Радиомаячная система посадки катет

Обновлено: 05.10.2024

Радиомаячная система инструментального захода ВС на посадку (РМС)– состоит из комплекса наземного и бортового радиотехнического оборудования и предназначена для обеспечения получения на борту воздушного судна и выдачи экипажу и в систему автоматического управления информации о значении и знаке отклонения от номинальной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек на траектории захода на посадку.

В состав РМС входят курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ) и маркерные радиомаяки (МРМ).


По возможностям использования РМС в сложных метеоусловиях радиомаячные системы инструментального захода ВС на посадку подразделяются на системы первой, второй и третьей категорий (PMC-I, РМС-II, PMC-III).

PMC-I обеспечивает информацией при заходе воздушного судна на посадку от границы зоны действия РМС до высоты принятия решения, соответствующей 60м над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог взлетно-посадочной полосы.

РМС-II обеспечивает информацией при заходе воздушного судна на посадку от границы зоны действия РМС до высоты принятия решения, соответствующей не менее 30м над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог взлетно-посадочной полосы.

РМС-III обеспечивает информацией при заходе воздушного судна на посадку от границы зоны действия РМС до поверхности взлетно-посадочной полосы и при рулении по взлетно-посадочной полосе после посадки.

Требования к радиомаячным системам посадки

Курсовой радиомаяк (КРМ) -представляет собой наземное радиотехническое устройство, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном относительно посадочного курса при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения.

Глиссадный радиомаяк (ГРМ)- представляет собой наземное радиотехническое устройство, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном в вертикальной плоскости относительно установленного угла наклона линии глиссады при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения

Ближний (дальний) маркерный радиомаяк - наземное радиотехническое устройство, излучающее в пространство радиосигналы в вертикальной плоскости, содержащие информацию экипажу ВС момента пролета фиксированной точки на определенном расстоянии от порога ВПП.

Примечание:

1. На аэродромах, предназначенных для полетов по минимумам посадки II и III категории, в состав РМС может дополнительно входить внутренний маркерный радиомаяк, предназначенный для обеспечения экипажа ВС информацией о близости порога ВПП.

2. На аэродромах, имеющих сложный рельеф местности в зоне захода на посадку, в состав РМС посадки может входить дополнительный маркерный радиомаяк.

3. Допускается вместо ближнего и/или дальнего маркерных радиомаяков РМС использование дальномерного радиомаяка РМД.

Требования к размещению элементов РМС (рис.3.51)

Антенная система КРМ должна быть размещена на продолжении осевой линии ВПП, со стороны направления, противоположного направлению захода ВС на посадку, на расстоянии до 1150 метров от порога ВПП. Боковое смещение антенной системы КРМ от осевой линии ВПП не допускается.

Сооружения КРМ не должны затенять огней приближения светосигнального оборудования аэродрома при полете ВС по установленной траектории снижения.

На ВПП (направлениях) точного захода на посадку IIIВ категории должно быть установлено оборудование контроля дальнего поля курсового маяка РМС. Аппаратура контроля дальнего поля размещается, как правило, на территории аэродрома согласно эксплуатационной документации и функционировать независимо от объединенных приборов контроля и аппаратуры контроля ближнего поля.

Антенная система ГРМ должна быть размещена у начала ВПП, как правило, со стороны грунтовой части летного поля аэродрома (со стороны, противоположной рулежным дорожкам и зданиям аэровокзального комплекса) на расстоянии 120-180 метров от осевой линии ВПП и на расстоянии 200-450 метров от порога ВПП (определяется расчетом) таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая высота опорной точки РМС над порогом.

Номинальный угол наклона глиссады ГРМ устанавливается в пределах 2,5 -4°. Угол больший 3° устанавливается только тогда, когда окружающие условия исключают возможность установления угла, равного 3°.

Номинальный угол наклона глиссады на ВПП (направлениях) точного захода на посадку I категории должен быть не более 3,5°, а II и III категорий не более 3°.

Высота опорной точки РМС I, II и III категорий над порогом ВПП должна быть (15+ 3/-0) м. Для РМС I категории допускается высота опорной точки 15 ± 3 м.

БМРМ располагается таким образом, чтобы в условиях плохой видимости обеспечивать экипаж воздушного судна информацией о близости начала использования визуальных средств захода на посадку.

Антенна БМРМ размещается на расстоянии 850 - 1200 м от порога ВПП на продолжении осевой линии ВПП не более ± 75 м от нее.

ДМРМ располагается таким образом, чтобы обеспечить экипажу воздушного судна возможность проверки высоты полета, удаления от ВПП и функционирования оборудования на конечном этапе захода на посадку.

Антенна ДМРМ размещается на расстоянии 3800 - 7000 м от порога ВПП на продолжении осевой линии ВПП не более ± 75 м от нее.

На аэродромах, имеющих сложный рельеф местности в зоне захода на посадку, в состав РМС посадки может входить внутренний маркерный радиомаяк (ВМРМ).

ВМРМ располагается таким образом, чтобы в условиях плохой видимости обеспечить экипаж воздушного судна информацией о близости порога ВПП.

ВМРМ размещается на расстоянии 75 - 450 м от порога ВПП на продолжении осевой линии ВПП не более ± 30 м от нее.

Допускается вместо ближнего и/или дальнего маркерных радиомаяков РМС использование дальномерного радиомаяка, который устанавливается под углом не более 20°, образуемым траекторией захода на посадку и направлением на РМД-НП в точках, где требуется информация о дальности.


Рис.3.51. Размещение элементов РМС на аэродроме

Антенна МРМ должна быть установлена на грунт или бетонное основание (без железной арматуры). В зоне радиусом 5 м от АФС МРМ не допускается расположение посторонних предметов и растительности высотой более 0,5 м. За границей указанной зоны, в радиусе 15 м от АФС МРМ не допускаются постройки и предметы высотой более 3 м, высота растительности и снежного покрова должны быть не более 1 м.

При установке РМС на аэродроме задается и маркируется критическая зона. Критическая зона РМС – пространство вокруг курсового (глиссадного) радиомаяка, в котором стоянка или движение транспортных средств, включая воздушные суда, вызывает недопустимое изменение параметров радиомаяков.

Размеры критической зоны КРМ (рис.3.52.) должны быть шириной 120 м в обе стороны от осевой линии ВПП и длиной, равной расстоянию от антенной системы КРМ до порога ВПП данного направления посадки.

Размеры критической зоны КРМ в задней полусфере антенной системы определяются в соответствии с эксплуатационной документацией на конкретный тип оборудования.

Размеры критической зоны ГРМ (рис.3.53.) содержат территорию летного поля аэродрома:

- в поперечном направлении - от дальней кромки ВПП до условной линии, проведенной параллельно ВПП в 60 м от антенной системы ГРМ;

- в продольном направлении - от условной линии, перпендикулярной оси ВПП, проведенной в 100 м от торца ВПП в сторону БПРМ данного направления посадки до параллельной ей линии на расстоянии 120 м за антенной системой ГРМ.



Рис.3.52. Критическая зона КРМ



В зависимости от местных условий на аэродроме допускается изменение конфигурации и уменьшение размеров критической зоны РМС, если аэронавигационное рассмотрение подтвердит, что это не оказывает влияния на выходные параметры радиомаяков КРМ и ГРМ.

Рис.3.53. Критическая зона ГРМ (варианты)

На аэродроме должна быть предусмотрена дневная и ночная маркировка критических зон курсового и глиссадного радиомаяков в соответствии с требованиями действующих нормативных документов гражданской авиации [6].

На аэродромах ГА находятся на эксплуатации в основном системы инструментальной посадки типа СП – 80 и СП – 90. В последние годы разработана и устанавливается РМС СП-200.


Рис.3.54. Характерные точки РМС

3.6.4.2 Радиомаячная система посадки СП-80 [8]

Наземное оборудование системы СП-80 состоит из курсового КРМ-80, глиссадного ГРМ-80 и двух маркерных радиомаяков МРМ-В.

В зависимости от варианта поставки система СП-80 обеспечивает заход на посадку ЛА в условиях метеоминимума I, II или III категорий. Аппаратура всех РМ, а также аппаратура телеуправления и автоматики резервируется.

Радиомаяки КРМ и ГРМ конструктивно выполнены одинаково и смонтированы в специальных кузовах, оборудованных системой терморегулирования.

Основное электропитание КРМ, ГРМ — трехфазная сеть 380 В±10 %, 50 Гц ±3%, аварийное электропитание (+27 ±1) В от аккумуляторных батарей в течение не менее 2 ч.

Основные параметры КРМ и ГРМсоответствуют нормам ICAO к системам III категории. Разнос несущих частот узкого и широкого каналов составляет (12,5±2,2) кГц при стабильности несущих частот 10 -5 .

Оба РМ имеют по 40 частотных каналов. Средняя излучаемая мощность составляет в обоих РМ не менее 3,5 Вт по узкому и 2,5 Вт по широкому каналам.

После проведения доработок синтезаторов передающих устройств ряд маяков СП – 80 работают на выделенной фиксированной частоте. Доработка существенно повысила надёжность радиомаяков.

Глубина модуляции несущих частот напряжениями 90 и 150 Гц составляет (20±1) % в КРМ-80 и (40±2,5) % в ГРМ-80 при стабильности модулирующих частот не хуже 0,5 % и синхронизации их по фазе 10°.

Вертикальная составляющая поля вызывает при кренах ЛА ± 20° изменение РГМ не более 0,005. Пределы регулирования угла глиссады 2. 4 °.

Курсовой радиомаяк КРМ-80 имеет две антенные системы:

узкого АСУК и широкого АСШК каналов.

Передающая антенна АСУК состоит из 18 излучателей, разнесенных на 2,4 м, и создает в горизонтальной плоскости две ДН: суммарную (АМС) и разностную (ВМС). Устройство амплитудно-фазового распределения УАФР УК формирует требуемые для получения таких ДН сигналы, подаваемые на излучатели АС УК. В создании суммарной ДН участвуют 12 излучателей, а разностной —18.

Передающая аппаратура содержит устройства генерирования и модуляции и связана с антенной системой через антенные переключатели АП, коммутирующие рабочий и резервный комплекты (КРМ-1 и КРМ-2). В состав КРМ входят также аппаратура допускового контроля УДК, управления и автоматики АУА и телеуправления и сигнализации ТУ - ТС. Аппаратура управления и контроля АУК обслуживает оба комплекта КРМ.

Контрольные устройстварадиомаяков СП-80 входят в состав разветвленной и многократно резервированной системы.

Основные параметры РМ непрерывно контролируются тремя устройствами контроля:

- выносным, использующим сигналы антенн выносного контроля;

- апертурным, сигналы на который поступают с датчиков передающих антенн;

- встроенным, связанным с передающей аппаратурой.

Контролем охвачены следующие параметры УК и ШК рабочего и резервного комплектов:

положение линии курса,

крутизна характеристики РМ,

суммарная глубина модуляции (СГМ)

и излучаемая мощность.

Система посадки - радиотехнические средства обеспечивающие наведение на конечном этапе захода на посадку.

Радиомаячные системы посадки (ILS, СП(система посадки)-50,68,80, "Катет" - с помощью РСБН)

Система СП-50 была установлена в 1950-х годах на ряде аэродромов СССР (как военных, так и гражданских) при метеоминимуме 50х500

Они включают в себя курсовой и глиссадный радиомаяки. Работают на частоте 108,1-111,95 МГц и задает линию пути в горизонтальной плоскости путем формирования равносигнальной зоны в пространстве.

ГРМ (GS) работает на частоте 329,15-335,14 МГц.

Они являются спаренными

В состав ILS кроме КРМ и ГРМ входят маркерные маяки, а иногда DME.

Маркерные маяки во всем мире работают на частоте 75МГц имеют вертикальную диаграмму направленности и служат для фиксации их пролета.

Внешний маркер находится на расстоянии 7км

Средний на расстоянии 1км

Внутрений на 50-100м

Бортовое оборудование работающее с РМС (например КУРС МП) позволяет экипажу непрерывно определять отклонения от линии курса и глиссады. Индикация осуществляется на плановом навигационном приборе (ПНГ) или на другом аналогичном приборе, с помощью вертикальных и горизонтальных планок.

При наличии соответствующего оборудования заход по РМС может осуществляется в следующих режимах:

· Штурвальный (ручной). Планки прибора системы посадки показывают отклонения по курсу и глиссаде

· Директорный режим. Планки ПНК показывают сторону отклонения рулей, необходимых для выхода на заданную траекторию

· Автоматический режим. Автопилот обеспечивает полет по заданной траектории

Система посадки ОСП

Включает в себя БПРМ и ДПРМ

Наведение по курсу осуществляется с помощью АРК, а положение относительно глиссады можно определить только во время пролета БПРМ и ДПРМ либо расчетным путем

Конечный этап захода на посадку начинается с FAF. На этом этапе производится снижение по глиссаде, по линии пути конечного этапа захода на посадку. Направление этой линии не обязательно совпадает с осевой линией ВПП.


ВС делятся на категории в зависимости от классификационной скорости.

Классификационная скорость - это скорость которая на 30% превышает скорость сваливания при максимально допустимой посадочной массе. Она же совпадает со скоростью захода на посадку.

Категории обозначаются латинскими заглавными буквами.

Категория Классификация скоростей
A ˂ 160 км\ч
B 170-223 км\ч
C 224-260 км\ч
D 261-306 км\ч
E 307-390 км\ч

Для каждой категории ВС разрабатываются свои категории, но как правило, они объединяются.

Глиссада- это установленный профиль снижения при конечном этапе захода на посадку.

Глиссада устанавливается таким образом, чтобы она проходила на высоте не меньше 15 метров над порогом ВПП.

Угол наклона глиссады (УНГ) зависит от препятствий и устанавливается в пределах от 2°30’ до 4° (в исключении до 5°).

УНГ больше чем 3°10’ соответствует крупным глиссадам, которые накладывают ряд ограничений.

На конечном этапе захода на посадку могут быть установленны контрольные точки ступенчатого снижения (КТС, stepfix). Это точки до пролета которых не допускается снижение ниже установленной высоты пролета этой точки.


Наведение на конечном этапе захода на посадку обеспечивается радиотехническими средствами называемыми средствами или системами посадки, а так-же может быть обеспеченно с помощью оборудования зональной навигации.

Могут использоваться следующие виды системы посадки:

Система включает в себя курсовой и глиссадный радиомаяки (КРМ и ГРМ).


КРМ (localizer) работает в том же диапазоне частот что и VOR и с помощью 2-х диаграмм направленности создает в пространстве равносигнальную зону задающую плоскость курса.

ГРМ (glide slope transmitter) работает на частотах от 329-335 МГц и аналогичным образом задает в пространстве наклонную плоскость глиссады.

На приборе типо ПНП (плановый навигационный прибор) или аналогичным , вертикальная и горизонтальная планки показывают положение курса и глиссады.

ILS так-же может включать в себя дальномерный маяк DME.

Так-же могут быть установленны маркерные радиомаяки (МРМ), которые предназначенны для фиксирования пролета точек в которых они установленны.

МРМ излучают радиоволны вверх в пределах параболического конуса.


При попадании ВС в конус, на борту раздается звуковой сигнал.

ILS может включать в себя три маркера установленных на предпосадочной прямой.

- Внешний маркер (Outer marker), 7км от порога ВПП.

- Средний маркер (Middle marker), 1км от порога ВПП.

- Внутренний маркер (Inner marker), 50-100метров от порога ВПП.

При наличии на борту соответствующего оборудования, заход на посадку по РМС может выполняться в следующих режимах :

1. Штурвальный режим ( ПСП- прибор системы посадки )

Планки показывают отклонение по курсу и глиссаде.

2. Директорный режим (ПКП)

Система директорного управления с учетом фактического курса ВС и вертикальной скорости формирует команды на отклонение рулей, которые индуцируются на пилотажно-командном приборе.


3. Автоматический режим

Команды автоматически реализуются бортовой системой автоматического управления.

Конечный этап захода на посадку начинается с FAF. На этом этапе производится снижение по глиссаде, по линии пути конечного этапа захода на посадку. Направление этой линии не обязательно совпадает с осевой линией ВПП.


ВС делятся на категории в зависимости от классификационной скорости.

Классификационная скорость - это скорость которая на 30% превышает скорость сваливания при максимально допустимой посадочной массе. Она же совпадает со скоростью захода на посадку.

Категории обозначаются латинскими заглавными буквами.

Категория Классификация скоростей
A ˂ 160 км\ч
B 170-223 км\ч
C 224-260 км\ч
D 261-306 км\ч
E 307-390 км\ч

Для каждой категории ВС разрабатываются свои категории, но как правило, они объединяются.

Глиссада- это установленный профиль снижения при конечном этапе захода на посадку.

Глиссада устанавливается таким образом, чтобы она проходила на высоте не меньше 15 метров над порогом ВПП.

Угол наклона глиссады (УНГ) зависит от препятствий и устанавливается в пределах от 2°30’ до 4° (в исключении до 5°).

УНГ больше чем 3°10’ соответствует крупным глиссадам, которые накладывают ряд ограничений.

На конечном этапе захода на посадку могут быть установленны контрольные точки ступенчатого снижения (КТС, stepfix). Это точки до пролета которых не допускается снижение ниже установленной высоты пролета этой точки.


Наведение на конечном этапе захода на посадку обеспечивается радиотехническими средствами называемыми средствами или системами посадки, а так-же может быть обеспеченно с помощью оборудования зональной навигации.

Могут использоваться следующие виды системы посадки:

Система включает в себя курсовой и глиссадный радиомаяки (КРМ и ГРМ).


КРМ (localizer) работает в том же диапазоне частот что и VOR и с помощью 2-х диаграмм направленности создает в пространстве равносигнальную зону задающую плоскость курса.

ГРМ (glide slope transmitter) работает на частотах от 329-335 МГц и аналогичным образом задает в пространстве наклонную плоскость глиссады.

На приборе типо ПНП (плановый навигационный прибор) или аналогичным , вертикальная и горизонтальная планки показывают положение курса и глиссады.

ILS так-же может включать в себя дальномерный маяк DME.

Так-же могут быть установленны маркерные радиомаяки (МРМ), которые предназначенны для фиксирования пролета точек в которых они установленны.

МРМ излучают радиоволны вверх в пределах параболического конуса.


При попадании ВС в конус, на борту раздается звуковой сигнал.

ILS может включать в себя три маркера установленных на предпосадочной прямой.

- Внешний маркер (Outer marker), 7км от порога ВПП.

- Средний маркер (Middle marker), 1км от порога ВПП.

- Внутренний маркер (Inner marker), 50-100метров от порога ВПП.

При наличии на борту соответствующего оборудования, заход на посадку по РМС может выполняться в следующих режимах :

1. Штурвальный режим ( ПСП- прибор системы посадки )

Планки показывают отклонение по курсу и глиссаде.

2. Директорный режим (ПКП)

Система директорного управления с учетом фактического курса ВС и вертикальной скорости формирует команды на отклонение рулей, которые индуцируются на пилотажно-командном приборе.


3. Автоматический режим

Команды автоматически реализуются бортовой системой автоматического управления.

Читайте также: