Растим патриотов в детском саду консультация для воспитателей

Обновлено: 05.10.2024

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитатель, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.

Оценить 95 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для педагогов на тему

Матвеева Марина Владимировна

Мончегорск, 2021 г.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).

Прогулка по окрестностям.

Экскурсия в местный краеведческий музей.

Посещение памятных мест.

Встреча с ветеранами войны и труда.

Чтение рассказов о защитниках Родины.

Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.

Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.

Тематический фольклорный утренник.

Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.

Памятка педагогу по патриотическому воспитанию дошкольников:

Сопровождайте рассказ наглядным материалом – фотографиями, репродукциями, слайдами;

Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.

Особое место в ознакомление детей с Родиной отводится организации предметно-развивающей среды. Необходимо оформить зону так, чтобы дети имели ежедневно свободный доступ для пополнения знаний о городе, стране. Предлагаемый детям материал должен соответствовать возрасту воспитанников и постоянно меняться в зависимости от изучения тематических блоков.

В заключение отметим, что первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитатель, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста :

создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

-наличие картотеки на имеющийся материал

-целесообразность месторасположения материала

- соответствие содержания возрасту детей

- доступность свободного пользования

- эстетичность в оформлении

наличие игр и пособий для организации с детьми

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:

- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)

Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации

— Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квартиры.)

— Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)

—Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:

—Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.

Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете те­лефон 03, Саша, ты набрал телефон, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с ребенком диалог.)

— Моей бабушке плохо.

— Где вы живете, назовите адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адрес.)

— А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?

Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.

Слушание русской народной песни в записи

Воспитатель беседует с детьми о таланте русского народа

— Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский народ очень талантлив. А в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; много интересных сказок и т. д.)

— Сегодня я хочу вам рассказать об еще одной талантливой черте русского народа. Русские люди всегда очень любили петь. Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, водя хороводы. Вспомните, какие русские народные песни вы пели на музыкальном занятии, как водили хороводы? А сейчас давайте мы с вами послушаем еще одну русскую народную песню. (Предлагает послушать в записи неизвестную детям русскую народную песню.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'

(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник

— Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника человеку, известному не только в России, но и в других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте. Он стоит, немного опустив голову, и как бы смотрит на всех, кто перед ним. Этот памятник находится на Тверской улице. (Если дети не догадаются, можно назвать им произведения А. С. Пушкина.)

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.

Далее дети по очереди рассказывают о достопримечательностях, изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике идет речь.

Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы.

Народные традиции. Рассказ о Новогоднем празднике

Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа; есть свои праздники традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.

-А как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают елку? (Предположения детей)

— Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украшали веточки других вечнозеленых растений — можжевельника или сосны.

Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз — это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый годв других странах (в Америке, Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым

— Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.

Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста.

п/п 1. Показатели готовности 2. Знаю, владею 3. Владею, знаю, но не всегда 4. Не знаю, не владею

1. Понимание термина

2. Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

3. Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы

4. Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста

5. Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми

6. Разнообразие форм совместной работы с родителями детей- дошкольников

7. Методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей

Растим патриотов. Анализ работы И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

  • создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции ( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

-наличие картотеки на имеющийся материал

-целесообразность месторасположения материала

- соответствие содержания возрасту детей

- доступность свободного пользования

- эстетичность в оформлении

  • наличие игр и пособий для организации с детьми

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:

- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)

Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации

— Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует ад рес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квар тиры.)

— Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)

— Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:

—Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.

Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете те­ лефон 03, Саша, ты набрал телефон, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с ребенком диалог.)

— Моей бабушке плохо.

— Где вы живете, назовите адрес. (Ребенок называет домаш ний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обраща ет внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адрес.)

— А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?

Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.

Слушание русской народной песни в записи

Воспитатель беседует с детьми о таланте русского народа

— Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский на род очень талантлив. А в чем проявляется талант русского на рода? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; много интересных сказок и т.д.)

— Сегодня я хочу вам рассказать об еще одной талантливой черте русского народа. Русские люди всегда очень любили петь. Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Осо бенно любили русские люди петь, водя хороводы. Вспомните, какие русские народные песни вы пели на музыкальном занятии, как водили хороводы? А сейчас давайте мы с вами послушаем еще одну русскую на родную песню. (Предлагает послушать в записи неизвестную детям русскую народную песню.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Пу тешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гос ти, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нуж но выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех мес тах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев авто бус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гос тям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им бу дет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во вре мя путешествия показывает иллюстрации с изображением раз ных достопримечательностей города, с которыми дети уже зна комы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находят ся и что это такое

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'

(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник

— Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображени ем знакомых им достопримечательностей родного города, про должает игру.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами род ного города и предлагает им рассказать о том, что там изобра жено, не называя самого места. Остальные дети должны дога даться, о какой достопримечательности родного города им рас сказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника человеку, известному не толь ко в России, но и в других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте. Он стоит, немного опустив голову, и как бы смотрит на всех, кто перед ним. Этот памят ник находится на Тверской

улице. (Если дети не догадаются, можно назвать им произведения А.С. Пушкина.)

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.

Далее дети по очереди рассказывают о достопримечатель ностях, изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике идет речь.

Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая на водящие вопросы.

Народные традиции. Рассказ о Новогоднем празднике

Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа; есть свои праздники традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.

-А как можно узнать, что наступил Новый год ? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают елку? (Предположения детей)

— Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украшали веточки других вечнозеленых растений — можжевельника или сосны.

Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз — это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый годв других странах (в Америке, Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым

— Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.

Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому задачей педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Необходимо формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека. Расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.

Читайте также: