Размеры площадки для посадки вертолета

Обновлено: 05.10.2024

Вертолет – достаточно дорогой вид транспорта, но при этом активно набирающий популярность. Дело не только в том, что вертолет – быстрый и удобный способ попасть в нужное место, а еще для его посадки и взлета не требуется специального пространства. И, главное, в воздушном пространстве нет пробок, которые мешают передвигаться в мегаполисах и области.

Одна из первоочередных задач владельца вертолета – обеспечить возможность его приземления. Площадка для вертолета имеет собственное название – вертодром. Где может располагаться площадка для приземления вертолета и как создать вертодром с минимальными затратами будем говорить в этой статье.

Наша информация будет полезна не только частным владельцам летательных аппаратов, но и компаниям, которые предоставляют услуги аренды вертолета, а также коттеджным поселкам, загородным и яхт-клубам, на территории которых размещены вертодромы.

Стандартные места для посадки вертолета

Возможных мест для приземления вертолета, конечно, много. В первую очередь их можно разместить:

  • на земле – достаточно иметь небольшую ровную площадку с разметкой и твердым покрытием;
  • на крыше здания, при условии, что это предусмотрено его конструкцией;
  • на палубе судна.

Что потребуется для устройства небольшой частной вертолетной площадки?

Главным преимуществом этого вида воздушного транспорта является то, что площадкой для посадки вертолета может стать даже специальный временный (переносной) круг. Обычно для того, чтобы организовать посадку вертолета на своем участке требуется:

  • специально спроектированная крыша дома;
  • пристройка к дому с плоской крышей;
  • ровный, сухой участок, который желательно забетонировать, покрыть асфальтом или деревянным настилом, а также сделать дренаж.

Но в том случае, если у вас уже есть дом, постройки и распланированный участок, создание вертолетной площадки может вызвать определенные затруднения. Как быть в ситуации, если вертолет есть, а места для его приземления нет?

Постройте свою вертолетную площадку на воде!

Один из лучших и интересных вариантов – размещение вертолета на понтоне.

Строительство вертолетной площадки на земле – дорого удовольствие, требующее не только финансовых, но и временных затрат. Поэтому владельцы участков на берегу все чаще используют близость водоемов для устройства плавучей вертолетной площадки на понтоне.

Почему вертолетная площадка на воде – это удобно?

  • Вертодром на воде не нужно строить. Достаточно купить готовый понтон у производителя.
  • Вертодром на воде – это экономия места, что особенно важно, если ваш участок уже застроен.
  • Для создания вертодрома не нужно ничего перестраивать и менять. Он не испортит ландшафт вашего участка. Вам также не потребуется проводить дополнительные ландшафтные работы, расчищать территорию, вызывать тяжелую спецтехнику для производства земляных работ.
  • Очень важно, что понтон обладает высокой грузоподъемностью, поэтому на вертолетной платформе можно размещать разные модели летательных аппаратов.
  • Плавучую площадку легко разместить в любом месте водоема – у берега или по центру. А самоходный понтон будет самостоятельно перемещаться по акватории.
  • Соединив несколько понтонов, можно построить вертолетную площадку и ведущую к ней плавучую дорожку.
  • Чтобы обеспечить удобный подъезд транспорта-топливозаправщика понтон просто буксируется к нужному месту на берегу. Также есть возможность построить транспортный понтон для доставки топливозаправщика к вертолетной площадке

Где можно установить вертолетную площадку на воде.

Подойдет водоем любого размера, от маленького пруда до озера или защищенного от ветров морского залива. При размещении и установке понтона нужно принимать во внимание:

  • силу течения – это важно знать для надежного крепления понтона;
  • розу ветров – для обеспечения безопасной посадки и взлета воздушного судна.

На больших озерах Северо-Запада (Ладога, Онега) бывают сильные ветра, это надо учитывать. Также следует помнить, что некоторые реки имеют очень сильное течение – например, Нева. Поэтому, перед тем как купить понтон для вертолетной площадки, уточните у специалистов, как правильно его разместить и закрепить.

Вертолетная площадка подойдет не только для частного использования!

  • Отличная услуга – доставка туристов в труднодоступные места. Это и заповедники, и места туристических маршрутов, и природные достопримечательности нашей страны.
  • Вертолетная площадка – интересное решение для яхт-клуба. Владельцев яхт может привлечь возможность быстрого и комфортного способа оказаться на своем судне.
  • Помимо коммерческого использования, плавучая вертолетная площадка будет местом для посадки транспорта спасательных и медицинских служб, пожарной охраны.

А если вы перестали пользоваться вертолетом, то для понтона-вертодрома найдется применение!

Как еще можно использовать понтонную площадку для вертолета?

  • Вертодром-понтон удобно использовать для купания или рыбалки.
  • Понтон можно превратить в плот и устраивать водные прогулки. Некоторые конструкции понтонов имеют транец для установки простого лодочного мотора, что делает понтон самоходным.
  • На понтоне можно построить беседку, дом, баню или сауну. Плавучие бани и дома – сейчас это достаточно популярное направление отдыха на воде.
  • Плавучая платформа на воде – отличное место для проведения праздников! Проведение корпоратива на воде – суперидея для тех, кто уже всё попробовал.

Таким образом, приобретение понтона в качестве вертодрома – отличный вариант. Вы получите не только удобную площадку для посадки вертолета, но и многофункциональную платформу, которая поможет разнообразить свободное время. Ваш отдых станет более интересным и комфортным, еще понтон имеет множество вариантов коммерческого использования.

Сегодня использование вертолетов в качестве альтернативы автотранспорту уже не блажь, а требование времени. Всё больше деловых людей выбирает жизнь вне мегаполиса, при этом нуждаясь в быстром мобильном транспорте, которому не грозят пробки.

Размещение вертолетной площадки на территории загородного жилого комплекса, поселке клубного типа или на крыше многоэтажного здания позволяет экономить время и оперативно решать любые вопросы. Аэротакси – не фантастика, а самое ближайшее будущее.

Завод понтонных конструкций Маринпласт готов предложить свою помощь в организации вертолетного движения в России. Понтоны, разработанные в КБ завода, отличаются высокой остойчивостью, повышенной грузоподъемностью и надежностью, гарантированной производителем.

Плавучие вертолётные площадки на базе понтонов Маринпласт просты в монтаже и установке, могут легко перемещаться по акватории, а также позволяют установку подвесных лодочных моторов. Конструкторское бюро завода может разработать проект вертодрома на воде со специальной наплавной дорожкой для пассажиров, либо понтонным мостом для подвоза топлива и грузов.

Мы оборудуем понтон для посадки вертолета всем необходимым светосигнальным оборудованием (ССО) для обеспечения безопасного взлета и посадки.

Размеры вертолетной площадки в наше время могут быть достаточно разными в зависимости от аппаратов, которые будут приземляться на данном участке. Прежде всего, нужно отметить, что вертолетная площадка – это не что иное, как кусок земли или крыши здания, который имеет специальное оборудование для принятия и обслуживания вертолетов. Нужно понимать, что вертолетная площадка независимо от ее размеров является частью вертодрома.


Размеры вертолетной площадки зависят от большого количества факторов при ее эксплуатации. Данные объекты могут быть как временными, так и для длительного использования. Также размеры зависят от назначения площадки. А именно они могут предназначаться для посадки вертолетов с резной массой от небольших учебных машин и до грузовых аппаратов с большой массой. Кроме того, некоторые площадки предназначены для вертолетов с небольшим разбегом при взлете.

Что касается вертолетных площадок для грузовых вертолетов, то они имеют значительно большие размеры, нежели площадки для посадки учебных машин. Нужно помнить, что для вертолетов разной весовой категории нужно изготовлять посадочные площадки с особыми параметрами. Также существуют более специальные площадки для посадки вертолетов медицинской помощи, геологической разведки или для других спецслужб. Данные объекты, как правило, сооружаются в труднодоступных местах и имеют особые параметры.

Нужно помнить, что кроме размеров самого посадочного полотна нужно учитывать и окрестные объекты, которые должны позволять безопасно заходить на посадку вертолетам разного класса.

При оборудовании площадок для взлета и посадки вертолетов можно использовать различные материалы, но с учетом максимальной массы вертолетов. Как правило, их изготавливают из алюминиевых панелей или же из асфальтобетона.

Наиболее часто вертолетные площадки в нашей стране и за рубежом имеют размер в 20*20 метров для небольших учебных вертолетов и 50*50 для больших транспортных или пассажирских машин. Но данные размеры указаны без учета всей территории вертодрома. В последнее время все чаще вертолеты осуществляют приземление на крыши домов в центре больших городов. Для этого также создаются площадки, которые имеют повышенные показатели безопасности.


Несмотря на размеры площадки, она должна иметь соответствующую разметку для осуществления точного и безопасного приземления. Для этого в летнее время года разметка наносится белой краской, а зимой черной для большей заметности. Кроме того, границы вертолетной площадки должны иметь освещение для ночных полетов.

Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта - вертолетных перевозок, вертолетное такси.

Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.

Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта — вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.

Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.

Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.

Одно из перспективных направлений возможности размещений вертолетных площадок - проектирование и строительство их на многоэтажных паркингах.

Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.

Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.

Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.

При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.

Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.

Плотность застройки территории возрастает. Количество жителей увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта. Таким видом транспорта может быть вертолет.

Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.

Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.

Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте - вертолетной площадке.

Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 - 11 тонн, для вертолета МИ-17 - 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.

На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.

Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.

СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования"

6.23 При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5 х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01. Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3 м.
При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия.

7.2.5 Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
- на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины предусмотрена заданием на проектирование).

7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.

При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.

Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2.5 кг/см2.
Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка - 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая - 24 т.
Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки - не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м"

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

Типы вертолетных площадок

Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные — для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).

По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.

Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения— для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.

  • ГОСТ 24647-2014 "Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности";
  • ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения";
  • ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования";
  • ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум";.
  • ГОСТ 17229-2014 "Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности".

На что следует обратить особое внимание:

  • На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.
  • С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.
  • Рекомендуемая высота технического этажа 3,3 м (3,0 в чистоте).
  • Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.
  • На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.
  • Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).
  • Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.

Краткая законодательная справка о СЗЗ

В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.
В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.

Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др. возможностью оперативного передвижения.

Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.

Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.

За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.

Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.

В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее проектирования и строительства.

Если не затруднит, пожалуйста поясните ( в схемке) следующий пункт

26. В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным
осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных
площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки,
включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы
воздушных подходов, должно быть не менее 2D.
При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от
препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и
завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических
характеристик вертолетов.

А то чегото с 25 подпунктом , боюсь не получится ввиду препятствий, может ентот 26 меня выручит

если взлет только в одном направлении, то до препятствий в другом направлении два условных диаметра.

при криволинейной траектории поверхность ограничения препятствий (п.25) должна простираться до высоты 30 метров

Читайте также: