Программа по озеленению города

Обновлено: 05.10.2024

Согласно Приказу Минстроя РФ №691, получить финансирование на преображение дворовой территории может любой населенный пункт, численность которого превышает 1000 человек.

Ответ очевиден – может.
Для того чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионам и муниципалитетам необходимо разработать собственную программу улучшения придомовой территории и утвердить ее. Важный момент – мероприятия по благоустройству проводятся в дворах только многоквартирных домов.
Согласно Постановлению Правительства РФ №169 адрес придомового участка многоквартирного дома, нуждающийся в благоустройстве, должен был быть утвержден не позже 31 декабря 2017 года.

- установка мусорных урн и контейнеров;
- расширение, либо строительство автомобильных парковок;
- установка скамеек и лавочек;
- организация детских и спортивных площадок;
- монтаж осветительного оборудования;
- озеленение;
-реконструкция пешеходной зоны (расширение);
- организация велосипедных дорожек и велопарковок.

Стоит отметить, что преображение вашего двора, зависит только от вашего желания. Территорию двора можно включить в Программу в том случае, если жильцами дома будет проявлена инициатива.
Необходимо организовать общедомовое собрание, где жильцы дома будут ознакомлены со списком работ, которые могут быть произведены на территории придомового участка. Затем, нужно принять решение о том, какие работы необходимо провести для благоустройства двора. Помимо выбора перечня работ, проводимых на дворовой территории, обязательным пунктом следует выбор человека, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов, а также следить за надлежащим состоянием приобретенного дворового имущества. После этого, необходимо составить схему дворовой территории с намечаемыми улучшениями. Оформить протокол собрания и подать заявку в муниципалитет.
Для участия в Программе благоустройства необходимо проработать законодательную базу, касающуюся данной темы, нормативных актов, а также найти корректную форму для подачи заявления на благоустройство придомовой территории.
Специалисты компании Чистим подготовили для Вас пакет документов, необходимый для участия в Федеральной программе. Все что Вам необходимо – это написать нам, и мы вышлем Вам всю необходимую информацию для вступления в Программу.

Специалисты Компании Чистим уже более 10 лет заботятся о благоустройстве территорий и помогают в создании лучших решений для чистоты, безопасности и удобства жизни наших Клиентов.

Звоните нам - телефон 8 (800) 700-44-80. Звонок по России бесплатный. Закажите с доставкой по Москве по телефону 8 (499) 130-27-90, по Волгограду - 8 (8442) 60-97-07.

Зеленые насаждения в городе выполняют сразу несколько важных функций. Во-первых, они позволяют формировать нормальную экосистему: принимают участие в очистке воздуха, дают приют мелким животным, птицам и насекомым, укрепляют почву корнями. Во-вторых, растения благоприятно влияют на психологическое здоровье человека, обеспечивают комфортную среду жизни. В-третьих, озеленение города является частью его архитектурного облика, зонирует общественное пространство.

Терминология, требования к высадке растений указаны в СП 82.13330.2016, СНиП III-К.2-67, ГОСТ 28329-8 и других документах. Согласно им, нормы озеленения городских территорий таковы:

  • насаждения должны составлять не менее 40% общей площади города;
  • на душу населения должно приходиться не меньше 6-7 м2 зеленых зон;
  • насаждения должны находиться на расстоянии не более 20 минут пешей ходьбы от жилой застройки.

Основные проблемы озеленения городов

  • Интенсивное уничтожение насаждений в ходе развития инфраструктуры. Имеющееся озеленение городских территорий часто не в силах выстоять против коммерческого строительства. Это привело к тому, что многие крупные города России, например, Санкт-Петербург, не соответствуют минимальным государственным стандартам. Эта проблема требует не столько пересмотра существующих требований, сколько поиска новых путей организации озеленения города.
  • Сниженное качество насаждений. Согласитесь, между заросшей кустарником промзоной и ухоженным парком есть большая разница. Именно поэтому так важна разработка комплексной программы озеленения города.

Варианты озеленения территорий

Вопреки расхожему мнению, виды озеленения городских территорий не ограничиваются высадкой деревьев. Сюда также относя газоны, цветники, растительные изгороди и т.д. Не стоит забывать и о наиболее современной тенденции – вертикальном озеленении города. Последний вариант особенно актуален в свете непрерывно уплотняющейся застройки.

Кроме того, вертикальная концепция озеленения города позволяет намного увеличить общую площадь насаждений. Такие проекты должны быть учтены еще на стадии разработки здания, чтобы в нем были предусмотрены навесные фасадные элементы для посева зелени, отдельные террасы. Интересным видом озеленения города является биобетон, относительно недавно разработанный испанскими учеными. Этот материал обеспечивает благоприятную среду для прорастания мхов и лишайников без вреда для строительных конструкций.

Растения для озеленения городов

Сегодня нормативы озеленения городских территорий предполагают большой список требований, которым должны соответствовать высаживаемые растения:

  • контролируемая скорость роста и форма кроны;
  • отсутствие далеко располагаемой поросли, отпрысков, способных повредить асфальт;
  • устойчивость к вредителям, болезням, механическим повреждениям;
  • отсутствие резкого запаха или выработки аллергенов, ядовитых веществ;
  • минимальные требования к уходу.

Кроме того, растения для озеленения городов должны подбираться с учетом климатических особенностей региона, высоты и назначения застройки, плотности кроны. Разработка проектов по созданию насаждений требует участия квалифицированных инженеров, ландшафтных дизайнеров, хорошо знакомых с актуальными требованиями.

от 30 августа 2013 года № 973

Об утверждении муниципальной программы “Озеленение территории муниципального образования “Город Томск” на 2014-2017 гг.”

(с изменениями на 30 декабря 2014 года)
________________________________________________________
Отменено на основании
Постановления Администрации Города Томска от 30 сентября 2014 года № 981

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2014 года № 1468
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2014 года № 1449
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2014 года № 1446
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2014 года № 1443

Постановлением Администрации Города Томска от 20 октября 2014 года № 1061

Постановлением Администрации Города Томска от 30 мая 2014 года № 455

В целях обеспечения экологически устойчивого развития территорий зеленых насаждений в муниципальном образовании “Город Томск” на основе последовательного восстановления природных компонентов и качественного изменения состояния окружающей среды с учетом динамики социальных и экономических процессов в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Томска от 01.07.2009 № 562 “Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Города Томска”, руководствуясь Уставом Города Томска,

1. Утвердить муниципальную программу “Озеленение территории муниципального образования “Город Томск” на 2014-2017 гг.” (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Объем средств на реализацию Программы определяется в решении Думы Города Томска о бюджете муниципального образования “Город Томск” на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Определить должностным лицом, ответственным за разъяснение положений настоящего постановления населению муниципального образования “Город Томск”, начальника отдела озеленения комитета охраны окружающей среды и природного комплекса управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска Н.В. Цветкову. Разъяснения осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, либо по телефону (3822) 401-059 ежедневно с 10.00 до 13.00. Письменные обращения граждан направляются по адресу: 634009, г. Томск, пер.Сакко, 2.

(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 30 мая 2014 года № 455, - см. предыдущую редакцию)

4. Отменить с 01.01.2014 г. постановление администрации Города Томска от 31.08.2012 № 1020 “Об утверждении ведомственной целевой программы “Озеленение территории муниципального образования “Город Томск” на период с 2013 по 2015 годы”.

5. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина):

5.2 опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования “Город Томск”.

6. Настоящее постановление вступает в силу 01.01.2014 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие при составлении бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2014 год и плановый период.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска по городскому хозяйству В.П.Хана.

(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 30 мая 2014 года № 455, - см. предыдущую редакцию)

Первый заместитель
Мэра Города Томска
Е.В.Паршуто


Приложение
к постановлению администрации Города Томска
от 30.08.2013 № 973


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ТОМСК" НА 2014 - 2017 ГГ."


1. Паспорт муниципальной программы
"Озеленение территории муниципального образования
"Город Томск" на 2014 - 2017 годы"

(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2014 года № 1468 ,-
см. предыдущую редакцию)

Правовой акт о разработке муниципальной программы

Администрации Города Томска от 14.09.2011 N р978 "О разработке городской долгосрочной целевой программы "Озеленение территории муниципального образования "Город Томск" на период с 2013 по 2015 годы"

Куратор муниципальной программы

Владимир Петрович Хан, заместитель Мэра Города Томска по городскому хозяйству

Координатор (при наличии)

Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска

Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска, Департамент капитального строительства администрации Города Томска, юридические и физические лица, определенные в установленном действующим законодательством порядке, непосредственно осуществляющие программные мероприятия

Разработчики муниципальной программы

Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска

Соответствие Программы документам стратегического планирования муниципального образования "Город Томск":

Стратегия развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года), утвержденная решением Думы Города Томска от 25.04.2014 №988

- наименование стратегического направления развития муниципального образования "Город Томск"

Комфортная городская среда

- наименование стратегической цели развития муниципального образования "Город Томск"

Экологичная и безопасная среда жизнедеятельности

- наименование стратегической задачи развития муниципального образования "Город Томск"

Благоустройство и зеленое строительство

Цель и задачи муниципальной программы

Задача 1. Формирование и поддержание благоустроенных, эстетически привлекательных объектов озеленения.

Задача 4. Систематизация информации о зеленом хозяйстве, в том числе создание электронной базы данных.

Индикаторы цели и задач муниципальной программы

Индикаторы, единица измерения:

Уровень озелененности городской территории, %

Площадь зеленых насаждений общего пользования в нормативном состоянии, га

Доля площади зеленых насаждений общего пользования, приведенных в нормативное состояние, от общей площади зеленых насаждений общего пользования (нарастающим итогом), %

Задача 1.
Формирование и поддержание благоустроенных, эстетически привлекательных объектов озеленения

Количество парков и скверов, обслуживаемых за счет бюджета города (ежегодно), ед.

Доля парков и скверов, обслуживаемых в рамках Программы, от общего количества парков, скверов, бульваров, находящихся в ведении УООС и ПК (ежегодно), %

Площадь восстановленных зеленых насаждений (ежегодно), тыс. кв. м

Количество образованных особо охраняемых природных территорий, (нарастающим итогом), ед.

Количество лесных пожаров на территории зеленых насаждений муниципального образования "Город Томск"

Задача 4.
Систематизация информации о зеленом хозяйстве, в том числе создание электронной базы данных

Доля проинвентаризированных объектов зеленых насаждений по отношению к их общему количеству, %

Задача 5.
Создание питомнического хозяйства

Мощность питомников, (количество выращиваемых саженцев в год), тыс. шт.

Площадь энтомологической оценки эпидемиологической опасности по природно-очаговым инфекциям, га

Площадь акарицидной (противоклещевой) обработки и дератизационных мероприятий (против грызунов-переносчиков иксодовых клещей), га

Объемы и источники финансирова-ния муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. рублей)

Исходя из этого были составлены формулы для математического расчета работы этого кондиционера, то есть биоклиматических критериев. Всего четыре базовых параметра, для регулировки которых озеленение, в принципе-то, и нужно (а никак не для красоты улиц): температура окружающего воздуха, влажность, ветронагрузка или аэрация, и солнечная вентиляция.

Но из-за того, что во время разработки всего этого еще не было достаточно мощной техники, процесс расчета занимал большое количество времени. Поэтому полученные данные выпадали из системы общественного управления — расчет мог занимать до полугода, еще несколько месяцев цифры ходили по кабинетам, какое уж тут управление. В 1992 году у нас была закончена разработка компьютерной программы, первой в мире, которая все эти процессы автоматизировала: в течение недели вы могли получить цифры в масштабах города, данные по существующему микроклимату, изменениям, которые последуют в случае, если прямо сейчас начать высаживать то, что предусмотрено проектом, и прогнозируемые сценарии на 10—15 лет — изменения в связи с ростом высаженных растений.


Фото Романа Хасаева

Озеленение — не для того, чтобы было красиво, а для того, чтобы в городе не было сквозняков, не было изнуряющего солнцепека и сверхвысоких температур. Для этого нужен зеленый каркас. Но, правда, чиновники, абсолютное большинство их в России, об этом не знают

Испытания этой программы проводились во время дискуссии о строительстве Крымской АЭС. В 70-х из-за этой стройки был большой скандал: общественность, ученые, все кричали, что это плохо, но крепкой аргументации в общем-то не было. Власти запустили эту программу, она все просчитала и вынесла очень негативный результат. Проект был закрыт, хотя деньги были вложены немалые. Конечно, это была не единственная причина, но существенная. Это было единственное, насколько мне известно, полномасштабное испытание этой программы у нас. В конце 80-х всем уже было не до испытаний, в стране начались проблемы и проект, по большому счету, встал (и был закончен, напомню, в 1992-м). Хитрые продуманные немцы в это время, если быть точным, в 1994-м, приехали в Москву и купили эту программу. Говорят, что сумма, которую они за нее заплатили, была несоизмеримо маленькая. За четыре года доработки немцы довели эту программу до уровня эффективного и рабочего муниципального инструмента — сделали ее доступной для среднего городского чиновника и внедрили. Результаты мы видим в Европе, тут и рассказывать не нужно.

— Вы часто приводите в пример Вену, где с помощью продуманного озеленения создают комфортную среду в старых жилых кварталах. Понятно, что за рубежом примеров удачного проектирования с учетом микроклимата масса. Были ли подобные у нас?

— Впервые на практике жилищного строительства принцип создания зеленого каркаса был применен у нас при строительстве поселения, микрорайона в Ростове в 1994 году. Тогда из восточной Германии в Россию перебрасывались наши войска, и одним из их пристанищ стал Ростов. Для них и был спроектирован целый район. Тогда решили сделать все как положено: проект подвергли архитектурно-климатическому анализу на тот момент уже с помощью прообраза программы ENVI-met, созданного на базе нашей же разработки, с опорой на те самые четыре показателя. Пилотный вариант проекта передали на геофак при Ростовском госуниверситете, там он был доработан и реализован.

Прошло уже более 20 лет, а эффект до сих пор налицо, несмотря на то, что район не обеспечен должным уходом. Там нет сильных ветров, пыльных бурь, образования избыточных сугробов, экстремальной жары — всего того, что присуще остальному Ростову. Весной и осенью там ощутимо понижена влажность воздуха. И все это просто за счет правильного расположения зеленых насаждений.

Для юга самая полезная порода — платан восточный. Он самый мощный охладитель окружающей среды из тех, что произрастают на территории России. Под его кроной минимальный перепад температуры начинается от пяти градусов. У него нестандартная, ажурная и объемная, форма кроны, которая полностью гасит ветер

— Можно подробнее — как это работает?

— Каждая порода деревьев отличается не только ботаническими признаками, но и рядом физиологических особенностей. Так вот, там нужные именно в этом районе породы высаживались на своем месте. Например, для юга самая полезная порода — платан восточный. Он самый мощный охладитель окружающей среды из тех, что произрастают на территории России. Под его кроной минимальный перепад температуры начинается от пяти градусов. Когда вы стоите близ платана, температура 30 градусов, а под его кроной 25, а может и до 20 градусов доходить. У него нестандартная, ажурная и объемная, форма кроны, которая полностью гасит ветер, избавляя от сквозняков, уменьшая их до приемлемых величин — 3—3,5 метра в секунду.

Но у меня есть дурацкий вопрос: а насколько это реализуемо в Москве? Я говорю не о технической составляющей, а о менталитете. Готовы ли мы уже воспринимать озеленение через призму нормального технического зрения? В последние 40 лет мы слишком привыкли работать по принципу: есть лопата — копаю, нет лопаты — отдыхаю.

— Но ведь в последние несколько лет в России все же начал проявляться интерес к грамотному обустройству общественных пространств, озеленению, вам так не кажется? Или эта тенденция работает только в крупных туристических городах?

— Не соглашусь, во всяком случае по вопросу грамотного озеленения. Этой тенденции абсолютно не видно в России — ни по Москве, ни по Казани. Я могу об этом сказать, поскольку был у вас и разговаривал с теми людьми, которые этим вопросом занимаются. Последний раз был в Казани в декабре прошлого года. Ваша Дарья Толовенкова (заместитель главного архитектора Казани, — прим. ред.), конечно, тот вариант, который почти отсутствует у нас в стране, и за счет таких людей все не так плохо, как могло бы быть. Она геофак не заканчивала, конечно, но она потомственный архитектор, и ее родители учились как раз в тот момент, когда наших архитекторов учили микроклиматическому анализу и рассказывали, что такое городская климатология. Поэтому, когда Даша решает вопросы, по наитию, задним умом, называйте это как угодно, она это может понимать. Но реально применить эти знания в городе — нет. По городу это видно.


Фото Максима Платонова

Мой любимый объект в Казани — это ваше озеро Кабан. Шикарный объект в плане озеленения, я не думаю, что кто-то в России сможет его повторить, сделанный с любовью и с умом с точки зрения биотехнологий. Но с микроклиматом там беда, никаких микроклиматических условий он не учитывает

Мой любимый объект в Казани — это ваше озеро Кабан. Шикарный объект в плане озеленения, я не думаю, что кто-то в России сможет его повторить, сделанный с любовью и с умом с точки зрения биотехнологий. Но с микроклиматом там беда, никаких микроклиматических условий он не учитывает. Посмотрите сами — хоть где-нибудь там проведена работа с тенью? Нет! И на этом можно поставить точку, к чему обсуждать дальше.

Вот Горкинско-Ометьевский лес — другое дело. Я бы сказал, что хороший, даже отличный проект. Видно, что его причесали с точки зрения микроклимата, когда проектировали.


Фото Максима Платонова

В наших городах вряд ли кто-то считал, сколько стоят услуги, которые оказывает городу правильно сделанное благоустройство. А зря — тогда бы не возникало вопросов о том, почему нужно поднять дереву уровень содержания

Во-вторых, квадратные метры — это вообще не показатель. Все, что касается количества деревьев, кустарников, квадратных метров, это все не отражает ничего, что можно сделать с городом с помощью грамотного озеленения. Озеленение оценивается не в квадратных метрах, а в динамике микроклиматических показателей. Засаженный квадратный метр — это показатель, который ничего не дает, ведь сажают непонятно где и неизвестно как.

В наших городах вряд ли кто-то считал, сколько стоят услуги, которые оказывает городу правильно сделанное благоустройство. А зря — тогда бы не возникало вопросов о том, почему нужно поднять дереву уровень содержания. Для южных регионов — это, в первую очередь, охлаждение, а значит, экономия электроэнергии. Второе — борьба с наводнениями. То есть это система, при которой идет учет не ущерба от наводнений, а полученной прибыли от этого же самого большого ливня: если мы правильно локализуем воду в месте образования, не перегружая канализационные сети, а потом расходуем ее для полива тех же самых зеленых насаждений. И третье — очистка воздуха.

— Помимо того, что в Казани достаточно активно обустраивают общественные пространства, город еще и очень активно строится, и в основном это или элитное жилье, или муравейники — целые районы, застраиваемые по принципу Новой Москвы: огромные ЖК, высотки с минимальными следами благоустройства. В декабре прошлого года в нормативы градостроительного проектирования были внесены изменения: раньше на гектаре земли можно было строить 16,6 тысячи квадратов жилья, теперь на той же площади можно воткнуть и 25 тысяч. Оцените эти изменения и их последствия. Пока мы, разумеется, эти изменения на себе не чувствуем…

— Но скоро почувствуем, да. Но я задам вам встречный вопрос: вы случайно не были в Сингапуре или Гонконге?

— Не довелось пока.

— Тогда рассказываю. Там эти нормативы гораздо выше, чем у нас, но там работает программа математического расчета зелени. Когда они рассматривают возможность плотной застройки, то там встает вопрос не как просто украсить двор зеленым цветом (как это делается у нас), а как создать комфортную среду. С помощью моделирования в Азии запросто могут завести океанический бриз в центр микрорайона, избавив его жителей от духоты. Они могут сделать многоярусные парки — на одном гектаре выделенной земли построить десять гектаров парков. При нехватке гектаров люди работают не с двухмерной плоскостью, а с пространством.


Фото Максима Платонова

И поверьте, вопрос не в бюджете, он сопоставим с нашими: то, что мы тратим на парки, — это, простите, бешеные бабки. Парки в Гонконге, например, проектируют не по конкретным границам парка, а в пределах той климатической зоны, в которой он расположен, прогнозируя микроклиматические изменения, которые произойдут в результате озеленения либо вырубки.

— Казанские власти любят рассказывать о том, что при нормативе в 25 квадратных метров зеленых насаждений на одного человека у нас он составляет 49 квадратов. Действительно ли этот показатель образцовый?

То есть эта норма притянута за уши и взята из советской номенклатуры для отчетов. Никакой ценности эти данные не имеют и не могут являться генерализованной целью озеленения — ею является здоровье населения, и поэтому важен микроклимат. Это даже не мои слова, это сказала Елена Чернова из питерского института урбанистики (завлабораторией социологии градостроительства РосНИПИ урбанистики, — прим. ред.). И пока у нас не будет налажена система учета реальных правильных показателей, пока мы не научимся работать с показателями влажности, температуры и прочего, мы будем опираться на липовые квадратные метры.

Справка

Александр Водяник, советник мэра Краснодара, эксперт по вопросам формирования комфортной городской среды и зеленого каркаса, эколог, руководитель отдела учебного управления Южного федерального университета, член Общественной палаты РФ.

Кто является разработчиком программ "Зелёный город"? Кто устанавливает критерии и параметры для древесных насаждений подлежащих ликвидации? По каким нормам и правилам воплощаются эти программы. Кто проводит семинары и обучает персонал работе?

Зелёный город

За качественные ответы и ссылки на нормативные акты в которых отражены критерии и ответах, содержащих ссылки на прочие документы связанные с данной программой будет дополнительная награда существенно превосходящая награду за лучший ответ.

"Зеленый город" - это муниципальная программа поэтому утверждается она муниципальными властями, например в Иваново она утверждена решением Ивановской городской думой, в в Ульяновске постановлением главы города. Разработчики программ выбираются заказчиком и они в каждом городе свои, например в Иваново ими выступают: Комитет по охране окружающей среды города; управление благоустройства и отдел культуры (данная информация отображается в паспорте программы). Критерии и параметры для древесных насаждений подлежащих ликвидации устанавливает профильный департамент по благоустройству города (например Управление благоустройства администрации города Иваново, Комитет по охране окружающей среды и природопользованию мэрии города Ульяновска). Сами мероприятия по озеленению и ликвидации старых насаждений проводят победители проводимых администрацией (мэрией) конкурсов (это зависит только от того кто победил в конкурсе в вашем городе).

Если говорить о нормировании озеленения и ликвидации старых зеленых насаждений то я бы рекомендовал ознакомиться с пунктами 4.1 и 4.2 "Строительных норм и правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", там в частности указан минимальный процент озеленения территорий. В пункт 4.12 приведена таблица расстояния от зеленых насаждений до различных объектов застройки, она является критерием при необходимости ликвидации зеленых насаждений растущих к строениям ближе приведенного в ней расстояния. пунктом 9.3** прямо запрещено размещать здания строения и сооружения на землях зеленых зон. Вот ссылка на данный документ:lib_files/npb/1/snip_2.07.01-89.doc

Читайте также: