Роса росток росомаха растение подросток росистый выращивать вращать расстегнуть недоросль

Обновлено: 05.10.2024

Выпишите из данного списка однокоренные слова, распределив их по группам. Подчеркните в однокоренных словах чередование гласных и согласных, если оно имеется.

1) Голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;

2) Летний, летать, летный, лето, летун, многолетник, однолетки.

3) Наложить, прилагать, приладить, ложка, ладья, приложение, слагаемое, неполадка, обложка, ладушки.

4) Ворота, дворняга, подворотня, воротить, дворник, поворот.

5) Роса, росток, росомаха, растение, подросток, росистый, выращивать, вращать, расстегнуть, недоросль.

6) Горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник, горечь, подгорный, горевать, горчить.

Ответы

Голубь Голубчик
Летний Лето
Прилагать Слагаемое
Поворот Подворотня
Роса Росистый
Горчица Горчичник Горчить
Тема лёгкая учи.
Дальше сложнее!

Тут 2 таких слова. Первый-это деревянные: в этом слове 10 букв,11 звуков.Потому что,буква Е дает 2 звука:[й],[э].

Второе слово-это лестница.В этом слове 8 букв,7 звуков.Потому что буква Т в этом слове является непроизносимой согласной и не дает звука.

1 встретиться впоследствии - слитно, это наречие

2 медальон В ВИДЕ подковки - раздельно, этот производный предлог всегда пишется в два слова

3 несмотря ни на что - слитно, производный предлог

3 что-то вроде журнала - слитно, производный предлог

1- скуфейка- это шапочка в которой ходят православные священнослужители, остроконечная бархатная, черная или фиолетовая.
2 - прямое значение.
3 - синонимы - ермолка, тюбитейка,шапочка.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, италианским - с женским полом говорить прилично.Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми онысм говорить пристойн, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Сабир Абдулла, узбекский поэт.

Прочитай текст озаглавь его. обрати внимание как строится текст деревья сёстры и в то же время противоположности автортвсё время

Почитай предложения найди и подчеркни грамматические основы каким предложениям соотвествуют схемы спиши в каком порядке идут схе

Образуйте от глагола делать при помощи различный приставок однокореное слова.Запишите их выделите в словах приставку и корень со

В каких предложениях есть обособленные обстоятельства(запетых нет): 1) Только Григорий несмотря на зной и усталость не хотел вор

Будь любезен сходи в библиотеку поройся в специальной литературе почитай о том что тебя больше всего интересует и в Италии тебе

в даном предложение подчеркнуть все изученые орфограмы налител яростный ветер,и зашумели верхушки деревьев

Основа слова

Подчеркните слова, в которых основа совпадает с корнем.

Сегодня , солнечный , дождь , травяной , пальто , стол , ручей , речка , рояль .

Распределение

Распределите пары: однокоренные слова и формы одного слова.

Однокоренные слова

Формы слова

Однокоренные слова

Составьте пары однокоренных слов.

Корень

Вставьте пропущенные буквы в корне.

Морфемы

Восстановите последовательность расположения морфем в слове.

Основа

Выделите цветом основу в знаменательных словах.

Кажд ый гриб похож на зонтик . На гор е шум ит ив а . Ветер развева ет флаг и .

Названия морфем
Обозначение морфем

Подберите подписи к изображениям.



Родственные слова

Летний , летать , лётный , летун , многолетник, однолетки.

Состав слова

Впишите недостающие части определений.

– часть слова, которая остаётся, если отделить от неё окончание и формообразующую морфему, и с которой связывается лексическое значение этого слова.

– главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Схема слова

Рассмотрите схему состава слов.


Подчеркните слова, которые подходят к схеме.

Летний , настольный , реченька , перелаз , небесный , рассказ , подосиновик , дружить , подружка , воздух , побег , нежность , солнышко , переход , стол .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены задания по теме "Морфемика" в 5 классе, также даны тестовые задания. Материал разнообразен и даёт возможность организовать и индивидуальную, и групповую работу.

ЗАДАНИЯ по разделу: МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ

Выпишите из данного списка однокоренные слова, распределив их по группам. Подчеркните в однокоренных словах чередование гласных и согласных, если оно имеется.

А: 1) Голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;

2) Летний, летать, летный, лето, летун, многолетник, однолетки.

В: 1) Наложить, прилагать, приладить, ложка, ладья, приложение, слагаемое, неполадка, обложка, ладушки.

2) Ворота, дворняга, подворотня, воротить, дворник, поворот.

С: 1) Роса, росток, росомаха, растение, подросток, росистый, выращивать, вращать, расстегнуть, недоросль.

2) Горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник, горечь, подгорный, горевать, горчить.

А: Выделите суффиксы, с помощью которых образуются существительные, обозначающие профессии.

На ПИАНИНО играет ПИАНИСТ, на скрипке - , на барабане - , на трубе - , на органе - , на флейте - , на балалайке - , на гитаре - , на баяне - .

В: Образуйте от данных слов существительные, обозначающие лиц мужского или женского рода. Выделите суффиксы.

Паром - , агитация -, фокус- , бедный- , модный -.

С: Образуйте с помощью разных приставок как можно больше слов от глагола БЕЖАТЬ. Выделите в образованный словах все приставки. Подберите несколько однокоренных слов к глаголу БЕЖАТЬ, в которых обнаружилось бы чередование согласных.

Выполните морфемный разбор слов.

А: Гордец безводный подкормиться.

В: Баранина приозёрный раствориться

С: Подосиновик расплывчатый перемножить.

Проанализируйте разбор данных слов. При неправильном разборе предложите свой вариант морфемного анализа.

А: Берез- няк- 0 пере- крестн-ый не- на-вид-е-ть.

В: Рос-пись-0 бородат-ый рас-по-зна-ва-ть

С: Без-време- нн- ик-0 клык- аст-ый при- остан – ови-ть-ся

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Составьте с данными словами предложения.

А: Ш..(с,сс)е, ра(с,сс)вет, м..ршрут, ц..рк, в..лос..пед, пр..строиться, гр..мадный,ч..репаший, акац..я.

В: Ж..кей, ц..трус, бл..стать, ар..матный, оч..ртания, амуниц..я, ш..рох, ц..корий, ш..коладка, д..суг.

С: Ц..ц, обж..ра, ра(с,сс)ч..т, (с,з)бить, а(п,пп)етит, ц..плёнок, д..ван, ч..лка, к.бинет, те(н,нн)ис, ж..нглировать, крыж..вник.

Обозначьте в словах орфографические слоги и морфемы. Можно ли сказать, что слоги и морфемы одно и то же? Сделайте вывод.

Образец: про-го-во-рить – про-говор-и-ть

Корова, домик, дописать, вывод.

Составьте слова, используя суффиксы – ОВАТ, -ЁНОК, -АЧ.

Путём присоединения приставок В-, ДО-, ЗА-, ОТ-, ПОД-, ПЕРЕ- образуйте новые слова. Какое значение имеет каждая из приставок?

Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы. Небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.

Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень.

Вижу – увидеть, видно, предвидеть, перевидеть.

Решите задачу. Сами слова не известны, даны лишь их окончания. Требуется рассказать о каждом слове по его окончанию. Можно ли догадаться по окончанию, какое конкретно слово имеется в виду?

ЕШЬ ЕГО ОМУ

Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Мучной – мучиться, душ – душный, железа´ – железный.

Меняя формы слова с помощью окончаний, составьте предложения. В скобках содержатся пояснения.

Крыша, давно, уже, не быть ( прош.вр), крашен (жен.р).

Пассажир (Им.п, мн.ч), с вещи (Твор.п) сидеть (прош.вр), на, площадки(Предл.п, мн.ч).

Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в изменяемых словах.

По чистому снегу б..ж..т серая мыш..ка. За мыш..кой – доро..ка, где в снегу лапки ступали. Ув..дела мыш..ка с..сновую ш..шку, ухв..тила, скр..бёт и погл..дывает, нет ли хоря. А злой хорь по сл..дам п..лзёт. Вот –вот мыш..ку загонит и схватит. А мыш..ка праг в снег. Побрёл г..лодный хорь по белому снегу.

А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила.

Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы (части слова)

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова ( морфемы)

При склонении или спряжении слова образуется форма этого же слова.

При склонении или спряжении слова изменяется не только грамматическое, но и лексическое значение.

Б: В каком слове есть приставка, корень, суффикс и окончание?

Убегут 2) Водяной 3) Прибрежный 4) Квартал

В: В каком ряду во всех случаях даны формы одного и того же слова?

Бабочки, бабочкой, о бабочке 2) клеточка, клеточкой, клетка

Стрелочка, со стрелочкой, о стрелке 4) лапочка, лапа, лапкой

С: В каком предложении глагол позвонить употребляется в форме прошедшего времени, в единственном числе, в женском роде?

Ты позвонишь мне завтра? 2) Он обязательно должен позвонить! 3) Одноклассница позвонила мне вчера. 4) Моим родителям позвонил учитель.

Д: Выберите правильный вариант продолжения мысли: Слова весёлый, веселиться, веселье

Не имеют общего лексического значения

Относятся к разным частям речи, поэтому не могут иметь общего лексического значения.

Являются однокоренными и имеют общее лексическое значение.

Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?

Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.

А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

Окончание имени существительного обозначает только число.

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Нулевое окончание не выражено звуками, его грамматическое значение обнаруживается при сравнении форм слов.

Б: Укажите слово, которое оканчивается на букву А, но не имеет окончания – а.

Графика 2) Вчера 3) Азбука 4) Буква

В: Укажите форму слова с нулевым окончанием

Из партера (выйти) 2) В партере ( сидеть) 3) о партере (мечтать) 4) партер ( занят)

С: Какое из существительных имеет нулевое окончание в Родит. падеже, множественном числе?

В корзине пять помидор(?) 2) У Тани много дел(?) 3) Я положила на стол пять мандарин(?) 4) Трудно съесть сразу шесть апельсин(?)

Д: Укажите слово, которое состоит только из основы

Лиловый 2) Кабинет 3) Завтра 4) Читает.

Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?

1) Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.

1.Найдите корень в словах: беседка, безделица, бездна, бесёнок, бескозырка

2. Выпишите в 1-ый столбик слова, основы которых состоят из приставки и корня, во 2-й – из корня и суффикса, а в 3-ий- из приставки, корня и суффикса.

Пожать, перевалить, доварить, великоватый, гранитный, мраморный, изумрудный, головушка, отдать, передать, водяной, жемчужинка, донести, безвоздушный, заговор, предвесенний, газетчик, выход.

3) Вставьте буквы, применяя изученные правила: ш..л, ш..ссе, ж..рдочка, ш..лк, поч..тный, изж..ванный, предл..жение, от птиц. ц..фры, медиц..нский, у красавиц. ц..кнуть.

4) Расположите данные слова в 2 столбика: 1) О 2) А

Р..стов, р..стовщик, выр..стающий, зар..сли, пор..сль, отр..сль, прил..гательное, сл..гаемое, предпол..жение, изл..гать, р..сток, з..рька, з..рницы, з..рево, на з..ре, возр..ст.

5) Вставьте пропущенные буквы вместо точек.

1р- бе..смысленный ра..смотреть мирово..зрение бе..хитростный ..бор

2р - ра..вешанный и..бегать ра..стояние ра..ставлять ра..дуть

3р - ра..сеянный ..делать ..жечь ра..цвет ..дание

6)Выпишите слова группами: а) непроизносимые согласные б) парные согласные в) согласные в приставках

И..живать, бе..радостный, ду(п,б), ко(з,с)ьба, про(с,з)ьба, праз..ник, во(к,г)зал, бе..чувственный, ненас..ный, трос..ник, бе..сердечный, бе..шумный, звёз..ный

Задание рисунок 1

Составьте текст "Мы посадили горох", используя данные ниже предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Горошина начала р..сти.
Появился небольшой р..сточек.
Выр..сли листочки.
Горошек подр..стал.
Стали р..сти стручки.
Дор..ели до куста.
Берегли р..стение.
Переросли другие кустики.
Выращивали с любовью.

Решение

Мы посадили на огороде горошину. Горошина начала быстро расти, и вскоре появился небольшой росточек. А еще через три дня на нем выросли листочки. Так наш горошек подрастал. Он окреп, и у него стали ра*сти стручки. Они росли−росли и доро**сли до куста. Мы берегли наше растение и очень были рады, что оно переросло другие кустики. Это потому, что мы выращивали его с любовью.

Читайте также: