Райген праздник урожая вальдорф

Обновлено: 05.10.2024

Проведение праздников с детьми — особая педагогическая задача, важная часть жизни вальдорфской школы и детского сада. Они не являются чем-то обособленным, а соответствуют годовому ритму и смене эпох и времен года. Подготовка к празднику начинается задолго до него и составляет ритм недели и дня. Дети, родители, учителя и воспитатели являются одновременно организаторами и участниками праздников – роль зрителей здесь, как правило, не предусмотрена.

Все основные праздники связаны с разными добродетелями – мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие, верность… Эти добродетели находят воплощение в сказочных, библейских образах, для них существуют свои истории и сюжеты.

Праздники развивают волю, способствуют нравственному воспитанию, дают возможность детям пережить чудесное время, через них передаются традиции, находит выражение культура народов.

Рудольф Штайнер связывал праздники с годичным движением солнца, а движение солнца в течение года — с душевным развитием человека. Он считал, что

Таким образом, праздники в вальдорфской педагогике рассматриваются не как отдельные события, а как важнейшие остановки на пути, проходящем через весь годичный кругооборот.

Прощание с летом, встреча с осенью и подготовка к зиме… Это праздник щедрый, яркий, посвящённый собранному урожаю, плодородию, семейному достатку и благополучию. Собранный урожай — залог благосостояния семьи в предстоящем году. В этот день чествовали и благодарили Богородицу — Мать Сыру-Землю — за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.


Осенины были главным народным праздником сентября и отмечались три раза: 14, 21 и 27 сентября. В разных губерниях праздник называли по-своему: Оспожинки, День благословения хлебов, Богородицкая, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день.

К 14 сентября завершались основные полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна; сушились снопы перед молотьбой. В этот день люди шли в церковь и благодарили Богородицу за собранный урожай. После церкви в каждом доме накрывали стол, полный разнообразных угощений. Во главе стола ставили пирог, который хозяйка пекла из муки нового урожая.

С 15 сентября полевые работы прекращались. С этого времени начинали заниматься домом, заготавливали овощи на зиму, сушили собранные лук и чеснок, убирали пчел.

21 сентября наступали вторые Осенины, которые на Руси встречали песнями и плясками. По народным поверьям считалось, что в этот день осень официально вступает в свои права. Вторые Осенины объединяли в себе Праздник Урожая и женский день. Женщина как продолжательница рода была олицетворением матери-земли, которая щедро одаривала людей всем необходимым для жизни. Говорили, что если погода в этот день будет хорошая, то и вся осень будет теплая, сухая.

23 сентября наступал праздник Петра и Павла Рябинников. В этот день крестьяне собирали рябину, обязательно оставив немного ягод и для птиц. Чтобы рябина стала слаще, ветки с ягодными гроздьями развешивали под крышами домов. По народным поверьям это еще и защищало избу от злых духов. Из рябины хозяйки варили излюбленный на Руси напиток — рябиновый квас, а девушки делали куклу-рябинку, которая считалась оберегом. Эта тряпичная фигурка с красной шапочкой была символом женской мудрости и семейного счастья.


28 сентября отмечали день Никиты Гусятника. В этот день стригли овец. Овечью шерсть смазывали жиром и делали из нее валенки и шерстяные чулки — онучи. До наступления сильного холода овцы успевали обзавестись новой шерстью.

…Проходили века, менялись условия труда и народные верования, но Праздник Урожая не потерял своего значения и в наши дни. Традиции отмечать конец сезона сельскохозяйственных работ сохранились до сих пор. Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но основной посыл этого осеннего праздника остается все тем же: благодарность природе и уважение к человеческому труду на земле, благодарность за пищу на столе, переживание совместной деятельности.

И конечно, не только славяне любят этот праздник. Праздники Урожая празднуются в Израиле (Суккот), Южной Корее, Китае, Германии (Кирмес), Франции (Божоле Нуво), США (День Благодарения), Канаде.


У нас в школе Праздник Урожая — это традиционная осенняя школьная ярмарка. Дети помладше могут поучаствовать в интересных мастер-классах. С ярмарки вместе с вами обязательно отправятся домой плоды рукоделия наших мастеров-родителей и детей: вязаные и сшитые игрушки; шапки, шарфики и варежки; свечи, букеты сухих цветов и трав, так радующие глаз в наступающие холодные дни, и еще многое множество красивых вещиц. Есть и полезные для здоровья и настроения заготовки: приготовленные летом травяные чаи, квашеная капуста, соленые огурчики, сушеные ягоды, грибы и травы, всевозможные варенья, золотые тыквы, мёд… Ах уж эта осень!

Вырученные на Ярмарке Урожая деньги направляются частично на благотворительность, частично — на школьные нужды: мы приобретаем необходимое для учебного процесса оборудование, ремонтируем что-то, что уже давно требует ремонта, иногда благодаря ярмарке у нас появляется какая-то долгожданная вещь, которую никак не получалось приобрести раньше.

Принять участие в этом ярком, красивом и добром празднике могут все желающие классы, родители, учителя и ребята.

Архангел Михаил — главный ангел, самый известный и почитаемый представитель мира ангелов, о нем написано много сказаний и легенд. В православии Михаила называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Архистратиг Михаил считается покровителем воинов, великим защитником от злых сил.

Праздник Михаила отмечается осенью, когда день сокращается и наступают длинные темные ночи. Он пронизан настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины. В это время в классах рассказывается много историй о смелых, мужественных людях.

В преддверии праздника в течение нескольких дней по утрам ребята и учителя собираются в большом школьном зале и поют песни, посвященные Архангелу Михаилу — это очень красиво звучит и создает торжественный настрой. В назначенный день на природе, в лесу, проходит и сам Праздник Михаила. Часто его продумывают старшеклассники — готовят испытания для остальных участников. Это — испытания на ловкость и выносливость, силу и взаимовыручку, стремление дойти от старта до победного окончания соревнований и одинаково дружеское ожидание всех команд на финише.

В конце праздника разыгрывается спектакль о спасении прекрасной принцессы от страшного дракона. Отважный рыцарь побеждает. Свет и Добро побеждают Тьму — так и должно быть.

Для маленьких эпоха Михаила – это переживание образа смелого рыцаря, спасителя прекрасной принцессы. В детском саду за несколько недель до праздника тоже поют песни, посвященные Архангелу Михаилу, создается атмосфера мужественного настроения. Дети в группах разыгрывают спектакль о рыцаре, принцессе и драконе, которого они побеждают: рыцарь своей отвагой и храбростью, принцесса — терпением и добротой. Каждому мальчишке удается побыть рыцарем, а девчонке – принцессой! Садовницы рассказывают сказки о смелом воине и защитнике.

Чтобы всей душой прожить эту историю, детям нужно совсем немного: красный плащ рыцаря, золотая корона принцессы, тёмное покрывало — как образ дракона.

И все случается в благоговейной душе ребёнка, наполненной искренней верой в доброту и красоту этого мира.

…В день празднования, после преодоления препятствий в лесу, на костре варят и пьют богатырский напиток – малышам тоже нужны силы и мужество!

Самое темное время в году — перед приходом зимы, перед тем, как выпадет первый снег. Ноябрь. Дни короткие, ночи — долгие и темные, на улице сыро, холодно, солнце редко проглядывает сквозь тучи. Природа, и мы вместе с ней ожидаем зиму. Скрасить ожидание и пережить темное и холодное время помогает Праздник фонариков. В детском саду и в школе его празднование различно. Но есть и сходство: маленькие бумажные фонарики с горящей внутри свечкой — символ добра и света, напоминание о том, что зима не длится вечно, что наступит время, когда снова придут свет и тепло.

В школе Праздник фонариков — это чествование Мартина, простого римского солдата, причисленного к лику святых.

11 ноября — католики, а 25 октября — православные празднуют день Святого Мартина, которого называют Милостивым. Мартин вел очень скромный образ жизни, помогая при этом бедным и обездоленным людям. Знаменитый случай из его жизни стал основой многочисленных произведений искусства — скульптур, картин. Эта история разыгрывается в спектакле на Празднике фонариков.

Мартин прожил длинную жизнь и стал одним из самых почитаемых святых, его имя носит множество храмов. После смерти святого Мартина люди часто устраивали на его могиле процессии с зажженными огнями, и это — одна из версий возникновения традиции уличного шествия с фонариками.


В детском саду особенное внимание уделяется образу гномов. Темное время — время Земли. В ее недрах спрятаны разноцветные сверкающие драгоценные камни. Их добывают и охраняют гномы — хозяева гор и пещер, таинственный маленький народец, живущий глубоко под землей и невидимый человеческому глазу. Во многих сказках гномы внешне похожи на людей, но очень ворчливы, капризны, меньше ростом и наделены волшебной силой. Гномы сражаются с горными драконами, которые охотятся за их сокровищами. Существуют легенды о том, что часть гномов смешалась с людьми – так люди получили знания о кузнечном и ювелирном деле, ведь гномы очень хорошо владеют этим ремеслом.

В преддверии Праздника фонариков ребята сами мастерят маленьких гномиков, а садовницы рассказывают о них сказки. Часто сказки выстроены так, что главные герои — люди — попадают в подземный мир, проходят через испытания и обретают сокровища. Все это имеет смысл: подземный мир олицетворяет самые сокровенные уголки собственной души, а получение сокровищ – это открытие в себе новых внутренних качеств, до этого неведомых. Получается, что знакомство с гномами помогает ребенку лучше узнать свою собственную душу, свой собственный внутренний мир, свои возможности.

Объединяет и маленьких и больших само переживание Праздника фонариков — возможность среди темноты и холода обрести и сохранить внутри себя частицу света и тепла, которая помогает согревать других, быть добрым, внимательным и чутким. Все это и помогает пережить холодное время.

В конце праздника дети, родители, учителя выходят на улицу c зажженными фонариками в руках и поют праздничную песню. Часто по дороге фонарики дарят прохожим — детям или взрослым — делясь с ними своим собственным теплом и светом.

Ноябрь и декабрь – конец календарного года, когда рано темнеет, до Рождества еще далеко, день начнет прибывать еще не скоро, и всем нам не хватает света. И как бы не любил зиму, а все-таки хочется побольше и света, и тепла. Но если вспомнить о том, что в каждом из нас горит внутренний ясный и теплый духовный свет, то становится легче. Именно этот свет помогает нам пережить темное время и дает возможность радоваться пусть такому недолгому, но все же — световому дню.

Один из самых красивых праздников года в вальдорфских школах и детских садах – Рождественская Спираль. Чудесная традиция, символизирующая путь к свету, путь к себе самому.

Символ спирали используется с древних времен, значения ее многообразны. Одно из них – олицетворение процесса развития, его плавности, непрерывности, ритма жизни. Каждый виток спирали – это конец одного цикла и одновременно начало нового.

Накануне дня проведения Рождественской Спирали в зале выкладывается большая спираль из еловых веток. Она может быть украшена лентами, красивыми камнями, сухоцветами. В центре на возвышении устанавливается большая свеча. По наступлении сумерек в зале выключают свет, большую свечу зажигают, и теперь горит лишь она одна.

Вскоре заиграет музыка, и появится Ангел, который будет сопровождать на пути каждого из участников Рождественской Спирали. Первый из них, держа в руках свою свечу, пока еще незажженную, начинает путь к центру Спирали, к большой горящей свече. Пока он идет почти в темноте, но его ведёт Ангел, и он идет к свету и наконец зажигает свою свечу от центральной. После этого – обратный путь, на котором идущий человек по своему усмотрению выбирает место на Спирали, ставит там свою свечу и возвращается на исходное место. Становится немного светлее. Теперь пойдет следующий, и следующий, и следующий. Каждый из них делает тоже самое – идет вслед за Ангелом к свету, зажигает свой огонь и отправляется обратно, оставляя свою свечу (свой свет) на витках Рождественской Спирали. С каждой новой свечой становится все светлее и светлее – и вот самый последний участник идет уже по сияющей дорожке… И сразу так ясно, очевидно, что человек не одинок: чем больше людей пройдет этим путем, тем легче и светлее будет путь для каждого следующего.

В этом процессе есть несколько ключевых моментов. Не стоит бояться идти первому в темноте, потому что мы идем на свет даже тогда, когда не видно ориентиров. Нам помогает в пути наш собственный внутренний свет и наш собственный Ангел-хранитель — они, действительно, есть у каждого из нас и незримо присутствуют в каждом дне нашей жизни. Но в день Рождественской Спирали и Ангел, и Свет становятся видимыми, еще раз напоминают, что они с нами. Найдя в себе этот свет, мы можем помочь другим. Ощутив поддержку своего Ангела, мы можем помочь самим себе.

Идя в центр спирали к большой свече, хорошо бы вспомнить свой прошедший год, просто зафиксировать события, не оценивая их. И запомнить — что чувствовали, о чем думали, с какой мыслью зажгли свою свечку, что подумали, когда ставили ее. Сохранить всё это хотя бы до следующего утра. Это – для взрослых. Дети, как правило, интуитивно чувствуют настроение праздника и проживают его по-своему. Важно дать им такую возможность.

Рождество учит переживать покой, внутреннюю углубленность, волшебство дарения подарков. Этот период важен и для развития у детей внимания к окружающему миру, терпения в ожидании чуда, стремления к совершению добрых дел.
Истории о Рождестве звучат в группах детского сада и в школе во время уроков, дети поют песни, сочиняют стихотворения, выполняют живописные работы. Традиционно и взрослые, и школьники показывают спектакль на рождественскую тему.

В школе каждый год перед Рождеством проходит Рождественская ярмарка. Это красивый, добрый, интересный, веселый и очень вкусный праздник.

Все классы и большинство родителей и учителей принимают участие в Ярмарке. У каждого класса есть своя главная тема. Первый класс показывает сказку и каждый раз это увлекательно и ново. Второй класс приглашает гостей в свечную мастерскую. Здесь можно просто купить, а можно и самостоятельно изготовить свечи из настоящего душистого воска, вот уж где всегда много детей! Ведь свеча – это один из самых обязательных сказочных рождественских атрибутов.

Изящная пряничная архитектура — пряничные домики. С окошками, крылечками, дверями, снегом на крышах! И еще множество пряников, пряничков и имбирных печений: человечков, звездочек, оленей, снежинок, рукавичек… Пряничные мастерские дарят гостям удовольствие испечь, украсить посыпками и глазурью и унести с собой имбирные подарки для себя и своих друзей.
Множество рукодельных мастерских приглашают в этот день больших и маленьких любителей hand-made на мастер-классы. В зависимости от своих предпочтений можно сделать поделку из шерсти и дерева, фетровую елочную игрушку, цветной витраж и еще много всего рождественско-новогоднего.

На ярмарках всегда многолюдно и наша Ярмарка не является исключением. Хотите отдохнуть от предновогодней кутерьмы – добро пожаловать в кафе. Как правило, их несколько, все они тематические и в каждом из них вкусная и запоминающаяся обстановка.

Конечно, ярмарка – это не только чудесные покупки, но и место общения, рождественских песнопений, хорошего настроения и предвкушения скорых, самых лучших праздников года. Тем и хороши Рождество и Новый год – старательной подготовкой, вдумчивым ожиданием, заботой о близких.

Веселый и шумный праздник, славящий приход тепла и света в природе. Малыши разучивают русские народные игры, песенки-веснянки и хороводы. Старшеклассники и самые веселые учителя становятся скоморохами, родители пекут блины.

Масленица – древний славянский языческий праздник, история которого дошла до нас из обрывков писем и летописей. Она возникла на Руси задолго до и сохранилась после принятия христианства. Масленица не считается церковным праздником, в наши дни она стала ярким событием: шумные проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла и весеннего обновления природы, целая неделя сытости, веселья и всяческих забав.

Есть мнение, что раньше дата празднования Масленицы была связана с днем весеннего солнцеворота. После принятия христианства масленичная неделя стала предварять Великий пост и его дата стала влиять на дату празднования Масленицы.

Традиционно Масленица сопровождается блинами, катанием на лошадях и санках, прыжками через костер, пением масленичных песен и всеобщими веселыми гуляньями.

Масленичная неделя в детском саду – долгожданное время, к ней готовятся заранее. Родители присматривают и шьют девочкам сарафаны, разучивают песни, садовницы планируют, в какие игры будут играть и какие сказки будут рассказывать и показывать малышам. В садик часто приводят пони, и они катают детей. Сколько радости в эти дни!

Нарядные девчоночьи сарафаны и кокошники, расшитые рубашки-косоворотки – на Масленицу в детском садике ярко и весело. А благодаря тому, что каждая семья в определенные дни недели угощает блинами всех остальных – еще и очень вкусно!

В детском саду на Масленицу садовницы радуют сказками необычными, масленичными — об избушке, крытой блинами, с сырной трубой да сметанной дорожкой, о зиме, что уходить не хочет, о красавице Маслёне…


Масленичная неделя делится на два периода. Узкая Масленица — с понедельника до среды, в это время можно заниматься хозяйственными делами. С наступлением Широкой Масленицы — с четверга до воскресенья – все хозяйственные дела заканчивались и праздник разворачивался во всю мощь. Один из самых шумных праздничных дней – широкий четверг. Есть мнение, что в этот день люди выплескивали накопившуюся за зиму негативную энергию, участвуя в кулачных боях и взятии снежного городка.

Но все же на протяжении всего времени своего существования Масленица была долгожданным и очень радостным временем, праздником наступающей весны, хорошим временем, чтобы сходить в гости, встретиться с друзьями, родными и повеселиться.






РИТМ ГОДА В ДЕТСКОМ САДУ

Основу годичного ритма вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, виды деятельности, являющиеся специфичными для определенного времени года, главные христианские праздники и праздники, которые культурно-исторически сложились на данной территории. В течение года один период, длительностью три-четыре недели, который в вальдорфской педагогике принято называть эпохой, сменяет другой аналогично тому, как природа меняет свой облик. Отталкиваясь от эпохи, подбираются игры в группе, сказки, занятия, рукоделие. Элементы традиционной на-родной культуры также органично вплетаются в образ конкретной эпохи.

ЭПОХА УРОЖАЯ / Первые две-три недели сентября

Целью эпохи урожая является воспитание у детей чувства благодарности. Сентябрь, наполненный цветом золотой осени, дарит ощущение полновесности жизни, теплоты, уюта. В оформлении группы преобладают оранжево-желтые оттенки, яркие осенние цвета. Столы украшают подсолнухами, колосьями пшеницы, корзинками с овощами. Та-ким образом дети знакомятся с богатством природы, продуктами земледелия.

Завершает эпоху праздник урожая: в этот день с утра дети режут принесенные из дома овощи, готовят рагу в глиняных горшочках. Вечером каждый забирает свой горшочек домой, чтобы вместе с родителями попробовать дары природы.

ЭПОХА МИХАИЛА / Конец сентября – начало октября

Эпоха посвящена архангелу Михаилу, небесному воину, побеждающему зло. Целью эпохи является осознание детьми ценности высоких душевных качеств: доброты, сме-лости, щедрости, мужества, терпения и благородства. Главные образы эпохи – это нежная, кроткая принцесса и смелый рыцарь, побеждающий зло. Эту эпоху иллю-стрируют сказки с образом героя, борющегося со злом и побеждающим его. Пре-красными примерами самоотверженных героических поступков являются сказки про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Никиту Кожемяку.

Переживание осенней природы, увядания ярких красок сопутствует празднику Михаила. Жизнь природы замирает, но это угасание красиво.

ЭПОХА ФОНАРИКОВ / Ноябрь

Целью эпохи является развитие в детях чувства сострадания, сопереживания, заботы. Дети учатся получать радость от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми. За рукоделием дети шьют гномов, мешочки для камушков. В конце эпохи, перед праздником, изготавливаются фонарики.

Праздник Фонариков завершает эпоху. Он проводится в темное время суток. Дети вы-ходят на улицу с зажженными фонариками в руках, чтобы поискать в самых темных уголках дары. Каждый получает свое печенье, которое пекли с утра, и делится со своим другом. Завершается праздник веселыми песнями, играми.

ЭПОХА ОЖИДАНИЯ РОЖДЕСТВА / Декабрь

Дни около зимнего солнцестояния имели большое значение во многих древних куль-турах мира. В это время праздновали победу света над тьмой в древнеегипетской, кельтской, романской и иранской культурах. Но особое значение эти дни приобрели тогда, когда родился Иисус Христос в Вифлеемской пещере, и началось новое лето-исчисление – наша эра.

Задачей эпохи Рождества является развитие у детей внимания к окружающему миру, терпения в ожидании чуда, стремления к добрым делам. Дети изготавливают подарки для родителей и друзей. Ведь в основе обычая делать подарки лежит любовь, со-путствующая каждому дарению. Подарок становится подлинным лишь тогда, когда он приносит радость, тепло и любовь. Эпоха Рождества дает нам замечательную возмож-ность научить детей мастерить маленькие подарки и ощутить радость дарения.

Рукоделие этой эпохи – это подготовка к празднику. Это изготовление рождественского венка, витражей, восковых свечей, елочных игрушек из соленого теста, которые украсят рождественское дерево.

На улице дети делают ледяную горку.

Родители принимают активное участие в подготовке к празднику – они подготавливают спектакль, делают рождественские подарки, разучивают рождественские и новогодние песни, вместе с детьми украшают елку самодельными игрушками, свечами, печеньем.

Эпоха заканчивается празднованием Рождества. Праздник проходит в тихой и тор-жественной обстановке. Родители показывают для детей спектакль-сказку, а дети для родителей показывают рождественскую историю. Все вместе водят хоровод вокруг елочки, поют Рождественские песни. Под елочкой дети находят подарки и дарят родителям свои подарки. Заканчивается праздник дружным чаепитием с домашними угощениями.

ЭПОХА ТРЕХ ЦАРЕЙ / Середина января

В основе этой эпохи лежит история о трех царях, пришедших поклониться Младенцу Иисусу Христу и принести Ему дары. Согласно истории из Евангелия, на небе зажглась звезда и указала им путь к яслям. Поэтому символом этого времени является Звезда. Цари (волхвы), не сомневаясь, отправились в дальний путь за Звездой, указывавшей им путь.

Цель эпохи – воспитание благоговения и благодарности, самостоятельности, целеустремленности.

Рукоделие эпохи требует концентрации, усидчивости, осознанности. Это может быть из-готовление звезд из бумаги или соломы, ткачество, работа с бисером.

Завершают эпоху предкрещенское гадание и зажигание 12 свечей на крещение.

ЭПОХА БАТЮШКА МОРОЗ / Конец января начало февраля

Это веселое время, когда дети провожают зиму и приглашают весну. Дети знакомятся с народными традициями, фольклором. Это дает им возможность почувствовать свои корни, свою приобщенность к окружающему миру через всеобщее переживание радости и веселья.

Детский участок очищается от снега, дети мастерят кормушки для птиц. В группе изго-тавливаются куклы-масленички из лыка или соломы. Перед праздником, в масленичную неделю, каждый ребенок приносит из дома блины, которые он готовил вместе с ро-дителями. Так в течение недели каждый угощает других своими блинами.

Масленицей заканчивается это веселое время. Праздник проходит совместно с ро-дителями. В этот день идет борьба Весны с Зимою, сопровождающаяся народными играми, перетягиванием каната, катанием с горы. Заканчивается праздник сжиганием чучела – Масленицы, а также совместным чаепитием с блинами.

ЭПОХА ПАСХИ / После Масленицы до Пасхи

Пасхальное время – это подготовка и ожидание Пасхи. Начало Пасхального времени определяется событиями на небосводе. До самого праздника должен пройти день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Затем мы ждем полно-луния. Первое воскресенье после этого и есть праздник Пасхи.

Целью этого времени можно назвать формирование у детей представления о весеннем возрождении, обновлении природы. Один из «способов, через который для детей приоткрывается тайна пробуждение жизни – наблюдение за тем, как прорастает зерно, посаженное ими же самими в землю.

Для того, чтобы земля быстрее пробуждалась, снег надо убрать с дорожек, равномерно распределить его по грядкам и клумбам. Подготовка к высаживанию семян начинается с работы с глиной. Сначала дети лепят из глины чашечки, которые затем обжигаются в специальной печке (печка для обжига также непременно есть в каждом вальдорфском детском саду). Заранее заготовленную землю насыпают в глиняные горшочки, затем сажают семена пшеницы. В те дни, когда прорастают зернышки, можно раскрашивать пасхальные яйца и выпекать куличи. Старшие дети шьют курочек или зайцев, которых са-жают в корзинки с яичками.

Пасха – это домашний праздник. Каждая семья самостоятельно решает, как и где его отмечать. В детском саду дети готовят пасхальные корзинки, в которых они уносят домой пророщенные зерна, пасхальные яйца, куличи. В старших группах прибавляются пасхальные изделия, сделанные своими руками.

ЭПОХА МАЯ / Май

Это светлое, радостное время, когда просыпается земля, появляются первые ростки, солнышко начинает пригревать. В это время дети больше времени проводят на улице; день, чаще всего, начинается с прогулки.

Дети совместно с воспитателем готовят землю к посадке, высаживают семена, с нетерпение мждут всходов. Дневная игра-хоровод помогает детям лучше проникнуться настроением труда на земле.

Месяц май – это также время, когда старшие дети готовятся к выпускному празднику. Задачу этого времени можно обозначить как переживание детьми взросления, ведь впереди – школа. Дети готовятся к первому классу: занимаются ткачеством сумочек, изготавливают пеналы путем мокрого валяния, шьют свои первые тетради – записные книжки. На это уходит много сил и времени. Такая деятельность способствует развитию концентрации, воспитывает терпение.

Выпускной в детском саду всегда проходит совместно с родителями, так как в ответственный период перехода ребенка в школу поддержка родителей неоценима.

ЭПОХА ИЮНЯ / Июнь

Цель эпохи – проживание детьми периода расцвета природы. Большую часть времени дети проводят на улице, высаживают выращенную ими же в мае рассаду в цветники, активно ухаживают за растениями.

Летний праздник, завершающий не только эпоху, но и весь год, проводится на природе. Дети с родителями и воспитателями выезжают за город. Родители ставят спектакль-сказку для детей, затем все – родители, дети, воспитатели – дружно играют в игры, после которых устраивается пикник.

Участники проекта : дети, выпускники прежних лет, воспитатели, родители.

Цели проекта : расширить и углубить знания детей о различных овощах, фруктах, грибах, злаковых культурах.

- обогатить тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения детей от соприкосновения с различными видами сельскохозяйственных культур и даров природы;

- научить детей различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- помочь детям пережить чувство благодарности земле и природе;

- освоить все этапы труда земледельца от обмолота колосьев пшеницы до выпечки печенья из муки;

- воспитать в детях уважение к труду земледельца;

- повысить художественно-эстетическое развитие через приобщение к музыкальной и театрализованной деятельности.

План реализации проекта.

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- подбор литературы, пальчиковых и подвижных игр, репродукций картин, стихотворений, песен, загадок;

- создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;

- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

- проведение с детьми бесед о различных видах овощей, фруктов, грибов, злаковых и бахчевых культур, плодах деревьев и кустарников;

- проведение подвижных, музыкально-ритмических, пальчиковых, настольных игр;

- чтение сказок детям ;

- рассматривание картин, рисование рисунков, лепка, рукоделие, пение;

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

В результате выполнения проекта будет достигнуто :

- дети получат новые знания на основе сенсорных ощущений от различных видов деятельности, связанной с дарами природы и продуктами сельского хозяйства;

- получат навыки обмолота зерна, помола муки, замеса теста, выпечки печенья;

- получат радость от совместного труда и досуга;

- научатся получать радость от различной художественной деятельности;

- научатся делиться плодами своего труда.

Объем и содержание работ.

Бусы из плодов деревьев и кустарников, соломки.

Настольные игры: ботаническое лото

Праздник урожая Цель: создать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъем. Задачи: 1. Обогащать впечатления детей; 2. Развитие эмоционально-эстетических.

Фотоотчет о празднике урожая в детском саду

Фотоотчет о празднике урожая в детском саду Осенним праздником в нашей группе стал праздник урожая. Как водится, дети разучивали стихи, песни, танцы. Готовились сценки. Алеша очень.

Праздник урожая в школе В конце октября в нашей школе прошёл долгожданный детьми и их родителями конкурс "Праздник Урожая".Целями этого праздника были: довести.

После долгого летнего отдыха дети возвращаются в сад, где их ждет эпоха урожая. В западных вальдорфских детских садах урожайная и михайлическая эпоха чаще всего совпадают. Или же урожайная эпоха проводится чуть раньше, так как каникулы у них намного короче. И это на самом деле ближе к природе, ведь хлеб убирают уже в июле месяце. Мы же встречаем это время немножко с опозданием, но полностью пропустить эту эпоху никак нельзя. Это очень важное переживание благоговения – этап, без которого невозможно взрастить в себе душевную силу любви.


И вот в сентябре Месяц отпускает эти звезды, хотя и предупреждает, что путь к земле очень не прост. И не все попадают сюда – некоторые исчезают в морях и океанах, некоторые оказываются слишком глубоко под землей или же не долетают вовсе. И только немногим удается попасть на эту мягкую землю и прорасти цветами. В переводе, слова астра значит звезда. Эти цветы смотрят в небо, вспоминая, откуда они пришли. И лепесточки у них такие же тоненькие, как лучи. Астры не боятся холода, очень долго цветут и несут в себе радость всем тем детям, которые приходит в школу и в детский сад.

В этой простой истории отображается все то, что переживают дети, оказавшись в новой для них ситуации. Это очень сложное, мужественное, я бы даже сказала, михаилическое решение, как со стороны родителей, так и со стороны детей.


Стол сезона

В это время стол сезонов постепенно наполняется плодами. Для меня это тоже искреннее удивление, что несмотря на то, как иногда небрежно мы поступаем с землей, она все равно каждый год одаривает нас щедрыми подарками. Это переживание мы проживаем с детьми. И эта эпоха находится в таком растянутом состоянии в течении всего года, так как мы целый год кушаем овощи и ищем там солнышко в морковке, и волну в капусте, и звездочку в яблоке. Мы пытаемся прожить с детьми путь от зернышка до хлеба, поэтому на столе сезона также появляются колоски.

Главное в этой эпохе прожить с детьми пробуждение чувства благоговения и благодарности. В современных детях это крайне трудно взращивать, потому как наше время настолько комфортное, в нем столько излишеств, что дети в принципе не переживают чувства голода – и сложно при этом почувствовать какую-то благодарность по отношению к тому, что есть на столе. Поэтому мы очень внимательно относимся к тому, как мы едим, никогда ничего не выбрасываем, очень аккуратно относимся к хлебу и к плодам. В наше время детям очень сложно пережить благодарность и на это уходит очень много сил. Сейчас приходит много детей, которых заставляют кушать – у нас это не допустимо, так как это противоречит самой сути еды. Еда – это награда за проделанный труд. Человек должен испытать голод, получить еду и с благодарностью принять ее, как образ Божьего дара.


Поэтому на столе сезона мы пытаемся показать эту удивительную красоту плодов и щедрость природы. Нет никаких ограничений в том, что именно представлять на столе сезонов. Единственное что – мы стараемся, чтобы представленные плоды были выращены в наших широтах. Это может быть виноград или яблоки. К слову, именно виноград очень символичен – он как древо жизни. Лоза, которая требует больших усилий по уходу, которая только через какие-то годы дает эту гроздь, наполненную солнцем. Это сильный образ человеческого труда. Стол сезона всегда соответствует тому, что происходит за окном. Вот сейчас уже начали появляться желтые листья, дети с удовольствием их собирают, и мы также помещаем это на стол сезона. Из этих же листьев мы делаем витражи на окна, украшения и венки. Можно делать украшения из каштановой кожуры, также можно заваливать желуди в цветную шерсть, а сверху приклеивать шапочку. Это очень хороший вид деятельности, особенно для активных детей: у нас на ладонях очень много нервных окончаний, а в процессе этого занятия они активизируются, потому для ребенка, находящегося в рассредоточенном состоянии, это очень полезно. Такая деятельность помогает ему прийти в себя. Также можно делать поделки из каштанов, например, солнышко, – в основу вставляются зубочистки и оплетаются ниточками. Это уже такая серьезная работа для легкой моторики, и дети всегда с удовольствием ее делают.


Праздник урожая

К празднику урожая мы с детьми печем хлеб, и для них это тоже огромное удивление. Большой хлеб мы разрезаем во время общей трапезы, а после дети берут часть хлебушка домой и угощают членов семьи. Также дети берут домой часть урожая, который представлен на столе сезона – овощи, фрукты, орехи.

Главное в этой эпохе – возможность восхищения щедростью нашей земли и природы. За этим всем, на самом деле, стоит Творец, но мы этого не объясняем детям. Плоды – хорошие образы, чтобы это пережить, и на такое переживание воспитатели тратят очень много сил, как в этой эпохе, так и во всех последующих.

Эпоха Михаила

После праздника урожая начинается эпоха Михаила (конец сентября, начало октября) – в нашей широте это всегда происходит очень соответственно, так как именно в это время все начинает багроветь, листья становятся насыщенными. Михаил в переводе означает – кто, как Бог. Именно он закрыл врата рая для змея и хранит их до сих пор. Михаил заботится о каждом человеке на земле, посылая ему свою помощь в борьбе со змеем. Змей – это наши человеческие страсти, и то, чему мы позволяем быть внутри нас. Мы этого никогда не объясняем нашим детям, это присутствует только в легендах и в сказках.

В этот период стол сезона становится красным – присутствуют красные ткани и яркие цветы. Красный цвет как цвет действия, умения принимать решения, – и желтый цвет как луч духовной силы, которая помогает человеку действовать. Можно представить красивую репродукцию Михаила повергающего змея, а также весы, так как Михаил все время взвешивает. Это может быть равновесие между разными поступками, чувствами, мыслями.


Иногда для детей устраивают буквальное виденье, того, что такое добро и зло. В начале эпохи появляется большой темный камень на одной чашечке весов, а после, внимательный воспитатель, видя какие-то добрые поступки детей, обращает это все в красивые камни и минералы. И каждый день дети переживают то, как эти камушки, накапливаясь, перевешивают чашу. Это своеобразное мастерство со стороны взрослого. Это очень сильный образ, который требует внимательности и аккуратности, для того, что бы это получилось действительно честно и красиво.

В эпоху Михаила все действия с детьми (хоровод, сказка) направлены на укрепление внутренних душевных сил, на поддержку этого импульса в человеке, который позволяет обуздать свои страсти и двигаться вперед. Сказки мы используем наши, народные: Котигорошко, Кирилл Кожемяка, Илья Муромец, Ивасик-Телесик.

Эпоха осени

И если остается еще время по сезону, то у нас бывает также эпоха осени. Обычно это уже совсем желтое время. Все эпохи, о которых мы с вами говорили, это такое плавное переживание от буйной и цветущей зелени, от ярких насыщенных цветов и до постепенного увядания, но в таком тожественно золотом и красном цвете.

Осень – это тоска и нехарактерная грусть. Это то время, которое напоминает взрослым об их уходе и о том, что их ждет духовный мир. Это необычайно торжественный, важный и очень красивый период для взрослого человека. А дети переживают это через природу и через взрослых, которые находятся рядом с ними. В осеннюю эпоху мы стараемся много гулять, чтобы дать детям возможность услышать шуршание листьев, посмотреть, как они падают от дуновения ветра, понаблюдать за тем, как постепенно меняются их цвета. Удивительно, когда дети могут самостоятельно замечать это!

Появление гномов

Когда уже почти зима, когда становится совсем холодно и мокрый снег уже начинает покрывать землю – к нам приходят гномы. В это время земля на столе сезонов становится темного цвета, также присутствуют разные коряги и стволы деревьев, из-под которых появляются гномы. Эти необыкновенные гномы хранят мудрость. Обычно они сделаны из фетра и шерсти.

Эпоха фонариков

В это время за окном становится уже совсем темно, и наступает время для сказки при свече. Так начинается эпоха фонариков. Для детей это переживание двух сил – света и тьмы. И мы сознательно позволяем им пережить темноту, но не страшную, а загадочную. Удивительно, что одна свечечка может осветить так много вокруг себя. Это своеобразный образ света, который несет в себе каждый человек, и если он способен хоть чуть-чуть поделиться этим светом с другими людьми, то его круг становится намного светлее и добрее. Это очень важное и трепетное переживание для детей. К тому же это начало входа в зиму, в холодную и долгую зиму, которая требует от нас смелости, мужества и решительности.

Читайте также: