Пыльца у папоротника созревает в

Обновлено: 19.09.2024

Летом на листьях папоротника появляются маленькие бурые бугорки. В них располагаются спорангии , в которых образуются многочисленные мелкие споры .

После созревания споры высыпаются и разносятся ветром. Оказавшись во влажной почве, спора прорастает и из неё развивается заросток (половое поколение — гаметофит). Заросток папоротника существует независимо от спорофита. Он представляет собой небольшую зелёную сердцевидную пластинку, прикреплённую к почве с помощью ризоидов.


На нижней стороне заростка образуются антеридии и архегонии, которые производят половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки). Для того, чтобы сперматозоиды доплыли до яйцеклетки и произошло оплодотворение, нужна капля воды.

Образовавшаяся при оплодотворении зигота делится, начинает расти зародыш . Он сначала питается за счёт заростка, а потом переходит к самостоятельному питанию и превращается во взрослое растение. Это бесполое поколение — спорофит.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.

ВложениеРазмер
trenirovochnye_testy_k_ege_botanika.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные тесты ЕГЭ биология. Бактерии, грибы, водоросли, лишайники, хвощи, плауны, голосеменные.

1. Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из

1) одной клетки с оформленным ядром и многими органои дами

2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов

3) одной или множества ядерных клеток с оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов

4) одной безъядерной клетки, не имеющей органоидов

2. Какой организм относят к царству бактерий?

1) малярийного паразита 2) хлореллу 3) кишечную палочку 4) инфузорию-туфельку

3. Бактерии, в отличие от растений, имеют

1) специализированные половые клетки 2) расположенную в цитоплазме молекулу ДНК

3) ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой 4) две и более хромосом

4. Почему бактерии относят к прокариотам?

1) имеют одну хромосому, расположенную в ядре 2) имеют одну кольцевую ДНК

3) размножаются делением надвое 4) питаются только готовыми органическими веществами

5. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) зиготы 2) споры 3) цисты 4) активного организма

6. Бактерии размножаются путем

1) слияния половых клеток 2) образования спор 3) деления надвое 4) митоза

7. Чем питаются бактерии сапротрофы?

1) органическими веществами мертвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

4) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха

8. К какой группе организмов относят туберкулезную па лочку по способу питания?

1) сапротрофам 2) паразитам 3) хемотрофам 4) автотрофам

9. Какая группа бактерий улучшает азотное питание растений?

1) брожения 2) клубеньковые 3) уксуснокислые 4) сапротрофные

10. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает

1)вирус 2) плесневый гриб 3) бактерия-паразит 4) бактерия-сапротроф

11. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) разрушителей неорганических веществ

12. Какие особенности жизнедеятельности грибов указы вают на их сходство с растениями?

1) накопление в оболочках клеток хитина 2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) потребление готовых органических веществ 4) минерализация органических остатков

13. В чем проявляется сходство процессов жизнедеятельно-сгпи грибов и животных?

1) всасывают минеральные вещества поверхностью гиф 2) питаются готовыми органическими веществами 3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при по мощи спор

4) растут в течение всей жизни

14. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высо кий уровень организации, так как

1) по способу питания они являются гетеротрофными орга низмами

2) их можно встретить в разных средах обитания

3) они выполняют роль разрушителей в экосистеме 4) их клетки имеют оформленное ядро

15. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?

1) пластиды 2)ядро 3) рибосомы 4) митохондрии

16. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из

1) клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4)липидов

17. Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют

1) оболочку из хитиноподобного вещества 2)ядро 3) митохондрии 4) аппарат Гольджи

18. Каково значение дыхания в жизни грибов?

1) способствует образованию органических веществ в теле гриба 2) ускоряет процесс биосинтеза белка

3) способствует освобождению энергии и ее использованю. на процессы жизнедеятельности

4) обеспечивает поступление минеральных веществ из почвы

19. Какая группа организмов питается готовыми органиче скими веществами?

1) грибы 2) папоротники 3)водоросли 4) мхи

20. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы?

1) они совмещают в себе признаки растений и животных

2) по типу питания они сходны с бактериями и животными

3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водо росли

4) они поглощают воду всей поверхностью тела

21. Палочка Коха относится к:

1) почвенным бактериям 2) бактериям гниения 3) болезнетворным бактериям 4) уксуснокислым бактериям

22. Бактерии являются возбудителями:

1) энцефалита 3) краснухи 2) гепатита 4) сибирской язвы

23. К отделу бурых водорослей относится:

1) хламидомонада 3) хлорелла 2) ламинария 4) спирогира

24. Половой процесс называется конъюгацией у:

1) хламидомонады 3) хлореллы 2) ламинарии 4) спирогиры

25. По типу питания водоросли, как правило, отно сятся к:

1) сапрофитам 3) хемосинтетикам 2) паразитам 4) фотосинтетикам

26. Из споры папоротника развивается:

1) заросток 3)стебель 2) корневище 4) первый лист

27. Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 3) спорангии 2) тычинке 4) ни один ответ не верен

28. Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 3) голосеменных2) папоротников 4) всех перечисленных

29. К моховидным относится:

1) аспарагус 2) фукус 3) сфагнум 4)ламинария

30. Листья совмещают функции спороношения и фото синтеза у:

1) мхов 3) хвощей 2) папоротников 4) плаунов

31. Споры у мхов созревают в:

1) сорусах 3) шишках 2) коробочках 4) спороносных колосках

32. Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 3) супротивно 2) поочередно 4) листья отсутствуют

33. Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 2) несет женские половые органы

3) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

34. В образовании торфа принимает участие:

1) сфагнум 3) леканора 2) пармелия 4) ксантория

35. Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 2) колосках на верхушках побегов 3) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

36. Основным органом прикрепления к почве у плау нов служат:

1) ризоиды 3) придаточодные корни 2) главные корни . 4) боковые корни

37. Эндосперм в семенах голосеменных: 1)гаплоиден 3) триплоиден

2) диплоиден 4) полиплоиден

37. Голосеменные наиболее широко распространены в: 1)тайге 3) тропиках

2) степи 4) саванне

39. К голосеменным не относятся:

1) туи 3) пихты 2) можжевельники 4) верески

40. Папоротник-орляк цветет:

1) один раз в год 3) один раз в жизни 2) через год весной 4) никогда

41. Без участия бактерий или грибов производится:

1.творог 2.карамель 3. хлеб 4.уксус.

42. Отравление грибами очень опасно, потому что:

1.во всех случаях оно смертельно 2.ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кровь.

3.симптомы отравления появляются значительно поздно

4.не существует противоядий против грибных токсинов.

В1. Установите соответствие между группами организ мов и их представителями.

Группы организмов 1. бактерии 2. водоросли 3. грибы 4. лишайники

Представители A. столбнячная палочка Б. вольвокс B. туберкулезная палочка Г. Спорынья Д. олений мох

В-2. Установите соответствие между группой растений и заболеваниями, которые вызывают их представители.

Группы организмов Заболевания

1. бактерии А. брюшной тиф

2. грибы В.столбняк

Д. сибирская язва

В-3 Установите соответствие между типами размноже ния особей и группами организмов.

Типы размножения Группы организмов

1. бесполое А. лишайники

2. вегетативное Б. грибы

3. половое В. водоросли

В-4 К низшим растениям относятся:

1) сосна 2) багрянки 3) олений мох 4) земляника лесная 5) ламинария 6) кукушкин лен 7) вольвокс

В5. Отделами являются:

1) красные водоросли 2) грибы 3) зеленые водоросли 4) злаковые 5) лишайники 6) хвойные

7) бурые водоросли

В-6. Лишайники — особенная группа растений, харак теризующаяся :

1) одним из компонентов является мох 2) быстрым ростом 3) одним из компонентов являются водоросли

4) двойным оплодотворением 5) размножаются спорами 6) симбиотические организмы 7) одним из компонентов являются грибы

2) не содержат в клетках хлорофилл

3) имеют мицелий

5) размножаются только вегетативно

6) автотрофы 7) семейство

В-8. К водорослям относятся:

1) улотрикс 2) сине-зеленые водоросли 3) вольвокс 4) осциллятория

5) спорынья 6) хлорелла 7) ламинария

В-9. При выполнении подберите нужное слово (слова)

В1. Из споры кукушкина льна во влажной почве обра зуется __________ , что свидетельствует о родстве мо хообразных и __________.

В2. Заросток папоротниковидных прикрепляется к по чве __________.

В3. Абсолютное большинство голосеменных представ ляют собой _________и относятся к классу________

В-10. Установите соответствие между отделами растений и преобладанием гаплоидной или диплоидной стадии развития.

Отделы растений 1 . мхи 2. папоротники 3. голосеменные

Преобладание определенной стадии развития

А. преобладание гаметофита над спорофитом

Б. преобладание спорофита над гаметофитом

В-11. Установите соответствие между отделами растений и их характерными особенностями.

Отделы растений Характерные особенности

1. папоротники А. из споры развивается заросток

Б. представлены кустарниками и деревьями

2. голосеменные В. корни только придаточные

Г. имеют кольца прироста древесины

Д. оплодотворение происходит в водной среде

В-12. Установите соответствие между видами шишек у голосеменных и их характерными особенностями.

Виды шишек у голосем. Характерные особенности семенных растений

1. мужские шишки А. гаплоидные микроспоры

Б. формируется по два семя зачатка

2. женские шишки В. образуется яйцеклетка

Г. развивается гаметофит

В-13. Установите соответствие между типами размноже ния и отделами растений.

1. размножение семенами

2. размножение спорами

A. голосеменные Б. мхи B. папоротники Г. Водоросли

В-14. Особенности папоротников:

1) заросток обоеполый 2) заросток раздельнополый 3) одноклеточные

4) многоклеточные 5) листья называются вайи 6) наличие корня, стебля, листьев

7) наличие корня, стебля, листьев, цветка

В-15. Особенности мхов:

1) цветут один раз в год 2) являются нижним ярусом лесной растительности

3) представитель — кукушкин лен 4) накопители влаги

5) стебель с листьями 6) представитель — олений мох

7) стебель с листьями и корнями

В16. Характерные черты голосеменных:

1) семязачаток лежит открыто на семенной кожуре

2) семязачаток находится под покровом

3) женским гаметофитом является ядро с двумя архегониями

4) женским гаметофитом является зародышевый ме шок с восемью ядрами

5) развитие семязачатков и образование семени проис ходит медленно

6) развитие семязачатков и образование семени проис ходит быстро (за 3-4 недели)

7) двойное оплодотворение

С.1 В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?

С2 В чем отличие вирусов от остальных организмов?


Задание 10 № 11491

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

А) не выносят засушливых условий

Б) жизненная форма — деревья и кустарники

В) яйцеклетка созревает в семязачатке

Г) образуют мелкую сухую пыльцу

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Папоротники не могут размножаться без воды, а в цикле развития стадия гаметофита представлена в виде заростка. Остальные перечисленные признаки относятся к голосеменным.

Например, из Голосеменных кустарник — Можжевельник.

Наталья так мы о том что и у па­по­рот­ни­ко­вид­ных есть дре­во­вид­ные формы на­при­мер Диксония

Для папоротников ответ Б будет не полным, т.к. основная масса папоротников травянистые растения. Поэтому пункт Б и относим к голосеменным.

Если бы было написано: жиз­нен­ная форма — де­ре­вья, ку­стар­ни­ки и травы . — тогда относили бы к Папоротникам

Папоротники относятся к наиболее древним споровым растениям. Обитают в самых разнообразных экологических условиях: в заболоченных местах и водоемах, лесах тропического и умеренного климата. Наиболее известные представители - щитовник мужской, орляк, страусник. В жизненном цикле папоротников, хвощей, плаунов доминирует спорофит.

Расцвет папоротников произошел около 358 млн лет назад и длился примерно 65 млн лет, в честь папоротников назван период палеозойской эры - карбон, или каменноугольный период, который длился указанный промежуток времени. Именно папоротникам принадлежит активная роль в углеобразовании: в карбоне леса заселяли древовидные папоротники, достигавшие 40 и более метров в высоту.

Папоротники

Древесные формы папоротников сохранились до наших дней, однако большинство представителей - травянистые растения, у которых отсутствует камбий, а значит, нет и вторичной древесины.

Папоротники относятся к группе сосудистых растений, так как имеют жилки - сосудисто-волокнистые пучки, в отличие от мхов, которые не имеют жилок и не являются сосудистыми растениями. Механическая прочность обеспечивается отложением склеренхимы вокруг проводящих пучков (жилок).

Жилка папоротника

В отличие от мхов, папоротники имеют проводящую ткань в стеблях и корнях, состоящую из ксилемы и флоэмы. Заметьте, я написал "корень" - у мхов не было и корней, вместо них были ризоиды, выполняющие аналогичную корням функцию. Корни папоротников, хвощей и плаунов всегда придаточные и растут от видоизмененного побега - корневища.

Строение папоротника

Строение

Рассмотрим строение папоротников на примере типичного представителя - щитовника мужского. Это широко распространенный папоротник, типичный для климата умеренных широт. Представляет собой многолетнее травянистое корневищное растение.

Образован пучком сильно расчлененных листьев, отходящих от корневища. Нарастают листья верхушкой, образуя завитки - "улитки".

Улитки папоротника

Отметьте, что лист папоротника называется вайя (от греч. baion - пальмовая ветвь). В отличие от настоящих листьев, вайя имеет недетерминированный верхушечный рост. Листья имеют черешок, прикрепляющийся к стеблю, который может продолжаться в рахис - главную ось сложного листа, соответствующую центральной жилке.

Вайя лист папоротника

Жизненный цикл папоротниковидных

Листостебельное растение папоротника, изображенное выше - спорофит (2n). Спорофит доминирует в жизненном цикле папоротниковидных, в отличие от цикла мха, где спорофит, по сути, является придатком гаметофита (редуцирован). На нижней стороне вайи располагаются спорангии, собирающиеся в сорусы - группы близкорасположенных спорангиев. На спорофите (2n) в спорангии после мейоза образуются споры (n).

Сорусы, спорангии папоротника

В 2012 году группа ученых под руководством Ксавьера Нобли из Университета Ниццы выяснили, что спорангий имеет специальный механизм "катапульты", споры из него вылетают со скоростью около 10 м/с.

Гаплоидные споры (n) прорастают в заросток (n), небольшую пластинку (несколько мм) сердцевидной формы. Заросток зеленого цвета, способен фотосинтезировать и прикрепляется к почве ризоидами. На нем образуются мужские и женские половые органы - соответственно антеридии и архегонии. Сперматозоид (n), образовавшийся в антеридии, благодаря воде (во время дождя) попадает в архегоний, где сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n).

Из зиготы развивается зародыш, который проникает в ткани архегонии с помощью особого приспособления - гаустории (от лат. haustor - черпающий, пьющий). Гаустория представляет собой ножку, внедряющуюся в ткани заростка и поглощающую из него питательные вещества. Начинается бурный рост зародыша, образуется побег, а затем взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл папоротника

Значение папоротников

Папоротники являются главным компонентом многих лесных сообществ, звеном в цепи питания - продуцентами (производителями органических веществ). Человек использует папоротник в декоративных целях. Молодые побеги некоторых папоротников съедобны и употребляются в пищу: побеги орляка, листья страусника обыкновенного.

Щитовник мужской имеет медицинское значение: из его корневищ изготавливают противогельминтный препарат.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

С ЭТИМ у растений всё не так, как у людей. Ну, это ожидаемо. А как?

Для начала напомню, что вообще-то в природе существует две стратегии размножения. И о каждой из них я уже рассказывала:

  • вот здесь о бесполом размножении - 3 фактора, делающих бесполость более эффективной, чем раздельнополость
  • а здесь о размножении половом - Зачем нужны мужчины?

У каждой из стратегий размножения свои сильные и свои слабые стороны. Ну, и какую же из них выбрали растения? Плюсы какого типа размножения перевесили для них минусы?

А вот представьте, растения вообще "отказались" делать выбор. Каждый вид растений размножаются как половым, так и бесполым путём, с успехом используя преимущества обоих вариантов.

После подобного открытия возникает вопрос: а всё ли мы о растениях знаем, действительно ли у них отсутствует мозг?

А теперь подробности.

В жизни каждого вида растений чередуются два поколения: поколение половое сменяет поколение бесполое, которое в свою очередь вновь сменится половым поколением. И так далее.

Вот жили-были себе растительные бабушка и дедушка нормальной семейной жизнью и родили детей (пока ещё не были бабушкой и дедушкой). А вот в жизни их детей уже секса не было, и не так, как в СССР, а в действительности - полная асексуальность. Тем не менее внуки у бабушки и дедушки каким-то образом появились, И вот внуки-то вновь нашли себе половых партнёров для размножения.

А теперь о каждом поколении отдельно.

Половое поколение

Называется это поколение растений - гаметофит , потому что оно размножается с помощью гамет - половых клеток. Половые клетки у гаметофита образуются. в половых органах (где же ещё?), хотя бывают и исключения, некоторые гаметофиты обходятся и без половых органов. В женских половых органах архегониях образуются женские гаметы яйцеклетки . В мужских половых органах антеридиях - мужские гаметы. Мужские гаметы у растений могут иметь жгутик, быть подвижными и именоваться знакомым нам термином сперматозоиды , а могут быть жгутика лишёны и называться спермиями . Куда жгутик у некоторых подевался?

Ну, вот он есть у моховидных и папоротниковидных. Зачем он их мужским гаметам? А чтобы плыть к яйцеклетке. У мхов яйцеклетка на одной особи, а сперматозоид на другой. Приходится добираться.

А у папоротников гаметы хоть и на одном организме созревают, но всё же расстояние между ними имеется (несколько миллиметров всего, но тем не менее. ), без весла жгутика никак.

Ну и чтобы плыть ещё и вода нужна. Теперь понятно, почему мхи и папоротники селятся поближе к болотам, ну или хотя бы там, где достаточно влажно? На солнечной опушке вы их точно не найдёте.

А вот у семенных растений (голосеменных и покрытосеменных) спермии как-то и без жгутиков обходятся, хотя расстояния до яйцеклетки иногда преодолевают такие, что вышеупомянутым мхам и папоротникам и не снилось - от мужской шишки одного растения до женской шишки другого или от тычинки одного цветка до пестика другого! Как им удаётся? Дело в том, что спермии у этих отделов растений формируются в пыльцевом зерне (в пыльце), а созревшая пыльца доставляется к яйцеклетке по воздуху: либо ветер переносит, либо животные.

Яйцеклетки же у хвойных и цветковых развиваются в зародышевых мешках - семязачатках , которые расположены между чешуйками женской шишки у первых и в пестике цветка у вторых. И уж когда пылинка оказывается недалеко от яйцеклетки, то она прорастает - образует пыльцевую трубку, проникающую в зародышевый мешок и доставляющую мужские гаметы прямо к цели. В общем, двигаться самостоятельно спермиям нет нужды.

Если половым клеткам повезло и они встретились, преодолев все преграды, то, слившись воедино, они образуют новую клетку - зиготу , у которой в два раза больше наследственного материала, чем у каждой из гамет. Но зигота - это уже первая клетка следующего поколения - бесполого. Теперь речь о нём.

Бесполое поколение

Как вы уже поняли, начинается оно с зиготы и, надо бы заметить, что у некоторых растений зиготой и оканчивается. Это я о водорослях, но о них как-нибудь позже расскажу отдельно, а у прочих, более эволюционно продвинутых отделов растений, зигота делится и образует в итоге множество клеток нового поколения.

Называется бесполое поколение растений - спорофит , потому что оно размножается с помощью спор - специальных клеток, предназначенных именно для бесполого размножения. Споры у спорофита образуются в предназначенных для этого органах - спорангиях .

Вот здесь созревают споры у мхов:

А вот здесь у папоротников:

У голосеменных спорангии расположены под чешуйками шишек. Причем у них спорангии двух типов: в женских шишках - мегаспорангии, в мужских - микроспорангии:

У покрытосеменных спорангии находятся в цветке. Мегаспорангий - в завязи пестика, а микроспорангий - в пыльнике тычинки:

Бесполому поколению полового партнёра искать не нужно, добираться к нему сквозь непогоду и лишения тоже. В плане размножения это поколение самодостаточно. Ну, а образуемая им спора становится первой клеткой следующего поколения - да, вы правы, вновь полового. И цикл замыкается.

А теперь нестыковки и их объяснение.

"Но позвольте! - воскликнет иной знаток ботаники. - Мы же ни разу в жизни не видели спор у хвойных или цветковых растений. Они же семенами размножаются."

Да, соглашусь, не видели. В чём причина?

Причина в том, что хвойные и цветковые растения учли ошибки своих эволюционных предков и не отправляют больше маленькие беззащитные клетки (это я о спорах) в этот жестокий-жестокий мир. Тем не менее, споры у них есть. Споры хвойных и цветковых не разыскивают благоприятную почву, где бы им можно было бы приземлиться и прорасти, а остаются внутри спорофита и там же внутри спорофита развиваются в гаметофиты. Там же, в теле своего родителя-спорофита, гаметофит взрослеет, производит половые клетки и даже ведёт половую жизнь. Женские гаметофиты семенных растений - это семязачатки (я их уже упоминала), а мужские гаметофиты у них - это пылинки. Вот до таких-то микроскопических размеров уменьшилось половое поколение в результате эволюции. Почему бы ему и не поместиться внутри поколения бесполого?

А теперь о семенах голо- и покрытосеменных растений. Они откуда?

А они из семязачатков. В семязачатке - яйцеклетка. После оплодотворения яйцеклетка становится зиготой - первой клеткой спорофита - и из неё развивается зародыш будущего взрослого спорофита, ну а остальные части семязачатка становятся оболочками, защищающими зародыш, и запасом пищи для него. Зародыш, защитная кожура и запас пищи - это и есть семя. То есть семя - это тоже спорофит, только чуть взрослее, чем зигота. Ну а уж из семени при благоприятных условиях вырастает полностью сформировавшийся взрослый спорофит. Что там с ним будет дальше, вы уже в курсе.

Формирование семени из семязачатка у однодольного покрытосеменного растения. Источник изображения: презентация автора канала.

Формирование семени из семязачатка у однодольного покрытосеменного растения. Источник изображения: презентация автора канала.

Читайте также: