Qantas a380 аварийная посадка

Обновлено: 05.10.2024

В Сингапуре совершил аварийную посадку самолет Airbus A380 австралийской авиакомпании Qantas. Как сообщили представители авиаперевозчика, причиной посадки рейса QF32 стал отказ одного из двигателей воздушного судна, передает Associated Press.

eugene333

Новичок

DARKSUN

Новичок

И плоскость повреждена.

Бортовой - VH-OQA
Двигатели RR Trent 900, уже второй отказ на 380-ом.

lopunder

Старожил

A380 с отказавшим двигателем приземлился в Сингапуре
Самолет-гигант A380, у которого отказал один из четырех двигателей, совершил экстренную посадку в Сингапуре, передает Agence France-Presse.

Корреспондент агентства утверждает, что видел дым из-под днища самолета; кроме того, один из двигателей, по его словам, сильно поврежден. Сразу по приземлении к лайнеру прибыли пожарные и спасатели.

Ранее ряд информагентств со ссылкой на индонезийские телеканалы сообщил, что в районе острова Батам разбился самолет-гигант A380 австралийской авиакомпании Qantas. Местные жители утверждали, что слышали взрыв, а затем на остров якобы упали обломки разбившегося самолета. Предполагаемые фрагменты обшивки самолета, упавшие на остров, показал в прямом эфире телеканал CNN.

Практически сразу в Qantas официально опровергли информацию об авиакатастрофе, сообщив, что у A380 отказал один из двигателей. Представитель авиаперевозчика Эмма Кирнс подчеркивала, что аэробус способен лететь и на трех двигателях, но экипаж решил посадить лайнер, чтобы не подвергать опасности пассажиров.


Однако довольно скоро стало известно, что самолет по-прежнему находится в воздухе. У него отказал один из четырех двигателей, в связи с чем экипаж принял решение об экстренной посадке в сингапурском аэропорту. Примерно на протяжении часа лайнер кружил над окрестностями, вырабатывая топливо, а затем приземлился. К месту посадки были стянуты спасатели и пожарные. По предварительным данным, взрыв, который слышали жители острова, произошел в задней части отказавшего двигателя. На это, по мнению журналистов, указывают закоптившиеся от дыма и оплавленные края деталей.

Предполагаемые обломки A380, посеявшие панику среди жителей Батама, собирают специалисты. Пострадавших на земле не оказалось, однако строениям острова был нанесен некоторый ущерб. В частности, довольно крупный фрагмент обшивки с красным рисунком, напоминающим символику Qantas, проломил крышу школы. А 55-летняя индонезийская домохозяйка Янес Три намерена потребовать от Qantas компенсацию за упавший на крышу ее дома обломок, который, по ее словам, только чудом никого не убил.

Несмотря на то, что пассажиры были напуганы, происшествие обошлось без паники на борту. Большинство из них даже не оценили масштабов произошедшего, пока не увидели самолет снаружи. Не исключено, что это связано с репутацией Qantas: за 90 лет работы авиакомпании не было зафиксировано ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами. То же самое можно сказать об аэробусах A380 - за три года эксплуатации этого воздушного судна это далеко не первый инцидент, связанный с техническими неполадками, однако к гибели людей ни одна из этих ситуаций еще не приводила.

Аэробусы A380 входят в парк авиакомпаний Qantas, Lufthansa, Air France и других крупных перевозчиков. Qantas, в частности, использует их для полетов в Великобританию и США: из Сиднея в Лондон можно попасть почти за 30 часов, а перелет из Мельбурна в Лос-Анджелес занимает примерно 14,5 часа.

В начале 2008 года авиакомпания Singapore Airlines трижды откладывала или отменяла рейсы лайнера-гиганта. В январе самолет выкатился из ангара и выехал на газон, отцепившись от буксировщика, а в феврале и марте при заправке были обнаружены неисправности топливных насосов. В 2009 году самолет той же авиакомпании, летевший в Сингапур из Парижа, пережил более серьезное происшествие: вскоре после вылета у A380 отказал двигатель, и экипаж решил вернуться в аэропорт. Наконец, в марте 2010 года произошел еще один инцидент, выпавший на долю одного из шести лайнеров, принадлежащих Qantas: при посадке в Сиднее была повреждена стойка шасси, и пассажиров пришлось высаживать прямо на взлетно-посадочное поле.

На этот раз Qantas решила тщательно расследовать происшествие. Исполнительный директор авиакомпании Алан Джойс объявил о том, что все рейсы A380 будут приостановлены, пока эксперты не убедятся, что аэробусы-гиганты безопасны для эксплуатации и соответствуют всем требованиям Qantas. В расследовании примут участие сотрудники Airbus и представители компании Rolls Royce, которая создала двигатели для самолета. Сколько времени займет экспертиза, пока неясно.

Другие авиакомпании пока не выразили намерения последовать примеру Qantas и приостановить полеты. Представители Singapore Airlines заявили, что дождутся результатов расследования, и тогда уже будут принимать соответствующие решения, а руководство авиакомпании Emirates Airline сочло, что инцидент вообще их не касается, поскольку лайнеры, принадлежащие этому перевозчику, не оборудованы двигателями производства Rolls Royce.

Некий пилот авиакомпании Qantas, не позволивший журналистам публиковать его имя, заявил, что у совершающих продолжительные перелеты лайнеров регулярно отказывают двигатели, но если в этот раз происшествие сопровождалось взрывом и дымом, то ситуация серьезнее обычного. А вообще, по его словам, самолет с четырьмя двигателями может долететь до места назначения и на трех. Тем не менее, если бы он об этом не рассказывал, было бы спокойнее.

Чем уникален A380

Последняя — одна из старейших авиакомпаний мира, причем ее репутация практически идеальная: с момента основания в 1920 году не случилось ни одной катастрофы с участием ее реактивного самолета. Это без преувеличения выдающийся показатель, и мало какой перевозчик может таким похвастаться. Неудивительно, что Qantas регулярно входит в рейтинги самых безопасных авиакомпаний мира. Но 4 ноября 2010 года идеальная репутация компании могла сильно пошатнуться.


Но на рейсе Qantas 32 в кабине было еще два пилота-инструктора, которые экзаменовали основной экипаж. Как покажут дальнейшие события, командиру Ричарду де Креспиньи, второму пилоту Мэттью Хиксу и бортинженеру Марку Джонсону выпали билеты минимум с двумя звездочками. Все люди в кабине — ветераны Qantas. Они налетали многие тысячи часов на разных лайнерах, преимущественно на Boeing 747, а теперь осваивали новый A380.



Ошибки указывали на большие проблемы второго двигателя: он располагается слева под крылом между фюзеляжем и внешним (первым) двигателем. Сам по себе отказ одного из четырех Rolls-Royce Trent 900 не несет весомой угрозы: конечно, в таком случае экипаж почти наверняка примет решение приземляться в ближайшем подходящем аэропорту, но глобально ни один самолет не начинает падать камнем при остановке двигателя. Другое дело, что Trent 900 не просто отключился, а буквально разорвался — и обломки насквозь пробили крыло. На нем, помимо топливных баков, находятся важнейшие элементы механизации — предкрылки и закрылки, плюс сконцентрирована масса датчиков и кабелей для их работы. Магистрали хоть и дублируются на случай неполадок, но обломки двигателя разрезали практически все ключевые провода и патрубки.

Автоматическая система пожаротушения справилась с огнем во втором двигателе, но при попытке его выключения возникла проблема: Trent 900 не слушался команд от органов управления в кабине и фактически работал автономно. Причем бортовой компьютер, распознав потерю мощности, стремился вернуть ее и подавал в двигатель все больше топлива. Случилось так из-за перебитых обломками кабелей. Здесь уже ситуация становилась более серьезной. Наконец, дышащий на ладан двигатель не выдержал, и от него отлетел 160-килограммовый диск турбины. Всего повреждения коснулись 650 кабелей, самолет потерял больше половины возможностей гидравлики и электрики.

Бортовой компьютер понял, что дела плохи, и перевел пострадавшие из-за перебитых кабелей внешние двигатели №1 и №4 в безопасный режим. Единственный двигатель, которого не коснулись проблемы, — №3. Но еще более серьезные сложности вызвало повреждение гидравлики. В A380 она разделена на две (зеленую и желтую) независимые системы, которые отвечают за разные функции. Из зеленой вытекла вся гидравлическая жидкость — а эта система, кроме прочего, отвечает за выпуск шасси. Экипаж мог надеяться только на выход всех 22 колес под действием гравитации, когда створки раскроются, — благо такая опция предусмотрена на самолетах с давних времен.


Просим оставаться на своих местах

Креспиньи решил возвращаться в аэропорт Сингапура, откуда самолет вылетел. Из-за массы поврежденных элементов лайнер сильно потерял в маневренности, а тормоза утратили эффективность — их тоже повредило. Проблему вызывала еще и большая посадочная масса: хоть в баках и была брешь, топлива оставалось слишком много. Вернее, приземляться с такой массой можно, но предельно аккуратно — если грохнуть самолет о полосу слишком сильно, стойки шасси могут не выдержать самолет весом более 400 тонн. Что еще хуже, слабым тормозам едва ли хватит усилий для остановки лайнера до окончания полосы, а интерцепторы (пластины в задней части крыльев, которые поднимаются вертикально и усиливают лобовое сопротивление) не работали. Бортинженер высчитал, что с нынешними параметрами у Airbus A380 есть запас всего в 139 метров на полосе длиной четыре километра. Экипажу нужно было найти баланс между минимально возможной скоростью для захода на посадку, чтобы уменьшить тормозной путь тяжелого самолета; но чем ниже горизонтальная скорость, тем сложнее самолету держаться в воздухе.

Соблюдать нужные параметры оказалось непросто. На высоте менее тысячи футов экипаж услышал предупреждение о слишком низкой скорости, а за мгновение до касания появилось предупреждение о сваливании. Экипаж смог остановить слабоуправляемый A380 в пределах полосы. Тормозные диски раскалились до температуры почти в тысячу градусов по Цельсию, и в паре метров от них из пробитого крыла продолжало вытекать топливо — самолет, занявшись пламенем, выгорел бы за считанные минуты. В авиации уже был трагичный случай, когда после аварийной посадки никто не объявил эвакуацию и три сотни человек задохнулись в горящем самолете посреди множества пожарных машин. В общем, чем быстрее началась бы эвакуация, тем лучше. Но появилась новая проблема.


Диспетчер пожарной части связался с экипажем A380 и попросил выключить первый двигатель. Пилоты посмотрели на панель приборов: согласно датчикам, двигатель не работал. Но спасатели сказали, что турбина продолжает вращаться и приближаться к самолету опасно. Аварийный выключатель двигателя тоже не остановил Trent 900. Из кабины отключить силовую установку было невозможно.

На безопасную остановку двигателя ушло больше часа: спасатели просто заливали турбину пеной и водой. Нюанс в том, что двигатель рассчитан на работу в похожих условиях — ведь самолет, например, может попасть под сильный ливень, и силовые установки должны без проблем работать. А поскольку запас прочности Trent 900 был большим, даже напор пены из пожарных рукавов не особо смутил британский Trent 900.

Наконец, двигатель заглох — и можно было проводить эвакуацию. Пострадавших не было. Теперь, после спасения 469 человек, предстояло выяснить: почему разлетелся современный двигатель на новом самолете и может ли подобное повториться на десятках других A380, что уже летают по миру? Случай с рейсом Qantas 32 стал первым реально серьезным инцидентом с Airbus A380 — и это спустя всего два года после выхода на коммерческие рейсы. Репутация главной гордости французского концерна оказалась под вопросом: самолет и так не особо расхватывали покупатели (высокая стоимость, дорогое обслуживание, не на всех маршрутах использование выгодно), а если в нем к тому же есть технические изъяны, лайнер окажется в очень непростом положении.


Даже Rolls-Royce ломается

Проблемы начались с двигателя, поэтому специалисты по расследованию инцидента принялись изучать в первую очередь Rolls-Royce Trent 900 №2 — тот, который разлетелся и пробил крыло. Детективов ждало большое удивление: один из ведущих производителей двигателей для гражданской авиации допустил серьезный просчет, который мог обернуться трагедией. Трубка, по которой масло идет прямиком для смазывания компонентов двигателя, была тоньше, чем требовалось. Из-за этого металл от усталости трескался, и масло попадало прямо в Trent 900 — это приводило к взрыву и разрушению двигателя. Проверка показала, что все двигатели такой модели (их производили только для A380) были с таким дефектом.

К чести Rolls-Royce, компания признала проблему и без лишних вопросов доработала двигатели. Qantas получила от британцев компенсацию в $100 миллионов — это относительно небольшие деньги в масштабах авиакомпании. На пострадавший Airbus A380, выполнявший рейс 32, поставили новые двигатели, а также проложили новые кабели и заштопали крыло. Дефектные фрагменты Trent 900 заменили на всех лайнерах Qantas и других авиакомпаний, заказавших A380 с этими двигателями.


Происшествие стало наиболее серьезным за всю историю Airbus A380: другие случаи можно считать неприятными, но поправимыми инцидентами, а вот рейс Qantas 32 был практически на грани беды. К сожалению, самолету не нашлось места в современной авиации: лайнер оказался чрезмерным во всем: цене экземпляра, стоимости обслуживания, требованиям к инфраструктуре, расходе топлива. С уходом Boeing 747-8I, который вот-вот случится, эпоха гражданских лайнеров с четырьмя двигателями окончательно уйдет в прошлое. Но есть и хорошая новость: что 747, что A380 будут летать минимум 10—15 лет — а значит, еще без проблем можно стать пассажиром самых больших и амбициозных машин в истории авиации.

квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, управление с планшета/смартфона, время полета: 15-21 мин, дальность: 80 м


Вдруг корпус самолета начинает вибрировать, а потом – легкий толчок, как будто кто ударил снаружи по левому борту. На панели приборов срабатывает тревожная сигнализация: вышел из строя второй двигатель. Но автомат тяги почти мгновенно перераспределяет момент между рабочими двигателями. Лайнер вполне способен продолжать полет и на оставшихся трех турбинах. Однако командир принимает решение вернуться в аэропорт. Но перед этим довольно подробно рассказывает пассажирам о возникших проблемах.

В итоге лайнер благополучно приземлился в 11:45. Никто из 433-х пассажиров и 26-ти членов экипажа не пострадал.

"Это большое счастье, что никто не пострадал. Конечно, все мы начали сильно беспокоиться. Но я рад, что все закончилось благополучно", – говорит пассажир Джим Пэгг.

"У самолета, направлявшегося из Сингапура в Сидней, действительно возникли проблемы с одним из четырех двигателей уже через 6 минут после взлета", – рассказал представитель авиакомпании Алан Джойс.

Базовый вариант А380 рассчитан на перевозку 525 пассажиров в типовой трехклассной компоновке на расстояние до 15 тысяч километров. Что же стало с двигателем, и куда делась часть обтекателя австралийского "аэробуса" – это теперь главный вопрос для инженеров авиастроительного альянса. Французское Управление по расследованию авиационных происшествий направило в Австралию группу из трех специалистов для расследования происшествия. К экспертизе привлечены и британские специалисты, так как двигатель самолета был изготовлен на заводах компании Rolls-Royce. Но даже по тем кадрам, что уже опубликованы, можно судить о серьезности повреждений.

"Прежде всего, мы собираемся узнать истинные причины случившегося, – сказал Алан Джойс. – К сожалению, в связи с инцидентом в расписании наших полетов, ожидается небольшой сбой, но мы, как можно быстрее, сделаем все, чтобы возобновить полеты А380.

Авиакомпания "Куантас" поспешила заявить, что пассажиров первым же самолетом доставят к месту назначения, то есть в Австралию. Но для альянса Airbus это происшествие может иметь более серьезные последствия. Ведь отказ двигателя на самолете, который по сути только начал летать, может надолго закрыть для него небо.


Он стал самым вместительным, тихим и экологичным авиалайнером в мире. Однако перевозчики не закупают эту модель, и ее производство может быть скоро свернуто. Что же стало причиной краха суперлайнера?

Антон Дьяконов

Похожий случай с самолетом той же модели произошел в 2010 году на рейсе австралийской компании Qantas Сингапур — Сидней. Другой A380 Qantas, летевший из Лос-Анджелеса в Мельбурн, был вынужден вернуться в аэропорт отправления из-за менее серьезной поломки в мае этого года.


В декабре компания Airbus заявила, что ей придется отозвать 12 лайнеров, приобретенных самым крупным клиентом компании, Fly Emirates. Причина та же — технические неполадки с двигателями производства компании Rolls-Royce.

Факты об Airbus A380

Год запуска: 2007
Стоимость (2017 год): 436,9 миллиона долларов США
Место производства: Тулуза, Франция
Длина: 72,8 метра
Высота: 24 метра
Размах крыльев: 79,8 метра
Двигатели: Rolls-Royce Trent 900s или Engine Alliance GP7000s
Вместимость: 853 пассажира
Дальность полета: 8 350 морских миль (15 464,2 километра)
Перевозчики: Emirates, Singapore Airlines, British Airways
Главный конкурент: Boeing 747-800

Сразу после отзыва самолетов стало известно, что в заказ на 100 самолетов Iran Air не вошло ни одного А380. Перевозчик предпочел более компактные самолеты.

A380 впервые продемонстрировали публике в 2005 году. В Airbus считали, что выход новой модели навсегда изменит рынок авиаперевозок: это был не только самый большой самолет в мире, но и самый тихий и экологичный.

Однако число заказов, которое с самого начала было нестабильным, со временем стало неуклонно падать. Самолеты большой вместимости оказались недостаточно востребованы, несмотря на то что число авиапассажиров в мире постоянно растет.
Так добьют ли известия о неисправных двигателях некогда амбициозный проект?

Что случилось на рейсе Air France?

Когда A380 приземлился на военном аэродроме на канадском острове Ньюфаундленд, оказалось, что обшивка одного из двигателей полностью выгорела.

Американская компания Engine Alliance, которая поставляла двигатели для этого конкретного самолета, объявила о расследовании причин поломки. По предварительной версии, двигатель взорвался из-за того, что его турбину оторвало от вала. Никто из 520 пассажиров на борту двухэтажного лайнера не пострадал.

Предыдущие инциденты

Аварийная посадка рейса Air France напомнила аналогичную ситуацию с самолетом Qantas. Лайнер австралийской компании был оснащен двигателями Rolls-Royce. Через 15 минут после вылета пассажиры услышали громкий хлопок и увидели дым и искры, летящие из одного из двигателей. Самолет пришлось развернуть.

После посадки выяснилось, что у двигателя сорвало обшивку, а нижняя часть самолета вся в копоти. В ходе проверки выяснилось, что двигатель получил повреждения из-за утечки топлива.

Падение продаж

Первый полет нового лайнера 27 апреля 2005 года вызвал много шума. Это был первый самолет вместимостью более 800 пассажиров (хотя столько людей на самом деле никогда не летали в A380). Считалось, что с небывалым ростом числа авиапассажиров в мире будущее именно за такими суперлайнерами. Но, как показывает история, ожидания в авиастроении часто бывают неоправданны — достаточно вспомнить сверхзвуковые лайнеры Concord.


Слух о скором сворачивании производства A380 давно циркулировал среди экспертов индустрии. Главной причиной называли огромную стоимость эксплуатации такого большого самолета.

Главный конкурент Airbus, Boeing, также испытывает проблемы с продажами своих лайнеров 747-8: в 2016 году компания вдвое сократила производство этих самолетов.

Прогнозы на будущее

На текущий момент все не так мрачно. Перевозчики продолжают использовать множество Airbus A380 и Boeing 747-8.

Тем не менее в настоящее время куда популярнее небольшие самолеты с двумя двигателями, которые тратят значительно меньше топлива. По словам независимого консультанта по авиации Джона Стрикленда, небольшие самолеты вроде Airbus A350 или Boeing 777 существенно сокращают финансовые риски, связанные с недостаточными продажами билетов или высокой стоимостью эксплуатации.

К примеру, Boeing 737, узкофюзеляжный самолет с двумя двигателями, рассчитанный на средние расстояния, стал одним из самых популярных коммерческих самолетов в истории. Сейчас в мире более 9 600 таких самолетов.

Airbus A320 аналогичной конфигурации настолько популярен, что, по статистике, один такой самолет взлетает или садится где-то в мире каждые две секунды. Первый A320 приобрела Air France в 1988 году, и с тех пор было продано более 13 тысяч таких самолетов. Последнюю модель, A320neo, уже заказали 70 перевозчиков. В перспективе это делает ее самым продаваемым коммерческим самолетом в мире.

Читайте также: