Размножение комнатных растений конспект урока

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБС(К)ОУ школа – интернат №3 г. Тольятти

Учитель Е.А. Евглевская

Тема. Размножение комнатных растений.

Познакомить с основными способами размножения комнатных растений и научить применять полученные знания на практике

формировать значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски;

рассмотреть особенности размножения комнатных растений;

развивать общеучебные и коммуникативные умения и навыки (сравнение, анализ, обобщение);

воспитывать уважение к мнению окружающих людей;

корригировать память, внимание.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации с примерами растений, различные комнатные растения, горшочки с землёй, сосуд с водой, ножницы, магниты, учебники, тетради, побеги комнатных растений.

Организационный момент. Приветствие

Учащиеся должны с помощью картинок разгадать слово

Роза, астра, зебрина, мак, настурция, орхидея, женьшень, ежевика, ноготки, ирис, ель

Повторение изученного материала:

В чем заключается омолаживание комнатных растений?

Какие основные способы омолаживания вам знакомы?

Какой из этих способов самый быстрый?

Какой из этих способов самый медленный?

Вот видите, вы уже практически все знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют размножение комнатных растений. В условиях комнаты можно не только держать приобретенные растения, но и вырастить их самостоятельно из семян или размножить черенками, клубнями, путем деления куста и т. д. Это очень увлекательное, интересное занятие.

Работа по теме.

Комнатные растения точно растут в каждом классе и у многих дома. Для комнатных растений существуют 2 основных способа размножения: размножение семенами и вегетативное размножение.

Ученица дома нашла определение что такое вегетативное размножение?

Для размножения можно использовать практически любую часть растения: листья, стебли, отводки; можно размножить делением куста. Способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр.

Размножение имеет общие принципы:

Работать всегда только с чистыми инструментами.

Нельзя касаться места среза.

Поверхность среза должна быть ровной. Иначе может начаться гниение.

Заполнение таблицы.

В тетрадях начертите таблицу из трех колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок.

Просмотр слайдов.

Для знакомства со способами размножения растений вашему вниманию предлагается просмотр слайдов.

Знание способов размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Один из самых распространенных способов размножения комнатных растений – черенкование. Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок. Тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки. То он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым. Без посторонних пятен. Повреждений. Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям фикусы, традесканция. (слайд 10).

Стеблевыми черенками размножают также алоэ (столетник) , монстера, толстянка . Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка). Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву ( при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии, глоксинии, а также сансевьерию (щучий хвост). Лист сансевьеры разрезают поперек на несколько частей (длиной 5-7 см.) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок ил почвенную смесь.

Корневищем называется подземный стебель растения. На корневище образуются почки, из которых развиваются новые растения. Когда растение с корневищем разрастается, его легко размножить. Таким способом размножаются пеперомии, спатифилумы.

Некоторые растения образуют отпрыски, отходящие от основного стебля либо усики. Отпрысками называют вполне сформировавшиеся растения, которые образуются из почек закладывающихся на корнях растения или кончиках усиков.

Таким образом, знание особенностей размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

Закрепление .

Сейчас проверим, как вы усвоили знания.

Определение вида размножения по картинкам.

Итог 1 урока.

С какими видами размножения комнатных растений мы познакомились?

Какой вид размножения самый распространённый?

Повторение техники безопасности.

На маточном растении сенполии отберите крупные зрелые листья с длинными черенками и срежьте их острым ножом.

Сажайте черешки слегка наклонно в подготовленный рассадочный ящик с влажным песком. Сверху накройте стеклом или банкой.

Алоэ можно размножать почти круглый год. Но лучше весной или летом. От маточного растения возьмите небольшие по размеру черенки или корневые отпрыски. Подсушите их за несколько суток. После чего высаживайте в ящик с песком для укоренения.

Уборка рабочего места.

Подведение итогов с целью обобщения и закрепления полученных сведений. Рефлексия.

Цель: Формирование у учащихся представления оразных способах размножение комнатных растений.

1. Повторить ранее полученные знания; изучить способы размножения комнатных цветов, классификацию, значение и правила ухода за растениями;

2. Развивать мыслительную активность (классификация, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в подгруппах;

3. Воспитывать ценностное отношение к природе, способствовать воспитанию положительного эмоционального

отношения к процессу познания.

Тип занятия :Комбинированное.

Основные термины, понятия: вегетативное размножение, листовые и корневые отпрыски, дренаж, цветочные отводки.

Технологии: Исследовательские методы в обучении.

Методы:объяснительно-иллюстративный; инструктивно - практический; репродуктивный.

Блоки Этапы Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности педагога Результат

Подготовительный 1 этап Организационный Подготовить и настроить учащихся к работе на занятии - Ребята улыбнитесь друг другу, прикоснитесь ладошками и подарите частичку своего тепла.

- Как понимаете эту народную мудрость?

(Земля становится краше, если светит солнце, а человек становится интересней, если он много знает).

- Ребята, я думаю, что наше сегодняшнее занятие позволит вам получить новые интересные знания.

2 этап Проверочный Установление правильности и осознанности материала прошлых занятий, выявление пробелов и их коррекция. - Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих занятиях с помощью мини - игр.

1. Посмотрите на доску: с помощью карточек восстановите строение цветка.

2. Из предложенных картинок выберите только те, на которых изображён инвентарь по уходу за растениями. Объясните, для чего он нужен.

Обучающиеся выполняют задание дидактических игр у доски.

Основной 3 этап Подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности - Ребята, скажите, а что можно делать с комнатными цветам?

(любоваться, ухаживать, выращивать)

- Давайте вспомним, что требуется растениям для хорошего роста? (свет, удобренная земля, вода, дренаж)

- А для чего растениям нужен дренаж? Чем можно заменить покупной дренаж

(Для того чтобы растение дышало, можно заменить камешками, древесной корой)

- Вот у меня, ребята есть один цветок, а я ещё хочу такой же один поставить в другую комнату, как я могу получить его?

(купить, попросить у кого-то, размножить его)

- Сегодня мы с вами будем на практике пробовать размножать комнатные цветы разными способами Дети отвечают на вопросы педагога, которыми она подводит к началу работы.

4 этап Усвоение новых знаний и способов действий Становление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление ошибочных, спорных представлений и их коррекция - Назовите, какие способы размножения комнатных цветов вы знаете (семенное размножение и вегетативное размножение)

- Семенное размножение, это как? (семенами)

- Вегетативное, имеет несколько видов размножения назовите их. (луковицами, корнем, листом, черенком, отпрысками и др.)

Обучающиеся дают объяснения определениям

5 этап Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция -Посмотрите на экран и скажите, какой способ размножения здесь изображён?

(1. делением корня или куста

6. отводками) Производят классификацию картинок, определяют способ размножения цветов

6 этап Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме - Ребята, сегодня на занятии мы с вами попробуем размножить комнатные цветы разными способами. Работать будете в подгруппах. В начале занятия я вам раздала кружки разного цвета. Подойдите каждый к своему столу (смотрят цвет)

- У вас на столах лежит разрезанная картинка, соберите её и вы узнаете с каким цветком вы будете работать.

Стол №1 – синие (Щучий хвост)

Стол № 2 – красные (Каланхоэ)

Стол № 3 – жёлтые (Хлорофитум)

Стол № 4 – зелёные (Кливия) Обучающие поделены на подгруппы, проводится ознакомление с практической работой.

7 этап Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Педагог раздаёт каждой подгруппе карточку-схему выполнения практической работы. Дети знакомятся с ней.

- Каждой подгруппе я раздала карточку – схему. Посмотрите внимательно, с чего начнёте работу и чем закончите. Работать будете самостоятельно. Я буду подходить и помогать, если у вас появятся затруднения.

- Перед тем как, вы начнёте работать, давайте вспомним правила безопасности при работе острыми предметами (в первой группе). Дети работают в подгруппах самостоятельно с помощью карт-схем.

Итоговый 8 этап Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы - Все справились со своим задание, теперь давайте послушаем каждую подгруппу, что вы делали, какой способ размножения комнатного цветка вам достался?

Дети по очереди подходят к каждому столу

- Какой способ размножения мы сегодня с вами попробовали вегетативный или семенной?

- Давайте вместе с вами на рисунке строения цветка отметим с помощью карточек, те способы размножения, которые мы попробовали на практике.

Обучающиеся помещают на доску, где рисунок строения цветка, карточки со способами размножения. Сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

9 этап Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку - Сейчас я буду начинать произносить фразу, а вы должны её закончить:

1. Сегодня на занятии мне понравилось…

2. Мне было интересно …

3. Я считаю, что сегодняшнее занятие…

4. Сегодня я узнал …

5. Мне не понравилось на занятии …

6. Теперь я буду …

10 Информационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия - Домашним заданием для вас будет зарисовать в тетради любой способ размножения комнатных цветов.

- На следующем занятии мы будем продолжать знакомство с цветами, а сейчас всем спасибо и до новой встречи!

До свидание! Определение плана работы на следующие занятие

Паспорт комнатных растений

Паспорт комнатных растений Уголок природы в детском саду, как это важно! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет.

Фотоотчёт ко Дню комнатных растений на МAAM

Фотоотчёт ко Дню комнатных растений на МAAM Мир комнатных растений разнообразен и прекрасен! Комнатные растения, которыми можно любоваться часами, не только являются украшением.

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.


I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:​ Познакомить обучающихся со способами размножения комнатных растений и приобрести навыки и умения по размножению комнатных растений.

-образовательная: формировать знания о размножении комнатных растений, вырабатывать практический навык в посадке комнатных растений;

-коррекционная: развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях,

развивать связную устную речь через пополнение словарного запаса, развивать мелкую моторику кистей рук;

-воспитательная: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, инвентарь и материалы для подготовки посадочного материала комнатных растений.

Материально - дидактическое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, технологическая карта.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на наше занятие пришли гости. Ребята, я прошу вас работать хорошо и показать нашим гостям, как вы умеете трудиться.

Проверяет наличие учебных пособий и принадлежностей.

Организация рабочих мест, подготовка доски.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Проверка домашнего задания.

А сейчас давайте повторим то, что изучали на предыдущем уроке. (Слайд 1)

  1. Ребята скажите:
  2. Для чего мы сажаем комнатные растения?
  3. Чтобы растение было красивое, что мы должны делать?
  4. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
  1. Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями?
  2. Когда мы ухаживаем за комнатными растениями: (Слайд 2)
  • что мы делаем салфеткой?
  • что мы делаем лейкой?
  • что мы делаем пульверизатором?
  • что мы делаем заостренной палочкой?
  • что мы делаем совком?
  • что мы делаем ножницами?

Что должно быть в днище горшка?

Для чего нужны отверстия?

Для чего нужен поддон?

Отвечают на вопросы.

Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате.

Ухаживать за комнатными растениями.

Комнатные растения нужно: поливать, вытирать пыль с листьев, опрыскивать, рыхлить почву в горшках, срезать сухие стебли и цветы.

Салфетка, лейка, пульверизатор, заостренная палочка, ножницы.

Насыпаем землю в горшок.

Обрезаем сухие листья и стебли.

Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Иначе корни будут гнить и растение погибнет.

Чтобы во время полива вода не стекала.

умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний.

  • Ребята, бывали ли у вас в жизни ситуации, когда необходимо было преподнести цветы в качестве подарка или просто захотелось иметь, то или иное растение у себя дома? (Слайд 3)
  • Как в таком случае вы поступали?
  • Можно купить новое растение в цветочном магазине, но можно вырастить растение самому.
  • Ребята, кто мне может ответить, если растениям в горшке мало места, что мы должны сделать?

То есть размножить его.

Кто знает какими способами размножаются комнатные растения?

Тема: Размножение комнатных растений.

Сегодня будем говорить о способах размножения комнатных растений. (Слайд 4)

Отвечают на вопросы.

Покупали в цветочном магазине.

Увеличить их количество.

Выдвигают предположения о теме урока.

Открывают тетради, записывают тему урока и число.

Работа с учебником.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цель.

4. Изучение нового материала.

Размножением комнатных растений профессионально занимаются цветоводы.

Этому могут научиться все, но прежде всего, нужно получить хотя бы самые необходимые знания о способах размножения и приобрести простейшие навыки и умения по размножению комнатных растений.

Комнатные растения растут в классе и у многих дома.

Для комнатных растений существуют 2 основных способа размножения. Это семенное размножение (генеративное) и размножение растения его частями (вегетативное). (Сайд 6)

Ученые заметили, что растения, выращенные из семян, обладают большей долговечностью, имеют хорошо развитую корневую систему, легче переносят пересадки и наиболее удачны в декоративном отношении. При таком размножении растений используют готовые семена, которые развиваются в процессе жизненного цикла растения, семена, которые спеют на растении. Такие семена можно получить с растения при благоприятных условиях роста, или купить готовый пакетик семян комнатного растения в магазине. (Слайд 7)

Второй способ размножения частями растения он называется вегетативным.

Вегетативное размножение – это получение новых растений из отдельных частей взрослого растения.

Для размножения можно использовать любую часть растения: листья, стебли, усики, корневище.

Способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. (Слайд 8)

  1. Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение фиалка. Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками. (Слайд 9)

Размножение стеблевыми черенками это самый распространенный способ размножения комнатных растений. Стеблевым черенком называется отделенная часть стебля, которая затем развивается в самостоятельное растение.

Лучшее время для размножения черенками – весна и лето. На растении срезают небольшие нецветущие боковые отростки (длиной от 8 до 15 см) и помещают их в воду. Как только появятся корни в нижней части черенков, их высаживают в горшки с почвой. (Слайд 10)

Размножение делением корневища. Корневищем называется подземный стебель растения. На корневище образуются почки, из которых развиваются новые растения. Когда растение с корневищем разрастается, его легко размножить.

Весной или в начале лета растение вынимают из горшка, отряхивают от земли и разрезают его корневище так, чтобы каждая часть имела листья, корни и часть корневища. Отдельные части растения высаживают в горшки с почвой. (Слайд 11)

Размножение отпрысками. Некоторые растения образуют отпрыски, отходящие от основного стебля. Отпрысками называются вполне сформировавшиеся растения, которые образуются из почек, закладывающихся на корнях растения.

В конце весны отпрыски отрезают от основного стебля, стараясь сохранить большую часть уже имеющихся корней. Каждый из отпрысков высаживают в отдельный горшок с почвой. (Слайд 12)

Читайте также: