Рыхление комнатных растений для детей

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Елисеева Наталья Ивановна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды

Цель:

Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.

Задачи по образовательным областям:

  • Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
  • Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
  • Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
  • Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)

Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица - приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?

(карточка с изображением SOS)

Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.

Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут" (Ответ: Цветы)

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.

(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)

Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).

Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)

Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.

Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).

Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)

Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.

(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,

(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)

Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)

Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)

Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)

Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?

Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.

Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?

Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3

где изображено опрыскивание растений)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)

Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)

Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)

Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).

(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)

Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)

- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?

(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)

Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.

(Дети называют все растения.)

Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.

(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.

Он приходит, дети его приветствуют.)

Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.

(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)

Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)

Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.

(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!

(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?

Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.

(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)

Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод!

Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.

— содействовать воспитанию бережного отношения к комнатным растениям, трудолюбия, желания помогать взрослым.

Оборудование: цветы в горшках, лопатка для рыхления.

Организация: 5-8 человек

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришла кукла Катя давайте с ней поздороваемся

Кукла Катя: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Воспитатель: А докажите, что сейчас зима?

Воспитатель: а сейчас ребята я загадаю вам загадку.

Загадка: «Воздух очищают, создают уют

-Ребята, посмотрите какие красивые цветы у нас с вами стоят в групповой комнате. У нас растут фиалки, хлорофитумы, бегония. Как их можно назвать, одним словом? (Одним словом они называются комнатные растения.)

-Чтобы они всегда были у нас с зелеными листочками и цвели за ними необходимо ухаживать за цветами.

-Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву. Для рыхления есть специальная лопатка. Посмотрите, как она выглядит. Она узенькая и удобная, это позволяет нам не поранить корни цветов. Я покажу вам как ею надо работать. (Показываю).

Теперь попробуйте вы по очереди, а я посмотрю, как у вас получается.

А сейчас ребята предлагаю, вам посадить на кресло нашу куклу Катю и пускай она посмотрит, как мы с вами будем делать физкультминутку.

На окне в горшочках.

Поднялись цветочки (руки вверх).

К солнцу потянулись (поднялись на носочки).

Солнцу улыбнулись (улыбаются).

К солнцу листочки.

Повернут цветочки (поворачиваются друг к другу).

Развернут бутоны (поднимают, руки вверх соединяют).

В солнце утонут (опускают руки).

— Теперь давайте посмотрим, в каком горшке вода впитается быстрее. Возьмем два горшка с цветами. В одном будет рыхленная почва, а в другом нет. Мы польем оба растения и сравним, где вода впитается быстрее. Посмотрите, как я буду поливать растения. Носик лейки подношу к горшку с цветком и наклоняю лейку. (Поливаю).

— Где вода впиталась быстрее? (В горшке, где почва рыхленная).

-Почему? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения.)

Дети по очереди рыхлят почву в горшках с растениями. Поливают их. Воспитатель контролирует процесс. Исправляет ошибки детей.

Итог занятия

-Ребята, а давайте скажем, нашей кукле Кати чему мы сегодня с вами научились делать на занятии? (Рыхлить почву и поливать цветы лейкой).

— Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).

— Как нужно поливать растения? (Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).

— У вас хорошо получалось, вы молодцы. Занятие закончено, можете идти играть.

Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.



Тема: "Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни"
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Цель исследования: выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
4. Провести количественный анализ полученных результатов.
5. Провести качественный анализ полученных результатов.
Методика исследования: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: Формирование знаний о растениях будет проходить более успешно в ходе непосредственного взаимодействия детей с комнатными растениями , которое будет реализовываться через уход детей за комнатными растениями.


Целью формирующего эксперимента является уточнение и расширение знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о комнатных растениях у средних дошкольников в процессе ухода за ними.
2. Сделать выводы по результатам проведенной работы.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы строился с учетом следующих принципов:
1. Постепенного усложнения содержания знаний.
2. Введение педагогических условий.
3. Активность детей.
4. Создание ситуации успеха.
5. Учет индивидуальных особенностей.
Формирующий этап представляет собой отбор педагогических условий, направленных на формирование знаний о комнатных растениях.
Педагогические условия – это система факторов, обеспечивающих педагогический процесс. Подласый И.П. выделил несколько групп педагогических условий: дидактические, гностические, организационные, социологические, психологические.
Так дидактические условия были включены в занятия познавательного цикла, на которых знакомили детей с комнатными растениями, определяли содержание, объем знаний. На занятиях познавательного цикла целесообразно использовались следующие методы:
- сюрпризные момент
- наблюдение за комнатными растениями;
- художественное слово;
- опытническая деятельность;
- фиксация наблюдений.
Для успешного овладения знаниями о комнатных растениях создавались психологические условия, которые были направлены на поддержание интереса у детей с комнатными растениями с помощью: сюрпризных моментов, бесед, дидактических игр. С помощью организационных условий у детей стимулировалась познавательная активность, формировались познавательные интересы.
Необходимо воспитывать у детей интерес к комнатным растениям. Развивать желание ухаживать за ними. Для этого необходимо создавать гностические условия, включающие: наблюдение, показ иллюстраций, дидактические игры.
В основу формирующего этапа положены методики Николаевой С.Н., Саморуковай П.Г., Марковской М.М. в их методиках предполагается проведение трудовой деятельности на занятиях и в повседневной жизни. Это позволяет выстроить комплекс занятий, который способствует лучшему усвоению знаний.
В методики Марковской М.М. по формированию знаний о комнатных растениях и в процессе ухода за ними определено содержание знаний, выделено влияние труда на рост и развитие растений. Даны последовательные трудовые операции по уходу за комнатными растениями: полив, опрыскивание, мытье растений, начало обучения рыхлению.
В методике Николаевой С.Н. выделяется роль труда, как условие создания экологически-развивающей среды.
Саморукова П.Г. раскрывает способы организации труда при формировании знаний о комнатных растениях и методику формирования знаний в процессе ухода за ними.

Всю работу на формирующем этапе разбили на три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.

Проводилось с подгруппой детей в свободное от занятия время во вторую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Вместе с детьми в уголке природы мы рассматривали альбом: повторяли названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие растения влаголюбивые, а какие любят умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.
Дидактическая игра: " Отгадай загадки ".
Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.
Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

2 блок: " Зеленая анатомия ".
Цель: уточнить знание детей о частях комнатных растений, о факторах их роста и развития.
Этот блок включает следующие виды педагогической деятельности:

Дидактическая игра: " Путаница".
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
- детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки ;
- сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей?);
- предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому?) ;
- детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- оценить каждого ребенка.
Занятие: " Уход за комнатными растениями ".









Результат: упругое, зеленое, здоровое растение
2.Мытье растений.
Цель: удовлетворить потребность растений в воздухе.
Предмет труда: запыленное растение.
Инструменты и материалы: тазик с водой, клеенка для накрывание земли, мягкая кисточка, рукавичка.
Если у растения крупные, плотные, кожистые листья, то для удаления пыли использовались рукавички. Воспитатель набирал в таз воду и ставил возле растения, дети предлагалось надеть рукавичку на правую руку, намочить ее, отжав лишнюю воду, в левую руку взять лист, а правой рукой аккуратно стереть пыль с него. После удаления пыли, дети прополаскивали рукавичку и вешали сушить.
Если у растения мелкие тонкие литья, использовался душ. Дети находили такое запыленное растение, воспитатель ставил его в ванну, закрывали землю в горшке пленкой. Полив растение под душем, ему давали немного обсохнуть и ставили на прежнее место, сняв пленку.
Если у растений опущенные листья, его обрабатывали мягкой кисточкой, затем убирали кисточку на место.
Результат: растение чистое, здоровое, ухоженное.
3.Рыхление.
Привлекались дети высокого уровня, а дети, находившиеся на среднем и низком уровнях, наблюдали за работой воспитателя и детей.
Цель: улучшить поступление воздуха и воды к корням растения.
Предмет труда: растения, нуждающиеся в рыхлении земли.
Инструменты и материалы: тугие палочки для рыхления, лейка с водой.
Дети вместе с воспитателем осматривали растения и определяли, какие нуждаются в рыхлении. Когда определили растение, брали лейку с водой и поливали его, пока вода хорошо промочит землю. После этого воспитатель начинал показывать, как правильно рыхлить. (Начиная от края горшка к середине, не тревожа верхнюю часть растения и корни. Стараясь возле стебля рыхлить неглубоко.) после рыхления палочки промывали под водой и вытирали их тряпочками, затем ставили на место.


1 звено дети находившиеся на низком уровне. Они ухаживали за фикусом, кливией, бегонией пятнистой крапчатой ;
2 звено дети находившиеся на среднем уровне. Они ухаживали за примулой, геранью, бальзамином ;
3 звено находились дети на высоком уровне ( вместе с воспитателем мыли растение под душем ).
Детям предлагалось выбрать себе растение, за котором хотели поухаживать, отобрать необходимое для работы инструменты и приступить к работе. В конце труда воспитатель обратил внимание детей, что растение стали красивее и ми легче дышится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: воспитание у детей бережного отношения к комнатным растениям и уходу за ними.

Конспект классного часа

Уход за комнатными растениями

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними

Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

Совершенствовать навыки ухода за растениями.

Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

Учитель: Дети, представьте, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво. Много прекрасных комнатных цветов.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам могло бы понравиться в этом волшебном саду?

Ответы детей.

Учитель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень огромными тепло, там нет зимы. Там они растут деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Учитель: Какие вы знаете комнатные растения? Ответы воспитанников.

Учитель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Рассказ о комнатных растениях: герани, , кактусе и фиалке.

Герань – комнатное растение

Более популярного комнатного растения, чем герань нет. Которое любят во всем мире. Цветок герань – из тех растений, которые объединяют в себе массу достоинств. Она одновременно может быть комнатным и садовым цветком.

Родина – Южная Америка

Специалисты – ботаники насчитывают больше 250 видов герани. Все герани делятся на 2 группы: душистые и цветущие ( 4 слайд). Их отличие в том, что цветущие, как понятно из названия, обладают очень красивыми цветами. А вот цветы душистых пеларгоний невзрачные, зато листья имеют неповторимый очень яркий аромат ( слайд).

Видов герани много, и все по-разному пахнут. Запах, который издают некоторые экземпляры достаточно неприятный. К самым пахучим растениям относится душистая комнатная герань. У той герани пахнут не цветы, а листья ( слайд).

Но именно с запахом связано благотворное влияние герани на здоровье. Ведь листья выделяют особые фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и очищают воздух. Многим людям запах герани помогает расслабиться, снять усталость. Успокаивает нервную систему, и действительно ионизирует воздух. Аромат герани полезно вдыхать после инсульта ( слайд).

Герань – южный цветок, она очень любит солнце. Зимой она должна стоять на самом светлом месте в доме. Летом его нужно высаживать в грунт. Хорошо растет при температуре около 20 градусов. Уберечь цветок от сквозняков, иначе он может заболеть. Поливать не слишком обильно, но постоянно.

Насколько я помню, моя мама пересаживала герань каждый год. Можно герань пересадить в другой газон. Почву для герани мама покупала в магазине.. Это рыхлая, легкая, но при этом плодородный грунт ( слайд).

Мы дома размножали герань стеблевыми черенками. Можно сразу высаживать в землю. Можно на несколько в воду. Черенки герани можно высаживать после среза сразу в горшок. Можно герань размножать семенами. Герань используют для отпугивания насекомых.

Среди комнатных растений мне очень нравится герань. Может потому что в доме на каждом подоконнике растет герань – белые, розовые , красные ( слайд).

Запах его листьев мне очень нравился. После рассказов о целебных свойствах, я более подробно заинтересовалась геранью. Герань – это многолетник, так что вполне подходит для комнатного разведения. В зависимости от вида, это травянистое или полукустарниковое растение.

К сожалению, я не имею личного опыта, но знаю интересный способ применения листьев душистой герани. Их употребляют в пищу в качестве приправы. Листья герани используют для ароматизации помещений, шкафов, белья. Эфирное масло герани считается одним из самых целебных. С его помощью лечат грипп, кашель и другие респираторные заболевания.

Фиалка принадлежит к роду растений из семейства Фиалковые. На сегодняшний день известно больше 500 видов этих растений, растущих преимущественно в северном полушарии в дикой природе – она прорастает в горах, парках, садах, под деревьями. Ну или же очень часто ее можно встретить на подоконнике в горшке.

Если часто ее поливать, то корешки растения могут загнить и пропасть. Самая красивая часть этого растения – это цветки, которые бывают махровыми, узорчатыми и разноцветными. Благодаря их красоте, сортам фиалок давали королевские имена и воспевали в стихах и песнях.

Некоторые сорта этого прекрасного растения цветут долго, бывает даже что круглый год. Фиалка считается неприхотливым, живучим растением. Размножается она достаточно просто – нужно отломать листик и поместить его в небольшой стакан с водой черенком — он очень быстро пустит корешки, после чего можно сажать его в землю. Также ученые довели, что фиалка влияет на психическое состояние человека. Например, в семье, где живут детки, рекомендуется обзавестись фиалкой с белыми цветами – она благотворно влияет на психосоматическое развитие ребенка. В доме, где цветут розовые фиалки, практически не болеют его жители, так как эти цветы истощают ферменты, способствующие повышению защитных сил организма. А людям, которые занимают должность учителей, врачей и психологов, рекомендуется поселить у себя на подоконнике фиолетовую фиалочку.

Фиалка содержит в себе большое количество полезных для организма человека веществ и элементов. Она обладает мочегонными, противовоспалительными, слабительными и даже противомикробными свойствами. Также растение является хорошим обезболивающим и успокоительным средством.

Что касается дикорастущих фиалок, то трава фиалок применяется для лечения таких заболеваний — коклюша, бронхита и воспаления горла. Помимо этого, растением можно излечить разные кожные заболевания.

Кактус – это многолетнее растение, из семейства Гвоздичноцветных. Происходит он из Северной и Южной Америки, из островов Вест – Индии. Встретить его еще можно в Африке, на Мадагаскаре. Некоторые представители кактусов распространены по всему континенту, кроме Антарктиды. В России распространены некоторые виды растения на побережьях Крыма, Средиземного моря, Юге Поволжья и других местах.

Кактус - это уникальный представитель вечнозеленых растений. Существует более 3000 видов растения. В высоту кактусы достигают 10 метров и живут в среднем 500 лет. Покрыт он колючками и шипами длиной до 12 сантиметров. По всему стволу есть восковой налет и волоски. Растение не имеет листьев, и состоит из толстого, зеленого стебля разной формы. Они могут быть гладкими и ребристыми, все зависит от разновидности растения. Существует всего один вид кактуса – это Пейрексия, у которого есть листья, похожие на листья цитрусовых растений.

Произрастает растение в песках пустынь, из расщелин скал, под открытым палящим солнцем. Кактус имеет свойство накапливать воду в своих клетках. В пустынях например, температура днем очень высокая, а ночью подает до 10 градусов, от этого перепада образуется роса. Оседает она на растениях и на почве. Этого количества влаги им достаточно для существования. Обильно влажная почва, губительна для растения, корневая система загнивает, и кактус начинает чахнуть.

Цветет кактус очень редко, но цветок необычной красоты, и аромата. Многие виды растения, дают плоды, идущие на корм скоту. Также из кактусов делают живую изгородь. Применяют стволы в строительстве жилищ.

Кроме дикорастущих кактусов, есть культурные домашние. Выращивают их на подоконниках в горшках. Почву можно купить в магазине, специально предназначенную для кактусовых растений. Уход требуется минимальный. Нужно, чтобы они принимали солнечные ванны не менее 4 часов, и грунт должен быть умеренно увлажнен. Поливать нужно дождевой или талой водой, так же можно налить в бутылку водопроводную воду и поставить на несколько дней ее отстаиваться. Так же кактус, на время лета, можно высадить в открытый грунт.

Практически никто не знает, что кактус поглощает солнечную радиацию. Еще его применяют в медицине. В 20 веке было выявлено, что он содержит антибиотик. С его помощью вылечивают очень много болезней.

Кактус это удивительный и таинственный цветок.

Учитель: Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Учитель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Учитель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Учитель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Учитель: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Учитель: Как правильно поливать?

Учитель: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Учитель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Учитель: Как надо протирать листочки?

Учитель: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Учитель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Учитель: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ воспитанника, как надо мыть)

Учитель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Учитель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Учитель: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

(Показ воспитанника, как удалять пыль)

Учитель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Учитель: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

(Показ воспитанника, как рыхлить землю)

Учитель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)

У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)

У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)

У какого растения листья пахучие? (душистая герань)

У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Дети рисуют любые комнатные растения. Оформляется выставка творческих работ детей.

Читайте также: