С 1974 года в россии запрещены посевы

Обновлено: 05.10.2024


Пакетик с травой весом 11,2 грамма подсудимый поначалу хранил при себе, а затем, судя по показаниям, оставил дома до весны. Пятого апреля в 22 часа 20 минут Нечаева, которого несколько лет назад уже судили за хранение наркотиков, задержали сотрудники полиции. В ходе досмотра у него изъяли значительную дозу запрещённого наркотического вещества. Шестого мая 2016 года суд, приняв во внимание смягчающие обстоятельства — признание вины и хорошие характеристики по месту жительства, счёл Нечаева А. И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч. 1 УК РФ и назначил год лишения свободы.

Судьба осуждённых по наркотическим преступлениям разнообразна: статьи много раз менялись и сильно дорабатывались. Если бы А. И. попался в 2005-м, то отделался бы всего лишь административным штрафом, а если бы в 2011-м — мог бы сесть на пять-двенадцать лет за деяния в крупном размере.

Россия позже других стран начала борьбу с наркотиками на государственном уровне. Первые разговоры о том, что опиум всё-таки не для народа, начались в 1860-х годах, а например, во Франции ещё в 1845 году приняли закон, запрещающий контрабанду опия в страну. Российский император Николай Второй издал Указ о мерах по борьбе с опиокурением лишь спустя 80 лет (в 1915 году) и только на Дальнем Востоке. Такая сегрегация была не случайна: влияло соседство с Китаем, откуда опий долгие годы завозился большими партиями.


В 1925-м начали создавать наркодиспансеры, а в Москве открылось первое клиническое отделение для детей-кокаинистов. Лечение проводилось добровольно.

Впоследствии постановление о распространении и сбыте кочевало из кодекса в кодекс, дополнялось и обновлялось, долгое время наказывали только за распространение.

Список всего, за что можно было понести уголовную ответственность, расширился в несколько раз: теперь изготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт, посев и выращивание запрещённых культур грозили сроком до десяти лет с конфискацией имущества, а если ловили на рецидиве — то от шести до пятнадцати.

По мнению исследователя Артёма Сунами, Кодекс 1960 года считается особенно важным для антинаркотической политики, потому что впервые в российском законодательстве наркотики были определены как отдельная угроза. Доктор юридических наук Владимир Ведяхин писал, что предмет преступления представлялся слишком широко — до принятия Кодекса наркотические вещества стояли в одном ряду с сильнодействующими и ядовитыми, и для законодательства угроза от кокаина была сравнима, например, с мышьяком.

В 1991 году Верховный Совет РСФСР отменил административную и уголовную ответственность за употребление наркотиков, вместе с отказом от смертной казни за хищение госимущества и другими человеколюбивыми инициативами. Одним из главных аргументов в пользу декриминализации эксперты называли возможность для потребителей без боязни обратиться за медицинской помощью. При этом ответственность за приобретение, хранение, сбыт и другие манипуляции с наркотиками никуда не делась.


В 1993 Ельцин, продолжая демократизацию, своим указом окончательно ликвидировал систему лечебно-трудовых профилакториев.

Либерализация в наркополитике, как и всякая другая либерализация 90-х, продлилась недолго. Критики декриминализации употребления требовали вернуть административную ответственность, подчёркивая, что число наркоманов, состоящих на медицинском учёте, за четыре года декриминализации выросло более чем вдвое — с 35,2 тысячи в 1992 году до 88 тысяч к концу 1996 года. Сторонники либерального законодательства объясняют рост зависимых достаточно просто: в 90-е был запредельно высокий уровень насилия, а современная наркология считает, что уровень насилия напрямую влияет на количество зависимых. Тем не менее доводы правозащитников не убедили Верховный суд, и маятник антинаркотического законодательства двинулся в обратную сторону, к ужесточению ответственности. Российская Федерация как наследница и правопреемница СССР должна была соблюдать международные конвенции и ограничивать применение наркотических и психотропных веществ только медицинскими целями. В ту пору, как и в советское время, антинаркотическая политика в России и во всём мире была схожа.


ФЗ № 3 1998 года вызывал множество нареканий. Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков считает, что закон предложил некую системную философию, извращающую представления о наркополитике:

Олег Владимирович считает, что на протяжении 90-х в мышлении российских деятелей сохранялось репрессивное отношение к наркотическим веществам, которое переносилось на людей, эти вещества потребляющих. Как и в советское время, в законодательстве преобладал достаточно репрессивный подход, из которого и произрастали проблемные юридические нормы.

Изменения в Уголовном кодексе имели обратную силу, многие дела были пересмотрены — и на свободу вышли более сорока тысяч человек.

Одиннадцатого марта 2003 года президент Владимир Путин создал на базе одного из комитетов МВД Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль) — орган исполнительной власти, курирующий наркополитику. Совсем скоро Госкомитет был преобразован в ФСКН — одно из самых упоминаемых в СМИ в связи с коррупцией и правонарушениями ведомств. На фоне споров о либерализации 2003–2004 годов служба только развивалась и ещё не могла оказать какого-то существенного влияния на наркополитику. В следующие несколько лет ведомство не раз критиковали за чрезмерно репрессивный и часто бездумный подход к борьбе с наркотиками. Оперативники сами сбывали наркотики, шантажировали граждан, вымогали деньги и, как и сотрудники МВД, подбрасывали вещества, чтобы улучшить статистику раскрываемости.

ФСКН также боролась с кондитерами, которые пекли булочки с маком; химиками, работающими с растворителями; ветеринарами, колющими животным кетамин, чтобы смягчить их страдания.

Более чем через десять лет после создания, пройдя через несколько взлётов и падений, Служба падёт в межведомственной борьбе и будет ликвидирована в 2016-м указом президента, успев объявить настоящую войну синтетическим наркотикам. Полномочия ведомства, как и часть его личного состава, перейдут в МВД.

Спайс — это психоактивный наркотик. До 2007 года курительные смеси можно было купить в табачных ларьках — спайс не подпадал ни под один из антинаркотических законов. Производители утверждали, что эффект достигается за счёт растений с психотропным веществом. Но в 2008 году исследователи установили, что в состав входит синтетический каннабиноид, аналог или производное существующих наркотиков. После этого индустрия спайсов ушла в интернет, а размеры употребления стали неконтролируемыми. Тридцать первого декабря 2009 года постановлением правительства РФ голубой лотос, шалфей предсказателей, гавайскую розу и другие синтетические каннабиноиды, входящие в состав спайсов, запретили к обороту, а в 2010-м включили в перечень запрещённых наркотиков. С 2008 по 2014 год объём изъятий синтетических наркотиков по стране увеличился в 130 раз — со 165 килограмм до 22 тонн. А власть и антинаркотические ведомства объявили войну со спайсами.


В 2012 году антинаркотическое законодательство вновь изменилось. По инициативе ещё живого ФСКН в УК изменились показатели размеров. К крупному и особо крупному добавили значительный, чтобы отделить потребителей и мелких барыг от настоящей наркомафии.

В то же время в Уголовный кодекс ввели возможность пожизненного заключения за сбыт наркотиков. Раньше максимальный срок заключения составлял 20 лет по статье 228.1 УК. Впервые к пожизненному сроку за контрабанду наркотиков в особо крупных размерах приговорили только в 2017 году. По версии следствия, обвиняемые с 2012 по 2015 год ввезли и попытались продать в России 600 килограммов героина.


В первом Уголовном кодексе РСФСР 1922г., впервые были сформулированы и приведены в систему все нормы советского уголовного права, однако отсутствовала специальная статья, предусматривающая уголовную ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами.

В УК РСФСР 1926г. была предусмотрена только одна норма, направленная против наркотизма, которая из статьи 140-д УК РСФСР 1922г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст.104, где была предусмотрена ответственность за изготовлении и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения [1,с.194].

В УК РСФСР 1926 года предметом являлись кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а в УК РСФСР 1960 года - соответственно наркотические вещества и наркотики. В первой редакции данной статьи термин "наркотические средства" будет заменен на "наркотические вещества".

Верным представляется мнение профессора В.М. Ведяхина, который указал, что предмет преступления в данной статье был обозначен излишне широко: это и сильнодействующие, и ядовитые, и наркотические вещества, что позволяет сделать вывод о том, что общественная опасность от неправомерных действий с указанными веществами в то время считалась одинаковой [3].

Санкция рассматриваемой статьи была слишком мягкой и предусматривала ответственность в виде лишения свободы или исправительных работ на срок до 1 года, или штраф до ста рублей. Законом РСФСР от 25 июля 1962г. была расширена и усилена уголовная ответственность за наркоманию. Ст.224 была изложена в новой редакции "изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ".

Несмотря на неизменность верхнего порога наказания, уменьшился минимальный срока наказания. Если их предметом были наркотические вещества в крупных размерах, наказывались лишением свободы на срок от 6 до 15 лет, однако критериев для определения крупного размера обозначено не было.

Кроме того статья была дополнена примечанием, которое впервые установило возможность освобождения от уголовной ответственности за приобретение наркотических средств, а также за их хранение, перевозку и пересылку, если лицо добровольно сдало эти наркотические средства. К тому же, лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, освобождалось от уголовной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств.

Наиболее существенные изменения и дополнения в нормы, касающиеся ответственности за незаконное изготовление Уголовного кодекса РСФСР 1960г. были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974г. Приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, были из ст.224 исключены и помещены во вновь введенную ст.226 УК РСФСР 1960г., в которой устанавливалась ответственность за перечисленные деяния, а также за перевозку или пересылку названных веществ [2,ст.275].

В части 1 статьи 224 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических веществ, и наказывались эти действия лишением свободы па срок до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Часть 2 предусматривала уголовную ответственность за действия, предусмотренные частью 1, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных статьями 224(1), 224(2), 225 и 226(1) настоящего Кодекса (предусматривали ответственность за преступления, связанный с наркотическими веществами, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические вещества и крупных размерах, с наказанием и виде лишении свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Часть 3 рассматриваемом статьи устанавливала ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических веществ без цели сбыта и наказывалось лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года.

Часть 4 предусматривала ответственность за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, статьями 224 , 224(2), 225 и 226(1) и увеличивала- наказание по сравнению с частью 3 до пяти лет лишения свободы.

Часть 5 данной стати, гласила, что за нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, переложи или пересылки наркотических веществ наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы па срок до трех лет или исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

Указом от 15 июля 1974г. был внесен ряд изменений и дополнений в Общую часть УК РСФСР 1960г. В частности, на основании ч.2 ст.7(1) хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; в соответствии с ч.1 ст.10 уголовная ответственность да хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; согласно п.3 ст.531 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах. Также данным Указом предусматривалась, наряду с условной, административная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача. Эта норма вошла и Кодекс об административных правонарушениях [5,ст.44].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в этот период была создана достаточно действенная правовая основа борьбы с наркотизмом. Однако правовая практика выявила ряд новых проблем.

Ст.224 УК РСФСР носила суммарный характер (незаконные операции с наркотиками с целью сбыта и без таковой), что мешало определению конкретных составов преступлений, совершенных на почве наркомании.

Уголовные дела к концу 80-х годов возбуждались на 80 % в отношении потребителей (но не за потребление, а за незаконные действия с наркотиками приобретение, хранение) и только 20 °/о - в отношении распространителей [6,ст.37].

Правовая борьба с наркоманией была ориентирована на менее важную цель, создавались возможности для почти беспрецедентного распространения наркотических средств.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987г. УК РСФСР дополнен ст.224.3 "незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача", которая предусматривала два вида противозаконных действий: это незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, с одной стороны и потребление наркотических средств без назначения врача - с другой. Общим условием наступления уголовной ответственности за эти действия было их повторное совершение в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Наказание было предусмотрено в виде лишения свободы или исправительных работ на срок до 2-х лет. Понятие "небольшой размер наркотических средств" осталось за рамками правового регулирования.

Ст.225 запрещала посев опийного мака или индийской конопли без разрешения. Диспозиция статьи была излишне конкретизированной и не охватывала посев других наркотикосодержащих культур. Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июля 1965 г. был расширен перечень запрещенных к посеву культур путем дополнения ст.225 второй частью: "посев южной маньчжурской или южной чуйской конопли".

Указом Президиума ВС РСФСР от 15 июля 1974г. заменил излишне конкретизированную ранее ст.225 на более обобщенную "посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества", а сам запрет стал охватывать более широкий круг общественных отношений. Важным условием для наступления уголовной ответственности по ст.225.1 стало совершение указанных действий повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Ст.226 "содержание притонов и сводничество" признавала преступными широкий круг деяний: содержание притонов разврата, сводничество с корыстной целью, а равно содержание притонов для потребления наркотиков либо содержание игорных притонов. Указом Президиума ВС РСФСР от 15 июля 1974 г. из ст. 226 исключили слова "содержание притонов для потребления наркотиков". Это было связано с тем, что этот же Указ вводил в УК РСФСР ст.226.1 "организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ", которая запрещала организацию или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предоставление помещений для тех же целей.

Действия, указанные в данной статье, были выведены в самостоятельный состав преступления и стали рассматриваться как более общественноопасные и что наказание стало существенно увеличилось.

Указом Президиума ВС РСФСР от 29 июня 1987 г. в ст.ст. 224, 224.1, 224.2, 226.1 слова "наркотических веществ", заменены словами "наркотических средств", что привело отечественное законодательство в более полное соответствие международному.

1. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1953 гг. М-, 1953. .С. 194.

2. Ведомости Верховного Совета РСФСТ. 1960, №40. Ст. 591, 670, 272, 275.

3. Уголовно-правовой аспект антинаркотизма в России 1960-1996г.г. (историко-правовой анализ) профессор В. М. Ведяхин.

5. Кодекс об административных правонарушениях. М. 1988. Ст.44.

6. Кажарский Д.Д. О практике применения уголовно-правовых норм и об ответственности за наркотизм // Вестник Московского ун-та. Право. 1988. № 2. С. 37.

7. Келина С..Г. Современные тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой теории / В кн. Современный тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства М., ИГПАН 1994. С. 42-43

Основные термины (генерируются автоматически): УК РСФСР, вещество, содержание притонов, уголовная ответственность, средство, часть, опийный мак, ответственность, назначение врача, потребление наркотиков.

Выращивание конопли на советских плакатах



Сокращения конопляных посевов в СССР началось сразу после ратификации международной конвенции ООН в 1961 году. Вплоть до 1960-х годов за выполнение повышенных обязательств по выращиванию конопли давали не от 5 до 12 лет, как сегодня, а почетное звание Героя Социалистического Труда. В 1982 году ответственному за сельское хозяйство секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву доложили о бедственном положении с производством конопли:

"До 1960 года объемы производства конопли не только полностью обспечивали потребность легкой промышленности в этом виде сырья, но наша страна являлась крупным экспортером пеньки. Конопля выращивалась в Российской Федерации, в Украине, в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Под посевами в 1956-1960 годах было занято в среднем около 430 000 гектаров. Считали бы необходимым поручить Госплану СССР и министерству Сельского хозяйства рассмотреть вопрос об увеличении производства конопли до нужных объемов."

Восстановить производство конопли в прежних масштабах решили в 1985-1986 годах, о чем и доложили Горбачеву. При этом сообщили, что катастрофически не хватает сортов, не содержащих наркотических веществ. Их выведение поручили видным селекционерам.


Облава на конопляном поле. Краснодарский край, 1989 год. Фото

Конопля

На территории России коноплю выращивали уже в IX веке. Конопля культурная, или посевная выращивалась для получения волокна, из которого изготовляли ткани. Из волокна матерки (женского растения), убранной на семена, делали морские канаты, веревки, парусину и т.п.

На территории России коноплю выращивали уже в IX веке. Конопля культурная, или посевная выращивалась для получения волокна (пеньки), из которой изготовляли ткани. Из волокна матерки (женского растения), убранной на семена, делали морские канаты, веревки, парусину и т.п. К этому времени относится и возникновение торговли пенькой.

Введение конопли в севооборот позволяет улучшить структуру почвы, очищает ее от сорняков, является хорошим предшественником для яровых культур, а при уборке на зеленец и для озимых.

Всего в конопле посевной найдено в пределах 400 органических соединений. Из них примерно 60 впервые были обнаружены именно в ней.
Семена содержат жирное масло (до 40%), смолу, витамин К, холин, холестерин, сахара, эдестин, сапонины. В траве обнаружены алкалоиды, эфирное масло, фитонциды, каротин.

В отечественной медицине дореволюционного периода официальные экстракт и настойки из травы индийской конопли употреблялись как болеутоляющее, успокаивающее и легкое снотворное средство. Сок травы является слабительным средством.

В России до 30-х годов XX века конопля являлась приусадебной культурой мелкого единоличного хозяйства. Возделывались в основном местные сорта – кряжи.

За годы Советской власти коноплеводство было не только восстановлено, но и широко продвинулось в новые районы, в том числе и в Сибирь. В 1928 году по площади посева конопли Россия занимала первое место в мире – 966 тысяч га.

С 1931 года в стране была развернута широкая планомерная работа по селекции конопли.

В СССР основными коноплесеющими районами были центрально-черноземные области РСФСР, лесостепная и южная Украина, Белоруссия, Поволжье, Северный Кавказ и Западная Сибирь. Выращивали в основном селекционные сорта: Южную созревающую 6, Южную черкасскую, Краснодарскую 35 и др.

В 1965-1971 годах посевы конопли в СССР не превышали 300 тысяч га. Урожаи волокна достигали 11-12 центнеров с 1 га.

В 1987 году решением Совета Министров СССР культивирование конопли на территории страны было запрещено. 12 июня 1987 года было принято постановление Совета Министров СССР № 695 "О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака", которым не допускались, помимо указанного в названии постановления наркотикосодержащего растения, также посев и выращивание конопли "на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании".

После этого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года были введены новые составы преступлений в Уголовный Кодекс РСФСР, в частности статья 225 "Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли", а Кодекс об административных правонарушениях РСФСР пополнился статьей 99 "Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли".

Соответствующая статья содержится и в УК РФ – статья 231 "Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры". По смыслу статьи 231 УК РФ, культивирование означает создание специальных условий для посева и выращивания наркотико содержащих растений, а также совершенствование технологии их выращивания, выведение новых сортов, повышение их урожайности и устойчивости к неблагоприятным погодным условиям.

Выращивание конопли является лицензируемым видом деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года). Согласно постановлению, Росздравнадзор осуществляет лицензирование деятельности по культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

20 июля 2007 года вышло Постановление Правительства РФ, которым были определены и разрешены к выращиванию безнаркотические сорта конопли, включенные в Государственный реестр селекционных достижений.

Работы по созданию сортов конопли, не обладающих наркотической активностью, начались в стране с 1973 года. В Государственный реестр селекционных достижений в конце 1990-х – начале 2000-х годов были внесены такие новые сорта южной конопли, как Зеница, Кубанская ранняя, Славянка, Пава, в которых содержание основного наркотического вещества снижено до 0,1% и менее.

Всего, по данным главы ФСКН Виктора Иванова, в России созданы 20 селекционных сортов конопли с крайне малым содержанием наркотического алкалоида – тетрагидроканнабинола.

Площади посева безнаркотических сортов культуры в России в 2011 году составляют менее двух тысяч гектаров. При этом порядка одного миллиона гектаров занято дикорастущей наркосодержащей коноплей. Она растет во всех регионах, больше всего на Дальнем Востоке, в Амурской области, в Туве, Бурятии, Еврейской АО и Краснодарском крае.

При этом Россия стала крупнейшим импортером – до нескольких миллионов тонн – конопляного волокна и малоценного пальмового масла.

На мировом рынке цена на коноплю в два раза выше, чем на простой хлопок. А спрос на конопляные ткани растет на 30% ежегодно.

По мнению Виктора Иванова, выращивание ненаркотической конопли может стать одним из важных для России инновационных проектов.

Возрождение производства данной культуры может обеспечить рабочими местами примерно один миллион граждан, ежегодный оборот отрасли может составить свыше 100 миллиардов рублей.

Читайте также: