Редукция корневой системы у растений паразитов

Обновлено: 04.10.2024

Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.

Оборудование: презентация на электронных носителях.

Класс рассаживается по группам.

I . Изучение нового материала.

В процессе существования вид может претерпевать…..

1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:

Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Увеличение численности особей

Образование новых видов, популяций

Примеры : рис. заяц и голубь

Уменьшение численности особей

Примеры: рис. бабочка и утконос

Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).

Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.

Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..

Биопрогресс сопровождается: уменьшением……

Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….

Что важнее для эволюции? (биопрогресс)

На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.

Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).

Сейчас их выделяют 3:

Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:

- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;

-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;

-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.

(слайд с примерами ароморфозов)

возникновение мембранных органелл

появление надцарства эукариоты

появление новых подцарств

возникновение особых систем органов

появление новых типов.

Более мелкими ароморфозами животных были :

§ появление костной ткани

§ появление двух кругов кровообращения

§ появление альвеолярных лёгких

Самыми значимыми ароморфозами у растений были:

v Возникновение эпидермиса (слайд)

v Возникновение устьиц

v Возникновение проводящей и механической систем

v Закономерная смена поколений

v Образование цветков и плодов

Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.

Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.

На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .

А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.

Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)

Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.

Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.

У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)

В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.

Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,

безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,

безногих амфибий – живущих в толще почвы.

(Слайд с рисунка)

Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.

Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.

Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:

Вариант 1 (1-ая группа)

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение фотосинтеза.

3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.

4. Возникновение ползучего стебля у земляники.

5. Возникновение полового процесса.

6. Появление проводящей ткани.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

9. Появление плода у покрытосеменных.

10. Появление семян у голосеменных.

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.

14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

18. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2 (2-ая группа)

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение многоклеточности.

2. Возникновение хорды.

3. Образование позвоночника.

4. Образование пятипалых конечностей.

5. Образование ластов.

6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

9. Возникновение теплокровности.

10. Усложнение головного мозга.

11. Увеличение массы головного мозга.

12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.

13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.

14. Утрата конечностей у китов.

15. Утрата густого шерстного покрова у слона.

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.

17. Образование хобота у слона.

18. Удлинение шеи у жирафа.

После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.

После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.

  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.

В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.

Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.

4 (30).jpg

Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .

Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.

  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.

Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).

Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.

  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.
  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.

entangled-2777693_640.jpg

Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.

  • снижение численности особей в систематических группах;
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.


Разместили прошлогодние варианты с решениями экзамена 2020 года по русскому языку, немецкому языку, физике, биологии, химии и географии

04.05.2017
Открываем математику в режиме тестирования

02.05.2017
Открываем физику в режиме тестирования

29.04.2017
Открываем биологию в режиме тестирования

24.05.2017
Открываем мировую историю в режиме тестирования

19.04.2017
Открываем немецкий язык в режиме тестирования

16.04.2017
Открываем английский язык в режиме тестирования

10.04.2017
Открываем испанский язык в режиме тестирования

05.04.2017
Открываем русский язык в режиме тестирования

01.02.2017
Здесь будет город-сад!

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:

Переход двухвалентного железа в трехвалентное в результате жизнедеятельности живых организмов является примером проявления . функции живого вещества биосферы:

Одной из причин опустынивания земель является:

1) чрезмерная вырубка лесов 2) сжигание природного газа 3) разрушение озонового слоя 4) выращивание генетически модифицированных растений 5) 6)

Потомство F1 будет единообразным по фенотипу при скрещивании организмов с генотипами:

Какая клеточная структура обозначена на рисунке цифрой 3?

Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кувшинка белая:

(1)Цветки у кувшинки белой плавающие, одиночные, белые, крупные (до 20 см в диаметре). (2)Цветет она с июня до сентября, цветки опыляются насекомыми. (З)Опыленные цветки погружаются в воду, где происходит созревание и разрушение плода (на следующий год в августе — сентябре). (4)Плоды у кувшинки шарообразные, многосемянные, с крупным мешковидным выростом. (5)Кувшинка произрастает в водоемах, богатых биогенными элементами. (6)Она встречается в озерах, каналах, заводях рек с медленно текущей водой на глубине до 2,5 м.

Во время световой фазы фотосинтеза не происходит:

1) фотолиз воды 2) восстановление кофермента НАДФ+ 3) возникновение электрохимического мембранного потенциала 4) синтез глюкозы из атмосферного СО2 за счет НАДФ-Н2 и энергии АТФ 5) 6)

У мышей желтый окрас доминирует над черным, при этом гомозиготные зародыши желтых мышей начинают развиваться, а затем рассасываются. При скрещивании желтых мышей в потомстве получено 12 мышат. Сколько из них гетерозиготных?

Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:

а — удельная смертность — это количество особей, погибших за единицу времени в расчете на одну особь

б — если в популяции преобладают пострепродуктивные особи, это может свидетельствовать о неблагоприятных условиях существования

в — падение плотности популяции ниже оптимальной всегда приводит к ее вымиранию

Укажите пример действия стабилизирующего естественного отбора:

1) редукция корневой системы у растений-паразитов 2) адаптация болезнетворных бактерий к различным лекарственным препаратам 3) существование гаттерии в неизменном состоянии на протяжении нескольких тысячелетий 4) развитие специальных желез у птиц, приспособившихся к питью морской воды, для быстрого выделения избытка солей из организма 5) 6)

На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:

1) формирование мощной кутикулы у многих эндопаразитов 2) приспособление болезнетворных бактерий к лекарственным препаратам 3) формирование сезонных рас у погремка, произрастающего на сенокосных лугах 4) преимущественное выживание куколок бабочки крапивницы, имеющих типичную окраску, совпадающую с окраской коры деревьев 5) 6)

На принадлежность человека к классу Млекопитающие указывает(-ют):

1) наличие диафрагмы, молочных, сальных и потовых желез 2) гетеротрофный тип питания, расположение сердца на брюшной стороне тела 3) две пары конечностей, наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга 4) противопоставление большого пальца руки остальным, развитые ключицы, наличие ногтей 5) 6)

B пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая - в невысоких и редких лиственных насаждениях c большим количеством полян. Это пример изоляции:

Формулой 1n2c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:

а — пресинтетического (G) периода интерфазы

б — метафазы мейоза І

в — анафазы мейоза I у каждого полюса клетки

г — профазы мейоза II

д — анафазы митоза у каждого полюса клетки

Аэробный этап клеточного дыхания отличается от спиртового брожения тем, что:

а — представляет собой многоступенчатый процесс

б — катализируется ферментами

в — относится к реакциям диссимиляции

г — протекает при участии

д — в результате синтезируется 36 молекул АТФ (в расчете на 2 молекулы пировиноградной кислоты)

1) крыло бабочки и крыло птицы 2) коробочка кукушкина льна и коробочка мака 3) ядовитые железы гадюки и слюнные железы ящерицы 4) светочувствительный глазок (стигма) эвглены и глаз кальмара 5) 6)

Назовите элемент, обозначенный на схеме строения цветка цифрой 3:

На схеме строения корня растения зона проведения обозначена цифрой:

К механическим тканям растений относятся:

1) флоэма и ксилема 2) эпидермис и перидерма 3) склеренхима и колленхима 4) запасающая паренхима и хлоренхима 5) 6)

1) сифоновая структурная организация 2) бесполое размножение — фрагментация 3) споры образуются в шаровидных спорангиях 4) клеточная стенка состоит преимущественно из хитина 5) 6)

К прокариотам относятся:

Структура, обозначенная на схеме строения бактерии цифрой 1:

1) содержит ферменты 2) состоит из целлюлозы 3) поддерживает форму клетки 4) участвует в синтезе липидов 5) 6)

У растений различают несколько жизненных форм. Три из четырех указанных растений представляют собой одну и ту же жизненную форму. Укажите растение, не входящее в эту группу:

1) две пары членистых усиков 2) замкнутая кровеносная система 3) нет среднего отдела кишечника 4) органы выделения — протонефридии 5) 6)

Выберите признаки, характерные для ксилемы покрытосеменных растений:

а — является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток

б — основной функциональный элемент состоит из живых клеток с густой цитоплазмой и мелкими вакуолями

в — обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ

г — образуется в результате деления клеток лубяных волокон

Спорынья и головневые грибы имеют:

1) разные типы питания и разные способы 2) разные типы питания, но сходный способ 3) одинаковый тип питания и сходный способ 4) одинаковый тип питания, но разные способы 5) 6)

Охарактеризуйте стебель цветковых растений:

а — выполняет опорную функцию

б — может ветвиться благодаря развитию боковых и придаточных почек

в — в состав коры входит луб

г — растет в толщину за счет деления клеток сердцевины

д — выполняет функцию спорообразования

Укажите, для каких организмов характерны перечисленные признаки:

ПризнакОрганизм
1) запасной углевод - крахмал
2) хитинизированная кутикула
3) в состав клеточной стенки входит хитин
4) в состав клеточной стенки входит муреин
а) моль
б) ясень
в) нутрия
г) подосиновик
д) бактерия - возбудитель столбняка

а) прямое развитие

б) радиальная симметрия тела

в) слепо замкнутый кишечник

г) реактивный способ передвижения

д) наличие кожно-мускульного мешка

После введения в организм человека вакцины против полиомиелита формируется иммунитет:

Определите группу крови человека, в которой на мембранах эритроцитов отсутствуют оба типа антигенов (агглютиногенов) - А и В:

Для поддержания гомеостаза при повышении температуры окружающей среды до +38 °C в организме человека происходит:

1) уменьшение теплоотдачи; 2) усиление потоотделения 3) сокращение скелетных мышц 4) сужение кровеносных сосудов кожи 5) 6)

Укажите утверждение, верное для дыхательной системы человека:

1) нижняя Часть трахеи переходит в гортань 2) дыхательный центр расположен в спинном мозге 3) между бронхами и альвеолами находится плевральная полость 4) чихание возникает при раздражении рецепторов носовой полости 5) 6)

Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:

1) конечная моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь 2) при образовании мочи сначала происходит фильтрация, затем реабсорбция 3) почка имеет бобовидную форму и покрыта соединительнотканной капсулой 4) приносящая артериола перед тем, как войти в капсулу нефрона, образует вторичную капиллярную сеть 5) 6)

Спирограмма тяжелоатлета показала, что дыхательный объем его легких составил 950 см 3 , резервный объем вдоха — 2550 см 3 , а жизненная емкость легких — 5200 см 3 . Определите резервный объем выдоха лёгких тяжелоатлета (см 3 ):

Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:

б — левое предсердие

в — левый желудочек

г — полулунные клапаны

Установите последовательность движения крови по ним, начиная от левого предсердия:

Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:

соматотропин — гигантизм = тироксин — ?

Определите тип изменчивости для каждого из предложенных примеров:

A. зимой у сиамских кошек темнеет шерсть

Б. у тетраплоидной ржи зерновки крупнее, чем у диплоидных растений

B. рождение резус-положительного ребенка у резус-отрицательных родителей

Г. при переселении жителя равнин в горы количество эритроцитов в его крови увеличилось

Д. в результате скрещивания дигетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами появились потомки с зелеными морщинистыми семенами

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2ГЗД1.

Для каждого примера мутационных изменений в молекуле ДНК укажите вид мутации:

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут изпользоваться несколько раз. Например: А6Б6ВЗ.

Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:

А) в природе в пределах ареала обычной осины встречаются гигантские осины, которые являются автотриплоидами (3n = 57)

Б) в одном и том же лесу совместно существуют две расы одного вида листоедов, при этом жуки одной расы обитают на ивах, а другой — на осинах

B) известна европейская форма зайца-беляка, у которого шерсть летом бурая с рыжевато-серым оттенком, а зимой — белая, и ирландская форма, у которой шерсть круглый год остается бурой с рыжевато-серым оттенком

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1. .


Задания Д15 № 18487

Укажите примеры дегенерации

1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

2) сидячий образ жизни асцидий

3) многососковость у человека

4) примитивная нервная система у кишечнополостных

5) плохо развитые глаза у крота

6) двухслойное строение тела медуз

Примеры общей дегенерации: отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня, сидячий образ жизни асцидий; пример частной дегенерации(то же самое, что идиоадаптация): плохо развитые глаза у крота .

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).

Плохо развитые глаза у крота это идиоадоптация!

Да, Вы совершенно правы.

Частная дегенерация — это пример идиоадаптации.

На мой взгляд, не корректно указывать в ответе пункт два. Ведь говориться об образе жизни, а не об изменениях в строение организма. Нет указания на то, что в организме наблюдается редукция органов или их систем. Домыслив можно указать на упрощение строения взрослой особи по сравнению с личинкой, но еще раз повторю, что в вопросе и ответе нет ссылок на строение организма, только образ жизни!


Задание 15 № 22270

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса.

(2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию.

(4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней.

5 предложение - частная дегенерация. Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).

НЕ выбираем 3 предложение, т. к. описывается адаптация к паразитическому образу жизни.

Не выбираем 6 предложение. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции. описан элементарный фактор эволюции.


Задания Д15 № 21021

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

В филогенезе А. Н. Северцов ввел понятия общая дегенерации и частной дегенерации. Общей дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, ученый называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. При частной дегенерации у организмов в процессе их исторического развития редуцируются органы, имевшиеся у предков, например конечности у безногих ящериц, раковина у головоногих моллюсков. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.

Общая дегенерация: редукция органов чувств у ленточных червей, отсутствие хлорофиллоа у растений-паразитов, отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Частная дегенерация: редукция задних конечностей у кита, отсутствие конечностей у змеи, потеря страусом способности к полёту.


Задание 26 № 22068

Почему идиоадаптацию и общую дегенерацию считают биологическим прогрессом. Приведете не менее 4 обоснований.

1) Биологический прогресс — это успех конкретного вида или систематических групп в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса: а) увеличение числа особей систематических групп; б) расширение ареала; в) образование новой популяции, разновидности, вида.

(или, Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон.)

2) Идиоадаптация — приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но без принципиальной перестройки их биологической организации.

Приспособившись к конкретным условиям среды (идиоадаптация), вид увеличит свою численность.

Увеличив свою численность, вид сможет шире распространиться, т. е. расширить свой ареал.

3) Дегенерация — упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Очень часто дегенерация наблюдается при переходе видов к паразитическому образу существования.Дегенерация приводит к значительному упрощению организации, но виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность и ареал.

Упростив свою организацию (дегенерация) вид сможет потратить сэкономленные ресурсы на дополнительную защиту или размножение, тем самым также увеличив свою численность.

4) Расширив свой ареал, вид будет попадать в новые экологические ниши, в которых будут образовываться новые виды.

Стойкое повышение численности потомков в результате развития по пути идиоадаптации или дегенерации по сравнению с предками приводит к увеличению плотности населения, что, в свою очередь, через обострение внутривидовой конкуренции вызывает расширение ареала; этому же способствует и возрастание приспособленности. Расширение ареала приводит к тому, что вид при расселении сталкивается с новыми факторами среды, к которым необходимо приспосабливаться. Так происходит дифференциация вида, усиливается дивергенция, что ведет к увеличению дочерних таксонов.


Задания Д26 C6 № 12174

Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.

Общая дегенерация – представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к пещерному, к сидячему или паразитическому образу жизни.

1) Дегенерация органов зрения у кротов не мешает их жизни под землёй, и их численность возрастает.

2) Ленточные черви утратили пищеварительную систему, но прекрасно паразитируют в других организмах.

3) Повилика характеризуется снижением активности аппарата фотосинтеза, редукцией листьев до чешуй, преобразованием корней в присоски — паразитирует на высших растениях и является злостным сорняком.

редукция глаз у кротов это идиоадаптация, т.к. не связана с паразитическим образом жизни

Бывает частная дегенерация - это как раз пример с реукцией зрения у крота.


Задания Д21 № 6642

Примером общей дегенерации является

1, 2 и 4 – идиоадаптация.

В эволюционное учение А. Н. Северцовым были введены понятия общая и частная Дегенерация. Общей Дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, Северцов называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей Дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.

Извините, но прочитала в справочнике : Дегенерация - приспособительные изменения организмов, приобретаемые путём понижения уровня общей организации - упрощение строения и функций. Так, паразитические черви утратили пищеварительную систему, у обитающих в земле кротов редуцированы глаза. Ответ 1 тоже подходит.

В эво­лю­ци­он­ное уче­ние А. Н. Се­вер­цо­вым были вве­де­ны по­ня­тия общая и част­ная Де­ге­не­ра­ция.

1 - это частная Дегенерация.

Вопрос сложный, спорный, но включается в часть А очень часто.

В вопросах В части редукция зрения у кротов - дегенерация. Как быть, ведь это некорректный вопрос?

Нельзя утверждать, что вопрос некорректный.

К сожалению, в биологии (и экологии) часто бывает :(

У вас есть задания В части, в которых настойчиво утверждается, что редукция зрения крота- общая дегенерация. Чему верить?

Укажите номера заданий, где это утверждается настойчиво :( Это биологическая ошибка.

мне кажется что и редукция зрения у крота и утрата крыльев у блох и вшей можно назвать дегенерацией.

при дегенерации с редукцией одних органов происходит усиление роли других. так у крота улучшается, если я не ошибаюсь, слух. у блох и вшей отсутствие крыльев, вероятно, связано с тем, что они являются эктопаразитами. Ну дегенерация как раз и связана с переходом к паразитическому образу жизни. Вопрос, на мой взгляд, некорректен

Частная дегенерация соответствует идиоадаптации.

В 32 задании части В правильный ответ редукция зрения у крота - дегенерация, а в части А этого задания - это идиоадаптация. Как быть? Какой ответ правильный? И что выбирать на экзамене?

Ре­дук­ция зре­ния у крота — част­ная де­ге­не­ра­ция со­от­вет­ству­ет идио­адап­та­ции.

Если есть вариант ответа с паразитами, их нужно выбирать.


Задание 20 № 20970

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
Аидиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ

Список терминов и понятий:

1) биологический прогресс

2) общая дегенерация

3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

5) обитание в океане рыбы латимерии

6) биологический регресс

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
А — биологический прогресс идиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБ — общая дегенерацияредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.

Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).

Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.

Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.

Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.

Читайте также: