Распространение плодов и семян презентация

Обновлено: 12.09.2024

Презентация на тему: " Способы распространения плодов и семян. Как распространяются плоды и семена?" — Транскрипт:

1 Способы распространения плодов и семян

2 Как распространяются плоды и семена?

3 Распространение плодов и семян

4 Способы Водой ВетромРазбрасывание Животными

5 Способы распространения плодов и семян Выбери способ распространения плодов и семян: ветер, вода, животные. животные ветер животные вода

6 Вопросы для закрепления 1. Какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян? 2. Какие приспособления имеются у плодов, распространяемых ветром и водой? 3. Какие плоды и семена распространяются ветром, а какие – водой? 4. Какие приспособления помогают распространять плоды и семена с помощью животных, человека? 5. Какие приспособления помогают растениям самостоятельно рассеивать свои плоды и семена? 6. Почему семя кувшинки плавает, а горох тонет в воде?

9 Распространение с помощью ветра

16 Распространение с помощью животных Семена На наружных покровах В системе пищеварения Заготовка впрок

17 Перенос на наружных покровах

18 Расцветаю всюду смело, И порой бывает так, Что вцеплюсь я озверело Даже в самых злых собак.

19 Перенос на наружных покровах С названьем простым и тревожным, зовущим за отчий порог, невзрачный цветок – подорожник растёт у российских дорог. (В. Миронов)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Распространение

плодов и семян

I. Организационный момент.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. Можно покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Вижу, что вы готовы к работе.

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Биологии. Удачи вам и новых открытий! Активное участие поможет достичь хороших результатов. Мы будем работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

II. Проверка домашнего задания.

Одному из ваших одноклассников было предложено принести плоды овощей и фруктов. Накануне он принес:

плоды: апельсина, огурца, томата.

Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена просьба?

На столах находятся картинки различных плодов и шаблон корзины.

Класс объединяется в группы.

Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

Группа 1. В корзину собрать сочные плоды

Группа 2. В корзину собрать сухие плоды

Группа 3. В корзину собрать односемянные плоды

Группа 4. В корзину собрать многосемянные плоды

Какой плод в списке лишний и почему?

1 группа: Костянка, зерновка, семянка .

2 группа: Тыквина, яблоко, стручок .

3 группа: Орех, семянка, коробочка .

4 группа: Ягода, тыквина, костянка .

При подготовке к уроку у меня возникла проблема.

На одном из документов ВИРУС частично

Помогите восстановить его .

После опыления и оплодотворения из завязи цветка

образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.

О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?

Для чего же появились плоды?

Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит: – Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там рос дубочек.

А дуб как на неё набросится:

– Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу расти, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…….

Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения ?

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян.

Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться.

  • Лопух
  • Череда
  • Подорожник
  • Рябина
  • Вишня
  • Черёмуха….
  • Приспособления:
  • Крючки
  • Зубчики
  • Липучки
  • Вкусная мякоть плода

На наружных покровах

В системе пищеварения

Заготовка запасов

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц . Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

Распространение семян с помощью воды

- воздушные камеры (плавучесть)

- плотная кожура (защита от намокания)

  • Кувшинка
  • Ольха
  • Осока
  • Частуха
  • Стрелолист

  • Тополь
  • Осина
  • Одуванчик
  • Клен
  • Берёза
  • Ясень
  • Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.

  • за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках.2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

В шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, о чем идет речь?

1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.

2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.

3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 к.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 к.

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 класс

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом.

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

Распространение семян с помощью ветра Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясен.

Распространение семян с помощью ветра Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры.

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры (плавучесть) - плотная кожура (защита от намокания) Кувшинка Ольха Осока Частуха Стрелолист

Распространяются животными и человеком

Распространяются животными и человеком

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда.

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Под.

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью.

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

. Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающим.

. Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц . Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. чистотел

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заго.

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои се.

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. Саморазбрасывание акация

бешеный огурец

Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения.

Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. 2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

Краткое описание документа:

Данная презентация используется при объяснении нового материала на уроке "Распространение плодов и семян растений местных видов".

Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
- по карточкам (3 учащихся);
- у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
- Из чего развивается плод?
- Какое строение имеет плод?
- По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
- Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

III. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

- Что такое семя?
- Какова роль семян в жизни растений?
- Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.

- Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
- Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
- Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.

IV. Изучение нового материала

1. Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?

Пролетают вереницы –
Новоселы - птицы;
Прилетят домой
И крылья долой.

Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

2. На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа…
На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

3. Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует
в распространении не только пассивно, но и активно, именно че -
ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много
семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.
Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из
Мексики.


Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?

4. Приспособления к распространению плодов и семян.

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -
разные приспособления у плодов и семян выработались в результате
длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –
странения зависит от конкретных условий среды.

V. Закрепление знаний учащихся

Беседа по вопросам:

- Как распространяются плоды и семена в природе?
- У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
- Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
- Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
- На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?

Вопросы:
1) Кто распространяет рябину, черемуху, чернику?
2) Кто помог переселиться подорожнику из Евразии на другие континенты?
3) Семена этого растения распространяются саморазбрасыванием.
4) Плоды этого растения имеют крючки, с помощью которых прицепляются к шерсти животных, одежде человека.
5) Таким способом распространяются семена одуванчика, березы, сосны.
6) Она разносит семена ольхи, частухи+ ?
7) Семена этого растения распространяются ветром.

Согласны ли вы следующими суждениями:
1) семена образуются из семязачатков (да);
2) ягода - сочный плод с мякотью и тонкой кожицей(да);
3) тыквина – это сухой многосемянный плод, встречается у огурца, арбуз(нет);
4) лимон, апельсин имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец (да);
5) коробочка развивается у капусты, репы(нет).

Согласны ли вы следующими суждениями:
1) околоплодник – это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи(да);
2) зерновка - сухой плод, встречается у подсолнечника (нет);
3) орех имеет жесткий , деревянистый околоплодник (да);
4) к костянковидным плодам относят костянку, яблоко, орех (нет);
5) созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть (да).

1) Раздели плоды на односемянные и многосемянные: слива, малина, яблоко, желудь, мак, огурец, орех лещины ( односемянные: слива, желудь, орех лещины, а многосемянные – остальные).
2) Найди лишнее:
А - семянка, зерновка, костянка, желудь;
Б - яблоко, ягода, орех, тыквина;
В – тыквина, арбуз, огурец, семянка.

Распространение плодов и семян

№ слайда 1

Распространение плодов и семян

Сегодня на уроке мы должны узнать Цель: Зачем растениям распространять плоды и с

№ слайда 2

Сегодня на уроке мы должны узнать Цель: Зачем растениям распространять плоды и семена Способы распространения плодов и семян


№ слайда 3


№ слайда 4


№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 7


№ слайда 8


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Читайте также: