Размножение покрытосеменных растений конспект урока 7 класс

Обновлено: 28.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Размножение покрытосеменных.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Познакомиться с особенностями строения и размножения покрытосеменных.

Выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции и значение двойного оплодотворения.

Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Оснащённость урока: компьютер, проектор, экран, модель цветка, ребусы, раздаточный материал для учащихся.

Организационный момент.

Мотивация и целеполагание.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с отделом покрытосеменные растения. Вспомним основные особенности строения и познакомимся со способами размножения.

Систематизация и обобщение.

а ) фронтальная беседа:

- Как по другому называется отдел покрытосеменных? Давайте с помощью ребуса отгадаем.

- Почему эти растения называют покрытосеменные?

- В чём заключается основная особенность этой группы?

- Благодаря каким свойствам сохранились покрытосеменные?

б) разгадывание ребусов.

- отгадайте, что это за растение и скажите к какому отделу относится?

(горох, ель, слива, дуб, сосна, клюква, липа).

- Я зачитываю признаки растений, вы по описанию должны его определить.

Описание первого растения.

Оно может жить до 2 000 лет.

В воде ствол не гниёт, а только чернеет и становится крепче.

Из него делают бочки и паркет.

Пушкин писал, что на нём сидит русалка. (Дуб)

Описание второго растения.

Из него делают струнные музыкальные инструменты.

Зимой птицы на нём строят гнёзда и высиживают птенцов.

Оно теневыносливое. В лесу, где оно растёт, всегда темно и сыро, так много лишайников.

4. Оно всегда зелёное или голубое. (Ель европейская)

- Какое из двух растений покрытосеменное и почему?

4. Проверка домашнего задания.

Ученик по своей презентации рассказывает домашнее задание.

5.Работа над новой темой урока.

а) работа учащихся в парах

( для каждой пары предлагаются вопросы)

1 пара – разобрать строение цветка.

1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?

2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.

3. Из каких частей состоит пестик?

4. Из каких частей состоят тычинки?

5. Что развивается из завязи?

2 пара – разобрать виды цветов и способы их опыления.

1. Какие цветы называют обоеполыми?

2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.

3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?

4. Какие бывают способы опыления?

5. Что такое самоопыление?

6. Что такое перекрёстное опыление?

3 пара – разобрать образование мужского гаметофита.

1. Что происходит в развивающейся тычинке?

2. Что происходит в микроспорах?

3. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?

4. Как образуются два спермия?

4 пара – разобрать образование женского гаметофита.

1. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?

2. Что образует одна, пять, две лившиеся клетки?

3. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?

5 пара – что такое двойное оплодотворение

1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?

2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?

3. Кто открыл двойное оплодотворение?

6 пара – процессы после оплодотворения

1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?

2. Что образуется в результате многократного деления?

- Что образуется в результате оплодотворения из яйцеклетки?

- Что образуется из центральной клетки?

- Что развивается из семяпочки?

7 пара – как происходит образование плода.

1. Чем завершается новая фаза развития цветка?

2. Что такое плод?

3. Какие органы цветка принимают участие в образовании плода?

(Задания парам даны с учётом индивидуальных особенностей детей)

б) Объяснение новой темы учащимися в парах с опорой на презентацию.

6. Закрепление нового материала .

Каждой паре учащихся нарисовать обоеполый цветок и указать его органы.

7. Рефлексия .

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Каков результат нашей деятельности?

- Кто из вас доволен результатами своей работы? Выставление оценок.

8. Домашнее задание .

Спасибо за урок!

Краткое описание документа:

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с отделом покрытосеменные растения. Вспомним основные особенности строения и познакомимся со способами размножения.

3. Систематизация и обобщение.

а ) фронтальная беседа:

- Как по другому называется отдел покрытосеменных? Давайте с помощью ребуса отгадаем.

- Почему эти растения называют покрытосеменные?

- В чём заключается основная особенность этой группы?

- Благодаря каким свойствам сохранились покрытосеменные?

б) разгадывание ребусов.

- отгадайте, что это за растение и скажите к какому отделу относится?

(горох, ель, слива, дуб, сосна, клюква, липа).

- Я зачитываю признаки растений, вы по описанию должны его определить.

Описание первого растения.

1. Оно может жить до 2 000 лет.

2. В воде ствол не гниёт, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что на нём сидит русалка. (Дуб)

Описание второго растения.

1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

2. Зимой птицы на нём строят гнёзда и высиживают птенцов.

3. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растёт, всегда темно и сыро, так много лишайников.

4. Оно всегда зелёное или голубое. (Ель европейская)

- Какое из двух растений покрытосеменное и почему?

4. Проверка домашнего задания.

Ученик по своей презентации рассказывает домашнее задание.

5.Работа над новой темой урока.

а) работа учащихся в парах

( для каждой пары предлагаются вопросы)

1 пара – разобрать строение цветка.

1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?

2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.

3. Из каких частей состоит пестик?

4. Из каких частей состоят тычинки?

5. Что развивается из завязи?

2 пара – разобрать виды цветов и способы их опыления.

1. Какие цветы называют обоеполыми?

2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.

3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?

4. Какие бывают способы опыления?

5. Что такое самоопыление?

6. Что такое перекрёстное опыление?

3 пара – разобрать образование мужского гаметофита.

1. Что происходит в развивающейся тычинке?

2. Что происходит в микроспорах?

3. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?

4. Как образуются два спермия?

4 пара – разобрать образование женского гаметофита.

1. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?

2. Что образует одна, пять, две лившиеся клетки?

3. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?

5 пара – что такое двойное оплодотворение

1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?

2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?

3. Кто открыл двойное оплодотворение?

6 пара – процессы после оплодотворения

1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?

2. Что образуется в результате многократного деления?

- Что образуется в результате оплодотворения из яйцеклетки?

- Что образуется из центральной клетки?

- Что развивается из семяпочки?

7 пара – как происходит образование плода.

1. Чем завершается новая фаза развития цветка?

2. Что такое плод?

3. Какие органы цветка принимают участие в образовании плода?

(Задания парам даны с учётом индивидуальных особенностей детей)

б) Объяснение новой темы учащимися в парах с опорой на презентацию.

6. Закрепление нового материала .

Каждой паре учащихся нарисовать обоеполый цветок и указать его органы.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Каков результат нашей деятельности?

- Кто из вас доволен результатами своей работы? Выставление оценок.

8. Домашнее задание .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 759 материалов в базе

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 15.01.2015 5052
  • DOCX 16.9 кбайт
  • 197 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Конюшева Зульфия Римовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть строение и функции цветка, как органа размножения растений, значение плодов для расселения растений.

1. Образовательная: продолжить формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы о более высокой организации покрытосеменных, о роли цветка, как органа размножения.

2. Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах.

3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения и хорошее отношение к цветам.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, программированный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.

Межпредметные связи: география.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и пожелаем удачи.

На столах у вас лежат бланки, куда вы будете вписывать баллы, заработанные на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Этап 2. Проверка домашнего задания (7 мин.)

А сейчас давайте проверим, что вы усвоили на прошлом уроке.

Посмотрите на СЛАЙД 3, в тетрадках напишите части цветка, обозначенные цифрами.

Теперь необходимо разделиться на 2 группы. Группа, которая выполнит быстрее и правильно задания получит 5 баллов. На эти задания у вас 5 мин.

I группа: необходимо зарисовать схему образования годичных колец древесных покрытосеменных. Дать характеристику.

II группа: дайте характеристику проводящей системы покрытосеменных. Зарисовать проводящие элементы (сосуды и трахеиды).

А теперь оцените на сколько верно вы выполнили задание. Откройте учебник на с. 76. Поставьте баллы себе в бланки.

б — тычиночная нить);

Работают в группах.

Регулятивные

Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения заданий)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

Этап 3. Актуализация субъектного опыта (2 мин)

Создание проблемной ситуации.

Что определяет эволюционное значение покрытосеменных?

Что является органом полового размножения покрытосеменных?

Семяпочка защищена от неблагоприятных воздействий завязью.

Цветок (пестик и тычинки).

Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (25 мин)

Так как же мы назовём сегодняшний урок?

Запишите её себе в тетрадь. СЛАЙД 1

Давайте определим, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке. СЛАЙД 2

Изучение нового материала

Особенность размножения покрытосеменных (или цветковых) растений— образование цветка как специализированного органа, приспособленного к половому размножению СЛАЙД 4. Внешняя часть цветка состоит из околоцветника, обычно в виде лепестков и чашелистиков. Но главную часть цветка составляют находящиеся в его центре пестик (или пестики) и тычинки, расположенные вокруг пестика. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльников, а пестик— из одного или нескольких сросшихся между собой завернутыми внутрь краями плодолистиков. В образующейся при этом срастании полости скрыты расположенные обычно по краям плодолистиков одна или несколько семяпочек.

В нижней части пестик расширен. Это завязь. Кверху пестик утончается и образует столбик, который заканчивается по-разному устроенным рыльцем, служащим для улавливания и восприятия пыльцы. Плодолистики затем изменяются и принимают большое участие в образовании плода.

Как и у голосеменных, здесь центральную часть семяпочки занимает однородная ткань из живых клеток — нуцеллус. С внешней стороны нуцеллус прикрыт двумя, реже одним покровом. Наверху покровы не смыкаются. Здесь имеется отверстие— пыльцевход. Вскоре после образования нуцеллуса одна из его верхних клеток путем редукционного деления образует четыре споры. Одна из них сильно разрастается и приступает к делению, в результате образуется женский заросток — зародышевый мешок. Остальные три споры отмирают.

Женский заросток у покрытосеменных еще более упрощен по сравнению с голосеменными и состоит всего из 8 клеток. Образуется он так. Ядро споры делится на два. Расходясь к полюсам зародышевого мешка, они снова двукратно делятся. Теперь на полюсах уже по четыре ядра. Вскоре от каждой из этих четверок по направлению к центру мешка отделяется по одному ядру. Это полярные ядра. Здесь они сближаются, затем, сливаясь, образуют вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка.

Ядра, оставшиеся на полюсах, облекаются цитоплазмой. Образуется по три клетки на каждом из полюсов. Противоположные от семявхода клетки называются антиподами. Три клетки, расположенные близ верхнего конца зародышевого мешка, не одинаковы. Средняя из них представляет собой яйцеклетку, а расположенные по бокам возле нее две меньшие клетки называются вспомогательными. Середина зародышевого мешка заполнена цитоплазмой и вакуолями с вторичным ядром в центре.

В пыльнике тычинки, в каждом из четырех его гнезд образуются споры (пылинки). Они происходят из особых материнских клеток пыльцы в результате редукционного деления их. Содержимое пылинки состоит из крупного ядра и цитоплазмы СЛАЙД 5. Пылинка окружена двумя оболочками: внутренней и внешней. Во внешней оболочке имеются отверстия или утонченные места. Еще в гнезде пыльника в каждой пылинке начинается формирование мужского заростка. Он еще более упрощен в сравнении с голосеменными. Ядро пылинки делится, и образуются две клетки: более крупная — вегетативная и более мелкая — генеративная. После этого пыльник вскрывается, пыльца из него высыпается и с помощью ветра, насекомых или воды, а у некоторых тропических растений при помощи птиц попадает на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением.

Скажите пожалуйста, а как происходит опыление цветковых?

Давайте посмотрим на экран.

Около 10% цветковых растений опыляется ветром. Цветки ветроопыляемых растений невзрачны. Они имеют околоцветник в виде пленок, чешуек; нередко он совсем отсутствует, например у злаков, осок, дуба, березы, осины, ольхи. Пыльца этих растений очень мелкая, с гладкой наружной оболочкой. Пыльцы образуется очень много, ведь ветер — ненадежный опылитель. Лишь небольшая часть пылинок попадает на рыльце пестика.

Какие способы опыления вы знаете?

Давайте посмотрим на экран.

Большинство цветковых растений опыляется насекомыми: пчелами, осами, шмелями, бабочками, мухами. Насекомые посещают цветки из-за сладкого сока (нектара), который выделяется особыми нектарными желёзками, расположенными на лепестках, тычинках или на цветоложе. Венчики цветков насекомоопыляемых растений ярко окрашены и хорошо заметны издали. Пыльца у них более крупная, наружная оболочка пылинок имеет выросты в виде шипов, бугорков, и потому пыльца легко задерживается на рыльце пестика.

Очень важно, чтобы пыльца не попадала на рыльце того же цветка. В случае самоопыления, как заметил еще Ч. Дарвин, получается более слабое потомство. СЛАЙД 6 У растений имеются различные приспособления, обеспечивающие перекрестное опыление, при котором пыльца попадает на рыльце другого цветка. СЛАЙД 7 Так, у ветроопыляемых растений цветки большей частью раздельнополые: одни цветки содержат только тычинки (тычиночные цветки), другие — только пестики (пестичные цветки). У насекомоопыляемых растений цветки, как правило, обоеполые, имеющие тычинки и пестики. Очень часто тычинки созревают и начинают высыпать пыльцу значительно раньше, чем полностью сформируется пестик. У многих растений пестики созревают раньше тычинок. У некоторых растений, например у примулы,медуницы, незабудки, тычинки и пестики не одинаковы по длине. Наиболее здоровое и сильное потомство вырастает из семян, образовавшихся в результате перенесения пыльцы из цветков с длинными тычинками на рыльце пестиков с длинными столбиками.

Попавшая на рыльце пестика пыльца прорастает СЛАЙД 4. Вегетативная клетка, находящаяся внутри пылинки, разрастается и вытягивается в пыльцевую трубку, которая выходит через отверстие во внешней оболочке пылинки и продвигается в виде тонкой нити сквозь рыхлую ткань рыльца и стенок пестика к семяпочке. Через пыльцевход она направляется к зародышевому мешку.

Во время роста пыльцевой трубки в нее проникает генеративная клетка. Здесь она делится и образует две мужские гаметы (спермин). Достигнув зародышевого мешка, пыльцевая трубка, в которой находятся вегетативное ядро и два спермии, лопается, и содержимое ее изливается в зародышевый мешок СЛАЙД 4, 7, 8 Один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Образуется зигота. Второй спермий направляется в середину зародышевого мешка и сливается там со вторичным ядром. Происходит так называемое двойное оплодотворение, составляющее особенность цветковых растений. Честь его открытия в конце XIX столетия принадлежит нашему русскому ученому С. Г. Навашину.

Оплодотворенное вторичное ядро начинает быстро делиться. В результате зародышевый мешок заполняется массой клеток, содержащих питательные вещества (крахмал, масло). Эту используемую для питания зародыша ткань называют эндоспермом. Оплодотворенная яйцеклетка — зигота начинает расти и делиться,в результате чего формируется зародыш, представляющий собой маленькое растение, состоящее из семядолей (двух или одной), подсемядольного колена и корня. СЛАЙД 8.

Семяпочка тем временем превращается в семя, ее покровы твердеют и образуют кожуру семени СЛАЙД 9. Стенки завязи (плодолистики) разрастаются, становятся сочными или твердыми, кожистыми или деревянистыми. Теперь завязь превращается в плод, надежно защищающий семена. Богатая питательными веществами оболочка плодов привлекает разнообразных потребителей, которые также способствуют расселению семян (у одних видов они цепляются за шерсть и перья, у других только мякоть плодов переваривается в желудке, а семена не теряют всхожести после прохождения через пищеварительный тракт животных). Если плод не съеден животными, его биомасса обеспечивает оптимальные условия для прорастания семени благодаря влажности и наличию необходимых проростку питательных веществ.

Плоды разносятся животными или ветром, и после разрушения стенок (околоплодника) семена освобождаются. Семя в благоприятных условиях прорастает и дает новое бесполое поколение цветкового растения. Таким образом, в цикле развития покрытосеменных растений также преобладает бесполое поколение. Давайте попробуем назвать этапы цикла развития покрытосеменных. СЛАЙД 10-11

Как мы уже знаем, низшим растениям, а также мхам и папоротникообразным для полового процесса необходима вода, в которой сперматозоиды активно движутся к яйцеклеткам. Эти растения произрастают или в воде (водоросли), или во влажных, тенистых местах (мхи, папоротники, хвощи, плауны). Половой процесс у семенных и особенно у цветковых растений не связан с водой, недостаток которой так остро ощущается при жизни на суше. Мужские гаметы (спермии) у них доставляются к яйцеклеткам при помощи пыльцевой трубки. Кроме того, семя надежно защищает зародыш. Благодаря этим особенностям семенные и особенно покрытосеменные растения смогли завоевать сушу. Они в настоящее время господствуют на Земле.

Для условного выражения строения цветков применяют формулы. На с. 82-83 учебника приводятся формулы и диаграммы цветков у видов из разных семейств. Заглавные буквы формул означают: О – околоцветники, Ч – чашелистники, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестики. Мелкие цифры после больших букв указывают на число каждого из элементов цветка. Например, цветок паслёна черного (с. 83) состоит из 5 чашелистников (возможно их срастание, на что указывают скобки), 5 лепестков (возможно их срастание, на что указывают скобки), 5 тычинок и 1 пестика.

Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (запишите их себе в тетрадь)

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и диаграммой – схематическим изображение цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.

Записывают тему урока в тетрадь.

1.Познакомиться с особенностями развития и размножения покрытосеменных растений;

Покрытосеменные растения имеют орган семенного размножения – цветок, отсюда их второе название — цветковые. Представители этой группы царства Растения размножаются как половым, так и вегетативным путём.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений широко распространено в природе. Но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Чаще всего растения размножаются черенками. Черенок – отрезок любого вегетативного органа. Если он попадает на влажную почту, то дает придаточные корни и укореняется. Так из черенка начинает развиваться новое самостоятельно существующее растение.

Черенки могут быть стеблевые, корневые и листовые.

Черенки

Стеблевые черенки — отрезки побега с несколькими почками. Их используют для размножения смородины, розы, тополя и многих других деревьев и кустарников. Для этого весной черенки сажают в подготовленную почву, и к осени на них вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многие декоративные и комнатные растения: флоксы, бальзамин, колеус и др.

Корневые черенки — отрезки корня длиной 15–25 см. На посаженном в почву корневом черенке формируются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги, от оснований которых вырастают придаточные корни. Корневые черенки используются для размножения малины, шиповника, некоторых сортов яблонь. Корневыми черенками легко размножается одуванчик.

Некоторые растения размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них начинают развиваться придаточные почки и придаточные корни. Так размножают многие виды комнатных растений, например, бегонию, сенполию, сансевьеру. В природе листовыми черенками размножается сердечник луговой.

У некоторых растений из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Такие растения называются корнеотпрысковыми. Со временем старые участки корней разрушаются и отпрыски становятся самостоятельными растениями. Такой способ вегетативного размножения встречается у осины, рябины, тополя, сирени, вишни, малины и др.

Растения могут также размножаться ползучими побегами — усами. Несколько таких побегов отрастает от материнского растения, в их узлах развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так размножаются земляника, клюква, луговой чай.

Смородину, крыжовник, калину можно размножать отводками. Для этого весной молодой побег пригибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надрезают кору, и к осени на месте надреза образуются придаточные корни.

Покрытосеменные растения могут также размножаться подземными видоизменёнными побегами (корневищами, клублнями, луковицами). Корневищами размножаются такие ценные декоративные растения как ирисы, ландыши. Клубнями — картофель, топинамбур, луковицами — лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Еще одним способом вегетативного размножения является прививка. В естественной природе такой способ размножения встречается крайне редко, но люди широко применяют его в садоводстве для размножения плодовых деревьев – яблонь, груш, слив и др. Почку или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок растения называют привоем, а дичок – подвоем.

Сравнительно недавно растения начали размножать культурой ткани. Для этого клетки образовательной ткани помещают в особую питательную среду, где они начинают активно делиться и вскоре образовывают самостоятельные крохотные растения. Такой способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, женьшеня и даже картофеля.

Половое размножение покрытосеменных растений связано с основными частями цветка — тычинками и пестиками.

В тычинках образуются пыльцевые зерна. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок.

Чтобы произошло оплодотворение, пыльцевое зерно должно попасть на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного растения переносится на рыльца пестиков другого растения. Перенос пыльцы происходит с помощью ветра, насекомых, птиц и воды. Иногда сам человек сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Происходит искусственное опыление. Его применяют для выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

Половое размножение покрытосеменных растений

После того как пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, оно набухает и превращается в длинную пыльцевую трубку, в которой образуются две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с находящейся там яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, образуется зигота. Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом происходит двойное оплодотворение.

Дальше зигота начинает делиться. В результате возникает многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для питания и развития растения. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Кожура, зародыш и запас питательных веществ составляют семя.

Постепенно завязь превращается в спелый плод. Околоплодник защищает семя от неблагоприятного воздействия. После созревания семян весь плод либо только содержащиеся в нем семена отделяются от родительского растения. Начинается распространение семян. Оно может происходить разными путями — ветром, водой, насекомыми, птицами, зверями и другими способами. Попав в почву, семя прорастает, образуя самостоятельное молодое растение.

Мы рассмотрели два типа размножения покрытосеменных растений: вегетативное и половое. Они имеют большое значение в природе. Благодаря им растения быстро расселяются и захватывают новые территории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в виде технологической карты и соответствует современным требованиям ФГОС.

Технологическая карта

урока биологии в 6 классе

Тема: Половое размножение покрытосеменных растений. Дата: 14.03.2017.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

изучение полового размножения покрытосеменных растений, сравнение с половым размножением голосеменных растений

развитие логических приёмов мышления через сравнение, обобщение, классификацию биологических объектов и процессов, установление причинно-следственных связей между происходящими процессами живой природы

осознание обучающимися возможности использования полученных знаний в практической деятельности; формирование естественнонаучных представлений об эволюции растительного мира.

Планируемые результаты, УУД:

научиться объяснять значения понятий опыление (самоопыление, перекрёстное и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение

различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов

сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрёстного опыления

осуществлять искусственное опыление растений;

различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии

эстетическое восприятие объектов природы

умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определённых правил

познавательные:

умение работать с текстом, структурировать учебный материал

сравнивать изучаемые объекты, процессы и делать выводы на основе сравнений

регулятивные:

определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

анализировать и оценивать результаты своей деятельности

умение воспринимать информацию на слух

отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Оборудование и наглядные пособия:

натуральные объекты: шишки хвойных растений, плоды покрытосеменных растений

Рабочие программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. - (Рабочие программы).

Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 207, [1]с.

Дополнительная литература:

Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 464 с.

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб и доп./ Глав. ред. М. Аксёнова; вед. науч. ред. Г. Вильчек. – М.: Аванта, 2004 – 704 с.: ил.

Технология проведения

(этапы, цели, время)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

(регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности. 2 мин

актуализация требований к ученику с позиций учебной деятельности

создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

создание условий для развития умения устанавливать тематические рамки

уточнение типа урока

Организует актуализацию требований к обучающимся по проверке готовности к уроку.

проверяют свою готовность к уроку.

уметь контролировать свою готовность к учебной деятельности

Создаёт проблемную ситуацию:

− Ребята, перед вами лежат шишка сосны и яблоко яблони. Чем сходны и чем отличаются эти органы?

− Как называются растения, у которых семена голые и расположены между чешуйками шишек?

− Как называются растения, у которых семена защищены покровами плода?

Отвечают на вопросы:

− Эти органы содержат семена. В шишках семена – между чешуйками, а в яблоке – внутри плода.

уметь обсуждать проблемную ситуацию

Организует беседу для формулировки темы урока.

− В результате каких процессов образуются семена?

− Как называется способ размножения растений, при котором происходит опыление и оплодотворение.

− Почему размножение называется половым?

− Рассмотрите иллюстрации на доске, вспомните ваши предыдущие ответы и попробуйте сформулировать тему урока.

участие в беседе, изучение рисунков

Участвуют в беседе и формулируют тему урока:

− … опыления и оплодотворения.

− … потому что в нём участвуют половые клетки.

− … половое размножение покрытосеменных растений.

уметь формулировать тему урока на основе вступительной беседы, обсуждения проблемной ситуации

Организует уточнение типа урока.

уметь принимать тему урока, учебные задачи

Актуализация и фиксирование затруднения в проблемной ситуации.

обеспечение условий для выполнения пробного учебного действия

фиксирование учащимися затруднения

выявление места затруднения

фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует актуализацию и фиксирование затруднения. Задаёт вопросы:

− Назовите, по каким признакам отличается размножение голосеменных и покрытосеменных растений?

Признаки записывают на доску

Соотносят известные знания с неизвестным. Отвечают на вопросы:

уметь высказывать и доказывать свои предположения

Организует выявление места затруднения:

Организует выявление причины затруднения во внешней речи:

Обсуждают и называют место затруднения:

Проговаривают причину затруднения:

уметь фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Организует обобщение актуализированных знаний:

Обучающиеся называют знания, которыми владеют и которые необходимо открыть.

Построение проекта выхода из затруднения.

постановка цели урока

составление плана действий по реализации поставленной цели

Организует постановку цели урока:

- Для чего мы должны изучать половое размножение покрытосеменных растений?

- Для чего можно использовать знания о половом размножении покрытосеменных растений в повседневной жизни?

С помощью учителя ставят цель урока:

- … чтобы сравнить с размножением голосеменных растений, узнать как образуются семена и плоды.

- … для получения большего урожая, выведения новых сортов растений.

уметь формулировать учебную задачу, цель

уметь планировать результаты учебной деятельности

Организует составление коллективного плана действий:

Давайте составим план действий, работая по которому, мы сможем ответь на вопросы.

Сравните ваш план с моим. В конце работы назовём, какие пункты плана были наиболее важными.

по тексту и рисункам учебника

Обучающиеся составляют и

проговаривают план действий:

уметь определять последовательность промежуточных задач с учётом конечного результата

Реализация проекта.

реализация проекта в соответствии с планом

закрепление новых знаний в речи и знаках

фиксация преодоления возникшего затруднения.

Организует заполнение таблицы.

Сравните процессы полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

Назовите главные особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Проанализируйте правильность ваших выводов.

Какие пункты таблицы оказались наиболее сложными? Почему?

Под руководством учителя выполняют составленный план действий, заполняют таблицу.

Называют особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Формулируют выводы по опорным предложениям с пропущенными терминами, доказывают свою точку зрения.

уметь работать по коллективному плану, вносить коррективы при необходимости

уметь фиксировать новое знание в устной речи и письменных знаках

уметь формулировать выводы

Динамическая пауза. 2 мин

Организует проведение физкультминутки.

уметь следить за своим физиологическим и психологическим состоянием

Цель: организация усвоения учениками нового знания с проговариванием.

Кто такие эксперты?

− нужно знать правильные ответы и количество баллов.

уметь коллективно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает самооценку по критериям.

Осуществляют самооценку по заданным критериям.

уметь проводить коллективную самооценку

Организует выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

С помощью учителя называют места своего затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

Самостоятельная работа с самооценкой по эталону. 5 мин.

выполнение заданий с использованием нового знания

самооценка по эталону

выявление места и причины затруднений, работа над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с использованием нового знания.

Ученик записывает критерии на доске

Выполняют задание без дополнительной литературы, самостоятельно.

уметь самостоятельно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает разработку критериев и самооценку (беседа).

Осуществляют самооценку (2 балла).

уметь проводить самооценку

Организовывает выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

Сами называют места затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

фиксация нового содержания урока

рефлексия обучающимися результатов и эмоциональной атмосферы урока

самооценка результатов собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания урока и подведение итогов:

Назовите тему урока.

Сформулируйте вывод по нашему уроку, достигли ли мы цели?

Отвечают на вопросы:

уметь проговаривать содержание нового материала

Организует рефлексию учебной деятельности, её результатов и эмоциональной атмосферы урока:

Какими результатами урока вы довольны?

Какими не удовлетворены?

Оцените своё настроение.

рефлексия физиологического и психологического состояния с помощью смайликов

уметь рефлексировать результаты деятельности и физиологическое и психологическое состояние

Обобщает оценки за урок, выставляет в классный журнал и дневники обучающихся:

− За какие результаты вы можете себе поставить оценку?

Выставляют оценки за урок в дневники:

… за тестовые задания, устные ответы по старой и новой теме.

уметь оценивать результаты учебной деятельности

Домашнее задание. 2 мин.

Цель: организация домашней работы.

Организует подготовку обучающихся к выполнению д/з.

Выбирают и проговаривают д/з, называют план его выполнения.

уметь выбирать задания в соответствии со своими интересами, планировать

Записывает д/з на доске.

уметь организовывать работу в дневнике

Дидактический материал к уроку

Приложение 1

Сравнение полового размножения семенных растений

для сравнения

Семенные растения

голосеменные

покрытосеменные

Какие клетки участвуют

С помощью чего (кого) происходит опыление?

Где располагаются семяпочки?

Чем защищены семяпочки?

Как происходит оплодотворение?

Какое строение имеют семена?

Какое количество ЗПВ содержится в семени?

Какие органы являются результатом размножения?

С помощью чего (кого) распространяются семена?

Семя – это _________________________ орган, так как участвует в ____________ размножении ________________________ и _______________________ растений.

Плод – это _________________________ орган, так как участвует в ______________ размножении _________________________ растений. Плод образуется после ___________________ и _________________________________ из _________________ цветка.

Для цветковых растений характерно _______________________оплодотворение.

Знания об опылении и оплодотворении цветковых растений позволяют человеку

Приложение 2

ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Процесс двойного оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным в 1898 году. ___________________ (А) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ___________________ (Б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя _______________ (В) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной* клеткой, образуя триплоидную* клетку, из которой развивается ___________________ (Г).

Критерии оценки выполнения заданий

терминов и понятий

Правильный ответ: 2741.

За верный ответ на задание 27 выставляется 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено две и более ошибок – 0 баллов.

Приложение 3

Какова функция цветка?

Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?

Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?

Цветок – видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.

Со стеблем цветок соединён цветоножкой. Цветоножка переходит в цветоложе, на котором располагаются все части цветка. В центре цветка находится пестик, состоящий из завязи, столбика и рыльца. В завязи пестика находится семяпочка. В ней формируется зародышевый мешок (женский гаметофит), в котором находятся диплоидная центральная клетка и яйцеклетка. Пестик окружён тычинками. В тычинке различают тычиночную нить и пыльник. В пыльниках созревает пыльца. Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Тычинки и пестик окружены околоцветником. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным.

Строение цветка выражают формулой, в которой указывают число чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П), например, формула цветка вишни – Ч5 Л5 Т П1; формула цветка гороха – Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

У цветковых растений оплодотворение двойное. Пыльца, попав на рыльце пестика, прорастает. За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермия (образуются из генеративной клетки). Спермии проникают в зародышевый мешок. Один из них сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, из которой развивается зародыш семени. Другой сливается с центральной клеткой, в результате образуется эндосперм – особая ткань с запасом питательных веществ. Из зародыша и эндосперма формируется семя, а из покрова семязачатка – семенная кожура.

Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом

Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос:

Цветок обеспечивает половое (семенное) размножение покрытосеменных растений.

Ответ на второй вопрос:

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Виды опыления: с помощью насекомых, с помощью ветра, самоопыление.

Ответ на третий вопрос:

У цветковых растений оплодотворение называют двойным, так как в этом процессе участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой.

Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя два их названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Читайте также: