Растим будущих инженеров в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Рябова Виктория Сергеевна
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: ‒ детям учиться должно быть интересно; ‒ знание должно быть применимо детьми на практике; ‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме. И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка: ‒ высокооплачиваемую работу; ‒ самореализацию; ‒ высокие показатели интеллекта. И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Автор: Рябова Виктория Сергеевна

Автор: Рябова Виктория Сергеевна,

в оспитатель средней группы

МКДОУ Детский сад комбинированного вида

Барабинского района Новосибирской области

Растим будущих инженеров в детском саду

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомн ю, дай мне сделать — и я пойму ( Конфуций ) .

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: ‒ детям учиться должно быть интересно; ‒ знание должно быть применимо детьми на практике; ‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме. И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка: ‒ высокооплачиваемую работу; ‒ самореализацию; ‒ высокие показатели интеллекта. И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения, как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно: ‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного; ‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте; ‒ неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство; ‒ отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании пр едпосылок инженерного мышления будет STEM — образование.

STEM включает в себя такие компоненты, как:

S — science ( наука )

T — technogy ( конструирование )

E — engineering (инженерное дело)

М — math (математика)

А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта.

Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы. Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

STE AM вдохновляет детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

STEM — подход позволяет детям изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.

Современный мир ставит перед образованием на любой его ступени не простые задачи: дети должны учиться с интересом и полученные знания должны быть применимы детьми на практике.

Всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:

· высокие показатели интеллекта;

· и желательно достойно оплачиваемую работу.

В настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам.
Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать готовить будущих инженеров необходимо уже с детского сада, затем в школе, в тесной связке должна работать система среднего и высшего профессионального образования и конкретные производства.

В жизни ребёнка всего два периода — 5 и 12 лет, когда у него проявляются технические наклонности. Если в этих возрастах он не занимался техникой, не держал её в руках, он никогда не выберет профессию инженера. Задача педагогов: определить профессиональные склонности ребёнка на раннем этапе.

Одной из современных и распространённых педагогических технологий, является LEGO технология. Она обеспечивает введение ребёнка дошкольного возраста в информационное поле, овладение кратким кругом знаний об ИКТ и информационными навыками через деятельность с LEGO -конструкторами.

В Детском саду созданы условия для занятий LEGO конструированием, организации опытно-экспериментальной деятельности.

Практика показывает, что наборы LEGO имеют ряд определённых преимуществ перед другими средствами обучения, развития и коррекции. Конструктор безопасен: с поделками ребёнок может играть, ощупывать, не рискуя испортить. Конструктор и ребёнок максимально мобильны можно играть на столе, на полу, на ковре. В работе с LEGO ребёнок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Вне зависимости от навыков у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха. Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.

Игры LEGO выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Играя, дети выбирают свою будущую профессию. Конструктор LEGO позволяет реализовать основное положение ФГОС дошкольного образования, о том, что основой образовательной деятельности является ведущий вид детской деятельности игра. Данный вид деятельности удаётся поддерживать за счёт использования LEGO технологии.

LEGO технология строится на интегративных принципах. Она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Методические материалы Cuboro предоставляют педагогам средства для достижения целого комплекса образовательных целей.

Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.

Развитие словарного запаса и навыков общения при сборке общих моделей или решении умственных задач.

Установление причинно-следственных связей.

Анализ результатов и поиск новых решений.

Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.

Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

Проведение систематических наблюдений и измерений.

Использование бланков отчета для отображения и анализа данных.

Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.

Освоение технического рисования проектируемой модели

Логическое мышление и пространственное воображения работы построенной системы.

Проведение соревнований по конструирования с учетом критериев оригинальности, геометрии конструкции, эстетики, функциональности.

При работе по системе – cuboro все цели тесно перекликаются с основными требованиями новых ФГОС , направленных на развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С CUBORO

Система cuboro используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования. Основные задачи данного образовательного процесса, это совершенствование практических навыков конструирования. Развитие у учащихся пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности и умение работать в команде. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного мышления.

Образовательная система cuboro направлена на развитие основных социальных навыков soft skills – навыков, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.

Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга. Основы логического мышления и необходимость организации сбора отдельных моделей в одну является основополагающими навыками системы cuboro .

УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ.

Большинство видов групповой работы с системой cuboro могут успешно использоваться для проведения специализированных тренингов, начиная от выбора темы до определения целей:

· о писание проекта ( тема, требования, критерий) ;

· п оставка задач ;

· о пределение методов ;

· в ыполнение заданий и так далее .

Креативность и чувство вкуса — эти компетенции машины точно не смогут освоить.

Творческое мышление, креативность, оригинальность, эстетика – основные навыки по которым осуществляться оценка систем cuboro.

Экологическая повестка становится все более актуальной. Поэтому работодатели выделяют эту составляющую системного мышления в отдельный пункт.

Вся продукция cuboro отмечена сертификатом FSC.

Сертификат FSC выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки на месте заготовки леса. Он является признанным знаком качества лесобумажной продукции в 109 странах.

В нашей стране, WWF России в партнерстве с Лесным Попечительским советом (FSC) начали работу по продвижению сертифицированной лесной продукции на рынке, что будет способствовать формированию экологически чувствительного рынка лесной продукции.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ГРУППАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.

Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна. Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу.

Команда в системе cuboro может состоять из разных возрастных групп.

Опытные игроки младшего возраста могут давать инструкции, подсказки игрокам старшего возраста с меньшим опытом игры в cuboro.

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ РАБОТЫ С CUBORO

На данном этапе строим фигуры по инструкции по созданию простых фигур, что подготовит к дальнейшему изучению задач более сложного уровня.

Создание конструкций по главным параметрам

В этом этапе результаты будут во многом зависеть от рациональности и логических навыков. Они формируются благодаря анализу и регулярному тестированию разных подходов во время решения непростых заданий по разработке конструкций из деревянного конструктора.

Создание конструкций по задачам, которые связаны с указанными геометрическими данными

Куборо – это отличный вариант конструктора для решения задач, которые связаны с заданными геометрическими параметрами. Конструкционные возможности и наличие жестких требований выводят решение задач на совершенно другой, высококачественный уровень.

Формирование фигур по установленному контуру

Задачи на многоразовое применение одних и тех самых блоков, а также задания на достройку предложенных фигур предусматривают различные варианты решений. Благодаря спешному выполнению всевозможных заданий постепенно развивается творческое мышление.

Эксперименты с изменением направления и временем движения шариков, а также группировкой блоков

В этом этапе получают общее понимание по вариантам наборов и разным фигурам, научатся решать простые математические задания и частично поймет теорию множества.

Проведение экспериментов с принципами ускорения

Задачи на этом этапе направлены на то, чтобы появилось желание проводить собственные эксперименты, основанные на принципах ускорения.

Подобные задания формулируют и учат удерживать цель, планируют действия в соответствии с поставленной задачей.

На этом этапе проводятся соревнования. Используются разные параметры оценки.

Блоки Cuboro идеально подходят для технической рисовки. Составляйте фигуры, следуя законам геометрии, и получайте удивительные изображения, выполненные в новом для вас стиле.

Групповая и проектная работа

Увлекательный конструктор для детей Cuboro может использоваться для проектной или групповой работы, а также в качестве дополнительного обучающего материала во время проведения спецтренинга.

Большие возможности система cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в cuboro.

Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь .

Р ебёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.

Заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании.

Конструирование развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения, что способствует речевому и умственному развитию.

Образовательная система CUBORO направлена на:

- развитие основных социальных навыков soft skills, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек;

- развитие логического мышления и необходимость организации сбора отдельных моделей в одну.

- креативность и чувство вкуса - эти компетенции машины точно не смогут освоить.

- экологическую повестку, она становится все более актуальной. Поэтому работодатели выделяют эту составляющую системного мышления в отдельный пункт.

-командную (групповую) работу. Большинство задач системы CUBORO рассчитаны именно на командную, коллективную работу.

Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе CUBORO может состоять из разных возрастных групп.

Опытные игроки младшего возраста могут давать инструкции, подсказки игрокам старшего возраста с меньшим опытом игры в CUBORO.

Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков CUBORO с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубика, подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков CUBORO, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия и построение простых и далее сложных конструкций.

Работа с конструктором cuboro способствует формированию уни версальных учебных действий , что является основным направлением нового ФГОС образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков cuboro , составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия и построение простых и далее сложных конструкций.

Какая другая деятельность позволит так непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательным? А главное после достижения поставленной цели следует запуск шариков в построенный лабиринт (невероятно увлекательное действие).


Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:

‒ детям учиться должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:

‒ высокие показатели интеллекта.

И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно:

‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;

‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;

‒ неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;

‒ отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.

Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам уже бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование. STEM включает в себя такие компоненты, как:

S — science (наука)

T — technogy (конструирование)

E — engineering (инженерное дело)

М — math (математика)

А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта.

Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

STEAM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

В нашем детском саду мы работаем в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлыми нарушениями речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как Вам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование конструктивных навыков. Пальцы рук у таких деток неловки, малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки.

И мы поняли, что несформированность мелкой моторики может нам помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению. Которое предполагает ещё и развитые в ребёнке математические и конструктивные умения и навыки.

Всё это сказало нам о том, что с нашими детьми, имеющими ограниченные возможности в здоровье, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя:

‒ развитие мелкой моторики ребёнка

‒ развитие математических способностей

‒ развитие конструктивных умений и навыков.

Инженер — конструктор может

Дом надёжный возвести.

Инженер — сантехник может

Воду к дому подвести.

Инженеры могут строить

И железные дороги

Могут строить телебашни

И красивые мосты.

Если станешь инженером,

Очень нужен будешь ты.

В своей работе по формированию предпосылок инженерного мышления у детей с ОВЗ мы использовали следующие этапы:

Белая палочка — 1 клетка

Розовая палочка — 2 клетки

Голубая палочка — 3 клетки

Красная палочка — 4 клетки

Жёлтая палочка — 5 клеток

Фиолетовая палочка — 6 клеток

Чёрная палочка — 7 клеток

Бордовая палочка — 8 клеток

Синяя палочка — 9 клеток

Оранжевая палочка — 10 клеток.

И в заключении хочется сказать, что STEM — подход позволяет нашим детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление, STEM, ребенок, этап, инженер, клетка, Конструирование, набор цветных палочек, формирование предпосылок, детский сад.

Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада формируем и развиваем у дошкольника техническую пытливость мышления, аналитический ум, занимаемся подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники.

Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов и робототехники. Выявляем технические наклонности дошкольников и развиваем их в этом направлении, тем самым выстраиваем модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

Педагогика Фрёбеля очень актуальна на современном этапе.

Совместно с педагогом-психологом подобрали пакет разнообразных диагностических методик, выявили уровень развития конструктивных способностей детей, разработали образец инженерной книги, в базовую программу детского сада включили варианты тематических недель новой программы.

строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

• конструирование из строительного материала,

• конструирование из бумаги,

• конструирование из природного материала и т. д.

В своей работе используем также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические. С их помощью создаём подвижные конструкции, которые отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.

Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, а затем заносить конечный результат в инженерную книгу.

Одной из самых полезных и лучших игрушек для ребёнка является конструктор.

Дети дошкольного возраста очень любознательны. И дошкольное образование – это первая ступень воспитать ребенка творческим, с креативным мышлением, чтобы он мог самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление.

Если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и созданию высокопроизводительной и надежной техники, то он самостоятельно сможет выстроить алгоритм действий, последовательности изготовления продукта. Ведь инженер умеет мысленно предугадывать результат своей работы, опираясь на свои знания и умения. Потому что от профессионально высоко технически выполненного продукта зачастую зависит самое главное - человеческая жизнь.

Занимаясь робототехникой, дети приобретают современные инженерные представления, овладевают техническими навыками. У дошкольников формируется инженерное - конструкторское мышление.

Образовательная деятельность планируется с использованием проблемных ситуаций, обсуждаем технические характеристики работы, стараемся поддержать детские идеи, и помочь воплотить их. Дети сами рисуют схемы и моделируют по ним. Так в образовательной деятельности знакомились с механикой, магнетизмом, электродинамикой. Эти разделы физики детям не понятны, но обыгрывая их дети сами на прогулке или в самостоятельной деятельности. Они сами проводили эксперименты с различными предметами. Познавательно- исследовательская деятельность формирует основы технического мышления и закладывает основу интеллектуального развития детей дошкольного возраста. У детей создается атмосфера творчества, совершенствуется речь, мышление, память, воображение, внимание. А самое главное совершенствуется ручная умелость и самое главное неограниченная возможность творить и придумывать.

В нашей работе мы достигли следующих результатов:

у детей есть представление о профессии инженера- конструктор;

дошкольники приобрели элементарные трудовые навыки;

имеют знания о профессиональной деятельности взрослых;

дети самостоятельно переносят полученные знания в самостоятельную деятельность.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.

4. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.

Мой педагогический опыт работы

Мой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы. День рождения

Опыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Опыт работы по ПДД

Опыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Младшая группа №10

Вид проекта:

- информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);

- групповой проект (по составу);

- долгосрочный проект (по срокам).

Актуальность:

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов "Лего" и даже роботов. Ребенок должен

получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения

целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе

такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и

различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся

анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел

конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а

также потребность личности в раскрытии своих созидательных

возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать

потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых

ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы

возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

- формирование у детей инженерного мышления и интереса к конструированию.

Формировать у детей навыки конструктивной деятельности и

моделирования в самостоятельной деятельности;

Учить использовать в самостоятельной деятельности схемы и алгоритмы построек из разнообразного конструктора,

Развивать умственные и творческие способности через конструктивную деятельность.

Воспитывать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности.

Привлечь родителей к подготовке РППС.

Сроки реализации:

- сентябрь 2017- май 2018гг..

Участники проекта:

- дети младшей группы № 10, родители, воспитатели, музыкальный работник.

Методологическая база:

3. Разработки воспитателя Фокиной О.С., воспитателя детского сада № 29 г. Саров.

JI.A. Парамонова. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002 г.

4. Л.В.Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.:ТЦ СФЕРА, 2013 г.

6. Ремезова Л.А. Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего. М.: Школьная Пресса, 2005 г.

7. Белошистая А.В Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 4-5 лет. М., Дрофа, 2008 г.

8. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 3-е издание. М., Айрис-пресс, 2008 г.

- мультфильмы о строительстве.

Дидактическое обеспечение:

-разнообразие конструкторов (магнитный конструктор, геометрический большой конструктор, радужный конструктор, игольчатый конструктор, конструктор полесье)

- конспекты бесед, НОД, раздаточный материал,

-раскраски по теме месяца.

- алгоритмы и схемы построек,

- подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

- картотека загадок, стихов.

Формы работы с родителями:

- участие в организации и проведении открытого занятия для родителей по теме конструирования.

подготовительного этапа:

- подбор дидактического материала,

- подбор иллюстраций для рассматривания,

основного этапа:

просмотр мультфильма:

рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях:

дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения

художественное слово:

загадки на строительную тематику,

выставка книг о строительной технике.

прослушивание аудиозаписи:

Песня про конструктор Лего (Пертаков Максим)

продуктивная деятельность:

подвижные игры:

- информационный материал для родителей и детей:

- завершающий этап:

- показ - участие в организации и проведении открытого занятия для родителей по теме конструирования.

- информационный материал для родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- дети используют схемы и алгоритмы построек в самостоятельной деятельности,

- Родители активные участники в создании РППС.

- Создана РППС соответствующая теме проекта.

Продвижение проекта:

- продолжение ведение проекта на следующий год;

- предложение проекта в помощь педагогам,

- публикация проекта в интернет изданиях.

Примерный перспективный план работы по развитию конструктивных умений у младших дошкольников

(вторая младшая группа)

Время проведения

Совместная деятельность воспитателя с детьми: предварительная работа к занятиям, индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей,

Создание развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Работа с деревянным конструктором

Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом. Познакомить с деталями (кубик, кирпичик, брусок, призма)

Учить способам построения простейших конструкций их двух элементов.

Обобщить с детьми понятие мебель.

Поместить в центр конструирования объёмные детали строителя (кубик, кирпичик, призма, брусок и их плоскостное изображение) – паспорта.

Продолжать знакомить детей с деталями строителя: кубик, маленькая призма, кирпичик. Развивать способности находить их на ощупь. Формировать умение соотносить прорези окошечка с деталями строителя.

Рекомендовать родителям: развивать умение у детей подбирать детали строителя и паспорта к ним (плоскостное изображение деталей)

Работа с крупным магнитным конструктором

Вызвать у детей интерес к деятельности с крупным магнитным конструктором. Познакомить с деталями (шар, цилиндр)

Учить способам построения простейших конструкций их двух и трех и четырех элементов.

Поместить в центр экспериментирования объёмные детали строителя (шары и цилиндры)

Схемы простейших построек для крупного магнитного конструктора.

Продолжать знакомить детей с деталями магнитного конструктора: шар, цилиндр и способы их соединения. Продолжать учить способам построения простейших конструкций их двух и трех и четырех элементов.

Схемы построек с усложнением для крупного магнитного конструктора.

Работа с лего конструктором

Формировать у детей представление о протяжённости предметов путём построения дорожек разной длины. Закреплять понятия (короткая - длинная). Развивать умение у детей располагать кирпичики, соединяя их между собой идентичными сторонами.

Продолжать формировать представление о величине предметов (широкая – узкая). Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог.

Развивать умение у детей анализировать образец и обращаться к нему при воспроизведении простой композиции из домиков и дорожек.

Предложить детям построить дорожки разной ширины для машин и пешеходов.

Схемы и алгоритмы построек разнообразных дорожек.

Подбор и размещение игровых упражнений по конструированию для совместных деятельности родителей и детей.

Дать детям представление о протяжённости предметов по высоте (высокие и низкие заборы)

Формировать способности соотносить свою постройку с образцом.

Формировать навык точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию.

Познакомить с ритмичным чередованием в постройке двух разных положений. Формировать способности соотносить свои действия с правилом и образцом постройки.

Поместить в центр конструирования схему постройки комбинированного забора.

Отрабатывать навык точного соединения деталей друг с другом. Развивать умение замыкать пространство, придавая ему определённую форму. Использовать простейший план. Продолжать способствовать развитию умений у детей пользоваться планом и образцом в процессе работы.

Поместить в центр конструирования схемы цветочков, фигурки людей

Развивать умение у детей строить аккуратно и прочно простое перекрытие: анализировать образец постройки: выделять в нём основные функционально значимые части ворот (столбик – опора, перекрытие), дополнительные (украшения и подпорки для столбов), называть и показывать детали строителя из которых эти части построены.

Постройка воротиков из снега во время прогулки, их украшение.

Рассматривание картинок с изображением разных ворот.

Поместить в центр конструирования образцы построек ворот, схемы построек ворот – разнообразные.

Постройка совместно с родителями разных героев сказок из снега.

Работа с большим геометрическим конструктором

Формировать умение анализировать объект (образец постройки), выделяя в нём основные функциональные части, имеющие своё особое назначение.

Постройка горки из снега для кукол во время прогулки.

Поместить в центр конструирования образцы построек санок, лесенки, схему постройки

Познакомить детей с основными частями конструкции простого домика: стены, потолок, крыша, окна, дверь, пространственным расположением этих частей относительно друг друга.

Формировать способности у детей последовательности действий при построении домика. Закрепить название деталей.

Отгадывание загадок на строительную тематику. (Забор, дом, дорога, ворота, крыша, замок, двери, окно, лесенка и тд)

внимание; закрепить различные

Поместить в центр конструирования макет простого деревянного домика, фигурки людей для обыгрывания, схему постройки дома.

Создание совместно с родителями картотеки загадок на строительную тематику.

Познакомить детей с разными видами домов, сказочными и реальными. Закрепить основные части конструкции простого домика. Развивать умение применять полученные знания в анализе и строительстве двухэтажного дома, находить деталь по словесному обозначению.

Поместить в центр конструирования картинки с изображением различных домов, образцы построек.

Работа игольчатым конструктором

Познакомить детей с игольчатым конструктором. Формировать навык точного соединения деталей и выстраивания их.

Поместить в центр схему постройки разнообразных человечков.

Формировать умение строить из игольчатого конструктора, разные фигуры.

Поместить в центр схемы построек новых человечков и геометрических фигур.

Систематизирование умения работать с разнообразным конструктором (игольчатым, большим геометрическим, радужной мозаикой, полесьем, лего и большим магнитным конструктором)

«Кто быстрее построит

конструкции; учить строить в команде,

помогать друг другу.

Создание буклетов о разнообразие конструктором для детей младшего дошкольного возраста. (как играть)

Читайте также: