Расчет питательной ценности удобрений

Обновлено: 07.07.2024

При определении норм внесения удобрений учитывают величину планируемого урожая, вынос элементов питания растениями, содержание в почве доступных для растений питательных элементов, тип и гранулометрический состав почвы.

Необходимо учитывать достигнутую урожайность в регионе, ресурсы климата и естественного плодородия почв.

На практике чаще всего потребность растений в питательных веществах характеризуют их выносом. Вынос — количество питательных веществ, отчуждаемых из почвы с фактически убираемым урожаем (например, зерно), с учетом побочной продукции (например, солома), но без учета растительных остатков, остающихся на поле (например, корни и стерня) (см. Вынос).

Вынос основных элементов питания с урожаем сельскохозяйственных культур:

Культура Основная продукция Вынос урожаем с 1 т основной продукции и соответствующим количеством побочной продукции, кг
N P2O5 K2O CaO MgO
Кукуруза на силос Зеленая масса 3,3 1,2 4,2 1,3 1

Ориентировочные коэффициенты использования растениями кукурузы питательных элементов из почв и удобрений, которые можно использовать для расчета норм минеральных удобрений на и серых лесных почвах, приведены ниже.

Коэффициенты использования растениями питательных элементов из почв и удобрений (для и серых лесных почв), %

Культура Из почвы (при среднем содержании питательных элементов и выше)* Из минеральных удобрений в год Из органических удобрений в год
P2O5 K2O N P2O5 K2O N P2O5 K2O
Зерновые, однолетние и многолетние травы 5 10 50–60 15–25 40–50 20 30 40–50

*При низкой обеспеченности почвы элементами питания коэффициенты увеличиваются в 1,5–2 раза

Пример расчета нормы внесения минеральных удобрений под планируемый урожай для озимой пшеницы и кукурузы на силос и сахарной свеклы.

Показатели Озимая пшеница Кукуруза на силос Сахарная свекла
N P2O5 K2O N P2O5 K2O N P2O5 K2O
Планируемый урожай, ц/га 40ц/га 400 ц/га 400 ц/га
Вынос питательных элементов с планируемым урожаем, кг 115 45 80 132 50 168 160 65 260
Используется питательных элементов из почвы 30 15 30 30 15 30 30 15 60
Используется из 60т/га органических удобрений, кг - - - 50 25 80 60 30 120
Требуется минеральных удобрений, кг/га 85 30 50 55 10 60 100 20 80
Использования питательных элементов растениями из минеральных удобрений, % 65 20 50 65 20 50 65 20 70
С учетом коэффициентов использования следует внести с минеральными удобрениями, кг/га действующего вещества. 130 50 100 85 50 120 107 100 115
Норма внесения для аммиачной селитры кг/га 370 * * 245 * * 305 * *

* Доза внесения (Двн) для различных типов фосфорных и калийных удобрений рассчитывается в соответствии с содержанием в них элементов (Э) питания по формуле: Двн = (х*100)/Э. Где х — доза по д.в.

Формирование высоких урожаев зерна с благоприятными показателями качества в значительной степени определяется системой применения азотных удобрений.

Все методы определения доз удобрений основываются на данных длительных или эпизодических полевых и производственных опытов, а различаются полнотой и точностью отражения закономерностей взаимоотношений растений, почв и удобрений.

Все существующие методы и их модификации определения доз удобрений можно разделить на:

  • методы обобщения результатов опытов с эмпирическими дозами удобрений;
  • методы обобщения результатов опытов с помощью балансов питательных элементов.

Все перечисленные методы оптимизации доз удобрений позволяют достаточно объективно прогнозировать величину урожая сельскохозяйственных культур. Но несмотря на это, они требуют совершенствования в плане комплексного подхода, учитывающего условия выращивания культур и экономической окупаемости удобрений.

Методы, основанные на обобщении данных с эмпирическими дозами удобрений

Обобщение проводимых под методическим руководством Географической сети опытов ВИУА во всех почвенно-климатических зонах с разными культурами результатов полевых опытов позволило определить эффективность отдельных видов удобрений на разных типах почв и дозы органических и минеральных удобрений для основных культур на различных типах и подтипах почв. В последующем проведена дифференциация доз в пределах разностей почв с учетом обеспеченности питательными элементами предшественников и сортовых особенностей культур.

На основании обобщений результатов опытов разработаны также дозы, оптимальные сроки и способы внесения удобрений до посева, при посеве и после посева для основных культур во всех почвенно-климатических зонах.

Согласно данным Географической сети опытов ВИУА и агрохимической службы ЦИНАО, для основных почвенно-климатических зон России на преобладающих типах почв со средним содержанием подвижного фосфора и обменного калия рекомендованы оптимальные дозы макроудобрений под основные культуры, а также дозы и способы внесения микроудобрений.

Таблица. Оптимальные дозы минеральных удобрений (кг/га) под основные сельскохозяйственные культуры (обобщение Литвака, 1990)

Культура Зона N P2O5 K2O
Озимая пшеницаНечерноземная 100 90 90
Лесостепная 85 80 65
Степная 75 70 50
КукурузаЛесостепная 100 80 70
Степная 80 70 60
КартофельНечерноземная 95 90 110
Лесостепная 90 90 90
Степная 85 80 70
Силосные культурыНечерноземная 100 80 105
Лесостепная 100 75 80
Степная 65 60 55
Сахарная свеклаНечерноземная 145 135 175
Лесостепная 135 140 150
Степная 120 120 105

Таблица. Дозы и способы внесения микроудобрений под основные культуры (обобщение Литвака, 1990)

Региональные научно-исследовательские учреждения предлагают более конкретизированные рекомендации по культурам, типам, подтипам и разностям почв с указанием уровней плановых урожаев, окультуренности почв и в сочетаниях с дозами органических удобрений.

В каждом комплексе конкретных природных и хозяйственных условий территорий на основании результатов не менее 7-10 воспроизводимых опытов с одной культурой или сортом региональные учреждения Географической сети опытов и Агрохимслужбы определяют количественные показатели эффективности удобрений:

  • прибавку урожая от оптимальной дозы;
  • вынос элементов на единицу основной и побочной продукции и коэффициенты использования элементов почвы и удобрений;
  • коэффициенты возврата или интенсивность баланса элементов;
  • поправочные коэффициенты к дозам в зависимости от класса почвы;
  • нормативы затрат минеральных удобрений для получения единицы прибавки и урожая в целом;
  • оптимальные уровни содержания питательных элементов в почве;
  • нормативы затрат удобрений на единицу изменения содержания в почве подвижных форм элементов;
  • основные показатели качества продукции;
  • экономические показатели эффективности удобрений;
  • математические модели, характеризующие связь между продуктивностью культур, плодородием почв, дозами удобрений, погодными и агротехническими факторами;
  • уровни природоохранных ограничений при применении удобрений.

По результатам разрабатывают конкретные рекомендации доз и соотношений удобрений, однако и в этом случае необходима коррекция доз применительно к конкретному предприятию, агроценозу и полю.

К этой же группе методов относятся и расчеты доз по нормативам затрат минеральных удобрений на весь урожай по формуле:

или прибавку урожая:

где Д — доза N, P2O5, K2O на желаемый урожай или прибавку, кг/га д.в.; У и ΔУ — соответственно желаемый урожай или прибавка, т/га; Н1 и Н2 — нормативы затрат удобрений на единицу урожая и прибавки, кг д.в.; Kn — поправочный коэффициент на класс почвы по обеспеченности фосфором и калием; при расчетах доз азота Кn = 1.

Нормативы затрат удобрений и поправочные коэффициенты к дозам удобрений указываются в региональных рекомендациях НИИ, сельскохозяйственных опытных станций, центров и станций Агрохимслужбы.

Третьим направлением группы методов, основанные на обобщении данных с эмпирическими дозами удобрений, является поиск математических зависимостей урожайности от доз удобрений. Первым такую попытку сделал в 1905 г. немецкий ученый Э.А. Митчерлих, который предложил следующее уравнение:

где А — максимально возможный урожай; У — фактический урожай; С — коэффициент пропорциональности, характеризующий зависимость между урожаем и дозой удобрений; х — доза удобрений.

Четвертым направлением группы методов является разработка регрессивных моделей по результатам планирования, проведения и статистической оценки результатов многофакторных опытов с эмпирическими дозами удобрений. Для определения количественной зависимости между урожайностью и дозами удобрений лучшей математической моделью оказалось уравнение со степенями 0,5 и 1 для факторов и 0,5 для парных взаимодействий:

где У — урожай; а0 — свободный член уравнения; a1, a2, …, a9 — члены уравнения, характеризующие действие и взаимодействие факторов; N, P, K — дозы удобрений.

Пятым направлением данной группы методов является разработка математических моделей с использованием компьютерной техники для определения оптимальных доз удобрений под культуры с учетом функциональной зависимости от множества факторов внешней среды:

где У — урожай; xn — переменные факторы, влияющие на урожай, например, дозы и соотношения удобрений, класс и гранулометрический состав почвы, погодные условия, сортовые особенности, предшественники и т.д.

Практическое применение любого из этих методов и модификаций позволяет избежать грубых ошибок в применении удобрений. Однако они определены эмпирически без учета биологических потребностей культур в питательных элементах и не дают ответа на вопрос о состоянии почвы; по ним, несмотря на поправочные коэффициенты, нельзя количественно оценить баланс элементов без специальных расчетов.

Цель: научиться определять дозы внесения минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов.

Оборудование: коллекция минеральных удобрений, плакаты и таблицы, иллюстрирующие влияние основных питательных элементов на рост и развитие растений.

Ход работы:

1. Определение питательной ценности основных азотных, калийных и фосфорных удобрений.

Питательную ценность удобрений условились выражать через массовую долю в них азота (азотные удобрения), оксида фосфора (5) или оксида калия. Для определения массовой доли питательного вещества в удобрении используют формулу для определения массовой доли компонента смеси:

Результат расчёта можно выражать в долях от единицы или в процентах.

а) Рассчитайте массовые доли азота в следующих удобрениях: NaNO3, NH4NO3. Какие из них наиболее концентрированные? Какова преимущества концентрированных удобрений?

б) Рассчитайте содержание питательных элементов в удобрениях, состав которых выражен формулами: KNO3, K3PO4, (NH4)2HPO4. Дайте химические названия предложенных удобрений.

2. Определение по формуле принадлежность удобрения к комплексным.

Обучающиеся получают карточки с химическими формулами удобрений, определяют наличие в них питательных веществ, используя схему классификации удобрений, делают вывод о принадлежности того или иного удобрения к комплексным.

а) Все ли удобрения можно смешивать друг с другом? Можно ли смешивать аммиачную селитру с известью? Ответ обоснуйте.

Отчёт по практической работе:

3. Ход работы (решённые задания из пунктов 1 и 2).

4. Вывод по работе (что научились делать, к каким результатам пришли).

Приложение 3

Программа объединения дополнительного образования

Эксперимент – искусство вопрошать природу.

Не развлекать школьника…, а, опираясь на его

потребности, воспитывать, развивать и

совершенствовать его личность.

Задачи объединения:

· углубление знаний по предмету, развитие и совершенствование навыков химического эксперимента, навыков правильного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;

· формирование общих умений, навыков и основных способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

· воспитание аккуратности при работе с химическими веществами, как необходимое условие формирования адекватного отношения к окружающей среде и месту человека в ней.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

После освоения образовательной программы обучающиеся должны знать – понятия: химическое вещество, эксперимент, методика проведения; правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

должны уметь – 1) владеть навыками проведения химического эксперимента; 2) оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим во время проведения химического эксперимента; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и проводить её обработку;

Содержание.

Введение (6 ч.). Правила работы в химическом кабинете. Знакомство с лабораторной техникой. Приёмы работы в химической лаборатории. Экстремальные ситуации. Приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при проведении химического эксперимента.

Лабораторный практикум.

Тема 1. Лабораторные способы получения неорганических веществ (14 ч.)

Получение кислорода разложением сложных веществ. Взаимодействие кислорода с простыми веществами. Значение кислорода для жизнедеятельности живых организмов.

Способы получения водорода. Устройство аппарата Кипа. Горение водорода.

Способы получения оксида углерода (4). Состав воздуха. Значение углекислого газа в природе и жизни человека.

Способы получения нерастворимых солей, кислот и оснований.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 5.Получение кислорода разложением пероксида водорода.

6. Порядок сборки и заполнения аппарата Кипа. 7. Наполнение водородом мыльных пузырей. 8. Получение углекислого газа в аппарате Киппа.

Лабораторные опыты: 1. Получение кислорода разложением перманганата калия. 2. Горение серы в кислороде. 3. Горение фосфора в кислороде. 4. Горение натрия в кислороде. 5. Горение железа в кислороде. 6. Получение водорода в пробирке. 7. Испытание водорода на чистоту. 8. Получение углекислого газа в пробирке. 9. Доказательство наличия углекислого газа в воздухе. 10. Получение гидроксида меди (2). 11. Получение кремниевой кислоты. 12. Получение хлорида бария.

Тема 2. Опыты с растворами и кристаллами (6 ч.).

Растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Приготовление истинных растворов. Коллоидные растворы. Свойства коллоидных растворов. Понятие о кристаллогидратах. Насыщенный и перенасыщенный раствор. Способы получения кристаллогидратов.

Лабораторный практикум.

Тема 3. Химия взрывов и вспышек (2 ч).

Окислительные свойства некоторых неорганических веществ.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 11. Окисление угля и серы. 12. Окисление скипидара.

Лабораторные опыты: 19. Окислительные свойства перманганата калия.

Тема 4. Основы химического анализа (6 ч).

Понятие о качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторный практикум.

Лабораторные опыты: 20. Качественная реакция на сульфат-ион.

21. Качественная реакция на ион аммония. 22. Качественная реакция на карбонаты. 23. Качественная реакция на ионы железа. 24. Качественная реакция на металлы. 25. Качественная реакция на хлорид-ион.

Тема 5. Свойства органических соединений (10 ч).

Состав органических веществ. Предельные и непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды. Спирты и фенолы. Карбоновые кислоты. Углеводы. Белки. Применение органических соединений.

Лабораторный практикум

Демонстрации: 13.Коллекция органических веществ. 14. Качественная реакция на глюкозу. Реакция серебряного зеркала. 15. Биуретовая реакция. 16. Ксантопротеиновая реакция.

Лабораторные опыты: 26. Определение качественного состава органических веществ. 27. Получение этилена. 28. Свойства бензола. 29. Взаимодействие этанола с натрием. 30. Свойства глицерина. 31. Качественная реакция на глюкозу. Реакция с гидроксидом меди. 32. Гидролиз сахарозы. 33. Денатурация белков. 34. Обнаружение белков в продуктах питания.

Тема 6. Полимеры (4 ч).

Понятие о полимерах. Строение и свойства полимеров. Использование полимерных материалов в жизнедеятельности человека.

Лабораторный практикум

Демонстрации: 17. Коллекция пластмасс и волокон.

Лабораторные опыты: 35. Термопластичность полимеров. 36. Горение полимеров. 37. Горение волокон.

Тема 7. Химия чудес (6 ч).

Огонь с неба. Обновление икон и куполов. Кровоточащие кресты и иконы. Святая вода.

Лабораторный практикум

Демонстрации: 18. Превращение воды в кровь. 19. Чёрная змея. 20. Превращение воды в вино. 21. Превращение воды в молоко.

Лабораторные опыты: 38. Кувшин алхимика.

Тема 8. Решение экспериментальных задач (20 ч).

Задача 1. Получение питьевой соды.

Задача 2. Получение оксида меди (1).

Задача 3. Получение мыла.

Задача 4. Определение одного вещества.

Задача 5. Определение состава смеси двух веществ.

Задача 6. Определение ионов металлов побочных подгрупп.

Задача 7. Определение анионов, образованных неметаллами 6 и 7 групп.

Задача 8. Определение анионов, образованных неметаллами 4 и 5 групп.

Задача 9. Определение веществ без использования дополнительных реактивов.

Задача 10. Определение неорганических и органических веществ.

1. Байкова В.М. Химия после уроков.- Петрозаводск: Карелия, 1974, - 175 с.

2. Баталин А.Х., Олифсон Л.Е. Юным химикам.- Челябинск: Южно-Ур. книжное изд-во, 1970,-236 с.

3. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976,-191 с.

4. Дорофеев А.И., Федотова М.И. Практикум по неорганической химии: Учебное пособие для техникумов.- Л.: Химия, 1990, - 240 с.

6. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1989,-224 с.

К минеральным удобрениям относят вещества минерального происхождения, вносимые в почву для обеспечения растений питательными элементами, улучшения её физико-химических свойств и получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

Минеральные удобрения очень разнообразны и многочисленны, поэтому нуждаются в классификации. Классификацию проводят по различным признакам:

1. Различают простые и сложные минеральные удобрения.

Если удобрение содержит какое-либо одно питательное вещество, его называют простым. Например, хлорид калия (КСl) – простое калийное удобрение.

Сложные или комплексные удобрения содержат несколько питательных веществ. Эти удобрения характеризуются высокой концентрацией питательных веществ, поэтому применение таких удобрений обеспечивает значительное сокращение расходов хозяйства на их транспортировку, смешивание, хранение и внесение. К недостаткам комплексных удобрений относится постоянное соотношение основных питательных веществ - NPK, что усложняет их применение на различных по плодородию почвах. К сложным удобрениям относятся:

- аммонизированный суперфосфат N - 2-3 %, Р2О5 - 18 %;

- калийная селитра N - 13 %, К2О - 47 %;

2. Макроудобрения и микроудобрения.

Макроудобрения содержат макроэлементы, необходимые для питания растений в большом количестве. Это азотные, фосфорные и калийные удобрения.

Микроудобрения содержат микроэлементы: бор, молибден, медь, цинк, марганец, необходимые для питания растений в небольших дозах.

3. Прямодействующие и косвенно действующие.

Прямодействующие удобрения содержат необходимые макро и микроэлементы, необходимые для питания растений. Это все перечисленные выше минеральные удобрения.

Косвенно действующие (мелиорирующие) удобренияприменяют для химической мелиорации кислых и щелочных солонцеватых почв, что повышает плодородие почв и, как следствие, урожайность сельскохозяйственных культур.

Для мелиорации кислых почв используют известь (CaCO3), щелочных – гипс (CaSO4 ∙ 2H2O). Известкование и гипсование сохраняют положительный эффект в течение нескольких лет. Мелиоранты не являются источником элементов питания для растений, но применение их настолько эффективно увеличивает урожай, что их рассматривают как косвенно действующее удобрение.

Питательная ценность минерального удобрения определяется по содержанию в нём действующего (питательного) вещества. Ту часть удобрений, которую усваивают растения, называют действующим веществом.

В азотных удобрениях действующее вещество азот. Растения усваивают азот в нитратной (NO3 - ), аммонийной (NH4 + ) и амидной (NH2) формах.

В фосфорных удобрениях действующее вещество фосфорный ангидрид - Р2О5.

В калийных удобрениях – оксид калия К2О.

Действующее вещество составляет определённый процент общей массы минерального удобрения, остальную часть занимают различные примеси. Чем выше содержание действующего вещества – тем эффективнее удобрение. В современных минеральных удобрениях содержание действующего вещества в среднем составляет 32 %.

Азотные удобрениясодержат азот в нитратной, аммонийной или амидной формах, хорошо растворимы в воде, подвижны в почве и легко усваиваются растениями. Чаще всего применяется сульфат аммония (NH4)2SO4, натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NH4NO3 кальциевая селитра Са(NO3)2, мочевина (карбамид) [CO(NH2)2], жидкие азотные удобрения: жидкий аммиак, аммиачная вода и др.

Азотные удобрения представляют собой белый или желтоватый кристаллический порошок (кроме цианамида калия и жидких удобрений), хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Поэтому азотные удобрения легко вымываются, что ограничивает их применение осенью в качестве основного удобрения.

В сельскохозяйственном производстве наибольшее применение нашла аммиачная селитра NH4NO3, которая содержит 35 % азота, реакция раствора удобрения нейтральная или слабокислая. Аммонийная группа менее подвижна, адсорбируется почвой. Нитратная группа подвижна, остается в почвенном растворе и образует соли кальция, магния и другие соединения, более доступные для растений. В связи с этим, аммиачную селитру вносят как допосевное удобрение, в рядки при посеве и в подкормку в период вегетации растений. Осенью перед вспашкой её не вносят из-за значительного вымывания удобрения в нижележащие горизонты почвы.

Мочевина (карбамид) [CO(NH2)2] содержит 46 % азота и является самым концентрированным из твёрдых азотных удобрений, которое имеет нейтральную реакцию, растениями непосредственно не усваивается. Под действием бактерий почвы сначала переходит в углекислый аммоний, а затем после нитрификации в селитру, которая усваивается растениями полностью. Отличается слабой гигроскопичностью, вносится, как и аммиачная селитра.

Азотные удобрения используют под все сельскохозяйственные культуры. Особое положение занимают бобовые растения, которые благодаря клубеньковым бактериям на своих корнях пользуются азотом, усвоенным из воздуха, поэтому под бобовые азотные удобрения не вносят. Симбиотическая азотфиксация при благоприятных условиях не только обеспечивает высокую продуктивность бобовых культур, но и увеличивает урожай последующей культуры в севообороте, способствует сохранению плодородия почвы.

Фосфорные удобренияоцениваются по содержанию доступной для растений фосфорного ангидрида Р2О5. Они подразделяются на растворимые – простой и двойной суперфосфаты, полурастворимые – преципитат и томасшлак и труднорастворимые – фосфоритная и костная мука.

Наиболее распространён в мелиоративном земледелии суперфосфат [Ca(H2PO4)2 ·H2O]. Представляет собой светло-серый порошок или гранулы, выпускается простой (с содержанием Р2О5 - 14-20 %) и двойной (45-50 % Р2О5) суперфосфаты. Простой суперфосфат обладает кислой реакцией раствора, поэтому гранулированный простой и двойной суперфосфаты выпускают в нейтрализованном виде.

Действующее вещество простого и двойного суперфосфата хорошо растворяется в воде и легко усваивается растениями. Суперфосфат эффективно действует на разных почвах и на все культуры. Его можно применять как основное и рядковое удобрение, а также в качестве подкормки. Большое значение имеет гранулированный суперфосфат (суперфосфат, выпускаемый промышленностью в виде шариков – гранул - размером 1-4 мм). Он меньше вступает в контакт с почвой, не слеживается, хорошо рассеивается. Применение гранулированного суперфосфата резко повышает эффективность доступного растениям фосфора.

Фосфорные удобрения вносят как основное и припосевное удобрение и в подкормки, практически под все сельскохозяйственные культуры.

Калийные удобрениядают наибольший эффект при внесении на торфяных и песчаных подзолистых почвах. Чернозёмы, как правило, богаты калием. Весьма отзывчивы на калийные удобрения такие культуры как лён, конопля, картофель, сахарная свекла, корнеплоды, клевер. Выпускаются хлоросодержащие калийные удобрения сильвинит, хлористый калий, калийные соли и сульфатсодержащие – сернокислый калий, калимагнезия и песчаная зола.

Хлористый калий KСl мелкий кристаллический порошок белого или светло-серого цвета, содержит 50-60 % К2О, хорошо растворим. Вносят его в почву как основное и предпосевное удобрение. Является физиологически кислым удобрением, предпочтителен на щёлочных почвах.

Сернокислый калий К2SO4 – мелкий, кристаллический, сероватый порошок, содержит 45-50 % К2О. Даёт высокий эффект на культурах, чувствительных к хлору, так как в удобрении он отсутствует.

Микроудобрениятребуются растениям в небольших количествах, они обеспечивают физиологические процессы на уровне катализаторов. К ним относят бор, медь, молибден, марганец, цинк, кобальт и другие.

В почвах разных зон содержится неодинаковое количество этих микроэлементов, что влияет на урожаи сельскохозяйственных культур. В дерново-подзолистых почвах очень мало бора и меди, а в болотных – меди и молибдена; чернозёмы отличаются недостатком легкорастворимого марганца, на карбонатных почвах очень мало цинка.

Микроудобрения вносят в почву с семенами и с помощью внекорневых подкормок.

Читайте также: