Распределение аварийных посадок по этапам полета

Обновлено: 05.10.2024

Авиатранспорт считается самым безопасным, и большинство перелётов завершается удачно. Но иногда технические неполадки и другие причины приводят к аварийным ситуациям. Есть рекомендации для пассажиров, увеличивающие шансы на выживание в таких случаях.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

Кабина летчиков

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

О требованиях к аварийно-спасательному обеспечению

Анализ происшествий с гражданскими самолетами показывает, что 80% аварий и катастроф происходят на этапе взлета и посадки. Исследования динамики разрушения самолетов при авариях свидетельствуют о том, что к жертвам при авиационных происшествиях являются силы, действующие при ударе о землю, и пожар.

Поэтому с одной стороны при конструировании и создании воздушных судов (ВС) предусматриваются меры по безопасности их конструкции и для этого существуют различные нормы годности ВС, а с другой на аэродроме должны быть организованы соответствующие меры по аварийно-спасательному обеспечению.

Эффективность борьбы с авиационным пожаром и спасение людей, находящихся на борту, зависят от того, насколько быстро начнется массированная атака огня. Это обусловлено скоротечностью развития пожара на самолете и высокой температурой в зоне горения. Так, при пожаре разлитого топлива под фюзеляжем самолета уже через 2-3 минуты устоявшегося горения, а зачастую и раньше, происходит прогорание обшивки фюзеляжа и распространение пожара внутрь пассажирского салона, кабины экипажа и других помещений самолета. Анализ происшествий и огневые испытания, которые проводились во времена СССР, показали, что уже через 2-3 мин после возникновения открытого пламени внутри пассажирского салона содержание кислорода в салоне снижается до 5-6%, а концентрация токсичных веществ достигает смертельно опасных уровней, что является смертельным для человека.

Именно по этой причине нормами годности самолетов установлено требование, согласно которому все люди должны эвакуироваться из самолета по аварийным надувным трапам и другим бортовым средствам спасения через выходы только по одному борту за время не более 90 с.

Экспертами ИКАО еще в 80-х годах был проведен анализ и установлено, что из всех происшествий, происходящих при взлете или посадке, примерно половина происходит на ВПП, около 30 % на удаление до 1000 м от торца полосы и не более 30 м от ее осевой линии. Остальные 20% на удалении до 150 м. от осевой линии ВПП.

Поэтому и ИКАО и в СССР всегда было требование, чтобы время развертывания пожарно-спасательных расчетов на конце каждой ВПП не превышало 3-4 минут.

Суть всех требований к аварийно-спасательному обеспечению сводится к тому, чтобы на каждом аэродроме в зависимости от размеров и частоты движений ВС был обеспечен нормативный запас огнетушащих веществ, который должны быть доставлен на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия и применен для тушения пожара с надлежащей интенсивностью в установленное время.

То есть, чем больше самолет садится или взлетает с аэродрома, тем больше на нем топлива и значит больше должно быть огнетушащих веществ и с большей интенсивностью их нужно подавать в очаг пожара.

Что делать при аварийной посадке

Подготовка к полету должна начаться еще с выбора одежды — надевайте рубашки или кофты с длинными рукавами из натуральных материалов, длинные брюки. Обувь стоит выбирать закрытую на низком каблуке. Также внимательно слушайте инструктаж бортпроводников перед полетом.

Во время

Пассажирам при аварийной посадке самолета нужно действовать по указаниям экипажа. Если лайнер снижается быстро, а пилот предупредил об экстренном приземлении, необходимо сделать следующее:

  1. поставить спинку кресла вертикально, закрыть столик на спинке переднего сиденья, все вещи убрать под кресло;
  2. не загромождать проходы;
  3. снять очки, наушники, заколки для волос, зубные протезы — все предметы, о которые можно пораниться;
  4. снять галстук, цепочки, другие украшения;
  5. затянуть шнурки на обуви;
  6. как можно туже затянуть ремень безопасности, мягкие вещи положить на колени;
  7. по команде о посадке наклонить корпус вперед, прикрыть голову руками;
  8. оставаться в таком положении до полной остановки.

Только после указаний бортпроводников нужно организованно пройти к ближайшему аварийному выходу.

Выход из самолета

Не надо вскакивать со своего места и выбегать в проход — толкучка не ускорит, а только замедлит выход.

К каждой двери крепится надувной трап, который надувается автоматически при приземлении на сушу. Как только предыдущий пассажир съехал по трапу и отошел в сторону, нужно не задерживаясь покинуть авиалайнер.

На трап нельзя вставать ногами и садиться на корточки — нужно вытянуть ноги вперед и съезжать так, как дети едут с горки. После спуска отойдите в сторону, чтобы освободить место для следующего человека.

Для тех случаев, когда трап не раскрылся или не достает до земли, в каждой двери есть толстый канат с навязанными узлами, по которому можно спуститься вниз. По возможности предлагайте свою помощь тем, кто плохо себя чувствует.

После

Выбравшись из самолета, следует немедленно отойти от него на расстояние 100-200 метров, пока не пройдет угроза возгорания и пожара. После этого через громкоговорители экипаж позовет пассажиров обратно к лайнеру. Лучше оставаться рядом с ним, поскольку спасатели будут ориентироваться по радиомаяку бортовой системы.

Необходимо выполнять все распоряжения командира авиалайнера и бортпроводников — они направлены на выживание и скорейшее спасение пассажиров.

Почему этим занимается не МЧС России

Не смотря на то, что по телевизору почти всегда все, что связано со спасением пассажиров и экипажей самолетов ассоциируется с МЧС, есть несколько причин, почему этим занимается не МЧС России.

На первом месте организационо-финансовые причины

МЧС России это государственная структура, которая финансируется из бюджетов всех уровней. Основная задача государственной противопожарной службы МЧС России — тушение пожаров и спасение людей в зданиях и сооружениях. Эксплуатант аэродрома — это коммерческая структура, которая осуществляет коммерческую деятельность и должна самостоятельно обеспечивать безопасность своих процессов. Государством (Минтрансом России) установлено, что аэропорты для обеспечения основных своих видов деятельности взимают плату – сборы за взлет-посадку ВС, и эта плата идет в том числе на аварийно-спасательное обеспечение. Так как аэропорты почти всегда являются монополиями, эту ставку для них утверждает ФАС России, но как распоряжаться этими средствами решает оператор аэродрома. В любом случае – каждый пассажир, покупая билет и оплачивая аэропортовые сборы, платит в том числе и за свое спасение в случае аварии.

Вторая причина – техническая

Несмотря на то, что пожарные спасатели аэропорта внешне похожи на пожарных МЧС России, а пожарные машины внешне мало чем отличаются, это принципиально разные машины. У МЧС России машины должны позволять передвигаться по городским улицам, размещаться во дворах и основная задача пожарных найти источник воды и обеспечить ее непрерывную подачу к пожару. Действия пожарных направлены на поиск очага пожара, а также на поиск и спасение людей из горящих зданий.

На аэродроме при авиационном происшествии очаг пожара искать не нужно,а нужно молниеносно его подавить. Аэродромные пожарные автомобили должны обладать иными характеристиками, такими как проходимость и возможность везти большое количество воды с большой скоростью. Современные иностранные аэродромные пожарные машины уже не похожи на городские, это скоростные вездеходы, которые имеют габариты больше, чем разрешено использовать на дорогах общего пользования.

И третья причина – это мировая практика

Требования ИКАО предписывают именно администрациям аэропортов обеспечивать на аэродроме службы спасения и борьбы с пожаром, а государственные службы привлекать в качестве вспомогательных.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Аварийная посадка самолета

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров.

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя. Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять. Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

экстренная посадка самолета

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном. Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет. Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

Требования нормативной базы

Проблемным вопросом является тот факт, что нормативная база, которая устанавливает требования к аварийно-спасательному обеспечению, была разработана и утверждена еще во времена СССР. И не смотря на то, что эта база содержит такие фундаментальные требования, как время развертывания 3 минуты или нормативные запасы огнетушащих составов в зависимости от категории аэродрома, в ней практически полностью отсутствуют сопутствующие требования, которые дополняют ключевые и призваны обеспечить их соблюдение. К таким требованиям относится обеспечение доступа в зоны за пределами торцов ВПП (те самые 1000 метров за ВПП), требования к пожарным автомобилям, к подготовке персонала, к учениям и тренировкам и наверное самое важное – к общей организации действий аэропортов в чрезвычайных ситуациях. Что дальше делать с людьми, которых вывели из аварийного самолета, как быть с погибшими, как поступать с родственниками пострадавших, встречающими или провожающими, которые прибывают в аэропорт сразу после аварии или находятся там. Эти вопросы сейчас в нормативных документах сейчас полностью отсутствуют.

Комитет по чрезвычайным ситуациям в аэропортах гражданской авиации ставит перед собой задачу восполнить имеющиеся пробелы и разработать требования к Организации действий аэропортов в случае аварийной ситуации

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды. При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 25135
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Подготовленная аварийная посадка на сушу – это аварийная ситуация, когда есть время на подготовку пассажиров и салона к аварийной посадке.

Большинство аварийных посадок происходит вследствие аварийных ситуаций, возникающих во время взлета, снижения, посадки и руления ВС, когда б/п и пассажиры сидят на своих местах с пристёгнутыми ремнями.

В случае принятия решения о выполнении подготовленной аварийной посадки на сушу КВС по СГУ дает команду:

По этой команде:

Старший бортпроводник следует в кабину пилотов для брифинга с КВС;

 закрепляют буфетно-кухонное оборудование на штатных местах;

 собираются для брифинга со старшим б/п .


I БРИФИНГ КВС - СТАРШИЙ БОРТПРОВОДНИК.

1. причина аварийной посадки;

2. планируемые летным экипажем действия;

3. расчетное время до посадки;

4. специальные инструкции.

• Старший б/п повторяет данные ему инструкции;

• КВС и старший б/п сверяют часы.

II БРИФИНГ СТАРШИЙ БОРТПРОВОДНИК – БОРТПРОВОДНИКИ.

- Старший б/п проводит брифинг с бортпроводниками:

1. причина аварийной посадки;

2. планируемые летным экипажем действия;

3. расчетное время до посадки;

4. специальные инструкции.

- Специальные инструкции включают в себя инструкции КВС, а также специальные инструкции старшего б/п (особенности проведения брифинга с пассажирами, подготовка к аварийной посадке особых категорий пассажиров - беременные женщины, инвалиды, дети и т.д.).

III ПОДГОТОВКА БОРТПРОВОДНИКОВ К БРИФИНГУ С ПАССАЖИРАМИ.
Бортпроводники включают максимальное освещение в пассажирской кабине, берут инструкции по безопасности полёта, размещаются в салонах согласно аварийному расписанию для проведения брифинга с пассажирами;

Старший б/п или назначенный им б/п читает текст аварийной информации.

При чтении информации бортпроводники, стоя в проходах пассажирских салонов:

 наблюдают за реакцией пассажиров и своих коллег;

 следят за тем, чтобы пассажиры внимательно слушали аварийную информацию;

 пресекают все вопросы и передвижения в салонах;

 подавляют возможные истерические реакции и панику (при угрозе паники переходите на более жесткий стиль руководства, вплоть до физического воздействия к лицам, инициирующим панику);

 зрительно подбирают себе помощников среди пассажиров;

 при чтении информации о необходимости взять инструкцию по безопасности полётов бортпроводники последовательно указывают на инструкцию, которая находится у них в руках, а затем на инструкцию, находящуюся в кармане кресла пассажира.

 при чтении информации о защитной позе рукой указать на данный пункт в инструкции по безопасности.

IV БРИФИНГ БОРТПРОВОДНИКИ – ПАССАЖИРЫ.

Бортпроводники готовят пассажиров и пассажирскую кабину (каждый в своей зоне по аварийному расписанию) к аварийной посадке.

Двигаясь по проходам, дают указания пассажирам:

 снять очки, галстуки, туфли на высоких каблуках (можно порекомендовать переобуться), колготки, зубные протезы;

 спинки кресел привести в вертикальное положение;

 столики закрыть и зафиксировать;

 шторки иллюминаторов открыть;

 всю ручную кладь убрать в багажные полки;

 багажные полки закрыть.

Начиная с первого ряда своей зоны, работая с блоком кресел (проверяют каждого пассажира), проводят брифинг, включающий в себя 4 (четыре) основных пункта.

При ограниченном времени до посадки (определяется старшим б/п на брифинге) бортпроводники проводят брифинг со всеми пассажирами своей зоны одновременно (кроме пункта № 3 брифинга – аварийные выходы; выходы – по блочно).

1. Защитная поза:

2. Ремни безопасности:

объяснить пассажирам, как расстегнуть, застегнуть и утянуть ремень безопасности. Проверить, что пассажиры умеют расстегивать ремень. Убедиться, что ремень застёгнут/утянут.

3. Аварийные выходы:

голосом и жестом указать пассажирам расположение ближайшего аварийного выхода и направления движения к нему. Убедиться, что пассажир знает путь к ближайшему аварийному выходу и расположение альтернативных выходов.

4. Выбор пассажиров-помощников:

V ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ.

Бортпроводники готовят пассажиров и пассажирскую кабину каждый в своей зоне по аварийному расписанию к аварийной посадке:

 колюще-режущие предметы собираются б/п в мешки и убираются в туалеты;

 проверяют, что багажные полки надежно закрыты;

 вещи из проходов и из-под кресел собираются бортпроводниками и убираются в туалеты;

 срывают и убирают в туалеты шторы между салонами, салонами и буфетно-кухонными стойками;

 проверяют туалеты, закрывают их и запирают;

 обесточивают и закрепляют буфетно-кухонное оборудование;

 проверяют свою форму одежды (снять значки, галстуки, колготки, выложить все колюще-режущие предметы из карманов – ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ);

В случае посадки в безлюдной местности и, если позволяет время, бортпроводники заготавливают запас пресной воды и спиртосодержащих жидкостей в пластиковой таре, глюкозы и закрепляют его в буфетно-кухонной стойке.

VI ДОКЛАД БОРТПРОВОДНИКОВ - СТАРШЕМУ БОРТПРОВОДНИКУ О ГОТОВНОСТИ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ

По окончании подготовки пассажиров и зоны пассажирской кабины, каждый бортпроводник по очереди докладывают старшему б/п о готовности своей зоны к аварийной посадке лично.

После доклада бортпроводнику-старшему бортпроводники:

 занимают свои места и пристёгивают ремни безопасности;

 включают минимальное освещение пассажирской кабины;

VII ДОКЛАД СТАРШЕГО БОРТПРОВОДНИКА - КВС.

После доклада бортпроводника-старшего КВС о готовности к аварийной посадке дверь в кабину пилотов, по согласованию с КВС, оставляют открытой и ставят на стопор.

После доклада КВС, бортпроводник-старший:

 занимает своё место и пристёгивает ремни безопасности;

 контролирует, что дверь находится в положении автомат.

Бортпроводники контролируют поведение пассажиров, пресекают панику в салонах.

КОМАНДА КВС НА ВЫСОТЕ 1000 ft (300 м - 1.5-2 мин до посадки)) И ДЕЙСТВИЯ БОРТПРОВОДНИКОВ.

На высоте 1000ft (300м 1.5-2 мин до посадки) КВС по СГУ дает команду:

Бортпроводники (по этой команде):

 включают аварийное освещение;

 принимают защитную позу;

 громким голосом подают команды пассажирам:

Get your head down!

Команды подают до полной остановки ВС, пассажиры и бортпроводники должны сохранять защитную позу до полной остановки ВС.

7 После остановки отстегните привязные ремни, снимите обувь на высоких каблуках, оставьте свой багаж – я повторяю - оставьте свой багаж и следуйте к ближайшему выходу. После выхода отбегайте как можно дальше от самолета.

8 А теперь следуйте командам, которые вам будет давать экипаж.

9 Сотрудников авиакомпаний, пожарных, спасателей просим обратиться к бортпро- водникам.

Attention, attention. This is an emergency announcement. I repeat, this is an emergency announcement.

It may shortly be necessary to make an emergency landing due to… (reason).

Put your seat back upright.

Tables stowed. Armrests down. Fasten your seat belts tightly.

Take the safety instruction card.

On crew’s command: "Brace, brace", adopt the bracing position as it is shown in the instruction card.

You must remain in that position until the aircraft has come to a complete stop - there may be more than one jolt.

When stopped, unfasten your seatbelts, remove high-heeled shoes, leave cabin luggage behind - I repeat - leave cabin luggage behind and move to the nearest exit. After leaving move away from the aircraft.

Now follow the instructions given to you by the crew.

Employees of airlines as well as fire fighters and members of Rescue Services are asked to identify themselves to the cabin attendants.

III Подготовленная аварийная посадка на воду:

1 Внимание, внимание! Аварийная информация! Я повторяю-аварийная информация!

2 Мы вынуждены произвести аварийную посадку на воду, в связи с … (объявить причину аварийной посадки).

3 Приведите спинки кресел в вертикальное положение. Закройте столики. Опустите подлокотники. Застегните привязные ремни как можно туже.

4 Возьмите инструкцию по безопасности.

6 Сохраняйте эту позу до полной остановки самолета - возможно, будет несколько толчков.

7 После остановки отстегните привязные ремни, снимите обувь на высоких каблуках, оставьте свой багаж – я повторяю - оставьте свой багаж и следуйте к ближайшему выходу. После выхода отбегайте как можно дальше от самолета

8. Ваш спасательный жилет находится:- под креслом

9. Возьмите и наденьте жилет, но не надувайте, я повторяю – не надувайте жилет в салоне.

10. А теперь следуйте командам, которые вам будет давать экипаж.

11 Сотрудников авиакомпаний, пожарных, спасателей просим обратиться к бортпро- водникам.

Attention, attention. This is an emergency announcement. I repeat, this is an emergency announcement.

It may shortly be necessary to make an emergency ditching due to… (reason).

Put your seat back upright. Tables stowed. Armrests down. Fasten your seat belts tightly.

Take the safety instruction card.

On crew’s command: "Brace, brace", adopt the bracing position as it is shown in the instruction card.

You must remain in that position until the aircraft has come to a complete stop - there may be more than one jolt.

When stopped, unfasten your seatbelts, remove high-heeled shoes, leave cabin luggage behind - I repeat - leave cabin luggage behind and move to the nearest exit. After leaving move away from the aircraft.

Your life jacket - under the seat

Take out and put on your life jacket but do not, I repeat, do not inflate it inside the aircraft.

Take out and put on your life jacket but do not, I repeat, do not inflate it inside the aircraft.

Employees of airlines as well as fire fighters and members of Rescue Services are asked to identify themselves to the cabin attendants.

Эффективность коммуникаций летного и кабинного экипажа.

Любой член кабинного экипажа может непосредственно через СПГУ обратиться в кабину пилотов по служебной необходимости. При этом следует помнить, что несущественные разговоры могут послужить отвлекающим фактором и создать угрозу безопасности полета. Промедление в передаче информации об опасности, известной в пассажирской кабине, но неизвестной летному экипажу, может привести к трагедии.

О непосредственной угрозе безопасности полета (огонь, дым, разрушение конструкции ВС, угрожающее безопасности полета поведение пассажира и т.д.) любой член кабинного экипажа обязан немедленно сообщить КВС по СПГУ (см. рис. 2.17) или через старшего бортпроводника экипажа (СБЭ).


При обращении по СПГУ следует придерживаться правил передачи критической информации и сразу после передачи информации командир ВС информировать старшего бортпроводника экипажа об обращении в кабину пилотов.

О предполагаемой угрозе безопасности полета (необычный звук, запах, вибрация, неисправ-ность и применение аварийного оборудования, срабатывание автоматов защиты электрической сети и отказы электрооборудования в пассажирской кабине и т.д.), информация командир ВС, как правило, передается через старшего бортпроводника экипажа, а при возникновении затруднений в связи с СБЭ, непосредственно по СПГУ.

Необходимо учитывать, что летный экипаж может быть занят и не способен ответить немедленно. После вызова следует не отключаться и ждать ответа, сделать паузу перед повторным вызовом.

1 Открытый огонь или дым в пассажирском салоне;

2 Попытка проникновения в в кабину пилотов посторонних лиц;

3 Явные признаки разрушения воздушного судна;

4 Разгерметизация (только в наборе высоты).


Рисунок 2.18 - Задымление салона воздушного суда

Обмен информацией между летным экипажем (ЛЭ) и кабинным экипажем (КЭ) по самолетному переговорному громкоговорящему устройству (СПГУ).

Обо всех событиях, угрожающих безопасности полета: дым, огонь, разрушение элементов конструкции, необычный звук или запах, члены кабинного экипажа сообщают непосредственно командиру ВС по СПГУ с последующим докладом старшему бортпроводнику экипажа.

Бортпроводнику не следует самостоятельно решать, какая часть информации не существенна.

Член ЛЭ должен запросить, недостающие элементы информации об опасности.

В нормальном полете запрещено вызывать ЛЭ по СПГУ, кроме случаев экстренной необходимости:

- в наборе высоты (от сигнала о готовности к взлету до сигнала о занятии эшелона полета);

- на снижении (от сигнала начала снижения до освобождения ВПП после посадки).

В любых обстоятельствах, включая аварийные (кроме открытого пламени, разрушения ВС и неисправности шасси на посадке) запрещено вызывать летный экипаж по СПГУ:

- на взлете – от сигнала о готовности к взлету до уборки механизации или три минуты после взлета;

- на посадке – от сигнала готовности к посадке до окончания пробега.

На этих этапах пилоты экипажей из двух пилотов не отвечают на вызов (при наличии третьего пилота – решение принимает командир ВС).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Иметь достаточное понимание о системе поиска и спасания.

Знать типовые аварийные ситуации, факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации, особенности проявления, развития и влияние на человеческий организм.

Знать основной порядок действий в типовых АС.

Иметь твердые навыки применения БАСО (бортового аварийно-спасательного оборудования).

Иметь навыки организации взаимодействия между членами экипажа.

Уметь принять правильные решения при быстром развитии аварийной ситуации.

Иметь навыки руководства пассажирами, знать принцип предотвращения и подавления паники.

Иметь навыки выполнения своих обязанностей при воздействии стресса. Обладать психологической устойчивостью.

Иметь навыки по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования.

БЛОК № 2

Типовые аварийные ситуации.

К типовым аварийным ситуациям относятся:

- пожар на самолете;

- попадание ВС в опасные метеорологические явления;

- ситуации, связанные с перевозкой опасных грузов;

- разгерметизация кабин ВС;

- отказы систем ВС и двигателей, потеря устойчивости, управляемости и нарушение прочности ВС;

- аварийная посадка ВС на сушу и воду

Пожар на борту.

Аварийная обстановка может возникнуть внезапно на любом этапе полета, а также на стоянке и рулении, что вызывает необходимость постоянной готовности и грамотных действий в аварийных ситуациях.

1. Исключить появление паники.

2. Обеспечить всем пассажирам наилучшую защиту от возможных ударов в момент приземления.

3. Подготовить пассажирские салоны к эвакуации людей.

4. Четко руководить пассажирами.

5. Оказывать первую медицинскую помощь при необходимости.

Пожар характеризуется высокой температурой, пламени, дыма и запаха гари. Дым резко снижает видимость, что создает трудности при эвакуации. Вместе с выделяющимися газами раздражает слизистую оболочку глаз, вызывая слезотечение.

Источник пожара может быть видимым или скрытым, может оказаться незамеченным сразу.

Источниками пожара могут быть: горюче-смазочные материалы, неполадки в электросетях, террористические акты, неосторожное обращение с огнем.

Горение синтетических материалов, пластиков представляют угрозу для жизни по причине их токсичности, высокой плотности, наличия дыма, а также появления побочных (очень токсичных) продуктов сгорания и истощение кислорода.

Чаще гибнут не от огня, а от отравления токсичными продуктами,. Для защиты от дыма и огня необходимо:

- покрыть как можно большую часть тела одеждой, шерстяными пледами, стараясь накрыть голову, плечи, руки;

- снять нейлоновые чулки, колготки, одежду, которые при плавлении причиняют тяжелейшие ожоги;

- при нехватке кислородного оборудования, дышать через влажную ткань (носовые платки, подголовники и др.).

Для тушения пожара применяются:

- бортовые системы пожаротушения;

Разгерметизация.

С увеличение высоты изменяются параметры атмосферы: общее и парциальное давление газов, плотность, электрическое состояние, влажность, температура. Количество кислорода в воздухе определяется парциальным давлением. На уровне моря содержание кислорода в атмосфере 20,9%, что составляет 159 мм рт. ст. от нормального давления 760 мм рт. ст.

Кислород активно участвует в газообмене и биологических окислениях, и в результате чего образуется энергия, необходимая для поддержания работоспособности и жизнедеятельности организма. Уменьшение парциального давления кислорода (подъем на высоту) приводит к гипоксии – уменьшению содержания кислорода в тканях организма (крови, в головном мозге). Декомпрессионный перепад происходит от повышенного давления к пониженному и наблюдается при подъеме на высоту в самолете без герметизации кабины или при разгерметизации кабины на больших высотах, быстрая декомпрессия происходит при разгерметизации ,а разгерметизация за время менее 2 сек. называется взрывной декомпрессией . (Звук, напоминающий взрыв, оглушительный шум, сопровождающий истечение воздуха из кабин). Воздух мгновенно наполняется пылью, а также на несколько минут кабина погружается в туман из-за конденсации водяных паров, по причине уменьшения давления воздуха. Может появиться боль в ушах, кровь.

Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.




4000 м. Ослабление памяти и внимания, затруднен анализ происходящего

6000 м. Ослабление памяти, возможна потеря сознания через 12-14 мин.

9000 м. Потеря сознания через 80-90 сек.

12000 м. Потеря сознания через 15-25 сек.

При разгерметизации применяются:

- системы непрерывной подачи кислорода,

- системы периодической подачи кислорода,

- системы комбинированного типа.

Действия при разгерметизации:

- всем членам экипажа и пассажирам надеть кислородные маски, которые находятся над пассажирскими креслами, в туалетных комнатах и гардеробах самолета, над рабочими креслами бортпроводника, в буфетах кухни и в кабине экипажа;

- пилоты снижаются до безопасной высоты 3500 – 4000 м., обеспечивающей нормальное функционирование организма.

БЛОК №3

Действия экипажа перед аварийной посадкой.

1.Сразу после возникновения аварийной обстановки доложить диспетчеру о предстоящей посадке.

2. Дать команду старшему бортпроводнику провести подготовку пассажиров к аварийной посадке.

3. Выбрать место для посадки, сведя к минимуму возможность возникновения пожара и повреждения самолета.

4. После посадки обеспечить быструю эвакуацию пассажиров из самолета, с использованием всех доступных спасательных средств.

Аварийная посадка на воду.

Основной задачей экипажа в случае посадки на воду является обеспечение безопасности пассажиров при приводнении самолета и эвакуация пассажиров из самолета с оказанием им помощи на воде.

Эвакуация должна проходить быстро и без остановок, любая задержка может привести к панике.

Средства эвакуации и спасения на воде:

- аварийные выходы и люки;

- аварийные спасательные канаты;

- надувные трапы, которые можно использовать в качестве плавательных средств;

- спасательные плоты и аварийные запасы к ним;

- спасательные жилеты и детские жилеты;

- детские спасательные люльки.

Самолет надо покидать только в жилетах (жилет надувается в момент покидания самолета).

Факторы, отрицательно воздействующие на организм человека на водной поверхности: низкие температуры (переохлаждение в воде), солнечный и тепловой удар, недостаток пресной воды, паника.

Выживание на водной поверхности:

- не давайте пить пресную воду людям в течение первых 24-х часов. Потом можно пить небольшими дозами, задерживая ее во рту. Первые 24 часа можно давать воду небольшими дозами в случае крайней необходимости, только больным и детям

Не пейте морскую воду и не добавляйте ее к пресной воде (для экономии последней) – это может привести к сильной рвоте, отравлению организма и смерти.

Работу следует выполнять только самую необходимую. Даже небольшое физическое усилие увеличивает потребность в пище и воде. Необходимо избегать потерю воды с потом. Для этого в жаркую погоду необходимо снять с себя одежду, смочить ее за бортом и, отжав, снова надеть на себя.

Аварийная посадка на сушу.

Основными поражающими факторами, возникающими на ВС при аварийной посадке на сушу являются:

- послеаварийный пожар, как вблизи самолета (в районе двигателей, топливных баков, шасси), так и внутри пассажирских салонов (с высокой плотностью дыма и выделением вредных токсических веществ;

- большие перегрузки, при которых возможны травмирования пассажиров багажом и другими незакрепленными предметами, а также при неправильной посадке пассажиров на своих местах, возможны удары головой о кресло впереди сидящего пассажира. При непристегнутых привязных ремнях (или слабо пристегнутых) возможен вылет пассажира из кресла с вытекающими последствиями;

Читайте также: