Редукция корневой системы у растений паразитов
Обновлено: 04.10.2024
Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.
Оборудование: презентация на электронных носителях.
Класс рассаживается по группам.
I . Изучение нового материала.
В процессе существования вид может претерпевать…..
1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:
Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Увеличение численности особей
Образование новых видов, популяций
Примеры : рис. заяц и голубь
Уменьшение численности особей
Примеры: рис. бабочка и утконос
Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).
Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.
Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..
Биопрогресс сопровождается: уменьшением……
Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….
Что важнее для эволюции? (биопрогресс)
На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.
Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов
Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)
Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).
Сейчас их выделяют 3:
Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:
- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;
-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;
-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.
(слайд с примерами ароморфозов)
возникновение мембранных органелл
появление надцарства эукариоты
появление новых подцарств
возникновение особых систем органов
появление новых типов.
Более мелкими ароморфозами животных были :
§ появление костной ткани
§ появление двух кругов кровообращения
§ появление альвеолярных лёгких
Самыми значимыми ароморфозами у растений были:
v Возникновение эпидермиса (слайд)
v Возникновение устьиц
v Возникновение проводящей и механической систем
v Закономерная смена поколений
v Образование цветков и плодов
Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.
Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.
На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .
А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.
Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)
Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.
Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.
У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)
В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.
Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,
безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,
безногих амфибий – живущих в толще почвы.
(Слайд с рисунка)
Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.
Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.
Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:
Вариант 1 (1-ая группа)
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение хлорофилла.
2. Возникновение фотосинтеза.
3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
5. Возникновение полового процесса.
6. Появление проводящей ткани.
7. Появление цветка у покрытосеменных.
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
9. Появление плода у покрытосеменных.
10. Появление семян у голосеменных.
11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.
14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.
16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
18. Появление клубней у дикого картофеля.
Вариант 2 (2-ая группа)
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение многоклеточности.
2. Возникновение хорды.
3. Образование позвоночника.
4. Образование пятипалых конечностей.
5. Образование ластов.
6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
9. Возникновение теплокровности.
10. Усложнение головного мозга.
11. Увеличение массы головного мозга.
12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
14. Утрата конечностей у китов.
15. Утрата густого шерстного покрова у слона.
16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
17. Образование хобота у слона.
18. Удлинение шеи у жирафа.
После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.
После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.
Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.
- увеличение численности особей;
- расширение ареала;
- увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.
В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.
Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.
Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .
Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.
- двусторонняя симметрия тела;
- сквозной кишечник;
- трахейное дыхание у членистоногих;
- лёгочное дыхание у позвоночных;
- альвеолярные лёгкие;
- четырёхкамерное сердце;
- два круга кровообращения;
- теплокровность.
- возникновение фотосинтеза;
- формирование тканей;
- возникновение листа, стебля, корня;
- появление семени;
- образование цветка и плода.
Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).
Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.
- разные типы листьев и стеблей у растений;
- разное строение цветков у растений;
- видоизменения побега растений;
- разные клювы у птиц;
- разная форма тела и окраска рыб;
- разные типы ротовых аппаратов насекомых.
- упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
- редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
- редукция головы у двустворчатых моллюсков;
- исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
- редукция листьев у паразитических растений.
Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.
- снижение численности особей в систематических группах;
- сужение ареала;
- уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.
Разместили прошлогодние варианты с решениями экзамена 2020 года по русскому языку, немецкому языку, физике, биологии, химии и географии
04.05.2017
Открываем математику в режиме тестирования
02.05.2017
Открываем физику в режиме тестирования
29.04.2017
Открываем биологию в режиме тестирования
24.05.2017
Открываем мировую историю в режиме тестирования
19.04.2017
Открываем немецкий язык в режиме тестирования
16.04.2017
Открываем английский язык в режиме тестирования
10.04.2017
Открываем испанский язык в режиме тестирования
05.04.2017
Открываем русский язык в режиме тестирования
01.02.2017
Здесь будет город-сад!
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Переход двухвалентного железа в трехвалентное в результате жизнедеятельности живых организмов является примером проявления . функции живого вещества биосферы:
Одной из причин опустынивания земель является:
1) чрезмерная вырубка лесов 2) сжигание природного газа 3) разрушение озонового слоя 4) выращивание генетически модифицированных растений 5) 6)
Потомство F1 будет единообразным по фенотипу при скрещивании организмов с генотипами:
Какая клеточная структура обозначена на рисунке цифрой 3?
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кувшинка белая:
(1)Цветки у кувшинки белой плавающие, одиночные, белые, крупные (до 20 см в диаметре). (2)Цветет она с июня до сентября, цветки опыляются насекомыми. (З)Опыленные цветки погружаются в воду, где происходит созревание и разрушение плода (на следующий год в августе — сентябре). (4)Плоды у кувшинки шарообразные, многосемянные, с крупным мешковидным выростом. (5)Кувшинка произрастает в водоемах, богатых биогенными элементами. (6)Она встречается в озерах, каналах, заводях рек с медленно текущей водой на глубине до 2,5 м.
Во время световой фазы фотосинтеза не происходит:
1) фотолиз воды 2) восстановление кофермента НАДФ+ 3) возникновение электрохимического мембранного потенциала 4) синтез глюкозы из атмосферного СО2 за счет НАДФ-Н2 и энергии АТФ 5) 6)
У мышей желтый окрас доминирует над черным, при этом гомозиготные зародыши желтых мышей начинают развиваться, а затем рассасываются. При скрещивании желтых мышей в потомстве получено 12 мышат. Сколько из них гетерозиготных?
Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:
а — удельная смертность — это количество особей, погибших за единицу времени в расчете на одну особь
б — если в популяции преобладают пострепродуктивные особи, это может свидетельствовать о неблагоприятных условиях существования
в — падение плотности популяции ниже оптимальной всегда приводит к ее вымиранию
Укажите пример действия стабилизирующего естественного отбора:
1) редукция корневой системы у растений-паразитов 2) адаптация болезнетворных бактерий к различным лекарственным препаратам 3) существование гаттерии в неизменном состоянии на протяжении нескольких тысячелетий 4) развитие специальных желез у птиц, приспособившихся к питью морской воды, для быстрого выделения избытка солей из организма 5) 6)
На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:
1) формирование мощной кутикулы у многих эндопаразитов 2) приспособление болезнетворных бактерий к лекарственным препаратам 3) формирование сезонных рас у погремка, произрастающего на сенокосных лугах 4) преимущественное выживание куколок бабочки крапивницы, имеющих типичную окраску, совпадающую с окраской коры деревьев 5) 6)
На принадлежность человека к классу Млекопитающие указывает(-ют):
1) наличие диафрагмы, молочных, сальных и потовых желез 2) гетеротрофный тип питания, расположение сердца на брюшной стороне тела 3) две пары конечностей, наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга 4) противопоставление большого пальца руки остальным, развитые ключицы, наличие ногтей 5) 6)
B пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая - в невысоких и редких лиственных насаждениях c большим количеством полян. Это пример изоляции:
Формулой 1n2c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:
а — пресинтетического (G) периода интерфазы
б — метафазы мейоза І
в — анафазы мейоза I у каждого полюса клетки
г — профазы мейоза II
д — анафазы митоза у каждого полюса клетки
Аэробный этап клеточного дыхания отличается от спиртового брожения тем, что:
а — представляет собой многоступенчатый процесс
б — катализируется ферментами
в — относится к реакциям диссимиляции
г — протекает при участии
д — в результате синтезируется 36 молекул АТФ (в расчете на 2 молекулы пировиноградной кислоты)
1) крыло бабочки и крыло птицы 2) коробочка кукушкина льна и коробочка мака 3) ядовитые железы гадюки и слюнные железы ящерицы 4) светочувствительный глазок (стигма) эвглены и глаз кальмара 5) 6)
Назовите элемент, обозначенный на схеме строения цветка цифрой 3:
На схеме строения корня растения зона проведения обозначена цифрой:
К механическим тканям растений относятся:
1) флоэма и ксилема 2) эпидермис и перидерма 3) склеренхима и колленхима 4) запасающая паренхима и хлоренхима 5) 6)
1) сифоновая структурная организация 2) бесполое размножение — фрагментация 3) споры образуются в шаровидных спорангиях 4) клеточная стенка состоит преимущественно из хитина 5) 6)
К прокариотам относятся:
Структура, обозначенная на схеме строения бактерии цифрой 1:
1) содержит ферменты 2) состоит из целлюлозы 3) поддерживает форму клетки 4) участвует в синтезе липидов 5) 6)
У растений различают несколько жизненных форм. Три из четырех указанных растений представляют собой одну и ту же жизненную форму. Укажите растение, не входящее в эту группу:
1) две пары членистых усиков 2) замкнутая кровеносная система 3) нет среднего отдела кишечника 4) органы выделения — протонефридии 5) 6)
Выберите признаки, характерные для ксилемы покрытосеменных растений:
а — является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток
б — основной функциональный элемент состоит из живых клеток с густой цитоплазмой и мелкими вакуолями
в — обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ
г — образуется в результате деления клеток лубяных волокон
Спорынья и головневые грибы имеют:
1) разные типы питания и разные способы 2) разные типы питания, но сходный способ 3) одинаковый тип питания и сходный способ 4) одинаковый тип питания, но разные способы 5) 6)
Охарактеризуйте стебель цветковых растений:
а — выполняет опорную функцию
б — может ветвиться благодаря развитию боковых и придаточных почек
в — в состав коры входит луб
г — растет в толщину за счет деления клеток сердцевины
д — выполняет функцию спорообразования
Укажите, для каких организмов характерны перечисленные признаки:
Признак | Организм |
1) запасной углевод - крахмал 2) хитинизированная кутикула 3) в состав клеточной стенки входит хитин 4) в состав клеточной стенки входит муреин | а) моль б) ясень в) нутрия г) подосиновик д) бактерия - возбудитель столбняка |
а) прямое развитие
б) радиальная симметрия тела
в) слепо замкнутый кишечник
г) реактивный способ передвижения
д) наличие кожно-мускульного мешка
После введения в организм человека вакцины против полиомиелита формируется иммунитет:
Определите группу крови человека, в которой на мембранах эритроцитов отсутствуют оба типа антигенов (агглютиногенов) - А и В:
Для поддержания гомеостаза при повышении температуры окружающей среды до +38 °C в организме человека происходит:
1) уменьшение теплоотдачи; 2) усиление потоотделения 3) сокращение скелетных мышц 4) сужение кровеносных сосудов кожи 5) 6)
Укажите утверждение, верное для дыхательной системы человека:
1) нижняя Часть трахеи переходит в гортань 2) дыхательный центр расположен в спинном мозге 3) между бронхами и альвеолами находится плевральная полость 4) чихание возникает при раздражении рецепторов носовой полости 5) 6)
Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:
1) конечная моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь 2) при образовании мочи сначала происходит фильтрация, затем реабсорбция 3) почка имеет бобовидную форму и покрыта соединительнотканной капсулой 4) приносящая артериола перед тем, как войти в капсулу нефрона, образует вторичную капиллярную сеть 5) 6)
Спирограмма тяжелоатлета показала, что дыхательный объем его легких составил 950 см 3 , резервный объем вдоха — 2550 см 3 , а жизненная емкость легких — 5200 см 3 . Определите резервный объем выдоха лёгких тяжелоатлета (см 3 ):
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:
б — левое предсердие
в — левый желудочек
г — полулунные клапаны
Установите последовательность движения крови по ним, начиная от левого предсердия:
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
соматотропин — гигантизм = тироксин — ?
Определите тип изменчивости для каждого из предложенных примеров:
A. зимой у сиамских кошек темнеет шерсть
Б. у тетраплоидной ржи зерновки крупнее, чем у диплоидных растений
B. рождение резус-положительного ребенка у резус-отрицательных родителей
Г. при переселении жителя равнин в горы количество эритроцитов в его крови увеличилось
Д. в результате скрещивания дигетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами появились потомки с зелеными морщинистыми семенами
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2ГЗД1.
Для каждого примера мутационных изменений в молекуле ДНК укажите вид мутации:
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут изпользоваться несколько раз. Например: А6Б6ВЗ.
Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
А) в природе в пределах ареала обычной осины встречаются гигантские осины, которые являются автотриплоидами (3n = 57)
Б) в одном и том же лесу совместно существуют две расы одного вида листоедов, при этом жуки одной расы обитают на ивах, а другой — на осинах
B) известна европейская форма зайца-беляка, у которого шерсть летом бурая с рыжевато-серым оттенком, а зимой — белая, и ирландская форма, у которой шерсть круглый год остается бурой с рыжевато-серым оттенком
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1. .
Задания Д15 № 18487
Укажите примеры дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
2) сидячий образ жизни асцидий
3) многососковость у человека
4) примитивная нервная система у кишечнополостных
5) плохо развитые глаза у крота
6) двухслойное строение тела медуз
Примеры общей дегенерации: отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня, сидячий образ жизни асцидий; пример частной дегенерации(то же самое, что идиоадаптация): плохо развитые глаза у крота .
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).
Плохо развитые глаза у крота это идиоадоптация!
Да, Вы совершенно правы.
Частная дегенерация — это пример идиоадаптации.
На мой взгляд, не корректно указывать в ответе пункт два. Ведь говориться об образе жизни, а не об изменениях в строение организма. Нет указания на то, что в организме наблюдается редукция органов или их систем. Домыслив можно указать на упрощение строения взрослой особи по сравнению с личинкой, но еще раз повторю, что в вопросе и ответе нет ссылок на строение организма, только образ жизни!
Задание 15 № 22270
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса.
(2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию.
(4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней.
5 предложение - частная дегенерация. Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).
НЕ выбираем 3 предложение, т. к. описывается адаптация к паразитическому образу жизни.
Не выбираем 6 предложение. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции. описан элементарный фактор эволюции.
Задания Д15 № 21021
Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит
1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полёту
В филогенезе А. Н. Северцов ввел понятия общая дегенерации и частной дегенерации. Общей дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, ученый называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. При частной дегенерации у организмов в процессе их исторического развития редуцируются органы, имевшиеся у предков, например конечности у безногих ящериц, раковина у головоногих моллюсков. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.
Общая дегенерация: редукция органов чувств у ленточных червей, отсутствие хлорофиллоа у растений-паразитов, отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Частная дегенерация: редукция задних конечностей у кита, отсутствие конечностей у змеи, потеря страусом способности к полёту.
Задание 26 № 22068
Почему идиоадаптацию и общую дегенерацию считают биологическим прогрессом. Приведете не менее 4 обоснований.
1) Биологический прогресс — это успех конкретного вида или систематических групп в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса: а) увеличение числа особей систематических групп; б) расширение ареала; в) образование новой популяции, разновидности, вида.
(или, Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон.)
2) Идиоадаптация — приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но без принципиальной перестройки их биологической организации.
Приспособившись к конкретным условиям среды (идиоадаптация), вид увеличит свою численность.
Увеличив свою численность, вид сможет шире распространиться, т. е. расширить свой ареал.
3) Дегенерация — упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Очень часто дегенерация наблюдается при переходе видов к паразитическому образу существования.Дегенерация приводит к значительному упрощению организации, но виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность и ареал.
Упростив свою организацию (дегенерация) вид сможет потратить сэкономленные ресурсы на дополнительную защиту или размножение, тем самым также увеличив свою численность.
4) Расширив свой ареал, вид будет попадать в новые экологические ниши, в которых будут образовываться новые виды.
Стойкое повышение численности потомков в результате развития по пути идиоадаптации или дегенерации по сравнению с предками приводит к увеличению плотности населения, что, в свою очередь, через обострение внутривидовой конкуренции вызывает расширение ареала; этому же способствует и возрастание приспособленности. Расширение ареала приводит к тому, что вид при расселении сталкивается с новыми факторами среды, к которым необходимо приспосабливаться. Так происходит дифференциация вида, усиливается дивергенция, что ведет к увеличению дочерних таксонов.
Задания Д26 C6 № 12174
Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.
Общая дегенерация – представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к пещерному, к сидячему или паразитическому образу жизни.
1) Дегенерация органов зрения у кротов не мешает их жизни под землёй, и их численность возрастает.
2) Ленточные черви утратили пищеварительную систему, но прекрасно паразитируют в других организмах.
3) Повилика характеризуется снижением активности аппарата фотосинтеза, редукцией листьев до чешуй, преобразованием корней в присоски — паразитирует на высших растениях и является злостным сорняком.
редукция глаз у кротов это идиоадаптация, т.к. не связана с паразитическим образом жизни
Бывает частная дегенерация - это как раз пример с реукцией зрения у крота.
Задания Д21 № 6642
Примером общей дегенерации является
1, 2 и 4 – идиоадаптация.
В эволюционное учение А. Н. Северцовым были введены понятия общая и частная Дегенерация. Общей Дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, Северцов называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей Дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.
Извините, но прочитала в справочнике : Дегенерация - приспособительные изменения организмов, приобретаемые путём понижения уровня общей организации - упрощение строения и функций. Так, паразитические черви утратили пищеварительную систему, у обитающих в земле кротов редуцированы глаза. Ответ 1 тоже подходит.
В эволюционное учение А. Н. Северцовым были введены понятия общая и частная Дегенерация.
1 - это частная Дегенерация.
Вопрос сложный, спорный, но включается в часть А очень часто.
В вопросах В части редукция зрения у кротов - дегенерация. Как быть, ведь это некорректный вопрос?
Нельзя утверждать, что вопрос некорректный.
К сожалению, в биологии (и экологии) часто бывает :(
У вас есть задания В части, в которых настойчиво утверждается, что редукция зрения крота- общая дегенерация. Чему верить?
Укажите номера заданий, где это утверждается настойчиво :( Это биологическая ошибка.
мне кажется что и редукция зрения у крота и утрата крыльев у блох и вшей можно назвать дегенерацией.
при дегенерации с редукцией одних органов происходит усиление роли других. так у крота улучшается, если я не ошибаюсь, слух. у блох и вшей отсутствие крыльев, вероятно, связано с тем, что они являются эктопаразитами. Ну дегенерация как раз и связана с переходом к паразитическому образу жизни. Вопрос, на мой взгляд, некорректен
Частная дегенерация соответствует идиоадаптации.
В 32 задании части В правильный ответ редукция зрения у крота - дегенерация, а в части А этого задания - это идиоадаптация. Как быть? Какой ответ правильный? И что выбирать на экзамене?
Редукция зрения у крота — частная дегенерация соответствует идиоадаптации.
Если есть вариант ответа с паразитами, их нужно выбирать.
Задание 20 № 20970
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В |
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А — биологический прогресс | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б — общая дегенерация | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих |
Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.
Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).
Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.
Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.
Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.
Читайте также: