Размножение цветкового растения заполните схему

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Маршрутный лист.docx

Маршрутный лист

Задание 1 – Индивидуальная работа

План работы:

Самостоятельно выполните упражнение : Установите соответствие между видом опыления и его характеристикой

2. В роли опылителя выступает человек

3.Пыльца с одного растения попадает на рыльца пестиков других цветков

4.Пыльцу переносит ветер, вода, насекомые

5.Это опыление производят с целью выведения новых сортов растений

6.Сливаются половые клетки, образующиеся на одном растении

Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

Задание 2 – Групповая работа

План работы

1. Сформулируйте определение понятие – двойное оплодотворении е

С помощью текста учеб ника стр.131-132 и рис. 101, 102 на стр. 132 охарактеризуйте процесс двойного оплодотворения, ответив на вопросы:

1.Благодаря каким приспособлениям пыльцевое зерно прикрепляется к рыльцу пестика?

2.Что происходит с пыльцевым зерном после прилипания к рыльцу пестика?

3.Какие клетки образуются из пыльцевого зерна в пыльцевой трубке?

4.Куда проникает пыльцевая трубка в пестике?

5.Почему процесс оплодотворения у цветковых растений называют двойным?

6. Кто открыл процесс двойного оплодотворения?

Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

Задание 2 –Групповая работа

План работы

1. Установите связь между процессом оплодотворения и образованием семян и плодов.

С помощью текста учеб ника стр.133-134 и рис. 103 охарактеризуйте процесс образования семян и плодов у цветковых растений ответив на вопросы:

1.Как образуется зародыш растения?

2.Как образуется эндосперм?

3.Каково значение эндосперма для зародыша семени?

4.Из чего развивается семенная кожура?

5.Из чего развивается семя?

6.Из чего развивается плод

Самостоятельно выполните Задание Б: Укажите обобщающее понятие для данной пары понятий

Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

Выбранный для просмотра документ Оценочный лист.docx

Оценочный лист

Перевод баллов в оценки:

Оценочный лист

Перевод баллов в оценки:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Групповая работа

Цель урока Изучить процессы происходящие в цветке при половом размножении

Цель урока Изучить процессы происходящие в цветке при половом размножении

Выделение главного Характеристика Вид опыления Ответ балл 1.Опыление происход.

Выделение главного Характеристика Вид опыления Ответ балл 1.Опыление происходит в ещё не раскрывшемся цветке А.Самоопыление Б.Перекрестное В.Искусственное А 1 2. В роли опылителя выступает человек В 1 3.Пыльца с одного растения попадает на рыльца пестиков других цветков Б 1 4.Пыльцу переносит ветер, вода, насекомые Б 1 5.Это опыление производят с целью выведения новых сортов растений В 1 6.Сливаются половые клетки, образующиеся на одном растении А 1

Обобщение Пара понятий Обобщающее понятие Балл Задание А Зародыш, эндосперм с.

Обобщение Пара понятий Обобщающее понятие Балл Задание А Зародыш, эндосперм семя 1 Задание Б Околоплодник, семена

Обобщение Пара понятий Обобщающее понятие Балл Задание А Зародыш, эндосперм с.

Обобщение Пара понятий Обобщающее понятие Балл Задание А Зародыш, эндосперм семя Задание Б Околоплодник, семена плод 1


Выбранный для просмотра документ Схема Половое размножение.docx

Выбранный для просмотра документ Урок Половое размножение цветковых растений.docx

Цель урока – создать условия для формирования нового знания об особенностях полового размножения у цветковых растений.

Способствовать формированию понятия об этапах полового размножения у цветковых растений и их результатах, представления о сути двойного оплодотворения у цветковых растений, умения различать орган полового размножения у цветковых растений и его результат.

Способствовать развитию познавательных УУД (умения искать и находить нужную информацию в тексте, рисунках учебника и в видеофрагменте; способности и умения производить логические действия).

Способствовать развитию коммуникативных УУД (умения работать в учебном сотрудничестве при решении учебной задачи; умения аргументировать свой ответ; умения отвечать на вопросы).

Способствовать развитию регулятивных УУД (умения планировать и осуществлять свои учебные действия; умения осуществлять самоанализ и самоконтроль результата по эталону и критериям, отработка умения выделять главное, анализировать и обобщать).

Способствовать развитию личностных УУД (умения адекватно воспринимать оценку; сознательного выполнения учебных действий, внутренней готовности к учебной деятельности).

I этап - Начало урока

Сегодня в школу для вашего класса была доставлена посылка с письмом, в котором сказано, что в ней находится два предмета, оба являются органами растения, и связанны с темой нашего урока. Ваша задача отгадать, что это за органы и понять какую тему мы будем изучать. Подсказки: 1) благодаря первому органу появляется второй; 2) на Земле благодаря появлению первого органа - появились бабочки, а благодаря второму – люди круглый год из пищи получают витамины.

Учитель Что находится в ящиках?

Версии учащихся. (Из ящика достаются модель цветка и яблоко)

Учитель Какими органами растения по функции являются - цветок и плод?

Учащиеся – Генеративными – половыми.

Учитель Какой процесс происходит в растении благодаря цветку?

Учащиеся - Половое размножение.

Учитель Какова тема нашего урока?

Учитель Вспомним, что мы знаем о половом размножении Цветковых растений. Работаем в группах со схемой (2 мин) (слайд 2)

Учитель. Кто смог заполнить всю схему? Что в процессе работы вызвало у вас затруднение? Почему оно возникло?

Учитель Итак подведем итог, нам не хватает знаний, чтобы закончить схему. А каких знаний нам не хватает?

Ответы учащихся Знаний о процессах, происходящих в цветке при половом размножении.

Учитель Какова цель нашего урока: изучить процессы, происходящие в цветке при половом размножении (слайд 3)

Учитель Что нам для этого нужно сделать, давайте продумаем план наших действий?

Учащиеся вместе с учителем формулируют план действий (прикрепить к доске в виде схемы):

Установить связь между процессом опыления и оплодотворения;

Установить связь между процессом оплодотворения и образованием семян и плодов.

Учитель Как мы поймем, что достигли цели?

Учащиеся Мы будем считать, что успешно поработали, если сможем объяснить процессы, происходящие при половом размножении в цветке и заполнить схему по половому размножению до конца, поэтому мы к ней вернемся в конце урока.

II этап - Основное содержание

Давайте ознакомимся с маршрутным листом. Найдите в нем Задание 1 - это задание для индивидуальной работы, Задание 2 – групповая работа.

Задание 1 – Индивидуальная работа.

В каких утверждениях ваше мнение поменялось? (ответы учащихся);

2. В роли опылителя выступает человек

3.Пыльца с одного растения попадает на рыльца пестиков других цветков

4.Пыльцу переносит ветер, вода, насекомые

5.Это опыление производят с целью выведения новых сортов растений

6.Сливаются половые клетки, образующиеся на одном растении

Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

Какую задачу урока мы выполнили в результате проделанной работы?

1. Сформулируйте определение понятие – двойное оплодотворении е

С помощью текста учеб ника стр.131-132 и рис. 101, 102 на стр. 132 охарактеризуйте процесс двойного оплодотворения, ответив на вопросы:

1.Благодаря каким приспособлениям пыльцевое зерно прикрепляется к рыльцу пестика?

2.Что происходит с пыльцевым зерном после прилипания к рыльцу пестика?

3.Какие клетки образуются из пыльцевого зерна в пыльцевой трубке?

4.Куда проникает пыльцевая трубка в пестике?

5.Почему процесс оплодотворения у цветковых растений называют двойным?

6. Кто открыл процесс двойного оплодотворения?

2) Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

1. Установите связь между процессом оплодотворения и образованием семян и плодов.

С помощью текста учеб ника стр.133-134 и рис. 103 охарактеризуйте процесс образования семян и плодов у цветковых растений ответив на вопросы:

1.Как образуется зародыш растения?

2.Как образуется эндосперм?

3.Каково значение эндосперма для зародыша семени?

4.Из чего развивается семенная кожура?

5.Из чего развивается семя?

6.Из чего развивается плод

2) Проверьте выполнение работы по шаблону, перенесите полученные баллы в оценочный лист.

Учитель Какую задачу урока мы выполнили в результате проделанной работы?

Итак, проверим, что у нас получилось, достигли ли мы цели нашего урока. Проверка схемы осуществляется по шаблону.

III этап - Итог урока

Этап оценивания: Оценивание проводится индивидуально по шаблону в оценочном листе.

Перевод баллов в оценки:

Рефлексия ( по вопросам со слайда)- 5 минут

Форма организации работы учащихся: индивидуальная.

Ребята отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.

Вопросы для зеленых карточек:

Дайте определение понятию – опыление?

Назовите виды опыления?

Кто открыл процесс двойного оплодотворения?

Вопросы для желтых карточек:

В результате, какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

Почему процесс оплодотворения у цветковых растений называют двойным?

С какой целью производят искусственное опыление?

Вопросы для карточек красного цвета:

С чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна?

Почему ветроопыляемые цветки всегда имеют невзрачный вид?

Какими особенностями строения обладают цветки насекомоопыляемых растений?

Учитель Тетради с ответами сдать на проверку.

6-16-1

1. Заполните схему, используя текст учебника. Укажите отличительные признаки полового и бесполого размножения.

В половом размножении участвуют пестики и тычинки, тогда как в бесполом участвуют вегетативные части растения или споры.

2. Рассмотрите схему на с. 87 учебника. Составьте короткий рассказ о происходящих процессах и их результатах.
В пыльниках образуются пылинки, а в завязи – семязачатки. Пыльца переносится на рыльце, происходит двойное оплодотворение, в результате которого формируется зародыш. Семя, попадая в почву, прорастает. Образуется проросток.

3. Рассмотрите рисунки 95 и 96 учебника. Заполните пропуски в тексте.
1. Процесс оплодотворения у цветковых происходит в пестике, конкретно – в зародышевом мешке.
2. Опыление у цветкового растения – это перенос пыльцы из пальника на рыльце пестика.
3. Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток.
4. Зигота – это новая клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения.
5. Из зиготы развивается проросток нового растения.


1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме

2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной

4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм

8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия

12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока "размножение и оплодотворение растений" в 6 классе.


Вспомни, что называют размножением. Бесполое размножение осуществляется без участия половых клеток. Половое размножение происходит с участием половых клеток - гамет.

Вспомни, что называют размножением.

Цветок – орган семенного размножения

Семенное размножение – половое.

Где у растений находятся половые клетки? Рыльце семязачаток Столбик зародышевый мешок центральная клетка Завязь яйцеклетка семявход

Где у растений находятся половые клетки?

Где у растений находятся половые клетки? Пыльник Пылинка генеративная клетка Тычиночная нить вегетативная клетка оболочка Вегетативная клетка Пыльцевая трубка Генеративная клетка 2 спермия

Где у растений находятся половые клетки?

Опыление – перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика. Пыльца

Опыление – перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика.

Самоопыление – перенос пыльцы с тычинки на пестик в пределах одного цветка (пшеница, рис, горох) Перекрёстное опыление – пыльца цветка одного растения переносится на пестик цветка другой особи

Самоопыление – перенос пыльцы с тычинки на пестик в пределах одного цветка (пшеница, рис, горох)

Перекрёстное опыление – пыльца цветка одного растения переносится на пестик цветка другой особи

Способы перекрёстного опыления: при помощи ветра ; при помощи животных (насекомых, птиц, летучих мышей) ; при помощи воды ; при помощи человека.

Способы перекрёстного опыления:

Опыление при помощи воды

Встречается у водных растений (элодея, валлиснерия).

Пестичные цветки выносятся на поверхность воды. После опыления цветонос закручивается и втягивает цветок под воду, где происходит созревание плода.

Тычиночные цветки собраны в пучках. После созревания они отрываются и всплывают. Опыление происходит в результате контакта тычинок в с рыльцами пестиков.

Опыление при помощи насекомых Насекомоопыляемые растения – растения, которые опыляются с помощью насекомых (пчёлы, шмели, бабочки, жуки). имеют ярко окрашенные цветки ; цветки выделяют нектар ; многие цветки издают приятный аромат.

Опыление при помощи насекомых

Насекомоопыляемые растения – растения, которые опыляются с помощью насекомых (пчёлы, шмели, бабочки, жуки).

Опыление при помощи ветра

Ветроопыляемые растения – растения, у которых опыление происходит с помощью ветра (орешник, берёза).

Искусственное опыление

Искусственное опыление - перенос человеком пыльцы из пыльников одного растения на рыльце пестика другого растения для выведения новых сортов или повышения урожайности.

Пыльца прикрепляется к рыльцу пестика благодаря особенностям строения оболочки, с помощью липких сахаристых веществ.

Пыльца прикрепляется к рыльцу пестика благодаря особенностям строения оболочки, с помощью липких сахаристых веществ.

Оплодотворение у цветковых растений пыльцевая трубка спермии оплодотворённая центральная клетка центральная клетка семязачаток яйцеклетка зигота Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой центральную клетку зародышевого мешка.

Оплодотворение у цветковых растений

Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой центральную клетку зародышевого мешка.

Способы размножения можно классифицировать по-разному. Наиболее простой и понятный вариант, это когда выделяют размножение. В свою очередь бесполое размножение делят на и спорообразование.

Отличительной особенностью полового размножения является то, что происходит слияние клеток двух растений. В результате в дочернем комбинируются признаки обоих родителей.

Половое размножение

Подчеркните неверные предложения в тексте.

Половое размножение предполагает образование новых особей не из частей родительского организма, как при бесполом, а из зиготы, образующейся при слиянии мужской и женской половых клеток. Бесполое размножение в природе встречается у большинства видов и имеет преимущества перед половым, т. к. при нём происходит объединение наследственного материала родительских организмов. Женские гаметы называются яйцеклетками, а мужские – спермиями или сперматозоидами (при наличии жгутика). У животных мужского пола гаметы развиваются в половых железах, называемых - яичниками, а женского пола – семенниками.

Читайте также: