в детский сад? Почему? (ответы детей)

- Можно я у вас останусь?

Воспитатель: Оставайся кукла Маша в нашей группе, а ребята тебя познакомит с нашими игрушками и будут с тобой играть.

Выбор профессии – важный шаг в моей жизни, его никто не сделает за меня: нужно принять взвешенное решение с учетом прогнозов, состояния рынка труда и, конечно, своих способностей.

Значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия такого решения. Социологами установлено, что большая часть выпускников школы выбирает профессии путем проб и ошибок. В результате неправильного выбора подросток не может найти свое место в жизни, не может подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, воспитателей, портных…

Я решила выбрать профессию воспитателя детей дошкольного возраста. Считаю, что это одна из самых интересных и увлекательных профессий.

Согласно словарю Ожегова, воспитатель — это специалист, занимающийся воспитательной работой. [ 2 ]

В своей работе мне бы хотелось изучить историю профессии, определить все достоинства и недостатки выбираемого вида деятельности, выяснить какое значение имеет эта профессия в современном обществе. Попробовать оценить свои профессиональные интересы и склонности и применить их на деле.

Выяснить, подходит ли мне профессия воспитателя?

2. Определить значимость профессии в обществе. Социальный заказ, положение на рынке труда.

3. Составить профессиограмму выбранной профессии.

4. Составить перечень учебных заведений, в которых возможно получить эту профессию в нашем регионе.

5. Определить свои профессиональные интересы и склонности.

6.Осуществить профессиональную пробу на базе Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детский сад с. Возжаевки.

7. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

Методы исследования:

рефлексия (в форме самотестирования)

анализ библиографических и интернет источников по теме исследования

систематизация и обобщение результатов самотестирования

сопоставление и аналогия

Практическая и теоретическая значимость работы

2. Краткий литературный обзор

2.1. Историческая справка.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель. Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Ее развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста, противостоявшего частному, домашнему обучению под надзором гувернера.
Она возник­ла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения.

В 1840 г. Ф. Фребель , выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению в г. Бланкенбурге название детский сад . Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практичес­кого руководства и показа приемов правильному воспита­нию детей.

Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомен­дации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреж­дениях многих стран мира. Не составила исключение и Рос­сия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фре­беля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских са­дах, стали называть садовницами.

Сегодня воспитатель дошкольного учреждения - одна из массо­вых современных педагогических профессий. Воспитатели работают в дошкольных учреждениях , детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях и выполняют те же обязанности. Но на рынке труда появилась потребность в частных воспитателях. Эти воспитатели так же, как и во времена Российской империи, предоставляют свои услуги в части образования и воспитания детей в семьях богатых или со средним достатком людей.

2.2. Значимость профессии в обществе. Социальный заказ, положение на рынке труда.

Значимость профессии в обществе.

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.

Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды воспитываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Воспитатель является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.

Сегодня для повышения профессионального мастерства воспитателей проводятся различные конкурсы.

Социальный заказ, положение на рынке труда.

Согласно обзору рынка труда ( за апрель 2020) на сайте Амурстата [8] профессия воспитатель не входит в десятку самых востребованных профессий Амурской области. Однако ежемесячно на разных сайтах выкладываются десятки вакансий от прямых работодателей, где требуется воспитатель детей дошкольного возраста.

Воспитатель: описание профессии, требования и обязанности

Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.

Особенности профессии

В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.

Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.


Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:

  • младший — 3-4 года;
  • средний — 4-5 лет;
  • старший — 5-7 лет.

Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.

Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.

Профессия воспитателя – одна из самых интересных и ответственных. Моя мама работает воспитателем в детском саду уже много лет.

Воспитатель – это человек, который учит маленьких детей, которые еще не ходят в школу, самым первым, простым, но очень важным вещам: общаться с другими детьми, правильно вести себя за столом и на прогулке, рисовать, лепить, играть. Пока родители детей работают на своей работе, воспитатель заботится об их малышах: кормит их, гуляет с ними, занимается, и всегда и во всем им помогает: одеться, обуться, покушать.

Профессия воспитатель

Чтобы работать воспитателем, надо учиться, потому что надо знать – чему и как учить маленьких детей, чтобы к школе они были уже достаточно самостоятельными и знали нужный материал. Ведь нельзя идти в школу, совсем ничего не зная. Именно воспитатель знакомит детей с природными явлениями, учит их узнавать разных животных и растения, знакомит с книгой, сказками, учит рисовать и развивать фантазию. Воспитатель учит детей общаться и дружить.

Воспитатель должен быть всегда опрятным, пунктуальным, вежливым и добрым. Ведь он весь день проводит среди детей и в чем-то служит для них образцом для подражания.

Работать воспитателем непросто. Мама уходит на работу очень рано – ведь надо рано утром принять в группу всех детей, чтобы их родители не опоздали на работу. С каждым ребенком она находит общий язык и понимает его. Дети ее очень любят, а для воспитателя это очень важно.

Related Posts

Каждый человек знает, что для того чтобы у него были силы учиться, играть, работать, -…


В начальных классах одна из сложностей для многих родителей – составление рассказов с детьми. Вот…

Вашему ребенку нужно подготовить рассказ о профессии родителя, работающего врачом? Предлагаем вам небольшой набросок, который…

Читайте также: