Растения в отличие от хемосинтезируюших бактерий играют важную роль в круговороте

Обновлено: 05.10.2024

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.
  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Билет №1. 1) В чем отличие макроэлементов от микроэлементов? Примеры макро- и микроэлементов. 2) Какие вещества называются белками? Назовите и раскройте структуры белка. 3) Отличие животной клетки от .

СРОЧНО. ДАЮ 28 БАЛЛОВ. заранее простите за ошибки. если ответ на какой либо билет не будет написан другим участником, прошу, напишите в коментарии, указывая номер билета и задания. заранее .

какая бывает роль в предложении?(я в 3 классе)какая бывает роль в предложении?какая бывает роль в предложении?какая бывает роль

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ

1. Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в

1) вовлечении в биологический круговорот химических элементов

2) увеличении скорости круговорота воды

3) регулировании численности растений и животных

4) регулировании численности микроорганизмов

2. Циркуляция кислорода между различными неорганическими объектами природы и сообществами живых организмов называется

1) популяционными волнами

4) круговоротом веществ

3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах

2) солнечный свет

3) живые организмы

4) органические вещества

4. Циркуляцию азота между неживыми телами и живыми организмами в сообществе называют

1) правилом экологической пирамиды

2) круговоротом веществ

4) обменом веществ и энергии

5. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

1) интенсивностью размножения продуцентов

2) приспособлением организмов к условиям жизни

3) перемещением веществ в трофических цепях

4) борьбой за существование

6. Растения, в отличие от хемосинтезируюших бактерий, играют важную роль в круговороте

7. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1) растениями в процессе фотосинтеза

2) гнилостными бактериями

3) клубеньковыми бактериями

8. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует

2) живое вещество

4) тепло земных недр

9. Бактерии гниения, живущие в почве,

1) образуют органические вещества из неорганических

2) питаются органическими веществами живых организмов

3) разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

4) способствуют нейтрализации ядов в почве

10. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,

1) сокращается число химических элементов в биосфере

2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде

3) одни и те же химические элементы используются многократно

4) накапливается содержание кислорода в атмосфере

11. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,

1) используют кислород атмосферы

2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере

3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических

4) способствуют образованию торфа

12. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы

1) разрушают органические вещества до неорганических

2) синтезируют белки из неорганических веществ

3) усваивают молекулярный азот

4) выделяют молекулярный кислород

13. Бактерии, включаясь в круговорот, веществ в биосфере,

1) участвуют в формировании озонового экрана

2) разлагают органические вещества до неорганических

3) участвуют в образовании известняков

4) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ в почве

14. Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте

15. Углерод в круговорот веществ включается благодаря

1) морским органическим отложениям

2) деятельности вулканов

4) запасу полезных ископаемых

16. В круговороте азота в биосфере решающая роль принадлежит

17. Какой элемент способствовал формированию залежей каменного угля в биосфере?

18. Кислотный дождь — это осадки, в которых повышено содержание

1) серы или азота

19 . Возврат химических элементов (азота, углерода, фосфора) в круговорот осуществляется в основном

3) промышленными предприятиями

20. Перемещение живого вещества в биосфере называется

1) абиогенной миграцией атомов

2) биогенной миграцией атомов

3) тепловым движением молекул

4) органической эволюцией

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 856 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 60. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.04.2018 14419
  • DOCX 23.5 кбайт
  • 163 скачивания
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кунгурова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Циркуляция химических элементов (веществ) в
биосфере называется биогеохимическими циклами.
Обмен химических элементов между живыми
организмами и неорганической средой называют
биогеохимическим круговоротом, или
биогеохимическим циклом.

Живые организмы играют в этих процессах решающую роль.
Необходимые для жизни элементы условно называют биогенными
(дающими жизнь) элементами, или питательными веществами. Различают
две группы питательных веществ:
К макротрофным веществам относятся элементы, которые
составляют химическую основу тканей живых организмов. Это углерод,
водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера.
Микротрофные вещества включают в себя элементы и их
соединения, также необходимые для существования живых систем, но в
исключительно малых количествах. Такие вещества часто называют
микроэлементами. Это железо, марганец, медь, цинк, бор, натрий,
молибден, хлор, ванадий и кобальт. Недостаток микроэлементов может
оказывать сильное влияние на живые организмы (в частности,
ограничивать рост растений), так же как и нехватка биогенных элементов.

Биогенные элементы благодаря участию в круговороте могут
использоваться неоднократно. Запасы биогенных элементов
непостоянны: некоторая их часть связана и входит в состав живой
биомассы, что снижает количество, остающееся в среде экосистемы. И
если бы растения и другие организмы в конечном счете не разлагались,
запас питательных веществ исчерпался бы и жизнь на Земле
прекратилась. Отсюда можно сделать вывод, что активность
гетеротрофных организмов, в первую очередь редуцентов, —
решающий фактор поддержания круговорота биогенных элементов и
сохранения жизни.

В зависимости от природы резервного фонда
выделяют два основных типа биогеохимических
круговоротов:
1) круговорот газообразных веществ с резервным
фондом в атмосфере или гидросфере,
2) осадочный цикл с резервным фондом в земной коре.

6. Круговорот воды

Вода — основной элемент, необходимый для жизни. В
количественном отношении это наиболее
распространенная неорганическая составляющая
живой материи.

Вода составляет значительную часть живых существ: в теле человека - по
весу 60%, а в растительном организме достигает 95%. На круговорот воды
на поверхности Земли затрачивается около трети всей поступающей на
Землю солнечной энергии. Испарение с водных пространств создает
атмосферную влагу. Влага конденсируется в форме облаков, охлаждение
облаков вызывает осадки в виде дождя и снега; осадки поглощаются
почвой или стекают в моря и океаны.

Для человечества важны фазы круговорота в пределах
экосистем. Здесь происходят четыре процесса:
• перехват. Растительность перехватывает часть выпадающей в осадках
воды до того, как она достигает почвы. Перехваченная вода испаряется в
атмосферу. Величина перехвата в умеренных широтах может достигать
25% общей суммы осадков, это - физическое испарение;

транспирация - биологическое испарение воды растениями.
Это не дождевая вода, а вода, заключенная в растении, т.е. экосистемная.
Растения, потребляя около 40% общего количества осадков, играют главную
роль в круговороте воды;

инфильтрация - просачивание воды в почве. При этом часть
инфильтрованной воды задерживается в почве тем сильнее, чем
значительнее в ней коллоидальный комплекс, соответствующий
накоплению в почве перегноя;

Отличие циклов углерода и азота от круговорота воды состоит в том,
что в экосистемах два названных элемента накапливаются и
связываются, а вода проходит через экосистемы почти без потерь.
Биосфера ежегодно использует на формирование биомассы 1% воды,
выпавшей в виде осадков.

15. Круговорот углерода

16. Круговорот кислорода

17. Круговорот фосфора

Ваши правильные ответы.
1. Круговорот воды в природе: малый и большой.
2. Круговорот азота в природе.
3. Круговорот воды в природе и круговорот
углерода и азота.
4. Круговорот углерода и азота в природе.
5. Круговорот воды в природе.
6. Круговорот углерода , серы и азота.

Основные процессы в круговороте
углерода.
1. Фиксация углекислого газа – ФОТОСИНТЕЗ.
( участники: растения; фотосинтезирующие бактерии).
2. Дыхание живых организмов.
3. Минерализация.
4. Пищевые связи или цепи.
5. Хозяйственная деятельность человека.

Выполните тестовую работу.
1.
Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в
1) вовлечении в биологический круговорот химических элементов
2) увеличении скорости круговорота воды
3) регулировании численности растений и животных
4) регулировании численности микроорганизмов
2.
Циркуляция кислорода между различными неорганическими
объектами природы и сообществами живых организмов
называется
1) популяционными волнами
2) саморегуляцией
3) газообменом
4) круговоротом веществ

3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим
круговорот веществ в экосистемах
1) АТФ
2) солнечный свет
3) живые организмы
4) органические вещества
4.
Циркуляцию азота между неживыми телами и живыми организмами
в сообществе называют
1) правилом экологической пирамиды
2) круговоротом веществ
3) саморегуляцией
4) обменом веществ и энергии

6.
Первичный источник энергии для круговорота веществ в
большинстве биогеоценозов
1) солнечный свет
2) растительная пища
3) животная пища
4) мертвые органические остатки
7.
Биологический круговорот в биосфере обеспечивается
1) интенсивностью размножения продуцентов
2) приспособлением организмов к условиям жизни
3) перемещением веществ в трофических цепях
4) борьбой за существование

8.
Растения, в отличие от хемосинтезируюших бактерий,
играют важную роль в круговороте
1) азота
2) кислорода
3) серы
4) железа
9.
Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из
космоса
1) растениями в процессе фотосинтеза
2) гнилостными бактериями
3) клубеньковыми бактериями
4) организмами-гетеротрофами

10.
В круговороте веществ в биосфере используется
энергия
1) недр Земли
2) грозовых разрядов
3) Солнца
4) геотермальных вод
11.
В круговороте веществ и превращении энергии в
биосфере наиболее активно участвует
1) кислород
2) живое вещество
3) климат
4) тепло земных недр

12.
Процесс перемещения в биосфере химических элементов,
преобразование их с участием живого вещества называют
1) биогеохимическим круговоротом
2) реакциями обмена веществ
3) химическим круговоротом
4) геологическим процессом
13.
В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и
превращения энергии, главную роль в которых играют
1) факторы неживой природы
2) живые организмы
3) изменения климата
4) сезонные изменения в природе

Бактерии гниения, живущие в почве,
14.
1) образуют органические вещества из неорганических
2) питаются органическими веществами живых организмов
3) разлагают мертвые остатки растений и животных до
перегноя
4) способствуют нейтрализации ядов в почве
15.
Благодаря круговороту веществ в биосфере,
осуществляемому организмами,
1) сокращается число химических элементов в биосфере
2) увеличивается содержание вредных веществ в
окружающей среде
3) одни и те же химические элементы используются
многократно
4) накапливается содержание кислорода в атмосфере

Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
16.
1) производителей органических веществ
2) потребителей органических веществ
3) разрушителей органических веществ
4) разрушителей неорганических веществ
В процессе круговорота веществ содержащаяся в
17. органических веществах энергия освобождается в
результате
1) гниения
2) фотосинтеза
3) хемосинтеза
4) фотолиза

18.
На круговорот веществ расходуется солнечная энергия,
которая включается в этот процесс
1) клубеньковыми бактериями
2) плесневыми грибами
3) растениями
4) животными
Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
19.
1) используют кислород атмосферы
2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
3) синтезируют на свету органические вещества из
неорганических
4) способствуют образованию торфа

В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
20.
1) разрушают органические вещества до
неорганических
2) синтезируют белки из неорганических веществ
3) усваивают молекулярный азот
4) выделяют молекулярный кислород
Содержание углекислого газа в биосфере остается
вели чиной относительно постоянной за счет процесса
21.
1) синтеза аминокислот
2) синтеза белков
3) фотосинтеза
4) синтеза жиров

22.
Клубеньковые бактерии играют большую роль в
биосфере, участвуя в круговороте
1) углерода
2) фосфора
3) азота
4) кислорода
23.
Процессы фотосинтеза, в результате которого
неорганические вещества превращаются в органические,
и дыхания, при котором органические вещества
расщепляются до неорганических, составляют основу
1) обмена веществ
2) круговорота веществ
3) пищевых связей
4) территориальных связей

В.1.
Установите последовательность этапов круговорота углерода в
биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.
1) окисление органических веществ в клетках растений
2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
4) поглощение углекислого газа из атмосферы
5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза

С.1.
С.2
Можно ли назвать почвой смесь песка, воды,
неорганических и органических веществ?
Что произойдет на Земле, если вымрут все организмы,
кроме высших растений?
С.3. С какой целью при прогрессивной посадке деревьев на
бедных почвах, грунт заражают специальными видами
грибов?

Читайте также: