Я теперь знаю что бактерии в отличии от одноклеточных растений грибов животных не имеют

Обновлено: 05.10.2024

Роль каждого живого организма в живой природе очень велика. Бактерии, несмотря на свой крошечный размер и ограниченный набор функций, имеют огромное значение в жизнедеятельности каждого другого царства, будь то растения, грибы, животные или вирусы. Их главное отличие состоит в отсутствии ядра в клетке, но имеется еще огромное количество признаков, по которым осуществляется разделение данных организмов на отдельные группы.

Бактерия под микроскопом

Размеры и строение

Одно из главных отличий бактерий от растений заключается в различном объеме клетки. Размеры бактерии меньше растений в несколько десятков раз. Если величина эукариотов составляет примерно 50 мкм, то у прокариотов этот показатель составляет всего 0,5-5 мкм.

Что касается строения данных микроорганизмов, то структура эукариотов является более сложной, поскольку предполагает наличие клеточного ядра. Именно оно отвечает за функцию наследования. Ядро растений отделено от цитоплазмы посредством двойной мембраны, которая исполняет роль защитной оболочки. Для бактериальной клетки, как и для вирусов, не характерно присутствие обособленного ядра, именно из-за этого она получила название доядерная. У всех других царств (животные, грибы, растения) ядро является обязательной составной частью клетки.

  1. Хромосомы. Для растений основные хромосомы являются линейными, у бактерий же имеется лишь одна кольцевая хромосома.
  2. Рибосомы. Главное отличие бактерий от эукариотов в данном случае заключается в количестве и размерах рибосом. Для прокариотов они являются меньшими, но по массе содержания составляют около 30% всей клетки.
  3. Органеллы. Для этих узконаправленных клеточных форм характерно выполнение определенной функции, которая поддерживает жизнедеятельность микроорганизма.

Для растительных, а также животных клеток свойственен более широкий набор органелл, который предусматривает наличие митохондрий, вакуолей, лизосом и других важных элементов. Одноклеточные бактерии имеют в составе клеточной стенки муреин, а растения – целлюлозу. А вот у животных, в отличие от этих двух групп, клеточных стенок нет вовсе.

Различия в строении клеточных жгутиков

Жгутики у бактерий

Бактериальные и растительные клетки имеют жгутики, целью которых является выполнение одной-единственной функции – обеспечение помощи в передвижении в жидкой среде. Несмотря на одинаковое название, данные элементы имеют существенное отличие. Оно заключается в структуре и размерах.

Отличие бактерий от царства растений по данному признаку можно представить в следующей таблице:

Сходства и различия между другими организмами

Подробное отличие бактерий от всех растений, грибов и животных можно рассмотреть в представленной ниже таблице:

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что грибы, животные, растения имеют существенное отличие от примитивной формы жизни, которые выражается не только в их структуре и строении, но и в выполняемых функциях и способах размножения на нашей планете. Помимо этого, огромное количество процессов, происходящих в клетках других живых организмов, просто не нужно бактериям. Для прокариотов также не свойственна необходимость в присутствии аскорбиновой кислоты для нормальной жизнедеятельности, в то время как грибам и остальным царствам (кроме вирусов) она требуется постоянно.

клетка бактерии, растения и животного

Сравнение с внутриклеточными паразитами

Если сравнивать бактерии с вирусами, то они имеют огромное отличие между собой. Основное из них заключается в размерах микроорганизмов. Если первые могут достигать примерно 5000 нанометров или 5 мкм (крупные представители группы), то габариты вирусов варьируются в пределах всего от 20 и до 400 нанометров, поэтому разглядеть их можно только посредством современного микроскопа.

Что касается структуры бактерий и внутриклеточных паразитов, то здесь также имеется существенное отличие. У одноклеточных в составе содержатся:

  • Клеточная мембрана.
  • Полисахаридная или пептидогликановая стенка.
  • Свободно существующие РНК/ДНК.
  • Рибосомы.

Схема строения клетки бактерии и клетки вируса

Вирусы же представлены самой примитивной белковой структурой, но процесс размножения у обоих осуществляется одинаковым путем – делением клетки. Единственное отличие в данном случае состоит в способе, который они используют. У бактерий все происходит самостоятельно, а паразиты заставляют клетку захватываемого организма копировать ДНК/РНК.

При проникновении вирусов в живой организм возникают заболевания различной тяжести. На данный момент отсутствуют знания по их выведению – лечению поддаются лишь симптомы. Для бактерий этот механизм является более простым – имеется возможность избавления от них посредством антибактериальных средств для наружной стерилизации или при помощи антибиотиков. Ученым до сих пор не известно, являются вирусы живыми или нет, в то время как другие рассматриваемые микроорганизмы – живые.

Образование высшее филологическое. В копирайтинге с 2012 г., также занимаюсь редактированием/размещением статей. Увлечения — психология и кулинария.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Бактерии.ppt

Презентация Бактерии: строение и жизнедеятельность УМК «Биология. Концентрич.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация Бактерии: строение и жизнедеятельность УМК «Биология. Концентрич.




1 2 3 4 5 6

Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая.

Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?

1.Нет ядра 2.Ядерное вещество в цитоплазме 3.Есть плотная клеточная стенка 4.

1.Нет ядра 2.Ядерное вещество в цитоплазме 3.Есть плотная клеточная стенка 4. Иногда жгутики

Автотрофы: способны синтезировать органические вещества из неорганических Гет.

Автотрофы: способны синтезировать органические вещества из неорганических Гетеротрофы:они не способны синтезировать органические вещества, а питаются готовыми

Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. А.

Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. Анаэробное -Анаэробным организмам кислород не нужен, а для некоторых видов этой группы он даже ядовит

Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через кажд.

Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут

При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах.

При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах) многие бактерии переходят в состояние покоя-спору. Споры очень стойки. Они выдерживают нагревание, кипячение, высушивание и низкие температуры.

Формы бактерий Рис. 1. Округлые Рис. 2. Палочковидные Р Рис. 3. Спиралевидн.

Формы бактерий Рис. 1. Округлые Рис. 2. Палочковидные Р Рис. 3. Спиралевидные Рис. 4. Вибрионы

Признаки сравнения Растительная клетка Бактериальная клетка Оболочка Ядро.

Признаки сравненияРастительная клеткаБактериальная клетка Оболочка Ядро Хлоропласты Цитоплазма

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов.

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … . 3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … . 4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор: -выполнить модель бактериа.

Выбранный для просмотра документ Приложение 1 Рабочий лист урока.doc

Ф.И. _______________

4.Решите проблемно-познавательную задачу : Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? Сформулируйте гипотезу.

4. Заполните сравнительную таблицу.

1.Бактерии не имеют ядра.

2.У бактерий нет наследственной информации.

3.Бактерии быстро размножаются путем деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе

5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры

6. При помощи спор бактерии размножаются

6. Закончите предложение

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … .

3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .

4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

Выбранный для просмотра документ Приложение 2 Оценочный лист.doc

Оценочный лист

Ф.И. __________________

Переведите набранные вами баллы в оценку

Выбранный для просмотра документ Приложение 3 Инструктивные карточки для самостоятельной работы в группе.doc

Самостоятельная работа в группах

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.41-42, ответьте на вопрос:

Каковы размеры бактерий?

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.42, ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника на стр.43, ответьте на вопрос:

Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?

3) Прочитайте текст учебника на стр. 42-43 и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют? Предложите схему строения бактериальной клетки

3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.43-44 дополните схему. Дайте определение организмам, отличающимся по типам питания.

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока Бактерии.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевского городского округа

Технологическая карта урока

УМК И.Н.Пономаревой. Биология. 5 класс.

Рожнова Валентина Митрофановна

квалификационная категория: первая

Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель: создать условия для ф ормирования представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни

Обучающие : содействовать изучению особенностей строения, жизнедеятельности бактерий; содействовать формированию знаний о полезных и вредных бактериях; об отличительных признаках бактерий.

Развивающие : способствовать развитию умений перерабатывать полученную информацию: работать с текстом, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы

Воспитывающие : содействовать формированию творческих, коммуникативных способностей обучающихся; формированию понятия о необходимости соблюдения санитарных норм обучающихся

Формирование УУД:

1. Регулятивные – умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

3. Коммуникативные – умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других.

4. Личностные – Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия : бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, спора

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мотивирует, создает положительный настрой к учебной деятельности:

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным

Иначе вдруг увидишь ты….

Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними.

Проверяют готовность к уроку. Организуют свое рабочее место

Регулятивные:

формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организует проверку знаний, стимулирует к активной работе учеников

Вспомните строение растительной клетки

У каких организмов тело не состоит из клеток?

Назовите царства живой природы.

Какие из указанных царств живой природы вам уже знакомы?

Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства?

Отвечают на вопросы, при необходимости дополняют ответы одноклассников

Рассказывают строение растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды) (слайд 2)

Царства: Растения, животные, грибы, бактерии (слайд 3)

Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них

Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, уметь обосновывать собственное мнение.

Личностные : самоопределение

Выявление места и причины затруднения

Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. Их количество превышает число людей на земном шаре. О них наш сегодняшний разговор . (слайд 4)

Кто они? Какое же это царство?

Какими особенностями должны обладать такие организмы?

Давайте сформулируем проблему , используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)

Вопрос: Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?

Посмотрите на слайд 5 презентации, перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии.

Почему вы столкнулись с проблемой при выполнении этого задания?

Для решения этой проблемы нужно поставить цель.

Исходя из цели, сформулируйте тему урока

Как мы сможем оценить себя после достижения цели?

Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы.

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопрос, но допускают ошибки

Формулируют проблему :

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Высказывают предположения об этих организмах.

Формулируют проблему: Не смогли распознать бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

Цель: изучить признаки бактерий, особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий

Запись темы урока.

Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов.

Регулятивные: целеполагание; планирование путей достижения целей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные : логические – анализ дополнительной информации;

общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познава тельной цели; логическое формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте составим план работы на уроке.

Создает условия для составления плана работы

В тетрадях составляют план работы на уроке

Составляют план:

1. Изучить внешнее строение бактерий.

2. Изучить внутреннее строение бактерий.

3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: логическое формулирование проблемы

Регулятивные: планирование путей достижения целей

Личностные: планирование учебного сотрудничества

Реализация построенного проекта

Формулирует проблемно-

познавательную задачу : Бактерии

появились на Земле более 3,5 млрд. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? (слайд 6)

Помогает уточнить противоречие и гипотезу

У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации

Организует работу с текстом учебника.

Самостоятельная работа в группах (Приложение 3)

Во время защиты группы, учитель дополнительно поясняет материал, а также добавляет к материалу учебника (под запись: перенесение неблагоприятных условий: образование спор) (слайды 7- 12)

Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90 о С, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 о С.

Физкультминутка

Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу.

Причина: организмы устроены сложно, значит они жизнеспособны, широко распространены.

А если организмы древние и примитивные, то не жизнеспособны, встречаются редко, не приспособлены

Возникает противоречие : но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны.

Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими. Ребята работают в группе по инструктивной карточке.

Проводят физкультминутку

Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные : выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, оценка результата своей работы

Коммуникативные: умение обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, организовывать учебное взаимодействие в паре

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу по заполнению сравнительной таблицы (рабочий лист, задание 4)

После выполнения задания проведите самопроверку в паре.

Заполняют сравнительную таблицу(слайд 13)

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные : структурирование знаний, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнера.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Бактерии не имеют ядра.

2.У бактерий нет наследственной информации.

3.Бактерии быстро размножаются путем деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе

5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры

6. При помощи спор бактерии размножаются

Правильные суждения- 1,3

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов

Включение в систему знаний и повторение

Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос

Почему примитивные бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Закончите предложение (слайд 14)

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … .

3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .

4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

Отвечают на проблемный вопрос

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Предполагаемый ответ: очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

Информация по домашнему заданию

Озвучивает домашнее задание (слайд 15)

Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор:

-выполните модель бактериальной клетки;

Записывают домашнее задание

Регулятивны е: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные : рефлексия способов и условий действия

Личностные : самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

Источники информации:

1.Биология: 5 класс: учебник / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 141 с.: ил.

2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 80 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Бактерии". Презентация составлена с учетом материала учебника и рабочей тетради.

? Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной.

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

План урока Бактерии – это Особенности внешнего и внутреннего строения бактерий. Что такое спора? Какова её роль в жизни бактерий? Размножение бактерий. Значение бактерий.

Разные формы бактерий

Схема строения бактериальной клетки

Схема строения бактериальной клетки

Ответьте на вопросы. Что такое спора? Какова её роль в жизни бактерий? Клетка бактерии со спорой внутри

Ответьте на вопросы. Что такое спора? Какова её роль в жизни бактерий?

Какой процесс изображен на рисунке? Охарактеризуйте его.

Заполните таблицу

Среда обитания

Рефлексивная деятельность Закончите предложение. Я теперь знаю, что бактерии, в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … Споры у бактерий, оказывается, играют роль … Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму. Они могут быть…

Рефлексивная деятельность

Закончите предложение.

Самоанализ и самооценка ученика.

Домашнее задание


-80%

Бактерии – кто это такие простыми словами

Бактерии – это одноклеточные организмы, то есть каждая бактерия – это всего лишь одна клетка. Их главный отличительный признак – отсутствие ядра в клетке. У всех остальных организмов в клетках есть ядро, в этом ядре находятся хромосомы, а в них – ДНК с генетической информацией.

Давайте познакомимся с бактериями поближе.

Отличительные признаки бактерий

Если организм одноклеточный, но у него есть ядро – это точно НЕ бактерия. Это уже так называемый простейший организм. К простейшим относятся, например, амебы, инфузории-туфельки, эвглены и еще куча всяких живых существ.

У бактерий нет органоидов. Органоиды – это такие образования в клетке, как органы в теле человека. Например, у растений есть вакуоли с клеточным соком, митохондрии, которые отвечают за получение энергии для жизни клетки. У бактерий ничего этого нет.

ДНК бактерий имеет кольцевидную форму. У эукариот она спиралевидная.

Строение бактериальной клетки

Для школы вам достаточно запомнить следующее. У бактериальной клетки есть оболочка, цитоплазма, нуклеоид с ДНК и рибосомы. Всё.

Теперь чуть более детально.

У любой бактериальной клетки есть оболочка. В этой оболочке обычно три слоя:

  1. Слизистый слой.
  2. Клеточная стенка.
  3. Цитоплазматическая мембрана.

Внутри клетки все заполнено цитоплазмой. Это такая жидкость, которая позволяет разным органоидам взаимодействовать друг с другом.

В цитоплазме находится нуклеоид – оболочка, внутри которой располагается кольцевая ДНК. Ученые считают, что нуклеоиды совершенствовались и постепенно превратились в полноценное ядро.

Еще там располагаются рибосомы – органоиды, которые нужны для синтеза белка.

Раньше ученые думали, что у бактерий есть мезосомы – некие углубления в клеточной стенке. Потом ученые поняли, что мезосом у живых бактерий нет. Они появляются тогда, когда бактерию готовят к микроскопированию или обрабатывают антибиотиками.

Тип питания бактерий

Но есть среди бактерий и некоторые автотрофы. То есть те, кто умеет самостоятельно делать из неорганических веществ органические. Автотрофы бывают двух видов: фото- и хемотрофы. Бактерии-фототрофы – это такие, которые создают органические вещества на свету. Как растения и водоросли. Они даже получили особое название – цианобактерии.

Когда летом вода становится зеленой – знайте, там расплодились простейшие-автотрофы и цианобактерии.

Хемотрофы среди бактерий тоже есть. Например, на дне океанов скапливаются соединения сероводорода, которые отравляют жизнь многим животным, но не бактериям-хемотрофам. Эти одноклеточные организмы научились расщеплять сероводород и на основе энергии от его расщепления делать себе органические вещества.

Виды бактерий по форме

Кокки – это круглые бактерии, которые обычно живут поодиночке. Бациллы, или палочки – такие, которые действительно выглядят как палочки (кишечная палочка). Вибрионы – изогнутые (возбудитель холеры – как раз вибрион). Спириллы – выглядят как спираль.

Еще есть три вида кокков, которые живут колониями. Это:

Что такое спора бактерии

Когда бактерия начинает ощущать, что жизнь вокруг снова стала нормальной, спора разрушается и бактерия оживает. Она снова начинает искать себе пищу и размножаться.

Как размножаются бактерии

Место бактерий в круговороте веществ

Все живые организмы участвуют в круговороте органических веществ. И играют в нем одну из трех ролей:

    – тот, кто делает органические вещества из неорганических. – тот, кто поедает готовую органику, но не может разложить ее до конца. – тот, кто поедает готовую органику целиком, разлагает ее до минеральных солей – то есть так, что другим организмам после него вообще ничего не остается.

Бактерий принято относить к редуцентам. Потому что они питаются готовыми органическими веществами и разлагают их до неорганических. Это нужно для того, чтобы органика могла вернуться в землю и снова принять участие в круговороте веществ.

Зачем нужны бактерии

Бактерии важны для сельского хозяйства. Например, в корнях бобовых растений живут бактерии, которые синтезируют соединения азота из воздуха. И каждый огородник знает, что после гороха или фасоли почва будет богата азотом. Это может очень пригодиться для выращивания других культур.

Бактериям находится применение в самых разных областях промышленности. Мы используем их, чтобы получать кисломолочные продукты, выпускать лекарства, даже ликвидировать последствия разливов нефти.

Это все были плюсы. Но есть и минусы. Чума, сибирская язва, туберкулез, менингит, тиф, холера – все эти заболевания вызывают бактерии. Пока человечество не изобрело вакцины и не научилось делать прививки, бактерии опустошали целые города.

В благоприятных условиях бактериальная клетка удваивается каждые 20 минут. То есть она дает 1 миллиард новых клеток через 10 часов. Остановите-ка их без лекарств и антибиотиков.

Бактерии – самые приспособленные существа

То есть эволюция от бактерий к ядерным простейшим, а потом к многоклеточным, включая человека, происходила из-за того, что организмам нужно было становиться более приспособленными? И если эволюция породила человека – он самый приспособленный к жизни?

У меня тут два вопроса. Во-первых, если прокариоты такие неприспособленные – почему же они до сих пор не вымерли? Почему ядерные организмы их не вытеснили? Суммарная масса живущих на земле бактерий превышает массу всех растений и животных, взятых вместе.

Во-вторых – вот происходит, скажем, ядерный взрыв. Или (это рано или поздно случится) солнце гаснет и земля превращается в ледяной шарик. Кто окажется самым приспособленным и будет умирать последним?

Человек? Нет. Он вообще умрет самым первым.

Ученые, которые изучали вечную мерзлоту, нашли там бактерий, которым 3,5 миллиона лет. Вечная мерзлота! 3,5 миллиона лет жить в минусовой температуре и ВЫЖИТЬ!

Бактерии – самые приспособленные существа. В случае глобальной катастрофы они будут умирать последними. Если вообще будут.

Читайте также: