Психологическая подготовка детей к детскому саду

Обновлено: 05.10.2024

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка :

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей, и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

- Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.

- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.

- Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.

- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.

- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь это психологическая неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

• Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

• С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

• Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

• Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

• Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

• Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

Что надо знать о своем ребенке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

Чтобы воспитать человека

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек.

Как отвечать на детские вопросы?

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

Советы родителям по адаптации ребёнка к детскому саду 1. Заранее подготовьте ребёнка к мысли о необходимости посещать детский сад. Примерно за месяц до того, как он начнёт ходить туда, поменьше,.

Первое время в детском саду иногда становится настоящим испытанием для детей и родителей. Расставание с близкими людьми, новое окружение и незнакомое помещение могут испугать и встревожить даже самых общительных и самостоятельных детей. Поэтому родители задаются вопросом о том, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легко и незаметно.

Готовность к детскому саду

медицинская подготовка

Психологи отмечают сразу несколько фактов, подтверждающих готовность крохи к посещению детского сада:

  • отсутствие страха перед посторонними людьми, новыми местами и впечатлениями;
  • стремление к общению с детьми и взрослыми;
  • умение играть совместно с другими детьми;
  • способность в течение некоторого времени занимать себя самостоятельно – лепкой, рисованием, игрой с конструктором и т.д.;
  • удачный опыт кратковременного пребывания без родителей – с родственниками, няней;
  • развитые навыки самообслуживания – кроха самостоятельно ест, ходит на горшок, моет с мылом руки и т.д.;
  • идея посещения детского сада вызывает интерес и положительные эмоции у ребенка.

Большинство детей приобретают все вышеописанные признаки ближе к трем годам, чем и обусловлен традиционный возраст выхода в детский сад. Можно получить путевку с двух лет в ясли, если в детском дошкольном учреждении они предусмотрены. Это специальная группа для самых маленьких, еще не способных обслуживать себя. Двухлетнему ребенку также могут предложить кратковременное пребывание. Это посещение садика с утра до обеда с целью адаптации к дошкольному учреждению и развития социальных навыков.

Медицинская подготовка

Для начала посещения детского сада родителям требуется оформить медицинскую карту и форму №026/у-2000. Это можно сделать в поликлинике, где наблюдается ребенок. Медицинская карта содержит информацию о состоянии здоровья малыша, пройденных анализах и прививках.

Перед получением карты ребенку нужно пройти ряд специалистов:

  • педиатр;
  • хирург;
  • ортопед;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • окулист;
  • дерматолог;
  • психолог.

Каждый врач обследует ребенка, после чего пишет рекомендации и заключение о возможности посещения дошкольного образовательного учреждения. Непосредственно перед посещением детского сада малышу необходимо пройти исследования на дифтерийную палочку и кишечные инфекции, сдать общий анализ крови и мочи. Список врачей, сроки прохождения диспансеризации и требования к оформлению медицинской карты варьируются в зависимости от региона проживания семьи и конкретного учреждения, в который ребенок был распределен.

иммунитет ребенка

Рекомендуется заранее начать закаливание, чтобы укрепить иммунитет ребенка и минимизировать риски заболеваний в детском саду. Самые простые методы:

  • ходить босиком в помещении и на улице – по траве, песку;
  • обливаться водой с постепенным снижением температуры;
  • посещать бассейн или купаться в природных водоемах в летнее время.

Полезны продолжительные прогулки, активные игры и сон на свежем воздухе. К каждому виду закаливания нужно приступать постепенно, желательно в летний период, ребенок при этом должен быть здоров.

Иммунитет малыша перед детским садом можно также поддержать с помощью витаминов. Восполнить запас необходимых веществ поможет сбалансированный рацион с достаточным количеством ягод, фруктов и овощей. В некоторых случаях педиатр может порекомендовать ребенку отдельные поливитаминные комплексы.

Психологическая подготовка

Чтобы морально подготовить ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, необходимо заранее позаботиться о некоторых нюансах:

  • Рассказать крохе про детский сад. Важно говорить позитивно и подчеркивать моменты, которые могут заинтересовать ребенка (много новых игрушек, увлекательные занятия, компания для игр и т.д.). Хорошими помощниками могут стать фильмы, мультфильмы и книги, где главные герои посещают детский сад. Можно вовлечь малыша в игру, в которой его игрушки будут ходить в садик.
  • Заранее показать ребенку детский сад, чтобы он мог к нему привыкнуть. Можно пройтись на площадке у сада, посмотреть на гуляющих детей. При возможности малышу показывают будущую группу, раздевалку и спальню.
  • Постепенно вводить режим в жизнь ребенка. Нужно, чтобы новое расписание соответствовало распорядку детского сада. Надо четко определить время подъема и отбоя, приемов пищи, активных игр и прогулок. Не стоит отказываться от режима даже в выходные дни. В таком случае малышу будет легче привыкнуть к новому месту.
  • Поработать над навыками самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно есть и ходить на горшок, либо унитаз. Желательно, чтобы он умел самостоятельно мыть руки и умываться, снимать и надевать базовые предметы гардероба. Перед посещением детского сада нужно заранее отучить ребенка от таких привычек, как укачивание перед сном, ношение памперсов, сосание пустышки, бутылочки с соской.
  • Познакомить ребенка с будущим рационом. Меню в детском саду состоит из каш, запеканок, супов, тушеных овощей, рыбных и мясных котлет. Не всем детям нравится питание в детском саду, поэтому желательно заранее ввести новые для малыша блюда в рацион семьи.
  • Регулярно гулять с малышом на детской площадке. Не стоит ограничивать общение с другими детьми. Важно, чтобы перед посещением детского сада ребенок умел выстраивать отношения с ровесниками. Возможно, с кем-то из ребят в дальнейшем ребенок попадет в одну группу.

Не менее важно и общение ребенка с взрослыми. Надо как можно чаще ходить вместе с детьми в гости, общаться с родственниками. Это поможет ребенку легче привыкнуть к воспитателям в детском дошкольном учреждении.

как подготовить ребенка к детскому саду

Особое внимание стоит уделить развитию речи малыша. Можно отдельно потренировать с ребенком некоторые фразы и просьбы попить, сходить в туалет. Чем лучше говорят дети, тем увереннее они чувствуют себя среди нового окружения.

Не стоит забывать, что дети слышат и понимают все, происходящее вокруг них. Поэтому, в первую очередь, подготовиться к новому этапу в жизни ребенка должны сами родители. Даже в разговорах с посторонними людьми важно положительно отзываться о детском садике. Малыш чувствует и видит настрой и эмоции. Уверенность и спокойствие мамы передается ребенку.

Желательно запланировать начало посещения детсада на лето. В этот период в садик ходит не так много детей, группы часто гуляют, а в помещении тепло. Это уменьшает шансы заболеть и облегчает адаптацию.

Перед первым посещением детского сада нужно заранее поговорить с малышом. Родители помогают выбрать любимую игрушку, которую ребенок возьмет с собой, и одежду для садика. Знакомые вещи помогут малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее освоиться в новой обстановке. В некоторых случаях возможно на первых порах посещать садик через день или проводить там только половину дня.

Самые важные моменты при поступлении в детский сад: малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания и не бояться новых людей. При подготовке к поступлению в ДДУ необходимо уделить внимание оформлению медицинской карты и психологическому настрою ребенка. Желательно, чтобы кто-то из родителей взял отпуск на первые недели посещения детского и помог малышу быстрее адаптироваться в новой среде.

Каждый ребёнок – это личность со своим темпераментом и особенностями характера.

Реально определить готовность ребёнка к детскому саду могут только родители, проанализировав поведение и характер ребёнка.

Подготовка к детскому саду, длительный процесс, и это не месяц-два, а как минимум, полгода.

Признаки психологической готовности ребёнка к детскому саду:

  1. Интерес ребёнка к играм и взаимодействию с другими детьми .

(посещение детских площадок, умение ребёнка общаться с другими детьми, то есть умение делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки и не драться с другими ребятами. Хорошо если в круг общения вашего ребёнка, войдут дети, которые уже ходят в детский сад);

  1. Отсутствие негативной реакции на уход матери.

(умение расставаться с мамой. Если ребёнок расстаётся с мамой впервые в первый день пребывания в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Главная ошибка родителей – резкий отрыв ребёнка от матери. Задача родителей – заблаговременно приучить ребёнка к тому, что вы можете отсутствовать. На то, чтобы ребёнку привыкнуть к отсутствию родителей в детском саду, иногда требуется большое количество времени);

  1. Готовность ребёнка к общению с другими взрослыми, помимо близких родственников.

(общение с воспитателями. Неподготовленный малыш, привыкший быть всё время с мамой, испытывает огромный стресс. Ваша задача – расширить круг общения ребёнка, чаще ходить в гости, звать гостей к себе. Ребёнку важно знать, что мама за ним вернётся, и не забывать ему об этом говорить);

  1. Отсутствие выраженных страхов и тревоги на новую ситуацию.

(чем больше времени вы уделяете подготовке ребёнка к детскому саду, тем проще ему будет влиться в новый режим жизни. У ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания – приучен к горшку, умение пить из чашки и самостоятельно есть ложкой, пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно. Помимо этого – соблюдение дисциплины и чёткого распорядка дня, установленного в детском саду. Подготовить к этому ребёнка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определённый режим дня и придерживаться ему);

И самое главное – работа над собой. Нельзя показывать ребёнку свои переживания по поводу пребывания ребёнка в детском саду. Это может привести ребёнка как к частым заболеваниям, нарушениям сна, аппетита, так и к анурезу, нервным тикам и неадекватному поведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.Под психологической готовностью к школьн.


Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям.


Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре.

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое


Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета.

Готов ли ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе.

готов ли ваш ребенок к школе.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело .

адаптация в детском саду

Адаптация к детскому саду проходит по-разному. Вы вполне можете помочь малышу психологически подготовиться к садику. Начать лучше заранее, чтобы у него было время правильно войти в новый режим – так будет значительно проще. Родители могут сами сначала сходить в выбранный сад, чтобы все выяснить. Потом будет легче отвечать на вопросы вашего ребенка. А их обязательно будет много.

Новая среда, занятия, друзья, активные игры. Вы и не заметите, как маленький ребенок станет довольно самостоятельным. Разобраться во всем самому тяжело, но советы психолога помогут подготовиться к саду как ребенку, так и его родителям. Что ж, первые 2 недели самые тяжелые, а потом будет гораздо проще. Малыш полюбит садик, ведь там может быть очень весело.

Первое знакомство с садиком

Первое знакомство с детским садом лучше всего провести родителям. Неплохо бы сходить в садик заранее, за полгода-год до того, как вы отведете туда ребенка. Нужно разобраться: а так ли хорошо это место, как про него рассказывают?

адаптация в детском саду

Какие воспитатели работают здесь, какие игрушки и игры предлагают детям. Посмотрите на помещение для сна, игр. Расспросите про программу занятий с малышами.

У вас всегда есть выбор. В детском саду ваш ребенок проведет следующие несколько лет – нужно убедиться, что там действительно хорошо. А дальше решайте сами, как подготовить сыночка или дочку к первому ответственному шагу. Можно посетить психолога, который даст советы по поводу адаптации. Конечно, перекидывать всю ответственность на психолога нельзя. Важно, чтобы и родители принимали участие в этом процессе.

Адаптация

Процесс приспособления к новым условиям жизни называется адаптацией. Когда в один день все меняется для ребенка, начинается та самая адаптация к садику. Не всегда простая, не всегда быстрая. Это тяжело – поменять свою жизнь, режим сна, меню, занятия. Раньше малыш все время проводил дома с мамой или бабушкой. Теперь же его ждет целый новый мир:

  • знакомства;
  • уроки;
  • совместные игры;
  • необходимая самостоятельность;
  • новые контакты со взрослыми;
  • новый режим дня.

Включается психический механизм адаптации к этим условиям. Мозг работает очень напряженно, ведь из всего накопленного опыта, знаний, навыков теперь нужно извлекать практическую пользу. У воспитателя нет времени на всех детишек сразу – малышу придется самому мыть ручки, ходить в туалет без помощи.

В детском саду, конечно, воспитывается некая самостоятельность. Развязались шнурки? Завяжи сам. Не хочешь есть кашу? Или оставайся голодным, или привыкай к ней. Неподготовленному ребенку сталкиваться с такой новой реальностью бывает страшно. Очень важно помочь ему пережить эти новые условия, правильно адаптироваться к садику. Бывает три типа адаптации.

Легкая адаптация

Легкая адаптация в детском саду означает еще и то, что ребенку быстро удается завязать дружбу с другими детьми. Совместные игры, развлечения, дружба – это помогает забыть о том, как не хотелось идти в садик. Общительные дети, привыкшие к социальным контактам, легко находят общий язык с остальными и с воспитателем.

Ребенок отвечает на вопросы о садике с удовольствием, оживленно рассказывает о том, что видел, выучил. Рассказывает про друзей, смешные ситуации. Его речь стремительно развивается, а общение становится более взрослым. В детском саду весело и интересно, и ребенок это быстро понимает.

Средняя адаптация

Средняя по тяжести адаптация весьма распространена. Далеко не все дети в 3 годика уже осознают свою самостоятельность. Им все еще непонятно, зачем нужно ходить в сад. Они воспринимают это как некое наказание за плохое поведение. Понять, что это на ближайшие 3 (в среднем) года – а потом школа, а потом университет, – они не могут. Такие мысли только пугают их.

Только в детском саду можно получить первые навыки общения с другими. Научиться знакомиться, дружить, придумывать совместные игры. Лишить малыша этого будет неправильно. Дома, с мамами и бабушками-дедушками, ребенку никогда не получить этот опыт.

адаптация ребенка в детском саду

Средняя по тяжести адаптация проходит дольше – до 2 месяцев. Это слезы, просьбы, обещания быть хорошим. Каждый день одно и то же, но нужно потерпеть. Спрашивая таких детишек про детский сад, вы услышите. что там вроде как нормально, но ходить не хочется. В детском саду им вообще-то нравится, просто психика еще не готова отпустить образ домашнего уюта, где все подчинено удобству ребенка. Играя с мамой, всегда можно предложить свои правила. А играя с другими детьми, придется или сильно заинтересовать их идеей, или же подчиниться желаниям остальных.

Тяжелая

подготовка ребенка к детскому саду

Это редко, но все же встречается. Чаще всего у детей с отставаниями в развитии или проблемной психикой. Хотя если до 3 лет не заниматься воспитанием малыша, потакать всем его капризам, то вы получите ребенка, который совершенно не готов остаться один в компании других детей. Он не слушает воспитателя, не хочет следовать режиму, правилам поведения. Когда все занимаются рисованием, малыш встает и идет играть. Просьбы вернуться его злят.

Эти дети часто агрессивны по отношению к другим. Могут легко ударить, обидеть, отобрать силой понравившуюся игрушку. Бывает, это дети из неблагополучных семей. Для них такой образ общения привычен, скопирован из домашнего обихода. Если воспитатели замечают признаки тяжелой (проблемной) адаптации, то ребенка направляют в кабинет психолога вместе с родителями.

Новый мир: советы

Кажется, какие советы можно дать ребенку в 3 года, отправляя его в садик?

Мой руки перед едой.

Не обижай маленьких.

Подружись с кем-нибудь.

Играй вместе с ребятами.

Для того чтобы адаптация прошла успешно, этого не просто мало – это совсем не то, что нужно. Лучше заранее пройти часть адаптации дома, в привычных условиях. Для этого еще с лета начните постепенно подготавливать ребенка к походу в садик.

Режим дня: как привыкнуть?

Если всю жизнь просыпаться в 10 утра, а тут вдруг приходится вставать в 7:00, это огромный шок для маленького человека. Как итог, утро всегда проходит в слезах. Лучше постепенно сдвигать начало дня – на 30 минут несколько раз в месяц. Так ребенку проще привыкнуть. Распорядок дня в детском саду таков:

Попробуйте установить этот режим хотя бы частично. Малышу будет не так страшно и сложно в саду, если он привыкнет к режиму заранее.

Новая еда в садике

Детей голодными не оставят, накормят – через слезы, обиды, долгие сидения за столом. Предложите ребенку поискать положительные моменты. Может, компот вкусный или пюре нравится? Или на полдник дают любимые фрукты? Что-то вкусное обязательно должно быть.

Подружиться с ребятами

Большинство детей уже до садика обзавелись приятелями, или же у них есть братья, сестры, другие маленькие родственники. В возрасте 3-4 лет детишки очень активные, любят подвижные игры. Именно социальная адаптация бывает для ребенка сложной. Чаще давайте детям играть вместе, выводите во двор. Если ребенок долгое время не может завязать дружбу в садике, это должно насторожить не только родителей, но и воспитателей.

Дома можно играть в ролевые игры с игрушками: знакомить их друг с другом, задавать вопросы. Это простой игровой способ дать ребенку навыки общения. Хотя для нормально развитого ребенка 3 лет не должно быть такой уж большой проблемой познакомиться и завести друзей. В детском саду воспитатели проводят специальные коммуникативные игры, помогающие ребятам подружиться.

Слушаться воспитателя

подготовка ребенка к детскому саду

Еще один важный аспект — отношения с воспитателем. Раньше взрослые вокруг ребенка были родными или хорошо знакомыми. А этот человек абсолютно новый. Конечно, доброжелательный, приятный, но чужой. С ним нужно найти общий язык, а еще его нужно слушаться целый день.

Об этом лучше всего поговорить заранее, чтобы в детском саду не возникло конфузных ситуаций. Объясните ребенку, что воспитателя можно попросить о помощи, рассказать ему о своих проблемах. Если что-то болит или случилось, нужно сразу подойти и рассказать. Адаптация в саду пройдет проще, если знать кое-какие правила этого нового мира.

Родителям на заметку

Родителям тоже нужно адаптироваться, но по-другому. Привыкайте, что малыш взрослеет. Скоро у него появятся свои игры, секреты, друзья и вообще — своя жизнь. Атмосфера дома всегда должна быть доброжелательной, иначе малышу будет очень тяжело. Первые недели в садике самые трудные.

Первые 2 недели в садике

Подготовка начинается с лета

подготовка ребенка к детскому саду

Не нужно говорить малышу, что он отправляется в садик, непосредственно за день до этого. Он не примет это всерьез, а потом случившееся станет для него шоком. Лучше заранее рассказывайте о том, что будет, когда ему исполнится 3 годика.

Старайтесь не описывать детский сад совсем идеальным местом. С некоторыми детишками не сразу получится подружиться. Придется самому отвечать за себя, одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговички. Воспитатель будет давать задания – нужно слушаться. Пусть ребенок поймет, что его ждет ответственность. Садик будет вызывать у него интерес – приготовьтесь отвечать на вопросы.

Атмосфера дома

подготовка ребенка к детскому саду

Приходя домой после садика, ребенку хочется отдохнуть от всех этих занятий, друзей, новых обязанностей. Окунуться на вечер в свою обычную жизнь с любимыми игрушками. Для ребенка этот отдых очень важен. Не только взрослые устают, но и дети. К вечеру он может быть раздражительным, уставшим. Вы можете отвести его погулять перед сном – это будет отличной разгрузкой после целого дня впечатлений.

Не ругайте его, просто найдите свой собственный способ отдыха. Возможно, поможет ванна, где малыш поиграет в воде. Или почитайте ему сказку. На вечер планируйте только тихие, спокойные игры. Самим родителям тоже нужно помнить, что ребенок устал – не включайте громкую музыку, телевизор.

Не перегружайте малыша

подготовка ребенка к детскому саду

Многие родители, желая самого лучшего, начинают перегружать ребенка. Детский сад, спортивная секция, занятия иностранным языком, музыкой… У малыша нет даже времени поиграть в своей комнате перед сном. Это все хорошо, но не нужно вводить много занятий сразу. Поход в детский сад и так стрессовая ситуация. Сейчас ребенку хочется вернуться домой и просто отдохнуть, поиграть, посмотреть мультик.

Вы можете вводить дополнительные занятия, но не сразу. Потом, когда он привыкнет к садику, введите что-то одно. Через год – еще какой-нибудь кружок. Лучше сосредоточиться на чем-то одном, чем предлагать массу занятий. Так малыш будет уставать, а из-за этого снижается иммунитет, он часто болеет. Усталость приведет к плохой концентрации. Скоро начнется школа, так что дайте ребенку еще немного побыть в настоящем веселом детстве.

Читайте также: