Ранний возраст в детском саду по фгос здоровьесберегающие технологии

Обновлено: 06.07.2024

Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

Содержимое публикации

Воспитатель 1 младшей группы Стебунова Галина Федотовна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

Прежде чем рассмотривать здоровьесберегающие технологии, обратимся к показателям сравнительного анализа состояния здоровья детей, который проводился в НИИ гигиены и охраны здоровья детей. Показателями сравнительного анализа выявлена неблагоприятнаятендеция ухудшения здоровья детей за последние 10 лет. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, у детей раннего дошкольного возраста уже имеются: неврологические проявления, болезни органов дыхания, аллергические реакции, отклонения со стороны сосудистой системы, растет число детей с заболеваниями органов пищеварения и многое другое.

В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.

В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому, здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:

- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)

- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.

1.Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность 10 минут.

2.Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка - игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.

3.Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!

Технологии сохранения стимулирования здоровья:

Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.

Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,

Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

Лапками похлопает, Действия согласно тексту.

Крепко свой бочок потрет

И опять гулять пойдет.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности.

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.

Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.

Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.

Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.

Пальчиковая гимнастика - проводитсяв разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка. Массаж среднего пальца – на кишечник. Массаж безымянного пальца – на печень. Массаж мизинца – на сердце.

6.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к

*7.Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.

Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.

Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачко достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.

Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.

(Повороты к подушке и назад).

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.

Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!

(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).

А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно - сосудистую и нервную системы).

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох),

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.

Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!

*8. Гимнастика ортопедическая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а так же после сна. Рекомендуется в качестве профилактики болезней свода стопы и плоскостопия.

- дорожки для профилактики плоскостопия;

- мелкие предметы, тонкие платки, шарфы (желательно из газа) – для захвата пальцами ног;

- массажные и простые мячи разных размеров идр.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.

Список литературы:

1.(Болгина, Т.Л.) Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях. [Текст], Методическое пособие. Т.Л. Болгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112с.

2.Журнал дошкольное воспитание

№5\ 2004; №11\2004; №10\ 2005; №3 \2006; №11\2007г.

3.Журнал дошкольная педагогика

№6\2005; №3\2006; №7\2007; №1\2008г.

4.Здоровый дошкольник. [Текст], Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского.\ Составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М. и др. – М.: АРКТИ, 2001. -208с.

5.(Змановский, Ю.Ф.) Воспитаем детей здоровыми. [Текст], Ю.Ф. Змановский – М.:Медицина, 1989. – 128с.

7.Журнал обруч №1\ 2004; №3\2006; №2\2008.

9.(Тимофеева,Е.А.) Подвижные игры для малышей. [Текст], Е.А. Тимофеева - М.: Издательство

10. Физкультура для всей семьи. [Текст], -2 издание \ Составители Козлова Т.В.,Рябухина Т.А. –М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с.

11.(Яковлева, Л.В.) Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. [Текст], В.Л. Яковлева – М.: Гуманит изд. Центр ВЛОДОС, 2003 – 320с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Почему я выбрала именно это направление?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным ,

сделайте его крепким и здоровым : пусть работает ,

действует , бегает , кричит , п усть он находится в постоянном движении…

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.

Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

Поставив цель, я определила следующие задачи:

Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;

Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;

Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;

Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, узкими специалистами нашего детского сада, социальными институтами и родителями.

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы , приемы и технологии.

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:

Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

Для эмоционального развития детей использую

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

К коррекционным технологиям относятся:

Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.

Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:

Результаты моей работы:(диаграмма)

Данные показатели говорят о положительной динамике. Прослеживается достаточно хорошая результативность по усвоению программного материала в области физического воспитания детей. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи: Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросам здоровье сбережения.

Учиться моделировать работу на основе изученых видов, приемов, методов здоровье сбережния ( комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки.)

ВложениеРазмер
samoobrazovanie.docx 91.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

воспитатель: Титова Светлана Васильевна,

1 квалификационная категория,

стаж работы в должности : 5 лет

г. Сыктывкар, 2017-2018 г.

План работы по самообразованию

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Я применяю нетрадиционные технологии, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую технологии в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, , положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли мнемаксимально снизить статический компонент в режиме дня моих воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки)

4. Систематизировать изученную литературу.

Этапы и сроки работы

1 этап – организационный

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Проведение анализа заболеваемости детей

3. Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья.

Работа с детьми

1. Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д.

2. Проведение занятий по ФИЗО

4. Открытое занятие.

5. Неделя здоровья в ДОУ.

Работа с родителями

1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей по ЗОЖ.

3. Выставка литературы и наглядного материала для внедрения здоровьесберегающих технологий.

Работа с педагогами

2. Посещение НОД у воспитателей ДОУ по формированию ЗОЖ.

3 раза в неделю

3 этап – заключительный

II. ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯЗБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ

2.1 Понятие здоровьясбережения в педагогике

2.2. Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей

2.3. Здоровьесберегающие технологии в процессе ДОУ

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры воспитателей и родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно - образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном

- раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в педагогической литературе;

- проанализировать программы дошкольного образования в части организации здоровьесбережения детей в ДОУ;
- изучить содержание здоровьесберегающих технологий, реализуемых в ДОУ.

1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была всегда актуальной. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.

В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер.

В России над преобразованием дела воспитания работали Новиков, Ф. И. Янкович. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что ". первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места. ".

В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, А. С. Макаренко и др.

В 1980 году И. И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова).

Одна из первостепенных задач согласно требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

2.2 ПРОГРАММЫ ДОУ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т. Н.Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

В.Т.Кудрявцев - доктор психологических наук, Б. Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:

1) приобщение к физической культуре,

2) развивающая форма оздоровительной работы. Авторы программы исходят из того, что ребенок - это целостный духовно-телесный организм - посредник и преобразователь значимых для него природно - и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности . Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

2.3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЦЕССЕ ДОУ

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые

осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью

сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя пять основных направлений:

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📌

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО

Читайте также: