С грибом образующим лишайник может существовать

Обновлено: 12.09.2024

в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев.

6. Шляпочные грибы в природе размножаются:

б) разрастанием и дроблением грибницы;

в) спорами, разрастанием и делением грибницы.

7. Шляпочные грибы кормятся:

а) органическими веществами и минеральными солями, которые они всасывают совместно с водой из корней деревьев и увлажненной почвы;

б) органическими субстанциями, которые всасывают гифами грибницы из корней деревьев;

в) минеральными субстанциями, которые они всасывают грибницей из лесной земли.

8. Корешки деревьев и гифы грибницы многих шляпочных грибов образуют:

в) и мицелий, и микоризу.

9. Грибница мукора это:

а) очень разросшаяся клеточка с цитоплазмой и одним ядром;

б) очень разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;

в) ветвящиеся нити, образованные клеточками, любая из которых имеет цитоплазму и ядро.

10. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, поэтому что:

а) его нити гибнут и загнивают;

б) с возрастом в нитях грибницы образуются вещества темного цвета;

в) в его головках образуются споры.

11. Истинный, либо осенний, опенок по способу кормления:

а) чаще всего сапрофит на отмершей древесной породе;

б) сначала сапрофит, а затем паразит;

12. У злаковых растений, пораженных головней, соцветия смотрятся обгорелыми, потому что:

а) разрушенный эндосперм зерновок становится черным;

б) ткани несформировавшихся соцветий разрушаются мицелием гриба, образующим споры;

в) пораженные соцветия засыхают и чернеют.

13. Грибница головни развивается, когда:

а) у злаков происходит образование растений;

б) при прорастании зерновок;

в) после отцветания в образующихся зерновках.

14. Пищевые продукты из пытки, в которую попали размолотые рожки спорыньи, вызывают у человека:

а) горечь во рту;

б) расстройство кишечного тракта;

в) судороги, боли головы, желудка, омертвение пальцев, носа и пр.

15. Гриб фитофтора очень поражает посадки картофеля во время:

в) влажной погоды и пониженной температуры (ближе к осени).

16. Гриб фитофтора поражает у картофеля:

а) только листья;

б) листья и стволы;

в) все растение, в том числе и клубни.

17. Грибница-гриба-трутовика разрушает:

а) кожуру дерева;

18. Шампиньоны можно выращивать на навозе, поэтому что они:

а) не образуют микоризу;

б) почвенные паразиты;

в) могут жить как почвенные сапрофиты и в сожительстве с корнями деревьев.

19. Дела меж грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны:

а) на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба;

б) на взаимовыгодном существовании: гриб снабжает водоросль водой и неорганическими солями, а водоросль снабжает гриб органическими субстанциями;

в) на паразитизме, необыкновенно сильном со стороны водные растения.

20. С грибом, образующим лишайник, может существовать:

а) одноклеточная водоросль любого вида;

б) одноклеточная водоросль того либо другого вида;

в) одноклеточная либо нитчатая водоросль того либо другого вида.

21. В слоевище лишайника водоросли находятся:

а) на верхней стороне;

б) на нижней стороне;

в) в переплетениях гиф по всей толще или сосредоточены в одном слое толщи слоевища.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме: Грибы и лишайники.

1. Пеницилл относится к:

а) плесеням; б) дрожжевым грибам; в) ржавчинным хлебам.

2. Дрожжи размножаются:

а) только делением; б) только почкованием; в) делением и почкованием.

3. Пекарские дрожжи в природе:

а) не известны; б) встречаются часто в нектаре, соке плодов; в) встречаются, но очень редко.

4. К дрожжам относятся:

а) только пекарские дрожжи; б) дрожжи нескольких сотен видов; в) дрожжи нескольких десятков видов.

5. Плодовые тела из пенька и шляпки имеют:

а) все съедобные шляпочные грибы;

б) все съедобные шляпочные грибы, за исключением трюфелей, сморчков и строчков;

в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев.

6. Шляпочные грибы в природе размножаются:

а) спорами; б) разрастанием и делением грибницы; в) спорами, разрастанием и делением грибницы.

7. Шляпочные грибы питаются:

а) органическими веществами и минеральными солями, которые они всасывают вместе с водой из корней деревьев и влажной почвы;

б) органическими веществами, которые всасывают гифами грибницы из корней деревьев;

в) минеральными веществами, которые они всасывают грибницей из лесной почвы.

8. Корни деревьев и гифы грибницы многих шляпочных грибов образуют:

а) мицелий; б) микоризу; в) и мицелий, и микоризу.

9. Грибница мукора — это:

а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;

б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;

в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.

10. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

а) его нити погибают и загнивают;

б) с возрастом в нитях грибницы образуются вещества черного цвета;

в) в его головках образуются споры.

11. Настоящий, или осенний, опенок по способу питания:

а) чаще всего сапрофит на отмершей древесине; б) вначале сапрофит, а затем паразит; в) паразит.

12. У злаковых растений, пораженных головней, соцветия выглядят обгорелыми, потому что:

а) разрушенный эндосперм зерновок становится черным;

б) ткани несформировавшихся соцветий разрушаются мицелием гриба, образующим споры;

в) пораженные соцветия засыхают и чернеют.

13. Грибница головни развивается, когда:

а) у злаков происходит образование цветков;

б) при прорастании зерновок;

в) после цветения в образующихся зерновках.

14. Пищевые продукты из муки, в которую попали размолотые рожки спорыньи, вызывают у человека:

а) горечь во рту; б) расстройство кишечника;

в) судороги, боли головы, желудка, омертвение пальцев, носа и пр.

15. Гриб фитофтора сильно поражает посадки картофеля во время:

а) всходов; б) цветения; в) влажной погоды и пониженной температуры (ближе к осени).

16. Гриб фитофтора поражает у картофеля:

а) только листья; б) листья и стебли; в) все растение, в том числе и клубни.

17. Грибница гриба трутовика разрушает:

а) кору дерева; б) древесину; в) сердцевину.

18. Шампиньоны можно выращивать на навозе, потому что они:

а) не образуют микоризу;

б) почвенные паразиты;

в) могут жить как почвенные сапрофиты и в сожительстве с корнями деревьев.

19. Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны:

а) на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба;

в) на паразитизме, особенно сильном со стороны водоросли.

20. С грибом, образующим лишайник, может существовать:

а) одноклеточная водоросль любого вида;

б) одноклеточная водоросль того или иного вида;

в) одноклеточная или нитчатая водоросль того или иного вида.

21. В слоевище лишайника водоросли находятся:

а) на верхней стороне;

б) на нижней стороне;

в) в переплетениях гиф по всей толще или сосредоточены в одном слое толщи слоевища.

22. Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву:

а) являются паразитами;

б) не являются паразитами;

в) являются паразитами в начале своего роста и развития.

Ответы к тесту: Грибы и лишайники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Глава 3. Царство Грибы

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2017 4303
  • DOCX 16.5 кбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Киреева Аида Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

4. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.
1) Верно только А
2) Верно только Б+
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

5. Основные типы слоевища лишайников:
1) накипные+
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые+
6) кустистые+

6. Соотнести процессы жизнедеятельности лишайника и компоненты его слоевища:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы
Компонент слоевища
1) Клетки водоросли
2) Гифы гриба
Ответ:1212

7. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (1). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется … (2). Грибы снабжают весь организм водой и … (3). Такой тип взаимоотношений называется … (4).
Словарик:
1) Симбиоз.
2) Гриб.
3) Корневое питание.
4) Минеральные вещества.
Ответ:2341

8. Что образуется взаимовыгодным сожительством гриба и водоросли?
1) микоризу
2) лишайник+
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

9. Какую роль играет гриб в составе лишайника?
1) автотрофа
2) гетеротрофа+
3) хищника
4) жертвы

10. Что характерно клеткам водоросли в теле лишайника?
1) производят органические вещества+
2) паразитируют на гифах гриба
3) поглощают готовые органические вещества
4) разрушают нити грибницы

11. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения+
4) Неверны оба суждения

12. Чем происходит размножение лишайников?
1) частями слоевища+
2) спорами+
3) семенами
4) побегами
5) половым путем+
6) почкованием

13. Соотнесите процессы жизнедеятельности лишайника и способы его питания:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
Способ питания
1) Автотрофный
2) Гетеротрофный
Ответ:1122

14. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (1). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (3) и состоит из … (3). Питание гриба происходит в результате … (4).
Словарик:
1) Плодовое тело.
2) Всасывания питательных веществ.
3) Ножки и шляпки.
4) Мухомор.
Ответ:4132

15. Способ размножения лишайника:
1) при помощи спор
2) вегетативно+
3) половым путём
4) всё вышеперечисленное

16. Лишайники по способу питания являются:
1) к гетеротрофами
2) к автотрофами
3) к хемотрофами
4) к миксотрофами+

17. Название тела лишайника?
1) побег
2) мицелий
3) таллом+
4) микориз

18. Самой простой формой лишайника является:
1) накипная+
2) кустистая
3) листоватая

19. Какая наука изучает лишайники?
1) ботаника
2) бриология
3) микология
4) лихенология+

20. К чему не относятся лишайники?
1) растениям
2) грибам
3) водорослям
4) особым симбиотическим организмам+

22. Для чего используют лишайники?
1) чистоты воздуха+
2) чистоты воды
3) плодородия почв

23. Лишайник основа корма для:
1) для домашних животных
2) для человека
3) для перелётных птиц
4) для северных оленей+

24. Чего нет у тела лишайника?
1) коркового слоя
2) сердцевина
3) ризоиды
4) ксилемы+

25. Основной функцией сердцевины лишайника является:
1) укрепляет слоевище;
2) выполняет фотосинтез;
3) проводит воздух к клеткам водорослей.+

26. Название тела лишайника:
1) грибница;
2) слоевище;+
3) плодовое тело.

27. Какой тип имеют слоевища лишайника?
1) прямостоячий;
2) кустистый;+
3) чешуйчатый.

28. Каким путем происходит размножение лишайников?
1) половым путем;
2) бесполым путем;
3) половым и бесполым путем.+

29. Автотрофными компонентами лишайника являются:
1) бурые и зеленые водоросли;
2) только зеленые водоросли;
3) зеленые водоросли и цианобактерии.+

30. Что получает водоросль от гриба в составе лишайника?
1) воду и минеральные соли;+
2) воду и углеводы;
3) кислород, воду и минеральные соли.

31. Гетеротрофный компонент лишайника:
1) зеленые водоросли;
2) грибы;+
3) грибы и зеленые водоросли.

32. Чем крепятся листоватые лишайники к субстрату?
1) слоевищем;
2) толстой короткой ножкой;+
3) гифами гриба.

33. Чем крепятся накипные лишайники прикрепляются к субстрату?
1) нижней корой;
2) при помощи специальных выростов слоевища;
3) при помощи ризоидов.+

34. Группа организмов, которая могла бы распространиться первой на новообразованном вулканическом острове:
1) папоротники;
2) лишайники;+
3) хвощи.

35. Главным отличительным признаком лишайника:
1) от наличия пигментов;+
2) от цвета слоевища;
3) от окраски лишайниковых кислот;+
4) от цвета водоросли;
5) от условий освещения.+

36. Название слоевищ лишайников, которые внутри деревьев и камней:
1) изолированные;
2) эндолитные;+
3) сапрофитные;
4) эндофлеодные;+
5) внутренние.

37. Значение лишайников:
1) разрушают горные породы+;
2) обеспечивает растения органическими веществами;
3) используется в парфюмерной промышленности;+
4) составляют покров тундры;+
5) вред судоходству.

38. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:
А) Листоватый
Б) Кустистый

1) Уснея
2) Кладония
3) Пельтигера
4) Леканора
5) Пармелия
6) Цетрариа
2) названием лишайника и характерными признаками:
Ответ: А – 5, ; Б – 1, 2, 6.

39. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:

1) Уснея
2) Пармелия
3) Возможность отделения таллома от субстрата возможно крупными фрагментами.
4) Возможность отделения таллома от субстрата возможно целиком.
А) Листовидные пластинки.
Б) Имеет вид разветвленного кустика.
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 4.

40. Какими организмами считаются лишайники?
1) паразитами
2) хищниками
3) симбионтами+
4) сапротрофами

41. Отметьте лишайники, которых не существует:
1) кустистые
2) древовидные+
3) листоватые
4) накипные

42. Симбиозом называют совместное проживание организмов:
1) взаимополезное+
2) полезное для одного
3) взаимовредное
4) вредное для одного

43. Где растут лишайники?
1) всюду, даже в Антарктиде
2) всюду, где чистый воздух
3) всюду, даже в пустыне
4) все ответы правильны.+

44. Часть лишайника, имеющая хлорофилл:
1) гриб
2) водоросль+
3) грибница
4) и гриб и водоросль

45. Ягелем считается лишайник, который живет:
1) на скалах
2) на стволах деревьев
3) в тундре +
4) в еловом лесу.

46. Найдите лишайник:
1) кукушкин лен
2) сфагнум
3) ксантория +
4) ламинария
5) мукор

47. Организмы, участвующие в образовании лишайников:
1) только моховидные, или мхи
2) только синезеленые водоросли
3) только зеленые водоросли
4) только синезеленые или зеленые водоросли+
5) моховидные, синезеленые или зеленые водоросли

51. Эти организмы выполняют функции поглощения воды и растворения в ней минеральных веществ, а также для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев:
1) грибы+
2) зеленые водоросли или цианобактерии
3) моховидные
4) красные и бурые водоросли

52. Не будет функцией грибов, которые образуют лишайники:
1) поглощают воду
2) создают тень для водорослей
3) синтезируют органические вещества во время фотосинтеза+
4) служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев
5)поглощают минеральные соли

53. Группа химических соединений, с помощью которых лишайники разрушают горные породы:
1) минеральные соли
2) кислоты+
3) щелочи
4) белки

54. Тип слоевища лишайников с наиболее простым строением:
1) накипное (корковое)+
2) листоватое
3) кустистое

55. Тип слоевища лишайников с наиболее сложным строением:
1) накипное (корковое)
2) листоватое
3) кустистое+

Лишайники — это особая группа живых организмов, состоящих из гетеротрофного и автотрофного компонентов.

Слоевище лишайника представляет собой симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли . Основу тела лишайника составляют нити грибницы, а между ними находятся клетки зелёной водоросли. Гриб снабжает клетки водоросли водой и минеральными солями, а водоросль обеспечивает клетки гриба органическими веществами.


Лишайник, лишённый одного из составляющих организмов, погибает. Водоросль из лишайника, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб без водоросли обходиться не может.


shutterstock_1938715285.jpg

Размножаются лишайники участками слоевища или особыми образованиями, состоящими из клеток гриба и водоросли. Эти группы клеток разносятся ветром или струями дождя.

Окраска лишайников разная: белая, жёлтая, серая, коричневая и т. д. По внешнему виду слоевище может быть кустистым , листоватым и накипным .


Кустистые лишайники выглядят как небольшие кустики или деревца. Они поднимаются вверх, если растут на почве, или свисают сверху вниз, если прикреплены к стволам деревьев. К этой группе лишайников относится ягель, который растёт в холодных районах и служит кормом для северных оленей.


Часто на камнях можно увидеть образования в виде плотно приросшей к поверхности корочки. Это накипные лишайники.


Часто встречаются листоватые лишайники. Их слоевище представлено отстающими от ствола дерева или камня пластинками. Один из таких лишайников поселяется на коре осин. Это ксантория настенная.

lichen1522039960720w534.jpg

Лишайники могут расти в самых бесплодных местах — в пустынях, на камнях, на крышах, на скалах, даже на бетоне, стекле и железе. Их слоевища могут поглощать влагу из воздуха, из дождей и туманов.

Лишайники первыми заселяют безжизненные участки и постепенно превращают их в пригодные для заселения другими организмами. Их таллом выделяет особые лишайниковые кислоты, которые медленно разрушают горные породы.


Лишайники — долгожители. Они могут жить до \(50\)–\(100\) лет. Рост у лишайников медленный: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год.


При недостатке влаги лишайники высыхают и кажутся безжизненными. Но при увлажнении они быстро оживают.

Лишайники служат кормом для животных. Их с удовольствием поедают олени, маралы, косули, лоси, а также некоторые улитки.

Лишайники издавна используются человеком. Из них получают лекарства, лакмус, красители. В некоторых странах лишайники используют в пищу.

Читайте также: