Развитие речи урожай в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

Задачи:

Оборудование:

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

II. Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте движения за мной:

Тук! Тук! Тук! (ритмичные удары ребром

Раздается в доме стук. ладоней по столу;

Мы капусту нарубили, хватательные движения

Перетерли, обеими руками;

И набили плотно в кадку. удары руками по столу;

Все теперь у нас в порядке. отряхиваем руки)

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла …

Собираем мы в лукошко очень крупную …

От дождя земля намокла, вылезай толстушка …

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …

Надо поклониться низко, чтобы вытащить …

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

- совершенствовать связную речь: составление предложений различных конструкций.

Оборудование: овощи, опорная таблица для составления описательного рассказа , фотографии с изображением поделок из овощей, бросовый материал, коробочка для сюрпризного момента.

Предварительная работа:

- беседы об овощах;

- целевые прогулки с детьми на огород;

- рассматривание картинок с изображением овощей;

- настольно-печатные игры, лото, разрезные картинки.

ВложениеРазмер
razvitie_rechi-urozhay-podgotov.gr_.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить и обобщить знания детей об овощах

- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей об овощах, их отличительных особенностях;

- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык образовывать относительные прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными в роде;

- совершенствовать связную речь: составление предложений различных конструкций.

Оборудование: овощи, опорная таблица для составления описательного рассказа , фотографии с изображением поделок из овощей, бросовый материал, коробочка для сюрпризного момента.

- беседы об овощах;

- целевые прогулки с детьми на огород;

- рассматривание картинок с изображением овощей;

- настольно-печатные игры, лото, разрезные картинки.

1. Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- А как еще можно приветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, помахать рукой, снять шляпу, поклон головы и др)

-В.: Ребята, я на своем огороде собрала большой урожай и хочу с вами поделиться! (вос-ль ставит корзину с урожаем на стол). Хотите посмотреть что лежит в моей корзине?

Дети выкладывают урожай из корзины на стол: картофель, морковь, свекла, горох, капуста, лук, огурец, помидор, чеснок.

- В.: - Что общего между этими продуктами? (это овощи) Возьмите овощи, рассмотрите их и скажите, отличаются ли они друг от друга? (цвет, форма, размер, вкус)

- В.: - Ребята. Я хочу вас угостить овощами со своего огорода!

Вос-ль предлагает детям подойти к столу, на котором стоят тарелки с нарезанными свежими овощами: (свекла, морковь, огурец). Дети по кусочку пробуют каждый овощ.

- В.: - Отличаются ли овощи на вкус? Как отличаются? (свекла твердая, сладкая; морковь хрустящая, сочная)

В. предлагает детям другую тарелочки с нарезанными вареными овощами: свекла и морковь.

- В.: - Какие овощи лежат на этих тарелочках? Попробуйте их. Чем они отличаются от предыдущих овощей? Почему?

В: - Ребята. Посмотрите на наши овощи. Все ли у наших овощей пригодно для пищи?

В.: Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть овощ, а вы , если съедобный корешок, то будете приседать, а если съедобный вершок, то поднимать руки вверх.

( в процессе игры вос-ль просит детей объяснить свои действия)

Вос-ль обращает внимание детей на овощи около корзины.

Вос-ль: Ребята, внимательно посмотрите на овощи.

В: - Ребята, ля чего нам нужны овощи овощи? (В овощах много витаминов, они очень полезные). Что можно приготовить из овощей?

- Предлагаю вам немного побыть поварятами и приготовить вкусные блюда.

- Вы пока подумайте, а я вам расскажу о своем блюде:

- Из моркови я приготовила морковный сок.

- Что приготовила Наташа? ( Из картофеля приготовила картофельный суп) и т.д.

В: - У меня есть волшебная коробочка, но в таком беспорядке я не могу ее найти . Что нам нужно сделать? ( собрать овощи в корзину) .Но в корзину попасть только овощи, которые о себе смогут рассказать!

- Я морковка. Я красивая и сладкая. На мне оранжевый сарафан. Из меня получается вкусный сок.

-Я огурец. Я зеленый и колючий. Я полезный. Мне используют для приготовления салатов.

- Потрудились мы на славу! Давайте поиграем с пальчиками, разомнем их)

Чищу овощи для щей. Хлопки в ладоши.

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны.

Три картошки, Показать три пальца на левой руке.

Лука тоже три головки. Показать три пальца на правой руке.

Да петрушки корешок, Показать указательный палец на левой руке.

Да капусты кочешок. Показать указательный палец на правой руке.

Потеснись – ка ты, капуста, Движения локтями.

От тебя в кастрюле густо. Руки разводят в стороны.

Один, два, три! Выставить большой палец, указательный, средний.

Зажги огонь! Сжимание – разжимание ладоней.

Кочерыжка, выйди вон! Большим пальцем правой руки показать назад.

В- Вот и волшебная коробочка!

Дети берут ее в руки и рассматривают.

Дети задают вопросы.

Правильный ответ- редька.

( если дети не могут отгадать, то вос-ль загадывает загадку)

То белым-бела она,

То, наоборот, черна.

И зелёною бывает,

Горьковата и сочна,

Со сметаною вкусна.

Кто ж она? Дружок, ответь-ка!

Скажем вместе, дружно – РЕДЬКА

В- Давай те посмотрим на нее. Какая она? ( круглая, твердая, черная).

Редька — это растение , которое служит нам и пищей и лекарством. Редька полезна при заболевании простудой и гриппом.

- У редьки есть свой секрет: какая редька по цвету? ( черная) Как вы думаете, внутри какого она цвета? ( ответы детей) Давай те посмотрим. ( Вос-ль разрезает ножом редьку) Какая редька внутри? ( белая) Хотите попробовать ее на вкус? ( дети пробуют кусочки редьки) Какой вкус у редьки ? ( горький)

- В,: - предлагаю вам попробовать редьку с другой тарелки.

- Какая эта редька на вкус? Какого цвета внутри? Что же это за редька?

- Чем она отличается от предыдущей редьки? Давайте посмотрим на нее.

Вос-ль показывает детям другую редьку- дайкон.

- Есть много видов редьки, которая отличается друг от друга цветом и формой. Эту редьку еще называют дайкон.

- Так какая же редька? ( ответы детей)

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

В.- К нам на электронную почту детского сада пришло письмо. Нам предлагают принять участие в выставке поделок из овощей? Еще в письме были вот такие фотографии. ( изображение поделок из овощей)

Дети рассматривают фотография: из чего сделаны поделки.

В.- Мы даем свое согласие на участие в конкурсе? ( да) Тогда нужно приниматься за изготовление поделок. Что нам эля этого понадобиться?

Дети подбирают материал, организуют свое рабочее место и начинают мастерить поделки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие речи по теме "Одежда" подготовительная группа

Материал может заинтресовать воспитателей, родителей, логопедов, дефектологов, использован в качестве конспектов для занятий, заданий логопедов воспитателям на 2 половин.


Конспект ОД по развитию речи на тему: "Осень" подготовительная группа

Тема: "Осень"Пр. Задачи: Уточнить и обобщить знания детей о признаках и приметах осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения.Закрепить навык образования прилагательных и существи.



Цели:Образовательные- Закреплять умения детей давать пересказ, опираясь на опорные слова или картинки;- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;- Обучать .


Цели:Образовательные- Закреплять умения детей давать пересказ, опираясь на опорные слова или картинки;- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;- Обучать .


Конспект логопедического занятию по лексико-грамматическому развитию речи по теме: "Книги" подготовительная группа.

Цель:Расширение и уточнение словарного запаса и представлений детей по лексической теме "Книги".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выполнила Опарина Анна Станиславовна

Дебесы, 2017 год.

Тема : Собираем урожай

Цель : закреплять, уточнять и расширять представления детей об овощах.

Образовательные : 1 . Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.

2.Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества .

4. Учить описывать овощ по мнемосхеме.

5. Содействовать развитию произвольной памяти на основе заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Развивающие: 1. Развивать связную, диалогическую речь детей

2. Развивать мышление, память, внимание.

Воспитывающие: 1. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать сверстников.

Предварительная работа : Работа с мнемотаблицами

В. Ребята, здравствуйте!

В. Ребята, давайте заглянем в наш почтовый ящик. Может кто-то нам прислал письмо?

(заглядываем в почтовый ящик)

В. Посмотрите-ка, точно нам сегодня с вами пришло письмо. От кого же нам пришло письмо? Давайте прочитаем!

От кого: от Незнайки.

Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Наступила осень и в моем огороде выросли овощи. Только я не могу разобраться, какие овощи я посадил. Помогите пожалуйста мне разобраться!

В. Ребята, поможем Незнайке?

В. Ну что, ребята, пойдем собирать Незнайкин урожай!

В. Вот и первая грядка! (на столе лежит загадка, в столе спрятаны помидоры, сделанные из картона)

В. Ребята, послушайте загадку. Отгадаете загадку и поймете, что посажено на этой грядке у Незнайки.

В. Загадка: Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые

К осени краснеют!

В. Что это ребята?

В. Правильно, это помидоры! А где же они?

(ребята находят спрятанный овощ в столе)

В. Ребята, скажите помидор это фрукт или овощ?

В. Молодцы! Правильно, помидор- овощ!

В. А теперь давайте попробуем проговорить чистоговорки.( на обратной стороне помидора чистоговорки)

Ор-ор-ор-сорвали красный помидор!

Оры-оры-оры- созрели помидоры!

В. Ребята, а вы знаете, что помидор по-другому говорят ТОМАТ. Давайте все вместе скажем ТОМАТ.

В. А теперь давайте поиграем. Например: сок из томатов-томатный сок.

Сок из моркови-….морковный сок

Сок из яблок-….яблочный сок

Сок из свеклы-…свекольный сок. и т. д.

В. Молодцы, ребята!

В. Так что же посадил на этой грядке Незнайка?

В.Пойдем дальше и посмотрим, что посадил на второй грядке Незнайка!

В. Слушайте загадку: За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь-очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая!

В. Правильно- это морковь. Давайте ее найдем!

(дети находят спрятанную морковь)

В. Чистоговорки: Овка-овка-овка- выросла морковка!

Овь- овь -овь- посадили мы морковь!

В. Морковь – это что?

В. Молодцы, правильно, морковь- это тоже овощ, потому что растет на грядке!

В. А теперь давайте попробуем описать морковь по схеме.

(дети описываю морковь по мнемосхеме)

В. Какие вы молодцы!

В. Ну что, ребятки, устали? Давайте немного отдохнем!

В. Отдохнули? (ответы детей). Теперь на нужно отгадать, какой овощ посадил на следующей грядке Незнайка.

В. Слушайте загадку: Без окон, без дверей-

Полна горница людей.

В. Что это? Какой овощ?

В. Правильно, это огурец! (ребята находят огурец, на обратной стороне чистоговорка)

В. Давайте проговорим чистоговорки : Рец-рец-рец- зеленый огурец!

Цы-цы-цы- созревают огурцы!

В. Здесь мы с вами будем играть с массажным мячом. Смотрите внимательно, я буду показывать. Будем загадывать друг другу загадки. Например: Я беру мяч, катаю его между ладошками и загадываю загадку Варе, Варя, я хочу загадать тебе загадку: это овощ, круглой формы, красного цвета, растет в земле, это корнеплод. Что это?

(ответы детей, дети по очереди загадывают друг другу загадки)

В. Молодцы, ребята!

В. Пойдем к следующей грядке. Давайте отгадаем загадку: Садим весной,

Они очень полезные,

В них много витаминов,

Они вкусные, сочные

Растут в огороде.

В. Ребята, давайте присядем на стульчики. Сели прямо. Ножки стоят, ручки лежат, локти у края, а спина прямая!

В. Давайте внимательно посмотрим, что изображено на таблице. (разбираем каждый раздел таблицы)

(Заучивание стихотворения по мнемотаблице, каждый ребенок выходит и говорит стихотворение опираясь на таблицу)

В. Молодцы, ребята! Помогли Незнайке! Какие овощи мы с вами собрали с грядок Незнайки? (ответы детей)

(дети на одном листе бумаги рисуют овощи)

В. Молодцы! Теперь давайте отправим по почте!

Краткое описание документа:

Выполнила Опарина Анна Станиславовна

Дебесы, 2017 год.

Тема: Собираем урожай

Цель: закреплять, уточнять и расширять представления детей об овощах.

Задачи:

Образовательные: 1.Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.

2.Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества.

4. Учить описывать овощ по мнемосхеме.

5. Содействовать развитию произвольной памяти на основе заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Развивающие: 1. Развивать связную, диалогическую речь детей

2. Развивать мышление, память, внимание.

Воспитывающие: 1. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать сверстников.

Предварительная работа: Работа с мнемотаблицами

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 133 человека из 44 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 746 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.10.2017 837
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Опарина Анна Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Политова Елена Юрьевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, город Шумерля

  1. Обучение составлению описательного рассказа по образцу.
  2. Развитие навыков анализа и синтеза, обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.
  3. Использование словаря глагольной лексики, образование относительных прилагательных, подбор определений.
  4. Формирование умения определять позицию звука Р в словах.

Муляжи овощей и фруктов; картинки с изображением овощей, две корзины.

Воспитатель: Ребята. Вы помните дядю Федора из Простоквашино? Приехал дядя Федор в деревню. Окинул взглядом огород, сад. Пора урожай собирать. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какие овощи выросли на огороде. (Дети произносят слова).

А кот Матроскин тут как тут: -Да на славу потрудились. Хороший урожай вырастили. А что нужно для того, чтобы вырастить урожай?

Дети: посеять, посадить, рыхлить, поливать, полоть.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите овощи, у которых съедобна ботва, а у которых корень.

Дети по очереди называют овощ на картинке и часть, которую употребляют в пищу. (Корни съедобны у моркови, картофеля, свеклы, редиса, редьки, репы. У свеклы съедобны и корень, и ботва. У капусты и салата- листья. У помидора, огурца, кабачка- плоды. У гороха, фасоли, бобов- семена).

Воспитатель: Назовите блюда, в приготовлении которых эта часть используется.

Воспитатель: Только ли в огороде растут овощи? (Ответы детей) Овощи еще выращивают в поле. Поле- это огромный участок земли за городом. Если на поле выращивают картофель, какое это поле?

Капусту-капустное, свеклу- свекольное, морковь- морковное и т.д.

Воспитатель раздает карточки с изображением овощей детям,

Найдите звук Р , который спрятался в названии овощей: редис, репа, картофель, помидор, горох, огурец, редька.

Воспитатель: после сбора урожая на огороде заглянули в сад. Что растет в саду?

Дети: фрукты, ягоды.

Воспитатель: Ребята, на столе разложены фрукты. Выберите фрукт и охарактеризуйте его. Образец: я люблю грушу, потому что она вкусная, сочная, сладкая, полезная и т.д.

Воспитатель: На каком дереве растут груши? (На грушевом)

А яблоки? (На яблоневом)

Вишни? (На вишневом)

Сливы? (На сливовом)

Воспитатель: Все убрали. Дядя Федор сел отдохнуть. В это время Матроскин сложил все овощи и фрукты в подвале. Увидел это дядя Федор: «Эх, ты, разве овощи и фрукты вместе хранятся?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Матроскину разобрать овощи и фрукты по отдельным корзинам. (После того, как все разобрали, проверить содержимое корзин).

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадку

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная… (Картошка)

Какой еще бывает картошка? (аппетитная, овальная, ароматная и т.д.). А вы знаете загадки об овощах и фруктах? Загадайте свои загадки.

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

Читайте также: