С одной стороны сада липы смутно зеленели упражнение 30

Обновлено: 05.10.2024

Я перегнал через широкую дорогу осторожно пробрался сквозь запылё(н, нн)ую крапиву и прислонился к низкому плетню. (Не)подвижно лежал (передо) мной (не)большой сад весь оз..рё(н, нн)ый и как (бы) усп..ко..(н, нн)ый серебристыми лучами луны, весь благ..во(н, нн)ый и влажный. Разбитый (по)стари(н, нн)ому он состоял из одной прод..лговатой поляны. Прямые дорожки сх..дились на самой её середине в круглую клумбу густо заросшую астрами; высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две и сквозь отверстие в..днелась часть низенького дома с двумя к удивлению моему освещ..(н, нн)ыми окнами. С одной стороны сада липы смутно з..ленели облитые (не)подвижным (бледно)ярким светом; с другой они стояли все ч..рные и (не)прозрачные. Стра(н, нн)ый, сдержа(н, нн)ый шорох возникал по временам в их сплошной листве. Всё небо было испещре(н, нн)о звёздами; таинстве(н, нн)о струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они казалось с тихим вниманием гл..дели на далёкую землю.

2. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль речи, обоснуйте ответ, в частности, охарактеризуйте стилистическую роль определений в этом тексте.

3. Какие типы речи сочетаются в тексте? Укажите границу между ними. Объясните особенности употребления в тексте видовременны́х форм глаголов.

4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

5. Найдите в тексте устаревшее слово и объясните его лексическое значение.

6. Определите, какими частями речи являются слова, которые пишутся через дефис.

7. Найдите в тексте причастия; укажите причастные обороты.

8. Выделите грамматические основы в последнем предложении.

9. Проведите синтаксический разбор второго предложения.

10. Найдите предложения, в которых использованы вводные слова и словосочетания.

11. Составьте схемы однородных членов предложения, указав слово, с которым они связаны.

12. Обоснуйте расстановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками, группируя их согласно правилам орфографии и пунктуации.

С одной стороны (обстоятельство, выражено словосочетанием: числительное+ существительное) сада (дополнение, выражено существительным) липы (подлежащее, выражено существительным) смутно (обстоятельство, выражено наречием) зеленели (сказуемое, выражено глаголом) , облитые неподвижным, бледно-ярким светом (обособленное определение, выражено причастным оборотом).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Однажды я как-то долго замешкался в ноле; дичи попалось порядочно, да и день вышел такой для охоты хороший — с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже не только совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Мне пришлось идти вдоль сада… Кругом была такая тишина…

Я перешел через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к низкому плетню. Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны,— весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами; высокие липы окружали ее ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две, и сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещенными окнами. Молодые яблони кое-где возвышались над поляной; сквозь их жидкие ветви кротко синело ночное небо, лился дремотный свет луны; перед каждой яблоней лежала на белеющей траве ее слабая пестрая тень. С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой — они стояли все черные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки, как будто манили под свою глухую сень. Всё небо было испещрено звездами; таинственно струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они, казалось, с тихим вниманьем глядели на далекую землю. Малые, тонкие облака, изредка налетая на луну, превращали на мгновение ее спокойное сияние в неясный, но светлый туман… Всё дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался; он только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки… Какая-то жажда чувствовалась в нем, какое-то мление… Я нагнулся через плетень: передо мной красный полевой мак поднимал из заглохшей травы свой прямой стебелек; большая круглая капля ночной росы блестела темным блеском на дне раскрытого цветка. Всё дремало, всё нежилось вокруг; всё как будто глядело вверх, вытянувшись, не шевелясь и выжидая… Чего ждала эта теплая, эта не заснувшая ночь?

Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина — но всё молчало. Соловьи давно перестали петь… а внезапное гудение мимолетного жука, легкое чмоканье мелкой рыбы в сажалке за липами на конце сада, сонливый свист встрепенувшейся птички, далекий крик в поле,— до того далекий, что ухо не могло различить, человек ли то прокричал, или зверь, или птица,— короткий, быстрый топот по дороге — все эти слабые звуки, эти шелесты только усугубляли тишину… Сердце во мне томилось неизъяснимым чувством, похожим не то на ожиданье, не то на воспоминание счастия; я не смел шевельнуться, я стоял неподвижно пред этим неподвижным садом, облитым и лунным светом и росой, и, не знаю сам почему, неотступно глядел на те два окна, тускло красневшие в мягкой полутени, как вдруг раздался в доме аккорд,— раздался и прокатился волною… Раздражительно звонкий воздух отгрянул эхом… я невольно вздрогнул.

Вслед за аккордом раздался женский голос… Я жадно стал вслушиваться — и… могу ли выразить мое изумление. два года тому назад, в Италии, в Сорренто, слышал я ту же самую песню, тот же самый голос… Да, да…

Vieni, pensando a me segretamente…

1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Я переш..л через широкую дорогу осторожно пробрался сквозь запылё(н, нн)ую крапиву и пр..слонился к низкому плетню́. (Не)подвижно лежал (передо) мной (не)большой сад весь оз..рё(н, нн)ый и как (бы) усп..ко..(н, нн)ый серебристыми лучами луны, весь благ..во(н, нн)ый и влажный. Разбитый (по)стари(н, нн)ому он состоял из одной прод..лговатой поляны. Прямые дорожки сх..дились на са́мой её середине в круглую клумбу густо заросшую астрами; высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте пр..рывалась эта кайма сажени на две и сквозь отверстие в..днелась часть низенького дома с двумя к уд..влению моему освещ..(н, нн)ыми окнами. С одной стороны сада липы смутно з..ленели облитые (не)подвижным (бледно)ярким светом; с другой они стояли все ч..рные и (не)прозрачные. Стра(н, нн)ый, сдержа(н, нн)ый шорох возникал по временам в их сплошной листве. Всё небо было испещре(н, нн)о́ звёздами; таинстве(н, нн)о струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они к..залось с тихим вниманием гл..дели на далёкую землю.
(И. Тургенев)
2 . Выразительно прочитайте текст. Определите стиль речи, обоснуйте ответ, в частности, охарактеризуйте стилистическую роль определений в этом тексте.
3 . Какие типы речи сочетаются в тексте? Укажите границу между ними. Объясните особенности употребления в тексте видовременны́х форм глаголов.
4 . Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
5 . Найдите в тексте устаревшее слово и сформулируйте его лексическое значение.
6 . Определите, какими частями речи являются слова, которые пишутся через дефис.
7 . Найдите в тексте причастия; укажите причастные обороты.
8 . Выделите грамматические основы в последнем предложении.
9 . Проведите синтаксический анализ второго предложения.
10 . Найдите предложения, в которых использованы вводные слова и словосочетания.
11 . Составьте схемы однородных членов предложения, указав слово, с которым они связаны.
12 . Обоснуйте расстановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками, группируя их согласно правилам орфографии и пунктуации.

Решение

1, 7 − 12 .
Я перешёл через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запылённую (прич.) крапиву и прислонился к низкому плетню. (===, ===, ===). Неподвижно лежал передо мной небольшой сад , весь озарённый и как бы успокоенный (прич. оборот) серебристыми лучами луны , весь благовонный и влажный .
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоствное, полное, распространенное).
Разбитый по-старинному , (прич. оборот) он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами ; (прич. оборот) высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две, и сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, (вводн. словосоч.) освещенными (прич.) окнами. С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, (прич. оборот) бледно-ярким светом ; с другой − они стояли все чёрные и непрозрачные . (=== и ===). Странный , сдержанный (прич.) шорох возникал по временам в их сплошной листве. Всё небо было испещрено звёздами; таинственно струилось с вышины их голубое , мягкое мерцанье ; они казалось с тихим вниманием глядели на далёкую землю.
(И. Тургенев)
2 .
Художественный стиль. Его цель − воздействие на чувства и мысли читателя при помощи созданных образов. Определения усиливают образность и выразительность изображённой картины.
3 .
Сочетаются в тексте типы речи − повествование и описание. В повествовании идет рассказ о действиях героя, а описание − это часть текста, в котором происходит описание сада. В повествовании автор использует глаголы совершенного вида, прошедшего времени. В описании − глаголы несовершенного вида, прошедшего времени.
4 .
По − старинному ← старинный (приставочно−суффиксальный).
Неподвижным ← подвижный (приставочный).
Испещрено ← испестрить (суффиксальный).
Таинственно ← таинственный (суффиксальный).
5 .
Сажень − старорусская единица измерения длины, равная 2,13 м.
6 .
По−старинному − наречие,
бледно−яркими − прилагательное.

Читайте также: