Растения в процессе почвенного питания поглощают из окружающей среды

Обновлено: 19.09.2024

Питание растений — процесс поглощения из внешней среды, передвижения, накопления и трансформации питательных веществ, необходимых для жизни растений. В ходе этого процесса происходит обмен веществ между растениями и окружающей средой. Неорганические вещества, находящиеся в почве, атмосфере и вода поступают в растение, и используются для синтеза сложных органических соединений, часть веществ может выводится из растительного организма в окружающую среду.

Зеленые растения под действием солнечного света в процессе фотосинтеза из углекислого газа, воды и простых минеральных солей синтезируют органические вещества, которые в свою очередь обеспечивают пищей человека и животных. В результате этого процесса вся зеленая растительность в дневное время выделяет большое количества кислорода, которым дышат живые организмы. Поэтому жизнь на Земле обусловлена работой высших и низших растений. О масштабе и значимости этого процесса в природе можно судить по следующим данным: зеленые растения ежегодно образуют в пересчете на глюкозу до 400 млрд т органических веществ, из которых 115 млрд т — на суше, связывается до 170 млрд т углекислого газа и разлагается при фотолизе в растениях 130 млрд т воды с выделением 115 млрд т кислорода.

Для синтеза органических веществ растения в мировом масштабе используют до 2 млрд т азота и 6 млрд т зольных элементов. Запасы азота в атмосфере составляют 4·10 15 т, однако они не определяют обеспеченность культур азотом, так как растения используют этот элемент из почвы, а не атмосферы.

Растение через листья получает более 95% углекислого газа и может усваивать путем некорневого питания из водных растворов зольные элементы и азот. Однако основное количество азота, воды и зольных питательных веществ поступает из почвы через корневую систему.

Вода потребляется растением и используется в процессе питания фотолиза и в значительно большем количестве испаряется листьями. Для образовании 1 кг сухой массы урожая культуры испаряют 300-400 кг воды. В неблагоприятных условиях расход воды возрастает в 1,5-2 раза, тогда как в оптимальных условиях расход воды снижается на 15-20%.

Из-за взаимосвязи с погодно-климатическими условиями регулирование и оптимизация процесса питания растений и обмена веществ не всегда возможна. От этих условий зависит и содержание питательных веществ в почве в доступной для растений форме. Мобилизация или иммобилизация отдельных питательных веществ в почве также определяется активностью и направленностью химических, физико-химических и микробиологических процессов, биологическими свойствами самого растения, динамикой поглощения отдельных катионов и анионов в процессе вегетации.

На процессы, определяющие рост и развитие растений, сильное влияние оказывают удобрения. Они изменяют содержание солей в почве, интенсивность и направленность химических, физико-химических и биологических процессов, реакцию и буферность почвы, поглотительную способность.

Типы питания растений

Автотрофный тип питания — самостоятельное обеспечение растением своих потребностей в питательных веществах, посредством поглощения неорганических веществ из почвы и углекислого газа из атмосферы. Характерен для большинства растений. К организмам с автотрофным типом питания относятся также некоторые бактерии, способные фотосинтетически или хемисинтетически усваивать углекислый газ.

Симбиотрофный тип питания — обеспечение растением своих потребностей в питательных веществ за счет других организмов (симбионтов). Симбиоз в ходе эволюционных процессов развился как полезная для растений форма отношений. При симбиотрофном типе питания отмечается взаимное использование продуктов обмена веществ для питания. Границы симбиоза не всегда могут быть точно определены, так как трудно определить пользу или вред, приносимые одним организмом другому.

Микотрофный тип питания — симбиоз высшего растения с грибами. Микориза гриба обеспечивает поступление в высшее растение воды и растворенных в ней минеральных солей и других веществ, грибы используют органические соединения, синтезируемые высшим растением. Значение микоризы грибов заключается в увеличении поглощающей поверхности корней растения за счет мицелия гриба.

Открыты микоризные грибы, способствующие улучшению питание растений фосфором. Дальнейшее изучение этого симбиоза и использование его в практике земледелия может иметь большое значение, так как позволяет сократить применение фосфорных удобрений. Например, в полевом опыте, проведенном в Уэльсе, при известковании и подкормке фосфором урожайность клевера, инокулированного микоризой, по сухому веществу была в 3 раза выше, образование побегов увеличилось в 2 раза, а клубеньков ризобиума — в 5 раз. Аналогичные данные получены в Тропической Африке, Бразилии, Австралии и Испании на почвах, бедных доступным фосфором.

Бактериотрофный тип питания — симбиоз высших растений с бактериями. Наиболее яркий пример — симбиоз клубеньковых бактерий с бобовыми растениями. В условиях интенсификации, химизации и экологизации земледелия возрастает значение способности бобовых растений и микроорганизмов связывать молекулярный азот атмосферы. Ежегодно в результате симбиоза бактерий с бобовыми растениями фиксируется 40-106 т азота.

Условия питания растений

Обеспечение оптимальных условий питания за счет использования удобрений позволяет более экономно расходовать влагу на создание единицы урожая. Коэффициент транспирации при этом может снижаться на 15-20%. С другой стороны, экономическая эффективность удобрений дополнительным урожаем возрастает при условии хорошего водоснабжения растений. Отмечены многочисленные случаи отсутствия положительного эффекта удобрений на кислых и солонцовых почвах.

Для правильной оценки эффективности применения удобрений необходимо правильно оценивать все факторы, лимитирующие урожайность. Например, в северных районах в условиях достаточного увлажнения, большее значение приобретают факторы тепла и обеспеченности почв питательными веществами.

В южных районах, особенно на обыкновенных южных чернозёмах и каштановых почвах, характеризующихся высоким потенциальным плодородием, лимитирующим фактором чаще является недостаток влаги.

Виды питания растений

Воздушное питание растений — углеродное питание растений, осуществляемое за счет ассимиляции углекислого газа атмосферы зелеными листьями в процессе фотосинтеза.

Некорневое питание растений — процесс поступление питательных веществ в растения через надземные органы. Открытие этого процесса послужило развитию применения некорневых подкормок, которые позволяют повысить урожай и его качество.

Корневое питание растений — поглощение из почвы воды и минеральных солей, а также в незначительных количествах некоторых органических веществ.

Согласно исследованиям, деление на корневое и воздушное питание условно, так как одни и те же вещества могут поглощаться как корнями, так и листьями. Так, углекислота поступает в растение через корни в той же мере, что и через листья. Сера поступает в растение через корни в виде сульфатов. Позже благодаря применению радиоизотопа серы была показана способность растений усваивать оксиды серы из воздуха через листья.

Корневое и некорневое питание растений взаимосвязаны. Так, недостаток питательных веществ в почве приводит к задержке образования органических соединений в листьях, что, в свою очередь, тормозит развитие растений.

Питание растений в разные периоды вегетации

Поглощение элементов питания в онтогенезе, то есть в течение вегетации, происходит неравномерно, поэтому система удобрения должна учитывать потребности растений в разные периоды жизненного цикла. Недостаточное обеспечение питания в различные периоды жизни растений приводит к снижению урожайности и ухудшению качества растительной продукции.

Особенно важно обеспечить питательными веществами растения в критический период, когда недостаток питания в это время резко ухудшает рост и развитие. То же относится и к периоду максимального поглощения.

Высокая чувствительность к недостатку и к избытку минерального питания отмечается у растений в начальный период роста.

Таблица. Влияние питания растений фосфором на урожайность ячменя 1 Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.

Условия питания Урожайность, %
общая зерно
Нормальное питание фосфором постоянно 100 100
Без фосфора первые 15 дней 17,4 0
Без фосфора от 45 до 60 дней 102 104

Высокая потребность молодых растений в минеральном питании объясняется высокой интенсивностью синтетических процессов при слаборазвитой корневой системе. Так, у зерновых злаков закладка и дифференциация репродуктивных органов начинается в период развертывания первых трех-четырех листочков. Недостаток азота в этот период приводит к сокращению числа колосков и снижению урожая. Последующее нормальное питание не компенсирует дефицит питательных веществ на начальных этапах развития.

Таблица. Питание азотом и урожай ячменя, г на сосуд 2 Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.

Условия питания Солома Зерно
Азот на протяжении всего периода вегетации 26,1 6,4
Без азота первые 15 дней 4,5 0
Без азота от 15 до 30 дней 19,4 4,2
Без азота от 30 до 40 дней 29,1 8,7
Без азота от 45 до 60 дней 29,4 7,7
Без азота после колошения 18,6 3,8

Интенсивность потребления питательных веществ у разных культур меняется в зависимости от периода развития. Например, растения сахарной свеклы в первый месяц потребляют азота, фосфора и калия по 2 кг/га, а во второй — N 96 кг/га, Р2O5 34 кг/га и К2O 133 кг/га.

Травы и сахарная свекла отличаются длительным периодом потребления питательных веществ. Конопля, наоборот, имеет короткий период интенсивного потребления — 75% от общего количества питательных веществ потребляется от фазы бутонизации до фазы цветения.

Наибольшее количество элементов минерального питания яровые зерновые потребляют в период от выхода в трубку до колошения. В период колошения пшеница потребляет азота, фосфора и калия около 76% от максимального, ячмень — около 67% и овес — 47%.

Таблица. Потребление питательных веществ яровыми зерновыми культурами, % от максимального 3 Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.

Фаза роста Пшеница Ячмень Овес
N P2O5 K2O N P2O5 K2O N P2O5 K2O
Колошение 71 68 88 71 56 73 51 36 54
Цветение 97 100 100 96 74 100 82 71 100
Полная спелость 90 93 67 100 100 64 100 100 83

Злаковые культуры наиболее требовательны к азотному питанию в период образования ассимиляционного аппарата и в период дифференциации репродуктивных органов. Сахарная свекла нуждается в достаточном обеспечении калием во время сахаронакопления.

Таблица. Динамика потребления питательных элементов капустой, % от максимального 4 Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.

Фаза роста От начала вегетации
N P2O5 K2O
Рассада (10.06) 0,17 0,14 0,12
Формирование кочана (27.07) 30,5 21,8 24,2
Рыхлый кочан (7.09) 96,4 100 96,6
Хозяйственная спелость 100 90,5 100

Лен чувствителен к недостатку азотного питания в период от елочки до бутонизации, к уровню калийного питания — в период от бутонизации до цветения.

Таблица. Влияние азотного питания на лен

Условия питания Масса растений, %
Полное питание весь период 100
Без азота от "елочки" до бутонизации 38,3
Без азота от бутонизации до уборки 99,0

Таблица. Влияние калийного питания на лен

Условия питания Число коробочек на одно растение
Полное питание весь период вегетации 42
Без калия первые 22 дня 43
Без калия от бутонизации до уборки 9

Огурец требователен к азотному питанию в период формирования ассимиляционного аппарата, к фосфорному — перед цветением. В период плодоношения огурец предъявляет повышенные требования к обеспечению азотом и калием.

Усиление азотного и частично фосфорного питания в период бутонизации и цветения приводит к увеличению урожая зерновых. Повышенное питание азотом в период образования листовой массы и улучшение фосфорно-калийного питания в дальнейшем повышает урожайность корне- и клубнеплодов.

Потребность большинства культур в азотном питании уменьшается к началу плодообразования, роль фосфора и калия, наоборот, возрастает. В целом, период плодообразования отличается снижением потребления питательных веществ, а процессы жизнедеятельности в растениях к концу вегетации осуществляются преимущественно за счет реутилизации накопленных питательных веществ.

В системе удобрения основное удобрение должно обеспечивать питание растений на протяжении всего вегетационного периода, поэтому до посева вносят все органические и большую часть минеральных удобрений. Для обеспечения растений питательными веществами в начальный период вносят припосевное удобрение.

Количество и качество урожая можно регулировать подкормками в разные периоды вегетации. Подкормки улучшают питание растений в наиболее ответственные периоды или при выявлении дефицита какого-либо элемента питания.

Потребность в питательных веществах изменяется также в течение суток. Суточная периодичность отмечена почти для всех жизненных процессов растений.

В условиях искусственного питания (на питательных средах) имеют значение состав, концентрация питательного раствора, режим его использования в течение вегетации. Например, временным дефицитом питательных веществ во внешней среде в определенные периоды вегетации можно усилить развитие корневой системы, а заменой питательного раствора на воду вызвать временное голодание, стимулировав этим клубнеобразование у картофеля, завязей плодов у томата и добиться таким приемом скороспелости.

Суточная периодичность поглощения питательных веществ проявляется при переменных и постоянных условиях среды и носит характер внутреннего эндогенного ритма. Такая регулируемая суточная периодичность процессов позволяет растениям приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Эндогенные суточные и околосуточные (циркадные) ритмы в постоянных искусственных условиях имеют тенденцию к затуханию, но восстанавливаются при меняющихся условиях. Способность растений менять циркадный ритм позволяет повысить их выживаемость.

Ритмы у растений бывают годовые, сезонные и суточные. Также отмечаются ритмы импульсного характера, с периодами от нескольких секунд до часов. Например, такие ритмы короткой активности отмечены в поглощающей и выделительной деятельности корней.

В условиях искусственного выращивания культур, представляет интерес метод периодического питания, так как позволяет без увеличения расходов повысить продуктивность растений.

1. В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают : А.

Готовые органические вещества ; В.

Вода и минеральные соли ; Г.

Кислород и вода.

2. Процесс образования в растениях сложных органических из простых неорганических с использование солнечной энергии – это : А.

3. В результате фотосинтеза в химическую энергию превращается энергия : А.

Поглощенного света ; Б.

Отраженного света ; В.

Излученного растением света ; Г.

Энергия поля тяготения Земли.

4. Лист растения получает энергию для жизнедеятельности : А.

Непосредственно от солнечных лучей ; Б.

В результате расщепления образовавшихся при фотосинтезе органических веществ

Органические вещества образуются из неорганических : А.

В корне лютика ползучего ; Б.

В грибе подосиновике ; В.

В стебле кактуса ; Г.

В мышцах носорога.

6. Углекислый газ поступает внутрь растения картофеля через : А.

Корневые волоски ; Б.

Корневой чехлик ; В.

7. Наличие углеводов в корнях растения объясняется тем, что они : А.

Образуются из углекислого газа и минеральных солей ; Б.

Образуются в корнях из углекислого газа и воды ; В.

Поступают из почвы ; Г.

Поступают из листьев.

8. Хищником является : А.

9. Растительноядные животные : А.

Овцы, олени, мыши, белки ; Б.

Грифы, вороны, гиены ; В.

Тигры, ястребы, совы : Г.

Киты, дождевые черви.

10. К организмам – паразитам относятся : А.

Дождевой червь ; В.

11. Организмы – симбионты : А.

Полезны друг другу ; Б.

Поедают друг друга ; В.

Питаются растениями ; Г.

Используют другие организмы как место обитания и источник пищи.




Помогите пожалуйста, обязательно поблагодарю?

Помогите пожалуйста, обязательно поблагодарю.

Выпишите номера правильных утверждений.

1. Только растения могут поглощать энергию солнечного излучения.

2. Потребляя неорганические вещества : углекислый газ, воду и минеральные соли - растения питается.

3. На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества не возвращаются в почву.

4. В лесу поглощённые растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей.

5. Питание растения воздухом называют воздушным питанием.

6. С помощью хлорофилла из углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахара).

7. Автотрофы - организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.

8. Зелёные растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют её в энергию химических связей.

9. Роль зелёных растений называют космической потому, что они из космоса получают энергию солнечного света.

10. Поступившая из космоса энергия солнечного света запасается зелёными растениями в виде углеводов, жиров и белков.

11. С появлением на Земле зелёных растений образовался атмосферный кислород.

12. Кислород - вещество, необходимое для фотосинтеза и дыхания растения.

13. Дыхание - это расщепление сложных органических веществ на более простые, неорганические, и освобождение энергии химических связей.

14. Водный ток в растении зависит от всасывающей способности корневых волосков.

15. Обмен веществ - это питание и дыхание растений.


При почвенном питании растения с помощью корняа)образуют органические вещества из неорганических веществ?

При почвенном питании растения с помощью корня

а)образуют органические вещества из неорганических веществ.

Б)поглащают воду и растворённые в ней минеральные вещества .

В)образуют кислород и выделяют углекислый газ.

Г)усваивают солнечную энергию.


5. Растения — автотрофы, так как ониа) поглощают воду и минеральные соли из почвыб)синтезируют органические вещества из неорганическихв)поглощают углекислый газ из воздуха г) обогащают атмосферу кисло?

5. Растения — автотрофы, так как они

а) поглощают воду и минеральные соли из почвы

б)синтезируют органические вещества из неорганических

в)поглощают углекислый газ из воздуха г) обогащают атмосферу кислородом

Солнечная энергия в процессе фотосинтеза

а)согревает листья растений в) согревает почву г)способствует дыханию растений

б)служит для образования органических веществ в листьях растений

Крахмал образуется только в зеленых листьях растений благодаря содержанию в них

а)йода б) сахара в) кислорода г) хлорофилла

Признаки и условия жизнедеятельности

A) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Б) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

B) окисление органических веществ

Г) создание органических веществ

Д) осуществляется только на свету

Е) происходит только в зеленых органах растения

Процесс 1) дыхание 2) фотосинтез

а)растения дышатб) в растениях образуются органические вещества

в)растут листья растений г) растения размножаются.


ПОЖАЛУЙСТА , НУЖНО СРОЧНОДАМ 30 БАЛЛОВНужно решить тест1?

ПОЖАЛУЙСТА , НУЖНО СРОЧНО

Нужно решить тест

В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают : А.

Готовые органические вещества ; В.

Вода и минеральные соли ; Г.

Кислород и вода.

2. Процесс образования в растениях сложных органических из простых неорганических с использование солнечной энергии – это : А.

3. В результате фотосинтеза в химическую энергию превращается энергия : А.

Поглощенного света ; Б.

Отраженного света ; В.

Излученного растением света ; Г.

Энергия поля тяготения Земли.

4. Лист растения получает энергию для жизнедеятельности : А.

Непосредственно от солнечных лучей ; Б.

В результате расщепления образовавшихся при фотосинтезе органических веществ

Органические вещества образуются из неорганических : А.

В корне лютика ползучего ; Б.

В грибе подосиновике ; В.

В стебле кактуса ; Г.

В мышцах носорога.

6. Углекислый газ поступает внутрь растения картофеля через : А.

Корневые волоски ; Б.

Корневой чехлик ; В.

7. Наличие углеводов в корнях растения объясняется тем, что они : А.

Образуются из углекислого газа и минеральных солей ; Б.

Образуются в корнях из углекислого газа и воды ; В.

Поступают из почвы ; Г.

Поступают из листьев.

8. Хищником является : А.

9. Растительноядные животные : А.

Овцы, олени, мыши, белки ; Б.

Грифы, вороны, гиены ; В.

Тигры, ястребы, совы : Г.

Киты, дождевые черви.

10. К организмам – паразитам относятся : А.

Дождевой червь ; В.

11. Организмы – симбионты : А.

Полезны друг другу ; Б.

Поедают друг друга ; В.

Питаются растениями ; Г.

Используют другие организмы как место обитания и источник пищи.


1) Углекислый газ поступает внутрь растения картофеля :А?

1) Углекислый газ поступает внутрь растения картофеля :

Б. Корневой чехлик.

2) Организмы - симбионты :

Полезны друг другу

Поедают друг друга.

В. Питаются растениями

Используют другие организмы как место обитания и источник пищи.


1. В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают : А?

1. В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают : А.

Готовые органические вещества ; В.

Вода и минеральные соли ; Г.

Кислород и вода.

2. Процесс образования в растениях сложных органических из простых неорганических с использование солнечной энергии – это : А.

3. В результате фотосинтеза в химическую энергию превращается энергия : А.

Поглощенного света ; Б.

Отраженного света ; В.

Излученного растением света ; Г.

Энергия поля тяготения Земли.

4. Лист растения получает энергию для жизнедеятельности : А.

Непосредственно от солнечных лучей ; Б.

В результате расщепления образовавшихся при фотосинтезе органических веществ.

5. Органические вещества образуются из неорганических : А.

В корне лютика ползучего ; Б.

В грибе подосиновике В.

В стебле кактуса Г.

В мышцах носорога.

6. Углекислый газ поступает внутрь растения картофеля через : А.

Корневые волоски ; Б.

Корневой чехлик ; В.

7. Наличие углеводов в корнях растения объясняется тем, что они : А.

Образуются из углекислого газа и минеральных солей ; Б.

Образуются в корнях из углекислого газа и воды ; В.

Поступают из почвы ; Г.

Поступают из листьев.

8. Хищником является : А.

9. Растительноядные животные : А.

Овцы, олени, мыши, белки ; Б.

Грифы, вороны, гиены ; В.

Тигры, ястребы, совы : Г.

Киты, дождевые черви.

10. К организмам – паразитам относятся : А.

Дождевой червь ; В.

11. Организмы – симбионты : А.

Полезны друг другу ; Б.

Поедают друг друга ; В.

Питаются растениями ; Г.

Используют другие организмы как место обитания и источник пищи.


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТАНаличие углеводов в корнях растения объясняется тем, что они : А?

Наличие углеводов в корнях растения объясняется тем, что они : А.

Образуются из углекислого газа и минеральных солей ; Б.

Образуются в корнях из углекислого газа и воды ; В.

Поступают из почвы ; Г.

Поступают из листьев.


Тест Фотосинтез и дыхание растений 1?

Тест Фотосинтез и дыхание растений 1.

Растения отличаются от всех других организмов способностью к а) дыханию в) размножению б)фотосинтезу г) развитию 2.

Йодная проба на крахмал доказывает, что органи­ческие вещества образуются а)только под действием световой энергии б) при любых условиях в)только под действием тепловой энергии г)только в листьях растений 3.

Дыхание в листьях растений происходит а) только днем б) только ночью в)круглосуточно г) утром и вечером 4.

Углекислый газ необходим растениям для а)дыхания б) транспорта веществ в) фотосинтеза г) испарения 5.

Растения — автотрофы, так как они а) поглощают воду и минеральные соли из почвы б)синтезируют органические вещества из неорга­нических в)поглощают углекислый газ из воздуха г) обогащают атмосферу кислородом 6.

Солнечная энергия в процессе фотосинтеза а)согревает листья растений в) согревает почву г)способствует дыханию растений б)служит для образования органических веществ в листьях растений 7.

Крахмал образуется только в зеленых листьях рас­тений благодаря содержанию в них а)йода б) сахара в) кислорода г) хлорофилла 8.

Признаки и условия жизнедеятельности A) поглощение углекислого газа и выделение кислорода Б) поглощение кислорода и выделение углекисло­го газа B) окисление органических веществ Г) создание органических веществ Д) осуществляется только на свету Е) происходит только в зеленых органах растения Процесс 1) дыхание 2) фотосинтез 9.

Благодаря фотосинтезу а)растения дышатб) в растениях образуются органические вещества в)растут листья растений г) растения размножаются 10.

Структура, через которую в клетки листа поступа­ют углекислый газ и кислород, обозначена на ри­сунке цифрой а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 11.

Что происходит в листьях растений ночью?

А)фотосинтез б) дыхание в) фотосинтез и дыхание г)ничего не происходит 12.

Корни в процессе дыхания выделяют а) углекислый газ в) азот б) кислород г) водород 13.

Фотосинтез — это процесс а) питания в) выделения б)дыхания г) транспорта веществ 14.

К автотрофным организмам относятся а)грибы и растения б) растения и животные в)грибы и животные г) растения и некоторые бактерии 15.

Выберите три признака, характерные только для растений.

А) дышат, питаются, размножаются б) состоят из клеток в) имеют фотосинтезирующую ткань г) содержат в клетках пластиды д) используя энергию света, образуют органические вещества из неорганических е) растут в течение всей жизни 16.

Особенности питания A) создают органические вещества из неорганических Б) используют энергию света B) используют для питания готовые органические вещества Г) не способны создавать органические вещества из неорганических Способ питания 1) автотрофный 2).


Установите последовательность процессов , происходящих в растениях :А) образования углекислого газа в процессе дыханияБ) синтез органических веществ из углекислого газа и водыВ)поглащение солнечной эн?

Установите последовательность процессов , происходящих в растениях :

А) образования углекислого газа в процессе дыхания

Б) синтез органических веществ из углекислого газа и воды

В)поглащение солнечной энергии листьями растений

Г) выделение кислорода в атмосферу

Д)поглащение воды и минеральных веществ корневыми волосками.


Выберите один верный ответ?

Выберите один верный ответ.

1. В процессе фотосинтеза растение

а) поглощает углекислый газ в) поглощает кислород

б) выделяет углекислый газ г) образует минеральные вещества

Углекислый газ необходим растениям для :

а) размножения б) поглощения воды в) дыхания г) фотосинтеза

Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету называется

а) дыханием б) размножением в) питанием г) фотосинтезом

В результате фотосинтеза образуется : а) спирт б) минеральная соль в) углекислый газ г) крахмал

Поглощаемая растениями солнечная энергия запасается в

а) минеральных веществах б) воде в) органических веществах г) кислороде

Дыхание растений происходит

а) только в клетках с хлоропластами в) только в клетках покровной ткани

б) только в клетках с хлоропластами г) во всех клетках

Функции дыхания, испарения, фотосинтеза выполняет : а) корень б) плод в) цветок г) лист

а) улавливают и запасают солнечную энергию в) поглощают воду

б) поглощают минеральные соли г) поглощают углекислый газ.

Вы открыли страницу вопроса 1. В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают : А?. Он относится к категории Биология. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Биология, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Неживая природа оказывает непосредственное влияние на жизнь природного сообщества. Именно объекты неживой природы и их взаимодействие между собой формируют среду обитания живых организмов. И от того какой будет эта среда зависит видовой состав само..

Цель урока: ознакомиться с особенностями почвенного питания растений.

дать определение новых понятий: почвенное питание, корневое давление.

закрепить понятия автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

2. Два вида питания растений. (схема)

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Особые

способы питания растений.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы – никого не едят, делают органические вещества сами из неорганических. Энергию для этого могут получать из 2 источников

  • автофототрофы – из света. Это растения и фотосинтезирующие бактерии
  • автохемотрофы – за счет окислительно-восстановительных реакций. Например, серобактерии окисляют сероводород до серы, железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного

Гетеротрофы – получают органические вещества в готовом виде, с пищей. Энергию получают, окисляя эти вещества. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами. Миксотрофы – организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).

2. Два вида питания растений.

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1346/0012011d-bd4f27b5/img36.jpg

3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06af/0001a0d6-f49013f8/img17.jpg

Опыт, демонстрирующий корневое давление

4.Зависимость почвенного питания от внешней среды

Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. На почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, калия необходимы растениям в больших количествах. Только 13 (азот, калий, кальций, магний, фосфор, сера, хлор, железо, медь, бор, цинк, марганец, молибден) считаются необходимыми для их жизни. Критерием признания элемента необходимым является возникновение нарушений в процессах жизнедеятельности в ситуации, когда исследуемый элемент удален из среды организма. Помимо 13 необходимых элементов , в организме растения могут присутствовать также и такие, присутствие которых может положительно повлиять на его работу. Они называются полезными для растения микроэлементами. Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.

Например, вещества, содержащие азот , способствуют росту растений.

А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.

Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.

Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.

Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.

Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.

Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.

Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.

Азотные удобрения увеличивают количество зеленой массы растения.
Калийные удобрения увеличивают стойкость растений к инфекциям.
Фосфорные удобрения нужны для цветения и плодоношения.

Есть способ, при котором растения выращивают без почвы, на питательных средах-гидропоника.

Особые способы питания растений

Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.

В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.

Это полезно знать

Почему растения не могут расти на засоленных почвах
Если почва содержит много соли, то растение не сможет (путем осмоса) поглощать из нее воду. Наоборот, засоленная почва будет поглощать воду из растения, и оно засохнет .

Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Корни всасывают воду и минеральные соли только корневыми волосками. Корневые волоски образуются на молодых корнях, которые находятся по краям разрастающейся корневой системы.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

1)Уничтожаются сорняки.
2) Почва рыхлится, в ней увеличивается количество воздуха, необходимого для дыхания корней.
3) Рыхлая почва лучше впитывает воду и хуже её испаряет.

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней – это

2. Корневой волосок представляет собой……..

3. При повышении температуры почвы работа корней …….

4. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением?

5. Клетки зоны всасывания имеют……….

6. Что получают растения из почвы?

7. Что такое корневое давление?

8. Как изменяется корневое давление зимой?

9. От каких фактора внешней среды зависит почвенное питание?

10.Что происходит с растением при нехватке азота?

11.Что происходит с растением при нехватке фосфора?

12.Что происходит с растением при нехватке калия?

13.Как называется способ, при котором растения выращивают без почвы?

14.Почему в естественных природных условиях растения не нуждаются в удобрении?

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.

Процесс почвенного питания

Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ной минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.

Опыт, демонстрирующий корневое давление

Зависимость почвенного питания от внешней среды

Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. Па почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, необходимы растениям в больших количествах. Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Недостаток азота задерживает рост растения. При нехватке фосфора задерживается цветение и плодоношение. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.

Особые способы питания растений

Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.

В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.

Читайте также: