Самолет ударился хвостом при посадке

Обновлено: 05.10.2024

При посадке в Уфе самолет "Уральских авиалиний" ударился хвостом о полосу. Командир экипажа принял решение лететь в Екатеринбург, где находится ремонтная база - путь он продолжит без пассажиров, всем предоставлен резервный борт.

Самолет "Уральских авиалиний", следовавший из Уфы в Нижневартовск, ударился хвостом о взлетно-посадочную полосу при посадке в Башкирии, сообщает Ура.ру со ссылкой на представителей пресс-службы авиакомпании. Отмечено, что командир экипажа принял решение продолжать полет до ближайшей ремонтной базы - такая находится в Екатеринбурге.

В целом в Кольцово самолет сел без проблем. На борту уфимского рейса находились 165 человек. Все они получили возможность пересесть на другой борт. К месту назначения он должен вылететь в самом скором времени.

О причинах инцидента не сообщается.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Удар хвостом - это когда задняя часть фюзеляжа самолета касается земли. Фото: Tomás Del Coro/Wikimedia

Удар хвостом - это когда задняя часть фюзеляжа самолета касается земли. Фото: Tomás Del Coro/Wikimedia

Удар хвостом происходит, когда задняя часть фюзеляжа ударяется о взлетно-посадочную полосу. Это может произойти во время взлета, если передняя часть самолета будет поднята слишком рано или слишком резко. Или при посадке, если слишком резко приподнять нос. Часто таким происшествиям способствуют быть сильные ветры.

Некоторые самолеты имеют конструктивные особенности для предотвращения удара хвостом, но главное предотвращение в сводится к обучению пилотов и их действиям за штурвалом.

У некоторых самолетов в основании хвоста есть устройство, известное как хвостовой занос, для поглощения любого контакта.

А системы на большинстве самолетов обнаруживают, произошел ли удар хвостом, и предупреждают пилотов.

У В767 есть хвостовая опора в задней части фюзеляжа, чтобы предотвратить удар хвостом. Фото: Richard Snyder/Wikimedia

У В767 есть хвостовая опора в задней части фюзеляжа, чтобы предотвратить удар хвостом. Фото: Richard Snyder/Wikimedia

Еще хороший пример - Concorde. У самолета был набор убирающихся колес в хвосте, чтобы защитить его от удара о ВПП. Это было необходимо, так как Concorde был необходим крутой угол взлета и посадки, что увеличивало вероятность удара хвостом. Он таким же способом защищал двигатели.

Но главная защита хвоста - это подготовка пилотов. Техника взлета и посадки различаются для разных типов самолетов, и пилоты должны это хорошо осознавать. Изучая случаи ударов хвостом, компания Boeing обнаружила, что опыт летного экипажа играет наиболее важную роль. Большинство ударов хвостом происходило, когда пилоты переходили на новый тип самолета.

Сам по себе удар хвостом обычно не считается серьезным инцидентом. Контакт обычно кратковременный и не очень сильный, чтобы фюзеляж сразу получил серьезный ущерб или нарушилось движение самолета. Однако результат может проявиться в будущем из-за повреждения планера.

После удара хвостом самолет необходимо тщательно осмотреть на предмет повреждений и, если необходимо, произвести ремонт. Особенно опасны повреждения слоев корпуса. В истории авиации было несколько инцидентов, когда такие необнаруженные повреждения через некоторое время привели к катастрофическим отказам.

Simple Flying недавно сообщало о случае удара хвостом при приземлении Boeing 767 компании Azur Air в московском аэропорту Внуково. Во время захода на посадку пилот сообщил о сдвиге ветра, что привело к увеличению угла тангажа. В результате при приземлении хвост ударился о взлетно-посадочную полосу и тащился по земле около 100 метров.

Другой инцидент произошел в ноябре 2019 года. Airbus А330 Singapore Airlines ударился хвостом при посадке в Yangon International Airport Мьянмы . Видимых повреждений не было, но, учитывая потенциальную опасность произошедшего, самолет был выведен из эксплуатации до проведения полной проверки.

Один из случаев удара хвостом

Источник: Simple Flying

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Летный образец новейшего лайнера на взлетно-посадочной полосе. В кабине – опытный экипаж летчиков-испытателей. Самолет начинает разбег и. хвостом касается полосы. Между металлом и бетоном высекается сноп искр. Зрелищно, да, но зачем же портить самолет?

Тейлстрайк: зачем лайнер бьет хвостом по взлетной полосе?

Взлет не спеша

Хвост самолета

Для самолетов, которым предстояло взлетать с увеличенным углом атаки, предусматривались предохранительные устройства на случай удара о полосу. Например, хвост Concorde оснащали маленьким колесиком.

Откуда искры?

Разумеется, режим взлета, при котором хвост касается полосы, является экстремальным. Когда будет подготовлено руководство по летной эксплуатации лайнера, в нем линейным пилотам будет предписано отрывать машину от земли на скорости намного более высокой, чем та, минимальная, установленная в ходе летных тестов. Но при ошибке пилотирования, например, когда летчик возьмет штурвал на себя слишком рано и резко, у него будет некий резерв, который все-таки позволит поднять самолет в небо. Каков этот резерв, как раз и определяется в ходе испытаний.

На самом деле портить даже испытательный летный образец нового лайнера никому не хочется, и поэтому в тестовых полетах, в которых предполагается контакт с полосой, используется специальный демпфер (пята, каблук), который монтируется на хвостовую часть самолета. Это именно из него высекается красивый сноп искр. Естественно, демпфер постепенно изнашивается, хотя в целом это довольно крепкое и износостойкое устройство. В отчете об испытаниях по установлению минимальной скорости отрыва для лайнера A350 говорилось, что на аэродром под Парижем, где проходили тесты, было доставлено три демпфера, но обошлись всего одним.

Взлет самолета

Среди возможных причин авиапроисшествий, связанных с ударом хвостом о полосу, можно назвать сильные порывы ветра вблизи полосы, а также неверно выбранное положение стабилизатора в результате неправильной оценки загрузки самолета.

Слишком мягко, слишком жестко.

В качестве примера авиапроисшествия в конце полета можно привести случай восьмилетней давности, когда экипаж самолета MD-81, выполнявшего чартерный рейс из Копенгагена в Гренобль, начал выполнять заход на посадку по приборам в условиях наступившей темноты. В итоге самолет опустился на полосу с превышением вертикальной скорости и в сильно кабрирующем положении (высоко задрав нос). На борту находился 131 человек, но, к счастью, никто не пострадал, однако самолет получил серьезные повреждения. А все могло кончиться гораздо хуже. В сети можно найти видео, на котором похожий самолет – MD-80 – при жесткой посадке на американской авиабазе попросту лишается хвоста.

Самолет

Недоглядели

Удар хвостом самолета о полосу чреват разрушениями как обшивки, так и силовых конструкций лайнера, поэтому, если что-то подобное случается, машину обязательно подвергнут серьезнейшему техническому осмотру. И если такой осмотр будет проведен недостаточно тщательно, может произойти катастрофа.

12 августа 1985 года лайнер Boeing 747 японской авиакомпании JAL вскоре после взлета лишился вертикального хвостового стабилизатора (киля), потерял управляемость и после безуспешных попыток экипажа спасти рейс потерпел катастрофу. Расследование показало, что корни трагедии уходят в 1978 год, когда этот же самолет при посадке ударился хвостом о полосу аэропорта в Осаке. Тогда пострадала не только обшивка: был поврежден гермошпангоут – герметичная переборка, своего рода пробка, отделяющая негерметичную хвостовую часть от пассажирского салона, в котором поддерживается давление на уровне нижних слоев атмосферы. Повреждения гермошпангоута выявили, однако ремонт (что удивительно для педантичных японцев) был проведен некачественно. Семь лет ничто не предвещало беды, но однажды гермошпангоут отвалился под давлением, а струя сжатого воздуха резко наполнила полость внутри стабилизатора. Тот лопнул как надутый бумажный пакет. Лайнер был обречен.

Самолет

Другой Boeing 747, на этот раз китайский (авиакомпания China Airlines), дожидался своей горькой участи еще дольше. 7 февраля 1980 года лайнер ударился хвостом о полосу, после чего был отправлен в ремонт. Ремонт был выполнен, но опять-таки не слишком тщательно. 22 года спустя, 25 мая 2002 года последствия удара дали о себе знать. У лайнера, совершавшего непродолжительный полет между Гонконгом и Тайбэем, прямо в воздухе оторвался хвост, и самолет рухнул в воды Тайваньского пролива, унеся жизни всех пассажиров и экипажа.

Удар хвостом о полосу – это, может быть, и не самое ужасное, что может произойти с самолетом. Однако, если уж такую ситуацию допустили, необходимо со всей серьезностью оценить последствия потрясения для конструктивных элементов и узлов лайнера. Небольшая авария может однажды обернуться большой бедой.

Жесткая посадка самолета авиакомпании Utair в аэропорту Усинска, 9 февраля 2020 года

Пассажирский самолет в республике Коми совершил жесткую посадку, ударившись хвостом о землю. В результате инцидента никто не пострадал. По данным Росавиации, причиной жесткой посадки стали проблемы с шасси — они сложились, и самолет скользил на брюхе.

По факту ЧП начата доследственная проверка, заявили в пресс-службе Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР.

Четырьмя днями ранее гибелью трех человек закончилась жесткая посадка самолета Boeing 737-800 компании Pegasus Airlines в турецком Стамбуле. Всего на борту находились 183 человека, из них шестеро — члены экипажа.

Вскоре командир экипажа объяснил службе безопасности аэропорта, что спутал полосы из-за плохих погодных условий и, как следствие, низкой видимости.

В сентябре Boeing-767, летевший из вьетнамского города Камрань в Барнаул, совершил жесткую посадку. На борту находился 341 человек — 331 пассажир и 10 членов экипажа. Травмы получили 49 человек. Кроме того, в том же месяце в столичном аэропорту Шереметьево у самолета Boeing 777, который должен был вылететь во Владивосток, загорелся двигатель.

При инциденте никто не пострадал — сотрудники авиакомпании вовремя заметили неполадки и остановили самолет. На борту лайнера находились 369 человек — после происшествия их доставили обратно в аэропорт. Московская межрегиональная транспортная прокуратура запустила проверку в связи с инцидентом.

В результате пострадали около 23 человек, в том числе трое детей. Однако по прибытии медики не выявили у них серьезных травм — люди в основном обращались со ссадинами и ушибами.

Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин были награждены президентом Владимиром Путиным — им присвоили звания Героя России.

Читайте также: