Разновидность аптекарского сосуда предназначавшаяся для хранения мазей трав и различных лекарств

Обновлено: 07.07.2024

Майолика - разновидность Итальянской керамики. Это фаянс ярко
расписанный в определённых цветах. (преимущественно синий, зеленый,
бирюзовый, желтый).
• Основная масса изделий
производилась для бытовых
нужд, поэтому ее формы и
роспись не были
оригинальными. Они имели
традиционные для эпохи
Возрождения мотивы и
орнаменты: путти,
маскароны, рога изобилия,
гротески, стилизованные
арабески или гербы, также
мастера иногда
расписывали сосуды только
декоративными
флоральными мотивами.

• Альбарелло (итал.
Albarello) —
разновидность
аптекарского сосуда,
распространенная в
различных странах в
эпоху
Средневековья и
Возрождения.
Сосуды
предназначались
для хранения мазей,
трав и различных
лекарств.

• Изготавливали блюда с
портретами, свадебные
блюда или "блюда
влюбленных. " На таком
блюде жених должен
был преподнести своей
возлюбленной
украшения. Блюда не
носили портретного
сходства. На лентах
писали
распространенные
женские имена с
непременными
эпитетами: "прекрасная",
"очаровательная".
Выбирали, прежде всего,
имя, но, старались,
чтобы совпал цвет волос
и т.д.
• Николо Урбино.

• Фаэнца была наиболее
популярным центром
производства майолики
во всей Италии, считается
одним из мест
возникновения.
• Среди всех мастеров
Фаэнцы особенно
Битва римлян
выделяется Бальдассар
Манара, который
использовал блюда в
качестве холста для своих
живописных работ.
Чернильница
Поклонение пастухов

1. Выбор формы.
• Для создания
успешной росписи
необходимо
обнаружить сосуд
стилистически
подходящий под
Италию.
• Обзавестись
планшетом, на
котором будет создан
эскиз для росписи
выбранного сосуда.

2. Планшет.
• На планшете
очерчиваем рамку.
Красим ее.
• Создаем контур
формы изделия.
• Наводим объём
при помощи
акварельных красок
(сепия, охра, черная).

3. Эскиз.
• Создание
маленького
варианта росписи
своего будущего
изделия.
• Перенос эскиза на
планшет.

  • Ампула или ампулла (лат. ampulla, мн. ч. ampullae) — у римлян сосуд, кувшин с тонким горлышком, из глины или стекла, с ручками или без них, служивший для хранения жидкостей (жидкого масла, вина, уксуса и т. д.).

В таком сосуде хранилось масло в банях для умащения; это была, согласно Апулею, принадлежность обеденных столов; также употреблялись для ароматов. Также так назывались кровяные ампулы из римских катакомб, окрашенные красным осадком стеклянные или глиняные сосуды, якобы содержавшие кровь мучеников.

Связанные понятия

А́мпула (от лат. ampulla уменьшительное от греч. ἀμφορεύς — амфора) — в современном значении герметически запаянный стеклянный сосуд, предназначенный для хранения лекарственных препаратов.

Альбарелло (итал. Albarello) — разновидность аптекарского сосуда, распространенная в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Центрами изготовления альбарелло были Испания, Франция, Голландия и итальянские города: Флоренция, Дерута и Фаэнца.

Стакти, ониха, халван — три из четырёх компонентов священного курения, упоминаемого в Ветхом Завете (Исх. 30:34). Четвёртым компонентом был ливан, в котором исследователи единодушно признают ладан. Душистым халваном, вероятнее всего, именуется смола гальбан, получаемая из двух видов растений рода Ферула. Значение первых двух компонентов, стакти и ониха, неизвестно, высказываются разные предположения на этот счет.

Набор для саке (яп. 酒器 сюки) — общее название сосудов для подачи и употребления саке, традиционного японского рисового алкогольного напитка. Обычно наборы для саке делаются из керамики, но также встречаются стеклянные, деревянные, из лакированного пластика и металлические. Сосуды продаются отдельно или в составе сервиза.

Бахýр (араб. بخور) — образец так называемой парфюмерии для дома, когда запах придается не человеку, а его жилищу; древняя восточная традиция, которая и в наши дни широко распространена как на Аравийском полуострове, так и во всем мусульманском мире. Все виды арабских благовоний широко используются в странах Персидского залива.

Упоминания в литературе

1. Взять 300 г этилового спирта, 10 мл камфарного спирта, 10 мл йодной настойки, 10 таблеток анальгина и 3 ампулы новокаина. Таблетки анальгина измельчить, затем все перемешать и настоять в темном месте 3 недели. Растереть больное место и обвязать шерстяной тканью или шарфом из шерсти. Процедуру проводить ежедневно в течение 10 дней, сделать перерыв на 5 дней, а затем, если боль не проходит, продолжить процедуру еще в течение 10 дней.

Связанные понятия (продолжение)

Аптечный шар (англ. show globe) — стеклянный сосуд с цветной жидкостью внутри, использовавшийся в США в XVII—XX веках как указатель аптеки для неграмотных людей.

Хум — керамический тарный сосуд. По заключению В. А. Лившица, название хум(б) происходит от старого иранского слова, обозначавшего крупный глиняный сосуд (ср. авест. xumba, древнеиндийское kumbha, тадж. khimbh и перс. xumb или перс. xum, рано проникшие в тюркские языки), а также любую глиняную посуду, приготовленную для обжига, а также площадку для обжига посуды. Такие значения засвидетельствованы для ягнобского xumb, они могут отражать семантику этого слова в согдийском языке — предке ягнобского.

Квеври (груз. ქვევრი) — в Закавказье керамическое изделие, напоминающее амфору, но без ручек. Имеет форму конуса и используется при изготовлении вина.

Джара (итал. giara) — сосуд, обычно глиняный, предназначенный для хранения жидкостей или зерна. Напоминает амфору, но отличается от неё более приземистой формой и большими размерами. Бывает выпуклой или практически цилиндрической формы, сужаясь в районе горлышка. Может иметь ручки для транспортировки. Джары были распространены начиная с античности, но даже в наши дни они встречаются в некоторых регионах Италии. В Апулии используется местный вариант джары, называемый капазоне (capasone), который кроме.

Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).

Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Калеба́с, калебаса (исп. calabaza — ты­к­ва) — традиционный сосуд для приготовления и питья мате, тонизирующего напитка народов Южной Америки. Сосуды выделывались индейцами из древесной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria). Познакомившиеся с напитком испанцы начали производить калебасы также из других материалов, таких как древесина палисандра, дуба, кебрачо, а также фарфора, керамики, серебра и некоторых других.

Тостаган (тостакан; от каз. тостаған) — небольшой сосуд без ручек, полусферической формы, используемый в культуре народов Казахстана и Средней Азии для сервировки пищи или напитков. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. По форме напоминают объемную низкую пиалу или миску. Отличительный признак — цельно-долбленная из куска дерева.

Сосуд с секретом — сосуд из стекла или глины, в который наливают жидкость — воду или какой-либо напиток. Чтобы пить из такого сосуда, нужно знать его секрет, как правило, необходимо заткнуть пальцами несколько потайных дырочек и тогда сосуд можно использовать для питья. Есть несколько физических принципов, используемых для создания сосудов с секретами. Есть такие, в которых жидкость появляется на следующий день, после того как сосуд уже кажется пустым. Такого рода сосуды можно считать головоломками.

Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.

Миш — традиционный египетский сыр, который изготавливается путём брожения солёного сыра на протяжении нескольких месяцев или лет.

Стака́н — обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Драко́нова кро́вь, или Драконья кровь, — общее наименование древесных смол различных растений, а также получаемых из них продуктов. Одинаковое название смол разных растений возникло в разных культурах независимо, причиной послужил их густой красный цвет. К источникам драконовой крови относятся различные виды растений из родов Драцена (Dracaena) семейства Спаржевые, Кротон (Croton) и Ятрофа (Jatropha) семейства Молочайные, Демоноропс (Daemonorops) и каламус (Calamus) семейства Пальмовые, Птерокарпус.

Териак (териак Андромаха; греч. θηριον) — мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней. Позднее териаку было также приписано свойство всесильного профилактического средства, дающего своему владельцу долгую здоровую жизнь. Исчез из употребления в Новое время.

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Соло́нка — небольшой сосуд для хранения соли, перца и иных приправ, один из элементов столовых судков. В верхней части солонки имеются маленькие отверстия, через которые содержимое можно дозированно высыпать; в зависимости от размера и предназначения число таких отверстий у различных солонок может существенно отличаться. В учреждениях общественного питания солонки иногда подаются на уксуснице-подставке. Наполнение солонки происходит после снятия крышки.

Крати́р (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατήρ) — византийский и древнерусский литургический сосуд, большая чаша с широкой горловиной и двумя ручками по бокам.

Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.

Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен; нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древние рукописи на таком материале.

Стилос (по воску), стило́ (др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня (длиной 8—15 см и диаметром около 1 см) из кости, металла или другого твёрдого материала. Стилос широко применялся в античности и в Средние века. Заострённый конец стилоса использовался для нанесения (процарапывания) текста на восковых табличках. Противоположный конец делался уплощенным (в виде лопаточки) и округлым, чтобы стирать написанное.

Мёд — сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. Пчелиный мёд представляет собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы (Apis mellifera) нектар либо сахаристые выделения некоторых растений или некоторых питающихся соками растений насекомых. .

Инро (яп. 印籠 инро:) — коробочка для хранения мелких предметов. Так как в традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, личные вещи часто подвешивались на поясе (оби) в различных ёмкостях сагэмоно (яп. 下げ物). Большинство типов сагэмоно предназначались для конкретного содержимого, например, табака (тогда это был кисет), трубки, кисточки для письма и туши. А вот инро создавался для хранения чего-либо маленького. Состоящий из нескольких отделений, вставляющихся одно в другое, инро обычно использовался.

Ла́дан (др.-греч. λήδανον, λάδανον; лат. Olibanum — олибанум или олибан; араб. لُبَّان‎ — lubbān) — ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева (лат. Boswellia sacra), Boswellia carterii и др. из семейства Бурзеровых (лат. Burseraceae), растущих на Аравийском полуострове (в Йемене и Омане) и в Восточной Африке (в Сомали). Одно из древнейших благовоний.

Средневековая кухня Западной Европы — продукты, вкусовые предпочтения и методы приготовления пищи в различных западноевропейских культурах на протяжении Средних веков, — исторического периода между V и XVI веками. В течение этого периода диета и методы приготовления пищи изменялись не столь активно, как в последующем Новом времени, однако был заложен своего рода фундамент для современной европейской кухни.

Сургу́ч (тюрк.) — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для герметизации различных ёмкостей (главным образом бочек и бутылок в винной промышленности) и нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).

Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или.

Свеча́ — приспособление для освещения (изначально) или для некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).

Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.

Чернение зубов — сохраняющаяся у некоторых народов Юго-Восточной Азии, Индии (у гуджаратцев), Южной Америки, Нигерии и Марокко практика, заключающаяся в нанесении краски на зубы. Чернение зубов практикуется также в Японии, там оно именуется охагуро. Производится в эстетических и статусных целях, охагуро даёт ещё и утилитарный эффект.

Вино в Библии — напиток, приготавливаемый преимущественно из винограда (реже из других ягод). Часто упоминается как один из лучших природных даров, данных Богом человеку (Быт. 14:18; Втор. 7:13, 33:28; Пс. 103:15; Ис. 55:1).

Пиа́ла́ (от перс. پیاله‎ ; др.-греч. πύελος — корыто, лохань) — небольшой сосуд, расширяющаяся кверху чашка без ручек, полусферической или усечённо-конической формы, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Ранние пиалы сделаны из обычной гончарной глины.

Альбарелло (итал. Albarello) — разновидность аптекарского сосуда, распространенного в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Изготавливались в Италии, Испании, Франции и Голландии с XIV по XVIII вв.

Альбарелло История медицины, Керамика, Сосуды, Длиннопост

Происхождение названия до конца не ясно, но, вероятно, связано с латинским Alba — белый. Сосуды-альбарелло, как правило, не имели керамической крышки, а закрывались куском отбеленного пергамента или белой бумаги, которые перевязывались у горлышка веревкой.

Старинная форма аптечной посуды повторяет часть ствола бамбука, традиционно использовавшегося в странах Дальнего Востока как портативный контейнер для хранения лекарств. Впоследствии эту форму начали изготавливать из керамики. Небольшие размеры сосудов делали их удобными для использования. Аптечные сосуды-альбарелло традиционно имели цилиндрическую форму или форму с чуть вогнутыми боками, чтобы их можно было расположить на полке в ряд, но при этом удобно и безопасно было брать, взяв рукой посередине.

Альбарелло История медицины, Керамика, Сосуды, Длиннопост

Посуда покрывалось белой глазурью, а затем расписывалась в различных стилях, характерных для майолики того периода и места, где была создана. Отсутствие канона изготовления альбарелло способствовало их широкому декоративному разнообразию.

Особенностью западноевропейских альбарелло было оставляемое белое пространство, имеющие вид ленты, на которой писалось название лекарства. Иногда ее оставляли пустой, чтобы владелец сосуда мог сам написать или приклеить бумажку с надписью на это место.

Ирина Саверкина

Ирина Саверкина

Ирина Саверкина запись закреплена
Музей истории медицины и фармации в Петербурге

Разновидность аптекарского сосуда, распространенная в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Центрами изготовления альбарелло были Испания, Франция, Голландия

Альбарелло (итал. albarello, alberello — деревце) — разновидность аптекарского сосуда, распространённая в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Впервые появились в Италии. Их изготавливали из знаменитой итальянской майолики.

Вначале цилиндрические (позднее их делали и более сложной формы) на низкой кольцеобразной ножке и с оригинальными, слегка вогнутыми стенками — для того, чтобы было удобнее их брать в руки. Такие сосуды не имели ручек и крышек — вверху они закрывались кружком пергамента или ткани, перевязанным бичёвкой. Основными центрами изготовления альбарелло были малые итальянские города: Дерута и Фаэнца. Итальянские альбарелли происходят от средневековых мусульманских керамических сосудов, в свою очередь восходящих к изделиям Древней Персии и Месопотамии. В XIV—XV веках через Испанию они проникли в Италию, а затем во Францию, Германию, Голландию. Итальянские мастера покрывали эти сосуды белой оловянной глазурью (отсюда название) и расписывали растительным орнаментом, надписями, портретными изображениями [1] .

Изделия покрывали белой оловянной глазурью, а затем расписывали в различных стилях, характерных для майолики того периода и места, где они создавались. Отсутствие канона изготовления альбарелло способствовало их разнообразию. Первыми центрами, где начали изготавливать сосуды-альбарелло, стали города Италии в XV веке, впоследствии традиция распространилась и на другие европейские страны. В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся несколько сосудов-альбарелло из Золотой Орды, датированные XIV веком [2] [3] .

Особенностью западноевропейских альбарелло было оставляемое белое пространство, имеющие вид ленты, на которой писали название лекарства. Иногда её оставляли пустой, чтобы владелец сосуда мог сам написать или приклеить на это место этикетку с надписью.

Читайте также: